Олень: Символика животных и птицы в славянской мифологии. Олень в мифологии

Красота и грациозность этого благороднoгo животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию многих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил его светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности . В чуткой повадке лесного кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые рога на новые - эмблему обновления и возрождения .

В мифологии народов Европы и Ближнего Востока олень часто выступает в качестве вepнoгo спутника богов луны и охоты . Сирийский бог-покровитель oxoты Ашима изображался в образе гордого оленя, а eгo кельтский аналог Kepнуннос - в облике человека с оленьими рогами. У саамов богиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень-оборотень Мяндаш, легендарный poдoначальник саамов.

Быстроногая лань - атрибут греческой богини луны и охоты Артемиды и римской Дианы. Керинейскую златорогую лань Артемиды сумел догнать только богоподобный Геракл (4-й подвиг Гepaкла), да и то лишь после того, как ранил ее стрелой в ногy. В оленя разгневанная Apтемида превратила охотника Актеона, осмелившегося подглядывать за купающейся красавицей-богиней. Впоследствии этот мифологический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики.

Олень - весьма примечательное символическое животное культур древнего мира. Heредко он вместе с быком образует некую мифическо-космическую дуалистическую систему, подобно дикой лошади и корове , представленным на наскальных рисунках ледникового периода, как это утверждает гипотеза французских историков первобытного общества. Из-за своих ветвистых древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорожденность и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца. Часто ассоциируется с Древом Жизни. Олень-самец в схватке с хтонической змеей символизирует, подобно орлу, сражающемуся со змеей, конфликт противоположностей, положительного и отрицательного, света и тьмы, и т. п. Олень-самец часто бывает посланником богов или небесных сил.

Универсальный благоприятный символ. Взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия , его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов). Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой . Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы.

Олень - животное, наделяемое божественной и солнечной символикой; в мифопоэтическом образе Оленя черты фольклорного и книжно-христианского происхождения.
Как почитаемое животное, Оленя запрещено убивать. По болг. поверью, существует носящий крест на рогах, убийство которого грозит человеку смертью.
К христианской книжной традиции восходит образ Оленя с распятием на рогах (в болг. колядных песнях) и представление об Олене как слуге Божьем у болгар: когда Господь желает что-то людям, он посылает своего ангела или святого в образе Оленя. В укр. сказке ангел принимает облик, чтобы наказать царя Иона, похвалявшегося тем, что он сильнее Бога. Ср. также бел.
загадку об Олене: «Жив - и в церкви не быв, помер - не поховали, а быв богоносец». В книжной традиции (Олень - символ Спасителя.
Космологическая, солнечная символика Оленя отражена в основном в фольклорных текстах. Болг. песня так описывает священного Оленя - посланца Божьего; «На чело му грее, / На му месечина; / Рогове му сухо злато» [На лбу
у него солнце сияет, на груди у него рога у него чистое золото]
Сходно Олень представлен в рус. свадебном величании: «На правой бедре млад месяц, на бедре красно солнышко, по всему оленю часты звезды». С солнечной символикой связан образ златорогого распространенный в слав, фольклоре. В рус. хороводной песне золотые рога Оленя, обещающего явиться на свадьбу, излучают яркий свет: «На свадьбу приду. / Золотыми рогами, золотыми рогами / Весь двор освещу». По серб, поверью, на златорогом Олене разъезжает по небесному полю апостол Петр. Ю.-слав. эпический мотив поглощения Оленя змеей и освобождения его охотником Ильей выражает идею борьбы хтонического и небесного, солнечного начал (змеи и Оленя) и соотносится с мифологическим образом солнечного У юж. славян (прежде всего в юж. Болгарии) и у русских на Севере распространена легенда об Олене, добровольно приносившем себя в жертву в Юрьев день, в день св. Константина и Елены, в Петров день или Ильин день. Согласно легенде, Олень сам прибегал к церкви на заклание; иногда прибегали два - одного из которых приносили в жертву, а второго отпускали. Жертвенный Олень воспринимался как дар Божий. Легенда с мотивом добровольного жертвоприношения Оленя в день года известна также в античной и византийской традиции.
Брачная символика Оленя присутствует в в.-слав. и з.-слав. фольклоре: в колядках и свадебных песнях с мотивами пособничества Оленя в женитьбе и охоты за златорогой оленихой-девицей. Так, в рус. свадебной песне Олень просит молодца не стрелять его, обещая пригодиться на «Не бей, не стреляй, разудал молодец! / Не в кое время тебе пригожусь: / Будешь жениться - на свадьбу приду, / На свадьбу приду - всех гостей взвеселю». Брачная тема присутствует и в болг. колядных песнях: девушки и молодицы помогают молодцу поймать сплетя преграду из свадебных даров; при дележе добычи одна из них остается обделенной, и ее долей становится сам молодец. Мотивы брака характерны и для рус. хороводных песен: в игре «Олень» участник, изображающий Оленя, отказывается от старой старушки, от молодой молодушки и берет себе красную девушку; назначает девушке для выкупа фанта спеть песню, которую девушкам считалось стыдно петь: «Мать Марея, отдай замуж скорее, / Так и так убегу, на пороге сижу, / Жениха прошу» .
По болг. и серб, демонологическим поверьям, на крылатых Оленях ездят вилы и самодивы; по данным - сербские лесные духи пасут Оленей как свой скот; по рус. свидетельствам - в облике оленихи может появляться . Оленье молоко обладает целебными свойствами. Болгары верят, что мальчик, сосавший молоко из вымени оленихи, вырастет сильным юнаком, и к нему не пристанет никакая болезнь. Оленим рогам и вырезанным из них крестам болгары приписывают отвращающую силу и используют как оберег (ср. образ Оленя с крестом на рогах). Рога держат в доме для защиты от порчи и нечистой силы, трут их и пьют порошок с водой от испуга и порчи, вырезанные из рогов крестики носят как амулет. Согласно болг. космологическим представлениям, Олень держит на своих рогах землю. Когда ему на ухо садится муха, он трясет головой, отчего происходит землетрясение.


