История развития музыкального направления рок-н-ролл. Элвис Пресли — Король Рок-н-Ролла

В истории музыки есть имена, прочно ассоциирующиеся у публики с жанром, который они прославили. Элвис Пресли и спустя десятилетия остается королём рок-н-ролла. Именно такой негласный титул он получил в зените своей карьеры. Элвиса не стало в 1977 году, но за все те годы, которые певца нет с нами, так никто и не сумел затмить его славу. За это время было продано свыше 1 миллиарда дисков с записями великого исполнителя. Рок-н-ролл выбрал своего короля в далекие 50-е, и остается верен ему вот уже больше шестидесяти лет.

А начиналось все в 1953 году, когда 19-летний Элвис решил записать несколько песен на музыкальной студии в Мемфисе - городе, в котором семья будущей звезды жила с 1948 года. Заплатив установленную плату, парень смог осуществить мечту, а заодно запомниться владельцу студии, который отметил вокальные данные молодого исполнителя. Ещё будучи подростком, Элвис увлекся популярной музыкой, играл в самодеятельной группе и отчаянно мечтал стать известным певцом. Его восхищали блюз и кантри, хотя с 10 лет Элвис пел в церковном хоре. Сочетание ультрамодных мелодий и евангельской музыки госпел сформировали особые стилистические предпочтения Пресли: в его репертуаре всегда будут присутствовать отголоски и того, и другого.

Однако запись на студии «Sun Records» не стала для молодого исполнителя моментальным пропуском в мир большой музыки, даже несмотря на то, что его имя запомнилось продюсеру. Спустя полгода, Элвис решил снова попытать счастье и записал еще две песни. И снова ожидания певца не оправдались: предложения о работе не последовало. Решив идти другим путем, Элвис пытается устроиться на работу в музыкальный клуб и пробуется на вакансию исполнителя в госпел-квартет. Но и здесь удача отворачивается от Пресли: отказы следуют один за другим. Отчаявшись, Элвис уже начинает подумывать о том, что музыка - не его судьба. И когда парень уже почти уверился в том, что работа водителя - единственное на что он способен, раздался звонок из студии «Sun Records». Элвиса пригласили записать песню «Without You». Работа шла из рук вон плохо: владелец студии Сэм Филлипс был недоволен результатом. В перерывах между записями Элвис стал наигрывать другую композицию - песню «That’s All Right» Артура Крудапа. Музыканты, участвовавшие в работе, подыграли Пресли. Услышав мелодию, Филлипс понял, что это - именно то, что он хотел слышать и уже давно безрезультатно искал.

Сделав полноценную запись, продюсер отнес песню на радио, где её стали прокручивать по несколько раз в день. Это был успех. Посыпались звонки: все хотели подробнее знать, кто же исполняет новый хит. Начали поступать предложения от клубов: музыканта приглашали принять участие в программе выступлений. Элвиса стали звать и на радиопередачи, где он моментально ухитрялся завоевывать расположение аудитории. На волне первого успеха, Пресли записывает еще несколько синглов, которые сразу же становятся популярными.

Но настоящий прорыв случился в 1956 году, когда в свет вышел дебютный альбом под незамысловатым названием «Elvis Presley». Пластинку выпустил авторитетнейший лейбл «RCA Records», который незадолго до этого подписал контракт с певцом. «Elvis Presley» стал первым в истории музыки подлинным рок-н-рольным альбомом. И хотя задолго до этого события жанр успешно развивался и имел своих кумиров (в этом смысле Элвис не был первопроходцем), именно дебютный альбом Пресли стал настоящим эталоном стиля и квинтэссенцией всех прежних наработок. В альбом входили такие великие хиты, как «Blue Suede Shoes» и «Tutti Frutti». Кроме того, диск «Elvis Presley» вышел одновременно с синглом «Heartbreak Hotel» - одной из самых известных песен исполнителя, которую было решено выпустить отдельной пластинкой. Альбом и сингл моментально взлетели на верхние строчки «Биллборда», а это означало настоящий полномасштабный успех.

Вслед за эти событием последовало приглашение на телевидение. Буквально за несколько месяцев Элвис превратился из местечковой знаменитости в национального героя. Масла в огонь популярности подливала и личная харизма Пресли. Моментально его яркий стиль и своеобразная манера двигаться признаются настоящими символами рок-н-ролла. Началась повальная «преслемания» - молодые люди старались во всем походить на своего кумира, копируя его образ в повседневной жизни.
В октябре 1956 года Элвис получил и свой знаменитый титул - журнал «Варьете» первым назвал певца королем рок-н-ролла, навсегда закрепив за ним это звание.

