Высокая музыка Италии: по страницам истории. Великие итальянские композиторы Светская музыка: арии кантаты

БОНОНЧИНИ - семья итальянских музыкантов:

Джованни Мария (1642 – 1648) – композитор, скрипач, теоретик. Соч. 9 сборников сонат, танцевальных пьес. Ему принадлежит трактат о контрапункте. В последние годы написал камерную оперу, ряд мадригалов, сольные кантаты.

Джованни Батиста (1670 – 1747) – его сын, композитор и виолончелист. Наследие его включает 40 опер, свыше 250 сольных кантат, около 90 симфоний, концерты, трио-сонаты. Успех его некоторых опер в Лондоне превзошёл успех его главного соперника – Генделя.

Антонио Мария (1677 – 1726) – композитор и виолончелист. Автор произведений для музыкального театра и церкви. С точки зрения фактуры и гармонии его музыка была более изысканна, чем музыка его старшего брата, но она никогда не пользовалась таким же успехом.

Джованни Мария-младший (1678 – 1753) – сводный брат, виолончелист, затем скрипач в Риме, автор вокальных произведений.

ВИВАЛЬДИ АНТОНИО (1678 – 1741)

Высшие достижения относятся к жанру инструментального концерта. Значительное место в наследии занимает вокальная музыка. Стремился к успеху в оп. жанре и много путешествовал, руководя своими постановками. Работал в оп. театрах Виченце, Венеции, Мантуи, Рима, Праги, Вены, Феррары, Амстердама. Соч. ок. 50 опер (сохранилось 20), в т.ч. «Тит Манлий», «Юстин», «Неистовый Роланд», «Верная нимфа», «Гризельда», «Баязет». Ок. 40 сольных кантат, оратория «Торжествующая Юдифь»).

Джордани Джузеппе (ок.1753 – 1798)

ДУНИ ЭДЖИДИО (1708 – 1775)

Учился в Неаполе у Дуранте. Автор 10 опер-сериа на тексты Метастазио , около 20 соч. в жанре французской комической оперы. Ввёл в неё ариетты и речитативы в итальянском стиле. Этот жанр получил название комедия с ариеттами. Оперы: «Нерон», «Демофонт», «Художник, влюблённый в свою модель» (комич.оп.).

ДУРАНТЕ ФРАНЧЕСКО (1684 – 1755)

Итальянский композитор. Учился в Неаполе, затем стал первым капельмейстером нескольких Неаполитанских консерваторий. Считался лучшим в Неаполе педагогом композиции. Среди его учеников – Дуни, Перголези, Пиччини, Паизиелло. В отличие от других ит. композиторов не писал опер. Наиболее ценная часть его наследия – духовная музыка. Интересны и инструментальные произведения – 12 сонат для клавесина, 8 концертов для квартета, пьесы педагогического репертуара.

КАВАЛЛИ ФРАНЧЕСКО (1602 – 1676)

Имел прозвище Бруни. Был певчим и органистом собора св. Марка в Венеции. Начал писать оперы, которые шли в оперных театрах Италии. После Парижа, где была поставлена его опера «Геракл-любовник» с пением и танцами, написанными для этого представления молодым Люлли, вся дальнейшая деятельность Кавалли была связана с собором св. Марка. Он – автор около 30 опер. Благодаря ему Венеция XVII в. стала центром ит. оперного искусства. Подобно поздним оп. Монтеверди, оп. Кавалли богаты контрастами и психологическими нюансами; патетические, даже трагические кульминации в них нередко сменяются эпизодами комического и бытового плана.



Оперы : «Любовь Аполлона и Дафны», «Дидона», «Орминдо», «Ясон», «Калисто», «Ксеркс», «Геракл-любовник»

Духовная музыка : Месса, 3 вечерни, 2 Магнификата, Реквием

Светская музыка: арии кантаты.

КАЛЬДАРА АНТОНИО (1670 – 1736)

Играл на виоле, виолончели, клавире. Сочинял почти исключительно вокальную музыку – оратории, кантаты, оперы-сериа. Служил церковным и театральным капельмейстером. Позднее сочинил ряд произведений для венского карнавала и придворных празднеств, а также для Зальцбурга. В общей сложности написал 3000 вокальных сочинений. Первым положил на музыку многие либретто Метастазио.

КАРИССИМИ ДЖАКОМО (1605 – 1674)

Был певчим, органистом, капельмейстером иезуитского Колледжо-Джерманико, принял духовный сан. Наиболее значительная часть наследия – оратории, выдержанные в повествовательно-речитативном стиле. Отдельные фрагменты по характеру письма приближаются к ариям. Важная роль отводится хоровым сценам. Среди его учеников – А.Чести, А.Скарлатти, М.-А.Шарпантье.

Соч.: 4 Мессы, около 100 мотетов, 14 ораторий Вт.ч. «Валтасар», «Иевфай», «Иона», около 100 светских кантат.



