Кино. Оперетта " Сильва" - три полных версии. Кино Где выступала сильва

Die Csárdásfürstin Композитор Автор(ы)
либретто

Лео Штайн и Бела Йенбах

Количество действий Год создания Первая постановка Место первой постановки

Сильва или Короле́ва ча́рдаша (нем. Die Csárdásfürstin ) - оперетта венгерского композитора Имре Кальмана , напиcанная им в 1915 году .

В репертуарах некоторых театров, кроме названия «Королева чардаша», встречается также буквальный перевод с немецкого - «Княгиня чардаша ».

Первая постановка оперетты в России состоялась в разгар войны с Германией (), поэтому как название оперетты, так и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор в Советском Союзе и России большинство постановок шло и идёт под названием «Сильва». Русский текст песен - В. С. Михайлов и Д. Г. Толмачёв.

Действующие лица

В российских театрах роль Эдвина часто исполняют певцы-баритоны, например, Герард Васильев , в то время как в европейских постановках, использующих оригинальные партитуры Кальмана, главный герой чаще всего тенор (эту роль исполнял, например, швед Николай Гедда ).

Сильва Вареску - талантливая и трудолюбивая, становится звездой столичного варьете . Сильва любит молодого аристократа Эдвина, но их брак невозможен из-за социального неравенства. К тому же выясняется, что Эдвин помолвлен с другой. Сильва уезжает с графом Бони.

На помолвке Эдвина и Стасси внезапно появляется граф Бони с Сильвой, которую представляет всем как свою жену. Бони, влюбившийся в невесту Эдвина, охотно даёт «развод» Сильве. Старый князь, отец Эдвина, поражён отказом сына от помолвки со Стасси, которая успела влюбиться в Бони. Но Сильва показывает брачный контракт, который Эдвин подписал с ней до отъезда. Выясняется, что Сильва - не графиня Бони, а всего лишь певица. Сильва разрывает контракт и уезжает.

Бони старается утешить Сильву, а она подумывает о возвращении на сцену. Приезжает Эдвин, который любит Сильву и не откажется от женитьбы на ней. Вслед появляется старый князь. Оказывается, что его жена и мать Эдвина в юности тоже была шансонеткой, певичкой в варьете. Князь вынужден покориться обстоятельствам. Эдвин на коленях просит прощения у Сильвы.

Экранизации

  • Сильва (фильм, 1944) - советский фильм режиссёра Александра Ивановского
  • Королева чардаша (фильм) - фильм германского производства режиссёра Георга Якоби (1951)
  • Королева чардаша (фильм, 1971) - фильм совместного венгерско-германского производства
  • Сильва (фильм, 1976) - советский фильм режиссёра Натальи Баранцевой
  • Сильва (фильм, 1981) - советский фильм режиссёра Яна Фрида

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Королева чардаша (Сильва)" в других словарях:

    Королева Чардаша Die Csárdásfürstin Жанр мюзикл … Википедия

    - (нем. Die Csárdásfürstin) оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, напиcанная им в 1915 году. Либретто Лео Штайна (Leo Stein) и Белы Йенбаха (Bela Jenbach) «Да здравствует любовь!». Премьера состоялась 17 ноября 1915 года в «Иоган Штраус… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сильва. «Сильва» название художественных фильмов по оперетте Имре Кальмана. Сильва (фильм, 1944) советский фильм режиссёра Александра Ивановского Королева чардаша (фильм) фильм… … Википедия

    Королева чардаша (нем. Die Csárdásfürstin) оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, напиcанная им в 1915 году. Либретто Лео Штайна (Leo Stein) и Белы Йенбаха (Bela Jenbach) «Да здравствует любовь!». Премьера состоялась 17 ноября 1915 года … Википедия

"Да здравствует любовь!", "Сильва" - таковы варианты названий популярнейшей оперетты И. Кальмана "Королева чардаша". На протяжении многих лет зрители всех поколений с волнением следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и вслед за обаятельным графом Бони Канислау повторяют: "Без женщин жить нельзя на свете, нет!".

К истории создания "СИЛЬВЫ" ("Королева Чардаша")

Замысел оперетты, посвященной звезде варьете Сильве Вареску,возник у Кальмана в начале 1914 г. Либретто известных немецких драматургов Лео Штейна и Белы Йенбаха называлось "Да здравствует любовь!".

