Важнейшие исторические события африки. Африка в средние века

Народы, населявшие Африку южнее Сахары, прошли длительный и самобытный путь исторического развития. Эти народы называют тропической цивилизацией. В средние века никакой цивилизации не было, а были только отдельные племена.

Жизнь на этой территории сформировалась в 1 тыс. н.э. История в этом случае ставит эксперимент – развитие народов в полнейшей изоляции. Существуют 2 точки зрения на развитие народов Африки.

    Позиция Европейская, связанная с размышлением о развитии Африки, которая зависит от внутренних факторов и особенностей развития негритянской расы (ставили под сомнение умственные способности целой расы).

    Концепция негритюда. Негроидный тип более выживаемый, способный на более высокий интенсивный взлет. Причину отставания в развитии видят в колониализме и работорговле (европейцы вывезли из Африки более 100 миллионов человек).

До 15 века в Африке была доколониальная эпоха. Народы развивались изолировано. После 15 века настал период послеколониализма (разве есть такое слово?)

Африка относится к адаптационному типу цивилизаций:

Высокая приспособленность к природе (влияние на сознание)

Специфика почв, не позволяющих применять плужное землевладение – очень тонкий плодородный слой.

Обилие сильных хищников - высокий уровень самозащиты, + многочисленные болезни людей

Огромные пространства и низкая плотность - слабая вариативность развития.

В Африке так и не сложилась система внутриконтинентальной торговли, были примитивные средства хранения информации (только устный способ ее передачи, либо танцами и ритуалами). Для всех африканских народов было характерно встроенность человека в естественную среду обитания, неотделенность от земли. Человек и природа взаимопроникают друг в друга. Все эти факторы формируют определенную систему ценностей – социальное богатство состоит в широких родственных связях, никакой автономности личности, высокая степень мифологичности в сознании людей в сочетании образности и конкретности мышления. Таким образом причинами замедленного исторического развития является невозможность к саморазвитию. Этот тип общество многие историки называют холодным.

Основные Гос-ва Африки – Судан, Мали, Гана. На территории современного Судана существовало политическое образов – Нубия (район Белого и Голубого Нила). Это была земледельческая цивилизация. Одно из самых развитых политических объединений, стало центом распространения христианства.

Гана – территория на востоке до Нигера, на юге до Сенегала. Политический расцвет в 1054. Постоянные войны с берберами. Вела торговлю со странами Магриба. С 1076 г. Гана стала предметом завоевания сначала Альморавидов, затем Марокканцев. В 1203 г. была завоевана царством Сосо.

Мали. Возникло около 8 века. Экономический расцвет относится к началу 12 века при полководце Сундиате. Столица – Ниани - самый крупный торговый центр на верхнем течении Нигера.

18. Рабство в социально-экономической и политической жизни стран Азии и Африки.

Со второй четверти 15 века началось проникновение европейцев, главным образом Португальцев и испанцев. Закрепившись в Западной Африки и создав там широкое плантационное хозяйство, португальцы очень нуждались в рабочей силе, что привело к работорговле. Они вывозили рабов на сахарные плантации и на Золотой берег, где их обменивали на золото. К этому времени спрос на рабский труд повысился во много раз. Началась усиленная борьба европейских колониальных держав за захват африканских рынков рабочей силы. К 1610 г. португальская монополия была подорвана голландской конкуренцией. Однако и господство Голландии было не долговечно, в борьбу за захват колониальных рынков вступили Англия и Франция. Они организовали крупные торговые компании по торговле рабами, к примеру, француз. Компания, основ в 1664 г., или английская «Королевская африканская компания», основанная в 1672 г.

Огромный спрос на рабочую силу довел объем работорговли до не бывалых размеров. Две трети рабов было вывезено из Западной Африки, что нанесло непоправимый ущерб развитию африканских народов. Войны, работорговля уносили миллионы человеческих жизней.

Работорговля повлекла за собой глубокие внутренние экономические и политические последствия для дальнейшей истории африканских народов. Они выразились в парализации производительных сил, в разрушении традиционных торговых связей с северными областями континента, в распаде крупных Гос. образований, в моральной деградации втянувшихся в торговлю господствующих классов африканских государств.

ИСТОРИЯ АФРИКИ

Ц ентром, где некогда, в древние времена, родилась первая цивилизация людей-земледельцев, был Ближний Восток. Ещё в V тысячелетии до нашей эры здесь выросли первые города и храмы, родилась письменность, а затем появились ремёсла, торговля и искусства. Вместе с переселенцами и торговцами достижения древней цивилизации распространялись на запад и восток, в Европу, в Индию – и дальше, туда, куда уплывали парусные корабли и доходили караванные тропы. На север от древнего центра цивилизации располагалась Великая Степь, а на юге простирались бескрайние пустыни Аравии и Сахары – впрочем, в те времена Сахара не была столь безжизненной, как теперь; там было много поросших камышом озер, и в сезон дождей обширные низины зеленели свежей травой. На юге, за Сахарой, располагалась саванна, где росла трава в рост человека, и кое-где встречались островки лесов; эти острова становились всё более частыми и густыми и, наконец, сливались в зеленую стену непроходимых, переплетенных лианами джунглей. Джунгли были особым миром, где могли выжить лишь люди леса – малорослые пигмеи, умевшие пробираться во влажных зарослях и ловить сетями мелких зверей. В саванне севернее лесов жили чернокожие негры, мужественные охотники, с луком и отравленными стрелами подстерегавшие быков, жирафов и слонов; яд не сразу убивал этих гигантов и охотникам приходилось целыми днями преследовать раненого зверя, увертываясь от его рогов или бивней. На востоке и на юге от огромной области джунглей тоже лежала саванна; здесь жили бушмены, отличавшиеся от негров меньшим ростом и более светлой кожей. В средние века, когда эти края стали посещать арабские торговцы, они были немало удивлены щелкающим, похожим на щебетание птиц, языком бушменов и необычно толстыми ягодицами бушменских женщин – это считалось у туземцев признаком красоты.

