Музыкальная культура и искусство эпохи просвещения. Музыка в эпохе просвещения § Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты

Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Во второй половине 18 века сложилось искусство венской классической школы музыки, сыгравшие решающую роль во всей последующей европейской музыкальной культуре.

Развитие музыкального искусства, прежде всего, связано с именами таких великих композиторов, как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л В. Бетховен.

Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Юность. Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 годуотправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.

Служба у Эстергази. В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Снова свободный музыкант. В 1790 году умер князь Николай Эстергази (англ.)русск., а его сын и преемник, князь Антон (англ.) русск., не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801).

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой.

В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.

Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.

Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 24 оперы.

Список сочинений:

Камерная музыка:

  • § 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • § 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • § 7 дуэтов для скрипки и альта
  • § 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • § 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • § 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
  • § 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
  • 35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
    • § четыре концерта для скрипки с оркестром
    • § два концерта для виолончели с оркестром
    • § два концерта для валторны с оркестром
    • § 11 концертов для фортепиано с оркестром
    • § 6 органных концертов
    • § 5 концертов для двухколёсных лир
    • § 4 концерта для баритона с оркестром
    • § концерт для контрабаса с оркестром
    • § концерт для флейты с оркестром
    • § концерт для трубы с оркестром
    • § 13 дивертисментов с клавиром

Всего 24 оперы, в том числе:

  • § «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • § «Истинное постоянство»
  • § «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • § «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • § «Аптекарь»
  • § «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • § «Необитаемый остров» (L"lsola disabitata)
  • § «Армида», 1783 г.
  • § «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • § «Обманутая неверность» (L"Infedelta delusa)
  • § «Непредвиденная встреча» (L"Incontro improviso), 1775 г.
  • § «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • § «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • § «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • § «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»
  • 14 ораторий, в том числе:
    • § «Сотворение мира»
    • § «Времена года»
    • § «Семь слов Спасителя на кресте»
    • § «Возвращение Товия»
    • § Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
    • § ораториальный гимн Stabat Mater
  • 14 месс, среди которых:
    • § малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
    • § большая органная месса Es-dur (1766 г.)
    • § месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
    • § месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
    • § малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
    • § Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
    • § месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
    • § месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
    • § Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
    • § месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
    • § месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
    • § месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • § «Прощальная симфония»
  • § «Оксфордская симфония»
  • § «Траурная симфония»
  • § 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • § 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • § 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано:

  • § Фантазии, вариации
  • § 52 сонаты для фортепиано

Эпоха Просвещения и оперное искусство 18 века.

Новый этап развития сознания человека - Эпоху Просвещения - подготовили многие события. Великая промышленная революция в Англии и Великая французская революция послужили провозвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований, его зачинщиком является интеллигенция. С тех пор ни одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения Просвещение создало новый тип людей - интеллигентов, людей науки и культуры Они рекрутировались из всех слоев общества, но прежде всего из третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Утверждение просветительных идей шло во многом от имени этого сословия. Подход к жизни и мировосприятие определял разум. Разумный подход к жизни одновременно призывал к добродетелям человека и создавал человека практичного и предприимчивого. Рассудительность, честность, трудолюбие и великодушие - вот основные достоинства положительного героя просветительской драмы и романа.

Основные события того времени - Французская революция и Декларация независимости США, открытие новой планеты Уран и музыка Бетховена, Гайдна, Моцарта, оперы Глюка и эволюционная теории развития и множества видов Ламарка и многое другое.

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия - в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная - в Англии, политическая - во Франции, философско-эстетическая - в Германии. За сто лет - с 1689 по 1789 год - мир изменился до неузнаваемости.

Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, ф. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России.

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции - веком Вольтера, в Германии - веком Канта, в России - веком Ломоносова и Радищева. Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). В "Рассуждениях о науках и искусствах" (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. О нём мы ещё вспомним в разговоре об опере.

Философия Просвещения в Германии формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница.

Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70-80-х годов XVIII века "Буря и натиск" ("Sturm und Drang"; название по одноименной драме Ф. М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы.

Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер наряду с Г. Э. Лессингом и И. В. Гете явился основоположником немецкой классической литературы. Особая роль в становлении немецкого Просвещения принадлежит великому поэту и писателю Иоганну Вольфгангу Гете. Искусство, в том числе и музыка, всегда выражало идеи эпохи.

"Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям!" - Людвиг ван Бетховен.

Ответом на всё, что происходило в мире, в искусстве появились новые направления. Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов - классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Барокко, классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо - в основном только в живописи и скульптуре.

Барокко как художественному стилю, развившемуся в Европе в 1600 - 1750 гг., присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека в современном мире. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рибера, Рембрандт), в архитектуре (Бернини, Пюже, Куазевокс), в музыке (Корелли, Вивальди).

Во французском искусстве 18 в. ведущим направлением стало рококо. Всё искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривого, насмешливого, вычурного, дразнящего чувства. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к слову "раковина" (фр. rocaille).

Основное же направление - Классицизм, относимый исследователями к культуре Нового Времени, как стиль и мировоззрение сформировался под эгидой идей, свойственных эпохе Возрождения, но сузив и несколько изменив основные критерии. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике - наиболее гармоничному, соразмерному и спокойному периоду в истории древнегреческой цивилизации. Классицизм заметнее всего был взят "на вооружение" абсолютистскими государствами; руководителям которых импонировала идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства. Государственные власти претендовали на разумность данного общественного устройства, хотели, чтобы в нем видели объединяющее, героически-возвышенное начало. Идеи "долга", "служения" стали важнейшими в этике и эстетике классицизма. Он, в противовес барокко, актуализировал другую сторону гуманистических идеалов - стремление к разумному, гармоническому строю жизни. Закономерно, что в эпоху национального сплочения, преодоления феодальной раздробленности подобная идея жила в самих недрах народного сознания. Зарождение классицизма обычно связывают с французской культурой. В эпоху Людовика XIV этот стиль обретает строгие, незыблемые формы.

Духовная музыка этого периода - музыка печали, но это не вселенская скорбь барокко, а светлая грусть классицизма. Если в мессах барокко звучание плотно и насыщено густыми полифоническими линиями голосов, то в музыке классицизма звучание легко и прозрачно - только щемящие диссонансы и меланхолический минор иногда омрачают его. Духовная музыка композиторов-классиков - это по сути музыка светская, музыка нового классического века. Джованни Перголези (умер очень молодым, в 26 лет) был первым, кто услышал и понял, какой она должна быть.. Stabat Mater - его последнее сочинение, которое больной композитор мог адресовать самому себе. Свет и надежда, проглядывающие сквозь печаль Stabat Mater, еще раз напоминают об известном выражении, которым философы ХХ века характеризовали век Просвещения: "Классицизм - это мужество невозможного".

В прочих жанрах философия эпохи Просвещения также нередко находила отражение. Например, по указаниям Моцарта в пьесу "Похищение из сераля" были внесены многочисленные изменения, настолько значительные, что либреттист Бретцнер дважды протестовал в газетах против ее якобы искажения. Решительно изменился образ Селима; небольшая по объему, его роль приобрела важный идейный смысл. У Бретцнера Селим узнает в Бельмонте своего пропавшего сына и отпускает пленников на свободу. У Моцарта магометанин, "дикарь", дитя природы дает христианам урок высокой морали: он отпускает на волю сына своего кровного врага, говоря о радости платить благодеянием за причиненное зло. Такой поступок был совершенно в духе просветительской философии и идеалов Руссо.

