Error: не определено #11234. Вокальный цикл "детская". Мусоргский. «Детская С няней из вокального цикла детская композитор

Вокальный цикл "детская". Мусоргский. «Детская С няней из вокального цикла детская композитор

Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».

Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»



Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано - сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок. Мусоргский вложил в «Детскую» не только наблюдения над детьми своего брата и детьми брата Стасова, но и собственные впечатления детства. Вечером, когда спадёт полдневная жара, мать Модиньки, Юлия Ивановна садится за фортепиано. Маленький Модест слушает, затаив дыхание. Отец расхаживает по залу, слушая игру жены. Музыку он «любит до страсти», особенно романсы Алябьева и Варламова. Для его удовольствия Юлия Ивановна играет вариации на варламовский напев «На заре ты её не буди» или «Красный сарафан» и ещё алябьевского «Соловья». Эти пьесы слушает Пётр Алексеевич с особым удовольствием. «Главное, что своё, русское», – замечает он. Малыш слезает тихонько с кресла, подходит к фортепиано и трогает клавиши. Тихо и робко звучит жалобный напев. «Умник, Модинька, – радуется мать – хочешь, я буду тебя учить играть?»Занятия музыкой начались с пятилетнего возраста сначала с матерью, а позже – с гувернанткой-немкой. Занятия Модеста шли настолько хорошо, что в девятилетнем возрасте он на семейной вечеринке сыграл большой концерт Фильда. Позже, учась в Школе святого Петра в Петербурге, Модест занимался музыкой с Антоном Августовичем Герке и принимал участие в домашних концертах (Особенно запомнилось ему выступление на благотворительном вечере у статс-дамы Рюминой). О его таланте стало известно генералу Сутгофу – директору школы, который пригласил молодого пианиста к себе домой. У генерала была дочь, которая также училась у Герке. Юный Модест Мусоргский играл с ней в четыре руки. Поддержку и одобрение окружающих вызывали и произведения начинающего композитора, в которых часто появляются мотивы детства. Одно из первых завершённых сочинений – «Воспоминания детства», для фортепиано, которое включает в себя две пьесы: " Няня и я " и «Первое наказание».


Первая из сцен «С няней» была создана весною 1968 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1970 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.

Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».

Цикл «Детская» - одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики. «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, - писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».



Существенный интерес представляет музыкальный язык вокальных сценок «Детской». Следуя найденным приёмам создания «зримости» конкретного персонажа, Мусоргский смело обращается с метрической, гармонической и вокальной основой, создавая «мелодию, творимую говором», передавая мельчайшие нюансы эмоций и телодвижений персонажей своего камерного театра.

В первой сценке отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

Вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.

Третья пьеса-сценка из цикла «Детская» - загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.

Четвертая пьеса цикла «Детская» - посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.


Пятая сценка цикла «Детская» - подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…

Шестая сценка из цикла «Детская» - образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.

Седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».


В этой чудесной музыке мы почувствовали тёплое и нежное отношение композитора к миру детства. Как искренне и поэтично М.П.Мусоргский раскрыл мир детских чувств, радостей и огорчений. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов! Всё это потому, что



Инна Астахова

По книге Г.Хубова «Мусоргский»

Москва, издательство «Музыка» 1969

Обсудить у себя 0

Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».

Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным » вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»

Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано - сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок.

Первая из сцен «С няней» была создана весною 1968 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1970 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.

Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке ».

Цикл «Детская» - одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики. «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, - писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».

В первой сценке отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками , создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

- вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными , озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.

- третья пьеса-сценка из цикла «Детская» - загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… В друг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.

- четвертая пьеса цикла «Детская» - посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу », приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе » волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.

- пятая сценка цикла «Детская» - подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…

- шестая сценка из цикла «Детская» - образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.

- седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку , что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».

Инна Астахова

По книге Г.Хубова «Мусоргский»

Москва, издательство «Музыка» 1969

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ДЕТСКАЯ»

«Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он [Мусоргский] неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил. Никогда еще столь утонченное восприятие не выражалось столь простыми средствами выражения»

К. Дебюсси о цикле «Детская»(9).

