Интервью с Натальей Чумаковой из «Гражданской обороны. Женщины Егора Летова. Кем приходилась ему Наталья Чумакова? — А издавать ты их не думаешь

Основатель российского панк-рока, поэт и музыкант Егор Летов был в 80 - 90-х годах знаковой фигурой отечественного андеграунда. Несмотря на то, что местом дисклокации созданной Летовым группы «Гражданская оборона» являлась Западная Сибирь, его творчество высоко ценилось среди огромной массы молодёжи всей России. Музыкальный коллектив Егора имел своеобразный собственный стиль, отличающийся высокой энергетикой, оригинальной музыкой и грубовато-изящной поэзией, в которой панк-философия причудливо смешалась с богатой эрудицией и эмоциональностью. Даже полулегальное существование группы «Гражданская оборона» оказало значительное влияние на развитие российского рока. Женой Егора Летова были, в своё время три женщины, близкие ему по духу и увлечённости музыкой, но в законном браке он состоял только с одной из них.

Со своей первой гражданской женой, певицей Янкой Дягилевой Егор познакомился в 1987 году, на первом рок-фестивале в Новосибирске. Это было случайное знакомство, не закончившееся союзом: музыкантов разогнала милиция и выступление «Гражданской обороны» продлилось всего 10 минут. Позже Янка приехала в Омск, где состоялся квартирный концерт. Отправившись вместе в аптеку за лекарствами для приболевшего гостя, Егор и Янка поняли, что нужны друг другу. Их любовь стала легендой среди панк-рокеров. Они то жили вместе, то разделялись, говоря о свободе отношений, участвовали в концертах, носили одежду в стиле «хиппи», ссорились и мирились, будучи загадкой и кумирами для окружающих фанатов. Не отличающаяся особой красотой и женственностью Янка была очень дорога Летову и он тяжело пережил её гибель, случившуюся в мае 1991 года.

Утонувшую в реке Янку некоторые объявили самоубийцей, но были также неподтверждённые официально слухи о насильственном характере её смерти. Следствие назвало её кончину «несчастным случаем». Для Егора это не имело особого значения: он собрал все бумаги любимой и переиздал её стихи, песни, записи. Друзья рассказывают, что он, в отчаянье, порезал себе руку крест-накрест в память о своей потерянной первой любви. На похоронах Янки он познакомился со своей будущей законной супругой, Натальей Чумаковой, но их роман был впереди. Второй подругой Летова стала Анна Волкова - администратор его группы. Она была «мастером на все руки» по воспоминаниям брата Егора- саксофониста Сергея, и умела не только устраивать концерты, но и делать ремонт их музыкальной техники, при необходимости - «строить» весь коллектив и держать его в относительно трезвом состоянии.

Причиной расставания с красавицей Аней стала, по словам Сергея, банальная измена возлюбленного. Сдержанный в отношении других женщин и, в общем-то, «не ходок» Егор увлёкся какой-то москвичкой и его гражданский брак с Анной, просуществовав с 1991 по 1997 год, распался. Тогда и состоялась вторая встреча Летова с Натальей Чумаковой. Стоит отметить, что начитанный, вышедший из интеллигентной семьи, Егор, невзирая на загулы, панк - атрибутику и ненормативные выражения, пересыпающие его творчество, имел сильный интеллект, образное мышление и писал непривычные для обывателей, но очень неплохие стихи. Его женщины тоже никогда не были глупенькими простушками: Янка проявляла способности к гуманитарным наукам и писала хорошие песни. Наталья выросла в семье профессора - пушкиниста, закончила НГУ и училась в аспирантуре.

Они поженились в 1997 году, после того, как Наталья развелась с первым мужем и стала бас-гитаристкой в «Гражданской обороне», полностью растворившись в делах и увлечениях Егора. Она участвовала в концертах группы и иногда пела, но главным в её существовании - был Летов, его дела, заботы и здоровье. Не слишком крепкий и переживший в 1985-1986 году принудительное лечение в психиатрической клинике, музыкант перенёс уже 5 инфарктов и несколько клинических смертей. Он умер в возрасте 44 лет, у жены на руках и это стало страшной трагедией для неё. После смерти Егора в 2008 году, Наталья занялась изданием его поэтического и музыкального наследия, сняла биографический фильм о своём муже. Она с помощью поклонников группы, поставила памятник на могиле Летова и ежегодно посещает концерты памяти в день его рождения.

Тридцать лет назад в Омске возникла «Гражданская оборона», ставшая одной из самых знаменитых советских рок-групп.

Её лидер, Егор Летов, выступал в Великом Новгороде дважды – с сольным концертом в Антонове осенью 2001 года и в ноябре 2007 года – за два с половиной месяца до смерти. В среду в кинотеатре «Новгород» - о «Гражданской обороне» в восьмидесятые. Его представила зрителям режиссёр, оператор, бас-гитаристка группы, жена Егора Летова – Наталья Чумакова. «Вашим новостям» она рассказала, что организатор показа в Великом Новгороде, директор Бюро приключений «53 тура», «подкупил» её тем, что, как и она, является болельщиком «Спартака».

- А за кого болел Егор Летов?

За ЦСКА, но у него менялись пристрастия, болел за тех, кто более «дико» играл.

- За пределами сцены он был Егор или Игорь?

Смотря для кого. У нас с ним друг для друга были свои имена, я о них говорить не буду. Для поклонников, конечно, Егор. А в группе все обращались друг к другу по имени-отчеству. Это ещё вторым основателем группы Кузьмой было заведено – «Игорь Фёдорович», «Константин Валентинович».

Игорь Фёдорович рассказывал в интервью, что в детстве несколько раз пережил состояние клинической смерти. Он вам говорил, с чем это связано?