Оперное искусство 18 века
С тех пор, как появилась, опера не знала перерывов в своем развитии. Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо. Руссо занимался также музыкой, и если в философии он призывал вернуться к природе, то в оперном жанре ратовал за возвращение к простоте. В 1752, за год до прошедшей с успехом парижской премьеры Служанки-госпожи Перголези, Руссо сочинил собственную комическую оперу Деревенский колдун, за которой последовали язвительные Письма о французской музыке, где главным предметом нападок стал Рамо. Идея реформы носилась в воздухе. Расцвет разных видов комической оперы был одним из симптомов; другим явились Письма о танце и балетах французского хореографа Ж. Новера (1727-1810), в которых развивалась идея балета как драмы, а не просто зрелища. Человеком, который воплотил реформу в жизнь, стал К.В.Глюк (1714-1787). Подобно многим революционерам, Глюк начинал свой как приверженец традиции. В течение ряда лет он ставил одну за другой трагедии в старом стиле и обращался к комической опере скорее под давлением обстоятельств, чем по внутреннему побуждению. В 1762 он познакомился с Р. ди Кальцабиджи (1714-1795), другом Казановы, которому было суждено вернуть оперные либретто к идеалу естественной выразительности, выдвинутому Флорентийской камератой. Оперное искусство разных стран обладает своими особенностями. Италия. После Монтеверди в Италии один за другим появились такие оперные композиторы, как Кавалли, Алессандро Скарлатти (отец Доменико Скарлатти, крупнейший из авторов произведений для клавесина), Вивальди и Перголези.

Расцвет комической оперы. Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы - опера-буффа (opera-buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу-сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы - Вену, Париж, Лондон. От своих прежних властителей - испанцев, которые правили Неаполем с 1522 по 1707, город получил в наследство традицию простонародной комедии. Порицаемая строгими педагогами в консерваториях, комедия, однако, увлекала студентов. Один из них, Дж. Б. Перголези (1710-1736), в возрасте 23 лет написал интермеццо, или маленькую комическую оперу Служанка-госпожа (1733). И прежде композиторы сочиняли интермеццо (их обычно играли между актами оперы-сериа), однако творение Перголези имело сногсшибательный успех. В его либретто речь шла не о подвигах древних героев, а о вполне современной ситуации. Основные персонажи принадлежали к типам, известным по "комедии дель арте" - традиционной итальянской комедии-импровизации со стандартным набором комических амплуа. Жанр оперы-буффа получил замечательное развитие в творчестве таких поздних неаполитанцев, как Дж. Паизиелло (1740-1816) и Д. Чимароза (1749-1801), не говоря уже о комических операх Глюка и Моцарта. Франция. Во Франции на смену Люлли пришел Рамо, господствовавший на оперной сцене всю первую половину 18 века.

Французской аналогией оперы-буффа явилась "комическая опера" (opera comique). Такие авторы, как Ф. Филидор (1726-1795), П. А. Монсиньи (1729-1817) и А. Гретри (1741-1813), приняли близко к сердцу перголезиевскую насмешку над традициями и выработали собственную модель комической оперы, которая в соответствии с галльскими вкусами предусматривала введение разговорных сцен вместо речитативов. Германия. Считается, что в Германии опера была менее развита. Дело в том, что многие немецкие оперные композиторы работали за пределами Германии - Гендель в Англии, Гассе в Италии, Глюк в Вене и Париже, в то время как немецкие придворные театры были оккупированы модными итальянскими труппами. Зингшпиль, местный аналог оперы-буффа и французской комической оперы, начал свое развитие позже, чем в латинских странах. Первым образцом этого жанра стал "Черт на свободе" И. А. Хиллера (1728-1804), написанный в 1766, за 6 лет до моцартовского Похищения из сераля. По иронии судьбы великие немецкие поэты Гёте и Шиллер вдохновляли не отечественных, а итальянских и французских оперных композиторов.

