Конспект музыкального занятия в старшей группе весна. Музыкальное занятие в средней группе "в гости к нам пришла весна". Этюд «Солнечные лучи»
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Юлия Викторовна.
А вас как зовут? Пусть каждый назовет свое имя, а я его запомню. Раз, два, три, имя назови!
Вот и познакомились.
Давайте поздороваемся и с нашими гостями. Вы умеете здороваться по-музыкальному?
Здравствуйте, ребята! (муз. руководитель поет )
Ребята! С недавнего времени на улице можно услышать много разных звуков. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Почему мы стали слышать эти звуки? А какие еще звуки можно услышать весной?
Молодцы. Недаром говорят в народе: «Весна – утро года». Вся природа просыпается от зимнего сна.
А можно ли передать все эти звуки природы в музыке?
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом плеске ручейка.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика.
И у нежного подснежника
Тоже музыка своя.
Давайте изобразим, как звенит весенняя капель!
Распевание.
Споем: Динь – динь – динь.
Споем, как капает первый весенний дождик. Вот так: «Кап – кап – кап» (вниз по трезвучию ).
Понюхаем аромат весенних цветов. Вдох – выдох.
Вот сколько разных звуков у весны. Я приглашаю вас совершить прогулку по весеннему лесу, чтобы услышать музыку природы, удивиться ей и восхититься ее красотой.
К лесной полянке ведет тропинка (муз. руководитель заводит детей в круг).
Только будьте внимательны. Тропинка может быть ровной: мы пойдем по ней шагом (показ). Могут нам встретиться ручейки – тогда мы побежим рядом с ручейком на носочках (легкий бег). А когда в весеннем лесу нам встретятся лужи, мы будем через них перепрыгивать (подскок ).
Игра «Тропинка»
(звучит музыка для ходьбы, бега, подскока;
муз. руководитель комментирует)
Как хорошо мы с вами шли по тропинке! Вот и пришли мы на лесную поляну (звучит музыка весеннего леса ).
Как здесь красиво! Слышите, как звонко поют птицы? Какие птицы весной вернулись к нам?
Правильно. А еще весной к нам возвращается маленькая птичка жаворонок. Кто-нибудь знает, как она выглядит?
А кто-нибудь слышал как она поет? С виду эта птичка неприметна, а как запоет свою весеннюю песенку – заслушаешься! Хотите услышать?
Слушание «Песня жаворонка» Чайковского.
Ребята, как вам показалось, с каким настроением поет жаворонок?
Да, ребята. Музыка светлая, беззаботная , приветливая. А какие звуки передают трели жаворонка – высокие или низкие?
Правильно, музыка звучит в верхнем регистре.
Ребята, посмотрите, на дереве висит письмо. Здесь написано: «Ребятам старшей группы детского сада № 000 «Рябинушка». На конверте «от кого» написано «чик-чирик». Кто бы это мог быть?
Давайте прочитаем:
«Мы высылаем вам весеннюю песенку, но в ней потеряны последние нотки, а нам так хочется спеть песню от начала до конца. Помогите нам, пожалуйста, сочинить окончание этой песенки. Очень надеемся на вас. Воробьи, которые прилетают к вам на участок»
Ребята, к песенке есть картинки, они помогут нам разучить песенку.
Разучивание песни «Звонкие капели»
(песенное творчество).
Муз. руководитель поет песенку, не допев 2 такта.
Ребята, какой характер у воробьиной песенки?
Чему так радуются воробьи?
Найдите эмоцию, которая соответствует настроению песенки.
Молодцы! Давайте тоже улыбнемся весне!
Ребята, в песне 2 куплета.
(Муз. руководитель показывает картинку)
Кто на ней изображен?
(Музыкальный руководитель записывает ноты и возвращает письмо на место).
Какие вы замечательные певцы и композиторы! А хотели бы вы превратиться в музыкантов?
На чем играют музыканты?
На нашей поляне есть различные музыкальные инструменты. Подойдите поближе. Давайте их назовем.
Что мы можем на них сыграть?
А можно ли с помощью музыкальных инструментов озвучить стихотворение? Давайте попробуем.
Проснулось весеннее солнышко,
Открыло один глазок,
Потом другой.
Весело подмигнуло, и широко улыбнулось.
Закапал теплый весенний дождик,
Прогремел первый гром.
Защебетали птички, и проснулась природа!
Все пришло в движение.
(Муз. руководитель предлагает детям выбрать инструменты, подходящие для озвучивания примет весны, объясняет приемы игры, корректирует)
Слушайте внимательно. Ведь каждый инструмент должен вступить в свое время.