Жизнь африканских охотников текла своим чередом, пока на Ближнем Востоке не родилась новая цивилизация земледельцев и скотоводов. Ощущая нехватку пастбищ, скотоводческие племена Аравии в VI тысячелетии прошли через Суэцкий перешеек в Африку и вскоре расселились на просторах Сахары вплоть до Океана. Огромные стада беспощадно вытаптывали растительность; климат становился всё более жарким, и Сахара постепенно превращалась в пустыню. В конце II тысячелетия до Африки докатилась волна нашествия, выплеснувшегося из Великой Степи; "народы моря", овладев Балканами, пересели с колесниц на корабли и высадились на берегу Ливии; здесь они снова взошли на большие, запряжённые четвёрками коней колесницы и устремились в глубь материка. Эти племена колесничных воинов назывались гарамантами; они покорили пастухов Сахары и дали начало новому народу – берберам, которые и сейчас населяют Великую Пустыню. "Народы моря" нападали и на Египет, но были отброшены могущественными фараонами Нового Царства; Египет тогда находился в зените славы, и победоносные армии фараонов совершали походы далеко на юг по долине Нила. Ещё в XV веке египетские отряды прошли через ущелья, пробитые великой рекой в безжизненных, окруженных пустыней горах и завоевали Нубию – страну чернокожих людей на границе саванны. Здесь были построены крепости и храмы, и местные писцы научились передавать слова своего языка с помощью египетских иероглифов – так родилась первая цивилизация Чёрной Африки. В XI веке в Египте начались смуты, и Нубия стала независимой; здесь появились свои божественные фараоны, которые строили пирамиды и совершали походы в Египет. Нубийские отряды проникали по саванне на запад, захватывали рабов и подчиняли племена негров, которые не могли сопротивляться железным мечам нубийцев. Покорённые народы заимствовали у завоевателей секреты плавки железа и выращивания зерновых – но, поскольку пшеница плохо росла в саванне, негры одомашнили местные злаки, сорго и просо. На рубеже нашей эры племена саванны научились выращивать ямс – клубнеплодное растение, похожее на картофель. Ямс мог расти на вырубках среди джунглей, и это открытие положило начало освоению тропического леса: земледельцы с железными топорами вырубали деревья на небольшом участке, потом сжигали высохшие стволы и, вырыв среди пней лунки, садили ямс. Расчищенный участок плодоносил лишь два-три года, потом деревня перебиралась на новое место, а вырубка быстро зарастала влажным лесом. Так же, как в лесах Азии и Европы, переложная система земледелия требовала объединения всех сил деревни, поэтому крестьяне жили сплочёнными родовыми общинами: вместе валили лес, вместе обрабатывали землю мотыгами и убирали урожай. В течение первого тысячелетия нашей эры племена земледельцев-банту широко расселились в тропических лесах, и некоторые из них вышли на южную окраину джунглей, в саванны на берегу Замбези; охотники-бушмены были оттеснены в пустыню Калахари.

В IV веке на могущественное Нубийское царство неожиданно обрушилось нашествие с востока, со стороны Эфиопского нагорья. Нагорье было удивительной горной страной, расположенной на высоте в 2000 метров над уровнем моря и обрывавшейся в сторону прибрежных равнин отвесными каменными стенами. Здесь были мягкий климат и плодородные почвы, издавна привлекавшие переселенцев с другого берега Красного моря – из Аравии. Переселенцы, прибывшие в I веке нашей эры, основали на плоскогорье город Аксум и принесли с собой культуру Востока – письменность, искусство строительства плотин и каменных зданий. Неподалёку от Аксума располагался порт Адулис, где останавливались направлявшиеся в Индию корабли александрийских греков. Эфиопские купцы участвовали в морской торговле, продавали грекам слоновую кость, благовония, рабов и вместе с ними плавали в Индию. В 330 году аксумский царь Эзана услышал от купцов, что римский император Константин принял христианство, и решил последовать примеру своего могущественного соседа. Эзана создал сильное войско, совершил много походов, и "силою бога Христа" покорил Нубию. Если верить легендам, то часть нубийцев отступила по саванне на запад, где они, подчинив местных жителей, основали новые города-государства.

Аксум оставался могущественным государством до VII века, когда волна арабского нашествия затопила всю Северную Африку и достигла границ Нубии. Эфиопия оказалась отрезанной от остального христианского мира, и ей пришлось в одиночку сражаться с многочисленными мусульманскими народами. Порт Адулис был разрушен, эфиопы были оттеснены от моря и отступили на нагорье, связь с внешним миром прервалась; наступило время упадка, когда были забыты многие ремёсла – в том числе и искусство строительства каменных зданий. Иноземцы со всех сторон обступили нагорье и не раз пытались овладеть этой огромной природной крепостью – но Эфиопия выстояла и сохранила свою независимость и свою веру. Символом несгибаемости и величия христианского духа стали церкви Лалибэлы, вытесанные из цельной скалы тысячами безымянных строителей – удивительный памятник архитектуры, созданный в XIII веке, в самое тяжёлое время борьбы с врагами. Церковь оберегала наследие древней культуры, в церквях и монастырях хранились и переписывались древние святые книги – и среди них были и такие, которые были утеряны в "большом мире" и уцелели только в Эфиопии. До христианской Европы доходили смутные слухи о православном царстве где-то на юге, и в XII веке римский папа послал приветствие "Иоанну, славному и великому царю индийцев". Неизвестно, достигло ли это послание цели – достоверные сведения о посещении Эфиопии европейцами относятся лишь к XV веку, а до этого времени история Эфиопии известна лишь по скупым отрывкам монастырских хроник.

Эфиопия была отрезана от моря мусульманскими городами-государствами на побережье Восточной Африки. Эти города были рассыпаны по берегу океана вплоть до устья реки Замбези; они были основаны арабскими торговцами, приплывавшими в Африку за золотом и рабами и постепенно обосновавшимися на побережье. Торговцы не заходили в глубь экваториальных областей, где жили негры-"зинджи"; они покупали рабов у местных вождей в обмен на мечи, копья, ткани и стеклянные бусы. Чтобы захватить рабов для обмена на эти "дары цивилизации", негры вели между собой постоянные войны; при этом особой воинственностью отличались племена скотоводов, пришедшие некогда с севера и покорившие местных земледельцев-банту. Когда-то эти жестокие завоеватели были всадниками, гарцевавшими на лошадях – но их лошади не смогли выжить в тропиках из-за разносившей губительную инфекцию мухи цеце; тогда они пересели на низкорослых быстрых быков: они седлали и взнуздывали их, как лошадей, и сражались на них в бою. У потомков завоевателей были суровые обычаи: молодые мужчины не могли жениться до 30 лет и составляли касту воинов, они обычно ходили нагими, украшали себя перьями и раскрашивали лица; их оружием были длинные копья с широким железным наконечником и большие щиты из бычьей кожи. Вожди этих племён почитались, как боги, и на их могилах устраивались массовые жертвоприношения – но в то же время с наступлением старости их принуждали к самоубийству: считалось, что здоровье бога-вождя олицетворяет жизненную силу всего племени и, чтобы эта сила не угасла, на смену одряхлевшему "богу" должен прийти молодой и крепкий. Дворец вождя, по описанию путешественников XIX века, был огромной хижиной из соломы и тростника; при приёме послов вокруг вождя стояли сотни его жён и лежали большие и маленькие священные барабаны – символы царской власти. На пирах ели жареное мясо и пили банановое вино – интересно, что пищу большей части народа составлял не хлеб, а бананы. Бананы, гвоздичное дерево, лодки с балансирами и дома на сваях были позаимствованы жителями материка у жителей таинственного южного острова Мадагаскар. Этот огромный остров населяли не негры, а люди с бронзовой кожей, прибывшие некогда с востока на тысячах больших парусных каноэ, снабжённых двусторонними балансирами. Это были индонезийцы, жители Явы и Суматры, пересёкшие океан благодаря муссону, дующему зимой с северо-востока на юго-запад. Индонезийцы заселили безлюдный остров, где росли тропические леса и обитали диковинные животные – большие лемуры, гиппопотамы и огромные птицы высотой в три метра и весом в полтонны – страусы-эпиорнисы. Эпиорнисы были вскоре истреблены колонистами, охотившимися за их яйцами, каждое из которых весило полпуда – такой яичницы было достаточно, чтобы накормить 70 человек! Однако легенда о гигантских птицах, обитающих на юге, сохранилась в арабских сказках о Синдбаде-мореходе и в книге Марко Поло – эту птицу называли Рух и говорили, что она может поднять в когтях слона.