Захваченный сюжетом произведения, Кальман с необычайным энтузиазмом принимается за работу. Несмотря на перерывы в совместной работе композитора и либреттистов, перерывы, обусловленные историческими событиями, оперетта была закончена. Премьера состоялась 17 ноября 1915 г. в Венском театре. Сценическую судьбу “Сильвы” можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, гдеглавную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. Вслед за Веной и Берлином "Сильва" начала свое триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день.

Имре Кальман один из основоположников и наиболее видных представителей новой венской оперетты, отличающейся остротой сюжетных ситуаций, развернутой музыкальной драматургией, еффективной оркестровкой. Его искусство обладает не только щедрым мелодическим даром, но и способностью психологически тонко обрисовать внутренний мир героев.

Свою творческую деятельность Кальман начал будучи студентом Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште, одновременно изучая право на юридическом факультете университета.

В 1908 г. в Будапештском театре, позднее - во многих городах Европы и Америки с успехом прошла премьера первой оперетты Кальмана

"Осенние маневры". После этого Кальман целиком посвятил себя опереточному жанру и написал 20 оперетт. В Вене появляются наиболее известные его оперетты: "Цыган–премьер" (1912), "Королева Чардаша" известна под названием "Сильва"(1915), "Баядера"(1921), "Марица”(1924), "Принцесса цирка" (1926), "Герцогиня из Чикаго" (1928),"Фиалка Монмартра" (1930).

К началу 30-х годов композитор достигает поистине всемирной известности и славы. Его 50-летний юбилей празднуется в Вене и Будапеште с невиданным размахом. Франция объявляет Кальмана кавалером Почетного легиона. Его произведения ставятся на сценах всего мира.

После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 г. произведения Кальмана были запрещены и композитор эмигрировал в Швейцарию, в 1940 г переехал в США. В 1949 г. он возвратился в Вену, а в 1951 г. переехал в Париж, где умер 30 октября 1953 года.

Среди произведений Имре Кальмана, кроме двадцати оперетт, - сочинения для симфонического оркестра, различные инструментальные пьесы, романсы, вокальные циклы, а также статьи и рецензии.

Сильва

Сильва

Оперетта в 3-х действиях

Вот уже более полувека королем неовенской классической оперетты по справедливости считается венгерский композитор Имре Кальман, создатель таких непревзойденных шедевров жанра, как «Королева чардаша», «Фиалка Монмартра», «Марица», «Баядера», «Принцесса цирка» и др.
17 ноября 1915 года пробил очередной звёздный час оперетты – в Венском «Иоганн Штраус - театре» состоялась триумфальная премьера «Княгини чардаша», которая затем шла два года подряд ежедневно. Толпы венцев ежевечерне штурмовали кассы театра. «Да здравствует любовь», она же «Княгиня чардаша», она же «Сильва», она же «Дитя шантана», она же,наконец, «Королева чардаша» – как бы ни называли её, на сегодняшний день это ещё бесспорно оперетта номер один всех времен и народов.
«Можно совсем ничего не знать об оперетте, можно её ненавидеть и щеголять этим, но не знать «Сильвы» - такого не бывает».
Либретто Л. Штейна и Б. Йербаха;
Русский текст Д. Толмачева и В. Михайлова.

"Сильва" - была, есть и всегда будет опереттой номер один, ее вдохновенные мелодии рассказывают о всепобеждающей силе любви, которой не страшны никакие преграды.

Среди многих красивейших городов мира Вена отличается своей особой музыкальностью. Город Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шуберта, Брамса и Брукнера - симфоническая и оперная столица Вена - становится в прошлом столетии столицей оперетты, где царит «король вальсов» Иоганн Штраус. Танцевальная музыка праздничной венской повседневности вальс, марш, полька, галоп, мазурка - основа музыкального языка и музыкальной драматургии венских оперетт. В этот венок мелодий и ритмов вплетаются и зажигательные интонации венгерского чардаша - танца, имевшего законное гражданство в столице Австро-Венгерской империи, каковой до 1918 года являлась Вена. Наиболее ярко зазвучало венгерское в так называемой нововенской оперетте начала XX века.