У него вроде была родовая травма. Он был очень болезненным в детстве. Не переносил поездок в транспорте и не мог даже поехать из своего района в центр на автобусе. А потом у него это прошло в один момент. Видимо, произошла перестройка организма, которая бывает, когда человек взрослеет.

- Я правильно понимаю, что в родном Омске «Гражданская оборона» не давала концертов никогда?

С самого начала их там не принимали. Были преследования и прочее. И в какой-то момент Егор сказал: «Мы – новосибирская группа». В Н-ске их, наоборот, очень тепло приняли. Егор месяцами жил там в Академгородке. А то, что в таком городе, как Омск, тогда, в начале восьмидесятых, люди стали заниматься такой музыкой, это странно для меня. Это ведь не только Егор, но и Иван Морг, группа «Пик Клаксон».

- Вы несколько лет прожили в Новгороде. Расскажите, пожалуйста, про эти годы.

Я родилась в Киргизии, потом мои родители приехали в Новгород преподавать в педагогическом институте. Мы жили в четырёхэтажном общежитии, от которого к зданию пединститута тянулись яблоневые сады, которых теперь, кажется, нет. Затем мы получили квартиру на улице Кочетова. Со второго по пятый, кажется, класс я училась в школе номер двадцать шесть, по-моему. Но, честно говоря, эту школу, какой бы у неё не был номер, я не люблю вспоминать. Она была очень кондовой. Нас собирали за полчаса до уроков на какие-то линейки, мы стоя слушали гимн, кого-то постоянно пропесочивали… В общем, когда мы переехали в Новосибирск, и я там пошла учиться, то была потрясена, что в школе может быть по-другому.

- С чего началось ваше увлечение рок-музыкой?

Я недавно рассказывала об этом в интервью… Для поступления в Тимирязевку в Москве (училась я в итоге в академии имени Скрябина) я проходила стажировку в коневодческом хозяйстве в Новосибирской области. Туда в глубинку привозили в основном индийские фильмы. И однажды привели «Взломщика», в котором играли Кинчев, Гаркуша. И я поняла, что есть мир, которого я совершенно не знаю, и он меня очень увлёк. Я слушала много музыки, в русских группах скоро разочаровалась, и вдруг услышала «Гражданскую оборону». Была даже определённая гордость, что такие группы появляются у нас в Сибири. Там ещё были «Калинов мост», «Бомж».

- До «ГО» вы играли в «Начальнике партии». Что это была за группа?

Новосибирская группа, которой сильно известной стать, к сожалению, не удалось. Мы записали альбом, но не смогли записать вокал, потому что наш вокалист страшно напился и разнёс пол-студии, после чего нас оттуда выгнали.

- Сейчас вы нигде не играете?

Играть очень хочется. Но я не представляю, с кем после «Обороны» я могла бы играть… Я занимаюсь звукорежиссурой, ремастерингом – опять же «обороновских» записей.

- Будут ли новые диски «Гражданской обороны»? Есть ли песни, которых ещё не слышали?

Новые издания, конечно, будут – архив ещё не до конца разобран. Хотя выпускать их не очень просто – у нас одна дружественная фирма – «Выргород», это, по сути, один человек – Алес Валединский. Новых песен, видимо, не будет. Есть только один небольшой набросок на диктофоне…

- Где сейчас музыканты последнего состава «ГО»?

Барабанщик Паша Перетолчин в Москве звукорежиссёром. Мы с ним играли в «Начальнике партии», это он меня учил играть на басу. Гитарист Александр Чеснаков остался в Омске. Я сейчас в Москве. В Омске мне теперь … нечего делать. И понятно было, что заниматься фильмом можно только в Москве.

Какую музыку Игорь Фёдорович слушал в последнее время? После его смерти появились команды, которые ему, на ваш взгляд, могли бы понравиться?

Он всё время слушал американские психоделические и гаражные команды. Слушал и новые группы, но ему мало что нравилось. Мне жаль, что он не услышал последние проекты Лёни Фёдорова из «Аукциона» и Владимира Волкова.

В 2001 году в интервью в нашем городе Игорь Фёдорович говорил, что есть задумка записать альбом «Русский футуризм» вместе с Фёдоровым и Леонидом Сойбельманом из «Не ждали».

Да, к сожалению, этот проект не состоялся. Но Лёня Фёдоров это, в общем-то, воплотил в жизнь, записав альбомы на стихи Хлебникова, Александра Введенского – любимого поэта Егора.

Девяностые годы для «ГО» прошли под знаком политики. А в последние годы её лидер высказывал какие-нибудь политический симпатии?

Он сказал как-то в интервью, что единственной партией, в которую бы вступил, является «Психоделическая партия России». Но такой партии нет.

Коллега, гитарист новгородских групп, названий которых не помню, время о времени посмеивается над игрой «ГО», качеством записи.

Что сказать – не прав ваш коллега, мягко говоря. Можно, конечно, соревноваться, кто лучше сыграет на гитаре, допустим, «Полёт шмеля» - и что, это рок-н-ролл? Нужен настоящий драйв, который идёт через музыку и тексты. А вот кто оценивает музыку по тому, насколько она хорошо записана, по-моему, не прав. На этом много групп погорело – старались записаться получше, а за этим – одна пустота.

Знаменитые среди поклонников интервью Игоря Фёдоровича в журнале «Контркультура» в 90-м году были подписаны: Серёга Домой, хотя известно, что Летов их сам написал. А существует такой человек?

Да, это школьный друг Егора. Прозвище пошло от какой-то истории. Но, к сожалению, нам его не удалось отыскать и записать для фильма.

