Культура и повседневная жизнь XVI в.(7 класс). Культура и быт России в XVI в

Заметные сдвиги происходят в культурной жизни России. Местные культурные традиции постепенно уходят в прошлое, уступают место общерусским тенденциям. “Горизонт обозрения” явлений общественной жизни у деятелей культуры расширяется. Да и возможностей, денежных, политических и психологических, в рамках большого государства стало, естественно, больше. Еще более весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости. В то же время наряду с приобретениями имелись и потери — исчезло могучее дыхание творцов эпохи Куликовской битвы (А. Рублев и Ф. Грек, летописные своды и сказания о борьбе с Ордой), сказывается растущее и мертвящее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества. В противоречиях, борениях развивается культура той эпохи.

Фольклор конца XV — XVI века . Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д.

События той славной эпохи получили отражение в сказках. Так, в “Сказке о Борме-Ярыжке” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора. Русская сказка переделывает этот сюжет, приспосабливает его “для себя” , некоторые ее варианты связывают получение регалий царем со взятием Казани.

Другие сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (“Умный мальчик-судья” , “Огненный змей” , “Мудрая дева” и др.), некоторые сказки вошли в “Повесть о Петре и Февронии” (о крестьянской девушке, ставшей женой князя).

В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь” , “дати волю царю, ино и псарю” .

Во второй половине столетия большое число сказок идеализирует образ Ивана Грозного как борца с боярами, “крестьянского” царя, защитника бедняков, справедливого судьи и т. д. Расцветает жанр исторической песни. В них народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма — пушкарей, . Ермак в глазах певцов, народа — идеальный герой-казак. В песне о Кострюке-Мастрюке простой русич, “населыдина-деревенщина” , побеждает в единоборстве заезжего бахвала князя Кострюка. Образ последнего отразил реальные черты царского шурина, брата его жены, князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой — отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России — “Московского царства” , “каменной Москвы” как “средины царства Российского” .

Народ в своем творчестве гордится сильной ; его сыновья — крестьяне и ремесленники — начинают осознавать себя не только безликими “людьми Божьими” , но и реальными людьми с земными заботами, радостями и горестями.

Просвещение. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них же и в церквах, особенно при митрополичьем и епископских дворах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т.д.).

“Мастера грамоты” появляются в городах и по деревням. У них учились дети и взрослые. Известные духовные деятели Зосима соловецкий и Александр свирский обучались в обонежских деревнях, Антоний сийский — в деревне у Белого моря, Симеон, архиепископ новгородский — в родной подмосковной деревне и т. д. Учителями были монахи, дьяки. На многих актах ставят свои подписи бояре и дворяне; в меньшей степени — крестьяне и посадские люди.

Учили сначала азбуку, потом—Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось. Тем, кто побогаче, удавалось его продолжить — на очереди были “Апостол” , Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже проходили умножение и деление.

Тексты и цифирь учили наизусть и вслух, в общей школьной комнате, и оттого она заполнялась шумом и разноголосицей. За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был “сокрушать ребра” , “учащать раны” ученикам своим. Той же цели — внушению “книжной премудрости” — служила и “душеспасительная” розга. Но уже тогда с поощрением говорят и пишут о дидаскалах — учителях, которые “твоего для учения хотяша, дабы хитр был и разумен умом, и смыслен, а не грублий человек” .

Но, очевидно, в реальной жизни встречалось, в зависимости от обстоятельств и характера учителей, и то и другое. Недаром Домострой включает поучения, исключающие друг друга: “не ослабевай, бия младенца” , “обучая детей, люби их и береги” . В “Пчелах” , сборниках нравоучительного содержания, можно встретить здравые мысли о воспитании детей и воспитателях: “Учитель нравом да покорит ученика, а не словом” .

Появлялись руководства по грамматике — труды Максима Грека: “Начало грамоты греческой и русской” , “Предисловие о буковице, рекше о азбуце” , “Беседа о учении грамоте...” , “Сказание грамотичным степенем” и т.д. Знающие люди высоко чтили грамматику, она, сказано в “Азбуковнике” конца XVI в., “основание и подошва всяким свободным хитростям” .

В этом столетии появляется первое пособие по арифметике — “Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость” . По простой системе исчисления (“малое число” ) изучали единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), сотни тысяч (легионы), миллионы (леодры), по сложной системе (“число великое словенское” ) — миллионы (тоже — тьмы), триллионы (тоже— легионы), триллионы триллионов (тоже — леодры, другое название — септиллионы), вороны (леодры леодров — число из 49 цифр). Изучаются в это время и дроби (известные еще в XI в.); числитель называли “верхним числом” , знаменатель — “исподним числом” .

При Иване IV, Федоре Ивановиче некоторых молодых людей посылали в Константинополь изучать греческий язык и грамматику. Ездили “паробки” с аналогичными целями и в европейские страны.

Некоторые знатные люди собирали у себя дома библиотеки рукописных книг. Большое собрание таких книг имел царь Иван Грозный. Куда делась его библиотека, неизвестно. Может быть, она замурована в кремлевских подземельях. Или книги, в нее входившие, позднее разошлись по другим библиотекам, например митрополичьей, позднее — патриаршей, и иным.

Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания. Еще при Иване III пытался печатать книги в России Варфоломей Готан, любекский первопечатник. Но первый опыт не удался. Полстолетия с лишним спустя, в середине 50-х гг. XVI в., первые книги так называемой “безвыходной печати” (не имели обозначения места и года издания) появились в Москве. Именно тогда царь Иван Васильевич завел типографию. 10 лет спустя, 1 апреля 1564 г., Иван Федоров издал в ней “Апостол” . Затем последовали “Часослов” и другие, книги. Года через два Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и умер во Львове в 1583 г. Здесь он продолжал свое любимое дело. В числе прочих книг “друкарь московитин” (московский печатник), как называли его на Украине, издал первый печатный русский Букварь “для пользы русского народа”, как он написал в послесловии.

В Москве издавали книги сотрудники и последователи Ивана Федорова (Андроник Невежа и др.); всего появилось около 20 книг богословского содержания. В деле обучения, просвещения был сделан большой шаг вперед.

Научные знания. Элементы научных знаний, умножавшиеся из столетия в столетие, носили прикладной характер. Так, необходимость точного учета земель и исчисления налогов с них породила сложную систему сошного письма — одинаковую сумму денег брали с сохи, т. е. с определенного количества земли, неодинакового у разных сословий.

Геннадий, архиепископ новгородский, митрополит Зосима в Москве и их помощники в конце XV в. составляли пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам. Позднее Агафон, священник Софийского собора в Новгороде, подготовил рукопись труда “Круг миротворный” , продолживший Геннадиевы таблицы. В середине XVI столетия то же сделал Ермолай-Еразм, автор “Зрячей пасхали” . Переводные сочинения “Шестокрыл” , “Космография” позволяли вычислять лунные фазы, затмения Солнца и Луны.

Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России. То же — и со строительством зданий, каменных и деревянных, подчас очень высоких, до 50 — 60 м; в этом деле не обойтись без точных расчетов, знания строительной статики, техники.

Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках (травы, их целебные свойства, приготовление из них лекарств).

Географические знания можно изучать по документам той поры — писцовым и межевым, по посольским и разрядным книгам; по картам (“чертежам” ) и отпискам служилых людей, летописям и описаниям путешественников, русских и иноземцев.

Исторические знания отражены в летописях и хронографах, повестях и сказаниях; знания о языке — в различных словарях (“Речи тонкословия греческого” , “Толк языка половецкого” , “Се татарский язык” , словарь славянских слов и др.).

Во второй половине XVI в. указанные прикладные знания умножаются и усложняются. К примеру, строительство Покровского собора (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, очень сложного сооружения, не могло обойтись без теоретических сведений по механике, математике. То же — с отливкой мощных пушек, которые сопровождали русские армии в походах на Казань, в Ливонию и др.

Во второй половине XVI — начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать делать новая труба в новом месте” ), по писцовому делу (1556 г.), статья “О земном верстании, как землю верстать” (исчисление площади квадратов, прямо и треугольников, параллелограммов, трапеций).

В “хождениях” авторы описывали страны, которые посетили; таково, например, хождение посла и купца Василия Познякова, побывавшего в Константинополе и на Афоне, в Иерусалиме и Египте (1558—1561 гг.). А еще раньше, в 1525 г., дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов в разговоре с Павлом Иовием Повокомским говорил: в Китай и Индию можно добраться не только южными теплыми морями, но и Северным Ледовитым океаном. Тот описал разговор в своем трактате о России, и о нем узнали в Западной Европе. Там, как будто под влиянием этих сообщений, снарядили экспедицию, участник которой Р. Ченслер попал в Россию. Иван Грозный обещал награду тому, кто найдет “морской путь в Китай и Индию” .

Русская литература XV — XVI веков . Историческая и политическая мысль. В этой области происходил заметный подъем. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской и царской власти, мировой роли России. Как сказано в “Хронографе” (обзоре всемирной истории) 1512 г., после покорения турками Византии и других “царств” , которые они в “запустение положи ша и покори ша под свою власть” , “наша же Российская земля... растет и младеет и возвышается” .

“Повести о Вавилонском царстве” с их идеей преемственности власти византийских императоров от правителей Вавилона на русской почве дополняются версией о передаче шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху: “...и доныне та шапка Мономахова в Русском государстве, в богохранимом в царствующем граде Москве” .

“Сказание о князьях Владимирских” начала XVI в. выводит родословную московских правителей от Августа, кесаря римского. Так возвеличивались самодержавие и суверенность власти российских монархов. Это использовали и в последующей публицистике, и в политической практике. “Царское место” Ивана Грозного, к примеру, на одном из затворов имеет резьбу с рассказом о присылке из Византии шапки Мономаха. А сам Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа кесаря родством ведемся” .

Те же или сходные идеи разрабатываются в посланиях Филофея, игумена псковского Елеазарова монастыря, Василию III, в “Повести о белом клобуке” , “Повести о зачале Москвы” , летописных сводах XVI в.

В сочинениях еретиков-вольнодумцев рубежа XV — XVI столетий (“ересь жидовствующих” ), особенно их левого, радикального, крыла, отрицались главные догматы христианского вероучения — троичность Бога, непорочное зачатие, причащение, необходимость икон, самого института церкви. Еретики критиковали мздоимство и иные пороки духовной братии. Более умеренное крыло претендовало лишь на свободомыслие в литературе, научных исканиях.

Гуманистические, рационалистические идеи еретиков, их критика церковного, монастырского землевладения, стяжания поначалу вызвали сочувствие даже у великого князя Ивана III. Но в конце концов одержали верх церковные ортодоксы во главе с Иосифом Саниным! игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, которых великокняжеская власть сочла лучшей опорой для себя, чем еретиков. Церковный собор 1504 г. осудил последних, некоторых из них казнили.

Идеи “нестяжательства” развивали и заволжские старцы (монахи заволжских монастырей) во главе с Нилом Сорским. Они обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки. Проповедовали смирение, созерцательную жизнь, нравственное самоусовершенствование. Иноки, по их учению, должны добывать пропитание своим трудом, не иметь земель и крестьян, отказаться от мирской суеты и стяжательства. Иосиф Волоцкий же говорил о другом: “Церкви богатство — Божье богатство” .

Борьба иосифлян и нестяжателей продолжалась после кончины их вождей (Иосиф умер в 1525 г., Нил — в 1508 г.). Иосифлян возглавил митрополит Даниил, нестяжателей — инок-князь Вассиан Патрикеев Косой (из рода Патрикеевых вышли князья Голицыны, Куракины, Хованские и др.). Ко вторым примкнул Максим Грек (Михаил Триволис), ученый монах с Афона, приехавший в 1518 г. в Москву. Они нашли опору в среде оппозиционного боярства и поплатились за это: церковные соборы 1525 и 1531 гг. осудили их, и они оказались в ссылке. Их обличения в адрес церкви, а тем самым светской власти, упоминания о тяжелом положении крестьян отвечали злободневным настроениям русского общества.

Повести и сказания сообщают о важнейших событиях той эпохи — присоединении Новгорода Великого и иных русских земель к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях, борьбе России с иноземными захватчиками (например, “Повесть о Молодинском сражении” 1572 г., “Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков” в 1581 г. и др.).

В XVI столетии работает плеяда талантливых публицистов. Ф. И. Карпов, весьма образованный человек (знал латынь, греческий, восточные языки), сокольничий Василия III, скорбел о несовершенстве общества, светской власти: “Ныне везде распри, ныне живут от хищений”, “понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, со слепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий” . Правители должны, по его убеждению, нести в мир “правду, искоренять злых, которые не хотят излечиться и любить Бога” .

В середине века многие публицисты остро и страстно обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти, поддержки ею “воинников” —дворян и ограничения прав бояр, централизации управления. Он писал: “Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако и царство без грозы” . Он выступает сторонником “правды” (“Бог не веру любит, а правду” ), “книг” , “мудрости” , противником холопства, кабальной зависимости, “которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое” .

Ермолай-Еразм, священник одной из церквей Московского Кремля, призывает облегчить положение крестьян, ибо, как он говорит: “Больше всего полезны пахари, их трудами созидается главнейшее богатство” .

Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, “Домострое” (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение “правильного стяжания” (прибыли).

