Error: не определено #11234. Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество (Вопросы классификации) Ахметгалеева Галия Батыровна. Устное народное творчество башкир Башкирский столп российской империи александр проханов

Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество (Вопросы классификации) Ахметгалеева Галия Батыровна. Устное народное творчество башкир Башкирский столп российской империи александр проханов

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования муниципального района Янаульский район Республики Башкотостан»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Исследовательская работа

Башкирский фольклор на уроках математики

Номинация математика

Руководитель: Килина Елена Григорьевна,

ул.Советская д.25 кв.62,

тел.89177437588

Вступление 3

Глава 1 Теоретическая часть

Фольклор башкирского народа 4

Глава 2 Практическая часть

2.1 Задачи краеведческого фольклора 6

2.2 Результаты 8

Заключение 9

Литература 10

Вступление

Когда я впервые переступила порог школы, мне было очень волнительно, как же я буду учиться, смогу ли преодолеть страх перед сложными задачами и вопросами. Но наш первый учитель сделал все для того чтобы наш класс все трудности преодолевал с легкостью. И большая заслуга в том, что многие задачи она связывала со сказками, поговорками, считалками, пословицами. Сейчас я учусь в пятом классе и мне стало очень интересно изучить влияние фольклора на развитие математики, поскольку и в среднем звене, изучая новые математические термины и, мы часто связываем их с фольклором.

Мы живём в эпоху компьютеров и бесконечного потока различных данных. Все эти достижения основаны на математике. В какую бы науку мы не заглянули – везде найдём математику. «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки», - писал в своё время великий русский математик Н.И. Лобачевский.

Актуальность моей работы в том, что математика и окружающий нас мир очень взаимосвязаны. И красоту математического языка можно показать, не только решая, сложные математические задачи, но и задачи связанные с народным фольклором. С помощью фольклора можно увидеть красоту математических закономерностей, которые описывают многие процессы и явления окружающей действительности.

Цель моей работы: изучить темы и жанровые особенности математического фольклора на основе Башкирских сказок, считалок, пословиц.

Предмет: средства и жанры фольклора, которые позволяют искать наиболее интересные формы работы.

Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

    познакомиться с истоками происхождения фольклора.

    изучить особенности фольклорной формы с математическим содержанием.

    подготовить сборник с задач, связанных с башкирским фольклором.

    провести анкетирование, среди обучающихся 5 классов.

На основании цели объекта и предмета исследования сформулирована гипотеза , которая заключается в том, что в ходе исследования процесс формирования развития смекалки, воображения, творческого мышления учащихся будет более эффективным и позволит наряду с математикой изучить историю и культуру своего края.

На первом этапе работы мы познакомились с истоками происхождения башкирского фольклора, изучили особенности фольклорной формы с математическим содержанием. На втором этапе создали сборник задач, связанный с культурой, историей Башкортостана.

В результате проведённой работы мы убедились в правильности своей гипотезы. Итогом работы является сборник занимательных, логических примеров и задач, связанных с культурой и историей нашего края, автором которых являемся я и мои одноклассники, ученики математического класса.

Глава 1

Фольклор башкирского народа.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) , а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор» . Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Башкирский фольклор – устное народное творчество башкирского народа, представленное трудовыми, обрядовыми и бытовыми песнями, сказками, легендами. Башкирский фольклор создавался и передавался изустно поколениями на протяжении столетий. Его создателями и носителями были народные певцы и музыканты, танцоры, , йырау

Темами башкирского фольклора были взгляды древних башкир на природу, нравственные идеалы, их жизнь и чаяния. Фольклор был источником их познаний.

К особенностям фольклора относятся устность его передачи, импровизационность и коллективность исполнения, многовариативность.

Жанрами башкирского фольклора являются сказка, эпос, кулямас, басня, лакап, небылица, кулямас-загадка, докучная сказка, сатира, притча, поговорка, пословица, загадка, насихат и др.

По включённости в социально-бытовую деятельность людей башкирский фольклор разделяется на обрядовый, детский, песенный, танцевальный, краеведческий и др.

У башкир богат песенный фольклор. Плясовые, шуточные, игровые песни сопровождали гуляния и развлечения. Распространение получила частушка, баиты. Распространены малые жанры фольклора, которые относятся к детскому фольклору такие как заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки, приметы, сказки.

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения. Научное краеведение в Башкортостане зародилось, так же как и в России в целом, только в 30-х годах XVIII в. Поэтому в древности, многие интересные факты о своем крае башкиры передавали из уст в уста, в виде сказок, легенд, мифов.

Фольклорный танец – это жанр, выразительно ярко сохранивший этническую символику, информативность и национальную узнаваемость.

Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Создать красивый танец невозможно без графиков математических функций. Красивый танец- это красивый график, который можно записать математической формулой. Движения- это изменения плоскости, при которых сохраняются размеры и форма объектов. Примеры движений- симметрия, параллельный перенос и поворот. Такие геометрические движения имеют место во многих башкирских танцевальных постановках.

Симметрию в танце составляют: использование в рисунке танца фигур, имеющих центр или ось симметрии, уравновешенное расположение тела танцора, месторасположение танцоров в пространстве, одновременное исполнение танцорами одного и того же движения.

Симметрия позволяет сделать рисунок танца красивым и синхронным, помогает создать гармоничный дизайн пространства. Танец может рассматриваться как создание рисунков в пространстве, в том числе состоящих из геометрических фигур. Рисунок танца- это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца зависит от замысла номера, его идеи, музыкального материала, ритма, темпа, национальной принадлежности танца.

В современном хореографическом фольклоре башкирского народа сохраняются танцевальные формы, относящиеся к глубокой древности (фото1, Приложение 3). Одни из них – круг в движениях и круговой танец (түңәрәк). Круг – свойственный древности действо, имеющее магию исцеления, защиты, значение способа управления природными стихиями. В магических обрядах башкир заложен охранный смысл круга (ночлег в поле очерчивают кругом, первый гром встречают, проводя круговые обходы дома, хлева и т.д.). В кружных действах проводятся идеи сохранения, приобретения, умножения сил и жизнестойкости: борцу куреш (бид борьбы), произнося благопожелания, в три слоя опоясывают стан, обходя его; такое же действо совершают, провожая воина в бой или невесту из дома отца.

Доказано, что танцы благотворно влияют на умственные способности человека. Во время танца надо постоянно думать, думать о каждом виде движения, порядке, ритме. Связывая элементы танца, мы выстраиваем логические цепочки. Развивается пространственное воображение. Танцы- хороший способ тренировки интеллекта!

Математика и окружающий нас мир очень взаимосвязаны. И красоту математического языка можно показать, не только решая, сложные математические задачи, но и задачи связанные с народным фольклором. С помощью фольклора можно увидеть красоту математических закономерностей, которые описывают многие процессы и явления окружающей действительности.

Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей. Задания, предлагаемые в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, развивается смекалка, воображение, творческое мышление.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Задачи краеведческого фольклора

Большое значение имеют задачи краеведческого фольклора. Обучение математике не должно быть скучным занятием. Заинтересовать можно, решая задачи, которые отражают факты и любопытные сведения о своем крае.

Задача1. В Башкирии около 3840 рек и озер. Реки составляют от этого количества. Сколько рек и озер на территории Башкортостана?

Ответ: 1120 рек.

Задача2. Высшая точка республики Башкортостан гора Ямантау. Ее высота 1638м. А самая низкая точка находится в устьевой части реки Белой и в

26 раза ниже горы Ямантау. Какую высоту над уровнем моря имеет самая низкая точка.

Ответ 62 метра над уровнем моря.

Задача3. Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте:

Площадь Республики Башкортостан составляет сто сорок три тыс. шестьсот кв. км. На севере граничит с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областью, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой. Население республики составляет четыре миллиона сто четыре тысячи триста тридцать шесть человек. В Башкортостане восемнадцать городов.

Территория Башкортостана входит в пределы четырех географических зон умеренного пояса: смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепную и степную зоны. Лесами покрыто более одной трети территории республики. Семьдесят три процента степной и тридцать один процент лесостепной зоны занимает чернозем. В республике насчитывается более тринадцати тыс. рек и две целых семь десятых тысяч озер, прудов и водохранилищ.

Задача4 . Площадь Республики Башкортостан составляет 143600 . Общая площадь столицы Башкортостана г. Уфы около 707 . Определите, во сколько раз площадь Уфы меньше площади Башкортостана.

Ответ: 203 раз

Задача5. Памятник Салавату Юлаеву – самая большая конная статуя в России на 5,6 м выше памятника Александру Матросову, 19-летнему солдату, заслонившим своим телом немецкий пулемет. Найдите высоту памятника Салавату Юлаеву и высоту памятника Александру Матросову, если их общая высота равна 14 м.

Ответ: 9,8 м и 4,2м

Задача6 . Длина пещеры Куэшта, крупнейшей гипсовой пещерой Южного Урала, составляет около длины Каповой пещеры, известной древними настенными рисунками мамонтов, носорогов, диких лошадей. Найдите длину пещеры Куэшта, если длина Каповой пещеры около 3047 м.