- Как-то вы рассказывали, что Летов нарочно срывал голос, чтобы добиться того вокала, которым спеты его песни.

На ранних записях его первой группы «Посев» слышен вполне обычный высокий голос. А позже вдруг появляется этот его вокал. Он мне как-то сказал, что нарочно орал в подушку, чтобы добиться такого голоса.

- Все альбомы «Гражданской обороны» были записаны в омской квартире. Игорь Фёдорович рассказывал, что получал предупреждения о выселении. Проблемы с соседями продолжались до последнего?

С начала восьмидесятых, когда начались записи в квартире, он был в своём подъезде отрицательным героем. Потом ведь появились фанаты, которые сидели в подъезде или под окнами. И Егор старательно распускал слухи, что он переехал. Проблемы с соседями закончились, когда мы на последних альбомах стали использовать электронные барабаны. У одного из соседей родилась дочка, и мы спросили: «Мы не мешаем?». Он заулыбался: что вы, ей так нравится, когда вы играете.

Известный кинорежиссёр Борис Хлебников до 38 лет никогда не слышал песен «Гражданской обороны». А услышав – познакомился с Натальей Чумаковой и стал продюсером фильма «Здорово и вечно». Деньги на монтаж и показ в кинотеатрах собрали с помощью платформы kroogi.com, которая зарегистрирована в Сан-Франциско – любимом городе Егора Летова, где он побывал один раз – в двухтысячные. Сумму, которую рассчитывали собрать за три месяца, люди, любящие «Оборону» собрали за три недели.

Тридцать лет назад, когда «Гражданская оборона» начиналась, шансов на то, что её когда-либо услышат не только соседи по подъезду, но и где-то в Сан-Франциско не было вообще.

Фото 1,3,5,7 - Татьяна Яковенко, 2,4,6 - Андрея Гацко и Антона Кочергина, GNN.

Егор Летов — музыкант-самородок из Омска, основатель российского панк-рока, идейный вдохновитель группы "Гражданская оборона". Несмотря на то что музыкант жил и творил в Западной Сибири, прославиться он сумел на всю страну. Бесчисленное множество последователей до сих пор помнит его песни и продолжает интересоваться творчеством талантливого исполнителя.

Мужчина состоял в серьезных отношениях трижды. Правда, официальный брак у него был только один — с Натальей Чумаковой. О том, как складывалась личная жизнь музыканта, читайте в статье.

Первая большая любовь

В 1987 году познакомился в Новосибирске с певицей Янкой Дягилевой. Они встретились на неофициальном рок-концерте, обменялись контактными данными и разъехались по своим домам. Затем встретились в Омске, куда с праздным визитом приехала Янка. Музыканты собрались у кого-то на квартире, устроили шумные посиделки. Позже на прогулке Дягилева и Летов поняли, что созданы друг для друга.

Весь мир российского панк-рока следил за их отношениями. А в них кипели настоящие мексиканские страсти. Влюбленные то сходились, то расходились, громко хлопая дверьми. Однако навсегда остались друг другу дорогими людьми. После трагической гибели возлюбленной в 1991 году Летов порезал себе руку крест-накрест в память о ней.

Знакомство с Анной Волковой

В 1991 году Егор влюбился в Анну Волкову, которая впоследствии стала администратором его группы. Их отношения не были такими же бурными, как предыдущие, к тому же спустя несколько лет мужчина увлекся другой девушкой. Удивительно, ведь в легкомыслии его обвинить было сложно. По всей видимости, не хватало как раз мексиканских страстей.

Анна была мастером на все руки, по воспоминаниям брата Егора, Сергея. Девушка вела не только административные дела "Гражданской обороны", но и с легкостью могла починить любой сломавшийся музыкальный инструмент.

Наталья Чумакова — официальная жена

Познакомились будущие супруги на похоронах в 1991 году. Но тогда мужчине было не до романтики, он тяжело переживал трагический уход из жизни возлюбленной. Вторая встреча состоялась в 1997 году. Теперь уже Летов был свободен от отношений, Наталья Чумакова тоже уже не состояла в браке. Роман развивался стремительно. Девушка была очарована своим избранником, выходцем из интеллигентной семьи, пишущим глубокомысленные тексты и занимающимся творчеством.

Наталья Чумакова — жена Егора Летова и его верная соратница до самой кончины музыканта в 2008 году. Она полностью разделяла его взгляды на жизнь и творчество. Коллектив "Гражданской обороны" принял ее в качестве бас-гитаристки. Она много ездила с группой по стране, иногда пела песни, писала музыку и занималась административными вопросами. Однако главной ее любовью был Егор.

Смерть Летова

Музыкант не отличался крепким здоровьем. Из-за разгульной жизни в молодом возрасте в зрелом он несколько раз давал Наталье Чумаковой, фото которой до сих пор ищут поклонники группы, поводы для переживаний. Мужчина перенес несколько инфарктов, неоднократно находился на грани жизни и смерти. В итоге на 44-м году жизни скончался на руках у жены.

Наталья Чумакова до сих пор не смогла оправиться от трагедии.

Наталья Чумакова: Прежде всего, огромная благодарность от нас всем тем, кто соболезновал и молился. Это действительно очень поддержало! К сожалению, затянули с ответами. Было очень тяжело и не к месту этим заниматься.

Миха, Бостон

Пожалуйста примите глубокие соболезнования!

Мы все скорбим вместе с вами, мы все (даже те, кто не знали Егора лично), чувствуем, что потеряли близкого друга. Очень грустно, что не написал раньше… а ведь ничего не стоило. Просто чтобы сказать спасибо: многому научился, многое понял, много раз получал необходимую поддержку. Вопрос-просьба: Хотелось бы увидеть книгу-официальную биографию, написанную нормальным человеком. Это бы нормальным, мне кажется, противовесом желтой гадости. Спасибо!

