Error: не определено #11234. Пластова "Первый снег". Презентация "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему Скачать репродукцию картины пластова первый снег

Пластова "Первый снег". Презентация "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему Скачать репродукцию картины пластова первый снег

Задачи урока:

— познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пла-стова;

— привлечь внимание детей к красоте зимней при-роды;

— способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

— совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

— формировать умение составлять заключитель-ную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

— учить соотносить художественный текст и худо-жественные средства картины.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Подготовка к восприятию картины.

— Прочитайте на доске два слова: первый и послед-ний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цве-ток, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях,

— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:

«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высоко-го неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяй-ничать над землей».

— Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,

— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к перво-му снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

—Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий.

Первый снег

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И,наконец-то, снег повалил хлопьями.

Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

4. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведе-ний Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого со-стояния природы, которое бывает в час первого снего-пада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

— Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

— Какое время суток изображено? Как вы догада-лись? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

— Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревен-ские ребята.)

— Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по разме-ру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают го-лову к небу, смотрят на хлопья снега,)

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц де-тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

6. Работа со словарём настроений.

Посмотрите на карточки, выберите слова— на-звания чувств, которые помогут вам передать настрое-ние детей.

радость восторг волнение

удивление интерес восхищение

беспокойство испуг грусть

(Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) — Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? (Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

В чём это проявляет-ся? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере-вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

— А почему художник показал на картине только часть берёзы?, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

—Выберите несколько опорных слов, которые яв-ляются главными для описания картины:

снег дети земля ворона небо берёза

— попробуйте описать снег. Используя сравнения. Эпитеты. Слова. Характеризующие действия снега. очень к лицу земле, белая скатерть полей, робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, порошил, щекотал лицо, кружился, порхал

танцевал, опускался большими хлопьями

— Попробуйте смотреть глазами художника. Будь-те при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радо-стное чувство восторга при виде первого снега.)

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой кар-тине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благода-рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра-дости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9 Составление плана сочинения:

1) Первый день зимы.

2) Радость детей.

3) Настроение картины.

4) Мое отношение к картине.

10. Устное коллективное составление текста-описания.

11. Самостоятельная работа

12. Самопроверка

Тема: Работа на ошибками

по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Цель: Совершенствовать умение выражать свои мысли в письменной речи

Задачи урока:

— выявить пробелы в знаниях учащихся и

— провести работу над ошибками допущенными в письменной работе

— активизировать словарный запас учащихся;

— воспитывать любовь к природе;

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение

— Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

Художник Аркадий Александрович Пластов написал картину «Первый снег» в 1946 году.

3. Работа над орфографическими ошибками

Выписать слова в которых были допущены ошибки и объяснить правописание этих слов

4. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник?

(Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.)

— Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

(Ещё нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

— Какое время суток изображено? Как вы догада-лись?

(Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети второпях выбежали на крыльцо.)

— Кого изобразил художник на переднем плане?

(На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревен-ские ребята.)

— Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го-лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега.)

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц де-тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

(Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть на медленно опускаются на землю лёгкие, пушистые снежинки.)

— Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый и красивый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане?

(В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает?

(Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.

В чём это проявляет-ся?

(Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере-вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сып-лется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

(Художник помог нам еще ярче пережить радо-стное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал праздник природы, мы чувствуем этот празд-ник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

— Как вы закончили свой рассказ по этой кар-тине? (Я благода-рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра-дости при виде первого снега.)

5. Самостоятельная работа. Работа с карточкой.

Списать текст.

Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.

Ещё нет сугробов, местами видна голая земля. Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети выбежали на крыльцо.

На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревен-ские ребята. Мальчик одет в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го-лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега. Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть, как медленно опускаются на землю лёгкие, красивые снежинки.

В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. Около берёзы мы видим ворону, которая радуется первому снегу и хочет его попробовать.

Класс: 4

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • Обучать детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Расширять знания учащихся.
  • Учить ребят умениям использовать в своей речи яркие слова из художественных произведений.
  • Воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление.

Оборудование:

Презентация.

  • Грамзапись П.И.Чайковского "Времена года".
  • Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов.
  • Репродукции картины А.А.Пластова Первый снег" у каждого ученика.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке русского языка будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова "Первый снег".

3. Работа над темой урока.

Слайд 2, 3. Приложение.

Подготовительная беседа.

  • Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.
  • Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: "Первый снег", "Витя - подпасок", "Летом (1945)", "Ужин тракториста".

Слайд 4. Приложение.

Знакомство с картиной "Первый снег".