Романтизм соединился с зингшпилем в Фиделио - единственной опере Л. ван Бетховена (1770-1827). Убежденный сторонник идеалов равенства и братства, выдвинутых Великой французской революцией, Бетховен выбрал сюжет о верной жене, избавляющей от тюрьмы и казни несправедливо осужденного мужа. Композитор необычайно тщательно отделывал оперную партитуру: он закончил Фиделио в 1805, сделал вторую редакцию в 1806 и третью - в 1814. Однако оперный жанр ему не удавался; до сих пор не решено: то ли Бетховену удалось все-таки преобразить зингшпиль в замечательную оперу, то ли Фиделио - это грандиозный провал.

Немецкий композитор Георг Филипп Телеман (1681-1767) сыграл видную роль в развитии оперного театра. Главной чертой его оперного творчества является стремление к музыкальной характеристике персонажей инструментальными средствами. В этом смысле Телеман являлся непосредственным предшественником Глюка и Моцарта. За свою более чем 70-летнюю творческую деятельность Телеман создал во всех известных в то время музыкальных жанрах и в различных стилях существовавшей в 18 веке музыки. Одним из первых он отходит от стиля так называемого "немецкого барокко" и начинает сочинять в "галантном стиле", подготовляя почву для возникающего нового направления музыкального искусства, которое приведёт к классическому стилю венской школы. Он написал более 40 опер. Австрия. Опера в Вене разделилась на три основных направления. Ведущее место занимала серьезная итальянская опера (итал. opera seria), где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии. Менее формальной была комическая опера (opera buffa), основанная на сюжете Арлекина и Коломбины из итальянской комедии (commedia dell" arte), окруженных бесстыдными лакеями, их дряхлыми хозяевами и всякими плутами и жуликами. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера (singspiel), чей успех заключался, пожалуй, в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка. Еще до того, как началась оперная карьера Моцарта, Глюк выступал за возврат к простоте оперы XVII века, сюжеты которой не приглушались длинными сольными ариями, задерживающими развитие действия и служившими для певцов лишь поводами для демонстрации силы своего голоса.

Силой своего таланта Моцарт объединил эти три направления. Еще подростком он написал по одной опере каждого вида. Будучи зрелым композитором, он продолжал работать во всех трех направлениях, хотя традиция opera seria увядала. Французская революция завершила дело, начатое памфлетами Руссо. Как ни парадоксально, но диктатура Наполеона стала последним взлетом оперы-сериа. Появились такие произведения, как Медея Л. Керубини (1797), Иосиф Э. Мегюля (1807), Весталка Г. Спонтини (1807). Постепенно уходит и комическая опера, а на смену ей в творчестве некоторых композиторов появляется новый тип оперы - романтическая.

Музыка барокко - период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660-1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

17. Музыка эпохи Просвещения (реализм, романтизм, импрессионизм).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф. Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной. Оперное искусство 18 века Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо.

18. Жанровое разнообразие эпохи Возрождения (барокко, классицизм).

В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой.

Сложные взаимоотношения классицизма и барокко ещё в начале XX века породили дискуссию: многие музыковеды, прежде всего в Германии, рассматривают барокко как единый стиль европейской музыки между Возрождением и Просвещением - приблизительно до середины XVIII века, до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно. Во Франции, на родине классицизма, некоторые музыковеды, напротив, склонялись к чрезмерно расширительному толкованию этого понятия, рассматривая стиль барокко как одно из частных проявлений классицизма.

Периодизация эпох осложнена тем обстоятельством, что в различных национальных культурах музыкальные стили получали распространение в разное время; бесспорным является то, что в середине XVIII века классицизм восторжествовал практически повсеместно. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы - с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Классицизм как художественное направление сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований.

Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты, с симфонии.

Музыкальный классицизм и основные этапы его развития

Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) - стиль в искусстве XVII - XVIII вв. Название «классицизм» происходит от обращения к классической древности как высшей норме эстетического совершенства. Свой эстетический идеал представители классицизма черпали в образцах античного искусства. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии порядка и гармонии в природе и внутреннем мире человека. Эстетика классицизма содержит сумму обязательных строгих правил, которым должно отвечать художественное произведение. Важнейшие из них - требование равновесия красоты и истины, логической ясности, стройности и законченности композиции, строгих пропорций, чёткого разграничения жанров.