Вторая половина столетия отмечена яркой, эмоциональной перепиской царя Грозного и князя-беглеца А. М. Курбского. Первому из них принадлежат также послания многим другим лицам, светским и духовным; второму — “История о великом князе московском” и другие сочинения. Царь исходит в своих суждениях из представлений о богоуставленности власти самодержца, ее неограниченности: “Мы вольны жаловать своих холопов (всех подданных — В. Б.), а казнить вольны же есмя ”.

Курбский же — противник “лютости” царя, который, по его словам, должен править вместе с “мудрыми советниками” . Будучи последователем нестяжателей (он был учеником Максима Грека), князь выступает противником иосифлянского духовенства. С критикой опричнины выступают, наряду с Курбским, Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, составитель псковского летописного свода 1567 г., авторы повести о разгроме Новгорода царем Грозным в 1570 г., вставленной в Новгородскую летопись.

В XVI в. составляются один за другим большие летописные своды — Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и др. Они включают в свой состав, помимо предшествующих сводов, повестей, сказаний, и обширные документы. Во второй половине правления Ивана Грозного составили так называемый Лицевой свод — Никоновскую летопись украсили почти 16 тысячами миниатюр-иллюстраций (“лиц”, отсюда — название свода). В нем история России ведется с древнейших времен до середины 50-х гг. XVI в. Этот грандиозный памятник, как и другие, утверждает идеи величия русского самодержавия, его централизаторской политики. Таковы же идеи, положенные в основу “Степенной книги” (1562—1563 гг., автор — Афанасий, вышедший из кружка митрополита Макария), “Казанской истории” (“Казанского летописца”, середина 60-х гг.), Четий-Миней (собрание житий русских святых, расположенных по месяцам года).

В конце столетия появляются тяжеловесные по стилю “Повесть о честнем житии царя Федора” (автор — патриарх Иов), “Житие митрополита Филиппа” . Продолжается составление летописей, не таких, правда, обширных, как ранее.

Русская архитектура XV — XVI веков . Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.) и русские мастера (Василий Дмитриевич Ермолин и др.). Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.

Крепостные сооружения в первой половине века строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).

В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей (“на деревянное дело” ). Самый выдающийся образец этого стиля — церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. Современник-летописец не смог удержать чувства восхищения, записывая в свой труд известие об этом архитектурном чуде: “Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша прежде сего в Руси” .

В течение всего столетия деревянное строительство, как и прежде, преобладает. Помимо повсеместных изб, сооружаются хоромы богатых людей, подчас очень сложные в плане и причудливые по форме. Таковы хоромы Строгановых, именитых купцов, в Сольвычегодске (1565 г.).

В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.

Продолжают строить соборы и крепостные стены в монастырях — Соловецком, Троице-Сергиевом и др. В Москве окружили стеной Белый город, в пределах современного Бульварного кольца.

По примеру московского Успенского собора в Вологде строят Софийский собор (1568—1570 гг.). А в Вязёмах, к западу от Москвы, в имении Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Троицы; позднее его стали звать Преображенским.

Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения — Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие но масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов).

Русская живопись XV — XVI . На рубеже XV — XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. Они привлекают красочностью, декоративностью, пышной торжественностью. Большей лаконичностью, строгостью отличается иконопись новгородской школы.

В живописи усиливается преобладание московской школы. В иконопись все больше проникают жанровые мотивы, имеются элементы реализма. Еще больше это характерно для второй половины XVI в.

Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами. Икона “Церковь воинствующая” (середина XVI в.) в аллегорической форме воспевает , русское воинство, молодого самодержца. Росписи Золотой палаты в Кремле (1547—1552 гг.) посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, рассказывая об Иосифе Прекрасном, повествуют о .

В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма” . Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера Прокопий Чирин, Истома Савин и другие “царские иконописцы”. Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых. На них же работали и собственные мастера из их бывших холопов в Сольвычегодске. Эта школа существовала и в XVII в., под ее влиянием впоследствии трудились многие мастера, в том числе в известном Палехе.

Тяга к декоративности и виртуозности, изощренности и парадности характерна для живописи этой эпохи. Налицо, с одной стороны, рост мастерства, технического совершенства; с другой — потеря глубины, монументальности, широкого дыхания живописи А. Рублева и Ф. Грека.

Быт конца XV — XVI веков . Обширное строительство храмов и монастырей, дворцов и теремов вызывало стремление к их украшению изделиями прикладного искусства. Мастера того времени делали изумительные по красоте, тонкости оклады для книг и икон со сканью (филигранью), басменным тиснением. С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во .

В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным шитьем — подвесные пелены и надгробные покровы, плащаницы и “воздухи” . Делали их обычно из шелка, золота и серебра, в “живописном стиле” (сочетание разноцветных тонов, темных и светлых, яркость и красочность).

В книжных миниатюрах изображались сюжеты из Ветхого и Нового заветов, житий святых, события русской истории. Иллюстрации Лицевого летописного свода и собрания житий святых Четии-Минеи считаются по праву шедеврами русского миниатюрного искусства. Пышностью и декоративностью отмечены иллюстрации в печатных изданиях.

Во второй половине XVI в. выдающиеся образцы шитья вышли из мастерской князей Старицких (“Плащаница”, “Явление богоматери Сергию Радонежскому” ). Ксения Годунова, дочь царя Бориса, искусно вышивала по испанскому и венецианскому бархату.

Все эти изделия готовились для людей богатых, имевших немалые средства и обширные помещения для жилья или церковной службы.

Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном — деревянные, но встречались и каменные. Они заполнены погребцами с посудой, серебряной и медной, оловянной и стеклянной; сундуками с одеждой, украшениями (перстни, серьги и т.д.). На стенах иногда висели часы. Встречались иноземные ткани, украшния, посуда, одежда; восточные обувь, ковры, оружие. Еще большая пышность присуща царским дворцам и дворам.

Вельможи уже тогда начинали, на западный манер, коротко стричь волосы, брить или выщипывать усы и бороду.

Кушанья были обильны и разнообразны. Употреблялись пряности для приправ: перец и шафран, корица и гвоздика. Знакомы были с лимонами, изюмом, миндалем, рисом и сахаром.

Развлекались знатные люди на пирах со скоморохами, игрой на народных инструментах, плясками. Как церковь ни преследовала “игрища бесовские” , вывести их было трудно. Увлекались медвежьей травлей, “конскими ристаниями” , псовой и соколиной охотой. Дома играли в кости и карты, шашки и шахматы.

Народные песни и церковная музыка удовлетворяли еще одну сторону духовных потребностей. В XVI в. из Новгорода в Москву и другие области России пришли многоголосные церковные песнопения. Любили русские люди и колокольный звон. В быт знати из-за рубежа проникают новые инструменты (органы, клавесины, клавикорды), западноевропейская музыка.

Более скромно жили рядовые дворяне. Основная же масса населения — крестьяне — обитала в деревянных избах, крытых соломой или дранью; имелись клети для имущества, хлевы для скота, сараи. Избы топили по-черному, освещали лучинами. Зимой в них помещали мелкую скотину и птицу.