После выхода альбома на Элвиса обрушились предложения от киностудий. Голливуд жаждал получить свои дивиденды от славы певца. В прокат один за другим выходят мюзиклы с участием Пресли, которые сразу же становились кассовыми. К каждому фильму Элвис записывал саундтреки - не менее популярные, чем его полноценные альбомы.
В 1958 году Пресли призывают в армию, и он вынужден приостановить свою карьеру на самом пике. Несмотря на то, что служил певец в ФРГ, в Штатах продолжают выходить пластинки, которые он предусмотрительно записывал во время отпуска.

Вернувшись из армии в 1960-м, Элвис начинает наверстывать упущенное: он активно записывает новые песни. В свет выходит альбом «Elvis Is Back!», который занял вторую строчку хит-парада. В это время продюсеры и сам певец решили сделать ставку на кинокарьеру - фильмы с участием певца выходят один за другим. В некоторых из них он исполняет песни, которые навсегда вошли в историю музыки, в том числе и знаменитые «Can’t Help Falling In Love» и «Jailhouse Rock».

Однако, несмотря на востребованность, постепенно Элвис стал терять свою популярность. В музыке начинают появляться новые имена, в том числе и такие культовые как «The Beatles». Песни Пресли стали восприниматься как отголоски прошлого, а его киноработы перестали приносить прибыль. В конце 60-х король рок-н-ролла предпринимает попытку изменить свой стиль: Элвис снимает очень успешный телеконцерт и получает ангажемент на серию выступлений в Лас-Вегасе. Специально для грядущих концертов Элвис придумал для себя новый стиль: он стал появляться в белом расклешенном комбинезоне с вычурным декором из страз и камней. В это время король рок-н-ролла активно гастролирует, но почти не записывается на студии. Правда, со временем бесконечные шоу стали даваться Элвису все труднее. Начали сказываться проблемы со здоровьем, которые появились из-за пристрастия к лекарственным препаратам. Элвис располнел, стал подозрительным, его мучали хронические недуги.

В 1977 году великий певец скоропостижно скончался в возрасте 42 лет, оставив после себя сотни прекрасных песен и легенду о том, что его смерть была всего лишь постановкой. По сей день, тысячи поклонников по всему свету уверены, что Элвис жив. Что ж, как бы то ни было, очевидным остается одно: песни короля рок-н-ролла остаются популярными до сих пор, а это значит, что Элвис Пресли действительно продолжает жить в каждой своей записи, звучащей в разных уголках земли.

Рок-н-ролл - стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применялся при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, рокабилли и т.п. Для рок-н-ролла характерен быстрый темп, большое использование сленга (в основном негритянского) и свобода музыкального исполнения. Основными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Рок-н-ролл явился результатом смеси различных стилей музыки распространенных в то время в Америке. Практически одновременно и независимо друг от друга, неизвестные в то время никому чернокожие музыканты Юга США стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неслышанного до этого звучания. Билл Хэйли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих песнях, основанных на стилях кантри с примесью джаза и буги-вуги.

Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в популяризации рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным баловством, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко определить время начала данного стиля, знатоки часто отдают первенство рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его сегодняшнем понимании был введён в массы Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для распространения нового стиля, которая в то время встречала достаточно большое отрицание со стороны консервативного общества Америки.

Рок-н-ролл явился первым стилем в современной поп музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и черными исполнителями, что немного снизило расовую накалённости тех лет при том, что этот жанр был абсолютно вне политики. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма много исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им при этом рок-н-ролльное звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла сложилось в начале 50х.(1954—55 гг.), когда Билл Хэйли , Элвис Пресли , Чак Бэрри , Литтл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов вносил нечто особенное в эту музыку: Элвис Пресли экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Фэтс Домино наконец-то доказал, что его Новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и сумашедшие вопли пианиста Литтл Ричарда стали частью бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Бэрри стали примером для бессчисленных подражаний.

Воплощением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное на молодое поколение не только Америки, но всего мира, и стиль рок н ролла

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл естественно сразу стал объектом интереса киностудий, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий.

В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звездными исполнителями — Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис , Бадди Холли , Эдди Кокран — внесшими новые приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов.

Особое место в истории рок-н-ролла занял Линк Рэя , чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Взлет рок-н-ролла был стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани падения:Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха;

Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой;

Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.;

Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.

Другие певцы стали осваивать другие стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). При этом существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно шлифующих рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался в тупике придя опять на начальный этап, и от конечного исчезновения его не удерживали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на большое желание последних обновить стиль.

Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» The Beatles середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами,в то же время начинает использоваться общий термин — «рок ».

В 1951 году диск-жокей Алан Фрид пошел на риск. Он пропустил в эфир «черный» ритм-н-блюз. Американцы за 30 не желали слушать энергичную, веселую музыку в исполнении афроамериканцев.