Ответ: 554 м

Задача7 Протяженность территории Башкортостана с запада на восток на 80 км меньше, чем с севера на юг. Найти протяженность республики с запада на восток, если с севера на юг составляет 550 км. Ответ записать в метрах.

Ответ: 470000 м

Задача8 . Из Уфы в Янаул одновременно выехали грузовая машина, со скоростью 73 км/ч и легковой автомобиль со скоростью 109,5 км/ч. На сколько километров грузовик отстанет от автомобиля через 1 час после начала движения? Через какое время машины будут в Янауле, если расстояние между городами около 219 км?

Ответ: 36,5 км, грузовая машина через 3ч, легковая через 2ч.

Задача9 . Башкирский мед по своим целебным и вкусовым качествам, а так же уникальному составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. Так липовый мед содержит 36,05% глюкозы и 39,25% фруктозы. Сколько грамм глюкозы и фруктозы содержится в 3 литровой банке меда, если 1 литр меда весит 1 кг 440 грамм.

Ответ: 1557,36 г глюкозы, 16 95,6г фруктозы

Задача 10. На национальном празднике «Сабантуй» на конных скачках одна из лошадей пробежала два круга. Один круг составляет 1600 метров. Вторая лошадь пробежала полтора круга. На сколько метров больше пробежала первая лошадь, чем вторая?

Ответ: на 800 метров.

Задача 11 . Курай - национальный башкирский , похожий на . Курай изготавливается из стебля зонтичного растения Реброплодник уральский, имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Курай изготавливают путем обхвата стебля руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия. На каком расстоянии будет располагаться 5-е отверстие, если ширина ладони в четыре пальца 8 см, а все пальцы одинаковой ширины.

Ответ: 26 см

2.2 Результаты

В ходе исследовательской работы нами был составлен сборник задач, которые мы предложили для решения в 5-х классах, с целью выяснить насколько задачи, предложенные в таком виде, заинтересуют моих сверстников. Анкетирование было проведено среди 108 обучающихся (фото2, фото3 приложение 3).

Результаты мы представили в виде диаграммы (рис1, приложение 3), где наглядно видно, что учащимся понравилось решать задачи, они проявили интерес, и даже если не было правильного решения, привлекало содержание задач.

На вопрос, чем понравились задачи из сборника, наиболее распространенным был ответ: узнали интересные факты о нашем Башкортостане.

Моим одноклассникам, обучающимся математического класса нравятся решать различные задачи. Но я думаю, что использование задач, связанных с историей, культурой своего края, не только повысят навыки решения текстовых задач, но и помогут расширить кругозор обучающихся, привить интерес к математике и любовь к своему краю. Умение решать задачи помогут добиться хороших результатов в различных интеллектуальных конкурсах.

Заключение

Когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему «Как человек без математики жил?»

Премию получить никому не удалось. Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу. Люди с незапамятных времён пользуются математическими знаниями, мы порой не отдаем себе отчета, насколько важную роль они играют в нашей жизни.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Организованная работа по развитию математических способностей, включающая различные жанры фольклора, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей.

На первом этапе работы мы познакомились с истоками происхождения башкирского фольклора, изучили особенности фольклорной формы с математическим содержанием. На втором этапе создали сборник задач, связанный с культурой, историей Башкортостана.

Данные задачи мы предложили обучающимся 5-х классов (5а, 5б, 5в, 5г) для решения, затем было проведено анкетирование.

Результаты анкетирования показали, что многим учащимся было интересно решать задачи, связанные с историей, культурой, географией своего края. Такие задачи решаются с большим интересом и любопытством. Стали известны многие факты, на которые они не обратили должного внимания на уроках ИКБ и истории Башкортостана.

В результате проведённой работы мы убедились в правильности своей гипотезы. Итогом работы является сборник занимательных, логических примеров и задач, связанных с культурой и историей нашего края, автором которых являются я и мои одноклассники, ученики математического класса.

Таким образом, наше исследование подтверждает возможность и необходимость использования подобных задач, легенд и мифов как средства развития мыслительных операций и духовной культуры у детей среднего звена.

Литература

    Башкирский детский фольклор /авт.-сост. А.М. Сулейманова, И.Г. Галяутдинов.

    Происхождение башкирского народа/ авт. Кузеев Р.Г.

    Школьные математические олимпиады 5-11 кл./ авт. Фарков А.В.

    Infourok .ru

    Videouroki .net

    Sokrnarmira .ru

Приложение1

Анкета

    В каком классе Вы учитесь?(литер класса)

    Нравится ли Вам предмет математика?

    Интересно ли Вам решать текстовые задачи, предложенные в учебнике или учителем?

    Понравились ли Вам задачи, предложенные в сборнике (если да, то чем)

    Хотели бы Вы чтобы подобных задач было больше, почему?

Приложение2

сборник задач

Приложение 3





Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Башкирское устно-поэтическое творчество - главная форма проявления духовной культуры и идейно эстетических воззрений башкирского народа вплоть до начала XX в., обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. В его национально самобытных жанрах нашли яркое отражение богатый внутренний мир, история и быт, мечты и чаяния башкирского народа. Лучшие эпические жанры созданы мастерами импровизированного художественного слова сэсэнами.

Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие.

Целью настоящей работы является анализ башкирского устно-поэтического творчества как важнейшего элемента башкирского народного творчества, анализ основных его жанров, выявление связи литературы с устно-поэтическим творчеством и рассмотрение творчества сэсэнов (на примере Буранбай Яркейсэсэна и Ишмухамметсэсэна).

1. БАШКИРСКОЕ УСТНОПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. СВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ СУСТНОПОЭТИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ

Башкирское устно-поэтическое творчество, фактически являющееся главной формой проявления духовной культуры и идейно-эстетических воззрений народа вплоть до начала XX в., обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. В его национально самобытных жанрах - в героических поэмах (кубаирах) и романтических сказаниях, исторических песнях и баитах, сказках и легендах, обрядовой поэзии и такмаках, пословицах и поговорках - нашли яркое отражение богатый внутренний мир, история и быт, мечты и чаяния башкирского народа.

Лучшие эпические жанры созданы безымянными мастерами импровизированного художественного слова сэсэнами. В их творчестве особенно большого совершенства и неповторимой национально поэтической самобытности достиг жанр кубаира.

Кубаир (кобайыр) - это основная жанровая форма и народный тип стиха башкирских героических сказаний. Кубаиры типологически близки и родственны, например, русским былинам, украинским думам, казахским жырам, якутским олонхо, кавказским нартам. Слово «кубаир» профессор А.Н.Киреев объясняет как «хорошая, славная песня», т.е. песня прославления. И действительно, основное идейно-тематическое содержание кубаи ров связано с прославлением Родины, родного Уралтау, народа и его славных батыров. Глубокое общественно патриотическое содержание кубаиров, их эмоциональная сила, слова сэсэнов о защите добра и бичевание зла, их призыв к народу отстоять в битве с врагами родную землю придали этому эпическому жанру величие и мощь наказа-клича Родины, поэтических наставлений и заветов предков.

В кубаирах, пожалуй, больше, чем в каком либо другом жанре устно-поэтического творчества башкир, выявляется искусство красноречия и народная мудрость. В старину йыйыны (народные собрания), большие торжества и различные праздники были местом испытания находчивости и мастерства сэсэнов. Они зачастую выступали от имени народа - племени, рода, выражали его думы и чаяния, йыйыны необычайно повышали общественное значение кубаиров. На их основе возник своеобразный, как бы самостоятельный жанр эйтеш, как и казахский айтыс, поэтическое состязание сэсэнов.

Глубокое содержание кубаира достигается высокой и в то же время простой поэтической формой, его афористическим звучанием. В отличие от песни, где необязательна смысловая связь между двумя половинами строфы, в кубаире, как правило, каждый поэтический образ, каждое сравнение, параллелизм или троп служит средством выражения основной мысли и составляют органическую часть общей поэтической канвы. Явления или предметы обрисовываются в нем тщательно, детально, и поэтому строфа кубаира, если даже она состоит из одного предложения, может включать от двух до двадцати четырех и более строк. Плавность и равномерность ритма, обязательная рифмовка строк обеспечивает легкость восприятия.

Особенностью кубаиров следует признать и то, что в них часто употребляются пословицы, поговорки, крылатые выражения. Некоторые почти целиком состоят из афористических изречений. Наиболее значительные и самобытные героические сказания кубаиры - это «Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Алпамыша и Барсынхылу», «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Кусякбий».

Одним из ранних памятников башкирского эпоса является героическая поэма об Урал батыре («Урал батыр»), в которой выражена идея победы жизни над смертью. Урал батыр победил Смерть, пожертвовав при этом своей жизнью: он отказался выпить добытую им с великими трудностями живую воду и разбрызгал ее вокруг себя, чтобы обессмертить природу. Люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого, как говорится в поэме, образовались Уральские горы, а останки Урал батыра сохранились в виде различных драгоценных камней, золота, серебра и железа.