Ее королем по справедливости считается выдающийся венгерский композитор Имре Кальман (1882-1953), создатель «Баядеры», «Марицы», «Принцессы цирка», «Фиалки Монмартра», а главное - «Сильвы». Эта оперетта, которой суждено было стать самой популярной среди двадцати кальмановских произведений в этом жанре, была названа композитором «Королева чардаша», что должно было вызывать ассоциацию с титулом великого венца Штрауса. Впрочем, «Королева чардаша» была тут же низведена до ранга «Княгини чардаша» цензурой, грудью защищавшей идеологические основы Австро-Венгерской империи, где венгерское было недопустимо сравнивать с австрийским. Особенно в дни той тревожной осени, когда в венском «Иоганн Штраус театре» состоялась премьера оперетты Кальмана.

Ведь оперетта, работа над которой была начата в августе 1914 года, впервые была сыграна в ноябре 1915-го, когда пожар Первой мировой войны уже полыхал вовсю, и его зловещие сполохи навсегда легли багровым отсветом на блестящие одежды «Королевы» - «Княгини» - «Сильвы». Воздух предвоенного мира стал воздухом мировой войны. Им дышат и им захлебываются герои оперетты, в основном мужчины. «Те самые, как значилось в гастрольном буклете венской «Фольксопер» 1984 года - которые к этому времени либо были убиты на войне, либо, лишившись всякой опоры в жизни, стремились удержаться в ней хоть как-нибудь». И не уловить присутствие этого воздуха, этой тревожной дымки или хотя бы не поверить в ее присутствие - значит пройти мимо чего-то существенного в этой самой прославленной оперетте.

Еще одна грань облика красавицы «Сильвы», разрушающая поверхностное представление о ней, как о безобидной игрушке. Венгрию издавна называли «страной трех миллионов нищих», где безземельные крестьяне жили в бедности. Многие уходили на заработки в город. По воле авторов Сильва бросает родные места и отправляется в Будапешт, чтобы заработать там денег и помогать оставшейся в деревне матери, младшим братьям и сестрам. Ее душевная чистота, работоспособность и талант победили то, с чем не справлялись многие. Она стала звездой первоклассного ночного варьете, носившего название «Орфеум». Добавим, что таковой действительно существовал и даже существует теперь в виде Будапештского национального театра оперетты на улице Большого Поля, 17. И вот в «безродную певичку» влюбляется аристократ, и ей, защищая свое право на счастье и человеческое достоинство, приходится вступить в борьбу с сословным чванством. Сильва побеждает, а Кальмана и его либреттистов критика обвиняет в «недопустимой бестактности по отношению к высшему кругу».

В довоенное время подобные выступления в печати означали бы смертный приговор произведению. Но в 1915 даже война, расколовшая мир на два лагеря, окутавшая Европу смрадным ипритным дыханием, не сумела удержать триумфальное шествие «Королевы чардаша». Поистине с царственной небрежностью шагала она через границы, демаркационные линии, проволочные заграждения, через вражду, предубеждения, страдания и кровь.

Весной 1917 года «Княгиня чардаша» из Гельсингфорса (Хельсинки), бывшего главной базой русского военно-морского флота и, стало быть, наводненного русскими военными моряками и офицерами, попадает в петроградский «Палас-театр» (ныне - Театр музыкальной комедии) в виде клавира на немецком языке. Во вздыбленном Февральской революцией городе Временное правительство еще соседствовало с Советом рабочих и крестьянских депутатов. Возраставшее напряжение по-своему преломлялось в театральной жизни. Большинство театров работало каждый день. При этом особенно ценились выступления опереточных трупп. 29 июня (12 июля) 1917 года, когда русские, немецкие и австро-венгерские войска возобновили сражения, в летнем театре на Фонтанке при огромном стечении публики впервые шла новая оперетта Кальмана. Для ее постановки переводчикам пришлось внести многие изменения в текст. Например, поменять для России - как вышло раз и навсегда - невозможные тогда по цензурным соображениям немецкие имена и фамилии на «какие-нибудь другие». Так, данная либреттистами Л.Штейном и Б.Йенбахом звучная княжеская фамилия Эдвина и его родителей - Липперт-Веллерсгейм сменилась не менее звучной, но на французский манер - Воляпюк. Что могло бы очень задеть ее родовитых владельцев, знай они ее толкование на русском языке как «глупое, вздорное желание».