КАЧЧИНИ ДЖУЛИО (1545 – 1618)

Имел провище – Римлянин. Композитор, певец, лютнист. Ему покровительствовал герцог Козимо I де Медичи, взявший его во Флоренцию, где он посещал собрания Камераты и разрабатывал новый стиль пения – stile recitativo. Опубликовал сборник «Новые музыки», где наиболее полно отразил новаторские устремления. В сборник вошли мадригалы и строфические арии для голоса и basso continuo. Самая популярная песня сборника – Amarilli. В 1614 вышел в свет второй сборник композитора – «Новые музыки и новый способ их писать». Имя Каччини, выдающегося композитора и певца-новатора не было забыто в течение всего XVII в. Многие композиторы создавали сборники вокальных пьес по его образцу. Две дочери Каччини, Франческа и Сеттимия прославились как певицы и сочиняли музыку.

МАРТИНИ (1741 – 1816)

Прозвище Иль Тедеско («итальянский немец», настоящая фамилия Шварцендорф Иоганн Пауль Эгидиус). Немецкий композитор. До переезда в Париж (1764) состоял на службе у герцога Лотарингского. Преподавал в Парижской консерватории, руководил придворным оркестром.Автор13 опер, вокальных миниатюр (в т.ч. популярной песни «Plaisir d’amour».

МАРЧЕЛЛО АЛЕССАНДРО (1669 – 1747)

Брат Б.Марчелло. Музыкант-любитель, устраивал концерты в своём венецианском доме. Сочинял сольные кантаты, арии, канцонетты, скрипичные сонаты и концерты. Концерты для гобоя и струнныз (всего 6) принадлежат к последним образцам венецианской барочной разновидности жанра. Концерт для гобоя и струнных d-moll (ок.1717) известен в переложении И.С.Баха для клавира.

МАРЧЕЛЛО БЕНЕДЕТТО (1686 – 1739)

Композитор, музыкальный писатель, юрист, брат А.Марчелло. Занимал высокие государственные должности в Венеции. Широкую известность принесло собрание псалмов для 1 – 4 голосов с цифрованным басом (всего 50). Ему принадлежат также другие композиции для церкви, оратории, оперы, свыше 400 сольных кантат, дуэты, а также сонаты и концерты, отмеченные влиянием Вивальди. В его музыке полифоническое мастерство сочетается с восприимчивостью к новому галантному стилю. Интересен трактат Марчелло – сатира на оперу-сериа.

ПАИЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ (1740 – 1816)

Учился в Неаполе у Дуранте. Завоевал репутацию одного из ведущих мастеров жанра оперы-буффа. Служил капельмейстером при дворе Екатерины II в Петербурге. Среди этого периода выделяется оп. «Севильский цирюльник». По возвращении в Неаполь стал писать оперы-семисериа (полусерьёзные) – «Нина, или Безумная от любви». Недолго служил в Париже личным капельмейстером Наполеона I . Качество опер Паизиелло оказало влияние на Моцарта – искусство муз. обрисовки характера, мастерство оркестрового письма, мелодическая изобретательность. Оперы: «Дон Кихот», «Служанка-госпожа», «Король Теодор в Венеции», «Мельничиха», «Прозерпина», «Пифагорейцы» и ещё не менее 75 опер.

ПЕРГОЛЕЗИ ДЖОВАННИ БАТИСТА (1710 – 1736)

Учился в Неаполе, одновременно работал скрипачом в оркестре. Писал сценические произведения в жанре священной драмы. Умер от туберкулёза в 26 лет. Вошёл в историю, как основоположник жанра оперы-буффа. Шедевром этого жанра явилась оп. «Служанка-госпожа». Писал произведения для церкви: «Stabat mater» для сопрано, контральто и оркестра, 2 Мессы, Вечерня, 2 «Salve Regina», 2 мотета.

ПЕРИ ЯКОПО (1561 – 1633)

Композитор и певец, священник. Служил композитором и певчим при дворе Медичи . Был известен и как исполнитель на китарроне – (струнный щипковый инструмент, разновидность басовой лютни, длина до 2 м, использовался, главным образом, для сопровождения сольного пения). Посещал собрания Камераты . Сочинял в новом речитативном стиле, подражая античной практике сольного пения с аккомпанементом. Написал оперы «Дафна», «Эвридика». Сочинил также сборник вокальных пьес, содержащий несколько образцов речитативного стиля.

ПИЧЧИНИ НИККОЛО (1728 – 1800)

Учился в Неаполе у Дуранте. Не только сочинял оперы, но и преподавал пение, был капельмейстером и органистом. Поселясь в Париже написал ряд серьёзных и комических франц. опер. Серьёзная конкуренция со стороны Глюка не помешала успеху его лирических трагедий «Роланд», «Ифигения в Тавриде», «Дидона». Международную известность ему принесла опера «Чеккина, или Добрая дочка» (1760)

САРРИ ДОМЕНИКО (1679 – 1744)

Учился в Неаполе, там же служил придворным капельмейстером. Ранние оперы, оратории, серенаты выдержаны в той же барочной манере, что и вокальная музыка А.Скарлатти. Вместе с тем, его творчество способствовало становлению более простого и мелодичного неаполитанского стиля.