Наталья Чумакова: - Такая книга наверняка появится, но точно не в ближайшее время. Всё, что может быть написано «по горячим следам» - не более, чем спекуляция и желание нагреться на волне вот этого болезненного интереса.

Андреев Андрей, г.Ухта.

Здравствуйте участники группы «Гражданская оборона» Наталья, Александр, Павел мои искренние соболезнования вам, а также близким родственникам Егора брату и отцу. Извините меня, если вопрос покажется не корректным. Мне хотелось бы что бы внесли ясность в следующем вопросе, в связи со смертью Егора в масс-медиа появилось много различных толков и интервью, иногда противоречащих друг другу, и не понятных, такие как что у Егора было 14 остановок сердца, 6 инфарктов и то что прокуратурой РФ было возбуждено следствие по поводу смерти И. Летова, и то что он умер в Питере. Извините, если мой вопрос не уместен. Хотелось бы от вас услышать, как обстояло дело, и не слушать чужие кривотолки и домыслы. Спасибо за внимание, и за предоставленную возможность в это трудное время.

Света г. Москва

Расскажите пожалуйста как и от чего на самом деле Егор умер. Мне как и другим поклонникам кажется странным. Отец Егора говорит, что Егор умер в Питере от того, что много пил. Наташа говорит, что он умер в Омске от 6 инфаркта. Когда у Фёдора Викторовича спросили: «Были ли у Егора

проблемы со здоровьем?» Он ответил, что за 43 года у каждого человека могут быть проблемы со здоровьем. Что было на самом деле?

Причина смерти Егора стала самой обсуждаемой темой в интернете в последнюю неделю марта. Причем все это обросло странными слухами и невероятными, взаимоисключающими подробностями. Что вы можете сказать об этом? Как получилось, что данные экспертизы попали в информационные агенства?

Наталья Чумакова:: - Начнем с того, что отца Егора зовут Фёдор Дмитриевич. Одно это уже говорит о том, насколько можно доверять подобному источнику. Я вот сейчас сразу, чтобы потом не повторяться, скажу, что я не давала ни единого интервью, и даже пол-словом не перекинулась ни с одним из журналистов. И, кстати, не собираюсь. Что же касается Фёдора Дмитриевича, то то, что с ним сотворили, постыдно и жестоко. Люди ворвались к очень старому и совершенно убитого горем человеку и стали его пытать, причем потом выдали собственные домыслы за его слова. Кстати, это именно у него было 6 инфарктов, а никак не у Егора, который никогда не жаловался на сердце. Во всяком случае, мы услышали это от него всего пару раз после особенно тяжёлых концертов. Да он даже особо и не выпивал в последнее время, спросите у любого из организаторов. Просто действительно здоровья с возрастом хоть у кого не прибавляется.

Помимо концертов много сил ушло на переезд и обустройство квартиры. В новом доме не работал лифт и приходилось несколько раз в день подниматься-спускаться на 8 этаж с огромными тяжестями. Он хотел сделать всё непременно своими руками.

Никакого дела прокуратура не возбуждала, по их же словам, за отсутствием криминала.

Что там за странные данные и как, куда попали и почему, не имею понятия. Всё, что об этом писали - какие-то больные фантазии, одна нелепее другой. По поводу конкретики - скажу только, что ничего такого, что стоило бы обсуждать, не происходило. Никаких чрезмерных доз алкоголя. Никаких леденящих душу подробностей. А детали его личной жизни, я считаю, никого не должны интересовать. Он умер дома, в постели, даже не переменив позы, в которой спал. Сердце остановилось, остановилось дыхание...

Румянцев Даниил

Будет ли издано то, что не успел Егор? То есть оставшиеся Коммунизмы, сборник раритетов «Со Скоростью Мира» и новый live DVD (с записью выступления в Апельсине, например).

Наталья Чумакова: Надеюсь, что да - всё, кроме сборника раритетов, во всяком случае, так, как он был задуман. Дело в том, что вокал для него Егор записать не успел.

михаил кудрявцев

Наталья, выражаю глубочайшее соболезнование, если слова тут вообще уместны. Пожалуйста, проясните историю «последней записки». Действительно ли это писал Егор перед смертью и каким образом, да и зачем она попала в лапы СМИ?

Наталья Чумакова: Ну, разумеется, никакая это не последняя записка. Егор таких записок написал великое множество за свою жизнь. Там по ней совершенно понятно, что ей года 4 - раз речь идет о сведении «Реанимации». А как попала - это очень просто: те же журналисты, вломившись в нашу старую квартиру, не постеснялись по ней как следует прогуляться и стащить то, что им представлялось имеющим ценность. Зачем - это вопрос не ко мне...

Здравствуйте, дорогие ребята. Прежде всего, мои соболезнования. Я родился в Омске в 1971, долгое время жил в Киеве 80-90 годах и очень жалею, что не встретил лично Егора, хотя знал о нем достаточно много. Встретимся на небе. Планируется ли установка памятника на родине? Если да, сообщите номер счета во-всеуслышание?

Наталья Чумакова: Памятник будет, обязательно. Надеюсь, что всё срастется, и он будет совершенно необычным, вообще уникальным. Но это, к сожалению, действительно еще и вопрос средств. Номер счета сообщит на днях Сергей Попков в своей части интервью.

Опишите по часам среднестатистический «домашний» день Егора, во сколько вставал, чем занимался, когда ложился? Была ли у него мечта???