«Вокальный цикл «Детская», созданный на рубеже 60-70-х годов, стал высшим воплощением у Мусоргского осознанных принципов вокального камерного театра. Ведь именно первую песню будущего цикла - «С няней» - композитор упоминает в ряду пьес, выполняющих определенную художественную задачу («Савишна», «Сиротка», «Колыбельная Еремушки» и другие). Семь маленьких песен, объединенных своеобразием видения детского мира, своим появлением вызвали неподдельный восторг у музыкантов, окружавших Мусоргского» - пишет Е.Е.Дурандина (12). В свою очередь В.В.Стасов в своих трудах высказывает свои впечатления так: «Все, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, по-детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребенка, являлось тут в формах небывалых, еще никем, не троганных»(34). В. Стасов и Ц. Кюи среди русских музыкальных критиков, а за ними и западноевропейские композиторы Ф. Лист и К. Дебюсси дали восторженную оценку «Детской». Каковы же причины этого огромного успеха скромных вокальных пьес о детях?

Начнем с истории создания цикла «Детская». Мы обратились к различным источникам: письмам М.П. Мусоргского, воспоминаниям современников, трудам исследователей (33). Наша музыкальная культура считается одной из крупнейших в мире. Модесту Петровичу, несомненно, в ряду русских композиторов принадлежит одно из первых мест. Его музыка -- великое национальное достояние, она имеет русское существо. Псковская земля стала колыбелью этой всечеловеческой музыки. Татьяна Георгиевна Мусоргская, внучатая племянница композитора, рассказывала, что няня в доме почиталась как равноправный член семьи, «самый верный человек». Она жила рядом с детской, питалась с господского стола и, кроме того, «заведовала» самоваром, который «шумел» почти круглые сутки -- в любое время по первому требованию подавался горячий, «с ключа», чай. «Нянюшка умная и хорошая» имела и свой голос, могла не только устроить выволочку детям, но даже отчитать самого барина и «говорила ему на ты». В этой связи интересно мнение академика Д. С. Лихачева об отношении передовых дворян к своим крепостным. Как считает ученый, у господ со слугами и крестьянами нередко устанавливались добрые отношения -- это придавало устойчивость быту. Истинные интеллигенты никогда не унижали слабого, не показывали своего превосходства -- типичная черта культурного человека. Имение Мусоргских было как бы благотворительным домом, а помещики -- милосердными его хозяевами, сострадающими и сочувствующими горю других. Это, несомненно, оказало огромное влияние на формирование будущего композитора. Чтобы создать такие романсы, как «Савишна», «Сиротка», «Озорник», образ Юродивого в «Борисе Годунове», надо было не только видеть «униженных и оскорбленных», но и сопереживать им. Как рассказывали старожилы, барчукам не возбранялось водить дружбу с крестьянскими детьми. Татьяна Георгиевна Мусоргская рассказывала: «Папа часто вспоминал слова моего деда Филарета Петровича -- ребенок должен обязательно расти в окружении детей». В семейном альбоме Мусоргских хранилась фотография, где Филарет и Модест снялись в крестьянских штанах и рубашках. Это еще раз подтверждает, что родители старались даже внешне не отделять своих детей от сверстников-крепостных. О том, что Модест общался с крестьянскими детьми и их родителями, бывал в избах, есть свидетельство самого композитора: «Недаром в детстве мужичков любил послушать и песенками их искушаться изволил». Край этот издавна считался песенным. Но пришла пора, детство в Кареве кончилось. В 1849 году родители отвезли Филарета и Модеста в Петербург, чтобы определить их на учебу. Для Модеста начался новый, петербургский, период, самый продолжительный в его короткой жизни. В конце марта 1868 года Мусоргский, вероятно, сумел вырваться на короткий срок из Петербурга, чтобы побывать на могиле любимой матери и оформить в церкви ее поминовение, как он делал и раньше. Остановился Модест Петрович, конечно же, в своем Кареве, хозяином которого числился. Встречи со старожилами усадьбы навеяли воспоминания о детстве, о няне. Как известно, Мусоргский вынашивал музыкальные замыслы, пока «приспеет время записывать». И, вернувшись в Петербург, он сочиняет песню «Дитя» (на рукописи авторская дата «26 апреля 1868 года»). Это первое название, были еще и такие варианты: «Расскажи мне, нянюшка», «Дитя с няней», «Ребенок». В цикл «Детская» песня войдет под № 1 с окончательным и общеизвестным теперь названием «С няней». Это свое произведение Мусоргский посвятил Александру Сергеевичу Даргомыжскому -- «великому учителю музыкальной правды», как напишет Модест Петрович. Ему же первому он проиграл песню, после чего Даргомыжский сказал: «Ну, этот заткнул меня за пояс». Первой исполнительницей песни была Александра Николаевна Пургольд, в замужестве Молас, певица, педагог, участница балакиревского кружка. Сам Мусоргский, судя по всему, придавал особое значение этому произведению. В письме Л.И.Шестаковой он пишет: «Частицу того, что дала мне жизнь, я изобразил в музыкальных образах... Хотелось бы мне вот чего. Чтобы мои действующие лица говорили на сцене, как говорят живые люди... моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее. Вот идеал, к которому я стремлюсь («Савишна», «Сиротка», «Еремушка», «Ребенок»)». Признание песни друзьями побудило композитора сочинить еще четыре пьесы: «В углу», «Жук», «С куклой», «На сон грядущий». Эти пять произведений по предложению Стасова получили общее название «Детская. Эпизоды из детской жизни». Критик восхищался циклом: «Что за нити жемчугов и бриллиантов, что за неслыханная музыка!» «Детскую» услышал Репин, назвав ее «поистине чудной вещью», и, покоренный «живописностью» всех пяти сцен, нарисовал для цикла заглавный лист. В 1872 году музыкальный издатель В. Бессель напечатал «Детскую» с рисунками Репина, и с ней смогли познакомиться поклонники музыки в России и за границей. В Веймаре великий Лист проиграл «Детскую», и она привела его и всех присутствующих в восторг. Мусоргский, боготворивший Листа, узнал об этом и поделился своей радостью со Стасовым: «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгаться ею; ведь все же дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком».