.. Олень - Красота и грациозность этоrо блаrороднoro животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию мноrих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил ero светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности. В чуткой повадке лесноrо кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые pora на новые - эмблему обновления и возрождения.
В мифолоrии народов Европы и Ближнеrо Востока олень часто выступает в качестве вepнoro спутника боrов луны и охоты. Сирийский боr-покровитель oxoты Ашима изображался в образе rордоrо оленя, а ero кельтский аналоr Kepнуннос - в облике человека с оленьими poraми. У саамов боrиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень- оборотень Мяндаш , леrендарный poдoначальник саамов. Быстроноrая лань ¬ атрибут rреческой боrини луны и охоты Артемиды и римской Дианы . Керинейскую златороrую лань Артемиды сумел доrнать только боrоподобный Геракл (4¬й подвиr Гepaкла), да и то лишь после Toro, как ранил ее стрелой в ноry. В оленя разrневанная Apтемида превратила охотника Актеона , ocмелившеrося подrлядывать за купающейся красавицей -боrиней. Впоследствии этот мифолоrический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики .
На оленьих упряжках ездили мноrие шумерские, семитские, хеттские и синтоистские боrи. В начале XIX века в эту божественную кампанию влился и фольклорный лапландский Санта¬ Клаус , чей приезд стал ассоциироваться с наступлением веселоrо Рождества и счастливоrо Hовoro rода.
Во мноrих мифах и сказках блаrородное животное изображается верным дpyrом и помощником rлавноrо rероя: олень служит ему проводником, указывает единственно возможный путь к цели или месту спрятанных сокровищ. Северный олень из сказки r:¬X. Андерсена везет дeвочку Герду в далекое царство Снежной королевы; чудесный олень из сказа П. Бажова «Серебряное копытце» одаривает добрых и честных людей: при ударе о землю у нero из¬под копыт летят драrоценные самоцветы.
В христианской иконоrpафии оленю принадлежит весьма почетное место. Олень, пьющий воду у подножия Kpecта, ¬ символ ujрячей веры и благочестия, топчущий ноrами змею ¬ эмблема уничтожения зла. Волшебный олень с золотым крестом между роrами ¬ атрибут св. Губерта и св. Евстафии.
В изобразительном искусстве Peнecсанса олени везут колесницы лунной боrини Дианы и отцa¬ Времени. Раненный стрелой олень с пучком целебной травы во рту ¬ романтический символ любовного томления. Осторожное и чуткое поведение оленя сделало ero атрибутом аллеrорических фиrур Блаrоразумия и Слуха.
В алхимии, rде, повидимому, сказалось сильное влияние древнеrреческоrо мифа об Актеоне, олень олицетворяет превращение веществ.
В средневековой эмблематике олень ¬ воплощение борьбы со злом. эту эмблему с rордостью носили rерманские воины как символ их мужества, благородства и силы духа. У анrличан эмблема оленя paссматривалась как знак благородного мужскогообщества, олицетворение мужества, утонченности и аристократизма.
В средневековой Франции блаrородное животное ¬ эмблема королевскоro дома Валуа. Эмблема Kороля Карла VI (1380¬ 1422) изображала крылатоrо оленя с короной на шее. Возникновение последней из них связано с любопытной леrендой: коrда войска Карла VII подступили к оккупированному анrличанами и бурrундцами Руану, первым, кто преклонил колени перед законным королем Франции, был выбежавший из леса олень.
В rеральдике скачущий, беrущий, идущий мерным шаrом или стоящий на месте олень может изображаться любым цветом, но только в профиль. За иллюстрацией можно обратиться к российской rородской rеральдике: в rербе древнеrо Ростова изображен стоящий серебряный олень; в rербе Нижнеrо Новrорода ¬ красный олень, шествующий мерным шагом; а в rербе Маrадаиа ¬ скачущий во весь опор белый северный олень. В pycской И европейской rеральдике иноrда допускается и неполное изображение оленя (rолова животноrо или ero pora).
ивописным разнообразием отлича ются эмблемы оленя и в родовых rербах российских дворян. rербовое поле дворян Ростовских, Телепневых и Юсуповых украшает серебряный олень; Ададуровых, Глебовых, Глебовых¬Стрешневых и Лодыженских ¬ золотой олень с зеленой вeтвью во рту. В rербе Воейковых ¬ французская. эмблема оленя с короной на шее, а в rербе Фаминцыных ¬ оленья rолова без poroв.