Мадагаскар, или "Лунный остров", был южным пределом известного мусульманам мира, и Южная Африка оставалась областью, неведомой для арабов – но зато они были хорошо знакомы с Западной Африкой, со странами южнее Сахары. Эти страны назывались в арабских рукописях "Биляд ас-Судан" – "Земля чёрных", или "Сахель" – "Берег": Сахара представлялась арабам огромным песчаным морем, и народы, жившие южнее пустыни, были для них обитателями противоположного "берега". Ещё в глубокой древности через пески западной Сахары существовала дорога, шедшая от колодца к колодцу – позже её назвали "дорогой колесниц", потому что в этих местах на скалах находили многочисленные изображения колесниц. Переход через пустыню длился месяц, и не каждый караван добирался до того берега – случалось, что знойный ветер "сирокко" погребал под песком десятки верблюдов и погонщиков. Однако караванщики не зря рисковали жизнью: в долине протекавшей по саванне реки Нигер имелись богатейшие россыпи золота, и не знавшие его истинной ценности негры меняли золотой песок на равное количество соли. Правда, торговцам приходилось отдавать часть золота жившим в Сахаре берберам; берберы были воинственным и суровым народом пустыни, напоминавшим своим характером народы азиатской Великой Степи; племена берберов постоянно сражались между собой и совершали набеги на "Землю черных". Иногда они объединялись и волной обрушивались на земледельческие народы саванны, подчиняли их и создавали государства, в которых завоеватели были правителями и воинами, а покорённые негры – данниками и рабами. Одним из таких царств, существовавшим в X-XI веках, была Гана; правитель Ганы мог выставить армию в 200 тысяч человек, всадников и пехотинцев. В этом государстве были города с домами из камня, в которых жили мусульманские купцы, и деревни с крытыми соломой глинобитными хижинами – жилищами негров. В 1076 году столица Ганы была разрушена берберами-альморавидами, сторонниками призывавшего к очищению ислама имама Ибн Ясина. Так же, как во времена Мухаммеда, фанатичные кочевники пустыни объединились под знаменем истинной веры и обрушились на окружающие страны; они завоевали не только Гану, но и Марокко, а также половину Испании. Всюду, куда ни приходили альморавиды, они отменяли "несправедливые" налоги, выливали на землю вино и ломали музыкальные инструменты: по их мнению, "истинно верующие" должны были лишь молиться и сражаться за веру.

После долгих войн и смут на месте Ганы образовалось государство Мали, правители которого имели чёрную кожу, но исповедовали ислам; к этому времени завоеватели-берберы смешались с неграми, приняли их язык и превратились в местную аристократию, владевшую тысячами рабов. Так же, как в Гане, в Мали были мусульманские города и мечети, и огромные караваны уходили каждый месяц на север с золотом, слоновой костью и чернокожими рабынями. В XV веке царство Мали сменило государство Сонгай, правитель которого аския Мухаммед разделил свою страну на провинции и ввёл налоги по мусульманскому образцу. Царство Сонгай был могущественной средневековой державой – но в других странах света уже давно наступило новое время, время пороха, мушкетов и пушек. В 1589 году по караванному пути через Сахару неожиданно прорвалась армия марокканского султана ал-Мансура. При переходе через пустыню погибло больше половины солдат и до берегов Нигера дошло лишь около тысячи марокканцев – но у них были наводившие ужас на противника мушкеты. Сонгайская армия разбежалась после первого залпа марокканцев. "С этого времени всё изменилось, – говорит историк того времени. – Безопасность уступила место опасности, богатство – бедности. Спокойствие открыло дорогу несчастью, бедствию и насилию". Столица Сонгай была разграблена и разрушена так же, как были разграблены и разрушены людьми с мушкетами города на восточном побережье. Эти люди приплыли из Европы на больших парусных кораблях, на палубах которых стояли пушки – и грохот их выстрелов символизировал начало новой эпохи.

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

Утрата Африки Аттила появляется на страницах истории как соправитель, деливший власть над гуннами со своим братом, Бледой. Оба унаследовали власть от своего дяди, Руа (или Руга; в ноябре 435 г. он был еще жив){313}. Первое из зафиксированных источниками восточноримских

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

13.2. История Субсахарской Африки Африканский неолит начался в Сахаре. Там 7000 лет до н. э. на месте пустыни раскинулась зеленая саванна. Жившие там люди к 6-у тыс. до н. э. уже изготовляли керамику, выращивали растения и разводили животных. Постепенно климат Сахары становился

Из книги Русско-японская война. В начале всех бед. автора Уткин Анатолий Иванович

Вокруг Африки На кораблях отметили десятилетие царствования Николая Второго. Дали большой обед. Адмирал Рождественский поднял тост. В продолжении были и тосты против «владычицы морей». На палубе играла музыка. Англичане наконец покинули русский флот, и моряки мечтали о

Из книги Грандиозный план XX-го столетия. автора Рид Дуглас

План для Африки Африка тогда была континентом, где был порядок. Никто не голодал и никто не воевал. Англия, Франция, Бельгия и Португалия давно всё поделили. Было покончено с высокой детской смертностью, инфекционными заболеваниями, работорговлей и голодом. Уже в 19 веке в

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ГОД АФРИКИ Монумент в честь обретения независимости в столице Того - ЛомеВ начале XX в. Африка была практически полностью колониальной. 9/10 ее территории принадлежали не местным жителям, а метрополиям. Однако две мировые войны изменили эту ситуацию.В годы Второй мировой

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Из Африки: Нил Каир - город ближневосточный, но также и африканский. В XIX столетии Сесил Родс (1853–1902), бывший премьер-министр Капской колонии и основатель горнодобывающей компании «Де Бирс», мечтал соединить все британские владения в Африке железной дорогой, которая

автора Филатова Ирина Ивановна

Обломов на Юге Африки Чего искал в дальних странах, зачем поехал туда автор «Обыкновенной истории», еще не дав читателю ни «Обломова», ни «Обрыва»?Сам он отвечал на этот вопрос так: «Если вы спросите меня, зачем же я поехал, то будете совершенно правы. Мне сначала, как

Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина Ивановна

Эхо на Юге Африки К той войне восходит и знакомство южноафриканцев с Россией. До того они видели только моряков с российских кораблей и иммигрантов из России. А во время войны - добровольцев, врачей, сестер милосердия.Во время войны несколько южноафриканцев побывали в

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Поперек Африки Шотландец Верни Ловетт Камерон наряду с Ливингстоном и Стэнли прославил свое имя как один из выдающихся исследователей бассейна Конго. Он начинал свою карьеру морским офицером и был уже опытным путешественником, когда в 1872 г. ему поручили

