Error: не определено #11234. Интервью с найком борзовым. Найк борзов презентовал свой новый альбом на сцене главклуба — «Найк, как ты думаешь, является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев?»

Интервью с найком борзовым. Найк борзов презентовал свой новый альбом на сцене главклуба — «Найк, как ты думаешь, является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев?»

Имя Найка Борзова прогремело в середине 90-х. Его хиты «Лошадка», «Три слова», «Верхом на звезде» звучали повсюду. Но сам музыкант те времена вспоминать не хочет. На несколько лет он совсем забросил сцену и всецело посвятил себя воспитанию дочери Виктории. Сейчас Борзов записывает новые пластинки, но на верхние строчки хит-парадов больше не стремится. «Я неформатный исполнитель, который находится вне времени», - улыбается певец

Фотография: Ваня Березкин

Е сли честно, мне всегда было интересно узнать, Найк - это ваше настоящее имя или все-таки псевдоним?

Это настоящее имя. Его история такова: еще до моего рождения маме с папой предсказали, что у них будет девочка. Они накупили кучу девчачьих вещичек желто-розовых оттенков. Кстати, первые несколько лет своей жизни я был вынужден их носить. (Улыбается .) Когда родился я, родители очень долго не могли придумать мне имя, два-три года меня называли просто «малыш». А потом родители-хиппаны увлеклись Индией и дали мне индийское имя - Найк, что означает «звезда».

Тем самым родители определили вашу судьбу. Когда вы увлеклись музыкой?

Вся эта история с написанием музыки появилась еще до того, как я начал разговаривать. Заговорив, я стал сочинять тексты. Пока напевал их себе под нос, дедушка втихаря записывал на аудиокассеты. Мама говорит, что c самого начала всё, что я делал, было очень самобытно, ни на что не похоже. Родители с детства прививали мне любовь к музыке, поэтому отдали меня в музыкальную школу. Я прозанимался там год и бросил - надоело. Мне больше нравилось самому до всего доходить.

Я так понимаю, вы с детства хотели быть именно рокером. Родителей это не пугало?

Когда у меня появилась группа «Инфекция», мне было лет тринадцать. Мы с друзьями круглые сутки сидели у меня в комнате и орали на весь дом песни матом - и всё это в обычной трехкомнатной квартире в подмосковном Видном. У нас был очень дружный дом, и соседи искренне радовались, что происходит какой-то безумный движняк. Никто не жаловался. Что самое интересное, родители в это время тоже были дома, мама занималась своими делами и к нам даже не заглядывала. Мне очень рано разрешили курить, лет с тринадцати я курил официально.

Мат, сигареты… Неужели ваша мама это поощряла?

Она как-то заглянула к нам и говорит: «Всё классно, музыка у вас отличная. Только можно поменьше материться?» - «Мама, ты ничего не понимаешь. Всё, пока!» Мама никогда не заставляла нас не материться совсем, она просто говорила: «Чуть-чуть поменьше». Такая поддержка, конечно, дорогого стоит.

Вашей дочери сейчас одиннадцать. Только представьте, что через пару лет она начнет себя вести так же, как и вы в детстве. Вы это одобрите?

Вика растет в других условиях. Если я при своей дочери стараюсь вообще не курить, то во времена моего детства дома курили так, что из-за дыма я глаза не мог открыть. Я вообще не помню, чтобы меня не окружал табачный дым. Видимо, я впитал его с молоком матери. Сейчас курение моя самая большая проблема, от которой мне очень хочется избавиться.

В одном интервью вы сказали, что детям ничего нельзя запрещать, так как запрет лишь способ пропаганды. Вас воспитывали именно в таком ключе. Вике тоже всё дозволено?

С дочерью всё по-другому, конечно. Она девочка. С возрастом я стал понимать, какие ошибки были допущены родителями в моем детстве. Все-таки нельзя пускать воспитание ребенка на самотек, как это было в моем случае.

Возможно, вы просто не слышали родительских запретов?

Дело в том, что мне ничего не запрещали. Я мог делать всё, что хотел. Сейчас я понимаю, что от каких -то вещей меня можно было бы и оградить.

Найк, вы развелись со своей супругой, когда дочь была совсем маленькой. У вас сейчас нет ощущения, что Вике не хватает вашего внимания и поддержки?

Я стараюсь хотя бы несколько раз в неделю бывать с дочкой. Мне с ней безумно интересно. Вообще она настоящая папина дочка. Я беру ее на свои концерты, а она честно говорит, какие песни ей нравятся, а какие лучше вообще вычеркнуть из репертуара.

Вы бы хотели, чтобы она стала музыкантом?