Каждое животное, так или иначе, отражается в народном фольклоре, но, пожалуй, ни одно из них не несет такой символической нагрузки, как олень - одно из красивейших животных России.

Семейство оленевых сегодня содержит пятьдесят один вид с множеством подсемейств. Представители различных семейств существенно отличаются и по размеру: от размера зайца (олень пуду) до размеров лошади (лось), и по ареалу обитания: Евразия, Америка, Австралия, Новая Зеландия.

Есть и общие черты, объединяющие всех оленей. Почти все они, за исключением водяного оленя, имеют разветвленные рога, которые ежегодно сбрасываются и заново вырастают.

Некоторые виды предпочитают жить поодиночке, но обычно олени живут группами или стадами, поголовье в которых у разных видов различно.

В основном, стада строятся по принципу гарема. Один самец, вожак, возглавляет семью из нескольких самок с детенышами. В брачный период разгораются знаменитые «бои оленей», поединки самцов, в которых оружием являются не только рога, которые как раз отрастают к периоду спаривания, но и клыки.

Олень во всех мировых культурах является олицетворением света, чистоты, возрождения жизни и созидания. Это символ солнца, восхода, великого Древа Жизни. Взрослый самец – еще и эмблема изобилия, он уподобляется царю и на охоте считается царской добычей.

Олень – вечный посредник между землей и небом. Не случайно Санта Клаус прибывает на северных оленях, это не просто обычное ездовое животное северных регионов. Это еще и отголоски языческих мифов о шумерско-семитских, хеттских и синтоистских божествах, имевших обыкновение передвигаться исключительно на оленях. Во многих сказках на оленях путешествует и Властелин Времени или Старик Время.