Обстановка в избе была весьма скудная: деревянные, грубо сделанные столы и лавки; в сундуках и коробьях хранилось платье (у бедняков его вешали на шесты, прислоненные к стене). Летом носили одежду из домашнего холста, зимой — из сермяжного сукна и бараньего меха, на ногах — лапти из лыка, у тех, кто побогаче, — сапоги. Посуда — деревянная и глиняная: блюда и тарелки, ковши, ковшики, чаши, чарки, братины, деревянные ложки и глиняные горшки, изредка — котлы и сковороды из железа и меди.

Из зерна и муки готовили хлеб и пироги, кисели, пиво и квас; ели капусту, свежую и квашеную, морковь и огурцы, свеклу и хрен, редьку и репу. Мясо было на столе в основном по праздникам. Много кушали рыбы, речной и озерной.

Сходно с крестьянами, но с более зажиточными, жили в городах посадские люди. Двор состоял нередко из горницы, стоявшей на подызбице, сеней на подсенье, клети на подклети, бани; он окружен тыном с воротами, имевшими навес. Встречались слюдяные и “стекольчатые” окна. В доме, помимо прочего, имелись иконы, иногда богато украшенные, много посуды, в том числе серебряной, и одежды, иногда меховой. Богато жили гости, крупные торговые люди — каменные палаты, большое количество посуды, золотой и серебряной, другого имущества.

Народные гулянья с песнями, плясками, скоморошьими представлениями давали трудовому люду возможность отдохнуть от работы. Народные исполнители — певцы, как и все скоморохи, были профессионалами. От них крестьяне и горожане слышали песни исторические и лирические, сатирические и обрядовые. Пение сопровождалось аккомпанементом на инструментах: духовых — дудках и рожках, сопелях и свирелях, волынках, трубах и сурнах; струнных — гуслях, гудках, балалайках; ударных — бубнах и бряцалах.

Элементы театра, драмы содержали святочные игры, проводы масленицы, зимы и лета. Их участники надевали маски, устраивали переряживание, мимические представления, драматические действа, инсценировали загадки. В хороводных песнях, на свадьбах разыгрывались своего рода спектакли с большим числом действующих лиц, определенными ролями, строгим ритуалом (сватовство, рукобитье, девишник, свадьба, хлебины и др.).

Скоморохи собирались в труппы, иногда очень большие, до 60—100 человек. Их искусство—зародыш народного театра. Они — актеры и музыканты, певцы и танцоры, акробаты и фокусники — разыгрывали комедийные сцены, в том числе с излюбленным народом Петрушкой. Его юмор и смекалка, насмешки над богатеями, уверенность и неистощимость в выдумках вызывали восторг слушателей.

Устраивались и цирковые представления с медведем, козой и другими животными. Скоморохи ходили по всей России, а также по Европе, вплоть до Италии. Власти и особенно духовенство преследовали скоморохов. Резко осуждает их “Домострой” : “Скоморохи и их дело, плясание и сопели, песни бесовские всегда любя... вси вкупе буду во аде, а зде прокляты” . Но скоморошество, как и другие народные развлечения, несмотря ни на что продолжало существовать.

Урок. Культура и повседневная жизнь
народов России XVI в.

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития куль­туры народов России XVI в., достижениями в духовной и матери­альной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особен­ностей развития российской культуры в XVI в.; на­зывать литературные произведения и памятники культуры XVI в.; метапредметные УУД- I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регуля­тивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) по­знавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познава­тельный интерес к изучению духовной и материальной культуры России;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, обра­зование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в создаваемых людьми духовных и мате­риальных ценностях.

Тема урока: «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.».

План урока

    Особенности развития культуры России в XVI в,

    Просвещение.

    Начало книгопечатания.

    Летописание. Исторические произведения.

    Публицистика. Светская литература.

    Архитектура.

    Изобразительное искусство.

    Музыкальная культура.

    Религиозные праздники и повседневный быт.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

    Почему формирование единого государства повлияло на развитие культуры?

Работа по теме урока

1.Особенности развития культуры России в XVI в.

Под влиянием каких факторов могла сформироваться куль­тура России в XVI в.? с.101 учебника

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует ключевые моменты и помогает ученикам составить перечень.)

Запись в тетради

Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры России в XVI в.:

1)создание единого многонационального государства;

2)культурные достижения всех народов, вошедших в состав России;

3)развитие культурных контактов со странами Европы и Азии; Особенно успешно они разви­вались с Италией. В Россию приезжали рабо­тать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в развитии русской культуры.

4)влияние Русской православной церкви.

Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи та­ким образцом служило творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.

2.Просвещение

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир ду­ховной и повседневной культуры народов России XVI в. Я буду выступать в роли экскурсовода, а вы - внимательных слушателей. Чтобы воспользоваться полученными знаниями, вам необходимо в ходе экскурсии делать заметки в тетради. В конце экскурсии мы проверим ваши записи.

В XVI в. происходит распространение грамотности не толь­ко в среде знати и духовенства, но и посадских людей. Об этом свидетельствуют различные вещественные исторические источ­ники: пометки ремесленников на изделиях (например, имена заказчиков на сапогах), цифры на венцах домов (разметка при строительстве), имена владельцев на бочках и других хозяйствен­ных предметах.

Стоглавый собор 1551 г. обсудил вопрос о необходимости борьбы с невежеством и распространения в народе просвещения. Духовенство решило увеличить число школ при монастырях и при церквях.

Обучение велось, как правило, при монастырях. Детей учили «и писати, и пети, и чести [считать]». Среди знати и зажиточных горожан было распространено домашнее обучение. К детям при­глашали учителей - «мастеров грамоты».

В XVI в. появились первые «азбуковники» - краткие слова­ри, в которых содержались элементарные сведения по грамма­тике, арифметике, истории, географии.

Во второй половине XVI в. был издан и учебник по арифметике - «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счетной мудростью». В этом и других пособиях XVI в. по ариф­метике рассматривалось сложение, вычитание, умножение, де­ление и действия с дробями. Примеры приводились в основном из области торговли.

Широкое хождение имели труды Максима Грека по граммати­ке, которые содержали образцы филологического разбора текста.

С развитием торговли, дипломатических и культурных связей с другими странами появилась потребность в людях, знающих иностранные языки. При Борисе Годунове несколько знатных от­прысков, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Лон­доне, Любеке и во Франции.

Однако круг образованных людей в стране был очень мал. Основное население России - крестьяне - не имели ни средств, ни условий для получения образования и расширения своих знаний.

О значительном интересе к религиозной, научной и художе­ственной литературе говорят большие собрания книг на русском, греческом, латинском и других языках, которые хранились в биб­лиотеках светских феодалов и монастырей.

3. Начало книгопечатания

А теперь познакомимся с историей книгопечатания в России.

В Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, а также береста и позднее - бумага. В доку­ментах вырабатывался особый тип письма - скоропись.

В середине XVI в. появились писцы-профессионалы. Они составляли послания и прошения для неграмотных заказчиков, выполняли функции нотариуса. Поскольку эти писцы работали на городских площадях, то их называли «площадными» писцами.

На Стоглавом соборе 1551 г. было заявлено, что рукописные богослужебные книги «вконец испорчены от преписующих». Их надлежало заменить изданиями качественными. Это можно было добиться только путем промышленного книгопроизводства.

Иван IV сделал выбор в пользу развития собственного книго­печатания, а не пошел путем «размещения заказов» в иноземных типографиях либо привлечения иностранных специалистов для создания собственной печати. По веления царя Ивана и с благо­словения митрополита Макария в Москве был построен Печат­ный двор.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного стан­ка, отливка шрифта и т. п. Иван Федоров делал многочисленные пробы и добился успеха - научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги.

Работа над первой русской печатной книгой - «Апостолом» - заняла почти год (с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г.). В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Часословец» - небольшого формата книгу, предназначенную для обучения грамоте.

После отъезда из страны Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которых «зависть и ненависть... от земли и отчества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели», на Печатном дворе трудились Никифор Тарасиев, Андроник Тимофеев-Невежа и др.

В центре Москвы в 1909 г. был установлен памятник русскому первопечатнику.

4. Летописание. Исторические произведения

В XVI в. русское летописание достигло вершины своего разви­тия. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Всё это нашло своё отражение в многотомном Лицевом летописном своде, в котором описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами - лицами (около 16 тыс.).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис­торические Повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. ("Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков)

В «Казанской истории», посвященной взятию Казани, пред­ставлен идеализированный портрет Ивана IV: «И жил лишь воинскими заботами и обучал ратному делу, и почитал добрых конников и храбрых стрелков, и заботил­ся о них с воеводами, и всю жизнь свою советовался с мудрыми советниками своими, и стремился к тому, чтобы избавить землю свою от нашествия поганых и от частого разорения; кроме того, пытался он и старался всякую неправду, и бесчестье, и неправед­ный суд, и посулы, и подкупы, и разбой, и грабеж вывести по всей своей земле и насеять в людях и взрастить правду и благочестие». «Казанская история»-настоящий гимн самодержавному правлению в России.

5. Публицистика. Светская литература

Познакомимся с публицистикой и светской литературой XVI в.

В «Сказании о князьях владимирских» неизвестный автор излагает легенду о происхождении великих князей от брата рим­ского императора Августа по имени Прус. Этот памятник русской литературы XVI в. нередко использовался в политических целях.

В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

Иван Пересветов, автор публицистических памфлетов «Ска­зание о царе Константине» и «Сказание о Магмете-салтане» свя­зывал благосостояние страны с «грозным» и «мудрым» царем, который, опираясь на «воинников», вводит в своем государстве «правду». Для Пересветова идеал государственного устройства - самодержавная власть, опира­ющаяся на дворянство.

Для русской публицистики XVI в. характерна одна новая чер­та: в сознание общества вошла мысль о том, что забота о благе населения - главная обязанность государя. Появилась идея от­ветственности государя перед народом. Эта идея была настолько сильна, что сам царь вступает в полемику со своими идейными противниками и заботится об идеологическом истолковании сво­ей политики (например, переписка Ивана IV с князем А. Курб­ским). Свои взгляды А. М. Курбский выразил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выбор­ным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных по­сланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной вла­сти и её неограниченный характер.

В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений раз­личных жанров. Особое место в русской литературе того времени занимал «Хронограф» - сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. Он рассматривает российскую историю как часть всемирной истории.

В первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Мака­рию, создал знаменитые Четьи минеи («чтения ежемесячные»). «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церков­ных книг, которые использовались при богослужении. Минеи - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их ре­комендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все кни­ги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, оставил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставле­ния по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник свое­му сыну Анфиму, прежде всего он адресовал его молодому царю Ивану IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлени­ях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.

Разделитесь на четыре группы. Каждая группа, работая с фрагментом «Домостроя» (в переводе), представит нам одну из сторон семейного уклада и ответит на вопросы.

Вторая группа - отношения детей с родителями.

Третья группа - взаимоотношения мужа и жены.

Четвертая группа - представления о праведной жизни.


для первой группы

Как воспитывать своих детей
в поучениях разных и в страхе Божьем

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по де­тям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобрав­шись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и на­учены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, - такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут - добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж...

Вопросы по тексту

    Какова взаимосвязь между родителями и детьми?

Что вам кажется справедливым в этом документе?

Какие положения «Домостроя» вы отвергаете? Ответ аргу­ментируйте.

Фрагмент исторического документа
для второй группы

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследу­ют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителе й или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послуш­ные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней если прогневят отца или досадят матери.

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не уко­ряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служите им, тогда и сами от Бога на­граду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

Вопросы по тексту

    Как дети должны относиться к своим родителям?

    Как вы относитесь к данным наставлениям?

    Представляются ли они вам справедливыми? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для третьей группы

Из Похвалы мужьям

Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня мно­гоценного.

Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего.

Как мужу воспитывать свою жену...

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным на­ставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да убоится жена мужа своего...

Вопросы по текстам

    Согласны ли вы с такой трактовкой?

    Какие правила взаимоотношения мужа и жены вам пред­ставляются справедливыми?

    С какими правилами вы не согласны? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для четвертой группы

О праведной жизни

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сер­дечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая - от правед­ных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире - вечную жизнь заслужит.

Вопросы по тексту

    Какие доводы приводит?

    Согласны ли вы с его выводами? Ответ аргументируйте.

6. Архитектура

Познакомимся с русским зодчеством XVI в.

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей монастырей и храмов. Росло мастерство русских строителей. На строительство Мо­сковского Кремля и храмов собирают лучших мастеров: пскови­чей, тверичей, ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашен­ными из Италии инженерами и архитекторами.

Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в XVI в. сложилась ха­рактерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай- город, защищавший прилегающие к Красной площади слобо­ды, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной город (Садовое кольцо). Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы - Ар­хангельского собора - и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. С тер­ритории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торгов­цы. Здесь появляются торговые и дипломати­ческие представительства иностранных госу­дарств, а также официальные государственные учреждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

В церковной архитектуре XVI в. преобладал шатровый стиль. Шедевром этого стиля стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV.

В честь взятия Казани был сооружен Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродиво­го, погребённого у его стен.) Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея хра­ма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красоч­ное разнообразие восьми отдельных его главок.

Он состоит из восьми несимметричных разновеликих столпообраз­ных храмов, окружающих находящуюся в центре церковь Покрова Богородицы с высоким шатром, увенчанным маленькой маков­кой. С этим собором связано несколько легенд. Одна из них гово­рит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше построить такой же.