Тематическим завершением поэмы об Урал батыре является сказание «Акбузат». В сказаниях «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра», «Кусякбий», в отличие от мифологического эпоса, реально поступает быт, обычаи, верования, традиции кочевого хозяйства, празднества, спортивные состязания. Они насыщены глубоким лиризмом, мотивами любви и верности, преданности друг другу. В эволюции эпических традиций башкирского фольклора, особенно в XVIII - XIX вв., наблюдается тесное переплетение и взаимопроникновение кубаира и исторических песен и баитов. Башкирские баиты обычно посвящаются социально-историческим событиям героико-трагического или же остродраматического содержания. Например, в баите о Кинзекееве повествуется о сожжении карателями аула Кинзекеево (ныне с. Петровское Ишимбайского района). «Баит о земле» рисует нашествие царских чиновников грабителей на башкирские земли. Художественно выразительные свойства баитов определяются сочетанием в них особенностей, идущих от песенного творчества и письменной поэзии. Одновременное создание и бытование песен и баитов об одних и тех же важных исторических событиях превратились в дальнейшем в замечательную традицию башкирского устно-поэтического творчества.

Приблизительно в XVIII - XIX вв. окончательно формировалась чрезвычайно богатая и массовая форма народной поэзии - песенно-музыкальная классика башкирского фольклора. Каких только тем и жанровых форм нет в этом репертуаре: от исторических классических песен о Родине и батырах («Урал», «Салават», «Азамат», «Кахымтюрэ», «Кутузов», «Каравансарай» и др.), кантонных начальниках («Сибайкантон», «Кулуйкантон», «Кагарманкантон»), о ссыльных (каскын йырзары) - типа «Буранбай», «Бииш» до бытовых, обрядовых песен (сенлей, телек йыры) и превосходных песен о женской доле («Таштугай», «Зульхизя», «Шаура», «Гильмияза» и др.).

Среди традиционных жанров башкирской народной песни (йыр) выдающееся положение занимает узункюй - сокровищница башкирской народной музыкально-поэтической культуры. В узункюй наиболее глубоко и всесторонне выражен национальный характер башкирского народа, ярко отражены его жизнь и борьба за светлое будущее. Именно поэтому узункюй в то же время и национальный эпос: в прошлом, не имея возможности запечатлеть свою насыщенную богатыми событиями историю в письменной форме, башкирский народ стремился отобразить ее в узункюй. Воплощение в совершенной форме высоких мыслей и чувств народа, высокий уровень музыкального и поэтического мастерства и, наконец, живое развитие традиций в условиях современности, все это позволяет назвать узункюй башкирской народной музыкально-поэтической классикой.

Во всех своих видах и жанрах башкирское песенно-музыкальное творчество правдиво отражает жизнь народа, его обычаи и верования, думы и чаянья. Песня и утешала, и вдохновляла человека. Песенная сокровищница, обогащаемая на протяжении столетий, вобрала в себя мудрость и душевную красоту народа. Черты художественного самосознания людей наиболее древнего периода отражены в сказках. В башкирском эпосе наиболее богато представлены сказки волшебные, бытовые и о животных. Волшебные сказки отражают страх и удивление человека перед непонятными силами природы, показывают борьбу человека с этими силами, их преодоление. Богатая природа Урала - обилие гор, лесов, вод - не могла не поражать воображение человека, не возбуждать желание найти посильное объяснение непонятным явлениям. Основными персонажами башкирских волшебных народных сказок выступают: аждаха, юха, див (или дию, дью), пери, джин, мяскяй - злые духи и враждебные людям существа. Среди положительных персонажей выделяется крылатый конь Тулпар - верный слуга сказочного героя и громадная птица Самрегош, которая спасает героя за то, что он избавляет ее птенцов от аждахи (дракона). Сказочная традиция выработала также целый ассортимент волшебных предметов, облегчающих героям их подвиги.

Наиболее широко употребляемыми из них являются меч самосек, топор саморуб, шапка невидимка, вода, прибавляющая или убавляющая силу; гребешок, из которого вырастает лес; зеркало, превращающееся в озеро (реку, море); курай, из которого капает кровь, если герой попал в беду, или молоко - при удаче героя; целебная трава; одежда, которая не изнашивается; хлеб, который не кончается, и др.

Башкирские бытовые сказки более полно и непосредственно отражают социальную жизнь, общественные отношения; они знакомят с давно прошедшими временами, вводят в атмосферу кочевой жизни, в быт охотников, скотоводов. Вместе с тем в них ярче отразилось остроумие народа, донесен до нас его сатирический смех.

Герои бытовых сказок отражают в своих поступках жизненные интересы народа, они выступают обличителями неправды. Сказки всегда кончаются возвращением героя на Родину с победой. Отношение героя к родной земле ярко выражено в поговорке: «Лучше быть на Родине ултаном (подметкой), чем на чужбине султаном», которая часто служит концовкой сказок бытового цикла. Это возвышенное чувство любви к своей Родине и тоска по ней захватывают героя тем сильнее, чем дальше он уходит от своего края. Так, в одной из сказок царь решил выдать свою дочь за того, кто залезет на вершину очень высокого столба со стаканом воды на голове и спокойно спустится. Герой сказки выполнил это условие. Он добрался до самой вершины столба, вода из стакана не пролилась, но зато потекли слезы из глаз: батыр увидел оттуда свой родной край, и напала на него тоска печаль.

Характерными для башкирского устного народного творчества являются различные загадки и кулямасы (анекдоты). Каждое значительное явление жизни находило своеобразное отражение в загадках. В древние времена запрещали произносить некоторые слова. Например, наши предки считали, что если произнесешь слово «медведь» (айыу), то этот зверь явится и навредит людям. Поэтому они называли его переносным словом - «олатай» (дед). Из таких запретных слов и выражений постепенно образовывались загадки. Кулямас - один из жанров народного творчества: произведение с остроумным содержанием, основывающееся на оригинальном событии с неожиданной концовкой, т.е. кулямас (анекдот)- короткий устный рассказ о забавном происшествии.

Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчеств башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие.

Изустная поэтическая классика и сейчас продолжает доставлять эстетическое наслаждение. О живом развитии традиций словесно музыкального искусства башкирского народа, о его исключительной роли в становлении и росте башкирской культуры говорит, в частности, тот факт, что все развитие ее идет в немалой степени на базе широкого использования богатейшего фольклора.

2. СЭСЭНЫ. БУРАНБАЙЯРКЕЙ (1781-1868), ИШМУХАММЕТ (1781-1878).

Сэсэны - башкирские народные поэты импровизаторы и певцы. Они импровизируют в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры.

Состязания сэсэнов проводились на йыйынах. Сэсэны считались в народе как самые уважаемые личности. Они не ограничивались лишь стихотворным творчеством, а были активными общественными деятелями: живо интересовались жизнью народа, всегда оказывались в самой гуще важных исторических событий, пламенным поэтическим словом призывали народ к активной борьбе за свою духовную свободу. В кубаире «Диалог Акмурзысэсэна и Кубагушсэсэна» («Акмырза сэсэн менен Кобагош сэсэнден эйтешекэнэ») выражается общественный идеал сэсэна: «Не защищает он зло, не щадит он врага, любит он справедливость, горе страны на его устах, радость людей - в его песнях». Некоторые сэсэны были участниками крестьянских выступлений на территории Башкортостана, а поэт импровизатор Салават Юлаев - предводителем крупного крестьянского движения. Сохранились имена многих талантливых сэсэнов 14-18 вв., тесно связанных с историей и духовной культурой башкир: Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуша, Караса, Махмута, Баика, Айдара и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. их традиции продолжали Ишмухаммет Мурзакаев, Габит Аргынбаев, Хамит Альмухаметов, Сабирьян Мухаметкулов, Шафик АминевТамьяни, Валиулла Кулембетов. В послевоенные годы наиболее популярны произведения М. Бурангулова, Ф. Давлетшина и С. Исмагилова, им присуждено звание народных сэсэнов Башкортостана. Ныне традиции сэсэнов активно возрождаются.

Примерно в XV - XVI столетиях жил легендарный Хабрау - один из первых башкирских сэсэнов, имена которых дошли до наших дней. Он в своих импровизациях воспевал родной Урал, призывал народ к защите его от иноземных захватчиков. Как отмечают современные ученые, имя выдающегося Хабраусэсэна было известно тогда от Урала до Алтая.

БУРАНБАЙЯРКЕЙ(1781-1868)

«Буранбай» это башкирская историческая народная песня узункюй. Она была записана в разные годы в регионах проживания башкир С.Г. Рыбаковым, М.А. Бурангуловым, Г.С. Альмухаметовым, С.Х. Габяши, А.С. Ключаревым, И.В. Салтыковым, К.Ю. Рахимовым, Л.Н. Лебединским, Ф.Х. Камаевым и др. «Буранбай» была обработана композиторами Х.Ф. Ахметовым, М.М. Валеевым, Рахимовым. Возникновение песни и преданий о Буранбае связано с именем народного певца-импровизатора и кураиста Буранбая Кутусова (Буранбай Яркейсэсэна), юртового старшины 6-го Башкирского кантона (ныне д. Старый Сибай Баймакского района РБ). В песне нашло отражение событие из жизни Кутусова, когда он по ложному обвинению вместе со своим сослуживцем Айсуаком Ибрагимовым был сослан в 1820 г. В Сибирь. Напев песни виртуозно орнаментирован, мелодия отличается большим диапазоном (две с лишним октавы). Исполнение «Буранбая» свидетельствует об особом таланте и зрелости певца и музыканта. Лучшими исполнителями «Буранбая» считаются М. Хисматулин, И. Султанбаев, А. Султанов, С. Абдуллин, Ф. Кильдиярова, М. Гайнетдинов. Напев «Буранбая» использован в сюите для скрипки и фортепиано Ахметова (1940), в балете «Журавлиная песнь» Л.Б. Степанова (1944).