Если она будет развивать свой талант, если у нее это будет получаться, то почему бы и нет. Я буду ее поддерживать и всячески помогать. Главное, чтобы ей это нравилось. Но пока об этом, конечно, рано думать. Сегодня она должна учиться в школе, развиваться как личность, а не ломать себе жизнь. Посмотрите на тех, кто начал петь в раннем детстве. В большинстве своем это несчастные люди. Я не хочу такого будущего для своей дочери. Она сейчас в таком возрасте, когда происходит переоценка ценностей, я стараюсь оградить ее от мира шоу-бизнеса с его съемками и тусовками.

В какой-то момент вы и себя решили оградить от этого мира. Причем сделали это, будучи на пике популярности. С чем это было связано?

Я хотел избавиться от привязавшегося ко мне образа, не хотел быть исполнителем двух-трех популярных песен. Поэтому увлекся театром, начал играть Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова «Нирвана». Играл в каких-то сумасшедших антикоммерческих группах. Потом занялся всякими психоделическими проектами: продюсировал, писал саундтреки для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция».

Но это была работа, что называется, за кадром. Считается ведь как: нет артиста в телевизоре, значит, его нет вообще.

Я это понимал, поэтому, наверное, и делал всё для того, чтобы меня не было ни видно, ни слышно. Плюс тогда у меня случилась неприятная история, связанная со звукозаписывающей компанией, которая обманом получила права на мою музыку. Я не видел смысла работать с этими людьми, а они не хотели меня отпускать, всячески пытались заставить исполнять обязанности, которых уже не было. И когда в 2008 году у меня с ними закончились контрактные отношения, я сразу сел записывать новую пластинку, под названием «Изнутри».

Не понимаю, что до этого мешало вам ее записать?

Я просто не хотел. Видимо, эти мои метания были защитной реакцией.

Тогда ходили разные слухи...

Да, сначала было неприятно читать о том, что ты умер от передоза. Но потом меня это начало забавлять. Когда в 2010 году я стал потихоньку возвращаться на сцену, мне нравилась реакция людей. Глядя на мои афиши, они удивлялись: «Он что, живой?» Я люблю невеселые шутки. Например, песня «Три слова» - это тоже черный юмор. Просто он в мажоре.

Доля правды в тех слухах всё же была. Вы сами неоднократно говорили, что в свое время в вашей жизни были наркотики.

Да, были. Но жизнь сама по себе настолько интересна, каждый день несет в себе столько приключений, что никакой наркотик дать этого просто не может. Я очень быстро всем этим переболел. Наркотики дали мне понять, что все эти эмоции есть внутри меня и я просто могу доставать и пользоваться ими, не прибегая к стимуляторам. Я научился это делать. Я не пью алкоголь с 2008 года. Мы с ним просто поняли, что надоели друг другу. Ничего запрещенного не употребляю. Вот только сигареты у меня остались идиотские, и всё.

Скажите честно, вы ностальгируете по тем временам, когда ваши песни звучали буквально из каждого утюга?

Честно говоря, я даже вспоминать про это не хочу. Я странный человек, и ностальгия мне совсем не присуща. Если это случится снова, совершенно не обломаюсь, но восприму уже немного иначе. Мне хорошо там, где я сейчас. Эта фраза «Хорошо там, где нас нет» - прошлый век. Ее нужно зачеркнуть, забыть, вырезать. На самом деле хорошо там, где мы есть. Я не чувствую, что сейчас я в забвении: в метро меня узнают, автографы берут, песни напевают...

Вы как-то говорили, что всегда чувствовали себя аутсайдером.

Да я и сейчас себя чувствую аутсайдером. Ничего не изменилось.

Почему?

А мои песни занимают верхние строчки хит-парадов? Нет, я в андеграунде. Я неформатный исполнитель, который находится вне времени, пространства и стилистики. Выгляжу странно, говорю не то, что хотят услышать. Не могу я жить иначе.

Найк, вот вы заговорили о странностях... В одном из ваших старых интервью я читала, что в молодости вы подумывали о смене пола.

Да, мысли разные были. Я вообще любитель всего провокационного, и не только в искусстве. Хотел сделать операцию по перемене пола, даже денег скопил, но вовремя ушел в армию и много чего там понял.

В армию пошли, потому что служить хотели или просто не смогли увильнуть?

Так сложилось, скажем так. Но я пошел туда без каких-то душевных переживаний и терзаний. Тогда для меня это тоже было некой провокацией. Провокацией по отношению к своему внутреннему миру и физическому состоянию. Да и вообще это было забавненько, мне понравилось. Я долго могу рассказывать про дедовщину и про то, как я там себя вел, как нарушал все правила, которые только можно было нарушить. Носил серьгу в ухе и, чтобы не снимать ее каждый день, заклеивал мочку пластырем и говорил, что мне порвали ухо. (Улыбается .) В воспоминаниях больше интересного и веселого, чем грустного. Но если и была печаль, то сейчас она воспринимается в позитиве. Я стараюсь извлечь удовольствие из любой ситуации. Мне даже лысым понравилось быть: первые полгода после армии специально налысо брился. (Улыбается .)