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей.

Обошел его царь -

От подвалов и служб
До креста.

И, окинувши взором
Его узорчатые башни,

«Лепота!» - молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:
«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его
Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях
И в землях рязанских
И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

(Дмитрий Кедрин. «Зодчие»)

Была создана Оружейная палата, где хранилось дорогое ору­жие, золотая и серебряная посуда, царские одежды, царские ре­галии.

7. Изобразительное искусство

(Во время рассказа учитель демонстрирует репродукцию ико­ны «Церковь воинствующая» из Успенского собора Московского кремля.)

Стоглавый собор 155I г. призвал копировать старых визан­тийских живописцев и Андрея Рублева. Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение ико­нописные подлинники (сборники образцов), в которых устанав­ливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

В 1553-1554 гг. было разрешено изображать исторические сюжеты и лица царей и бояр.

Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом сви­детельствует икона-картина «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая»), происходящая из Успенского собора Московского Кремля. Призванная увековечить покорение Казанского ханства, она мало напоминает традиционный моленный образ. Возвращение русского войска из Казани в Москву иконописец представил как результат покровительства небесных сил.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI в. был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий. Он на­писал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торже­ственной праздничности, светлой радо­сти.

8. Музыкальная культура

(Во время рассказа учитель демонстрирует изображения му­зыкальных инструментов.)

В XVI в. происходит окончательное оформление особенностей церковного пения, появляются певческие школы. Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками.

Кроме государевых певчих дьяков, существовали еще и патриаршие певчие дьяки. Они участвовали в богослужениях, на кото­рых присутствовал патриарх и царь. Главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность.

Самыми популярными струнными инструментами были гус­ли (русский народ),

С развитием отношений с другими странами происходит знакомство с западноевропейской музыкальной культурой. В Россию в начале XVI в. стали проникать и западноевропейские музыкаль­ные инструменты - органы, клавесины, клавикорды.

9. Религиозные праздники и повседневный быт

Среди религиозных праздников одним из самых почитаемых была Пасха. Праздники, как правило, сопровождались общественными пи­рами - братчинами. По празд­никам устраивались уличные представления скоморохов, а также проводились игры и забавы - как военные, так и мирные (напри­мер, взятие снежного города, борьба и кулачный бой, городки, че­харда и т. п.). Любимым развлечением царей и знати была охота.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался обыч­но лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещал­ся. Развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях и часто с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Власть главы семьи была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли.

Трудовой день в крестьянских семьях начинался рано. Обя­зательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. По­сле обеда следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев), затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Основу русского женского костюма по-прежнему составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными ши­рокими рукавами (эти рукава назывались накапками). В зависи­мости от социального статуса запястья рукавов рубахи и накапки, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитя­ми или тесемками, так и золотом, жемчугом. Женский опашень шили, как правило, из сукна красных цветов; рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко про­ходили руки, а остальная часть рукава висела.

В торжественных случаях женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую мантию, называемую подволо­кою. Она делалась из шелковой материи и использовалась лишь боярынями. Из верхней одежды распространены были шубы, которые в зависимости от покроя носили названия однорядок охабней, ферязей.

Замужняя женщина боялась, чтобы кто-либо из членов семей­ства, исключая мужа, увидел ее волосы. Необходимо отметить, что для этого существовало достаточное количество головных уборов: волосники, убрусы, кики, кокошники.

Как женщины, так и девицы носили серьги. Как только де­вочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и втыкала в них серьги или кольца. Самая обычная форма серег была продолго­ватой. Бедные женщины носили серьги медные, более зажиточ­ные - серебряные и позолоченные, богатые - золотые, украшен­ные алмазами и другими камнями. На руках женщины носили зарукавья или браслеты, а на пальцах - перстни и кольца.

Происходившие в стране изменения постепенно сказывались на городском быте. Более сильным становилось иностранное влияние. Появилась мода на тюбетейки. Все чаще стали встре­чаться мужчины без бороды. Обеспокоенное духовенство на Сто­главом соборе призвало православный народ соблюдать родные обычаи и не поддаваться «богомерзкой новизне». Особенно рьяно церковь выступила против брадобрития, утверждая, что обычай этот идет от еретиков, а наличие бороды отличает русского пра­вославного человека от еретика-латинянина.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вот и завершилась наша виртуальная экскурсия в мир духов­ной и бытовой культуры XVI в.

Домашнее задание

    Как было организовано обучение в школах в XVI в.?

    Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

    В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

    Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

    Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?

Монгольское завоевание отбросило Русь в культурном и экономическом плане далеко назад. Были утрачены многие полезные навыки, погублены шедевры искусства. Но по прошествии столетия экономика начала возрождаться, проявилось тяготение к объединению русских земель, были одержаны первые победы над захватчиками, и это не могло не сказаться на культуре и условиях жизни.

Куликово поле и культурный подъем

Существенный толчок культурному развитию дал первый успех в борьбе с монголами – победа на Куликовом поле. Поэтому историю русского культурного возрождения после монгольского нападения следует отсчитывать от конца 14 века. Конечно, многие высоты так и не были достигнуты (так, Киевская Русь показывала много высший, чем в Западной Европе, уровень грамотности населения, а новая, Московская Русь, демонстрировала удручающий уровень безграмотности), но в среднем вызванное завоеванием культурное отставание было быстро преодолено.

Борьба с захватчиками способствовала формированию национального чувства, пониманию своего отличия от других народов. Вместе с тем, развивающаяся экономика способствовала ознакомлению русских с традициями и достижениями других стран – иностранцы ехали в Москву, русские отправлялись в чужие земли.

Культурное возрождение

Века демонстрируют значительные успехи во всех основных культурных сферах. В литературе конец 14 века отмечен появлением «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины» — художественных произведений, навеянных первыми успехами в борьбе с монголами. В 1466 году отправился в свое индийское путешествие купец Афанасий Никитин – в результате русская литература обогатилась «Хождением за три моря». К 16 веку следует отнести появление «Домостроя» – оригинального памятника «практической» литературы. Распространялась полемическая литература – к ней следует отнести множество еретических писаний (Ивана Пересветова, монаха Еразма, Феодосия Косого), а также легендарную переписку с Курбским. Иван Грозный же в 1564 году «проспонсировал» создание в Москве типографии Ивана Федорова.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева

Живопись тех времен – традиция иконописи Андрея Рублева и Феофана Грека (конец 14 века). В дальнейшем множество мастерских развивали идеи этих мастеров.

Развивалось каменное строительство, хотя жилые здания все еще строились почти исключительно из дерева. поставил первый каменный Кремль в Москве в 1367 году. Каменные укрепления имелись в Новгороде, Твери.