ИШМУХАММЕТСЭСЭН(1781-1878)

Ишмухамметсэсэн - это псевдоним, настоящие фамилия и имя этого сэсэна - Ишмухаммет Мурзакаев. Он родился в 1781 г. в д. Ново-Балапаново Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, ныне Абзелиловского района РБ. Умер в 1878 г. там же. Ишмухаммет сэсэн - выдающийся башкирский сказитель, певец и кураист. По преданию он является автором песен «Звенящая долина» («Санды узэк»), «Беглец Юлтый» («Юлтый карак»), «Бузыкаев» и др. На воинской службе был кураистом при начальнике 9-го башкирского кантона Оренбургской губернии Кагармане Куватове, а также при генерале губернаторе Оренбургской губернии В.А. Перовском.

Ишмухаммет сэсэн оказал большое влияние на творчество последующих сэсэнов и кураистов, в частности на Габитсэсэна. Сэсэнов каждого поколения волновала судьба народа, его тяжелое положение, они призывали сохранить верность самым лучшим человеческим качествам, выработанным трудовыми массами в течение многих поколений. Поэтические произведения изустных авторов отличались значительностью содержания, глубиной мысли, меткой образностью языка. Некоторые строки из их импровизаций впоследствии стали народными пословицами и поговорками. Любя и уважая творчество сэсэнов, народ тоже выразил свое отношение к ним в пословицах и поговорках. Бытуют, например, такие афоризмы:

Придержи язык в присутствии сэсэна.

Величие сэсэна - в его поэтическом слове.

Слово сэсэна - для всех.

Изустную поэзию сэсэнов надо уметь отличать от фольклора. Фольклор - народное устное поэтическое творчество - также распространяется устным путем. Но он не имеет конкретного автора, а слагается коллективно. А в изустной литературе ярко выражается мировоззрение какого-либо отдельного автора - сэсэна импровизатора.

Заключение

Устно-поэтическое творчество башкирского народа - история этого народа. Оно началось с древнейших времен и в течение веков было и есть средоточие души народа, отражающее в себе думы и чаяния народные. Народ никогда не прерывает своего творчества. Когда не было еще письменности, люди творили изустно. Сказки и истории, поговорки и пословицы распространялись из уст в уста. Так же переходили они от поколения к поколению. При переходе от рассказчика к рассказчику они обогащались, совершенствовались. Произведения сэсэнов и отдельных мастеров слова, распространяясь в течение веков среди людей, стали произведениями самого народа.

Фольклор учит людей жить. Призывает всегда быть честным и порядочным. Зовет к пониманию красоты мира. Учит брать пример с доброго и избегать плохого. Приветствует величие борьбы за счастье народа. Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие. Изустная поэтическая классика и сейчас продолжает доставлять эстетическое наслаждение. О живом развитии традиций словесно музыкального искусства башкирского народа, о его исключительной роли в становлении и росте башкирской культуры говорит, в частности, тот факт, что все развитие ее идет в немалой степени на базе широкого использования богатейшего фольклора.

башкирский сэсэн народный творчество

Список использованной литературы

1. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа,2013.

2.Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 2014.

3.Башкирский народный эпос. М., 2014.

4.Башкирские предания и легенды. Уфа, 2013.

5.Башкирское народное творчество. Т.1. Эпос. Уфа; Т. 2. Предания и легенды. Уфа; Т. 3. Богатырские сказки. Уфа; Т.4. Волшебные сказки и сказки о животных. Уфа; Т. 5. Бытовые сказки. Уфа; Т.6. Шуточные сказки и кулямясы. Уфа; Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа.

6. Башкирские народные сказки. Уфа, 2013.

7.Хисаметдинова Ф. Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа, 2014

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История культуры Беларуси в ХIХ - начале ХХ вв.: народное образование, книжная и периодическая печать, наука. Развитие искусства, архитектуры, литературы; устно-поэтическое народное творчество, формирование профессионального театра; бытовой уклад.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Танец как выражение духа народа: история развития искусства, оценка воспитательного потенциала. Взаимодействие башкирского и марийского танцевального творчества. Национальное танцевальное творчество в системе музыкального образования младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2014

    Казахская народная музыкальная классика. Профессиональное музыкально-поэтическое искусство устной традиции. Музыкально-поэтическое творчество народа. Его жанры и носители. Айтыс как форма самобытного казахского музыкально-поэтического творчества.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Исследование творчества как процесса деятельности человека, при котором создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Характеристика художественного, технического и спортивного творчества. Функции и результаты различных видов творчества.

    презентация , добавлен 16.09.2011

    Определение художественной самодеятельности как общественно-исторического явления и как активного средства воспитания и образования личности. Характеристика исторических путей развития коллективов народного творчества на примере Губкинской территории.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Процесс формирования произведений народного творчества. Народное творчество как историческая основа художественной культуры, его коллективность. Музыкальный фольклор, его виды и жанровое разнообразие. Календарные праздники и обряды, их характеристика.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Творчество - форма взаимодействия общества и личности. Культурные основания научного творчества. Культура как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Роль мистики в жизни человека, синергетика.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Возникновение и развитие художественной самодеятельности. Особенности самодеятельного художественного творчества. Связь художественной самодеятельности с фольклором и профессиональным искусством. Художественное самодеятельное творчество Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Рассмотрение особенностей влияния на здоровье и продолжительность жизни человека занятия творчеством. Описание танца как источника энергии, красоты, здоровья. Проведение анкетирования современных студентов по теме взаимосвязи творчества и долголетия.

    реферат , добавлен 02.03.2015

    Общие закономерности, присущие всему хоровому творчеству Шебалина. Влияние творчества Виссариона Яковлевича на дальнейшее развитие целого направления советской школы хорового творчества. Хор "Зимняя дорога" на стихи А. Пушкина, диапазоны хоровых партий.

Введение

Глава I. Теория жанровой классификации произведений фольклора 12

1.1. Определение понятия «жанр» и его признаков в фольклористике 12

1.2. Разновидности жанровой классификации музыкально-поэтического фольклора 20

1.2.1. Объединение произведений фольклора по родам поэзии: эпос, лирика, драма 21

1.2.2. Обрядовые и необрядовые жанры 26

1.2.3. О роли народных терминов в жанровой классификации музыкально-поэтического фольклора 30

1.2.4. Виды жанровой классификации, основанные на различных критериях 34

Глава II. Источники по жанровой классификации музыкально- поэтического наследия башкирского народа 39

2.1. Вопросы жанровой классификации в трудах исследователей башкирского фольклора последней четверти XIX в 40

2.2. Жанровая классификация башкирского устно-поэтического и музыкального творчества в трудах ученых первой половины XX в 46

2.3. Издания в области башкирской фольклористики второй половины XX - начала XXI вв 50

Глава III. Обрядовые жанры музыкально-поэтического наследия башкирского народа 69

3.1. Календарный обрядовый фольклор 71

3.3 Детский обрядовый фольклор 78

3.4. Башкирский свадебный фольклор 83

3.5. Похоронные причитания башкир 92

3.6. Рекрутские песни-причитания башкир 95

Глава IV. Необрядовые жанры музыкально-поэтического наследия башкирского народа 100

4.1. Трудовые песни 100

4.2. Колыбельные песни 104

4.3.Кубаиры 106

4.4. Мунажаты 113

4.5. Байты 117

4.6. Протяжные песни «озонкюй» 124

4.7. Скорые песни «кыскакюй» 138

4.8.Такмаки 141

Заключение 145

Список использованной литературы

Введение к работе

Народное творчество уходит своими корнями в незримое прошлое. Художественные традиции ранних общественных формаций исключительно устойчивы, живучи и на многие века вперед определили специфику фольклора. В каждую историческую эпоху сосуществовали произведения более или менее древние, трансформированные, а также вновь создаваемые. В совокупности они образовали так называемый традиционный фольклор, то есть музыкально-поэтическое творчество, творимое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем. Таким образом, народы сохраняли в памяти все, что отвечает их жизненным потребностям и настроениям. Присуще это было и башкирам. Их духовная и материальная культура, неразрывно связанная с природой, и богатая на события история отражены в традиционном фольклоре, в том числе песенном искусстве.

Любое историческое событие вызывало отклик в песенно-поэтическом творчестве башкир, превращаясь в легенду, предание, песню, инструментальную мелодию. Запрет на исполнение какого-либо традиционного песенного жанра, связанного с именем национального героя, порождал новые музыкальные жанры. При этом могли быть изменены названия, функциональные и музыкально-стилевые признаки песен, но тема, взбудоражившая душу, оставалась источником народного вдохновения.