Озвучивание стихотворения.
Какой замечательный оркестр получился! Вы – настоящие музыканты.
Под лучами весеннего солнышка начал таять снег, и из-под него стали видны маленькие беленькие и голубенькие цветочки. (Муз. руководитель убирает белое покрывало, под ним показываются цветочки – подснежники ).
Как они называются?
Подснежники – цветы хрупкие и нежные. Как бы нам не хотелось их сорвать, мы не должны этого делать. Почему?
Давайте представим, что мы первые весенние цветы – подснежники. Мы тянемся к весеннему солнышку, радуемся весне.
Пластический этюд «Подснежник».
« Сквозь снег прорастают первые росточки подснежников. Они тянутся к солнцу, впитывая влагу из земли. Растения набирают силу. Дует легкий ветерок, цветочки слегка покачиваются. И вот бутоны раскрываются, встречая солнышко, радуясь ему. Цветы закружились на поляне.
Как много подснежников, целая поляна!»
Вот мы и побывали на весенней поляне. Пора возвращаться домой. Давайте скажем лесной поляне «спасибо».
(Муз. руководитель заводит детей в круг. Звучит музыка )
А чтобы быстрее доехать, давайте сядем в поезд и отправимся обратно в детский сад.
Вот мы и вернулись. Вы оказались любознательными путешественниками. Дима и Люба были очень внимательными, а Саша и Наташа находили ответы на самые трудные вопросы. Настя и Коля очень тонко чувствовали музыку, Вова был наблюдательным. А Лена – веселой!
Ребята, что вы увидели необычного в весеннем лесу? Чем больше всего вам понравилось сегодня заниматься?
Мы побывали в удивительном мире природы: слушали ее, изображали ее, помогали ей.
А на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот таких лесных птичек.
Пусть они напоминают вам о звуках природы, которые вы сегодня услышали и радуют вас.
До свидания, ребята!
Галина Ковергина
Музыкальное занятие в старшей группе «Весна к нам пришла»
"Весна к нам пришла "
Музыкальное занятие в старшей группе .
Ковергина Галина Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» , г. Уварово, Тамбовской области.
На музыкальном занятии необходимо решить следующие задачи :
Формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения;
Учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения , эмоционально откликаться на него;
Расширять музыкальный кругозор детей , способствовать проявлению музыкально -творческих способностей;
Учить петь выразительно, передавая характер песни (ласковый, спокойный, веселый, задорный) ;
Воспитывать культуру общения, учить размышлять;
Обобщать представления детей о типичных весенних явлениях;
Предварительная работа :
Наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках.
Развитие наблюдательности за веточками берез, стоящими в музыкальном зале , заранее поставленными вазу с водой в музыкальном зале еще в конце февраля.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование :
Слайды с картинками, музыкальные записи , напечатанные пословица и поговорки, сюжетные картинки, запись звуки весны , кроссворд, раскраски о весне .
Ход занятия:
I Организационный момент
Дети друг за другом входят в музыкальный зал , садятся на стульчики.
Музыкальное приветствие : по звукоряду вверх – Здравствуйте, ребята!
По трезвучию вниз – ответ : – здравствуйте!
II Постановка темы занятия
Музыкальный руководитель :
Ребята, сейчас мы проведем с вами занятие , а тему вы попробуете определить самостоятельно после просмотра следующего видеоролика. Слайд1-3.
(Слайды на весеннюю тему № 1,2,3
Итак, ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия ? (Занятие о весне )
Музыкальный руководитель : Весной все в природе изменяется? Как вы думаете (ответы детей)
Цель : Развивать внимание детей к окружающему миру посредством музыки , уметь сопоставлять ее звучание с увиденным на экране.
Вы правы, стало теплее днем, вы одеваете более легкую одежду…Но проказница весна может приготовить нам и сюрпризы : заморозки и даже снегопад…Поэтому, с такую неустойчивую погоду мы можем с вами ….что?
Правильно, заболеть.
Кто ответит, что мы с вами умеем делать, чтобы не было насморка, температуры? Есть ли вреди вас такие дети, кто любит болеть (Ответы) Вот поэтому на каждом музыкальном занятии мы с вами … . Правильно, выполняем дыхательные упражнения, глубокие и шумные. А кто помнит, чем помогают нам эти упражнения? (ответы) А какие вы помните упражнения (ответы)
Вместе с воспитателем дети выполняют 2-3 дыхательных Стрельниковских упражнения под музыку , которую играет и поет музыкальный руководитель .
1 упражнение «Цветочек» :
Мы понюхаем цветочек - очень нравится он нам.