Во времена русская архитектура испытала влияние Запада – князь приглашал к себе итальянских мастеров (Фиорованти, Солари, Руффо). Результатом стали Успенский собор и Грановитая палата в Кремле, Архангельский собор. В 1555-1561 годах был построен самый известный русский храм – собор Василия Блаженного (его строили только русские мастера).

Недостаточная культура быта

Изменения в бытовой культуре шли медленнее. «Домострой» (предназначенный для богатых домохозяев) дает точное представление о том, что хозяйство даже богатого боярина в то время было почти натуральным. Одежда и обувь должны были демонстрировать социальный статус своего обладателя, и часто отличались предельным неудобством (тяжеленные боярские шубы и высоченные меховые шапки, даже летом – не выдумка).

Материальных и письменных источников по крестьянскому быту очень мало, но некоторые выводы сделать можно. Хозяйство было натуральным, одежду и обувь, значительную часть утвари изготавливали дома, все это было низкого качества. Избы (даже зажиточные) не имели дымоходов, топились «по-черному», в них зимой держали и скот.

Женщина во всех слоях общества считалась человеком второго сорта. В богатых домах были «терема», где жилы женщины, и из которых они могли выходить только в оговоренных случаях. Крестьянка выполняла наравне с мужем все работы, но при этом не мола принимать решения.

Но не следует считать на этих основаниях Московскую Русь отсталой страной. Бытовые условия в то время везде были далеки от идеала. Русь не была передовым государством, опередившим время, но вполне отвечала среднему уровню.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

РЕФЕРАТ

по курсу: “Отечественная история”

тема: “Быт русского народа XVI –XVII веков”

Выполнила: студентка 1 курса, группы № 611 очной формы обучения

Тохтамышева Наталия Алексеевна

Ростов-на-Дону 2002

XVI - XVII веках.

2.Культура и быт русского народа в XVI веке.

3. Культура, быт и общественная мысль в XVII веке.

Литература.

1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI - XVII веках.

Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую обстановку в России того времени.

К середине XVI века Русь, преодолев феодальную раздробленность, превратилось в единое Московское государство, ставшее одним из самых крупных государств Европы.

При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. Имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек (для сравнения: Франция в это же время имела 17-18 млн. человек). Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. Подавляющее большинство русских людей жили в небольших (по несколько дворов) деревнях, раскинувшихся на необъятных просторах Среднерусской равнины.

Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля. Шла специализация отдельных районов. Так, Поморье поставляло рыбу и икру, Устюжна - металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель – зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания местных рынков. Начался и процесс формирования единого общероссийского рынка, но он растянулся на длительное время и в основных чертах сложился лишь к концу XVII в. Окончательное его завершение относится ко второй половине XVIII в., когда при Елизавете Петровне были отменены еще сохранявшиеся внутренние таможенные пошлины.

Таким образом, в отличие от Запада, где образование централизованных государств (во Франции, Англии) шло параллельно складыванию единого общенационального рынка и как бы увенчивало его формирование, на Руси образование единого централизованного государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. И это ускорение объяснялось потребностью в военном и политическом объединении русских земель для освобождения от иноземного порабощения и достижения своей независимости.

Другой особенностью образования русского централизованного государства по сравнению с западноевропейскими государствами было то, что оно с самого начала возникало как многонациональное государство.

Отставание Руси в своем развитии- прежде всего экономическом, объяснялось несколькими неблагоприятными для нее историческими условиями. Во-первых, в результате губительного монголо-татарского нашествия были уничтожены накопленные веками материальные ценности, сожжено большинство русских городов и погибла или была уведена в плен и продана на невольничьих рынках большая часть населения страны. Более столетия понадобилось только для того, чтобы восстановилась численность населения, существовавшая до нашествия хана Батыя. Русь более чем на два с половиной столетия утратила национальную независимость и попала под власть иноземных завоевателей. Во-вторых, отставание объяснялось тем, что Московское государство было отрезано от мировых торговых путей и прежде всего морских. Соседние державы, особенно на западе (Ливонский орден, Великое княжество Литовское) практически осуществляли экономическую блокаду Московского государства, не допуская его участия в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими державами. Отсутствие экономического и культурного обмена, замкнутость в рамках своего узкого внутреннего рынка таили опасность нарастания отставания от европейских государств, что чревато было возможностью превращения в полуколонию и утраты своей национальной независимости.

Владимирское великое княжество и другие русские княжества на среднерусской равнине почти на 250 лет оказались в составе Золотой Орды. А территория западно-русских княжеств (бывшего Киевского государства, Галицко-Волынская Русь, Смоленская, Черниговская, Турово-Пинская, Полоцкая земли),хотя и не вошли в состав Золотой Орды, но были чрезвычайно ослаблены и обезлюдели.

Вакуумом силы и власти, возникшим вследствие татарского погрома воспользовалось возникшее в начале XIV века Литовское княжество. Оно стало стремительно расширяться, вобрав в свой состав западнорусские и южнорусские земли. В середине XVI века Великое княжество Литовское представляло собой обширное государство, простиравшееся от берегов Балтийского моря на севере до днепровских порогов на юге. Однако оно было весьма рыхлым и непрочным. Помимо противоречий социальных, оно раздиралось противоречиями национальными (подавляющая часть населения была славянами), а также религиозными. Литовцы были католиками (как и поляки), а славяне- православными. Хотя многие из местных славянских феодалов окатоличились, но основная масса славянского крестьянства стойко отстаивали свою исконную православную веру. Осознавая слабость литовской государственности, литовские паны и шляхта искали поддержки извне и нашли ее в Польше. Уже с XIV века предпринимались попытки объединения Великого Литовского княжества с Польшей. Однако завершилось это объединение только с заключением Люблинской унии 1569 г., в результате которой образовалось объединенное польско-литовское государство Речь Посполитая.

На территорию Украины и Белоруссии устремились польские паны и шляхта, захватывавшие земли, населенные местными крестьянами, и выгонявшие при этом нередко из их владений местных украинских землевладельцев. Крупные украинские магнаты, такие как Адам Кисель, Вишневецкий и др., и часть шляхты переходили в католичество, принимали польский язык, культуру, отрекались от своего народа. Движение на Восток польской колонизации активно поддерживалось Ватиканом. В свою очередь насильственное насаждение католичества должно было способствовать и духовному порабощению местного украинского и белорусского населения. Поскольку подавляющая его масса сопротивлялась и стойко держалась православной веры в 1596 г. Была заключена Брестская уния. Смысл утверждения униатской церкви состоял в том, чтобы при сохранении привычной архитектуры храмов, икон и богослужения на старославянском языке (а не на латыни, как в католичестве), подчинить эту новую церковь Ватикану, а не московской патриархии (православной церкви). Ватикан на униатскую церковь возлагал особые надежды в продвижении католицизма. В начале XVII в. Папа римский Урбан VIII в послании униатам писал: “О мои Русины! Через вас я надеюсь достигнуть Востока…” Однако униатская церковь получила распространение главным образом на западе Украины. Основная масса украинского населения, и прежде всего крестьянства, по-прежнему придерживалась православия.