Rock Cult : После записи альбома Заноза ты не выпускал сольных работ 8 лет. Испытывал ли ты новые ощущения при создании альбома Изнутри?

Найк Борзов : Да нет. Но я решил попробовать новую для себя студию, и мне она понравилась. Я записал там три пластинки: Изнутри 2010-го, Везде И Нигде 2014-го и Молекула 2016-го. А перерыв был действительно большим, потому что надо мне было понять, что я хочу дальше делать и как я хочу это делать. Плюс у меня было много других дел: дочка родилась, в театре поиграл, аудиокниги озвучивал.

Одним словом, это был андеграундный период. Я создавал проекты, которые не вписывались в пространство мейнстрима нулевых годов с бесконечными Фабриками Звёзд и прочим трэшем. Но как только я понял, что ничего хорошего не происходит и музыки хорошей никто не делает, решил записать альбом Изнутри , который, по большому счёту, тоже стал культовым.

Rock Cult : Ты был одним из немногих рок-музыкантов России, которых показывали по MTV. Но потом MTV стало узкопрофильным и стало показывать, как ты выразился ранее, трэш, потом оно вовсе перестало быть музыкальным телевидением и стало телеканалом Пятница. Нет ностальгии по былым временам?

Найк : Мы сейчас с тобой на примере канала MTV проследили историю нашей страны: как за эти 16 лет мы пришли к вечной пятнице. Всем плевать на всё, лишь бы только угорать и ни о чём не думать. В нашей стране народ раскачан так, что процентов семьдесят готовы бегом броситься в бой. Ну, после того, как допьют пивасик, конечно же. А ностальгии по MTV нет, однако, чувствуется отсутствие музыкальных каналов, которые бы крутили нормальную музыку. Но я телевизор не смотрю и тогда не смотрел. Помню, однажды в 80-90-х посмотрел зарубежное MTV. Вот там ставили нечто прекрасное. Целую ночь крутили андеграунд – Sonic Youth, My Bloody Valentine, а в следующий раз целый вечер крутили блэк-металл. В эфире находилось место разной музыке. А теперь мы получаем либо силиконовые сиськи, либо приторных мальчиков с какими-то фрикаделическими фенечками. И всё. Включи любой музыкальный канал — там одни п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Может быть дело в том, что сейчас все превратилось в низкопробный поп?

Найк : Ну, я и говорю – п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Некоторые любят вспоминать, что рок — музыка протестная. Как ты считаешь, неужели всем рок-музыкантам на роду написано вести авантюрный образ жизни и пихать в себя что попало — от таблеток до самогона?

Найк : Это условно то же самое, что ребёнок должен раскручивать кармические узлы своих родителей. То есть родители навешивают на своих детей всё то, что они не смогли в своей жизни реализовать, и ребёнок живёт не своей жизнью. Я считаю, что это неправильно. А рок сегодня абсолютно беззубый. Постоянно об этом слушая, мне пришла в голову идея записать альбом социального рока, который я выпустил в этом году с группой Инфекция. Пластинка о том, что происходит сейчас в обществе и к чему мы пришли за счёт своего легкомыслия. Остро, красиво и музыкально — вот, пожалуйста, не беззубый рок.


Rock Cult : Если воспринимать Инфекцию как первую твою группу, судя по сольному творчеству можно сказать, что ты стал намного спокойнее?

Найк : Инфекция — не первая моя группа. Это Википедия отмечает 30 лет моей творческой деятельности. Можете верить ей, мне всё равно. До Инфекции у меня была одна романтическо-некрофилическая история, которая длилась чёрт знает сколько лет. В 84-м году я записал акустический альбом Диалог со стеной . У меня даже записи моих концертов до Инфекции сохранились, но я их пока не выкладывал нигде. Тем не менее записи очень смешные. Возможно, что среди них даже шлягеры есть.

Rock Cult : В какой-то рецензии было также сказано, что та же пресловутая Лошадка была сочинена в формате Инфекции, потом переписана и перезаписана для сольного проекта.

Найк : Я её просто вставил в альбом Инфекции, а до этого она года три лежала в черновиках, и я на неё даже внимания не обращал. Написана эта песня где-то в 1993-м году, первый раз она вышла на юбилейном альбоме в честь 10-летия группы Инфекция. Я его записал один, сам играл на всех инструментах. Альбом называется Возьми Свою Суку На Руки . И когда Лошадку стали крутить в Питере по радио, я понял, что песня крутая. Многие друзья говорили, что надо её в сольник вставить, а я как раз записывал альбом Головоломка и решил сделать более акустическую версию, которая начала крутиться на всех радиостанциях. А в 2000-м я её перезаписал в том виде, в котором её знает страна.