Дарит запах, дарит запах он и вам, и вам, и нам (дети выполняют глубокие шумные ритмичные вдохи)
2 упражнение :(сжимают и разжимают кулачки в ритме, одновресенно выполняя глубокие вдохи)
Кулачки и вновь ладошки- ладошки, ладошки-2 раза
3 упражнение : «Насосы» (Наклоны –ладошки разжаты, выпрямление-ладошки в кулачках)
Мы насосы, мы насосы – шумно нюхаем мы носом-2 раза
Музыкальный руководитель : Ну, вот мы и оздоровились, и можем спокойно гулять на улице, не боясь ветра, весеннего дождя, верно, дети?
Детям предлагается исполнить первый куплет ранее разученной песни
Звучит песня «Пришла весна » Муз. Ереминой. Сл. Петрова.
1. Снова с юга прилетят к нам грачи и цапли
За окном моим звенят капли, капли, капли
Припев :
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь,
За окном опять весна – просим , просим, просим!
III Основная часть
Музыкальный руководитель :
А какие весенние месяцы вы знаете?
Ответы детей
Музыкальный руководитель : А вот как их называют в народе. Почему? (март - протальник, апрель - снегогон, май - травень) . Ответы детей
(слайд №6 каждого месяца) .
Музыкальный руководитель : Ребята, а вы спорить любите? А я вот сейчас со всеми вами буду спорить и уверять, что улице осень. А! Вы не согласны? Тогда попробуйте убедить меня и назовите признаки весны (дети по очереди называют с помощью воспитателя)
1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.
2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.
3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
5) Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодье.
6) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям
7) Весной идёт дождь , а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.
Музыкальный руководитель : ну вот теперь вы меня точно убедили, что пришла настоящая весна !
Звучит мелодия сигнала «Встаньте, дети, встаньте в круг»
Воспитатель : А теперь, ребята, мы в кругу поиграем с вами, все выполняйте за мной.
Проводится музыкальная игра «Весенняя» (Повторялочка)
На мелодию «Белорусской польки» дети подпевают и выполняют следующие движения.
Март сосульки свесил с крыши (взявшись за руки идём по кругу)
И капелью зазвенел. (остановились, ритмично хлопаем)
Солнце в небе выше, выше. (подняли руки вверх)
Все хлопочут много дел. (наклоны вправо и влево)
Скоро снег совсем растает. (приседаем и встаём)
Выйдут в поле трактора. (руки на пояс, с перетопом продвигаемся вперёд)
Чёрный грач весну встречает (идём, высоко поднимая колени)
Громкой песней : (машем руками, «крылья» )
Кра-кра-кра.
Звучит музыкальный сигнал : «Садитесь, садитесь, садитесь скорей»
Музыкальный руководитель : Вы загадки,конечно, любите. Сейчас мы с вами будем разгадывать поочередно : девочки и мальчики.
Презентация «Весенние загадки» Слайд№7 (отдельно презентация №2
«Давайте поиграем» Загадки – отгадки)
1 загадка (девочкам) Слайд 2.
Угадайте, какое изображение здесь НЕ соответствует весне ? (Ответы)
2загадка : (мальчикам) Слайд 3.
Есть ли на этой картине весенние цветы и как они называются (ответы)
Воспитатель : А это мы будем выяснять все вместе (девочки и мальчики)
3 загадка : «Что перепутал художник?» Слайд4.
Воспитатель :
Вижу, вы внимательные ребята. А раз так, то ответьте, что можно сказать про весеннее солнце? Какое оно? (подбор эпитетов)
Дети исполняют песню «Веснянка » (можно водить хоровод вместе с воспитателем)
1. Стало ясно солнышко припекать, припекать (Обе руки вверх)
Землю словно золотом заливать, заливать. (руки вниз плавно)
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли вернулися к нам опять. К нам опять (взмахи руками,
А в лесу подснежники расцвели, расцвели (идут по кругу)
Много ярких красок у весенней земли.
Цель : Закрепление простого хороводного шага, ритмичные движения внизу и вверху руками по тексту песни.
Музыкальный руководитель :
Весна … Растаял лед…Побежали….
Трек2 «Звон ручья» . Слайд №8.
А что делает ручеек весной ? (подбор глаголов)
А сейчас представьте, что вы оказались в весеннем лесу.
Воспитатель :
Что вы слышали? (звонко поют птицы) .
Где и когда так поют-заливаются птицы? (в лесу весной до появления птенцов) .
Каких перелетных птиц вы знаете?
Кто возвращается первым в родные края? (грачи) Слайд№9-10
Музыкальный руководитель : Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны .
А кто из птиц прилетает последний? Почему? (ласточки, стрижи; когда появляются насекомые) .
Чем сейчас занимаются птицы? (строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов) .
Музыкальный руководитель : Дети, мы с вами все живем в домах, квартирах, а как люди могут помочь птицам, чтобы у них тоже было место где уснуть, спеть свою птичью песню (Ответы)
Да, людям просто необходимо построить для скворцов и всех птиц, которые прилетели к нам с юга домики - скворечники (ответы и беседа о том, у кого уже есть построенные скворечники) .
Давайте разучим второй куплет песни «Пришла весна »
Приемы и этапы разучивания :
Показ и исполнение музыкальным руководителем 2 куплета.
Вопрос детям, о чем говорится в этом куплете?
Прием разучивания – игра «Эхо» , дети повторяют по фразам за музыкальным руководителем .
Пение по подгруппам : девочки, отдельно мальчики.
Цель : Учить слушать и понимать текст, запоминать его.
Задача : Точно повторить мелодическую линию с новым текстом песни.
Дети исполняют 2 куплет песни «Пришла весна » Слова Ковергиной Г. В.
2. Мы построим птицам дом - заживут в нем птицы,
Но с утра поют они, в доме не сидится.
Припев : тот же.
Цель : Петь, коротко произнося последние слова в музыкальных фразах , учить слушать голос музыкального руководителя и звуки пианино, стараясь не перекрикивать друг друга.
Музыкальный руководитель : Птицы приносят большую пользу. Питаясь насекомыми, помогают людям сохранить леса, поля, сады и парки. Нас радует их ловкий и быстрый полет, они дарят нам ощущение свободы и красоты, чарующие звуки трелей.
Воспитатель проводит с детьми музыкальную игру «Скворушки» .Муз. и сл. Ковергиной Г. В.
Слайд №11-12
Текст и ход игры : (Воспитатель выносит плоскостное солнышко)
Дети поют : Скворушки, скворушки – серенькие перышки,
Взрослые : Греет солнышко теплей, прилетайте поскорей.
(дети «летают» , стульчики ставят спинкой - это их скворечники)
Полетали, полетали серенькие скворушки,
Поклевали, поклевали из кормушки зернышки (клюют)
Солнце опускается вниз.
День закончен-вы летите, свой скворечник находите!
(«Улетают» в «скворечники» , присев на корточки, как бы прячутся за стульчики).
Цель : Научить легко свободно бегать по залу, размахивая при этом руками «крыльями» , никого не задевая. Движение «клюют» выполнять с прямой спиной, движением головы вверх- вниз.
Задачи : Слышать в музыке 3-х частную форму и в соответствии с ней и текстом выполнять нужные движения. Развивать внимание детей к тексту.
Воспитатель : А теперь мы пофантазируем…Представьте, что я –Весна (надевает веночек из цветов, в руки берет букет из верб, подснежников, зеленой травы)
Внимание, сейчас прозвучат ваши любимые загадки. А если вы отгадаете -увидите ответ (Слайды№12-20)
И я сегодня на занятие принесла несколько картинок, которые раздам вам (раздает картинки с изображением сосулек, Снеговика, кусочков льда, скворца)
Звучит музыка , на ее фоне воспитатель загадывает детям загадки.
1. Самый первый день весны ,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .
2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель) .
3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник) .
4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна ,
Вся разрушится она. (Лед)
6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)
7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .
8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна )
9. Она под осень умирает.
И вновь весною оживает .
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)
Музыкальный руководитель : На этом наше занятие подошло к концу . Вы все хорошо работали, и я хочу подарить вам книжку с картинками о весне , которые вы можете раскрасить.
Звучит музыкальный сигнал с низком регистре (секундаккорд) - дети строятся в определенном месте друг за другом.
Музыкальный руководитель поет : «Вот и наступил конец занятия !
До свидания, ребята!»
Дети поют : (Нисходящая мелодия от «соль» до «До» ) «До свидания»
Звучит музыка… .
Дети «вылетают» из музыкального зала , превращаясь по просьбе музыкального руководителя , в птичек с подвижными, легкими руками-«крылашками» .
План-конспект тематического музыкального занятия в средней группе детского сада «На весенней полянке»
Бунтури Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №14, г. Екатеринбург.Описание материала: Данный материал адресован музыкальным руководителям, воспитателям детских садов, а также педагогам дополнительного образования. Он включает в себя подробный план-конспект тематического музыкального занятия, который может быть реализован в группах детей среднего дошкольного возраста. Содержание конспекта раскрывает тему весенней природы в разных видах музыкальной деятельности детей: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические элементы, пальчиковая игра с пением, музыкальная игра с движением и другие. При этом на музыкальном занятии, «путешествуя» с музыкальным руководителем по весеннему лесу, у детей воспитывается бережное отношение к живому миру, развивается чувство любви к такой родной и близкой им природе на примере простейших понятийных формул.