Башкирский устно-поэтический и музыкальный фольклор включает многообразные эпические памятники («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу», «Кара-юрга» и др.), песни, легенды и предания, былички - хурафати хикая, поэтические состязания - айтыш, сказки (о животных, волшебные, богатырские, бытовые, сатирические, новеллистические), кулямясы-анекдоты, загадки, пословицы, поговорки, приметы, харнау и другие.

Уникальное песенное наследие башкирского народа составляют кубаиры, трудовые песни и припевки, календарные песни годового земледельческого

круга, причитания (свадебные, рекрутские, похоронные),

колыбельные и свадебные песни, протяжные песни «озон кюй», скорые песни «кыска кюй», байты, мунажаты, такмаки, плясовые, шуточные, хороводные песни и т.д.

К национальному инструментарию башкир относятся своеобразные,

популярные по сей день: курай (курай), кубыз (кумы?), струнный кумыз (кыл

кумы?) и их разновидности . Также в него входят «омузыкаленные» предметы домашнего и хозяйственного назначения: подносы, ведра, гребенки, косы, деревянные и металлические ложки, береста и т.д. Заимствованные музыкальные инструменты, и инструменты, распространенные среди тюркских народов: свистульки из глины и дерева, домбра, мандолина, скрипка, гармоника.

Более двух столетий музыкально-поэтический фольклор башкирского народа целенаправленно изучали представители различных научных направлений и интеллигенции. О богатом национальном искусстве писали В.И. Даль, Т.С. Беляев, Р.Г. Игнатьев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, С.Г. Рыбаков, СИ. Руденко и др.

Восхищаясь самобытным музыкальным даром народа, краевед Р.Г. Игнатьев писал: «Башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса - поет про лес, мимо горы - про гору, мимо реки - про реку и т.д. Дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы - с ее глазами, с цветом ее платья и т.д. Мотивы башкирских песен по большей части грустные, но мелодичные; у башкир много таких мотивов, что им позавидовал бы другой композитор» .

В области традиционного песенного фольклора башкир написано немало работ, посвященных отдельным жанрам , их региональным и музыкально-стилевым особенностям .

Актуальность исследования. Диссертация основывается на знаниях по фольклористики и этномузыкологии, что позволяет исследовать песенные

жанры башкирского народного творчества во взаимосвязи музыки и слова. Отдельно рассматриваются напевно-речитируемые жанры - кубаиры, байты, мунажаты, сенляу, хыктау, песни-причитания рекрутов, а также песни с развитой мелодикой - «озон кюй», «кыска кюй», «такмаки» и другие жанры, что дает возможность рассматривать песенное творчество башкир в его разнообразии.

В современной науке есть общепринятые методы изучения народного творчества, при которых «в качестве основных детерминант выступают связи с определенной эпохой, определенной территорией и определенной функцией» 1 . В реферируемой работе использованы основные положения данной теории классификации песенного фольклора.

Цель исследования - комплексный системный анализ вокальных жанров башкирского фольклора, изучение их эволюции, поэтических и музыкально-стилевых особенностей в их обрядовой и необрядовой функциональности.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

теоретическое обоснование изучения жанровой природы произведений устно-поэтического музыкального творчества на примере фольклора башкирского народа;

выделение приоритетных направлений в области исследования жанровой основы башкирского музыкально-поэтического творчества;

определение истоков формирования и развития жанров музыкально-поэтического фольклора башкир в контексте традиционной социальной культуры;

исследование музыкально-стилевых особенностей отдельных песенных жанров башкирского народного творчества.

Методологической базой диссертации послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные жанровой природе произведений народного творчества: В.Я. Проппа, В.Е. Гусева, Б.Н. Путилова,

Чекановская А.И. Музыкальная этнография. Методология и методика. - М.: Сов. композитор, 1983. - С. 57.

Н.П. Колпаковой, В.П. Аникина, Ю.Г. Круглова; исследования теоретиков музыкознания: Л.А. Мазеля, В.А. Цуккермана, А.Н. Сохора, Ю.Н. Тюлина, Е.А. Ручьевской, Е.В. Гиппиуса, А.В. Рудневой, И.И. Земцовского, Т.В. Поповой, Н.М. Бачинской, В.М. Щурова, А.И. Чекановской и других.

В диссертации использованы достижения в исследовании фольклора разных народов. Труды по тюркской, финно-угорской культурам: Ф.М. Кароматова, К.Ш. Дюшалиева, Б.Г. Ерзаковича, А.И. Мухамбетовой, С.А. Елемановой, Я.М. Гиршмана, М.Н. Нигмедзянова, Р.А. Исхакова-Вамбы, М.Г. Кондратьева, Н.И. Бояркина. В них жанровая классификация произведений фольклора осуществляется с применением народной терминологии и обрядовой и необрядовой функциональности.

Диссертация является логическим продолжением изучения музыкального фольклора башкир и опирается на труды по краеведению и этнографии (Р.Г. Игнатьева, СТ. Рыбакова, СИ. Руденко), башкирской филологии (А.Н. Киреева, А.И. Харисова, Г.Б. Хусаинова, М.М. Сагитова, Р.Н. Баимова, С.А. Галина, Ф.А. Надршиной, Р.А. Султангареевой, И.Г. Галяутдинова, М.Х. Идельбаева, М.А. Мамбетова и др.), башкирской народной музыки (М.Р. Баширова, Л.Н. Лебединского, М.П. Фоменкова, Х.С. Ихтисамова, Ф.Х. Камаева, Р.С. Сулейманова, Н.В. Ахметжановой, З.А. Имамутдиновой, Л.К. Сальмановой, Г.С. Галиной, Р.Т. Галимуллиной и др.).

Комплексный подход к разрабатываемой теме осуществляется на основе конкретно-исторического и сравнительно-типологического научных методов анализа.

Материалом для диссертации послужили:

    фольклорно-экспедиционные записи, осуществленные на территории Башкортостана, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской областях в период с 1960 по 2003 годы;

3) архивные материалы,хранящиеся в Национальной

библиотеке им. Ахмет-Заки Валиди, в фольклорных кабинетах Уфимской государственной академии искусств, Уфимского научного центра Российской академии наук и Союза композиторов Республики Башкортостан, личные архивы собирателей народной музыки К.Ю. Рахимова, Х.Ф. Ахметова, Ф.Х. Камаева, Н.В. Ахметжановой и других.

В соответствии с выдвинутыми задачами определена структура работы, включающая введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении обозначены цель и задачи исследования, методологическая база, научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе раскрыты специфические признаки произведений устного песенно-поэтического творчества, их общественная значимость. Народные формы творчества (незакрепленные - хранимые не как материальные объекты, а в памяти носителей традиции) на определенном этапе развития сформировались в виды искусств (музыка, поэзия, танец).

На уровне вида отсутствуют конкретные определения понятия «жанр». В большинстве случаев ученые используют заимствованный из литературоведения термин «род», означающий «способ изображения действительности» , различая три крупных направления: эпос, лирика, драма.

Для понимания сущности жанра необходимо указать на основные признаки, позволяющие выявить координаты произведения музыкально-поэтического искусства. Эта проблема всесторонне изучалась как в теоретическом музыкознании (Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, А.И. Сохор, Ю.Н. Тюлин, Е.А. Ручьевская), так и в фольклористике (В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Н.П. Колпакова, В.П. Аникин, В.Е. Гусев, И.И. Земцовский).

Взаимодействие ряда критериев (функциональное назначение, содержание, форма, условия бытования, строение поэтики, отношение к музыке, способы исполнения) образуют жанровое клише, на основе которого

строится классификация народных песен.

В научном музыкознании и фольклористике сложились различные способы систематизации жанров. . В зависимости от главного обуславливающего фактора они могут быть построены:

    по родам поэзии (эпос, лирика, драма);

    по народной терминологии («озон кюй», «кыска кюй», «хамак кюй», «халмак кюй»);

    по функциональным особенностям (обрядовые и необрядовые жанры) народной музыки;

    по различным критериям (тематический, хронологический, территориальный (ареальный), национальный и др.).

Второй раздел главы посвящен анализу жанровых классификаций, применяемых в исследованиях песенного фольклора тюркских, финно-угорских и славянских народов.

В этномузыкознании применяется деление жанров по родам поэзии, используемое в зависимости от иерархической соподчиненности общих и частных признаков, составляющих художественную форму песенных жанров.

В музыкально-поэтическом фольклоре жанры эпического рода отражают многовековую историю народа. Их объединяет повествовательный характер изложения поэтического текста, речитативное интонирование напева. Исполнительский процесс требует обязательного присутствия сэсэна (певца-сказителя) и слушателя.

Песенные жанры лирического рода отражают психо-эмоциональное состояние человека. Песни лирического рода несут в себе определенное жизненное обобщение и передают информацию не только о событии, но и о личности исполнителя, его отношении к окружающему миру, отражая тем самым все грани жизни (философию, чувства, гражданский долг, взаимовлияние человека и природы).

Драматический род музыкального фольклора представляет синтез видов искусств и вбирает песенные жанры, сопровождаемые театральным, обрядовым

и хореографическим действием.