Rock Cult : А чем спровоцировано такое творчество, которое представлено в Инфекции? Это попытка быть похожим на своих отвязных кумиров, или ты хотел что-то сказать?

Найк : Вообще ничего не хотел говорить. Это всегда был прикол. Моя мама очень любит литературу, Пушкин — её любимый поэт. И вся его срамная лирика была мне очень хорошо известна с детства. В моей семье никто не ограничивал себя в подобной лексике, и в один момент мы с друзьями очень увлеклись этой срамной лирикой. Саня Лаэртский со своим Волосатым Стеклом матерился, Летов и Гражданская Оборона тоже. Я подумал, что это прикольно. Так мы на кривых гитарах и писали альбомы Инфекции на магнитофон. Просто так, ни для чего. Записали альбом, послушали его пару раз, дали послушать паре друзей и прямо на эту же катушку записали следующий.

Rock Cult : В последнее время набирает обороты российская андеграундная сцена. Ты себя с ними ассоциируешь?

Найк : Да я себя вообще ни с кем не ассоциирую. Я не люблю субкультуры, и участия в них не принимаю. Но мне нравится за этим наблюдать. Круто, что появляется нео-психоделическая волна, и что эти ребята увлекаются музыкой современных направлений, которая нравится и мне. Там, конечно, пока всё содрано с других артистов и своего ничего нет, но я уверен, что даже из тех групп, которых мы называли хипстерами, появится что-нибудь интересное и самобытное. Например, первый альбом Blur записан в типичном стиле манчестерской волны. Но следующие их работы изменили историю. Альбом 13 я считаю кульминацией творчества Blur, например. На западе это частое явление, а у нас такое – редкость. Но я уверен, что рано или поздно и из нашего андерграунда вырастет нечто самобытное и уникальное, стоящее на собственной планете.



Rock Cult : Философский вопрос: наша солнечная система движется в бесконечной вселенной, а что будет, если на полной скорости она достигнет границы реальности? Солнечная система срикошетит, или будет уничтожена?

Найк : Да при столкновении всему конец придёт, так что об этом бессмысленно думать вообще. Оно, конечно, может отскочить как мячик по каким-нибудь законам физики, но законы физики, которые мы знаем, работают только в пределах нашей планеты. Как только мы вылетаем в атмосферу, сразу же время замедляется. Оно теряет весь смысл и перестаёт быть линейным. Мы воспринимаем лишь крохотную часть реальности, а она более многомерная, чем то, что позволяют нам осознать наши десять процентов мозга.

Rock Cult : Если следовать этой логике, то для познания всей реальности не стоит судить по своим меркам и считать сеья центром вселенной?

Найк : А всех устраивает такая модель поведения.

Rock Cult : Как ты себя чувствуешь в обществе, где такая модель поведения считается нормой и все судят себя по собственному мировоззрению?

Найк : Критические выпады в мою сторону очень забавные. Но последнее время меня ни в чём не обвиняют, потому что я давно всем всё разжевал и в рот положил. Я, можно сказать, пошёл наперекор себе и стал объяснять свои тексты, чем никогда не занимался и не буду заниматься впредь. Объяснять смысл текста песни глупо – всё равно каждый воспринимает его в меру своей испорченности. Каждый воспринимает этот мир таким, каким является сам. Но в принципе и мира-то нет, а есть хаос. И основная задача человека – упорядочить хаос в своей собственной галактике. Если разобраться, то каждый человек является собственной вселенной, богом и дьяволом, и никто ни в чём не виноват. Порядка в хаосе невозможно достигнуть, можно в нём только раствориться. Становясь частью хаоса, ты подчиняешь его себе, и всё. Хотя, это сложно даже осознавать.

Rock Cult : Ты помнишь момент, когда впервые стал сочинять песни?

Найк : Творчеством я занимаюсь с тех пор, когда ещё говорить не умел. Я просто пел, потому что очень люблю музыку, и она была всегда. В детстве я очень любил The Beatles, Jefferson Airplane, Velvet Underground – кстати, одна из моих любимых групп до сих пор. Когда я начал говорить, то выдавал стихами некоторые фразы. А когда научился писать, то начал писать тексты. Так что я не помню, в какой конкретно момент я начал заниматься музыкой. А вот Инфекция — это уже юношеское безумие и максимализм, учитывая, что у нас все песни были про секс, сиськи, насилие, женщин в пьяном виде. Я брал любую фантазию, доводил её до абсурда, и это становилось песней группы Инфекция. Так происходит до сих пор, кстати. В сольном творчестве всё по-другому, там другая концепция, тексты строятся по-другому и по-другому переживаются.



Rock Cult : Инфекция — это не особенно глубоко и духовно осмысленный материал?