СКАРЛАТТИ АЛЕССАНДРО (1660 – 1725)

Капельмейстер театров, королевской капеллы и консерватории Неаполя, где преподавал. Среди учеников – Д.Скарлатти, Ф.Дуранте, И.А.Хассе. Один из родоначальников и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. При нём возникли такие формы, как ария da capo, итальянская увертюра, речитатив с инструментальным сопровождением. Соч. более 125 опер-сериа , в т.ч. «Причуды любви или Розаура», «Коринфский пастух», «Великий Тамерлан», «Митридат Эвпатор», «Телемак» и др. Свыше 700 кантат, 33 серенаты, 8 мадригалов.

СКАРЛАТТИ ДОМЕНИКО (1685 – 1757)

Сын А.Скарлатти. Писал оперы, духовную и светскую музыку, но завоевал известность как клавесинист-виртуоз. Главное место в творчестве заняли одночастные клавирные сочинения, которые он называл «экзерсисами». Новатор в области клавирной техники. Соч. более 550 клавирных сонат, 12 опер, 70 кантат, 3 Мессы, Stabat Mater, Te Deum

СТРАДЕЛЛА АЛЕССАНДРО (1644 – 1682)

Итальянский композитор, сочинял музыку по заказу королевы Кристины. Среди его сочинений римского периода преобладают прологи и интермеццо, в т.ч. к операм Кавалли и Чести. Жизнь его изобиловала скандалами и громкими любовными историями. В 1677 бежал в Геную. Среди нескольких опер, поставленных в Генуе, выделяется комическая «Опекун Тресполо». Страделла был убит из мести наёмниками семьи Ломеллини.

Один из самых талантливых и разносторонних композиторов своего времени. Всего сочинил около 30 сценических произведений, около 200 кантат. Сохранилось 27 инструментальных сочинений.

ЧЕСТИ АНТОНИО (1623 – 1669)

Настоящее имя этого монаха-францисканца – Пьетро. В отрочестве служил церковным певчим в Ареццо, затем стал послушником флорентийского монастыря Санта-Кроче. Соборный органист, затем капельмейстер в Вольтере, где ему покровительствовала семья Медичи. Карьера Чести как оперного композитора началась в 1649, когда в Венеции с успехом была представлена его опера «Оронтеа». В 1652 он стал придворным музыкантом эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке и был лишён духовного сана. С 1665 служил при венском императорском дворе. За недолгое время, проведённое в Вене, создал множество опер, в т.ч. грандиозное «Золотое яблоко» , постановка которого была приурочена к свадьбе Леопольда I. Незадолго до кончины был назначен капельмейстером при тосканском дворе во Флоренции.

Развитие итальянской музыки в XIX веке прошло под знаком оперы. Этот век завершался поздними шедеврами Верди, ошеломляющим успехом веристов Масканьи и Леонкавалло. Подвел черту под этой блистательной эпохой Пуччини, который выступил подлинным наследником Верди и вместе с тем открыл новые возможности в области музыкальной драматургии и вокальной мелодики. Находки Пуччини вскоре были подхвачены композиторами различных национальных школ. Однако основная масса итальянских оперных партитур начала XX века (Э. Вольф-Феррари, Ф. Чилеа, У. Джордано, Ф. Альфано) являла бесконечное число вариаций на выработанные в прошлом приемы оперного письма, лишь слегка обогащенного более современными средствами, что свидетельствовало о кризисе национальной оперной школы.

Практически бесплодными оказались начавшиеся еще во второй половине XIX века попытки развивать на итальянской национальной почве симфонические и камерно-инструментальные жанры. Симфонии Дж. Сгамбати, Дж. Мартуччи, написанные в традициях Мендельсона и Брамса, не выходят за пределы эклектизма; органное творчество М. Э. Босси не поднимается выше уровня подражательности, демонстрируя влияния немецкого музыкального романтизма - от Шумана до Листа и Вагнера.

С самого начала века в Италии заметно усилилось влияние католицизма, что сказалось и в музыке. Свою роль здесь сыграла булла папы Пия X «Motu proprio» (1903), посвященная проблеме обновления церковной музыки. Она, в частности, содержала призыв к возрождению григорианского хорала и одновременно санкционировала использование самых новаторских выразительных средств, при условии, что их применение будет отвечать требованиям церкви. Правда, попытки возродить жанры оратории, кантаты и мессы, предпринятые в начале века аббатом Перози *,

* Лоренцо Перози в 1898 году был назначен на пост руководителя Сикстинской капеллы и стал лидером движения за обновление церковной музыки.

не увенчались успехом: желанного обновления католической музыки сочинения этого автора не принесли ни по своим стилистическим, ни по духовным, этическим качествам. И все же публикация памятников католической духовной музыки (знаменитая серия «Editio Vaticano», начатая в 1904 году) привлекла внимание многих композиторов, искавших пути возрождения национальных традиций. Интерес к григорианскому хоралу, старинной итальянской полифонии (Палестрина), духовным жанрам и формам особенно усилится в 20-30-е годы.