Еще одной любопытной подробностью истории этой оперетты явилась неожиданно уточненная топография места рождения ее героини - Сильвы Вареску. В русском варианте первого действия перед знаменитым квартетом «Частица черта в нас...» Сильва, рассказывая друзьям о своем детстве, вспоминает, что она родилась в небольшой венгерской деревушке, затерявшейся где-то возле «Козьего болота». В оригинале либретто его нет. Оказывается, вполне реальное «Козье болото» существует только... на острове Котлин, что в Финском заливе вблизи Кронштадта. В благодарность за доставку клавира и либретто «Княгини чардаша» в Россию, переводчик вместе с режиссером первой постановки превратили венгерку Сильву в землячку балтийских моряков.

Первое обращение молодой театральной труппы Чувашского музыкального театра и ее режиссера - заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста ЧССР Бориса Маркова к жанру оперетты в 1964 году также связано с «Сильвой». Постановочная группа ставила своей целью создать оптимистичный спекталь, зовущий к бодрому, земному восприятию жизни. И, как размышлял на страницах книги «Мой театр» Борис Марков: «Было задумано решить в рамках оперетты проблему таланта. Показать горячую, способную к самоотречению любовь к искусству, непреодолимое стремление Сильвы к сцене, ... ее безмерную любовь к театру». Последующая в 1990 году постановка «Сильвы» посвящена Борису Маркову, чью концепцию создатели спектакля постарались сохранить.

Киностудии: "Ленфильм"
Режисер: Ян Фрид
Описание:
По одноименной оперетте Имре Кальмана.
Будущий князь Воляпюк, а ныне просто самолюбивый молодой офицер по имени Эдвин и певица Сильва Вареску полюбили друг друга. Эдвин даже готов пойти наперекор воле знатных родителей и жениться - несмотря на неизбежный скандал.

Http://www.culture21.ru/Page.aspx?orgid=398&page=./76/3779/3793/3899

«Сильва » - музыкальная кинокомедия, снятая в последние годы Великой Отечественной войны на Свердловской киностудии по одноимённой оперетте Имре Кальмана.

Сюжет

Сильва Вареску дает прощальный спектакль перед намечающимися гастролями в Америке, на который опаздывает ее возлюбленный Эдвин.

Появившемуся в варьете Эдвину Бонни вручает срочную телеграмму. В сообщении родители князя требуют всяческого прекращения связи своего сына с певицей и немедленного возвращения домой.

Смотрите на iPad: https://itunes.apple.com/us/app/rvision-tv/id810243002 Кинопортал RVision.TV - http://rvision.tv Подписывайтесь на канал http://www.youtube...

Не получив ответа от Эдвина, князь заботится о переводе сына в другой полк. Тот, в свою очередь решается и делает предложение Сильве. Обручение происходит прямо в варьете. Но сразу же после торжественной церемонии возлюбленные расстаются.

Бонни демонстрирует Сильве приглашение на помолвку Эдвина и Стасси, тем самым тяжело ранив ее сердце. Чтобы отвлечь от грустных мыслей, Бонни пытается образумить Сильву и уговаривает не отказываться от американских гастролей.

Стасси демонстрирует Эдвину приглашения на их будущую свадьбу, дату которой Эдвин пытается перенести. На торжество в доме князя Воляпюк под именем графини Бонислау появляется Сильва в сопровождении Бонни. Бонни влюбляется в Стасси. Сильва и Эдвин возобновляют свои отношения, и Эдвин срывает запланированную помолвку. Князь возмущен открывшемся обманом, и вечер завершается скандалом.

Варьете «Орфеум» становится местом финальной развязки истории. Князь Воляпюк узнает, что женат на бывшей шансонетке по прозвищу «Соловей». Бонни подталкивает Сильву признаться в любви Эдвину, как раз в тот момент, когда сам Эдвин появляется в комнате.

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Михаил Долгополов, Григорий Ярон
  • Режиссёр: Александр Ивановский
  • Оператор: И.К.Мартов
  • Звукооператор: А.Коробов
  • Художник: Владимир Егоров, И.Вуксович
  • Балетмейстер: Владимир Канонович
  • Фильм вышел на экраны кинотеатров в ноябре 1945 года
  • Фильм «Сильва» стал первой игровой картиной, снятой на Свердловской киностудии
  • Фильм «Сильва» стал первой советской экранизацией оперетты Имре Кальмана
  • Фильм снимался в дни войны
  • Для актрисы московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Зои Немирович-Данченко роль Сильвы стала первой и единственной ее киноработой
  • Сценаристы фильма Михаил Долгополов и Григорий Ярон не указаны в титрах