Кто же эти российские дети? Откуда такое знание детской психологии?

В пору создания вокального цикла Мусоргский большей частью жил в семье брата, дети которого росли на глазах композитора. Модест Петрович был крестным отцом племянника Георгия. Крещение состоялось в придворной Мариинской церкви в Павловске, где у супругов было две дачи. Татьяна Георгиевна не раз повторяла, что ее отец был любимым племянником композитора. Модест Петрович его боготворил и относился к нему как к родному сыну. Когда Георгий учился в Морском корпусе, он все свободное время находился у дядюшки, так как к этому времени родители уехали из Петербурга в рязанское имение, принадлежавшее жене Филарета Петровича. К дню рождения Модест Петрович подарил племяннику бронзовый подсвечник на две свечи с изображением рыцаря. Этот подсвечник Мусоргские особенно берегли как семейную реликвию, так как под ним работал композитор. Последней хранительницей была Татьяна Георгиевна. Однако подсвечник пропал во время блокады, когда дом обстреливали. Но навечно остался самый дорогой подарок -- знаменитый дядюшка посвятил своим племянникам пьесу «С куклой» из цикла «Детская». На нотном листе пьесы авторская дата «18 декабря 1870 года. Танюшке и Гоге Мусоргским». Так, может быть, композитор «списал» «Детскую» со своих племянников. А вдобавок использовал наблюдения за детьми, когда бывал в домах друзей в Петербурге, на дачах. В пользу этого предположения говорят и воспоминания современников композитора. Например, вот это: «Дети Кюи очень любили его [Мусоргского] за то, что, играя с ними, он не делал никакого снисхождения и резвился с ними по-ребячьи, от души...» Однако эпизоды, описанные Мусоргским, явно не дачные и ничем не напоминают Павловск, с его роскошными дворцами, парками. Да и маленькие герои пьес на петербургских детей не похожи. В «Детской» запечатлены картинки деревенского быта, причем это деревня очень далекая от столицы, с явным псковским, говором и особенностями. И хотя композитор не называет конкретно место действия, но по тексту чувствуется, что оно ему хорошо знакомо и близко. Первая пьеса цикла «С няней» написана от первого лица: «Расскажи мне, нянюшка, расскажи мне, милая». О том, что няня Мусоргских была мастерица рассказывать сказки, композитор упомянул в строчках «Автобиографии»: «Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками». Мудрая и добрая каревская няня знала также множество преданий, поговорок и применяла их во всех случаях жизни. В пьесе дитя просит няню рассказать о чем-нибудь хорошем -- сказку добрую, веселую: «Знаешь, нянюшка: ты про буку-то уж не рассказывай!» Ребенку интереснее слушать про царя, который хромал: «как споткнется, так гриб вырастет», или про остров чудный, «где ни жнут, ни сеют, где растут и зреют груши наливные». Остров этот вполне реальный -- стоит он на Жижицком озере и называется Долгим. Там и ныне можно за полдня собрать ведро земляники с черникой или малиной. И разве не напоминают главные действующие лица «Детской»-- папа, мама, няня, два братца Мишенька и Васенька и «бабушка старенькая» -- семью Мусоргских -- отца, мать, братьев Филарета и Модеста, няню Ксению Семеновну и бабушку Ирину Егоровну. Еще больше обращает на себя внимание «сходство» с жизнью пьесы «На сон грядущий». Здесь няня учит молиться крепостную девочку, которая доводится братьям двоюродной сестричкой. В «Молитве» цикла и в «Исповедных росписях» одни и те же имена: тетя Катя, тетя Наташа, тетя Маша, тетя Параша... дяди Володя, Гриша, Саша, а также дети: Филька, Ванька, Митька, Петька, Даша, Паша, Дуняша...Похоже, и пьеса «Жук» тоже навеяна воспоминаниями детства композитора. Такие игры, такое близкое общение с природой возможно только в маленьком сельском имении, а уж никак не на даче в Павловске. «Я играл там, на песочке, за беседкой, где березки; строил домик из лучиночек кленовых, тех, что мне мама, сама мама нащепала». Колыбель этой гениальной, могучей чуткости Мусоргского -- его родина, земля псковская, именно здесь впервые композитор услышал, как он отмечал в одном из писем, «звук родной струны...»

"Всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве", - мысль высказанная
М.П. Мусоргским, не только не потеряла своих значения и актуальности, но с новой
силой и жизнеутверждающе звучит и сегодня.

Мусоргский М.П. "ДЕТСКАЯ"

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ (р. 1839 - 1881) - русский композитор, пианист. Родился в селе Карево, ныне Куньинского района Псковской губернии. С 6 лет начал заниматься игрой на фортепиано под руководством матери. К этому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации, навеянные сказками няни – крепостной крестьянки.

Картины деревенской жизни оставили глубокий след в сознании будущего композитора. По свидетельству его брата Филарета, он уже с отроческих лет «...относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью…»

В 1849 году поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, а в 1852 -56 годах учился в школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно обучался игре на фортепиано у пианиста А. Герке. В 1852 году издано первое его сочинение для фортепиано полька «Подпрапорщик». В 1856 году, по окончании школы произведён в офицеры. Через два года вышел в отставку и вплотную занялся музыкой.

Решающее воздействие на его музыкальное и общее развитие оказало знакомство с А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым, В.В. Стасовым. Мусоргский примкнул к группе молодых композиторов «Могучая кучка», объединившихся под лозунгом борьбы за передовое национальное искусство вокруг Балакирева.

Под его руководством Мусоргский начал заниматься композицией. Во главе его творческих интересов был оперный жанр.(«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»)

Он разделял многие из взглядов русских революционных просветителей - Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, под влиянием которых сформировались его творческие принципы.

Основным средством характеристики образа служила для Мусоргского живая интонация человеческой речи. Он развивал творческие принципы Даргомыжского, которого называл «великим учителем правды».

Оттенки речевой интонации в произведениях Мусоргского очень разнообразны: от простого обыденного говора или интимно доверительной беседы до мелодической декламации, переходящей в песенность.

Лучшими в камерно-вокальном творчестве композитора являются три вокальных цикла. Среди них цикл «Детская» (1868 -72), тексты М.П. Мусоргского. Думаю, прежде, чем писать музыку, Мусоргским были сделаны наброски сцен всех номеров и созданы прозаические «строфы» слов.

А в некоторых номерах текст следовал за музыкальным образом, создаваемым композитором за фортепиано. Возможно, процесс создания музыки и текста шёл параллельно. Поистине трудно заглянуть в творческую лабораторию композитора извне. Об этом мы можем предполагать или судить по внешним признакам произведения. В нескольких номерах композитором сделаны посвящения.

Когда я систематизировала библиотечный фонд в школе, меня заинтересовали ноты 1950 года выпуска. Это был цикл «Детская» М.П. Мусоргского. Я взяла ноты для анализа.

Такие простые и типичные образы и ситуации, в которые попадает ребенок, но каждый раз как находчиво и изобретательно они решены композитором.

В первом номере «С НЯНЕЙ»,- посвящается Александру Сергеевичу Даргомыжскому, – выразительная мелодекламация, множество штрихов, агогика*, постоянно меняющийся метр, атональное развитие музыкального материала. Дитя, волнуясь, просит рассказать няню про «буку страшного»:

Расскажи мне, няня, расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного, как тот бука
По лесам бродил, как тот бука в лес детей носил…

Во втором, - «В УГЛУ», посвящается Виктору Александровичу Гартману, – яркая изобразительность. На фоне вокальной партии няни мы, буквально, видим, как в фортепьянном сопровождении «разматывается» клубок с вязанием няни. А как хороши интонационные «броски» у няни «Ах ты, проказник!.. В угол! В угол!» Интонация точно повторяет речевую:

Ах ты, проказник! Клубок размотал,
Прутки растерял! Ах – ти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызган чернилами!
В угол! В угол! Пошёл в угол! Проказник!