Перед вами репродукция картины А.А.Пластова "Первый снег".

Что такое репродукция? (Ученики находят толкование слова в словаре С.И.Ожегова).

Давайте попробуем выразить мысль, пользуясь отрывками из стихотворений о первом снеге. (Дети сами подготовили отрывки из стихотворений о первом снеге).

Вспомните какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?

Как зимой изменились улицы, школьный двор.

Слайд 5, 6. Приложение.

Беседа по картине.

Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?

Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?

Что выражает её лицо?

Чему она радуется?

Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?

Что особенно удивляет и радует детей?

Только ли дети рады снегу?

Кого мы ещё видим на картине?

Какие это птицы?

Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?

Какое настроение создаёт картина у тебя?

Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?

Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?

(Чтение детьми отрывков из стихотворений, подобранных ими.)

Выбор эпиграфа.

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Работа над планом.

О чём надо написать во вступлении?

О чём мы должны написать в основной части?

Каким может быть заключение?

Слайд 7. Приложение.

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Моё отношение к картине.

Слайд 8. Приложение.

Орфографическая подготовка.

Пояснение слов. (Работа с толковым словарём.)

Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид.

Пейзажист - художник, специалист по пейзажам.

Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.

Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.

Живописец - художник, занимающийся живописью.

Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.

Письмо сочинения.

А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.

Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.

Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.

За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.

В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.

Редактирование.

Чтение и анализ сочинений.

Итог урока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург. Издательство "Специальная литература", 2005 г.
  2. Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом "Литера", 2008 г.
  3. Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство "Учитель", 2000 г.
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.

Сочинение по картине

«Первый снег» А. Пластов

Учитель: Артюх Марина Владимировна


Аркадий Александрович Пластов


Аркадий Александрович Пластов – известный советский художник. Пластов родился и вырос в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство.

Здесь проводил он большую часть своей жизни. Здесь поля, на которых работали его родители. Здесь жили и работали герои его картин. Много произведений посвятил жизни деревенских ребят.




«Первый снег»

РЕПРОДУКЦИЯ, -и, ж.

  • Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише (спец.).
  • Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. Яркие репродукции.
  • Размножение, производство потомства (от животных) (спец.). Р. племенных животных. || прил. репродукционный, -ая, -ое (к 1 знач.;спец.).


снег

мальчик

небо

девочка

лошадь

берёза

тона картины

настроение детей


Сне :

белый, чистый, пуш стый,

падает мохнатыми хлопьями

на дел меховые ша ки (на)крыш_ д мов

укутал всю землю бел__снежным ковром

медле нн о круж тся (в)воздухе, как стая белых мошек


Девочка:

в бело - розовом плать ице ;

большие чёрные валенки;

без п льто выб жала на крыльцо;

с уд влением н а блюдает;

в о сх и щённо смотрит;

за вор ж нно смотрит на сне ;

лё кий пл ток.


Мальчик:

(в) чёрный пиджак;

на голову нахлобучил

шапку - ушанку;

о дет по - зимнему;

мечтает покатат ся на санках;

давно наблюдает.


Передний план:

крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат);

раскидистая берёза.

Задний план:

деревенская улица, лошадь, человек,

ворона, крыши домов покрыты снегом.


Б рёза:

старая; могучая;

с белым ств лом;

ветки у б рёзы

ги кие, дли нн ые, р а скидистые.

В_р_на:

спокойная;

важная; шагающая

по снегу


Настроение детей:

радость

восторг

волнение

беспокойство

испуг

восхищение

грусть

интерес

удивление


  • слева от … виднеется;
  • на переднем плане художник пишет …;

- прямо перед нами изображены … ;

- вдалеке виднеется…;


План:

2. Первый день зимы. 3. Радость детей. 5. Моё отношение к картине.


Снег: белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек, чистый.

Девочка: в бело-розовом платьице; большие чёрные валенки; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; заворожённо смотрит на снег; лёгкий платок

Мальчик: в чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку-ушанку; одет по-зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает.

Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.

Ворона ; спокойная; важная; шагающая по снегу.

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.


Закончить свой рассказ по этой картине можно:

  • У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
  • Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
  • Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».

План:

1. Первый снег глазами художника. 2. Первый день зимы. 3. Радость детей. 4. Цвет и настроение картины. 5. Моё отношение к картине. Перед нами репродукция картины художника А.А. Пластова «Первый снег».


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ПЛАСТОВА А.А. «ПЕРВЫЙ СНЕГ» Выполнила: учитель нач.классов МБОУ «Школа №52» Бабак Е.А.