В развитии классицизма отмечают 2 этапа:

Классицизм XVII века, развивавшийся отчасти в борьбе с искусством барокко, отчасти во взаимодействии с ним.

Просветительский классицизм XVIII века.

Классицизм XVII века - во многом антитеза барокко. Наиболее законченное выражение получает во Франции. Это была эпоха расцвета абсолютной монархии, оказавшей высочайшее покровительство придворному искусству и требовавшей от него пышности и великолепия. Вершиной французского классицизма в области театрального искусства стали трагедии Корнеля и Расина, а также комедии Мольера, на чьё творчество опирался Люлли. Его «лирические трагедии» несут на себе печать воздействия классицизма (строгая логичность построения, героика, выдержанный характер), хотя им присущи и черты барокко - пышность его опер, обилие танцев, шествий, хоров.

Классицизм XVIII века совпал с эпохой Просвещения. Просвещение - широкое движение в философии, литературе, искусстве, охватившее все европейские страны. Название «Просвещение» объясняется тем, что философы этой эпохи (Вольтер, Дидро, Руссо) стремились просвещать своих сограждан, пытались решать вопросы устройства человеческого общества, природы человека, его прав. Просветители исходили из представления о всемогуществе человеческого разума. Вера в человека, в его разум определяет светлый, оптимистичный настрой, присущий воззрениям деятелей Просвещения.

В центре музыкально-эстетических споров - опера. Французские энциклопедисты считали её жанром, в котором должно быть восстановлен синтез искусств, существовавший в античном театре. Эта мысль легла в основу оперной реформы К.В. Глюка.

Великим завоеванием просветительского классицизма является создание жанра симфонии (сонатно-симфонического цикла) и сонатной формы, что связывается с творчеством композиторов мангеймской школы. Мангеймская школа, сложилась в г. Мангейме (Германия) в середине XVIII века на основе придворной капеллы, в которой работали главным образом чешские музыканты (крупнейший представитель - чех Ян Стамиц). В творчестве композиторов мангеймской школы утвердились 4-хчастная структура симфонии и классический состав оркестра.

Мангеймская школа стала предшественницей венской классической школы - музыкальное направление, обозначающее творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена. В творчестве венских классиков окончательно сформировались сонатно-симфонический цикл, который стал классическим, а также жанры камерного ансамбля и концерта.

Среди инструментальных жанров особой популярностью пользовались различные виды бытовой развлекательной музыки - серенады, дивертисменты, звучавшие на открытом воздухе в вечернее время. Дивертисмент (франц. развлечение) - инструментальные многочастные произведения для камерного ансамбля или оркестра, соединяющие в себе черты сонаты и сюиты и близкие серенаде, ноктюрну.

К. В. Глюк - великий реформатор оперного театра

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) - немец по происхождению (родился в г. Эрасбахе (Бавария, Германия)), тем не менее, является одним из выдающихся представителей венской классической школы.

Реформаторская деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и осуществлялась в русле эстетики классицизма. Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, buffa и seria, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе видное место в истории музыки.

Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к партитуре оперы «Альцеста». Они сводятся к следующему:

Музыка должна выражать поэтический текст оперы, она не может существовать сама по себе, вне драматического действия. Таким образом, Глюк существенно повышает роль литературно-драматической основы оперы, подчиняя музыку драме.

Опера должна оказывать нравственное воздействие на человека, отсюда - обращение к античным сюжетам с их высоким пафосом и благородством («Орфей и Эвридика», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде»). Г. Берлиоз назвал Глюка «Эсхилом музыки».

Опера должна соответствовать «трём великим принципам прекрасного во всех видах искусства» - «простоте, правде и естественности». Необходимо избавить оперу от излишней виртуозности и вокальной орнаментики (присущей итальянской опере), запутанных сюжетов.