Цель: развитие музыкальности детей.
Задачи: приобщение к музыкальному искусству,
воспитание эстетического вкуса,
развитие музыкальных способностей,
развитие коммуникативных и двигательных навыков,
пополнение словарного запаса по теме занятия,
воспитание бережного отношения к миру природы.
Ход занятия.
1. Вход: Дети входят в зал под музыку марша («Марш» Е. Тиличеевой или другой по выбору муз. руководителя), маршируют по кругу, с окончанием музыки – останавливаются, поворачиваются лицом в круг.2. Музыкальное приветствие: педагог пропевает фразу «Здравствуйте, ребята», дети пением отвечают «Здравствуйте».
3. Игра «Познакомимся» : педагог предлагает детям поиграть в игру с мячом. Дети бросают мяч друг другу в случайном порядке, каждый у кого в руках оказался мяч пропевает своё имя и бросает дальше. Можно усложнить задачу и предложить детям спеть имя не только в обычном варианте, но и в уменьшительно-ласкательной форме («Спой ласково: Аня, А-не-чка»).
4. Педагог: А теперь, когда мы все познакомились и подружились, я приглашаю всех на прогулку в весенний лес (на демонстрационном экране слайд с изображением лесной тропинки). Но отправимся мы не просто так, а с песней!
Исполняется хоровод «Мы в лесок пойдём» сл. и муз. М. Картушиной /движения исполняются по тексту/.
1. Мы в лесок пойдём
И цветок найдём.
Лёли-лёли-лель,
И цветок найдём.
2. Мы цветок найдём
И венок сплетём.
Лёли-лёли-лель,
И венок сплетём.
3. Мы с венком своим
Танцевать начнём.
Лёли-лёли-лель,
Танцевать начнём.
5. Педагог: Вот мы и оказались на лесной полянке (на демонстрационном экране изображение полянки с первыми весенними цветами). Давайте, присядем коврик и прислушаемся, как звучит лес этим светлым весенним утром.
Звучит музыка А. Вивальди «Весна» (1 часть «Март»). После прослушивания музыкального фрагмента педагог обсуждает с детьми настроение, созданное музыкой, музыкальные краски, с помощью которых композитор создал эту музыку (лад, тональность, тембр, динамика и др.).
6. Педагог: Ребятки, на этой полянке мы видим так много первых нежных весенних цветов! Многие из них ещё не распустили свои бутончики. А у меня тоже есть цветочек (складывает ладони в «бутончик»)! А у вас? Ну-ка, покажите!
Пальчиковая игра с пением «Наши нежные цветки» .
Наши нежные цветки
Распускают лепестки. /ладошки медленно раскрываются/
Ветерок чуть дышит, /легко дуем на ручки «как ветерок»,
Лепестки колышет. пальчики двигаются, «колышатся как лепестки»/
Наши нежные цветки /ладошки медленно закрываются «в бутон»/
Зарывают лепестки.
Головой качают, /плавно качаем «бутончиком»/
Тихо засыпают. /кладём ладошки под голову, «засыпаем»/
При повторе игры - усложняем. В середине игры добавляем фрагмент:
Все цветочки потянулись к солнышку, высоко-высоко, и выросли!
/потянулись руками вверх, поднялись на носочки/
А сейчас соберём все наши цветы в один большой букет! /дети собираются в середину круга/
7. Педагог показывает детям красивую игрушечную бабочку: Ой, посмотрите, кто прилетел к нам на цветочную полянку, это же бабочка-красавица! Она порхает между лепестков и собирает сладкую пыльцу. А мы с вами сейчас поиграем в игру!
Подвижная музыкальная игра «Бабочки» (Е. Железнова)
От цветка к цветочку
Бабочки летят.
Где сок самый сладкий
Знать они хотят.
Хорошо с сачком ходить,
Бабочек ловить.
Не спешите улетать,
Дайте вас поймать!
/Дети держат в руках бабочек на проволоке, двигаются лёгким бегом по музыкальному залу врассыпную. Воспитатель сачком ловит бабочек. /
8. Педагог: Все наши бабочки разлетелись кто куда! А нам с вами пришла пора попрощаться. Жду вас в следующий раз!