автора Коллектив авторов

А. В. Воеводский. История Южной Африки в сочинениях африканских интеллигентов и просветителей конца XIX – первой трети XX в.: особенности формирования исторических представлений Исторические представления являются важнейшим фактором развития национального

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

«История Африки в интерпретации европейских ученых являла собой нагромождение мифов» Взвешенное, прагматическое отношение к колониальному наследию не отменило надобности «исправить психологию людей, уничтожив «колониальный менталитет»». Нкрума рассматривал

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

А. С. Балезин. Африканские историки и «всеобщая история Африки» Юнеско: вчера и сегодня «Всеобщая история Африки», изданная под эгидой ЮНЕСКО в 1980–1990-е годы, была первым фундаментальным коллективным трудом африканских ученых (написанным, правда, в соавторстве с белыми

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО? Нужно признать, что в истории среды мы очень многого не знаем или лишь смутно распознаем. Иногда кажется, что экологическая история Античности или неевропейского мира до Нового времени состоит в

автора Жета Касильда

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

ДРЕВНИЕ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ЧЕРНОЙ АФРИКИ Величайшая в мире пустыня Сахара делит Африку на две неравные части. В меньшей из них - Северной Африке - находились Еги­пет, Карфаген и другие древние государства. К югу от Сахары простирается Черная Афри­ка. Ее населяют народы с черной или темной кожей. О жизни их предков в древности и сред­ние века рассказывают дошедшие до нас над­писи на камнях, рукописи, устные предания и т. п. Известия о народах Черной Африки сохранились и в некоторых книгах североафри­канских, европейских и азиатских стран.

Из этих источников мы узнаем, что населе­ние многих стран Черной Африки с давних времен занималось земледелием и скотовод­ством. Здесь возделывали разные культурные растения: сорго, просо, пшеницу, а также хло­пок, кофе и др. Для орошения полей строили отводные каналы, подобные древнеегипетским, сооружали искусственные водоемы и плотины со шлюзами для хранения дождевой воды. Раз­водили овец, коров, коз. Приручили осла и кошку.

Жители древней Африки добывали и обра­батывали металлы: золото, серебро, медь, брон­зу и железо; изготовляли прекрасную посуду из глины: кувшины с круглым дном; большие, как бочки, горшки для хранения зерна и мас­ла; маленькие красивые кубки. Все это дела­лось без гончарного круга.

Искусные мастера строили каменные двор­цы и храмы, создавали статуи не только из камня, но и из бронзы, серебра и даже золота. К сожалению, за редким исключением, они не дошли до нас.

Черная Африка славилась богатствами. Ко­рабли из Римской империи, Аравии, Индии и других стран вывозили отсюда рабов, сло­новую кость, золото, изумруды, шкуры зверей, зубы гиппопотамов, разных животных для зве­ринцев.

Государствами Черной Африки правили цари. Их почитали почти наравне с богами.

Одно из древних государств - царство Напата - появилось на севере современного Су­дана еще в VIII в. до н. э. Воинственные цари его вели борьбу с Ассирией, в 736 г. до н. э. захватили Египет и владели им более шестиде­сяти лет.

На смену Напате пришло сильное царство Мероэ. Оно существовало с конца VI в. до н. э.

Древние и средневековые государства Африки.

До начала IV в. н. э. Ни персы, ни римляне не могли его покорить. У царства Мероэ было две столицы: Напата и Мероэ. На месте этих городов сохранились каменные пирамиды, хра­мы и дворцы, украшенные скульптурой.

В 50-60-х годах нашего столетия на севере Эфиопии нашли две надписи. Из них стало известно, что в V в. до н. э. здесь уже сущест­вовало государство. Раскопки помогли обнару­жить остатки храмов, каменные скульптуры, обелиски, которые свидетельствовали о высокой культуре древних эфиопов.

Жители Северной Эфиопии, так же как Напата и Мероэ, знали письменность. Вначале здесь пользовались египетской и сабейской 1 письменностью. Во II в. н. э. в Мероэ, а за­тем и в Эфиопии был изобретен собственный алфавит.

Замечательная культура древних африкан­ских государств создавалась трудом крестьян-земледельцев, мастеров-ремесленников и жре­цов - хранителей знаний. Возможно, со време­нем будут найдены новые источники, и мы более полно узнаем об общественном строе этих государств.

Аксум

Среди древних государств Черной Африки особой известностью пользовалось Аксумское царство, возникшее во II в. н. э. на севере современной Эфиопии.

Сильные и воинственные цари Аксума под­чинили себе не только народы Эфиопии, но и часть Судана и Южной Аравии. Они поддер­живали дипломатические отношения с сосед­ними странами: аксумские послы бывали в Египте, Аравии, Индии. В Аксум прибывали послы и путешественники из разных стран.

Главный порт государства - Адулис, город, расположенный на берегу Красного моря, доб­рожелательно встречал иноземные корабли. Они привозили в Аксум ремесленные изделия - ткани, посуду, украшения, металлические ору­дия - и щедрые дары царю. А с собой увозили слоновую кость, золото, изумруды, звериные шкуры. Торговля приносила государству боль­шие доходы. Караваны аксумитов проникали далеко в глубь Африки, из долины Голубого Нила они вывозили на родину золото.

Большого мастерства добились аксумиты в изготовлении статуй и громадных каменных обелисков, которые высекались целиком из базальтовых глыб. Об этом же свидетельствует

1 Сабейский - язык одного из пародов Южной Аравии.

основание сохранившейся бронзовой статуи. Каждая ступня ее равна 92 см. Значит, вся ста­туя была не меньше 5 ж в высоту. До нас дошли и каменные обелиски, некоторые из них достигают высоты 20-30 м и больше и весят десятки тонн. В Аксуме же впервые в Черной Африке стали чеканить собственную монету.

Государством правил царь. Царя и его при­ближенных обслуживало множество слуг-рабов. Крестьяне были обложены податями. Большие доходы приносила царю и знати торговля. Царь носил титул «царь царей». Его власть передавалась по наследству от отца к сыну. По преданию, прежде чем занять престол, наследник должен был сразиться с быком и львом, чтобы доказать, что он храбрый и лов­кий воин.

Аксумский царь называл себя потомком бога войны Махрема, его почитали наравне с богами. Он показывался народу только по праздникам. Подданные никогда не слышали его голоса. Вельможа, называемый «губами царя», передавал царскую волю народу. Царь не мог касаться пищи руками. Кормил и поил его особый вельможа - «кормитель». Боль­шим влиянием пользовались его мать и брат. Однако власть царя не была безграничной: за его действиями следил совет вельмож. По­добные порядки существовали и в других афри­канских государствах.

Аксумиты почитали богов земледелия Бехер и Медр, планету Венеру. Подвластные Аксуму народы поклонялись своим богам и также обо­жествляли своих царей.