Найк : Это как будто я в гости приехал, а там все угарают, и я вписался в коллектив. Но я знаю, что это закончится, я поеду домой, где уже моё сольное творчество. Инфекция – адская вечеринка, где угарают до смерти. Это отдушина такая. Как только материал накапливается, мы записываем альбом. Это может происходить раз в десять лет, а может, и раз в два года.

Rock Cult : Это своего рода психотерапия?

Найк : Есть песни, которые не могут найти отражения в моём сольном творчестве. Но чтобы не убивать их, а давать им жизнь, я делаю разного рода проекты.

Rock Cult : А чем вдохновлено сольное творчество?

Найк : Точно не социумом и не социальными потрясениями. Скорее, это о моих переживаниях и вещах менее реальных, чем то, о чём поёт Инфекция. Не люблю бытописательство.

Rock Cult : Оглядываясь назад, чувствуешь ли ты перемены в себе?

Найк : И да, и нет. В чём-то я остался прежним, и ничего вообще не изменилось, а в чём-то я действительно изменил свои взгляды. Но вдаваться в подробности уже не хочется. Важно сохранить то, что было с тобой с самого начала и не растерять, а преобразовывать накопленный опыт в практические знания для себя современного. Когда ты забываешь свои корни, то ты не имеешь будущего.


Найк Борзов - достояние российской рок-сцены. Философ, экспериментатор и любящий отец, заряженный удивительной энергией и наполненный тонкой любовью к жизни. Музыкант, чье творчество существует вне времени, но при этом опережает его.

Накануне акустического концерта Roof Music Fest он поделился с нами своим видением жизни, иногда нестандартным и парадоксальным, но всегда честным и самостоятельным, а потому – бесконечно подкупающим.

Совсем скоро выходит Ваша первая концертная пластинка и первый за 15 лет концертный DVD. Что еще интересного и важного произошло с Вами за последнее время?

Да, много чего важного и интересного произошло. Помимо хорошего, еще много и плохого. И все это меня настраивает, скажем так, на романтичный лад и написание новых песен. Вот сейчас в Питере нахожусь и записываю свои новые песни.

Последние два уикенда вы провели в Москве и в Петербурге, где выступали на фестивале Geek Picnic с лекцией о музыке будущего. Расскажите, какая она, на Ваш взгляд, музыка будущего?

Я, конечно, никому ничего не навязываю, это только мое восприятие реальности и исходящее из нее видение будущего. Мне кажется, мы видим два вектора, два направления: это - музыка без содержания, которая направлена на удовлетворение низких потребностей, на развлечение. В творческом и содержательном смысле оно будет совершенно деградировать. Появятся в какой-то момент, грубо говоря, «уродцы» на сцене - человек с пятью головами или, наоборот, отрезанной половиной тела и замененной на тело осьминога или на тело робота. То есть, артисты будут менять себя для того, чтобы удивлять людей, чтобы больше людей платило больше денег посмотреть на этого «уродца». Мы видим такой безумный, красивый, фрикоделический ад.

А каким будет второе направление?
Если мы имеем тенденцию первого направления - развитие интеллектуально-искуственного, так сказать, поноса…(смеется), то другое направление будет андеграунд: люди, которые откажутся от вставления чипов в мозг либо чипов идентификационных в руку. Они будут слушать виниловые пластинки до конца своих дней, покупать альбомы, все время ходить на выставки, читать книги, а не журналы или «мудрости Контакта», будут любить гулять на природе, а не в ночных клубах, будут влюбляться, а не е***ся друг с другом, которые будут ходить на концерты живых исполнителей-индивидуалистов.

А есть будущее у музыкальной России?

Да, конечно, оно возможно. Гармоничное и правильное. Имеется в виду такое будущее, чтобы все были удовлетворены. Нужно будет всем направлениям, стилям, видам искусства дать собственную площадку для рекламы того, что они делают. Когда все направления: и рок и психоделическая музыка, и хипстеры те же, и исполнители, поющие и на английском, и на русском, и на всяких других языках, будут доступны повсеместно или будет пара соответствующих каналов, этого уже будет достаточно. Люди тогда смогут выбирать, появится альтернатива. Когда тебе рекламируют и навязывают что-то одно, ты начинаешь это покупать, не задумываясь, зачем даже ты это покупаешь. Те же реклама и телевидение - это сродни тому, что придумал Йозеф Геббельс и министерство пропаганды Третьего Рейха. Телевизор и телевидение придуманы для того, чтобы прочищать людям мозги и закладывать туда то, что нужно правителю, который в данный момент средствами массовой информации руководит.

Вы поэтому не смотрите телевизор?

Я его вообще не воспринимаю в принципе. Это предмет, на который я могу сесть или что-то поставить, другой ассоциации у меня не возникало. Либо это табурет, либо столик - не более того. Вынув лампу изнутри, можно очень красиво его оформить. Мы делали там такой алтарик со всякими фигурками смешными. У меня на Новый Год телевизор был внутри весь заложен ватой: батя с мамой делали там всякий дождик, Дед Мороз там сидел и Снегурочка.