13 04 2015
15:30

Чтобы избежать скандала, Фрид назвал жанр проигрываемых им песен по-новому - «рок-н-ролл». Он же устраивал первые рок-н-ролл-вечеринки, куда приглашал как черных, так и белых. Между ними нередко возникали стычки и драки. Американцы постарше, узнав об этом, объявила новому жанру войну. Но ни публичные выступления с громкими фразами «Рок-н-ролл разрушает Америку!», ни правительственные запреты не смогли истребить на корню набирающее популярность молодежное музыкальное движение.

Билл Хэйли

(6 июля 1925 - 9 февраля 1981) - один из первых американских музыкантов, исполнявших музыку в стиле «рок-н-ролл». Хит Rock Around the Clock, исполненный музыкантом в составе группы Bill Haley & His Comets оказал существенное влияние на рост популярности этого стиля музыки в середине 50-х годов прошлого столетия.

Дата исторического события, ставшего основой Всемирного дня рок-н-ролла, немного отличается от даты самого праздника. 12 апреля 1954 года 28-летний Билл Хейли записал песню Rock Around the Clock. Она попала в саундтрек популярного молодежного фильма «Джунгли из грифельных досок» (Blackboard Jungle). Американцы, даже рьяно сопротивлявшиеся новому жанру, сдались, - трек пришелся по вкусу и продержался два месяца в хит-параде журнала Billboard.

Хейли считался лучшим исполнителем в новом жанре, пока не появился Он.

Элвис Пресли

В июле 1954 года Пресли записал песню That’s All Right, Mama. Ему было 19 лет. В течение предыдущих двух-трех лет музыканту не слишком везло, - его с энтузиазмом встречали на местечковых вечеринках, школьных концертах и уличных выступлениях, но дальше этого не шло. Нужно было что-то значительное, заметное. Пресли на собственные средства записал несколько треков, а владельцы звукозаписывающих компаний недовольно морщились - все не то. Однажды, сидя в студии, Элвис и еще два товарища стали наигрывать композицию афроамериканского блюзмена Артура Крудапа, только с другим ритмом. Владелец студии заинтересовался этим экспериментом, и песня была записана. Так и появилась That’s All Right, Mama в исполнении Пресли, - переделанное чужое творение мигом привлекло к молодому музыканту внимание публики благодаря постоянной трансляции по радио.

Именно он соединил кантри и блюз, дав рождение рокабилли, которым отмечены его первые записи на Sun Records в середине 1950-х гг. крапливая в свой стиль элементы госпел и эстрады, Пресли вышел за рамки рокабилли и достиг мировой популярности (хиты «Heartbreak Hotel», «Don"t Be Cruel», «Hound Dog» и др.).

Переломным в карьере Пресли стал его первый телеконцерт (1968), который обозначил отход от устаревшего стиля музыкальных кинолент. Записи конца 1960-х-1970-х гг. отмечены влиянием кантри, соул и эстрады (хиты «In the Ghetto», «Suspicious Minds», «Always on My Mind» и др.). В 1969 году после 8-летнего перерыва вернулся к концертной деятельности, которая стала доминирующей чертой его последующей карьеры (ежегодные ангажементы в Лас-Вегасе, гастроли по США). В 1973 году по спутниковой связи прошла международная трансляция второго телеконцерта «Aloha from Hawaii».

Его голое тело нашли на полу в около 2 часов дня, опухшим от амфетаминов, барбитуратов, наркотиков, транквилизаторов, снотворного, слабительного, гормональных препаратов и разной прочей химической дряни.

Судьба иногда любит усмехаться, и умерший от наркотиков Элвис Пресли был почетным сотрудником ФБР по борьбе с этими самыми наркотиками. Впрочем, многие уверенны, что Элвис умер от не от их передозировки: кто-то считает произошедшее убийством, кто-то самоубийством, кто-то полагает что Элвис был инопланетянином и вернулся на свою родную планету, а кто-то уверен в том, что Пресли на самом деле жив и инсценировал смерть. Остановимся на последней версии.

Примерно через два часа после официального объявления о смерти Элвиса Пресли около сотни пассажиров в аэропорту Мемфиса стали свидетелями того, как Элвис Пресли в сопровождении двух спутников приобрел билеты на рейс в Буэнос-Айрес, регистрация на который уже почти закончилась. Пресли и два его сопровождающих так быстро прошмыгнули через стойку регистрации, что бросившиеся к нему люди не сумели получить автографы - все кроме одного, Джона Спаркса, которому Элвис подписал авиационный билет. Обо всем этом стало известно на следующий день после смерти Элвиса, а произведенное наспех расследование показало, что среди пассажиров того рейса на Буэнос-Айрес был некий Джон Берроуз - псевдоним, под которым Элвис часто регистрировался в отелях, когда путешествовал инкогнито. В 1979 году Спаркс разрешил произвести почерковедческую экспертизу своего билета, и пятеро независимых экспертов однозначно подтвердили принадлежность этого автографа Элвису Пресли. При этом тринадцать свидетелей показали что автограф был дан в то самое время в аэропорту в их присутствии.