Первая мировая война глубоко потрясла Италию в экономическом, политическом, социальном, культурном плане, что привело к мировоззренческому кризису. В искусстве конца 10-х - начала 20-х годов можно отметить как острокритическое осмысление событий прошедшей войны и послевоенной действительности, так и скептицизм, и религиозно-мистические устремления наряду с оживлением и интенсивным развитием воинствующе-националистических тенденций. Еще в начале века проявились предваряющие фашистскую идеологию мечтания о Великой Италии, наследнице цезаристского Рима, о превращении Средиземного моря в итальянское - «наше море» и т. п. Выразителем подобных настроений стала литературная группа футуристов, опубликовавшая свой первый манифест в парижской газете «Фигаро» в 1909 году. После войны деятельность этой группы принимает явно выраженный политический характер. Осенью 1918 года в первом номере еженедельника «Рома футуриста» был напечатан манифест и программа политической партии, содержащие откровенную апологию национализма. Создаваемую партию возглавил Ф. Т. Маринетти; в нее вошли Б. Муссолини, а также Г. д"Аннунцио и ряд других деятелей искусства, среди которых были и музыканты - Л. Руссоло, Ф. Б. Прателла; позднее ее членами стали П. Масканьи и Б. Джильи. Футуристская литературная группа во главе с Маринетти подготовила возникновение организации «Фашистские боевые отряды»; деятельность последней началась в марте 1919 года, когда Муссолини созвал в Милане первую ассамблею будущей фашистской партии, получившую название «Ассамблеи Сан-Сеполькро» (по имени особняка, где она состоялась). Через несколько месяцев была опубликована Программа Сан-Сеполькро, которая объединяла ряд пунктов программы футуристов с революционно-демократической демагогией Муссолини и воинствующим национализмом д"Аннунцио.

Значительная часть интеллигенции, особенно среди деятелей культуры и искусства, не приняла националистической идеологии. Для этой части итальянских литераторов, поэтов, драматургов духовным прибежищем стали общечеловеческие «вечные» темы. Гуманистические идеи провозглашались, в частности, группой «рондистов», которые получили наименование от издававшегося социалистической партией журнала «Ронда». Не имея возможности выступить с активным протестом против фашизма, они проповедовали обособление искусства от политики и провозглашали «индивидуальную свободу мысли художника». Сознательное самоограничение проблемами художественного мастерства сочеталось с уходом в прошлое, с установкой на освоение опыта национальной классики. Эстетика «рондистов», несомненно, повлияла на некоторых видных композиторов (Пиццетти, Малипьеро, Казеллу) и способствовала утверждению в итальянской музыке 20-30-х годов неоклассицизма в качестве главного направления.

Важную роль в сплочении левых сил художественной интеллигенции сыграл выходивший в 1919-1922 годах еженедельник социалистической партии «Ордино нуово», основанный А. Грамши (впоследствии - одним из основателей Итальянской коммунистической партии). На страницах еженедельника Грамши вел активную борьбу за демократическую культуру, уделяя много внимания пропаганде творчества современных писателей левого направления - М. Горького, А. Барбюса, Р. Роллана и других. В ряде статей он подверг резкой критике футуризм и националистическую платформу д"Аннунцио. С 1924 года рупором антифашистского движения стала газета Итальянской коммунистической партии «Унита».

В музыке Италии, как и до войны, продолжало главенствовать веристское направление, несмотря на то что оно явно вырождалось (это особенно заметно в послевоенных произведениях Масканьи). Борьбу с рутиной и консерватизмом, царившими в итальянской музыкальной жизни, повели представители молодого поколения - Респиги, Пиццетти, Малипьеро и Казелла, ориентировавшиеся на симфонизм Р. Штрауса, Малера, французский импрессионизм, творчество Римского-Корсакова, Стравинского. Еще раньше, в 1917 году, они основали Национальное музыкальное общество, ставившее целью обновление репертуара симфонических концертов. Пропаганду новой музыки и борьбу с засильем академических и веристских тенденций эти композиторы вели и в прессе.

Новая обстановка сложилась в стране после октября 1922 года. Муссолини, став премьер-министром, начинает расправу со своими политическими противниками и в то же время проводит коварную политику вовлечения интеллигенции в фашистское движение, рассчитывая таким образом повернуть мировое общественное мнение в благоприятную для своей идеологии и практики сторону. Уже после государственного переворота 3 января 1925 года, обусловившего установление откровенно диктаторского режима, в марте того же года в Болонье проходит Конгресс во имя фашистской культуры, а в апреле выпускается «Манифест фашистской интеллигенции», составленный идеологом итальянского фашизма философом Дж. Джентиле.