ПРИХОД ЗИМЫ

Белый снег пушистый В воздухе кружится

И на землю тихо Падает, ложится.

И под утро снегом Поле побелело, Будто пеленою Все его одело.

Темный лес, Что шапкой Принакрылся чудной, И уснул под нею Тихо, беспробудно…

Пластов А.А. – художник 19в.

«Ужин тракториста»

Правила написания сочинения: Придерживаясь плана, опиши картину Избегай повторов, используя синонимы. Каждую новую часть сочинения начинай с красной строки. Не забудь в конце выразить своё отношение к картине Пиши красиво и аккуратно.

План: 1. Произошло чудо. 2. Описание детей. 3. Чудесный снег. 4. Настроение детей. 5. Моё отношение к картине.

Словарно-орфографическая подготовка пош ё л ка залась безлюдной крыл ь цо дево чк а выб е жали ша п ка и п а льто зач а рова нн ые засм о трелись по рхали па да ю щий

ноября Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег». Перед нами репродукция картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

Возможные фразы: Художник (автор картины, А.А.Пластов) На картине (на полотне, на репродукции) Дети: Удивлённые, радостные, оделись наспех, укрылась платком, в валенках на босу ногу, улыбается, очарованные красотой (поражённые великолепием природы, долгожданным чудом) Снег: Шел всю ночь, белым полотном покрыл осеннюю слякоть, тысячи великолепных снежинок медленно опускались на землю, белое полотно снега преобразило природу. Предметы: Деревенский дом, палисадник, берёзка. Цвета: серый, белый, бежевый, чёрный

Опорные слова Дети: выскочили, наспех оделись, увидали Снег: шел всю ночь, покрыл Предметы: палисадник, березка, крыльцо, вдали другие избы Животные: ворона, сорока на ветвях берёзы, лошадь План: 1.Ночью произошло чудо. 2. Описание детей и их настроение. 3. Волшебный снег. 4. Моё отношение к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Цель урока: научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; воспитывать бережн...

Урок по УМК "Гармония" Составление этюда по картине А. Пластова "Первый снег"

Учить анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства, понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст, осознанно, сохраняя особенности...

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Пластова;

Развивать навыки анализа картины;

Способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства;

Воспитывать эстетический вкус;

Развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли;

Развивать образное мышление;

Обогатить словарный запас учащихся;

Развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.

Оборудование: репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, музыкальная запись концерта П. Чайковского "Времена года. Зима", кластер, таблица, словари.

Межпредметные связи : литература, ИЗО

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Учитель: Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины - настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

III. Работа с картиной

1) Знакомство с художником

На доске - репродукция картины А. Пластова "Первый снег".

Учитель : Вот эту картину нам предстоит исследовать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?

Учитель : Господа ученые. Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.

Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (В библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).

Демонстрация презентации.

Учитель : (Слайд № 1) Аркадий Александрович Пластов (1873 - 1972) родился в крестьянской семье в селе Прислониха (Ульяновская обл.) Свой талант живописца унаследовал от деда, который был иконописцем.

Рисовать Пластов начал еще в юном возрасте. Чаще всего изображал природу родного края. Будучи совсем юным, Пластов дал себе клятву "быть живописцем и никем более". И клятву сдержал.

До 1930 года Пластов рисовал политические плакаты, иллюстрировал произведения русских классиков. Но его ранние работы не сохранились, потому что в мастерской случился пожар, и все картины мастера сгорели.

С 1935 года художник стал создавать жанровые картины. И главной его темой навсегда станет природа России, деревенская жизнь, славный труд простых деревенских жителей, восхитительная красота Родины. (Слайды №№ 2-4)

А. Пластова часто называли "певцом крестьянства".

В творчестве художника нашли отражение и годы Великой Отечественной войны. (слайд № 5)

Но до конца жизни главной темой останется природа родного края, его красота и поэтичность, его хрупкость и очарование. (слайды №№ 6-8).

2) Подготовка к восприятию картины

Учитель : Господа ученые, посмотрите теперь на картину "Первый снег".

(Учащиеся рассматривают картину под музыку)

Скажите, соответствует ли она главной теме творчества художника? Почему вы так решили?

Учащиеся делают выводы, что картина также передает красоту природы и главной темой является изображение деревни, простых людей.

3) Анализ личных наблюдений учащихся

Учитель : Картина называется "Первый снег". Закройте на минуту глаза и вспомните тот день в году, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете?

Ответы учащихся (радость, изумление, удивление, восторг, грусть, восхищение)

Слова записываются на доске в виде кластера. (См. приложение)

Учитель : Послушайте, что писал о первом снеге В. Брюсов. (Стихотворение "Первый снег") А какие стихи помните вы о зиме, о первом снеге?