Бадди Холли

Вслед за Пресли новые веяния в музыке подхватил техасский юноша с внешностью школьного зубрилы - Бадди Холли. Сам Элвис сыграл в этом не последнюю роль: Холли пришел в рок-н-ролл, увидев его концерт в техасском Лаббоке в 1955 году. После этого молодой человек всячески старался засветиться на публике, - он пел везде, где возможно, выступал на разогреве у Билла Хейли, пока одна из звукозаписывающих компаний наконец не обратила на него внимание. В 1957 году он вместе со своей группой The Crickets записал песню That’ll Be the Day, ставшую хитом. Но пока на сцене главенствовал Элвис Пресли, публика не проявляла к Холли особой благосклонности. И он пошел другим путем. Если Пресли в то время доносил рок-н-ролл до белой аудитории, то его поклонник и одновременно конкурент направлял свои силы на афроамериканцев - и не безуспешно.

Но, как это нередко бывает, жизнь быстро забирает таланты. 3 февраля 1959 года войдет в историю, как «день, когда умерла музыка». Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер погибли в авиакатастрофе. Большие расстояния между городами, погода и плохие условия проживания (оборудование туристических автобусов оставляло желать лучшего) негативно сказывались на состояние музыкантов. Раздосадованный бытовыми условиями, Холли решил зарезервировать чартерный самолет, когда они отыграли очередной концерт в Surf Ballroom (город Клир-Лейк, штат Айова), чтобы побыстрее достичь следующего места в гастрольном графике. Как оказалось, это решение стало фатальным.

Расследование авиакатострофы выявило, что вскоре после взлёта комбинация из плохих погодных условий и ошибки пилота вызвала пространственную дезориентацию, из-за которой Роджер Питерсон потерял контроль над самолётом.

Чак Берри

Ироники замечают, что Чак Берри пел в перерывах между уголовными преследованиями и тюрьмами. В первый раз он оказался за решеткой в 18 лет, а в 21 досрочно вышел из заключения. После тюрьмы энергичный и темпераментный Берри сосредоточился на музыке. Отношения с продюсерами у него складывались вполне удачно. В 1955 году он записал песню Johnny B. Goode, ставшую его визитной карточкой.

Увы, темперамент Берри проявлялся не только в творчестве. В 1959 году певец был втянут в сомнительное судебное разбирательство, связанное с девушкой, занимавшейся проституцией, и сел в тюрьму на три года. Вернувшись, он продолжил выступать, но уже не мог конкурировать с молодыми исполнителями, - на сцене появились The Beatles.

Литтл Ричард

Ричарда отличает непредсказуемость. В 13 лет он внезапно сбежал из дома, потому что родители не поощряли его занятия музыкой. Его усыновила белая пара, владеющая развлекательным клубом, и благодаря этому он смог продолжить свои творческие изыскания. У Ричарда был высокий голос, и это помогло ему сделать первые шаги на большую сцену: в 1955 году одна из звукозаписывающих студий Лос-Анджелеса как раз искала вокалиста с фальцетом или высоким тенором, и юноша отправил туда запись своего голоса. Вскоре он заключает контракт и создает свою самую известную песню в жанре рок-н-ролл - Tutti Frutti. За ней последовали другие: Long Tall Sally, Rip It Up, Lucille и Jenny, Jenny. В детстве Ричард пел в церковном хоре, поэтому в его творчестве присутствовали некоторые элементы христианской музыки - госпела.

Однако в 1957 году музыкант уходит из рок-н-ролла в чистый госпел. Причины до сих пор неизвестны.

Последнее обновление: 18.11.2018

Прошло сорок лет с момента его смерти, и мы воздаем должное королю рок-н-ролла. Когда Элвис Аарон Пресли умер в возрасте 42 лет, 16 августа 1977 года, он был одет в золотую пижаму. Это было далеко не единственной вещью о Короле рок-н-ролла, как его называли. Однажды вечером, Элвис Пресли взял Triumph Bonneville 750, ему понравилось, и он настаивал, чтобы дюжина была доставленная в его дом в Бел-Эйре к полуночи, чтобы его друзья могли прорываться по улицам той ночью. Пресли остался человеком самого Харлей-Дэвидсона Электра-Глейд.

Стремясь доставить личное письмо президенту Ричарду Никсону, он подошел к охранникам в Белом доме в «темно-синем габардинском костюме в стиле каратэ из двух частей по рубашке с высоким воротником, пальто на плечах, золотом медальоне на шее и тростью с золотой рукояткой в руке», как вспоминал его друг, Джерри Шиллинг. У него были карманы, вырезанные из брюк, чтобы обеспечить более гладкую, более плотную посадку. И как великолепный подросток он, по словам современника, «расчесывал волосы утром, используя три разных масла для волос: воск для переда, один вид масла для волос наверху, другой для волос сзади». Он использовал суконный воск, так что, когда он выступал, его волосы падали определенным образом».