Почти 300-летнее раздельное существование, влияние иных языков и культур (татарской в Великороссии), литовской и польской – в Белоруссии и на Украине, привели к обособлению и формированию трех особых народностей: великорусской, украинской и белорусской. Но единство происхождения, единые корни древнерусской культуры, единая православная вера с общим центром - Московской митрополией, а затем с 1589 г. – Патриархией играли определяющую роль в тяге к единению этих народов.

С образованием Московского централизованного государства эта тяга усилилась и началась борьба за объединение, длившаяся около 200 лет. В XVI веке к Московскому государству отошли Новгород-Северский, Брянск, Орша, Торопец. Началась длительная борьба за Смоленск, неоднократно переходивший из рук в руки.

Борьба за воссоединение в единой государственности трех братских народов шла с переменным успехом. Воспользовавшись тяжелейшим экономическим и политическим кризисом, возникшим в результате проигрыша длительной Ливонской войны, опричнины Ивана Грозного и невиданного неурожая и голода 1603 г., Речь Посполитая выдвинула самозванца Лжедмитрия, захватившего в 1605 г. При поддержке польских и литовских панов и шляхты русский престол. После его гибели интервенты выдвигали новых самозванцев. Таким образом именно интервенты инициировали на Руси гражданскую войну (“Смутное время”), длившуюся до 1613 года, когда высший представительный орган - Земский собор, принявший на себя верховную власть в стране, избрал на царство Михаила Романова. В ходе этой гражданской войны была сделана открытая попытка вновь установить на Руси иноземное господство. Одновременно это была и попытка “прорыва” на Восток, на территорию Московского государства католичества. Недаром самозванца Лжедмитрия так активно поддерживал Ватикан.

Однако русский народ нашел в себе силы, поднявшись в едином патриотическом порыве, выдвинуть из своей среды таких народных героев, как нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский, организовать всенародное ополчение, разгромить и вышвырнуть из страны иноземных захватчиков. Одновременно с интервентами вышвырнуты были и их прислужники из государственной политической элиты, организовавшие боярское правительство (“семибоярщину”), ради защиты своих узких своекорыстных интересов призвавших на русский престол польского королевича Владислава и готовых даже отдать русскую корону польскому королю Сигизмунду III. Крупнейшую роль в сохранении независимости, национальной самобытности и воссоздании российской государственности сыграла православная церковь и ее тогдашний глава - патриарх Гермоген, явивший пример стойкости и самопожертвования во имя своих убеждений.

В 16 веке сложилась модель социально-экономических отношений которая просуществовала вплоть до революции 1917 года, несомненно она претерпевала изменения, но основы были заложены именно тогда. Начало «Новой России» было положено при правлении Ивана третьего. А некоторые экономические основы заложенные тогда, отражают положение России на мировом рынке даже сегодня.

Стоит отметить что за сто лес с 1500 по 1600, Россия претерпела огромные изменения. Так территория увеличилась в два раза, вместе с этим произошел и рост населения, более 11 млн. Из некогда разрозненных областей, не имеющих общей столицы, Русь эволюционировала в Российскую империю, огромное государство с которым была обязана считаться Европа.

Население можно условно поделить на 4 класса. Сперва стоит поговорить о людях перемещающихся с место на место, перебивающихся редкими подработками, одним словом ведущих кочевой образ жизни. Естественно определить их численность невозможно, но мотивы такой жизни довольно незамысловаты, эти люди бежали от уплаты налогов и прочих гражданских обязательств.

Вторая группа-это духовенство численность приблизительно была равна 150 тыс человек, включая членов семей. Духовенство было весьма малочисленным относительно общей численности, и составляло всего 1%.

Служивые люди составляли около 5% от общей массы, причем в эту категорию попадают как благородные сословия, так и призванные на службу люди. Призванными людьми были стрельцы, пушкари, пограничники, казаки, таможенник, городовые и прочие.

Оставшиеся 93-94 % были крестьянами, либо мелкими купцами.

При этом лишь 5% населения проживает в городах, остальная часть в городах. Хотя стоит отметить что с 1500 по 1550 год, количество городов выросло с 96 до 160. По количеству населения лидирует столица Москва 100 тыс. за ней Новгород и Псков приблизительно по 30-40 тыс. Несмотря на такое количество земледельцев, свою землю имеют единицы. Большая же часть занята обработкой земли государственной либо земли благородных людей. Крестьяне обрабатывающие государственную землю, условно считались арендаторами и жили куда лучше людей работающих на барина, поскольку чаще всего на земле барина были люди крепостные.

Крепостным назывался крестьянин имевший задолженность перед хозяином земли, но не принадлежал владельцу. Крепостной с точки зрения государства, это гражданин ограниченный в своих правах. В последствии это перерастет в запрет ухода от хозяина, но это будет куда позднее. По мимо крепостных в 15 веке имеется группа людей называемая холопами. Холоп это человек проданный за долги (либо самим собой, либо родителями), но есть и те кто идут в холопы добровольно, предварительно оговорив срок пребывания в этом неловком положении. Стоит отметить что холопы не платят налог, что вызывает у государства негативное отношение к этому явлению. Холопство в любом случае заканчивается после смерти хозяина.

Жизнь крепостных и холопов зависела от того куда их пошлет хозяин. Если они оставались при дворе, то жизнь их была гораздо легче чем у тех кто работал на земле. Стоит отметить что оставшиеся при дворе, могли заниматься управлением хозяйства, а при хорошем раскладе даже получить в дар свой кусочек земли.

Крестьяне же должны были иметь 15 десятин земли что бы прокормить себя и свою семью. Однако уже к концу первой половины века, население вырастает, это приводит к тому что земельные наделы уменьшаются в размерах. Из за уменьшения размеров земельного надела крестьянам все тяжелее прокормить семьи это приводит к голоду. Но крестьяне, в попытки уйти от налогов начинают засевать все меньше земли, так как налог собирается с земли, и начинают активно практиковать животноводство которое пока не облагается налогом, что приводит к росту цен на зерно. Но с другой стороны был еще один выход, отправиться на южные земли, где вместе с плодородной землей и налоговыми льготами, периодически нападают соседи. Помимо этого наблюдается проблема с лесом в тех регионах, что опять же приводит к тому, что крестьянин залазит в долги.

Дворяне же из за увеличения численности, к середине 15го века тоже испытывают неудобства. Чем больше дворян тем меньше размер поместий. А помимо этого необходимо наделить щемлей и новых служивых. Это в итоге приводит к увеличению налога и частичному изъятию земли у уже имеющихся дворян.

Как становиться ясно вместе с величием, Россия получила и ряд проблем, которые и являлись предпосылками для смутного времени.



Вверх