Интерес для фольклористики представляют классификации вокальных

жанров, основанных на бытующих народных терминах. Например, «о$он квй»,

«Kbiqxa квй» - у башкир и татар, «кей» и «щыр» - у казахов,

инструментальный «/газ» и песенный «ь/р» - у киргизов, «эйтеш» - у башкир,

киргизов, казахов, «кобайыр» - у башкир, «дастан» - у узбеков, казахов, татар.

Данная классификация сыграла значительную роль в становлении фольклористики как науки в национальных школах при изучении песенного наследия тюркских народов и не утратила своего практического значения в наше время.

Для практических целей фольклористами в разное время применялись жанровые классификации, основанные на тематическом (Т.В. Попова, Х.Х. Ярмухаметов, Дж. Файзи, Я.Ш. Шерфетдинов), хронологическом (А.С. Ключарев, М.А. Музафаров, Р.А. Исхакова-Вамба), национальном (Г.Х. Еникеев, С.Г. Рыбаков), региональном или ареальном (Ф.Х. Камаев, Р.С. Сулейманов, Р.Т. Галимуллина, Е.Н. Альмеева) критериях.

Во второй главе дается анализ рукописных и печатных изданий с конца XIX до начала XXI вв., посвященных вопросам жанровой классификации в области башкирского устного песенно-поэтического творчества. Хронологический принцип построения главы позволяет проследить в трудах краеведов, историков, филологов и музыкантов степень разработанности проблемы в сфере жанровой природы песенной культуры башкирского народа.

Третья и четвертая главы посвящены исследованию жанровой основы музыкально-поэтического творчества башкир, которое в зависимости от наличия или отсутствия социально-бытовой функции разделено на две крупные группы. В соответствии с этим рассмотрены отдельные обрядовые (календарные, детские, свадебные, похоронные, рекрутские) и необрядовые жанры (кубаиры, байты, мунажаты, протяжные и скорые песни, такмаки).

Данная классификация позволяет исследовать богатый

песенный фольклор башкир в тесной связи с социально-бытовым укладом, выявить драматургию обрядов, обосновать бытующие народные термины («озон кюй», «кыска кюй», «хамак кюй», «халмак кюй», «такмак», «харнау», «хыктау» и др.), а также проанализировать музыкальный строй вокальных жанров.

В заключении диссертации сформулированы результаты исследования жанровой природы традиционного песенного искусства башкир.

Научная новизна диссертации заключается в том, что

рассмотрены разнообразные виды классификаций в области башкирского фольклора (по родам поэзии; по народной терминологии; по функциональному, хронологическому, региональному, музыкально-стилевому признакам), и на их основе предпринята попытка самостоятельного исследования жанровой природы песенно-поэтического творчества башкир;

проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку жанровой классификации музыкального фольклора башкирского народа.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть применены для создания обобщающих трудов в области башкирского песенного фольклора; для исследования национальных музыкальных культур народов Урала, Поволжья и Средней Азии. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в лекционные курсы («Музыкальная этнография», «Народное музыкальное творчество», «Фольклорно-экспедиционная практика», «История башкирской музыки» и др.), читаемые в системе среднего и высшего музыкального образования региона Поволжья и Приуралья.

Определение понятия «жанр» и его признаков в фольклористике

Английское слово «folk-lore» переводится на русский язык как «мудрость народа», «народное знание», народознание. Термин был предложен ученым В.И. Томсом в 1846 году в качестве определения духовной культуры народа и для обозначения произведений устно-поэтического творчества. Наука, изучающая данную область исследований, получила название фольклористика .

Отечественная наука, рассматривая традиционные вокальные жанры, к их главным признакам относит: устность бытования, коллективность творческого процесса, многовариантность воплощения. Произведения музыкально- поэтического творчества распространяются только изустным путем от одного исполнителя к другому, что позволяет обеспечить непрерывность, преемственность коллективного творческого акта. Академик Д.С. Лихачев, рассматривая данное явление, указывал, что «в фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нем нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры» . Отмеченный признак предполагает вариативность трактовки. Передаваясь из уст в уста, изменяя время и место бытования, произведения народного музыкального творчества подвергались более или менее значительным преобразованиям благодаря своей импровизационной природе.

Кроме этого, фольклор имеет общественную ценность, проявляющуюся в его познавательном, эстетическом и идейно-воспитательном значениях. Однако не все произведения являются истинно народными. В.П. Аникин утверждает, что «фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрело содержание и форму в процессе жизни в народе - либо в результате многократных актов пересказывания, пения...» .

Своеобразна и морфологическая структура фольклора, специфика которой заключается в способности соединять признаки нескольких видов искусства: музыки, поэзии, театра, танца.2

В отечественной науке сложились различные мнения об объеме понятия «фольклор» и его структуре. Одни ученые считают, что к нему относятся виды искусств, обладающие вещественно незакрепленной формой образности: В.Е. Гусев , В.Я. Пропп , С.Н. Азбелев . Другая группа исследователей утверждает, что он вбирает в себя вещественно незакрепленные (музыка, литература, хореография, театр) и вещественно закрепленные виды искусств: М.С. Каган , М.С. Колесов , П.Г. Богатырев .

По мнению М.С. Колесова, например, произведения народного творчества в обязательном порядке несут в себе практическую функцию, определяемую материальной стороной жизни. Отсюда следует вывод, что архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, при широком толковании слова, также относятся к фольклору.

Однако при рассмотрении песенных жанров фольклора следует обратить внимание на вещественно незакрепленные виды искусства.

Так, М.С. Каган считает, что фольклор имеет два вида: «мусический» и «пластический» (или «технический»). Они неоднородны и включают разные формы творчества: словесную, музыкальную, танцевальную [ПО]. В.Е. Гусев утверждает о синкретичности фольклора .

Создается впечатление, что фольклор исторически проходящее искусство. Однако это можно опровергнуть, основываясь на длительности его бытования наряду с профессиональным искусством. При этом народные формы творчества на определенном этапе развития, преодолев синкретичность, приобрели самостоятельность, сформировались в отдельные виды. И каждый из них может отражать действительность свойственными лишь ему специфическими средствами. Например, проза реализуется в устно-поэтическом творчестве, бестекстовая музыка - в музыкальном фольклоре, орнаментальный танец - в народной хореографии.

По мнению М.С. Кагана, вещественно незакрепленные виды искусства различаются по принципам видообразования: 1) форма бытования (временная, пространственная и пространственно-временная); 2) используемый материал (слово, звук, пластика и др.); 3) тип знаковой системы (изобразительный и неизобразительный).

В этом случае виды народного искусства («мусический», «пластический» и «синкретический») не соответствуют выдвигаемым принципам М.С. Кагана, так как к ним относятся формы народного творчества, имеющие различные временные и пространственно-временные характеристики, использующие разнообразный материал, а также изобразительныйи неизобразительный типы знаковой системы.

Отметим, что предложенный филологами критерий синкретичности видов народного искусства также не может рассматриваться как единственно возможный признак морфологии фольклора, ибо синкрезис встречается и в профессиональном творчестве. Такими примерами изобилуют вещественно закрепленные и незакрепленные виды искусства: кино - в профессиональном, зодчество - в народном творчестве, театр и хореография - в профессиональном и народном творчестве. Их отличие проявляется, по утверждению А.С. Соколова, в характере синтеза. Первичный синтез - в фольклоре, вторичный - в профессиональном искусстве (возврат в синкрезис или стадия нового синтеза) . Следовательно, синкретичность является одним из признаков фольклора, но не его морфологией.

Вопросы жанровой классификации в трудах исследователей башкирского фольклора последней четверти XIX в

Во второй половине XIX в. возрос интерес краеведов, филологов, этнографов и музыковедов к богатой культуре башкир, к проблеме фиксации и систематизации образцов народного музыкального творчества. Ранние научные исследования в области башкирской народной музыки были связаны с именами историка-фольклориста Р.Г. Игнатьева, собирателей башкирских и татарских народных песен Г.Х. Еникеева и А.И. Оводова, русского музыканта и этнографа С.Г. Рыбакова.

В 1875 году в «Записках Оренбургского отдела Русского Географического общества» (вып.З) печатается статья археолога, этнографа Р.Г.Игнатьева «Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургской губернии» .

Работа интересна, с одной стороны, как историко-этнографическое исследование края, а с другой - она имеет значение для изучения музыкально-поэтического фольклора башкир. В ней пересказывается содержание песен. Р.Г. Игнатьев первым среди исследователей сделал попытку определить музыкально-поэтические особенности и жанровые разновидности башкирских народных песен. Материалом для статьи послужили образцы народных песен башкир, зафиксированные Р.Г. Игнатьевым в Троицком, Челябинском и Верхнеуральском уездах. Экспедиции осуществлялись по заказу Оренбургского отдела Русского географического общества с 1863 по 1875 год.

Из неизданных рукописных материалов конца XIX века, примечателен сборник оренбургского учителя Г.Х. Еникеева «Старинные башкирские и татарские песни (1883-1893 гг.)» .