На съемочной площадке «Это случилось на Всемирной ярмарке» с полковником Томом Паркером, 1963 год

И когда эти волосы упали … Рой Орбисон, который смотрел первые выступления Элвиса Пресли в начале 1955 года, сказал: «Я не могу переоценить, насколько он шокировано выглядел и казался. Он был этим мальчиком-панком, просто настоящим котом, поющим как птица. И двигался так, как никто раньше такого не видел. Его губы стали насмехаться, и его ноги тряслись, рывком и толкались, сами по себе. Как сказал его гитарист Скотти Мур: «Я думаю, что с этими свободными штанами, которые мы носили, ты трясешь ногу, и это выглядело так, как будто там весь ад идет». Для студенческой медсестры, которая увидела одно из шоу Короля в мае 1955 года он был «просто большим красивым куском запретного плода».

Элвис Пресли родился в 4:35 утра 8 января 1935 года в Тупело, штат Миссисипи. Его брат-близнец, Джесси Гарон, был мертворожденным. Его отец, Вернон Пресли, был водителем грузовика, его мать, Глэдис Пресли, домохозяйка. Семья переехала в Мемфис, когда Элвису Пресли было 13. Пресли были бедны и, как сказал Кевин Керн о Пресли, «деним напомнил Элвису о том, что он беден, поэтому он не носил джинсы как взрослые».

Пресли начал заполнять карманы семьи, когда он появился в Memphis Recording Service Сэма Филлипса 5 июля 1954 года. Сначала он пел, не очень хорошо, некоторые баллады. Затем он спел «Все в порядке, мама», и это все изменило. Его голос дрогнул от страсти. Он был захватывающим, опасным. Он был, заголовки кричали: «развратник молодости», его поступки «слишком неприличные, чтобы упоминать в каждой детали». Когда он появился на шоу Эда Салливана, его показали только с пояса. «Это похоже на поток электричества, проходящего через вас», – сказал Пресли. «Это похоже на занятие любовью, но это сильнее. Иногда я думаю, что мое сердце взорвется».

На шоу Milton Berle, июнь 1956 года

В 1956 году все вылилось: «Heartbreak Hotel», «Blue Suede Shoes», «Do not Be Cruel», «Hound Dog», все в 1956 году. Они пытались выхолостить его. На шоу Стива Аллена Пресли был одет в белый галстук и фрак, пел «Hound Dog». Но на шоу Milton Berle в июне 1956 года это было настоящая сделка, ноги складывались вдвое, таз толкался, микрофон был его игрушкой. Фильмы поманили, и его менеджер, полковник Том Паркер, бывший карнавальный зазывала, собачий ловчик познакомил его с Голливудом. Элвис Пресли снял «Love Me Tender» в 1956 году. И тогда начал ухаживать за Натали Вуд (из «West Side Story fame»), которую он взял обратно в Мемфис.

Натали Вуд, Мемфис, октябрь 1956 года

«Jailhouse Rock» вышла в 1957 году. Сиденья были разорваны. Мир был устрицей Пресли. И тогда правительство США разработало его, или «вывело» его, как он позже рассказал аудитории в Лас-Вегасе. Если бы вмешалась полиция? Не знаю. Но в течение двух лет Пресли потерял свои волосы и свою свободу, слушая дядю Сэма.

Три вещи следовали в результате. Одной из них была «GI Blues», высокомощный, но дрянной мюзикл, который задавал тон слишком многим фильмам Пресли, хотя он стремился к более глубоким, более требовательным ролям. Например, он любил Беккета и однажды бросил вызов своему главному продюсеру, Халу Уоллису: «Когда я получу свой Беккет?» Когда в 1975 году Барбра Стрейзанд предложила ему главную мужскую роль в ее ремейке «A Star Is Born», полковник Паркер вызвал трудности. Элвис Пресли надеялся, что это может быть его «From Here To Eternity» – фильм, который спас карьеру Франка Синатры, но этого не было.

По окончании военной службы Фридберг, Германия, март 1960 года

Вторым военным побочным эффектом был его брак с Присциллой Болье, приемной дочерью офицера армии. Ей было только 14 лет, когда Король встретил ее. Они ухмыльнулись, чересчур – слишком для госпожи Болье, когда в возрасте 18 лет она посетила ее теперь демобилизованного поклонника в Мемфисе. «Подожди», – сказал Пресли. «Все может выйти из-под контроля». В следующем году он сказал: «Я хочу, чтобы это было чем-то, на что можно было рассчитывать», когда она вернулась, чтобы жить со своими родителями и продолжить учебу. «Там есть желание». Вместо этого она покрасила волосы, чтобы соответствовать его сине-черным замкам, одетая в школьную форму и позировала для Полароидов.