В IV в. Аксумом правил царь Эзана. Он стремился сплотить подвластные народы единой религией. Эзана провозгласил веру в единого бога - «господина неба и земли», себя же он объявил сыном бога. Одновременно Эзана по­кровительствовал христианству, которое в это время начало распространяться в Аксумском царстве. В V-VI вв. христианство стало здесь господствующей религией.

В VI-VII вв. персы и арабы начали захват­нические войны в Передней Азии и Северной Африке. Они изолировали Аксум от Среди­земного моря. В результате в стране резко сократилась торговля, упала культура. В кон­це концов Аксумское государство в IX-X вв. окончательно разрушилось. Но традиции его культуры до сих пор живы в современной Эфиопии.

В средние века в Черной Африке появились десятки новых государств. Мы расскажем лишь о некоторых из них.

Обелиск в Аксуме. Современный снимок.

Канем, Гао, Гана, Мали

Вначале новые государства возникали на южных окраинах Сахары, вокруг озера Чад, в верховьях рек Нигер и Сенегал. На берегу Чада, где жил народ канури, возникло царство Канем. Затем это царство переименовали в Борну. Караваны и военные отряды канури про­никали далеко на север - в глубь Сахары н на юг - в тропические леса, С севера они везли соль, с юга - рабов.

К западу от Канема, на реке Нигер, сущест­вовало большое государство Гао, а еще дальше на запад, в верховьях Нигера и Сенегала,- государство народа соннинке - Гана. Араб­ские путешественники, которым в VIII-IX вв. удалось пересечь Сахару с севера на юг, узна­ли о Канеме, Гао и Гане, от них сведения об этих государствах дошли до нас.

Предания говорят, что Гана возникла еще в III в. Она была сказочно богата золотом. Его

Сосуд из дерева и соломы. Центральное Конго.

Добывали и в самой стране, и в тропических лесах к югу от Ганы, куда соннинке отправ­ляли караваны для скупки драгоценного ме­талла. Все самородки полагалось отдавать ца­рю, и только мелкие крупицы золота рудо­копы и скупщики оставляли себе. Затем золото приобретали иностранные купцы - арабы и евреи, которые жили в особых пригородах сто­лицы. Археологи раскопали такой пригород - Кумби-Сале, где жили арабские купцы.

Народы Канема, Гао и Ганы обожествляли царей, поклонялись духам предков и многим богам. В результате общения с арабами и бер­берами жители этих государств перешли в ис­лам. От арабов они переняли и письменность.

В 1076 г. Гану разгромили племена берберов-альморавидов, населявшие Сахару. Они захватили также Марокко, Алжир, Испанию. Имя древней Ганы сохранилось в названии современного африканского государства.

В XIII в. возвысилось государство Мали, бывшее раньше вассалом Ганы. Оно распрост­ранило свою власть от Гао до Атлантического океана. Один из правителей Мали организовал две экспедиции для исследования океана. Мно­гие цари Мали отправлялись в Египет и Мек­ку, поражая арабов своим богатством. Малийский город Тимбукту был широко известен как центр науки.

В юго-западной части Нигерии есть город Ифе. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного предками народа йоруба. Археологи обнаружили в Ифе остатки древних крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных череп­ков. Во многих музеях мира хранятся заме­чательные ифские скульптуры - головы лю­дей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали предков и считались священными. Жители Ифе думали, что с по­мощью этих изображений они могут сообщать о своих желаниях в загробный мир.

Ифе населяли земледельцы и ремесленни­ки - ткачи, кузнецы, литейщики, гончары, резчики по дереву и слоновой кости. Во главе города-государства стоял царь.

Исследования Ифе только начались. Сейчас преждевременно делать выводы о том, каким было это государство, когда оно возникло, ка­кова его история. Судя по археологическим находкам, расцвет Ифе относится к XIV в. Оно оказало большое влияние на два других государства - Ойо и Бенин, которые возвы­сились в XV в.

Могущественное государство Ойо населял народ йоруба, правил им алафин (на языке йоруба «хозяин дворца»). Почитали его нарав­не с богом, так же как в Аксуме и других африканских государствах: простые люди не могли его видеть и слышать. Но власть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановни­ков из семи человек - ойо меси. Если алафин принимал неугодные им решения, ойо меси, сговорившись, посылали ему яйцо попугая или пустой калебас - сосуд, выдолбленный из тык­вы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих санов­ников.

У царя был огромный двор: сотни слуг, дворцовые музыканты, рабы, стражники и па­лачи. Алафин жил в роскоши и довольстве.

Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на по­лях правителя своей округи, бесплатно строи-

ли и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки.

Через территорию государства проходили важные торговые пути. Они соединяли побе­режье Гвинейского залива с внутренними обла­стями Западной Африки. По этим путям боль­шие караваны рабов-носильщиков вели из За­падного Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи-кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана.

Города Ойо были самыми большими в Тро­пической Африке. Они насчитывали по несколь­ку десятков тысяч жителей. Люди жили в одно­этажных глиняных домах, крытых соломой. С раннего утра мужчины, вооружившись моты­гами и топориками для расчистки зарослей, трудились на своих полях, расположенных за городскими стенами. Женщины занимались до­машним хозяйством, мелкой торговлей. В горо­дах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Каждый пятый день на центральной площади города перед дворцом правителя устраивался большой базар. На него стекались тысячи людей. За порядком на рынке следили царские слуги.

Большим влиянием в Ойо пользовались жрецы. Они насаждали культ бога Шанго: его считали предком алафина. Так жрецы укреп­ляли царскую власть. В свою очередь царь поддерживал жрецов.

В XVIII в. влияние Ойо распространилось до реки Нигер на севере и востоке и до границ современной Ганы на западе. Каждые три года алафин отправлял войско на завоевание новых территорий и усмирение непокорных. Его армия - тысячи всадников, вооруженных луками и копьями, - наводила ужас на соседей.

Покоренные народы платили Ойо дань. Сбором дани занимались специальные чиновники.

Царь и знать Ойо принимали живейшее участие в работорговле (о работорговле см. стр. 296). Они продавали европейцам тысячи пленников, захваченных на войне. Взамен они получали медную проволоку для изготовления украшений, спиртные напитки, старые ружья и всякие безделушки. Год от года европейцы требовали все больше и больше рабов. Тогда пра­вители Ойо стали торговать не только военно­пленными, но и своими подданными. Богатые люди нанимали банды, которые подстерегали

Путников на дорогах, похищали людей из их жилищ и продавали работорговцам. Жизнь народа стала ужасной. В покоренных землях участились восстания.

Особенно тяжелая обстановка сложилась в стране во второй половине XVIII в. Этим воспользовалось племя эгба для того, чтобы вер­нуть себе свободу. Из среды крестьян эгба вы­двинулся талантливый руководитель Лишаби, Под его руководством создавались тайные органи­зации. В них крестьяне тайком изучали военное дело и копили оружие - луки, стрелы, копья, дубинки. Когда все было готово, по сигналу Лишаби во всех городах эгба начались восста­ния. Чиновники алафина были убиты.