Однако в среде деятелей культуры были еще достаточно сильны оппозиционные настроения. Либеральная оппозиция объединилась вокруг философа и политика Бенедетто Кроче. От ее имени 1 мая 1925 года в газете «Мондо» появился написанный Кроче «контрманифест», озаглавленный «Ответ итальянских писателей, профессоров и публицистов на манифест фашистской интеллигенции». Сама публикация «контрманифеста» в период активного наступления власти на прогрессивную мысль была актом мужественным, хотя его программа отличалась отвлеченностью и политической пассивностью. «Контрманифест» выступал против смешения политики и литературы, политики и науки, утверждал, что истина заключается не в действии, а в мысли. Именно такое отделение философии и искусства от гражданского действия имело своим следствием постепенный уход художественной интеллигенции Италии в различные формы «духовной эмиграции». Так сперва в поэзии, а затем и в смежных искусствах создались предпосылки для возникновения «герметизма», получившего особенное развитие в 30-е годы. В музыке влияние «герметизма» в наибольшей степени сказалось в ряде произведений Малипьеро.

Следуя идеям «контрманифеста», художники стремились противопоставить крикливой, духовно нищей фашистской культуре высокие эстетические ценности, выраженные, однако, в форме, труднодоступной для широких масс. В итальянской музыке «контрманифест» еще более укрепил позиции неоклассицизма, который, при всех различиях между отдельными композиторами, при всех нюансах в отношении к классическому наследию и народному творчеству, сделался основным, ведущим направлением в 20-30-е годы. Экспрессионистско-экзистенциалистскне тенденции, связанные с осмыслением и освоением опыта Нововенской школы, стали отчетливо проявляться несколько позднее, начиная с 30-х годов (в творчестве Л. Даллапикколы и Г. Петрасси).

Играя роль покровителя науки и искусства, Муссолини организовал Институт фашистской культуры, под руководством которого развернулась деятельность ряда научных и художественных организаций. При этом режим проявил редкостную всеядность по отношению к различным творческим направлениям. Тем не менее большая часть художественной интеллигенции осталась на позициях скрытого неприятия идейных доктрин и политической практики фашизма.

Особо надо отметить две полярные тенденции, отчетливо сказавшиеся во всех сферах итальянского искусства 20-30-х годов: это «страчитта» («сверхгород») и «страпаэзе» («сверхдеревня»). Первое течение ориентировалось на отражение культуры и жизни современного города (по существу, смыкаясь с тенденциями европейского урбанизма), второе же отстаивало национальную почвенность и фактически стремилось изолировать искусство Италии, ограничить его национальными рамками.

Огромное влияние на развитие культурной жизни страны продолжал оказывать католицизм. Заключенный в 1929 году конкордат Муссолини с Ватиканом привел к расширению общественно-политической деятельности церкви и способствовал усилению религиозных мотивов в творчестве ряда композиторов. Впрочем, повышенное внимание к религиозной тематике и духовным жанрам в 30-е годы имело более глубинные причины и обнаруживалось в музыке различных европейских стран (в частности, Франции). Специфичным для Италии было то, что произведения на религиозные темы, по видимости отвечая линии официального клерикализма, нередко служили выражением духовной оппозиции фашизму.

Точно так же ряд важных культурных начинаний, внешне соответствовавших политике режима, по сути своей были независимы от нее. Например, не имеет никакого отношения к идеологической программе итальянского фашизма обозначившееся еще в предвоенные годы и принесшее плодотворные результаты обращение ведущих итальянских композиторов к великому наследию XVII-XVIII веков. Нельзя связывать с воинствующим национализмом и разглагольствованиями об «избранной романской культуре - наследнице императорского Рима» ту огромную работу, которую провели в 20-30-е годы итальянские ученые и композиторы по собиранию, исследованию и публикации богатейшего песенного и танцевального фольклора различных областей и провинций Италии - работу, обогатившую не только музыкальную науку, но и профессиональное творчество *.

* Среди этих публикаций следует назвать исследование Б. Кроче «Народная и художественная поэзия», сборники народных песен Дж. Фара «Музыкальная душа Италии» и «Сардинские песни», сборники А. Фанары-Мистрелло «Сицилийские песни земли и моря» и «Народные песни провинции Вальдемедзаро», исследования композитора-футуриста Ф. Б. Прателлы «Очерки плачей, песен, хоров и танцев итальянского народа» и «Этнофония Романьи».

Огромную объективную ценность имеют академические публикации выдающихся памятников духовной музыки, шедевров эпохи Возрождения, итальянской оперы и инструментальной музыки XVII-XVIII веков. Эта работа, начатая до Первой мировой войны, продолжалась в годы «черного двадцатилетия» под официальным покровительством короля и Муссолини, прекрасно понявшего, насколько престижной она была для фашистского режима. Изучение старинных культовых жанров и творений полифонистов (особенно Палестрины) также обогатило творчество композиторов. Их стиль оплодотворялся интонационной выразительностью старинных ладов, григорианского хорала и древних секвенций, направленных на восприятие масс в моменты возвышенных душевных состояний.