Она тоже потерпела взлеты и падения, как и Король, и это было третье, что Пресли подхватил в армии, от сержанта на маневрах. Как и его товарищи, которые окружали его, банда полковника окрестила Мемфисскую мафию. Девочке было нелегко разделить ее мужчину с взводом вездесущих подшучивающих приятелей, но Болье справилась. Пока, наконец, 1 мая 1967 года Пресли и Болье не отправили частный самолет Синатры из Палм-Спрингса в Лас-Вегас, заплатили 15 долларов за лицензию на брак и связали свои узы в гостинице «Аладдин». Затем банкетная стойка включала жареную сосиску и устрицы Рокфеллера. И некоторые из Мемфисской мафии сопровождали любящую пару в медовом месяце, сообщает Питер Гуральник в своей магистерской биографии «Небрежная любовь».

Элвис и Присцилла Пресли после их свадьбы, Лас-Вегас, 1967

Женатое блаженство достигло, Пресли приступил к делу. Ему понравилась фраза «заботиться о бизнесе», и на хвосте его частного самолета Convair 880 был логотип TCB, который он купил в 1975 году и назвал Лиза Мари в честь его заветной дочери (которая потом женилась на Майкле Джексоне). Не то, чтобы Пресли простаивал. В период с 1960 по конец 1967 года он снял 21 фильм, в том числе «Голубые Гавайи», и выпустил 44 сингла.

Из фильмов ничто не было достоино его интенсивности. Из синглов, ну, есть «Little Sister» и «Return To Sender», но есть также «Do The Clam» и «You Never Never Walk Alone». Конечно, он был почитаем. Битлз посетили его в 1965 году и отдал дань уважения, хотя сначала вещи были жесткими. «Если ты просто сидишь и смотришь на меня, я пойду спать», – сказал Король. Позже Джон Леннон попросил Шиллинга «рассказать Элвису, что если бы не он, я бы ничего не сделал».

Это было правдой, но настал момент, когда Пресли показал, что у него все еще есть. В 1968 году он доказал это. Он сделал NBC особенным. На нем был черный кожаный костюм. Он стартовал с «Heartbreak Hotel» и «All Shook Up». Он выглядел гибким и быстрым. Он чувствовал себя опасно. Он пробился сквозь «Lawdy, Miss Clawd». Его волосы упали ему на лицо. Он вернулся. Он был звездой. Он был Королем.

На съемочной площадке фильма «Голубые Гавайи», апрель 1961 года

И он продолжал производить. «In The Ghetto» и «Suspicious Minds» шли быстро. Так и Вегас: два шоу в течение четырех недель, в 2 000-местном номере, в новом Международном отеле. Элвис Пресли восторжествовал, в белом казачьем костюме, который кивнул образу каратэ. «Jailhouse Rock» и «Do not Be Cruel» заставили Кэри Гранта встать на ноги. Присцилла Пресли почувствовала энергию: «Я не думаю, что чувствовала себя в любом развлечении с тех пор». У полковника Паркера были слезы на глазах. Это был Король.

И потом, попозже, колеса сошли. Был костюм для отцовства. Был сюрреалистический визит Пресли к президенту Никсону, в поисках значка BNDD (Bureau of Narcotics and Dangerous Drugs). Было больше костюмов, украшенных драгоценными камнями. И были наркотики, и врачи, и дантисты, и фармацевты, которые их распустили. Действительно, через шесть дней после того, как его развод был завершен 9 октября 1973 года, Пресли был госпитализирован в Мемфисе, его дыхание было ужасным, его тело опухло.

Посадка на его частном самолете Лиза Мари, в Цинциннати, май 1976 года

Он немного спрятался. Но его поведение на сцене было неустойчивым. Он много говорил и дико. Он выполнил 15-минутные каратэ. Он казался «сонным». На сцене он играл с оружием и искал любви. Он вернулся в больницу и обнаружил, что его обслуживают медсестра Мариан Кок и медсестра Кэти Симон. Президент Никсон позвонил, чтобы пожелать ему успехов, как и Синатра. Неожиданно он гастролировал. Для Houston Press шоу было ужасно, «подано раздутой, бормочащей фигурой, которая не выступала как Король всего». И так продолжалось.

Но он был Королем. Он был красив. Он двигался с взрывной сексуальностью, которую никто не встречал. Элвис Пресли изменил мир. И сделать это – подарок, данный немногим. Все приветствуют Пресли. Все приветствуют Короля.