Музыкальное прощание: педагог пропевает фразу «До свидания, ребята», дети пением отвечают «До свидания», под музыку маршируют из зала. Открытое музыкальное занятие в старшей группе.
Тема: «Наступила весна».
Подготовила: музыкальный руководитель МКДОУ Ергенинский детский сад «Герл» Овкаджиева Данара Тальевна.
Цели и задачи:
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Развитие музыкально-художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству;
Развитие музыкальности детей;
Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам.
Воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку.
Оборудование: конспект занятия, музыкальный центр, фотографии композиторов, тарелочки.
Ход занятия:
Дети входят в зал по парам под музыку Д.Кабалевского «Наш край» и становятся в круг.
Музыкальный руководитель: Мендвт, ребята!
Дети: Мендвт!
Музыкальный руководитель: Как вы провели выходные? Соскучились?
Дети: Хорошо, соскучились.
Музыкальный руководитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Музыкальной стране,в которой наступила весна. А кто в первую очередь радуется приходу весны?
Дети: Птицы.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Это птицы. Вы готовы отправиться в Музыкальную страну? Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и под щебетание птиц переместимся в Музыкальную страну.
Звучит запись «Щебетание птиц».
Музыкальный руководитель: Раз, два, три. А теперь откройте глаза, посмотрите, вот мы и в Музыкальной стране. Присаживайтесь на стульчики.
Дети рассаживаются по местам.
Музыкальный руководитель: Ребята, угадайте, что за птичка?
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота.
Хвост раздвинет в два хвоста.
Дети: Ласточка.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Давайте прослушаем песню А. Манджиева «Харада».
Прослушивание песни «Харада» А. Манджиева.
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему прозвучала именно эта композиция? Кто это – харада?
Дети: Ласточка.
Музыкальный руководитель: Совершенно верно, это ласточка. Именно она приносит нам весну,прилетая первой из теплых стран. А какие еще птички возвращаются к нам из теплых стран весной?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам послушать композицию и вспомнить ее название.
Звучит « Пляска птиц» Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Вы вспомнили, ребята, название этой композиции?
Дети: «Пляска птиц».
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! А теперь давайте представим себя в роли этих птичек, которые радуются приходу весны.
Дети под музыку изображают птиц.
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, ребята! А вы знаете, что есть много песенок про весну. И одну из них мы сейчас начнем разучивать. Но сначала нам нужно разработать голосовые связки.
Распевка звуков.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами прослушаем песенку «Солнышко смеется» Л.А.Олифировой.Вот посмотрите на ее портрет.
Звучит песня «Солнышко смеется».
ВЕСЕННЯЯ ПОЛЕЧКА ДЕТСКАЯ «СОЛНЫШКО СМЕЕТСЯ».
1.Солнышко смеется, а сосульки плачут,
Солнечные зайчики по дорожкам скачут (2 раза)
Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. прыг-скок
2. Мамочка, ты слышишь, как по нашей крыше
Кошки ходят и коты, ну-ка, вы, потише (2 раза)
Мяу-мяу, мяу-мяу, мяу-мяу, мяу-мяу. Брысь!
3. Отворим окошко, подождем немножко,
При летайте к нам скворцы, вот пшено и крошки (2 раза)
Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Летите!
4. Солнце греет ушки, гладит по макушке,
Дарит мамочке и мне рыжие веснушки (2 раза)
Разучивание песни.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Как хорошо вы поете. А что это за звуки раздаются?
Дети: Часики тикают.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Это часики тикают. И они нам говорят, что танцевать пора. Сейчас мы начнем изучать танец «Часики». Давайте встанем в большой круг, возьмем в каждую руку по тарелочке и будем повторять за мной движения.
Музыкальный руководитель раздает каждому ребенку в каждую руку по тарелочке, и под музыку « Часики» Г. Васильева показывает движения, а дети повторяют за ним.
Музыкальный руководитель: Как хорошо у вас получается. Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте снова возьмемся за руки, закроем глаза и под щебетание птичек вернемся в группу. Три, два, один. Ну, вот мы и в группе.
Рефлексия.
Что вы сегодня делали?
По какой стране путешествовали?
Вам понравилось?
А что вам больше всего понравилось?
Дети уходят из зала парами под музыку «Наш край» Д.Кабалевского.
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Весна пришла».
Задачи:
1. Создание мотивации и личностного смысла у детей к предстоящей музыкально-образовательной деятельности.