В период «черного двадцатилетия» в Италии работал ряд выдающихся ученых-музыкантов, чьи капитальные труды приобрели мировое значение. Назовем исследования А. делла Корте по проблемам итальянской оперы, монументальную трехтомную биографию Россини, написанную Дж. Радичотти, монографию М. Гатти о Верди. В эти годы разворачивается и публикация документов, материалов по общим проблемам итальянской музыки и творчества отдельных композиторов.

В частности, выходит несколько ценнейших публикаций эпистолярного наследия Верди.

Из соображений престижа фашистские главари всемерно поощряли оперное и концертное исполнительство, то есть те формы искусства, которые не казались им опасными. Высокой исполнительской культуры достигает театр «Ла Скала», а вслед за ним и другие оперные театры, например римский, находившийся под особым покровительством режима. Опера блистает замечательными певцами - А. Галли-Курчи, Т. Даль Монте, Б. Джильи, Титта Руффо. При этом в идейном отношении оперный театр находился под пристальным наблюдением цензуры. Фашистско-клерикальная цензура запретила постановку оперы Малипьеро «Легенда о подмененном сыне», а в дни интервенции в Абиссинию режим запятнал себя постыдным снятием с репертуара «Аиды» Верди. Неслучайно в знак протеста против фашистской политики в 1928 году покинул Италию Тосканини, эмигрировали и другие крупные музыканты (М. Кастельнуово-Тедеско, В. Риети и др.).

Жизнь литературы и драматического театра была в еще большей степени скована давлением фашистской цензуры, что вынуждало многих художников вставать на позиции «герметизма». Вместе с тем на многих итальянских писателей, поэтов и драматургов сильное влияние оказало творчество Л. Пиранделло, обнажавшее трагическую реальность жизни «маленького человека», бесплодность поисков свободы, красоты и счастья. Примечательно, что именно к произведениям Пиранделло обращается ряд итальянских композиторов. В литературе этих лет возникали и сочинения, более активные в своей социальной критичности (например, молодой А. Моравиа, Э. Витторини), но они оставались исключениями.

В такой сложной обстановке пришлось работать крупнейшим композиторам целого поколения - Респиги, Пиццетти, Малипьеро, Казелле. К их чести, они не стали трубадурами итальянского фашизма, хотя не были и активными борцами против него.

Рассказ об итальянской музыке не мыслим вне истории оперного искусства. Именно в силу этого обстоятельства об опере мы расскажем в одном из следующих материалов проекта «Viva Italia!». А сейчас — пролистнем несколько страниц общей истории итальянской музыки.

После покорения Древней Греции римскими завоевателями во II веке до н. э. почти всем греческим музыкальным инструментам «сохранили жизнь» и они продолжили звучать, хотя уже и в новой культуре. И хотя в ходу у древнеримских музыкантов были инструменты со всех уголков необъятной в то время империи, самыми распространенными долгое время оставались лира и кифара.

Первая знакома многим. Это особый вид арфы, хотя и гораздо меньший в размерах. Различная по форме, лира изготовлялась из древесины и имела десять струн. Кифара — это тоже своего рода лира, только более глубокая и широкая, благодаря чему — и более благозвучная. В руках профессионалов часто можно было встретить аулос — двойную флейту с отверстиями.

В те далекие от нас времена музыка была немыслима вне городских празднеств и театра. Музыканты и хоры объезжали с «гастролями» весь город, где проходил праздник, чтобы все могли насладиться их талантами. С этими же временами связана деятельность первых… шоуменов. Хотя в то время их называли «виртуозами». Они показывали публике эксцентрические, сенсационные спектакли, полные юмора и гротескной помпезной атмосферы. В лучах славы купались Терпнос (великий кифарист и учитель Нерона), Месомед Критский, Полон.

По мере присоединения к Римской Империи все новых земель и государств, музыка впитывала, трансформировала новаторства и предлагала новые формы существования. Благодаря такой оригинальной смеси культур появились такие античные жанры как citarodia (игра на кифаре и вокальная партия) и citaristica (сольная игра на кифаре).

С момента появления и распространения христианства, итальянская музыка развивалась по двум направлениям: светской и церковной. Канонический григорианский хорал (canto gregoriano, по имени Папы Римского Григория I Великого) окончательно формируется уже в VII веке.

Со временем изменялась и музыкальная география. В XI веке статус музыкального центра получила Тоскана. Именно здесь, во Флоренции, Гвидо д"Ареццо (ок. 992-ок. 1050). Очень популярны лауды — одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения. Эпоха Возрождение воспела, прежде всего, светскую музыкальную культуру. В это время появились первые музыкальные академии и консерватории. Интересный факт: изначально так называли городские приюты для детей-сирот, где наравне с другими науками, детей обучали музыкальной грамоте. Первая такая «консерватория» в 1537 году появилась в Неаполе.