8 января миллионы людей во всем мире отпраздновали очередной день рождения «короля рок-н-ролла». Элвису Айрону Пресли исполнилось бы 72 года.
Ну а 16 августа исполнится ровно 30 лет со дня его смерти, которая и по сей день остается загадкой для многих.
Элвиса Пресли по-прежнему ценят и любят во всем мире. Доказательством этого являются не только многочисленные фан-клубы музыканта в разных странах мира, но и неплохие доходы, получаемые семьей Пресли и его псевдо-друзьями от интервью, воспоминаний и прочих откровений о жизни суперзвезды рок-н-ролла.
Популярность Пресли и его головокружительная карьера были обусловлены целым рядом причин.
Если задуматься над ними, то большинство из нас в первую очередь отметит в качестве достоинств Элвиса его харизматичную внешность, ярко выраженную сексуальность, чувственность и неподдельную искренность исполнения и конечно, совершенно неповторимый и поистине божественный голос.
С такими высказываниями трудно не согласиться, но, тем не менее, это лишь общие и вполне расхожие доводы, за которыми стоит лишь чувственное и зрительное восприятие его таланта публикой.
Феноменальный успех Пресли имел и еще целый ряд объективных причин. Здесь следует отметить его редкий музыкальный талант, талант певца, оранжировщика и интерпретатора. Главным оружием Пресли был его голос и умение им владеть. Поэтому большинство слушателей справедливо рассматривают Элвиса в первую очередь как непревзойденного вокалиста.
Далеко не последняя роль в успехе Пресли принадлежит и его менеджеру «Полковнику» Тому Паркеру. Несмотря на достаточно непростые отношения между ними, Паркер сделал много для продвижения Элвиса. Без его связей Пресли со своим талантом остался бы прозябать на задворках шоу-бизнеса. Чудес в нашей жизни не бывает, а уж что говорить о мире шоу-бизнеса. К сожалению, очень часто туда попадают люди, отсутствие таланта которых с лихвой компенсируется нужными связями. С Пресли все было иначе, ему выпал счастливый билет и его талант смог найти достойное применение благодаря связям его менеджера.
Кроме того, Полковник Паркер был прожженным и циничным дельцом, прекрасно знавшим жестокие правила шоу-бизнеса. Он был беспринципен и бескомпромиссен, выторговывая наилучшие и наивыгоднейшие условия для себя и своего подопечного и здесь его трудно осуждать, так как талант Элвиса действительно должен был получить достойное вознаграждение.
Однако, несмотря на все это, достоинства Пресли и возможности и связи Паркера не сыграли бы такого значения при отсутствие одного важного условия, которое я поставил во главу популярности певца и его последующего королевского статуса.
Элвис оказался в нужное время в нужном месте и смог предоставить то, в чем нуждались. Именно в этом и кроется главная причина того, что его по праву называют «королем рок-н-ролла».
Обратимся к ситуации на музыкальном фронте Америки, в которой формировался талант Элвиса.
Как мы все прекрасно знаем, рок-н-ролл возник в результате слияния кантри-энд-вестерн с ритм-энд-блюзом.
К началу 50-х годов ХХ века оба стиля имели в своем архиве не один десяток хитов и оригинальных исполнителей, поддерживаемых многомиллионной армией слушателей.
Но, несмотря на эти бесспорные достоинства и кантри, и ритм-энд-блюз имели довольно ограниченную популярность. Наиболее плачевная в этом смысле ситуация была с ритм-энд-блюзом. Черным исполнителям приходилось испытывать на себе действие всевозможных расистских и идеологических барьеров.
Более удачная ситуация была с кантри-энд-вестерн. Однако значительной части американского общества, в особенности населению крупных городов, откуда вещали крупнейшие радиостанции и телеканалы, музыка воспевавшая «деревенскую романтику» казалось довольно скучной и примитивной.
Если рассматривать эти музыкальных течения в контексте их влияния на формирование и развитие рок-н-ролла, то пальма первенства бесспорно принадлежит ритм-энд-блюзу. Именно ему рок-н-ролл обязан своей энергетикой, ритмикой, чувственностью и эротизмом.
Таким образом, главным движущим локомотивом в развитии рок-н-ролла следует считать ритм-энд-блюз.
Это прекрасно понимал и кливлендский диск-жокей Алан Фрид, который начал прокручивать в эфире произведения черных артистов, называя такую музыку рок-н-роллом.
На мой взгляд, подобная трактовка Фрида достаточно спорна. Музыка, звучавшая у него в эфире, еще не была рок-н-роллом в полном смысле этого слова. Это был довольно пестрый симбиоз целого ряда негритянских музыкальных направлений, в основном свинговой направленности. Свидетельством этому было широкое использование в композициях духовых инструментов. Рок-н-роллом это назвать было нельзя, однако по своей ритмической и энергетической направленности композиции, звучавшие у Фрида безусловно можно рассматривать в качестве предшественников рок-н-ролла.