Алафин послал против восставших большое войско, но победить их не смог. Эгба вернули себе независимость. Вслед за ними стали под­ниматься на борьбу и другие племена.

Бенин

К востоку от Ойо находилось другое силь­ное государство - Бенин. Его населял народ бини, родственный йоруба. По своей культуре, обычаям, истории Бенин очень близок Ойо.

В XVII в., по рассказу голландского путеше­ственника Даппера, столица Бенина была не меньше крупнейших голландских городов. Баш­ни великолепного царского дворца были укра­шены бронзовыми скульптурами птиц и змей. Стены дворца были покрыты бронзовыми до­сками, на которых местные мастера изобра­зили различные события из истории Бенина: войны с соседями, европейских работорговцев, развлечения царей и т. д. Торговые суда Бе­нина вмещали по 100 человек.

Царь Бенина обладал сильной властью. Без его разрешения ни один европейский купец не мог вести торговлю с бенинцами. Он же назначал цены на иноземные товары и на плен­ников, которых продавал европейцам в раб­ство.

Так же как и в Ойо, работорговля и вой­ны для захвата пленников подтачивали силы Бенина.

В 1897 г. Бенин был уничтожен англичана­ми. Они подвергли его жестокой бомбардиров­ке со своих кораблей, царский дворец разгра­били и сожгли, а предметы искусства увезли в Европу.

Колонизаторы захватили и разрушили боль­шинство африканских государств. Они стре­мились уничтожить самую память о них. Те-

перь, когда страны Африки становятся неза­висимыми, полнее и глубже изучается их исто­рия. Пока известно еще немного из прошлого Черной Африки. Но каждый год ученые откры­вают новые памятники старины, древние руко­писи, документы, рассказывающие о самобыт­ных африканских цивилизациях.

ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА АМЕРИКИ И ИСПАНСКИЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ

Бог радости, музыки и танца сапотеков. Окрашенная глина, Мехико.

В конце XV в. испанские конкистадоры 1 ринулись завоевывать страны Нового Света. Они встретились с индейскими племенами и народностями, у большинства которых еще сохранился первобытнообщинный строй (см. стр. 19).

Некоторые народы, как ацтеки Централь­ной Мексики, индейцы майя, инки в Перу, переходили в это время от первобытнообщин­ного к рабовладельческому строю. Эти народы создали развитую земледельческую культуру и на ее основе высокую цивилизацию.

По преданию, ацтеки некогда жили на западе Мексики, на острове Астлан. Отсюда название народа - «люди из Астлана», или ацтеки. В XII в. ацтеки пришли в долину Ме­хико. В 1325 г., как рассказывают ацтекские хро­ники, ацтеки основали на болотистом островке в западной части озера Тескоко поселение Теночтитлан - «город Теноча».

Основой ацтекского общества был род, со­стоявший из нескольких семей, имевших одного общего предка. Всей жизнью рода руководил старейшина. Двенадцать родов составляли пле­мя. Каждый род решал свои дела независимо от других, но вопросы, касавшиеся племени в целом, решались племенным советом, состо­явшим из старейшин родов. Племенной совет избирал двух вождей. Один был военачальни­ком, другой ведал внутренними делами пле­мени и религиозными обрядами. Оба вождя были ответственны перед племенным советом, который мог в любое время сменить их.

Постепенно ацтекское общество изменялось. Ацтеки покорили народы, жившие в долине и далеко за ее пределами. Побежденные наро­ды платили дань натурой - маисом, рыбой, золотыми украшениями. Захваченные земли распределялись между лучшими воинами, а покоренных людей обращали в рабство.

Значительную часть военнопленных отда­вали в жертву кровавому богу войны Уицилопочтли. На открытой площадке на вершине храма жрецы в черных одеждах клали плен­ных одного за другим на большой выпуклый камень. Главный жрец острым каменным ножом вспарывал жертве грудь, вынимал сердце и торжественно бросал к ногам богато разукра­шенного идола в жертвенный огонь.

Пленных, отличившихся способностями или искусных в ремесле, превращали в домашних ра­бов, использовали на работах, проводимых ро­довыми общинами. Ацтеки порабощали и со­племенников - должников и бедняков.

Так образовалась многочисленная прослой­ка богатых и знатных, жаждущих новых завое­ваний для еще большего обогащения. Власть военного вождя необычайно усилилась и стала передаваться по наследству. Второй вождь племени превратился в верховного жреца и руководителя религиозных обрядов.

Основу хозяйства ацтеков составляло зем­леделие. Главным орудием труда была дере-

1 Конкистадор - от испанского слова «конкиста»- завоевание.


Ацтекский солнечный ка­лендарь, высеченный на камне. Хранится в Национальном музее в столице Мексики - Мехико.

Вянная палка, слегка расширенная книзу и заостренная с одного конца. Большое значение имело искусственное орошение. Ацтеки создавали плавучие огороды - «чинампа». Они представляли собой плоты из деревянных реек и переплетенного тростника, на которые накла­дывалась земля, смешанная с озерным илом. Несколько таких связанных плотов прикреп­ляли к сваям, забитым в дно озера. Ацтеки разводили помидоры (по-ацтекски - «томатль»), бобы, тыквы, кабачки, сладкий картофель и цветы. Основной сельскохозяйственной культурой была кукуруза (маис), которую, как и карто­фель, «томатль», «чоколатль» (шоколад) и та­бак, испанцы впоследствии завезли в Европу. Ацтеки занимались также охотой, рыболовст­вом, разводили гусей, уток и индюков, но еще не знали домашнего скота.

Ацтекские купцы торговали различными товарами. Здесь были медь, каучук, глиняная посуда, ткани со сложными и красочными узо­рами, плащи и головные уборы из птичьих перьев.

Остатки величественных храмов, скульп­туры и другие произведения древнемексиканской культуры показывают, какого совершен­ства и мастерства достигли ацтеки в обработке камня, золота и серебра.

Ацтеки пользовались рисуночным письмом - «пиктограммой»,- с помощью которого они вели свой календарь, отмечали размеры взи­маемой дани, религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.

Ацтеки поклонялись многочисленным богам, из которых они особенно почитали богов, связанных с земледелием. Покровителем ацтеков считался бог войны и охоты Уицилопочтли, которому был посвящен главный храм в сто­лице - городе Теночтитлане.

В августе 1519 г. испанский конкистадор Эрнан Кортес с отрядом в 400 человек начал поход на Мексику. Индейцы, вооруженные луками и деревянными пиками, пытались ос­тановить продвижение завоевателей в глубь страны.

Испанцы обладали огнестрельным оружием, стальными латами, лошадьми, которых индей­цы принимали за сверхъестественные существа. И все же Кортесу пришлось потратить почти два года, чтобы завоевать Теночтитлан.

Ряд обстоятельств благоприятствовал ис­панцам. Племена и народы, покоренные ацте­ками, питали глубокую ненависть к своим притеснителям. Испанцы легко развязали брато­убийственную войну среди индейцев, а затем покорили разобщенные индейские племена.