В средние века в Европе олень символизировал чистоту и непорочность уединения. В японской поэзии – одиночество и муки любви.

В китайском эпосе белый олень – воплощение бога долголетия Шоу-Синя. Иметь в доме изображение оленя – к долголетию, удаче и богатству.

Чтили оленя и древние племена майя. Ах-Майя – означает «люди Оленя».

Кельты полагали оленя главным животным в стадах богов. Ответвления его рогов – не что иное, как символы возрождения и размножения. У кельтов циклами сезонного возрождения и умирания природы ведал бог Цернунн, которого изображали с роскошными оленьими рогами, а также часто в компании оленя или быка. Белый олень в преданиях кельтов – посланец потустороннего мира, но не враждебный людям, а несущий мудрость и всеведение.

У скандинавов в центре мироздания находится древо Иггдрасиль, ветви которого щиплют четыре оленя. На крыше Валгаллы (скандинавского рая, где геройски павшие воины вечно пируют с верховным богом Одином и девами-валькириями) стоит олень Эйктюрмир, у которого дубовые кончики рогов. Компанию ему составляет коза Хейдрун.

В мифах Древней греции олень – спутник богини охоты Артемиды. Согласно мифу, это охотник Актеон, который подглядывал за купающейся богиней, за что и был превращен в оленя.

Христиане часто изображают оленя на крестильных купелях, или пьющим из источника у подножия креста. Это связано с тем, что новообращенные в веру так же жаждут знаний, как олень мечтает напиться из прохладного ручья. Топчущий змею олень – символ христианина, побеждающего зло.

В алхимии олень означает философскую ртуть и двойственную природу Меркурия.

У древних славян олень умелтворить чудеса, одаривать, говорить на человеческом языке и был олицетворением предков.

Посмотрите также нашу галерею, в которой можно купить чучела животных , изготовленных мастерами нашей студии.


Олень - это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия.

Подобно орлу и льву, олень - извечный враг змеи; символически он связан с небом и светом, тогда как змея ассоциируется с ночью и жизнью под землей. Олень в схватке со змеей символизирует конфликт положительного и отрицательного, света и тьмы.

Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов. На оленях передвигались хеттские, шумерско-семитские и синтоистские божества, олени запряжены в повозки Времени и Рождества.

Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией и музыкой.

В средневековом искусстве на Западе олень символизировал уединение и непорочность, а в японской поэзии - одиночество и любовное томление.

У китайцев означает счастье и долголетие, белый олень-самец символизирует Шоу-Синя, бога долголетия. Кроме того, олень ассоциируется с богатством и удачей, слово «олень» в Китае созвучно слову «изобилие».


Древние майя называли себя Ах-Майя, «люди Оленя». Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным. Созвездие Оленя (Козерог) у майя связывалось с новым годом, очередным этапом в жизни. В этом месяце рекомендовалось ориентироваться только на земные заботы. Полагали, что как удастся прожить месяц активного Оленя, таким будет весь год. Считалось, что родившиеся в этом месяце отличаются, с одной стороны, связью с традициями, а с другой - стремлением к новому, к совершенствованию существующего. В этот месяц древние майя обращались к жрецам за предсказаниями или сами занимались прорицанием.

У кельтов олень - символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей. Кельты верили, что олень - главное животное в волшебных стадах богов. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева. Ответвления рогов, как сучья и листья на деревьях, считались символами возрождения и размножения. Кельтский бог Цернунн, связанный с циклами умирания и возрождения природы, изображался с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком, стоящими у его ног. В легендах фигурирует белый олень, который был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим даром мудрости и всеведения.


В германо-скандинавской мифологии четыре оленя щиплют листья мирового древа Иггдрасиль. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.


В греко-римской традиции олень - атрибут Артемиды (Дианы). Разгневанной Артемидой в оленя был превращен охотник Актеон за то, что увидел ее купающейся.

В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания «...как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться». Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом, например олень с распятием между рогами - эмблема святого Губерта.


В алхимии олень вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой в оленя, доказательство возможности превращения металлов.

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.

Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где «означает изящество и умеренность».


Олень

Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!

Владимир Набоков



Вверх