С большим уважением, Юрбан

Наталья Чумакова: Те, кто читал прижизненные оффлайн интервью, должны прекрасно представлять, что в свою личную жизнь Егор никогда и никого не впускал. Все задаваемые вопросы по этой теме непременно и категорически отметались. И сейчас ничего не изменилось. Я вообще не понимаю, зачем, с какой целью они задаются. Что для Вас изменится, если Вы узнаете, во сколько он вставал?? Ни я, ни те, кто действительно его хорошо знал, не станут откровенничать на такие темы.

Maxim Nikolaev

Здравствуйте, Позвольте в первую очередь выразить свои соболезнования родным и близким Егора, отцу, Наталье, брату, музыкантам... Знаком с творчеством Егора с начала 90х, и все это время оно было частью моей жизни. Случившееся воспринял как личную трагедию.

1. «На могиле атеиста Летова установили православный крест» - полный бред. Знакомый с творчеством Егора так бы не высказался. Брат Егора сказал, что крест на могиле - недоразумение, позднее было опровержение на форуме, что это не случайно. Расскажите, пожалуйста, по каким традициям, состоялось погребение, что было случайным, а что нет? Какова была воля покойного (если была) относительно погребения.

Наталья Чумакова: Воля, конечно, была - но ее оказалось невозможным выполнить. Больше всего Егор не хотел никакого ажиотажа вокруг своей персоны, и желал быть похороненным так, чтобы никто этого места не знал. Но это было нереально... к сожалению. Никаким атеистом он, разумеется, не был. Хотя в церкви действительно не крестился, но себя считал христианином, причем именно православным. Не оттого, что испытывал особые симпатии именно к православию, он как раз себя очень свободно, неформально чувствовал в духовном смысле - а оттого, что считал это правильным и естественным для русского человека. Так что ничего случайного не происходило. И похоронен он с тем нательным крестом, что носил всё последнее время - иерусалимским.

2. Известен факт само-крещения Егора в Иордане. Есть ли какие то сведения о его возможном крещении в православие, например, в детстве?

Наталья Чумакова: - К сожалению, спросить не у кого - ни бабушки, ни мамы давно нет в живых, а отец его всю жизнь был атеистом и истовым коммунистом, поэтому вряд ли его могли поставить в известность, даже если предположить, что этот факт имел место.

Леонид, Барнаул

Какова судьба студии ГрОб рекордс? Что с ней будет дальше? Не музеем же ей становится, это было бы, по меньшей мере, странно. Понятно, что должно пройти время, но, по-моему, и не только моему мнению, музыканты Обороны, те, кто в ней работал, могут сохранить тот живой дух, которым она переполнена.

Наталья Чумакова: Зачем же музеем? Она будет работать, как и раньше. Слава богу, мы, я и Саня Чеснаков, проработали в ней много лет, и даже без Егора - то есть, точнее сказать, без его физического присутствия - сможем продолжать его дело, благо отлично знаем, как это делать.

Сергей, Москва

Недавно впервые побывал на концерте питерской группы «King Kongs», ранее слышал их только на записях, скачанных из сети. Был немало поражен и обрадован, словно сходил погулять в 60-е. Читал, что концертный альбом Кинг Конгов сводили Егор и Наталья. Как это получилось? Эта пластинка выйдет с логотипом ГрОб рекордс?

Наталья Чумакова: - Этот концертник выпускает Берт Тарасов, наш старинный приятель. Он, собственно, и записал тогда King Kongs в О.Г.И., а потом попросил нас свести - потому что запись сама по себе получилась не очень удачная по качеству, и нужно было приложить немало хитроумия, чтобы она зазвучала. Разумеется, она выйдет с нашим логотипом - коль скоро сведение и мастеринг производились именно тут. С выпуском ее, к сожалению, возникли некие проблемы, в которые мы не очень вникали, но, кажется, скоро она всё-таки будет издана, насколько я в курсе, это дело буквально нескольких недель.

михаил зэм

Солнца вам ребята!

Вопрос: 1. Успел ли Игорь Фёдорович приступить к записи ремэйков 89 г. Будут ли выпущены какие ни будь не изданные песни? Наталья Чумакова: - Нет, не успел. Всё, что он считал нужным выпустить, будет выпущено непременно.

2. Будет ли Наталия Чумакова заниматься какими ни будь проектами?

Наталья Чумакова: - Пока не знаю, возможно.

3. (Извините за такой вопрос) Были ли у Игоря Федоровича, какие ни будь предчувствия накануне смерти? Наталья Чумакова: Нет, не было.

ЗЛОПЫХАТЕЛЬ

Здравствуйте. Заранее извиняюсь, очень не хочу чтобы мои вопросы сошли за неуместное любопытство. Мои соболезнования Наталье Чумаковой, родным и близким, всем музыкантам Г.О, директору группы и всем поклонникам творчества Егора Летова.

1) Чем теперь планируют заняться Наталья Чумакова, Александр Чесноков, Павел Перетолчин и Сергей Попков? Будете ли вы и дальше заниматься музыкой?

Наталья Чумакова: - У меня огромное количество работы, связанной с разбиранием архивов, аудио, видео и черновиков. О музыке пока не думаю.

2) Успел ли Егор подготовить все желаемые записи к переизданию? Какова судьба оставшихся переизданий? Выйдет ли «Звездопад» и Коммунизмы? От кого теперь это зависит?

Наталья Чумакова: В основном да. Пересведенный «Звездопад» был готов еще осенью, неизданные Коммунизмы - и того раньше, уже давно. Собственно, вообще вся история с переизданиями бэк-каталога была затеяна в большой степени именно ради них, однако издатели не справились с задачей. Издать их именно так, как задумал Егор, совершенно необходимо, но пока неизвестно, кто сможет за это взяться.