2.Развивать умения и навыки детей:
Певческие (чистота интонирования,певческое дыхание, выразительность исполнения)
Музыкально-ритмические(совершенствовать танцевальные шаги и движения,умение двигаться выразительно под музыку)
3. Содействовать формированию потребности к музыкально-творческой деятельности (к певческим импровизациям, экспериментированию в области муз-шумовых звуков, имитированию движений и повадок зверей)
4. Воспитывать любовь к природе родного края.
Музыкальный репертуар:
- « В садике» Майкапар
- Увертюра к оперетте «Летучая мышь» Штрауса
- Песня « Веселые медвежатки» Е. Поплянова
- Песня « Кто придумал песенку?»В. Кожухин
- Песенное творчество « Ау, мишенька!»
- « Весна» Вивальди
- Муз.игра « Ловишка» р.н.м. обр. Сидельникова
- Композиции « Радостно журчит ручей», «Поющий лес», «Встреча весны» в обр. для детей серии « Волшебство природы»
Наглядный материал: Письмо от Весны,портрет композитора Вивальди,рисунки детей на тему весны в музыке, презентация на тему: « Весна пришла»
Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийная установка,музыкально-шумовые инструменты: свистульки,султанчики-шуршалки,стаканчики с водой и трубочками, разноцветные платочки, картинка скрипки,муз-дид игра « Форма песни»
Ход занятия:
Накануне занятия сорока приносит детям в группу письмо от Весны с просьбой разбудить медвежонка от зимнего сна.
Дети входят в зал под музыку « Поющий лес» («Волшебство природы») и располагаются в нем свободно. Звучит традиционное музыкальное приветствие «Доброе утро». Дети рассказывают музыкальному руководителю о письме от Весны. Вместе решают отправиться в весенний лес,чтобы выполнить ее просьбу и разбудить медвежонка.
Музыкальный руководитель: На каком транспорте можно доехать до леса?
Дети: На паровозе «Букашка»!
Под песенку « Паровоз Букашка»муз. А.Ермолова дети «едут» по залу змейкой,приближаясь к центральной стене, оформленной по-весеннему. На мультимедиа слайд «Весенний лес».
Музыкальный руководитель: Где мы очутились, друзья?
Дети: В весеннем лесу! (рассматривают оформление)
Воспитатель: Вам нравится здесь? Хотите прочитать стихи о весне?
Ребенок читает стихи,фоном звучит музыка «Встреча весны» (« Волшебство природы»)
Музыкальный руководитель: Ребята, а где же медвежонок? Может позвать его, поаукать? (поет – дети эхом повторяют). Нет ответа! Попробуйте еще раз сами (песенное творчество « Ау, мишенька!»).
Музыкальный руководитель исполняет пьесу « В садике» Майкапара и спрашивает детей: Чья это музыка? Кто это к нам приближается?
Дети: Зайчонок! Ведь музыка у него бойкая, отрывистая,как будто зайчик скачет, то выглядывая,то прячась.
Музыкальный руководитель: А вы сможете изобразить такого зайчонка?
Играет пьесу « В садике» , а дети превращаются в зайчат и придумывают танцевальный этюд « Трусливые зайчата».
Музыкальный руководитель включает Увертюру из оперетты « Летучаа мышь»: Кажется,кто-то еще по лесу прогуливается!
Дети: Это хитрая лиса ищет зайчонка.
Музыкальный руководитель: Покажите какая лиса в этой музыке?
Дети сочиняют этюд « Лесная красавица на охоте».
Музыкальный руководитель включает музыку медведя: Ой, а это кто, ребята?
Дети: медведь
Музыкальный руководитель: Почему вы так решили?
Дети объясняют, что музыка медленная, тяжелая, грубая.
Воспитатель вытаскивает из «берлоги» медведя (ростовую куклу).
Медведь: Это кто по лесу гуляет? Кто мне спать мешает?
Дети объясняют кто они и откуда, говорят, что в лесу весна, что «хватит спать».
Медведь: Я и забыл, что такое весна…
Дети: Весна – это солнце, первые цветы, ручейки, пение птиц и т. д.
Музыкальный руководитель: Мишка, хочешь послушать, как просыпается весенний лес и поет на все голоса?
Мишка: С удовольствием! (садится)
Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкально-шумовые инструменты, чтобы передать звуки весеннего леса (пение птиц – свистульки, шум ветерка – махалочки, журчание ручейка – стаканчики с водой и трубочки для коктейлей). Дети подгруппами выстраиваются в полукруг.
Музыкальный руководитель: Итак, в руках у нас музыкально – шумовые инструменты, значит все вместе мы образуем …
Дети: Оркестр!
Музыкальный руководитель: А кто управляет оркестром?
Дети: Дирижер!
Музыкальный руководитель: Вы не против, если я буду дирижером и помогу вам исполнить музыку весеннего леса?