Не должно быть резкого контраста между арией и речитативом. Глюк заменяет речитатив secco аккомпанированным, в результате чего он приближается к арии (в традиционной опере-seria речитативы служили лишь связкой между концертными номерами).

Глюк по-новому трактует и арии: он вносит черты импровизационной свободы, развитие музыкального материала связывает с изменением психологического состояния героя. Арии, речитативы и хоры объединяются в большие драматические сцены.

Увертюра должна предвосхищать содержание оперы, вводить слушателей в её атмосферу.

Балет не должен быть вставным номером, не связанным с действием оперы. Его введение должно обуславливаться ходом драматического действия.

Большая часть этих принципов воплотилась в опере «Орфей и Эвридика» (премьера в 1762). Эта опера знаменует начало нового этапа не только в творчестве Глюка, но и в истории всей европейской оперы. За «Орфеем» последовала другая его новаторская опера - «Альцеста» (1767).

В Париже Глюк написал другие реформаторские оперы: «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779). Постановка каждой из них превращалась в грандиозное событие в жизни Парижа, вызывая бурную полемику между «глюкистами» и «пиччинистами» - сторонниками традиционной итальянской оперы, которую олицетворял неаполитанский композитор Николо Пиччини (1728 - 1800). Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде».

Таким образом, Глюк превратил оперу в искусство высоких просветительских идеалов, насытил его глубоким нравственным содержанием, раскрыл на сцене подлинные человеческие чувства. Оперная реформа Глюка оказала плодотворное влияние как на его современников, так и на последующие поколения композиторов (особенно на венских классиков).

Развитие философии, науки, изобразительного искусства, литературы. Французские энциклопедисты Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро – выдающиеся представители просветительского движения. Эстетические воззрения энциклопедистов.

Переход от полифонического искусства к гомофонно-гармоническому складу письма в музыке.

Оперное искусство. Кризис итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии, сказавшийся на драматургии, сценическом воплощении спектакля, практике вокального исполнительства. Жанр оперы-буффа. Ее тематика, образы, связь с народной музыкой. Джованни Перголези (1710-1736) и его опера «Служанка-госпожа» – классический образец нового жанра. Особенности развития действия и музыкальной композиции, принципы тематического развития. Основные вокальные формы, роль оркестра.

Французская комическая опера . Народные ярмарочные представления и водевиль как ее истоки. Сюжеты опер. Французская песня как основа интонационного содержания. Куплетно-строфическое строение арий, жанрово-изобразительное использование оркестра. «Война буффонов». Опера «Деревенский колдун» Жан Жака Руссо (1712-1778), утверждение нового мелодического склада. Оперы Ф. Филидора, П. Монсиньи. Опера Андре Гретри (1741-1813) «Ричард Львиное сердце» – жанрово-бытовая опера лирического направления.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). Значение искусства К.В. Глюка в истории развития оперы. Творческий путь. Первые новаторские музыкальные драмы – «Орфей» и «Альцеста». Борьба «глюкистов» и «пиччинистов». Эстетические взгляды К.В. Глюка. Принципы оперной драматургии. Интонационное обновление и драматизация вокальных партий. Роль хора, балета, оркестра. Историческое значение оперного творчества К.В. Глюка для дальнейшего развития музыкального театра.

Инструментальная музыка XVIII века. Формирование в условиях различных национальных культур сонатно-симфонических и концертных жанров. Разработка принципов сонатного развития в инструментализме XVIII века. Формирование классического состава симфонического оркестра. Значение в развитии инструментальной музыки XVIIIвека симфонической школы, созданной чешскими композиторами. Франтишек Вацлав Мича (1694-1744) – создатель одной из первых симфоний. Представители Мангеймской школы: Ян Стамиц (1717-1757), Франтишек Рихтер (1709-1789). Антон Фильц (1730-1760). Характерные музыкальные образы, особенности тематики, принципов развития и формы. Новаторство динамической манеры музыкального исполнения. Влияние школы Я. Стамица на творчество И.К. Баха, В.А. Моцарта и других композиторов.



Вверх