Как отмечает музыковед Л.П. Атанова, во время поездок по Поволжью, Приуралью, Казанской, Оренбургской, Самарской, Уфимской губерниям Г.Х. Еникеев запоминал напевы, фиксировал тексты, истории и легенды создания песен, а А.И. Оводов делал нотации к ним .

Впоследствии 114 записей Г.Х. Еникеева и А.И. Оводова были отредактированы фольклористом-композитором К.Ю. Рахимовым. Так, в 1929 году был составлен рукописный сборник, в который вошли, вместе с 114 нотациями А.И. Оводова, 30 записей протяжных народных песен, исполненные Г.Х. Еникеевым и йотированные К.Ю. Рахимовым. Работа готовилась для издания в Башкнигторге.

Классификация песен у Г.Х. Еникеева осуществлена с учетом национального, тематического и мелодического признаков. По первому, национальному признаку, в сборнике выделены башкирские, татарские, «мещерские», «тептерские», «тюркские» песни.

По тематическому и мелодическому признакам песни разделены на девять «категорий» (т.е. жанровых групп): 1) старинные протяжные заунывные, в том числе исторические; 2) особо популярные бытовые песни; 3) популярные любовные песни; 4) свадебные песни; 5) частушки (такмаки); 6) хвалебные песни; 7) сатирические песни; 8) солдатские песни; 9) песни религиозно-фольклорные 4.

Однако во вступительной статье сборника Г.Х. Еникеев добавил самостоятельную группу песен под названием «песни пахаря, трудовые песни».

Для удобства прочтения нотного материала автор исходит из принципа объединения национального и жанрового признаков. Например, сборник содержит: башкирских народных песен - 34, татарских - 10, «тептерских» - 1, в том числе из 10 свадебных песен татарских - 8, «мещерских» - 1, «тептерских» - 1 и т.д.

Обосновывая данное разделение, Г.Х. Еникеев и К.Ю. Рахимов указывают, что «когда все мелодии были разбиты на группы по национальностям, пришлось классифицировать мелодии эти по их содержанию на группы, чтобы определить, сколько и каких сортов имеется в сборнике для каждой национальности» .

По системе Г.Х. Еникеева не все ранее отмеченные жанровые группы снабжены конкретными музыкальными примерами. Так, к башкирским народным песням отнесены три «категории» (протяжные, бытовые, любовные). В разделе татарских народных песен к данным «категориям» добавлены: свадебные, хвалебные, сатирические, солдатские песни и частушки (такмаки).

К «тюркским» отнесены религиозно-фольклорные песни (байты, мунажаты). О данной группе песен Г.Х. Еникеев писал: «стихотворно-поэтические произведения эти по содержанию и характеру своему, как изложенные кроме того на тюркском языке с примесью арабских, персидских слов, совершенно отличаются и по напеву и по словам от песен башкир и татар, приведенных в моем сборнике, а потому, полагаю, будет более целесообразным при желании издать их отдельным выпуском» .

Предложенная Г.Х. Еникеевым классификация привлекает жанровым многообразием собранного материала и использованием различных принципов систематизации. В сборнике фольклорные жанры разграничены по тематическому, эстетическому и социально-бытовому признакам. Собирателем отобраны также наиболее распространенные песни конца XIX века: «старинные протяжные заунывные», «особо популярные бытовые», «популярные любовные» «категории» и частушки.

Следует отметить, что названия песен, приведенные в оглавлении сборника Г.Х. Еникеева, записаны латинским и арабским письмом5.

Проделанная совместная работа Г.Х. Еникеева, А.И. Оводова и К.Ю. Рахимова в области собирания, изучения и пропаганды башкирских и татарских народных мелодий не утратила своего значения и в наши дни.

Среди исследователей башкирского музыкального фольклора конца XIX века наибольший интерес вызывает труд русского этнографа, музыканта С.Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (СПб, 1897) . Это была единственная в царской России публикация, посвященная башкирской народной музыки.

Календарный обрядовый фольклор

Исторические данные о календарных обрядах и праздниках башкир содержатся в трудах Ибн-Фадлана (921-923 гг.), И.Г. Георги, И.И. Лепехина, С.Г. Рыбакова. Особый интерес представляют труды ученых начала и второй половины XX века: СИ. Руденко, Н.В. Бикбулатова, С.А. Галина, Ф.А. Надршиной, Л.Н. Нагаевой, Р.А. Султангареевой и других.

Как известно, календарный цикл обрядов отражал годовую смену сезонов. В соответствии со временем года этот цикл делился на весенне-летние и осенне-зимние обряды, и границы между ними условно обозначались периодами зимнего и летнего солнцестояния.

Праздник «Нардуган» («Нардуган») назывался у башкир, татар, мари, удмуртов - «нардуган», мордвы - «нардван», чувашей - «нардван», «нартван». Слово «нардуган» означает монгольское «наран» - «солнце», «рождение солнца» или указывает на арабское происхождение корня «нар» - «огонь» .

Зимний праздник «Нардуган» начинался 25 декабря и продолжался в течение семи дней. Двенадцать девушек, символизируя двенадцать месяцев в году, организовывали игры в специально отведенном для праздника доме и на улице. Участники приносили с собой гостинцы и подарки. Обязательным условием считалось высказывать друг другу благопожелания. В летний «Нардуган» с 25 июня по 5 июля не разрешалось резать скотину, рубить лес, косить траву, то есть оказывать какое-либо негативное воздействие на природу. На праздник собирали семьдесят семь видов цветов и опускали их в реку, ожидая благополучного прихода лета. Праздник Нового года «Наурыз» («Науруз») отмечался в день весеннего равноденствия с 21 по 22 марта и имел «точки соприкосновения с архаическими обрядами народов Востока» . В «Науруз» молодые люди под руководством одного из старших организаторов ходили по дворам, собирая крупу для совместной трапезы, подарки для победителей спортивных соревнований, а также состязаний певцов, инструменталистов и сэсэнов. Немаловажным для сельчан являлось благославение пожилого человека (фатиха алыу). Древнейшие народные праздники башкир назывались: «Грачиная каша», «Праздник грачей», «Кукушкин чай», «Сабанная вода» и др. Возвращение птиц в родные края было ознаменовано обрядами «KapFa буткаЬы» ("Грачиная каша") и «KapFa туй» ("Праздником грачей"). Названия обрядов основаны на сочетании слов: «kapFa» - ворона (грач); «бугка» - каша, «туй» - свадьба, пиршество, праздник, торжество. По утверждению Р.А.Султангареевой, этимология слова «туй» означает торжество в честь природы и человека. Отсюда следует, что праздник «Карга туй» надо понимать как символ «рождения новой природной фазы» .

Организаторами и основными участниками в них были женщины, девушки и дети. В этом проявились отголоски матриархата в общественном устройстве древних башкир. Архитектоника весенних народных праздников однотипна и состоит из следующих этапов: 1) сбор крупы по подворьям; 2) украшение деревьев цветными лентами и лоскутками тканей (суклау- сделать дерево ветвистым); 3) приготовление ритуальной каши из собранных круп; 4) совместная трапеза; 5) проведение игр и соревнований, вождение хороводов, исполнение обрядовых песен и танцев; 6) кормление птиц ритуальной кашей. «Угощение» раскладывали на листьях и камнях, им обмазывали стволы деревьев. Ритуальные действия участников обряда сопровождались исполнением возгласов-кличей, закличек и благопожеланий (кен торошона телектер).

В возгласе-кличе «Журавль» элементы подражания птичьим голосам переданы короткими мотивными построениями, основанными на ямбических ритмических сетках, состоящих из сочетания коротких и долгих долей: JVjJPd,12 При напевном интонировании возгласа-клича, в слове акцентируется последний слог.

Окончание посевных работ сопровождалось проведением обрядов, призванных воздействовать на явления природы с помощью заговоров, приговоров, исполнением закличек и чтением молитв: «Обливание водой», «Сабанная вода» или «Дождевая каша», «Выражение пожеланий», «Вызвать из дерева огонь».

Обряд «Вызвать из дерева огонь» (арастан ут CbiFapbiy) проводился летом в засушливый год. Между двумя столбами устанавливалась кленовая перекладина, которая один раз обматывалась веревкой. Участники обряда, взявшись за концы веревки, поочередно тянули ее к себе по перекладине. Если веревка начинала тлеть, то в течение семи дней ожидали дождь. Или обряд повторяли заново .

Огромное значение в общественном устройстве башкир носили самые древние календарные праздники «Иыйын» и «Майдан». Этикет праздников требовал обязательного приглашения гостей, и их драматургия включала: 1) подготовку площади, сбор средств; 2) организацию спортивных состязаний; 3) совместную трапезу, угощение гостей; 4) выступления народных певцов, инструменталистов, танцоров; 5) вечерние игры молодежи. Внешне похожие по форме проведения праздники отличались по функциональному назначению. «Майзан» («майдан» - площадь) - праздник наступления лета. «Йыйын»14 (собрание) - это наименование большого собрания, съезда племен и родов, на котором обсуждались важные политические и экономические вопросы, устраивались национальные состязания, игры и происходили традиционные соревнования кураистов и певцов.