Звучит композиция « Радостно журчит ручей» , музыкальный руководитель сопровождает небольшим рассказом управление оркестром.(вот оживились, перелетая с ветки на ветку и делясь последними лесными новостями птицы – вступают свистульки; вот ласковый и теплый весенний ветерок погладил нежную травку, тронул веточки кустов и деревьев – махалочки; а вот побежали, зажурчали первые ручейки – стаканчики с водой; и,наконец, весь лес ожил и запел на все голоса: « Весна пришла!» - все инструменты)
Мишка: Какая чудесная музыка! Журчат ручейки, шумит ветерок…
Дети: И птички поют!
Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните пожалуйста, в каком музыкальном произведении вы слышали недавно радостные и звонкие птичьи трели?
Дети: Концерт « Времена года», часть «Весна» А.Вивальди.
Музыкальный руководитель: Я еще раз хочу показать вам портрет этого великого итальянского композитора.
Мишка: Повторите, пожалуйста, как его зовут. Очень необычное имя.
Дети повторяют.
Музыкальный руководитель: Вы хотели бы сейчас послушать фрагмент этого произведения? Вы готовы?
Мишка: Я буду слушать очень внимательно.
Звучит « Весна» Вивальди.
На мультимедиа презентация « Весна пришла»
Музыкальный руководитель: Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница удалая
Мчится с горной вышины.
Это строчки поэта Майкова. А как вы думаете, какой характер у этой музыки?
Дети: праздничный, радостный, ликующий.
Музыкальный руководитель: А какие еще очень яркие и узнаваемые звуки вы услышали в музыке весны?
Дети: Пение птиц.
Музыкальный руководитель: А как звучали их голоса?
Дети: Звонко, светло, высоко, с переливами.
Музыкальный руководитель: Подумайте и скажите: пели солисты или причий хор?
Дети: И хор, и солисты.
Музыкальный руководитель: С помощью какого музыкального инструмента симфонического оркестра композитор передал птичьи трели?
Дети: Скрипки.
Музыкальный руководитель(обращает внимание на скрипку на картинке): Действительно, скрипка считается царицей музыкальных инструментов. Она может передать и голос человека, и пение птиц.
Воспитатель: Мы с ребятами слушали концерт Вивальди в группе и рисовали Весну. Работы получились замечательными. Несколько из них мы принесли в зал.
Рассматривают рисунки, Мишка хвалит детей.
Музыкальный руководитель: Друзья, посмотрите внимательно на эти яркие платочки. Цвета и краски каких из них, по вашему, больше всего подходят «Весне» Вивальди?
Дети выбирают платачки и объясняют свой выбор.
Мишка: Ребята, я всю зиму ничего не ел и очень проголодался. Вот бы сейчас меду…
Дети говорят, что знают песенку про медвежат, маму-медведицу и кашу с медом! Предлагают Мишке послушать.
Дети поют песню « Медвежата»(с медведицей-солисткой, с костюмами и атрибутами), в конце угощают Мишку кашей с медом.
Мишка: Очень веселая и вкусная песенка. Спасибо вам, ребята.
Музыкальный руководитель: Мишка, ты хочешь послушать вместе с ребятами новую песенку композитора В.Кожухина?
Мишка: Весеннюю? Конечно хочу!
Музыкальный руководитель исполняет песню В. Кожухина « Кто придумал песенку?» и спрашивает в заключении: Так кто же придумал эту песенку?
Дети отвечают. Музыкальный руководитель беседует с детьми о характере музыки, о содержании, акцентируя внимание на последовательности выступлений героев песенки; о впечатлении от услышанного.
Мишка благодарит детей за то, что они разбудили его: С вами было очень весело и интересно! Пойду сообщу Весне, что я совсем проснулся и птичек в лесу послушаю. (прощается)
Музыкальный руководитель предлагает сосчитать куплеты в песенке, послушав ее еще раз.
Исполняет песню повторно, предлагает поиграть в музыкально-дидактическую игру « Форма песни».
Дети играют в муз-дидактическую игру, уточняя в ходе нее содержание куплетов.
Воспитатель: А в какую музыкальную игру можно поиграть с этими яркими платочками?
Дети: « Ловишка»!
Затем вспоминают правила игры, считалочкой выбирают солистов.Музыкальный руководитель просит обратить особое внимание на выполнение подскока солистами.
Проводится музыкальная игра « Ловишка» (2-3 раза)
Музыкальный руководитель: Я с удовольствием передаю вам в группу эти платочки, чтобы вы могли поиграть с ними в свободную минутку.