3) На одном из новостных сайтов некий Вилли Мельников (по его словам, друг Сергея Летова) откомментировал новость о смерти Егора и упомянул что «последние восемь лет Егор ежемесячно ложился под капельницу». Соответствует ли это правде?

4) Правда ли что летом 2007 у Егора случилась клиническая смерть?

Наталья Чумакова: Неправда.

5) Правда ли что некая журналистка бессовестно украла фотографии у отца Егора?

Наталья Чумакова: Все фотографии были возвращены.

6) Оставил ли Егор какие-либо пожелания, о том, как распорядиться его творчеством после его смерти. Было ли какое-то завещание?

Наталья Чумакова: Завещания не было, но устные распоряжения имели место, причём вполне чёткие.

oleg_arm

Здравствуйте!Вы написали, что можно задавать вопросы..

Игорь Фёдорович посещал Церковь? И что он говорил о Боге?

Заранее благодарю Вас за ответНаталья Чумакова: Он много чего говорил, всё, что он хотел сказать «вслух», есть в его стихах и песнях, в интервью, наконец. В церкви он заходил, особенно любил некоторые их них, например, те, что на Святой Земле.

Алексей. Новосибирск. «Рок-Сити»

Здравствуйте, Оборона! Вопрос мой касается наследия из песен, стихов, оставленного Егором. Планируется ли издание оных? Я имею ввиду те вещи, которые не публиковались ранее, а таких, я думаю, осталось немало. Может быть Егор планировал что-то издавать, но просто не успел? Спасибо за ответ.

Дмитрий. (Таллин)

Здравствуйте!

В первую очередь выражаю искренние соболезнования Наталье и всем участникам «Гражданской Обороны». Сам я живу с песнями Егора с 1991 года, поэтому для меня его уход является большой и ощутимой потерей. Если это возможно, я хотел бы узнать чем был занят Егор последние месяцы жизни, успела ли группа приступить к записи альбома ремейков на песни конца 80-х? Что будет с оставшимися архивами группы? Будет ли издана демо-версия альбома «Зачем снятся сны?», о которой Егор говорил, как о самодостаточном альбоме? С уважением и любовью ко всем Вам

Наталья Чумакова: Мы уже в принципе почти на всё ответили... Повторю, всё, что он хотел обнародовать, так или иначе будет выпущено. Например, последние стихотворения, которые, видимо, появятся в переиздании известной книги «Егор Летов. Стихи». Насчёт демо-версии, издать ее возможно, но об этом пока рано думать, есть более важные вещи, те, что Егор сам считал первоочередными.

Михаил. Крым. Симферополь.

Здравствуйте ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА!

Я, как и тысячи людей с болью переживаю случившееся. Конечно же, вам тяжелее всех сейчас, и пусть заочно из разных концов нашей планеты мысли и чувства людей, для которых ваше творчество всегда имело серьёзную значимость, окажут вам какую то поддержку! Силы вам, что бы жить и добра!

Несколько раз в офф-лайн интервью задавали вопросы по поводу фильма о группе. Возможно ли создание такого фильма под вашим авторством? (т.е. суть в том, чтобы авторами фильма были именно музыканты Г.О и близкие., если вы считаете что вообще это нужно). Я имею ввиду фильм, который, к примеру, мог бы состоять из каких-то видео-фрагментов, эпизодов снятых во время концертных туров (то, что происходило вне сцены) + Просто кажется, что вот, период жизни Г.О. начиная с начала 2000-х годов как группы был наиболее красивым и цветным за всю историю, это как-то чувствуется и по альбомам и по концертам и по видео и фотоматериалам. Т.е. именно в этот период как-то особенно стало ощущаться, что Гражданская Оборона это настоящая единая группа, в состав которой входят творческие музыканты, и каждый на своем месте. Наталья Чумакова: Да, такие записи есть, и очень возможно, что мы так и поступим, как вы предложили.

Николай, Зеленоград

«Шуршит газетой, лазит в Интернет». А как сам Егор соприкасался с компьютером? Он пользовался Интернетом, программами музыкальными? Читал новости в сетевых СМИ? Читал электронную почту?

Наталья Чумакова: Это абсолютно не секрет, что с компьютером Егор был исключительно на «вы». То есть он просто даже боялся его включать-выключать. И компьютер его боялся. Если Егор за него садился, тот немедля начинал пищать, выбрасывать угрожающие предупреждения, ну и, в конце концов, просто виснуть. Так что всё его общение происходило с помощью посредников. Почту читал, я ему открывала. Ответы диктовал. Ну и вообще часто что-то читал, хотя сам не искал. А насчет программ музыкальных - он в них самих ничего не понимал, но требования предъявлял по высшему разряду, и если комп отказывался одновременно сводить 40 32х-битных дорожек, да с обработками, грозился выкинуть его в окно. Приходилось соответствовать. Нам с компьютером

Алексей, Санкт-Петербург

На популярных социальных ресурсах «Одноклассники.ру» и «Вконтакте» еще при жизни Егора появились аккаунты, якобы от его имени.Причем после смерти они не исчезли, наоборот, их стало даже больше. Даже дураку понятно, что сам Егор эти аккаунты не заводил, да и правила этих ресурсов, прописанные в пользовательском соглашении, нарушены по многим позициям. Будут ли они удалены? И что Вы можете сказать тем людям, кто их завел?

Наталья Чумакова: Я уже ответила про отношения с компьютером. К тому же, Егор уже давно вообще терпеть не мог общаться с людьми, за исключением очень узкого круга. А насчет этих одноклассников и прочего подобного, он даже об их существовании не подозревал. Что таким людям сказать? Их жалеть надо... Своей жизни нет, скучная она, бессмысленная, вот и живут чужой, не подозревая о том, насколько это выглядит глупо и ничтожно. И ведь чтобы аккаунт этот создать, они время своё тратят, усилия некие прилагают, уму непостижимо. Так что нечего мне им сказать, да они и вряд ли прочитают. Не будем метать бисер... А администрация, наверное, их когда-нибудь всё равно поудаляет.