В недавнем интервью детской библиотеке Вы озвучили топ-лист от Найка Борзова, в который вошли киги «Властелин колец», «Три товарища», «Путешествие Барона Мюнхаузена» и рассказы Лавкрафта - книги, так сказать, для всех поколений. А что из современной российской прозы Вы могли бы порекомендовать?

Первые романы Пелевина были неплохие: «Generation P»,например, и далее. В каждом у него есть какие-то фишки. Но это больше фишки, понимаете? И все какое-то повторяющееся, просто разными словами рассказанное. У Сорокина есть «Опричники» и «Голубое сало». Но это больше для взрослых литература, не для детей. Набоков забавный, но не «Лолита», а «Приглашение на казнь», например. Он же сумасшедший был, поэтому у него очень интересное мышление. Оно одновременно сбивает с толку и завораживает. Я как раз читаю это его произведение и пока не могу сказать, понравилось оно или нет, но читать интересно.

На этой неделе Вы снова порадуете Санкт-Петербург своим выступлением, подарив его жителям акустический концерт в рамках фестиваля на крышах Roof Music Fest. Как родилась идея уйти в живое звучание? В чем особенность акустического концерта и подготовки к нему?

Как-то так случайно получилось, чуть больше года назад. По-моему это началось с какой-то радиостанции. До этого я познакомился с перкуссионным инструментом, который недавно появился в мире, называется «кахон» - такая небольшая коробка прямоугольная, сантиметров 40. Мы с моим звукорежиссером потратили некоторое время, чтобы понять, как это подзвучивать, и нашли некую схему, когда это стало звучать очень близко по характеру к драм-машинкам. Я пригласил перкуссионистку-барабанщицу Аню Шленскую, которая играет у меня на акустиках на этом кахоне, плюс у нее еще всякие бонги и прочие дела. Два моих гитариста Корней и Илья по краям. Ну, и я там тоже на барабанах небольших, перкуссии, тамбурине, всяких шейкерах - мы таким составом отрепетировали несколько песен. Я сразу начал менять аранжировки, и настолько это стало завораживать всех, что я, спустя где-то полгода, решил все это записать - в итоге получилось 22 композиции, собранные из моих пластинок, плюс парочку новых - это песни «Молекула» и «Ева».

Как реагируют зрители?

Мы недавно выступали на мероприятиях, где было 15-20 тысяч зрителей, и реакция была такая, что у меня аж слезы текли! Народ скакал, прыгал. Причем этот рейв делался на обычных акустических инструментах, на которых люди играют уже тысячу лет. Миновав всю эту электронику, миновав весь этот технический прогресс. Мы просто миновали электронику, подвинули всю эту техническую фигню, и она стоит в сторонке и нервно курит. И вот, в Питере будет представлена как раз эта программа с этими инструментами.
У меня даже родилось название этому направлению - «этно-техно». То есть, - и «этно» и «техно». Мы соединили современное и прошлое.

Новое направление в музыке изобрели?

В общем, да.

А как Вы думаете, в настоящее время музыкант высокого уровня непременно должен быть автором свои песен? Прошли ли те времена, когда считалось нормой исполнять песни других авторов?

Есть исполнители, которые чувствуют музыку так, что мало не покажется, которые исполняют чужие песни, что не докопаешься. Как, например, Дэйв Гаан из Depeche Mode. То есть, он ни одной песни в Depeche Mode не написал, все песни сочинил Мартин Гор, и никто не скажет, что не вокалист песню написал, настолько он ее проживает и чувствует. Смотря, какая задача. Если человек хочет заработать денег, то можно и купить песню, ничего страшного. А, если задача менять себя и менять этот мир, хотя бы понемножку, то нужно, как минимум, выбирать, с каким автором работать.

Для вас музыка - это явно не возможность заработать деньги.

Да, потому что не я музыкой занимаюсь, а она мной. Я просто проводник. Я просто чувствую себя участником очень серьезного и глобального процесса. А это очень важно для человека - чувствовать свою сопричастность к чему-то великому и прекрасному.

Существует ли в мире причина, которая может заставить Вас отказаться от занятий музыкой?

Ну.. смерть.

А Ваш многолетний опыт не провоцирует ли вас на занятие бизнесом?

Мне предлагают заняться чем-то подобным. Я в общем-то генерирую разного рода идеи, но, как правило, они в большинстве своем непонятны обывателю и бизнесмену. Последние, собственно, на этих обывателей и настроены, настраивают свой бизнес так, чтобы заработать больше. Сейчас ситуация меняется и многие мои проекты, которые я придумал 10-15 лет назад, начинают выползать в мейнстрим и набирают трендовость. В будущем они будут дико модными.