Трудовые песни

Один из древнейших жанров устного музыкально-поэтического фольклора являются трудовые песни, припевки, (хезмэт, кэсеп ЙЫРЗЗРЫ hdM

Иамактары). Исполняемые в процессе трудовой деятельности, для достижения «рабочего ритма» . Функциональную значимость и организующую роль этих жанров рассматривали отечественные исследователи: Е.В. Гиппиус, А.А. Банин, И.А. Истомин, A.M. Сулейманов, М.С. Алкин и другие. Немецкий музыкант Карл Бюхер в труде «Работа и ритм» (М, 1923) отмечал, что там «где большое количество людей собирается для совместной работы, возникает необходимость организовывать, упорядочить их действия» . Область трудовых песен и припевок условно можно разделить на три группы: 1) песни-припевки, организующие трудовой процесс, требующие от работников одновременного усилия, ритмически организованного действия (строители мельниц, сплавщики леса и другие). 2) песни, исполняемые в процессе труда. Данную группу принято называть «песни, приуроченные к труду», так как они отражают «не столько характер труда, сколько настроение исполнителей (тех, кто участвует в нем) в контексте их образа мыслей и мироощущений» . 3) трудовые песни определенных профессий: пастушьи, охотничьи, плотничьи, песни дровосеков, лесосплавщиков и других.

Таким образом, основная функция трудовых песен заключается в организации труда, а совместное пение служит средством повышения его интенсивности.

Отличительной особенностью трудовых песен являются различные интонационно-словесные возгласы, выкрики: «поп», «эх», «ух», «сак-сук», «так-тук», «шак-шук» и т.д. Подобные слова-команды передают «предельно выразительную экспрессию трудового напряжения и его разрядку» .

Следует отметить, что возглас «поп» является не искусственно присоединенным компонентом, способствующим расширению объема напева (до 3-х тактов), а необходимым элементом музыкального построения, так как мелодия завершается на главном устое пентатонного лада (f). В поэтическом тексте используется параллельная рифма (аабб), четырех строчная строфа имеет восьмислоговое строение.

Во время обряда «Тула 6aqt iy» («Выделка войлока») хозяйка раскладывала на плоскости ровным слоем шерсть. Остальные участницы накрывали ее большим куском материи и сворачивали в рулон. Затем завернутый войлок катали на протяжении двух часов. Во второй части обряда войлок очищали от мелкого шерстяного ворса и окунали в проточную воду и вешали для сушки. По завершении работы хозяева дома угощали помощников. Выделка войлока требовала от участников больших физических усилий, поэтому все этапы работы сопровождались шуточными песнями, плясками.

Одним из самых древних жанров башкирского устно-поэтического творчества является кобайыр (кубаир). Среди тюркских народов (татар, узбеков, туркменов, таджиков) героический эпос называется дастаном, у казахов - дастаном или песней (жыр), у киргизов - дастаном, эпосом, эпической поэмой19.

Как показывают научные изыскания, более древнее название эпических сказаний башкирского народа соотносится с термином «улен», а позднее «кубаир».

По мнению Ф.И. Урманчеева, термины «дастан» и «кыйсса» заимствованы из восточной литературы и употребляются «для обозначения эпического жанра литературы и фольклора» .

В работах башкирского поэта- просветителя, исследователя-краеведа XIX века М.И. Уметбаева под термином «9ЛЭН,» обозначены эпические произведения, исполняемые нараспев. В частности, в 1876 году М.И. Уметбаев писал: «Улен - это сказание, то есть эпос. Однако со времен укрепления власти и тесного взаимоотношения башкир с соседними народами, песни «улены» оформились в четырехстрочные рифмы. В них поется о любви, воздается хвала и благодарность гостям...» . Подтверждая сказанное, исследователь в одной из публикаций приводит под определением «древние башкирские улены» отрывок из эпического сказания «Идукай и Мурадым»20.

Ранее данный термин использовался краеведом М.В. Лоссиевским. В одном из трудов он упоминает о бытовании в башкирской фольклористике, наряду с преданиями и легендами, «уленов». Ученый фольклорист А.Н. Киреев предполагает, что данный термин был заимствован из казахского фольклора .

В башкирской литературе и фольклористике изначально кубаиром называлась поэтическая часть эпического сказания, в отдельных регионах именуемая иртяком (сюжеты с преобладанием сказочных элементов). Слово «кобайыр» образовано от слияния слов «коба» - хороший, славный, достойный похвалы и «йыр» - песня. Таким образом, «кобайыр» - это песня-прославление родины и ее батыров.

В отечественной фольклористике нет единого мнения о времени возникновения эпических памятников: кубаиров и иртяков. Исследователи А.С. Мирбадалева и Р.А. Исхакова-Вамба, связывают их зарождение с периодом родового общества . Однако А.И. Харисов относит возникновение эпических сказаний «ко временам, предшествовавшим монгольскому завоеванию Башкирии, к периоду, когда признаки феодализма стали ярко проявляться среди башкирских племен...» . Толчком к созданию кубаиров послужила историческая необходимость объединения разрозненных племен в единую народность с общей экономикой и культурой.

Интерес вызывает высказывание Г.Б. Хусаинова о времени создания эпических памятников башкирского народа. В частности, он указывает на то, что «... в кипчакских, ногайских племенах тюркских народов понятие «йыр» означало ныне употребляемое «эпос». Казахи, каракалпаки, ногайцы свои национальные героические эпосы до сих пор называют «жыр», «йыр» .

Возможно, что в ногайский период (XIV-XVI вв.) башкиры под термином «йыр» подразумевали эпические произведения, и поэтому их исполнителей в народе называли «йыраусы», «йырау» .

Ранняя тематическая классификация произведений башкирского эпоса принадлежит А.Н. Кирееву . Ученый, исходя из тематики, разделил героический эпос на иртяки о батырах, иртяки, настраивающие народ против завоевателей и бытовые иртяки. Исследователь А.С. Мирбадалева группирует эпические сказания по «важнейшим этапам развития общественного сознания башкир»: 1. эпические сказания, связанные с мироощущением древних предков башкир: «Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу»; 2. эпические сказания, повествующие о борьбе против чужеземных захватчиков: «Ек Мергэн», «Карас и Акша», «Мергэн и Маянхылу», и другие; 3. эпические сказания, запечатлевшие межплеменные распри: «Бабсак и Кусяк» и другие; 4. эпические сказания о животных: «Кара юрга», Кангур буга», «Акхак кола». Особняком стоят сказания, относящиеся к общетюркским эпическим памятникам: «Алпамыша и Барсынхылу», «Кузыйкурпес и Маянхылу», «Тахир и Зухра», «Бузегет», «Юсуф и Зулейха» .

Башкиры создали богатый фольклор. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, обычаи, понимание справедливости и творческая фантазия.

Эпос башкирского народа зарождается в эпоху разложения первобытно-общинного строя и достигает наиболее полного развития в период феодализма, в период объединения раздробленных родовых групп в крупные родо-племенные союзы перед лицом иноземных захватчиков. Одной из самых совершенных форм башкирского народного эпоса была форма героической поэмы – кубаир. Кубаиры отражали мотивы объединения и идею образования единой башкирской народности.

В преданиях и легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравы, обычаи.

Башкирские сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа. В сказках действуют егеты (добрые молодцы) и батыры (храбрые воины). Они прекрасно владеют луком, то есть метко стреляют, совершают добрые дела, помогают людям.

Башкирские сказки зло высмеивают притеснителей народа: падишахов, ханов, баев.

В сказках рассказывается о тяжёлой жизни бедняков, сирот, но чаще всего она бывает весёлой, чем грустной.

Башкирские сказки восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость тех, кто бросает товарищей в беде, призывают к труду, изучению ремёсел, учат ценить и почитать старых людей.

Богатырские сказки повествуют о борьбе с чудовищами, об испытаниях, связанных с решением трудных задач. Батыр покидает дом, чтобы повидать свет, себя показать и найти применение своим силам.

В волшебных сказках повествуется о различных чудесах, звери говорят «человечьим голосом», помогают в беде. Волшебные предметы могут изменять свой внешний вид и превращаться в другие предметы.

В бытовых сказках повествуется о жизни народа, его повседневных трудах и заботах, об отношениях между людьми (богатыми и бедными, добрыми и злыми и так далее).

Шуточные сказки проникнуты добродушным юмором, в них обычно высмеивается глупость. Нередко в таких сказках действующими лицами являются шайтаны, дэвы, ведьмы, которых отличает беспричинная жестокость и глупость.

В башкирских пословицах и поговорках отражена история народа с древнейших времён по наше время. Например, поговорка- примета «Ворона каркает – к несчастью» связана с древними представлениями башкир, что ворона – птица-вещун, предупреждающая людей об опасности.

Одушевление природы нашло выражение в поговорке «Лес – уши, поле – глаза». В пословице «У одинокого и лук может потеряться, а у того, кто с родом, и стрела не потеряется» народ высказывает мысль, что человек должен жить в коллективе. Пословицами народ осуждал биев, мулл, чиновников: «Не ходи к бию – сам за тобой придёт, не ходи к хану – сам за твоим добром придет», «Богатому каждый день праздник, бедному – каждый день горе и заботы».

Вверх