Антон Lf-res

Многочисленные интернет сообщества Гражданской Обороны после смерти Егора стали устраивать по всей России и зарубежом встречи, вечера памяти Егора. Каково ваше (группы) отношение к этому? насколько я помню, сам Егор не любил участвовать в вечерах памяти, хотя приходил играть.

Nastya, Москва.

Как вы относитесь к многочисленным прошедшим встречам памяти, концертам, а также исполнению песен Г.О. другими музыкантами в память о Егоре?Наталья Чумакова: - Со времен концертов памяти Башлачева и Селиванова, то есть уже почти 20 лет, Егор в подобных концертах не участвовал. Относился к этому очень плохо, называл «плясками на костях», и наше отношение такое же. Во всяком случае, исполнять его песни... Егор всегда говорил: делайте что-то своё!

Это и будет ему лучшей памятью.

28 февраля в Великом Новгороде прошёл показ последнего концерта «Гражданской обороны» - «Сияние обрушится вниз». Представить фильм в киноцентре «Новгород» приехала режиссер, бас-гитаристка «ГрОба» Наталья Чумакова. Сегодня мы расскажем не только про фильм, но и прогуляемся вместе с Натальей по городу её детства - Великому Новгороду.

О фильме «Сияние обрушится вниз»

Он посвящён последнему концерту «ГрОба», который музыканты дали в Екатеринбурге 10 лет назад, 9 февраля 2008 года. Спустя десять дней после выступления умер идеолог группы, поэт и музыкант Егор Летов. Концерт был записан по чистой случайности и позднее, через десять лет, превращён в полноценный фильм стараниями Натальи Чумаковой и независимой московской киностудии «Космосфильм». Ошеломительное выступление, памятный выход на бис и исполнение последней песни. Сейчас легендарная сибирская панк-рок-группа переживает новый виток популярности - даже рэперы, новые кумиры молодежи, признаются в любви к «Гражданской обороне».

Это был рядовой концерт, начало гастрольного года. Естественно, никто и подумать не мог, что он станет последним, - сказала Наталья перед показом в Великом Новгороде.

- Ощущение от того концерта сходится с тем, что вы увидели в фильме?

Конечно, нет. Во время концерта я сосредоточена совсем на другом, слежу за конкретным звуком. Звук на сцене - технический. Каждый из нас слышит определённые инструменты. А мне еще нужно было подсказывать Егору порядок песен, потому что он плохо видит без очков и список ему писать было бесполезно.

Звук фильма сводился специально для кинотеатров. Конечно, он не идеален, были ошибки. Мне потом говорили: «Подумаешь, вы где-то налажали, никто не заметил...» Но когда кто-то лажает и вся группа слышит, это выбивает коллектив из настроя, уходит внутренний драйв. Звукорежиссёр фильма Митя Патраков чётко слышал, где на последнем концерте Егор этот драйв потерял и где поймал. Я Мите рассказывала очень подробно о ключевых моментах концерта, и он страшно радовался, что правильно всё понял. Ещё у нас был прекрасный монтажёр Даня Зинченко, который прочувствовал музыку абсолютно верно. А съёмку вели обычные екатеринбургские телеоператоры, не киношники, один из них очень любил снимать девушек в зале, хотя тех было не очень много (смеётся). Еще свердловчане делали маленький репортаж на восемь песен, но он абсолютно обыкновенный, традиционный. Было понятно, что они вообще не в теме, им было не очень интересно. Как только мы доиграли до паузы между основным концертом и бисом, они тут же вырубили камеры. Хотя можно было бы снять много всего интересного - как люди в зале кричат, какие у них лица. Сначала мы хотели вырезать эту паузу, потом стали слушать, что народ топает и орёт, и стало понятно, что этот фрагмент нужно оставить. Я принесла кучу фотографий, в том числе из гримёрки этого концерта. А в итоге поставили на все три минуты самую последнюю фотографию Егора.

Как объясните феномен «Гражданской Обороны»: кажется, что сейчас группа в разы популярней, чем при жизни Егора. Почему не получилось сразу раскрутиться, как, допустим, группе «Кино»?

Я думаю, что Цой не сопротивлялся своей раскручиваемости, а Егор в своё время, когда понял, что они становятся слишком популярными, вообще группу распустил. Он этого сторонился. У «Кино» такая музыка, которая легко ложится на уши, в нее легко влюбиться. А Егор - для более узкой и особенной аудитории. Причём эти люди очень разных возрастов и музыкальных предпочтений: рэперы, люди, которые любят этнику, психоделику. Егор затрагивает болезненные и важные струны души. И эти струны могут быть у человека любого возраста, любой профессии.

- Многое ли осталось в архивах?

Многое, но не хочу всё вываливать. Ну, ничего супернеожиданного для поклонников не будет.

Наталья торопилась в кинотеатр, поэтому наш разговор оборвался, но мы условились встретиться на следующий день и погулять по городу.