Завоевать Мексику испанцам помогла рас­пространенная среди ацтеков легенда о боге Кецалькоатле. Этот бог был якобы изгнан из Мексики. Отправляясь за океан, он обещал вернуться, чтобы водворить справедливость и порядок. Кецалькоатля изображали белоко­жим, с длинной бородой. Правитель и верхов­ный жрец ацтеков - могущественный Монтесума и его приближенные приняли испанцев за бледнолицых посланцев бога Кецалькоатля, поэтому борьба против испанцев казалась им бессмысленной. Это помогло испанцам захватить в плен Монтесуму и заставить его выполнять их распоряжения. Затем испанские завоева-

Семья рабов с палками на шее в знак зависимого по­ложения. Ацтекский рису­нок.

Тели начали грабить и разрушать города и се­ления ацтеков.

Только после гибели Монтесумы его преем­никам - Куитлауаку, а затем гордому и сво­бодолюбивому Куаутемоку - удалось поднять и организовать народ на борьбу с испанскими захватчиками. Куаутемок стал национальным героем мексиканцев.

Ныне на месте Теночтитлана вырос город Ме­хико - столица Мексиканской республики. На одной из площадей в центре города установлен величественный памятник Куаутемоку с над­писью: «Памяти Куаутемока и тех воинов, ко­торые героически боролись за свободу своей страны».

Другим народом, достигшим ко времени прихода испанцев высокой культуры, были индейцы майя. Они занимали полуостров Юкатан. Здесь существовали города-государст­ва Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль и др. Госу­дарство майя было рабовладельческим, хотя в общинах и сохранились пережитки родового строя. Знатные воины владели значительным количеством рабов из военнопленных, а также из соплеменников, задолжавших или прови­нившихся в чем-либо. Обработку земли, охоту и рыбную ловлю общинники вели сообща. Часть продуктов выделялась в пользу знати, осталь­ное распределялось между членами общины.

Жители селений были обязаны обрабаты­вать поля знати, строить дома, храмы и дороги, платить дань, делать подношения жрецам и со­держать отряд во время походов.

Майя, как и ацтеки, выращивали кукурузу, томаты, фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Домашнего скота майя также не знали. Они разводили индюков и собак.

Майя поклонялись многим богам, из кото­рых важнейшими считались боги земледелия.

В государстве майя больших успехов достиг­ли математика и астрономия. Ученые создали замечательный по своей точности солнечный календарь. Они умели предсказывать наступ­ление солнечных затмений, знали периоды об­ращения Луны и других планет. В городах майя воздвигали каменные столбы - стелы, на которых иероглифами записывали важней­шие даты и события жизни государства. Смысл ряда иероглифов дошел до нас еще по документам XVI в., но их нужно было расшифро­вать, т. е. перейти от толкования смысла к точ­ному чтению. Над решением этой задачи тру­дились многие ученые. В 1951 г. советскому ученому Ю. В. Кнорозову удалось положить начало чтению иероглифических текстов майя, передающих их звуковую речь. Ученые про­должают изучать словарь и грамматику языка майя. В 1960 г. в Новосибирском отделении

Государства Центральной и Южной Америки накануне испанского завоевания.

АН СССР был предпринят опыт дешифровки письменности майя с помощью электронно-вы­числительной машины.

Выразительные изображения людей и жи­вотных на стенах храмов и дворцов Централь­ной Америки говорят о высоком художествен­ном вкусе и техническом мастерстве резчиков по камню. Майя, как и ацтеки, не знали метал­лических орудий. Их резчики мастерски рабо­тали каменными - нефритовыми резцами. Не менее искусно были изготовлены ткани, изде­лия из дерева и керамика с художественной росписью.

Первые попытки испанских завоевателей высадиться на полуостров Юкатан были без­успешными. Они встретили ожесточенное со­противление индейцев и были вынуждены от­ступить, несмотря на огонь своей корабельной артиллерии. Только после завоевания Мексики конкистадору Франсиско де Монтехо при по­мощи обмана и насилия удалось установить испанское господство на Юкатане.

Однако свободолюбивые индейцы майя не покорились и восставали против испанских за­воевателей. Последнее независимое поселение майя - Тайясаль - было захвачено испанцами только в 1697 г.

Почти одновременно с завоеванием Цент­ральной Америки отряды испанских захватчи­ков во главе с Франсиско Писарро вторглись в пределы владений инков. Государство инков простиралось от южной части современ­ного Эквадора до северной части Чили, вклю­чая территории Перу и Боливии.

К середине XIV в. инки, покорив все окру­жающие племена, обеспечили себе господст­вующее положение. По праву наследства они занимали высшие военные и административные должности. Правитель страны - верховный Инка почитался как воплощение бога солнца на земле. После смерти инкских правителей их тела бальзамировали, одевали в роскошные одежды и оставляли в храме на золотом троне. Во время торжественных религиозных и граж­данских церемоний жрецы приносили трон с восседавшей на нем мумией последнего пра­вителя, которая своим присутствием освяща­ла торжество. Приписывая мумиям правите­лей сверхъестественную силу, жрецы брали ее также в военные походы и выносили на поле боя.

Инки сильно отличались от подчиненных им племен внешним видом: особой стрижкой волос, нарядной одеждой и богатыми украше­ниями.

Рисунки из рукописей майя:

1 - извлечение меда из улья; 2 -лодка; 3 - добывание огня;

4 - ткацкий станок; 5 - плетение циновки; 6 - курение;

7 - женщина с ребенком за плечами; 8 - человек в хижине;

9 - пленник.

Жили инки за счет эксплуатации рабов, рядовых общинников и ремесленников.

Возделываемая земля делилась на три ча­сти: «поля Солнца», урожай с которых шел на содержание храмов и жрецов, «поля Инки», урожай с которых поступал в казну (в государ­ственные амбары), и «поля общины», обраба­тывавшиеся в последнюю очередь. Общинники платили подати и, кроме того, отбывали госу­дарственные повинности: поддерживали слож­ную ирригационную систему, строили дороги, мосты, крепости и храмы.

Больших успехов инки достигли в горном деле и обработке металлов. Они добывали медь, олово, серебро. Широко применяли бронзу. Из золота и серебра ювелиры изготовляли тон­чайшей работы украшения, изысканную утварь для храмов и дворцов. Архитектурные сооруже­ния инков отличались грандиозностью и ху­дожественной отделкой. Высокого мастерства достигли инки в изготовлении изделий из ке­рамики. Особенно искусно они делали сосуды в виде человеческих фигур и голов, в виде разных животных и плодов.

Несмотря на горный рельеф страны, город Куско, столица инков, был связан с самыми отдаленными районами дорогами, туннелями и мостами. Связь между различными центрами страны поддерживалась при помощи гонцов, для чего на дорогах были расположены свое­образные почтовые станции с дежурными гон­цами. Замечательных успехов инки достигли в астрономии и медицине. Различные сообще­ния, исторические факты и сведения о сборах податей передавались при помощи сложного узелкового письма - квипу, которому юноши-инки обучались в особых школах.

Развитие культуры и общественного строя Инкского государства было прервано в XVI в.