В ролях

  • Зоя Смирнова-Немирович - Сильва Вареску, певица варьете «Орфеум»
  • Нияз Даутов - князь Эдвин Воляпюк
  • Маргарита Сакалис - Стасси, племянница князя Воляпюк
  • Сергей Мартинсон - Бони, граф Бонислау
  • Сергей Дыбчо - князь Леопольд Воляпюк, отец Эдвина
  • Нина Динтан - княгиня Юлианна Воляпюк, мать Эдвина
  • Георгий Кугушев - Ферри
  • Владимир Таскин - князь Ронс Воляпюк
  • Александра Корвет - камеристка
  • Александр Матковский - помощник режиссёра варьете
  • Гликерия Богданова-Чеснокова

Антракт: есть
Жанр: оперетта

«Да здравствует любовь!», «Княгиня чардаша», «Королева чардаша» - таковы варианты названий популярнейшей оперетты Имре Кальмана «Сильва». На протяжении многих лет зрители всех поколений с волнением следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и князя Эдвина Валерсхейма, а вслед за обаятельным графом Бони Канчиану повторяют: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!».

Замысел оперетты, посвященной звезде варьете Сильве Вареску, возник у Кальмана в начале 1914 г. Либретто известных немецких драматургов Лео Штейна и Белы Йенбаха называлось «Да здравствует любовь!” Но, Кальман старался называть свои оперетты женскими именами, из суеверия, он был убеждён, что это принесёт успех его опереттам! Так оперетта в скором времени стала называться «Сильва».

Премьера состоялась 17 ноября 1915 г. в Венском театре - «Иоганн Штраус - театр». Сценическую судьбу “Сильвы” можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, где главную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. Вслед за Веной и Берлином “Сильва” начала свое триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день. Имре Кальман - один из основоположников и наиболее видных представителей новой венской оперетты, отличающейся остротой сюжетных ситуаций, развернутой музыкальной драматургией, эффектной оркестровкой. Его музыка обладает не только щедрым мелодическим даром, но и способностью психологически тонко обрисовать внутренний мир героев. Кальман целиком посвятил себя опереточному жанру и написал 20 оперетт. В Вене появились наиболее известные его оперетты: «Цыган-премьер» (1912), “Королева Чардаша” известная под названием “Сильва”(1915), “Баядера”(1921), “Марица”(1924), “Принцесса цирка” известная в нашей стране как «Мистер Икс» (1926), “Герцогиня из Чикаго”(1928),“Фиалка Монмартра” (1930).

К началу 30-х годов композитор достигает поистине всемирной известности и славы. Его оперетты ставятся на сценах всего мира. Имре Кальман является, пожалуй, самым популярным создателем оперетт. Его музыка не имеет равных по своей праздничности и мелодичности. «Сильва» - выдающееся произведение этого жанра, её называют жемчужиной музыкального наследия великого композитора. Успех оперетты обеспечили блестящее либретто и потрясающая музыка - лёгкая, искромётная. Можно не быть театралом, но не знать «Сильвы» - такого не бывает. Это - трогательная история любви блестящего офицера-аристократа Эдвина и молодой певицы варьете Сильвы Вареску с чарующей и непревзойденной музыкой мастера оперетты. Оперетта «Сильва» написана Имре Кальманом в 1915 году, а главная героиня Сильва Вареску стала, по словам самого маэстро, его самой любимой. Оперетта о романтической истории любви актрисы кабаре Сильвы Вареску и князя Эдвина ставится на российских сценах уже девяносто девять лет и до сих пор вызывает неподдельный интерес у зрительного зала. Недаром же говорят, что любовь — вечная тема, это именно то чувство, которое будет волновать людей во все времена. Сильва” - одна из оперетт, которые можно смотреть и слушать бесконечно. Всемирно известная классика жанра! Великолепная музыка, любимые арии: „Без женщин жить нельзя на свете, нет”, „Помнишь ли ты”, „Красотки кабаре”, „Частица черта в нас…” и многие другие, остроумные диалоги, любимые герои - Сильва, Эдвин, Бони, Стасси, князь Леопольд Липперт фон Валерсхейм, его жена Цецилия… И при этом новый взгляд на старинную оперетту и новая трактовка вечной истории о превратностях любви никого не оставят равнодушными! Ну и самое главное — у этой оперетты счастливый конец, что несомненно не может не радовать любого, даже самого искушенного зрителя.



Вверх