После соло няни мелодия у ребёнка звучит капризно, оправдываясь, будто «канючит» у няни прощение:

Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.

Дитя верит в свою непогрешимость, ищет недостатки у няни и, в итоге, в сердцах возмущается «несправедливым» наказанием:

А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причесанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила
Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!

Удивительно точно мелодия следует за текстом и «изломами» в настроении ребёнка.

В третьем номере – «ЖУК», посвящается Владимиру Васильевичу Стасову, -драматургически достоверно передана «встреча» ребенка с жуком: его испуг, затем сбивчивый рассказ. «Сбивчивость» достигается музыкальными средствами выразительности – ритм, скачки в мелодии, штрихи, динамика.

Одновременно в партии фортепиано мы слышим «ползучую» интонацию в пределах терции. В начале номера мелодия поступенно то «взбирается», то, как бы,. переваливаясь через препятствия, «сваливается» и снова поднимается. Мы «видим», как движется жук и развивается «драма» между жуком и ребенком. Тремоло, затем стремительный взлёт по хроматизму к акценту и снова тремоло: мы слышим жужжание жука, видим его взлёт и удар!

И налетел, в височек меня ударил! –
рассказывает дальше малыш… С поразительной точностью музыка «дорисовывает» весь этот незатейливый «конфликт» между жуком и ребёнком. Фактура проста, но так изобретательна.

Четвёртый номер «С КУКЛОЙ», посвящён Танюшке и Гоге Мусоргским, (племянники композитора) – это колыбельная песенка ребенка, полная наивной фантазии:

Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, угомон тебя возьми!
Тяпа, спать надо! Тяпа спи, усни! Тяпу бука съест,
Серый волк возьмёт, в тёмный лес снесёт!

Пятый номер - «ПОЕХАЛ НА ПАЛОЧКЕ» - подвижная игра с палочкой разыгравшегося шалуна. Поначалу равномерные синкопы, восьмые, возгласы в вокальной партии создают образ ритмично скачущей лошадки с наездником.

Гей! Гоп, гоп, гоп! Гоп, гоп, гей, поди! Гей! Гей!
Гей, поди! Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп! Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп,
Гей! Гей, гей, гей, гей! Та-та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та …
Постепенно движение ускоряется: восьмые сменяются триолями, затем ритм «сбивается» - появляются синкопы, дуоли, снова триоли, шестнадцатые, которые, «не удержавшись», - «падают» в сфорцандо:

Ой! Ой, больно! Ой, ногу! Ой, больно! Ой, ногу!

Номер сложный ритмически и интонационно для вокалиста и технически – для концертмейстера.

Номер шесть - «КОТ МАТРОС» - миниатюра – сценка, взволнованный рассказ девочки об увиденных ею хитрых проделках кота. Здесь изобилие штрихов, нюансов, выразительные ходы мелодии, глиссандо, изображающие «поскрёбывания» лапой кота по клетке с птичкой, развитие к кульминации и удар девочки пальцами мимо кота, по клетке.

Заканчивается номер интонационно капризным Moderato-жалобой:

Мама, какая твёрдая клетка! Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут так ноет, ноет так…
Нет, каков кот-то, мама… а? - уже с иронией удивляется девочка.

Заключительной фразой в фортепьянной партии, «взлетающей» из нижнего регистра в верхний от piano - до forte и сфорцандо – кот стремительно исчезает – завершается эта сценка.

Я предложила ноты Ирине Валерьевне для ознакомления. Музыка ей понравилась. Вокальный цикл «Детская» потребовал большой профессиональной и исполнительской работы.

По существу, музыкальный язык цикла явился провозвестником современного модернистского стиля с его сложными ладо-гармоническим языком и тональным планом, чаще – его отсутствием, неожиданными интонационными, мелодическими поворотами.

Работа над циклом, а затем исполнение его в концертах явились для меня и для концертмейстера Одарчук И.В. настоящим испытанием на профессиональную зрелость. Но радость удовлетворения была не меньшей.

Не смотря на сложность музыкального языка, цикл «Детская» был хорошо принят публикой и у нас, в ДШИ в апреле 1989 года, и в ноябре 1991 года - в концертном зале Гатчинского дворца в школьном абонементном концерте, и в Никольской ДМШ - в январе 1993 года.

Этой миниатюрой завершён основной романсовый цикл мемуаров.

Дополнение следует.

Вверх