Получается, ваши идеи опережают время?

В этом вопросе - да. Потому что, когда я предлагаю какие-то идеи, они кажутся многим радикальными. Не то чтобы оскорбительными, но задевающими какие-то не самые приятные струнки, но тем не менее, это работает. И через 10-15 лет люди говорят: «чувак, как жаль, что мы тогда не воспользовались твоей идеей (смеется) . Сейчас мы были бы первыми в этом бизнесе, ведь он набирает обороты и не только здесь, но и во всем мире».

Судя по Вашим песням и интервью, многие ответы для себя Вы находите в Космосе. Это единственная религия для Вас?

Мы вообще и есть Космос. Часть космоса. Все, что мы видим, - это и есть космический материал. Поэтому наш внутренний космос такой же огромный, как и космос вокруг нашей планеты, за пределами нашей Галактики. Собственно говоря, Космос - он не только в том, чтобы соединиться с ним внешне. Он, прежде всего, в том, чтобы найти его внутри себя, эту божественную искру. Наверное, для меня это всегда было единым и неразделимым. Я в общем-то всегда это ощущал, но осознал со временем, с возрастом это пришло как ответ на все вопросы.

А какого будущего Вы хотели бы для своей дочери? Желаете ей судьбу публичного, известного человека?

Публичного, знаменитого? Не желаю ничего такого. Она сама это видит и то, как я на это реагирую. Но всегда, когда у нее были какие-то творческие потоки, она находила в себе эти потенциалы, я ей объяснял, что это главное, а не то, что вокруг. С другой стороны всячески пропагандирую образование, чтобы она разнообразно развивалась, много читала, меньше смотрела телевизор, много гуляла, получала новые ощущения, впечатления, видела разные интересные вещи, которые бы ее увлекали. Соответственно, даем ей выбор, чтобы она самостоятельно определилась.

Александра Боровая

Подарив 50 минут всем опаздывающим, он так незатейливо вышел на сцену, что крики в зале стали усиливаться лишь несколько секунд спустя.

С первой песни — «Начало дня» Найк дал прекрасное начало концерту. На стойке с микрофоном еще до выхода артиста был повязан красный платок, ничего не напоминает? «Вместо галстука ношу огромный красный бант » — строчка из песни «Художник». Уже через несколько минут пространство у сцены заполонили люди с красными, по-пионерски завязанными платками. Но на этом фанатская изобретательность не остановилась — над нашими головами периодически поднимались вверх буквы, складывающиеся в различные фразы и слова. Мне удалось прочесть: «зОхвачено», «найк-торт», «куплю комнату» — попробуйте догадаться сами, что за этим стоит.

Стоит сказать, конечно, о найковском сценическом амплуа, хотя едва ли это какой-то продуманный образ. Невероятно хаотичные метания по сцене, свободные взмахи руками, ногами, Найк напоминал надувную куклу, колыхающуюся на ветру. Огромные голубые глаза Найка, которые он так иронично закатывал — определенно его фишка, да и как еще можно спеть: «Я привезла им новый мир, Я привезла кокаин». Отдельное спасибо стоит сказать помощнику по сцене, который вовремя успевал распутывать намотанный шнур на микрофонную стойку или на самого Найка. Действительно, периодически казалось, что артист был настолько погружен в свою музыку, что терял ориентацию на сцене.

На концерт были приглашены гости, точнее всего один — Шура из Би-2, который прекрасно исполнил партию Левы в песне «Касаясь земли», а Найк свою и Ренарса из Brainstorm . Вторым гостем, как назвал его сам Найк, оказался не кто иной, как Че Гевара, мелькнувший на экране во время песни «Бардак в голове». Не все так просто в голове российского рока.

Найк порадовал подборкой песен. Хотя выбор из изначальных 40 композиций, по всей вероятности, был не прост — концерт длился почти три часа. Артист многое включил из своего альбома 2002-го года, а также было приятной неожиданностью услышать композицию 1994-95 гг из альбома «Закрыто». Новые хиты из долгожданной новой пластинки, наконец, тоже прозвучали: медленное «Видение», хардкорный «Подсос и отсос». В итоге, при прослушивании вышел целый букет чувств: от сентиментальности в песне «Последствия любви» до отрешенности в «Пустоте» и до надежды в «Видении». Публика даже не успевала перестраиваться. Порой все стояли как зачарованные после лирической песни в духе «Сновидения», а тем временем барабанщик выкладывался изо всех сил.

Кстати о зрителях, зал был практически битком, но стоять было комфортно, никто никого не прижимал. Вероятно, сказалась возрастная категория. Конечно, молодежь сейчас слушает все, но тех, кто возможно в 90-ые покупал кассеты «Инфекции», было гораздо больше.