Тем не менее, Алан Фрид указал правильное направление, в котором должна была дальше развиваться современная популярная музыка.
Среди черных и белых музыкантов начинается поиск нового звучания. Кто-то стал копировать произведения, звучавшие у Фрида. Однако подлинного успеха мог добиться именно тот, кто прекрасно понимал, что новая музыка и должна была звучать несколько иначе. В ней все большая роль отводилась утяжелению и ужесточению ритма за счет изменений в составе инструментов. Духовые инструменты должны были убрать вообще, уступив пальму первенства гитаре и барабанам. Хорошим дополнением стала партия фортепиано в стиле буги.
Несмотря на многочисленные попытки черных исполнителей разработать тот самый рок-н-ролл на блюзовой основе, наиболее точным из них был Чак Берри. В 1955 году он записал композицию “Maybellene”, ставшую первым крупным успехом певца. Для своего времени это был несомненный новаторский шедевр. Композиция звучит энергично благодаря достаточно жесткому барабанному и гитарному звучанию.
Но, учитывая то, что Берри был негром, он не имел шансов на право стать королем рок-н-ролла.
Тем не менее, именно Чака Берри я бы назвал наиболее влиятельным черным музыкантом, внесшим неоценимый вклад в становление и развитие рок-н-ролла, а затем и рок-музыки. На мой взгляд, Чак Берри, а не Билл Хейли, имеет все основания считаться «крестным отцом рок-н-ролла».
Ну а королем рок-н-ролла, учитывая тогдашние нравы американского общества, мог стать только белый музыкант, превосходно чувствующий черную музыку.
Это прекрасно понимали и в среде белых музыкантов. Успеха добился бы только тот из них, кто создал бы новый шедевр, максимально приближенный к негритянскому ритм-энд-блюзу..
Первый, кто приходит на ум, это Билл Хейли. В 1954г. музыкант записал композицию “Rock around the Clock”, ставшую самым крупным успехом музыканта и хитом по обе стороны Атлантики.
Но если более детально приглядеться к композиции, то можно увидеть, что ее новаторство довольно сомнительно.
В отличие от Берри, Хейли просто сделал удачную кавер-версию произведения, написанного черным артистом. В исполнении Хейли эта композиция звучит как зажигательный свинг, благодаря удачно сыгранной партии духовых инструментов. Фактически он прекрасно скопировал стиль исполнения черных артистов. В этом, пожалуй, и состоит его главная заслуга. Поэтому довольно спорно называть Хейли «крестным отцом рок-н-ролла». Я бы назвал его первым белым музыкантом, удачно скопировавшим и исполнившим черный ритм-энд-блюз. И уже естественно рассматривать Хейли в качестве возможного кандидата на роль короля рок-н-ролла было просто глупо.
А теперь возвратимся к Элвису Пресли. Начиная свою карьеру на студии Сан, Пресли не сразу пришел к рок-н-роллу. Фактически, все записи, сделанные Элвисом на студии Филлипса нельзя относить к рок-н-роллу. Это хиллбилли с новым звучанием.
Обладая превосходным музыкальным чутьем, Элвис прекрасно понимал, что создать что-то новое нельзя, замыкаясь рамками кантри и играя по традиционным канонам.
Поэтому он как раз и предпринимает попытки модернизировать музыку кантри, придав ей больше блюзового и чувственного звучания. Сановские записи Пресли как раз и представляют такие попытки.
Взяв за основу блюз Артура Краддапа “That s all right mama”, Элвис правильно и оригинально его интерпретирует, не копируя песню, а наоборот видоизменяя ее, и давая ей, таким образом, вторую жизнь.
Ну а первым подлинным хитом рок-н-ролла я бы назвал композицию “Heartbreak hotel”. К моменту ее записи Элвис уже имел вполне достаточный опыт интерпретации произведений черных артистов.
Для своего времени это был несомненный шедевр, которого мир еще не слышал. Песня полна нового звучания, а оригинальное прочтение Пресли ее текста придает композиции еще большую загадочность и чувственность. Поэтому годом рождения рок-н-ролла я бы назвал не 1951 или 1954, а именно 1956г.
А дальше дело оставалось за малым. Благодаря связям Паркера Элвис появился на телевидении.
Увидев Пресли в телепередачах, публика (я здесь конечно веду речь о молодежи) нашла то, что искала. Молодой, сексуальный, энергичный, прекрасно чувствующий ритм певец мало кого мог оставить равнодушным. В последующих выступлениях на телешоу и в новых записях, Пресли в очередной раз доказал свою феноменальную способность интерпретировать песни черных артистов, изменяя их в лучшую сторону. И таких примеров было немало, взять хотя бы мастерски переработанные “My baby left me” Артура Краддапа или целый ряд хитов Литтл Ричарда.
После этого ни у кого не было сомнений в том, что Элвис Пресли – подлинный «король рок-н-ролла».

Статью написал Дима(Eddie).



Вверх