Учащиеся читают отрывки из произведений русских поэтов.

Рекомендации : Учащимся заранее дать задание найти стихотворения, отрывки из рассказов о первом снеге. Или можно привести тексты К. Паустовского, стихотворения А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета о зиме, попросить учащихся прочитать со слайдов на презентации)

4) Словарная работа

На доске - таблица, которая будет постепенно заполняться. Таблица послужит опорным материалом при написании сочинения (См. приложение)

Учитель : Найдите в произведениях поэтов и писателей образные выражения о снеге.

Заполняется первая строка таблицы.

5) Беседа по содержанию картины

Какое время года изображено на картине?

Как вы определили, что это начало зимы?

Какое время суток изображено на картине?

Знаменитый художник П. Пикассо заметил, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Когда вы перечисляли свои эмоции по поводу первого снега, вы говорили о радости, об удивлении, о восхищении.

Составление кластера (см. Приложение).

Глядя на эту картину, испытываете ли вы эти эмоции? Удалось ли художнику передать эти чувства?

6) Словарная подготовка к сочинению

Учитель : Теперь, господа ученые, и наступило время разобраться, какие приемы использует художник, чтобы так ярко передать чувства.

Вы знаете, что у каждой картины есть 2 плана: передний и задний. Что изображено на переднем плане? (девочка, мальчик, снег, крыльцо, береза). А на заднем фоне? (ворона, лошадь, дома, сани)

Попробуйте к каждому слову подбирать описания.

Например, снег - пушистый, укрыл землю, робкий, нарядил деревья, запорошил.

Береза: Изображена только часть березы, потому что главное в картине - дети и их восторг. Припорошена снегом, укуталась, нежная, большая, с раскидистыми ветвями.

(По ходу беседы идет заполнение таблицы. Попросите учащихся не повторяться в выборе слов, искать новые сравнения, эпитеты, составлять словосочетания и предложения.)

Учитель : Теперь давайте рассмотрим, какие чувства и эмоции испытывают герои картины.

Дети: удивлены, девочка запрокинула голову к небу, на ее лице восторг. Мальчик рад, видимо думает о том, что теперь можно будет вдоволь накататься на санках или слепить большого снеговика.

Ворона: удивлена такой разительной перемене, что-то ищет в снегу, хочет его попробовать.

(Заполняется третья графа таблицы)

Как вы думаете, удалось ли художнику передать единство живой и неживой природы? Как он этого достиг? (Снег покрывает деревья, крыши домов. Вдали уже виднеются сани. Кажется, что вся земля рада обновлению).

7) Анализ художественных приемов

Учитель : А теперь, господа ученые, мы с вами приоткроем тайну создания картины. Посмотрите внимательно. Какие краски использовал художник? (белый, коричневый, черный, синий, голубой).

Художник использует яркие цвета или оттенки? (оттенки: лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый).

Почему А. Пластов выбрал не яркие тона, а мягкие, пастельные? (Чтобы передать хрупкость, подчеркнуть свежеть и чистоту первого снега, теплое отношение к изображаемому.)

Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)

Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность. Он помогает ощутить наступление праздника)

А как художник передает белизну снега? (синими, голубыми оттенками)

Как вы думаете, почему А. Пластов выбрал вертикальный формат для картины? (Снег сыплется с неба. Так художник подчеркивает бездонность неба. Он хочет передать, что это лишь начало праздника, начало зимы.)

IV. Работа по развитию речи

Учитель : Вам, господа ученые, теперь предстоит написать сочинение, в котором вы отразите все свои находки. Но, чтобы сочинение было грамотным и интересным, важно, чтобы слова не повторялись. В этом нам помогут словари синонимов. Давайте поищем синонимы к совам, которые помогут нам избежать частых повторений одного и того же слова.

Работа со словарями. Ищут синонимы к словам: художник, нарисовал, картина. Запись синонимов на доске.

V. Составление плана

Учитель : Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:

1. Знакомство с художником.

2. Первый день зимы.

3. Первый снег глазами художника.

4. Дети - главные герои картины.

5. Изобразительные средства картины.

6. Мое отношение.

Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.

Учитель : Я предлагаю так закончить сочинение. (слайд № 9). Выберите тот вариант, который передает ваше отношение. А как бы вы закончили сочинение?

VI. Составление устного рассказа по картине

Учащиеся составляют рассказ по картине устно.

VII. Написание сочинений

Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.

VIII. Чтение и анализ сочинений

Вверх