В 1532 г. отряды под предводительством Франсиско Писарро обманом и хитростью захватили в плен верховного Инку Атагуальпу, парализовав этим сопротивление индейских войск. Вскоре Атагуальпа понял, что испанцы заинтересованы не в том, чтобы обратить его в «истинную веру христову», как они говорили, а в захвате сокровищ. Тогда верховный Инка предложил Писарро богатый выкуп за свое освобождение-наполнить золотыми изделиями комнату шириной 4 м, длиной 6 м и высотой 2 1 / 3 м , в которой он был заключен, а соседнюю, несколько меньшую - серебря­ными. Во все концы государства были разо­сланы гонцы. Золото и серебро потекло рекой в жадные руки испанцев. Однако, овладев эти­ми богатствами, испанцы в 1533 г. вероломно казнили Атагуальпу, захватили и разграбили столицу, а затем и всю страну. Так было раз­рушено государство инков и уничтожена его высокая культура.

В 1535 г. родственник Атагуальпы Манко возглавил восстание против захватчиков и укрепился в горном районе Вилькапампа. Ин­дейские воины к этому времени научились вла­деть оружием своих поработителей и искусству верховой езды.

После гибели Манко борьбу возглавили его сыновья. Только в 1572 г. испанцам удалось подавить освободительную борьбу индейцев и казнить их вождя - Инку Тупак-Амару.

Упорное и длительное сопротивление ока­зали испанским захватчикам индейцы Чили, в особенности арауканы, занимавшие терри­торию южнее реки Мауле. Этот мужественный и свободолюбивый народ, находившийся еще на стадии родового строя, сумел объединить все свои силы для борьбы с беспощадными завоевателями. Первая попытка испанцев за­крепиться в Чили в 1535 г. окончилась поражением. В январе 1540 г. для завоевания непо­корных индейских племен была отправлена экспедиция Педро де Вальдивия. Ему удалось дойти до реки Мауле, где он встретил ожесто­ченное сопротивление индейцев. Только через несколько лет упорной борьбы отряды Вальдивии смогли перейти реку Мауле и оттеснить араукан в глубь страны. Объединенные силы индейцев возглавил умный вождь, отважный и талантливый военачальник Лаутаро. Лаутаро, а затем его преемник Кауполикан нанесли испанцам поражение, но сами погибли в борьбе.

Конкистадор Вальдивия, прославившийся своей жестокостью, был захвачен арауканами в плен и казнен. Четкая военная организация и сплоченность позволили арауканам долгие годы успешно отражать наступления испанцев.

В 1612 г. испанцы, видя свое бессилие, были вынуждены прекратить борьбу и начать мир­ные переговоры с непокоренным племенем.

Однако алчность испанских конкистадоров не была удовлетворена. Огнем и мечом они продолжали покорять и грабить новые терри­тории. В поисках сокровищ испанцы вскры­вали гробницы, разоряли святилища, отнимали украшения у индейских жрецов и вождей.

Завоевание Америки сопровождалось неслы­ханными жестокостями.

Современник конкисты - монах-доминиканец Лас Касас, лично наблюдавший жестоко­сти конкистадоров, писал: «Когда испанцы вступали в индейские поселения, жертвами их ярости становились старики, дети и женщи­ны... Они загоняли индейцев, как стадо баранов, в огороженное пространство и соревновались друг с другом в том, кто ловче разрубит индей­ца пополам с одного удара...»

В ряде районов были поголовно истреблены многие индейские племена. Обширные террито­рии обезлюдели, как после чумы. Так, напри­мер, индейское население островов Пуэрто-Рико и Ямайка в 1509 г., когда там только по­явились испанцы, насчитывало 600 тыс. чело­век, а к 1542 г. их осталось не более 400 чело­век. Из многих сотен тысяч индейцев, населяв­ших остров Гаити, уцелело лишь около 200 че­ловек. Оставшихся в живых индейцев испанские конкистадоры превращали в рабов и насильст­венно обращали в католическую веру.

Завоевание испанскими конкистадорами стран Нового Света - это кровавая история ограбления, истребления и порабощения наро­дов Мексики, Центральной и Южной Америки, история гибели древнейших культур Америки и начала колониализма.


В средние века в лесах Центральной Африки жили племена, которые занимались охотой, собирательством, предпочитали строить шалаши и навесы из листьев и деревьев, и не знали о железе. Это были племена бушменов и пигмеев.

В Южной Сахаре были кочевники, разводившие скот и обменивающие его на необходимые им вещи и продовольственные товары. Остальные поселенцы континента занимались земледелием. Чаще всего они выращивали рис, бобы, сахарный тростник, хлопчатник, кокосовые пальмы.

Западный Судан и государство Мали

Одной из самых развитых территорий Африки считался Западный Судан. Через него шло множество различных торговых путей, поэтому правители Судана взимали крупные пошлины с караванов, которые были вынуждены вести товар по их землям.

Могущественным государством Западного Судана была Гана, расцвет которой приходится на X век. Царь и знать этой державы были очень богатыми, а в столице Ганы были построены роскошный царский квартал, мечети и красивые дома арабских купцов.

Но султану арабского государства Марокко удалось разрушить Гану в конце XI века. Султан требовал, чтобы царь вместе со знатью платил ему особую дань. Населению удалось избавиться от марокканцев, но Гана все же подчинилась государству Мали. К XIII веку государству Мали удалось завоевать соседние земли, что значительно укрепило его положение.

Другие государства

На побережье Гвинейского залива тоже возник ряд сильных государств. Их всех выделяют государство Бенин. А ближе к XIII веку на юге образовалось государство Конго.

Также известно государство Аксум, которое начало активно развиваться к IV-V векам. Оно находилось на территории нынешней Эфиопии, поддерживало постоянные связи с Римской империей и Византией.

Расцвет Аксума ознаменован принятием христианской веры и появлением письменности. Но арабам удалось напасть на Аксум в VII веке, впоследствии чего держава распалась на княжества. С того времени начались постоянная борьба за престол между князьями, и к X веку государство Аксум исчезло.

А в городах-государствах, находившихся на восточном берегу Африки, поселилось много арабов, индийцев и иранцев. Купцы этих государств часто отправлялись в плавание по Индийскому океану, здесь строилось множество кораблей для торговли с Индией и другими странами Азии.

Культура, образование и наука

О культуре и веровании народов Африки в средние века можно судить о легендах и сказках, которые представляют собой ценный исторический материал. Чаще всего упоминают уровень культуры в Западном Судане, здесь была развита архитектура, так как строилось множество мечетей, общественных зданий и царских дворцов.

Развитие образования было тоже на довольно высоком уровне: создавались мусульманские школы и даже высшие училища, в которых подробно изучали право, историю, астрономию и математику. Строились библиотеки для хранения рукописных книг, а сами книги можно было приобрести в лавках.

О значительном развитии культуры говорят произведения искусства африканцев. В средние века здесь создавались бронзовые скульптуры с помощью особого литья, чаще всего среди них встречаются изображения царей и знатных людей, сцены придворной жизни и войны.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2424

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Вверх