Ближе к концу концерта после выхода на бис Найк так разошелся, что все чаще стали раздаваться крики вроде «Мы тебя любим!». В ответ Найк очень эффектно разбил акустическую гитару, которая с третьего удара об пол разлетелась в щепки. При этом, в зале стояла настоящая какофония, и атмосфера была просто фантастической. Но я быстро вышла из транса, стоило мне услышать: «Найк, струны подари!».

В общем, концерт удался на все 200%. Даже, стоя в очереди в гардероб я слышала крики «Найк, на бис!» — все-таки, он так редко балует зрителей живыми выступлениями. Теперь остается надеяться, что подобные шоу будут устраиваться им все чаще, ведь так много чего еще не спето.

Начало дня

Свежая кровь

День как день

Последствия любви

Было есть и будет

Упасть-пропасть

В формалине

Присниться мне

Челнапер

Паническая атака

Ты горишь

Сновидения (акустика)

Касаясь земли (акустика)

Бардак в голове

Поцелуй и уксус

Сейчас и здесь

Подсос и отсос

Последняя песня
~~~~

Меланхолия

Хороший день

Три слова

Верхом на звезде

Сейчас вы активно продвигаете свою акустическую программу, с которой и выступите в ближайшую субботу на площадке Beatnik.

Вас ждет скорее акустический рейв, чем просто концерт, я придумал стилю музыки, которую вы услышите, определение «этно-техно». Название непонятное, но зато когда все приходят на выступление, значение его становится понятно. Обычно когда люди собираются на акустику, то ждут «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и прочую нуднотеку. А здесь другая история, отчего у публики меняется отношение к акустической музыке в принципе. Мы выводим ее на новый уровень. Сюда еще подходит термин unplugged– без подключения к электричеству. Хотя у нас два гитариста играют с использованием современных высокотехнологичных приборов. Так первобытность, шаманизм соединяется с современностью. Можно сказать, мы замыкаем в цикл прошлое и будущее. И если бы рок-н-ролл придумали в Средневековье, то наверно он бы звучал так, как моя новая акустическая пластинка, которая выйдет в ноябре-декабре.

Стиль техно сейчас популярен в массах. Как думаете, почему?

Техно - это нечто первобытное, примитивное, построенное чисто на бите и перкуссии. В нем мало, что происходит. Это такое постоянное движение, которое втягивает в себя, и ты начинаешь менять свои притязания и двигаться в такт. Именно так и происходит у меня на концертах.

Вы говорили, что не используете электронику в этой программе.

Мы ее избегаем всяческими способами, используем инструменты классические акустические – рояль, варган. Вру, есть синтезатор и орган, который все же остается более акустическим, воздушным инструментом, несмотря на то, что его засунули в маленькую коробочку. Где-то год назад я познакомился с ударным инструментом кахон – его звучание меняется от более низкого по середине к более высокому по краю коробки. Когда я его услышал впервые, то сразу подумал, что он похож на аналоговую драм-машинку из ряда первых органов Хаммонда. Вот с этого кахона все и началось: я позвал перкуссионистку, которая играла на этом инструменте, я ей начал придумывать разные биты, стал выступать с двумя акустическими гитарами, сам играю на перкуссии, вокруг меня вы увидите много всякого барахла. Видя реакцию людей, и на основании собственных ощущений, мне захотелось все это записать. В декабре прошлого года мы сняли заброшенный дом культуры 1950-х годов, который не реставрировался, там лепнина осталась. На стенах были картины накаченных мужчин и женщин, танцующих с платками, полуголых детей с дедушками, все довольные и счастливые. И вот в этом помещении мы сели с музыкантами и записали больше двадцати песен из старых альбомов и две новые: одну под названием «Ева» я написал в конце 1980-х, вторую - «Молекула» - в середине нулевых. Всем знакомые песни мы сделали в таком виде, которых не услышишь в электрических альбомах.

Старые песни на новый лад – актуальная тема.

Мне всегда казалось, что для того, чтобы быть в теме, нужно не быть в теме абсолютно. Я всегда нахожусь в андеграунде современной ситуации и тем самым опережаю время. Как только заканчивается мода, вместе с ней умирает все, что с ней было связано. Вот окончательно пройдет волна хипстеров, умрут все «Помпеи», On-the-Go, «Тесла бои», лет через десять о них никто и не вспомнит. Кроме тех, кто слушают прямую бочку и ничего нового не воспринимают. Форматные модные истории я уже слышал много раз, делал много раз. Я лет двадцать назад играл с прямыми бочками - затягивающую музыку, ничего в себе не несущую, работающую в качестве саундтрека для вечеринки. У меня была группа «Бобры-мутанты» – проект свободного потока сознания, нойзовый авангардный психодел мы закончили прямой бочкой, самобытным трансом. И как только через полтора года распространилась прямая бочка, мне она осточертела, и захотелось вернуться к чему-то более человечному.

Вверх