В XVI веке самым популярным жанром стал мадригал. Изначально это была одноголосная песня на итальянском языке. Со временем форма усложнилась и превратилась в многоголосную вокальную поэму. Неизменной осталась тематика — любовно-лирическая. Признанным мастером был Карло Джезуальдо ди Веноза, князь небольшого городка Веноза близ Неаполя.

Самые влиятельные музыкальные школы этой эпохи — римская и венецианская.

В Риме композитор Палестрина возглавил конгрегацию музыкантов Санта-Чечилия, которая позже трансформировалась в Академию. Более четырех столетий именно здесь находился фактически центр профессиональной музыкальной жизни Италии. В разные годы членами Академии становились Монтеверди, Скарлатти, Поганини, Верди, Пуччини и многие другие. Сегодня Национальная академия Санта-Чесилия включает также консерваторию и симфонический оркестр, а также владеет настоящей сокровищницей — одним из крупнейших музыкальных хранилищ мира, музеем музыкальных инструментов и т. д. Так что если вам не чужда история музыки, запишите адрес в Риме: Piazza S.Croce in Gerusalemme, 9.

А что же Венеция? Музыкальные гении этого края дали миру уникальный стиль вокально-инструментального многоголосия, развивавшегося как в церковной традиции, так и в светской. А с именем композитора Джованни Габриели связано зарождение собственно оркестровой и камерно-ансамблевой музыки. Духовые же инструменты уступают первые роли скрипичным партиям.

Кстати, история итальянской музыки не мыслима без деятельности скрипичных дел мастеров. Особенности их ремесла окутаны тайной и передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. А многие и вовсе не разгаданы до сих пор. Андреа Амати создал скрипку классического типа, на инструментах мастеров Гварнери играли Паганини, Крейслер, Уто Уги… Но, пожалуй, самым известным мастером смычковых инструментов был Антонио Страдивари (1644-1737). Именно на его инструментах сегодня играют самые именитые музыканты мира.

В 1580 году во Флоренции объединились поэты, музыканты, ученые-гуманисты и просто любители музыки. Новое сообщество получило название Флорентийская камерата. Именно с ней связано появление нового жанра — оперы. Но о нем, как и сказано выше — в одной из следующих статей проекта.

В церковной музыке появились произведения, написанные на религиозные сюжеты, но не предназначенные для исполнения обязательно в храме.

Многие деятели XVI-XVII века внесли в развитие итальянской музыки то, что и сегодня не теряет актуальности. Так, к примеру, Джакомо Кариссими создал классический тип светской и духовной кантаты. А органист Фрескобальди сыграл одну из ключевых ролей в формировании такой формы музыкального произведения, как фуга. И, наконец, Бартоломео Кристофори в начале XVIII века изобрел молоточковый клавир, сегодня известный как фортепиано.

Музыка продолжала расцветать. Появляется инструментальный концерт как самостоятельный жанр. Клавесин, орган, скрипка и чуть позже фортепиано стали сольными инструментами. Вся написанная музыка проявляла талант не только композитора, но и исполнителя, от которого требовалась исключительная виртуозность.

Арканджело Корелли — основоположник римской скрипичной школы, Алессандро Скарлатти — родоначальник неаполитанской оперной школы, Антонио Вивальди — создатель жанра сольного инструментального концерта. Воистину, XVII-XVIII века — это великолепный период в истории инструментальной музыки Италии. Сюда ехали получать профессиональное музыкальное образование со всего мира. А итальянские композиторы, исполнители и теоретики обретали вторую родину в Великобритании, Франции, России и других странах.

В XIX веке итальянская музыка — это не только появление новых форм и произведений, но и интерпретация сложившегося наследия. Ферруччо Бузони, выдающийся пианист, композитор, педагог и музыковед, оставил потомкам в наследие не только собственные сочинения, но и наиболее тонкие интерпретации Баха, Бетховена, Листа. Италия дала миру целую плеяду выдающихся дирижеров: Артуро Тосканини, Джина Маринуцци, Вили Ферреро.

Высокая итальянская музыка XX века — это многочисленные конкурсы, выдающиеся музыкальные коллективы и персоналии, новые течения и направления. Одним из ведущих итальянских композиторов прошлого столетия является Гоффредо Петрасси- автор опер, балетов, симфонической и камерно-инструментальной музыки, романсов, музыки к кинофильмам. Кстати, она стала такой же неотъемлемой частью музыкальной культуры Италии, как и, к примеру, опера. Нино Рота, Эннио Морриконе, Джорджо Мородер — они создали музыку, которая стала «визитной карточкой» фильмов Феллини, Висконти, Копполы…

Итальянская эстрада в середине XX века завоевала сердца миллионов, отличаясь особой мелодичностью и мягким национальным колоритом. Модуньо, Челентано, Кутуньо, Мина, Робертино Лоретто — эти многие другие исполнители хорошо известны как более старшему поколению, так и любителям итальянской культуры помоложе.

Высочайшая музыкальная культура Италии востребована в XXI веке — это выдающиеся дирижеры, высокая репутация высших учебных музыкальных учреждений, престижные музыкальные фестивали и конкурсы.