Вряд ли все новгородские поклонники Летова пришли на февральский показ «Сияния»: зал не был переполнен. Стоит отметить, что несколько лет назад Наталья уже привозила к нам в город фильм «Здорово и вечно», тогда в кинотеатре не хватило мест для всех желающих увидеть картину. В 2018-м на показ собрались самые верные поклонники: не побоялись мороза и сидели около часа в ожидании устранения неполадок - никак не удавалось настроить звук. Наталья предложила неловкую паузу скрасить беседой: в режиме вопрос-ответ время пролетело незаметно. На экране замелькали кадры, послышались звуки «ГО»... Не было танцующих у кресел фанатов, Летову не подпевали хором. Кажется, все вжались в кресла. Фильм - машина времени. 2008-й вокруг нас, Летов жив, мы на концерте среди топающих фанатов. Только у нас, помимо восторга, грусть: мы-то знаем больше, чем те екатеринбургские ребята. И после концерта аплодируем не столько Летову, сколько Наталье, которая в 2018-м устроила настоящие гастроли «Гражданской обороны» в Великом Новгороде.

О Новгороде и детстве

На следующий день после кинопоказа мы встретились с Натальей. Я хотела провести ей экскурсию по городу детства: в Великом Новгороде она прожила 10 лет. Мы выбрали для прогулки Ярославово дворище, связанное с детскими воспоминаниями. Но оказалось, что общие ассоциации с нашим городом у семьи Чумаковых весьма тревожные.

Я жила в Новгороде с 2 до 12 лет. Сначала в общежитии у пединститута в Антониевом монастыре, потом нам дали квартиру на Кочетова. На Ярославовом дворище был пустырь и заколоченные церкви. Мы здесь часто гуляли с подружкой. Естественно, мы были маньяками археологических раскопок, мы «копали» всё время на этом дворище. Ничего, конечно, не выкопали. Ходили собирать черепки на берег Волхова. Вообще в Новгороде у меня были две отличных подруги, с которыми мы ставили спектакли, придумывали интереснейшие игры...

- Почему вы уехали из Новгорода?

Мои родители преподавали в пединституте. Папа - человек сложной судьбы. Он ветеран войны, буквально в первые месяцы был тяжело ранен и его комиссовали. А в середине Великой Отечественной посадили по доносу. Потом реабилитировали, но «клеймо» осталось на всю жизнь. Новгород же оказался городом консервативным и зажатым. Конечно, не хочется обижать новгородцев, но дух очень сильной несвободы царил в этом пединституте. Тогда папа был рядовым преподавателем, которому даже диссертацию не давали защитить. Студенты своим долгом считали доложить, что Чумаков на лекциях позволяет себе не произносить верноподданических речей про советскую власть. Мне тоже доставалось в школе: учительница младших классов меня просто возненавидела. Она требовала, чтобы я на конкурсах читала стихи про Ленина, а мне этого не хотелось, не было у меня этого пафоса. Она страшно придиралась, да и весь класс тоже был рад стараться... Когда родителям стало понятно, что дышать в Новгороде нечем, они решили было переехать в Петербург, но нас стали зазывать в Новосибирск. Мы уехали туда. Через какое-то время ректор рассказал папе, что доносы из Новгорода шли ещё два года.

На Ярославовом дворище Наталья вспомнила, что недалеко жил Владимир Иванович Поветкин. Я предложила прогуляться до Центра музыкальных древностей: бас-гитаристке должно быть интересно взглянуть на старинные музыкальные инструменты. Звёзды сошлись: мы пришли в центр ровно к началу экскурсий, да ещё смогли застать на месте продолжателя дела Владимира Ивановича - Антона Каменского.

Он отложил все дела и устроил для гостьи экскурсию. Наталья с восторгом рассматривала инструменты, и даже сыграла несколько аккордов на гуслях - при том, что на гитаре не играет со смерти Егора.

Так получилось, что о Летове мы заговорили только под конец встречи.

- Каждый новый человек что-то привносит в жизнь другого. Чему вас научил Егор?

Он с шести лет он слушал рок, потом авангард. Мне бы этих десяти лет не хватило, чтобы переслушать всё, что он слушал до меня. Очень много я от него узнала в плане музыки.

- А в плане жизненной философии?

Он был абсолютным максималистом, и я, в принципе, всегда разделяла его мнение, что если что-то делаешь, нужно делать максимально хорошо. Выскочить из штанов, чтобы добиться результатов. Егор говорил в одном из интервью, что человек должен прыгать выше головы, а если не прыгает, то грош ему цена. Я думала, что это все красивые слова, пока не увидела, как он живёт и что он делает. Всё, что он кроме творчества любил, было на вторых и третьих ролях.

- Отличается ли Егор Летов в творчестве от Егора Летова в жизни?

Конечно. В творчестве он все равно был в образе. Глядя на него, вы бы поняли, что он был очень весёлым человеком, с отличным чувством юмора? Вряд ли. А ведь он был очень остроумным, это и в песнях слышно. Мы постоянно хохотали как бешеные или адски ругались. Если мы в чём-то не совпадали, то начиналась страшная ругань - не до драки, но жёсткая. Спокойного, вязкого и скучного времяпрепровождения у нас не было. Фейерверк в ту или иную сторону. У Егора сложный характер, могли быть вспышки на ровном месте, всегда как на пороховой бочке, не знаешь, когда взорвётся.

- Вы сейчас очень плотно занимаетесь работой в архивах. У вас остаётся время на себя?

Практически нет. К сожалению, архивы занимают всё время, это довольно тяжело. Некоторые из тех, кто понимает, насколько это кропотливый труд, говорят, что так нельзя. Но Егор умер довольно рано, и если со мной что-то случится, то кто вообще всем этим займётся? - заключает Наталья.

Наталья с завидным упорством каждый день двигается к тому, чтобы воплотить чуть больше идей Егора. Публикация автографов, неизданных записей и концертов - это не просто подарки поклонникам, а, кажется, смысл её жизни. Если когда-нибудь Наталья решится организовать большой концерт памяти «Гражданской обороны», то зал, определённо, должен аплодировать именно ей.



Вверх