Прошли столетия. А итальянская культура все так же полна музыкой, как и некогда многочисленные фестивали на улицах античных городов. Музыка легкая и духовная, профессиональная и любительская, новаторская и консервативная — в Италии она продолжает звучать всюду.

От народной музыки до классической, музыка всегда играла важную роль в итальянской культуре. Инструменты, связанные с классической музыкой, в том числе фортепиано и скрипка, были изобретены в Италии. В XVI и XVII веках итальянской музыки можно проследить корни многих из преобладающих классических форм музыки, таких как симфония, концерт и сонаты.

Известные итальянские композиторы эпохи возрождения (Ренессанса) Палестрина и Монтеверди. Эпоха барокко представлена в Италии композиторами Скарлатти, Корелли и Вивальди. Эпоха классицизма - композиторами Паганини и Россини, а эпоха романтизма - композиторами Верди и Пуччини.

Классические музыкальные традиции по-прежнему сильны в современной итальянской культуре, о чем свидетельствуют слава бесчисленных оперных театров, таких как Ла Скала в Милане и Сан-Карло в Неаполе, и исполнителей, таких как пианист Маурицио Поллини и покойный тенор Лучано Паваротти.

Италия известна как родина оперы. Итальянская опера основана в начале XVII века, в итальянских городах Мантуя(Mantua) и Венеции (Venice) Позже, работы и произведения, созданные итальянскими композиторов XIX - начале XX века Россини, Беллини, Доницетти, Верди и Пуччини являются одними из самых известных опер, когда-либо написанных, и сегодня выполняются в оперных театрах по всему миру. Кроме того оперный театр Ла Скала считается одним из лучших в мире.

Список великих итальянских композиторов

Имя Эпоха Год
Альбинони (Albinoni) Томазо Барокко 1671-1751
Баини (Baini) Джузеппе Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
Беллини (Bellini) Винченцо Романтизма 1801-1835
Бойто (Boito) Арриго Романтизма 1842-1918
Боккерини (Boccherini) Луиджи классицизма 1743-1805
Верди (Verdi) Джузеппе ФортуниоФранческо Романтизма 1813-1901
Вивальди (Vivaldi) Антонио Барокко 1678-1741
Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно Романтизма 1876-1948
Джулиани (Giuliani) Мауро классицизма-Романтизма 1781-1829
Доницетти (Donizetti) Гаэтано классицизма-Романтизма 1797-1848
Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро Романтизма 1857-1919
Масканьи (Mascagni) Пьетро Романтизма 1863-1945
Марчелло (Marcello) Бенедетто Барокко 1686-1739
Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио Ренессанса-Барокко 1567-1643
Паганини (Paganini) Николо классицизма-Романтизма 1782-1840
Пуччини (Puccini) Джакомо Романтизма 1858-1924
Россини (Rossini) Джоаккино Антонио классицизма-Романтизма 1792-1868
Рота (Rota) Нино композитор 20 века 1911-1979
Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико Барокко-классицизма 1685-1757
Торелли (Torelli) Джузеппе Барокко 1658-1709
Тости (Tosti) Франческо Паоло - 1846-1916
Чилеа (Cilea) Франческо - 1866-1950
Чимароза (Cimarosa) Доменико классицизма 1749-1801

Великие венгерские композиторы



Музыка Венгрии состоит, в основном, из традиционной венгерской народной музыки и музыки выдающихся композиторов, таких как Лист и Барток. Многогранная творческая деятельность Листа - яркого представителя романтизма - сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. Создатель венгерской национальной оперы - ФеренцЭркель.

Список венгерских композиторов

Имя Эпоха, деятельность Год
Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) 20th-century classicalcomposers 1882-1953
Лист (Liszt) Ференц (Франц) Романтизма 1811-1886
БелаБарток (Bela Viktor Janos Bartok) композитор и пианист 1881-1945
Лео Вейнер (Weiner) композитор 1885-1960
Карл (Карой) Гольдмарк композитор 1830-1915
ЕнёЗадор композитор 1894-1977
Пал Кадоша композитор, пианист 1903-1983
ЕнёКенешей композитор, дирижер 1906-1976
ЗолтанКодай (Кодаи) композитор, фольклорист, дирижер 1882-1967
Ференц (Франц) Легар композитор, дирижер 1870-1948
ЭдёнМихалович композитор, пианист 1842-1929
Артур Никиш композитор, дирижер 1855-1922
ДьёрдьРанки композитор 1907-1988
ФеренцСабо композитор 1902-1969)
Иштван Селеньи композитор, музыковед, пианист 1904-1972
Бела Тардош композитор 1910-1966)
ТиборХаршани композитор 1898-1954
ЕнёХубаи композитор, скрипач 1858-1937
Альберт Шиклош композитор, педагог 1878-1942
ФеренцЭркель композитор, пианист, основоположник национальной оперы 1810-1893
Пал Ярданьи композитор, музыкальный критик 1920-1966
Вверх