Гармония сольфеджио. Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто
План-конспект открытого урока по сольфеджио во 2 классе IIIчетверть, 1 урок Разработан преподавателем теоретических дисциплин Тобурдановской ДШИ Филипповой Наталией Васильевной С.Тобурданово-2009 1 Тема урока: повторение пройденного материала. План урока: Вокально-интонационные навыки. Распевка на материале пройденных интервалов (попевки, интервалы - секунды, терции, кварты, квинты; секвенции) Повторение: параллельные тональности. Три вида минора. Работа с тональностью ре минор. Ритмическая разминка Теория в кроссворде Домашнее задание Содержание урока: 1.Урок начинается с пения попевок на материале пройденных интервалов. 2 Вспоминаем понятие «Секвенция». На доске записан мотив секвенции. Поём нотами секвенцию восходящую: Затем нисходящую: Поем сольфеджио, затем со словами песню «Секвенция»: 3 Сольфеджирование нотных примеров на секвенцию: г) 4 2.Вспоминаем, что такое параллельные тональности на материале песни «ПАРАЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ» Какие виды минора мы знаем? Пение песенки на виды минора. 5 Работа в тональности ре минор. По квинтовому кругу находим Фа мажор. К Фа мажору параллельный ре минор. а) Записываем в тетрадь и поем три вида ре минора и трезвучия. б) Пение ступеней по карточкам. Варианты: натуральный минор o I-III-V-IV-III-II-I o I-II-III-I-V-VI-V-I o V-III-II-I-II-VII-↓I o V-VI-V-III-II-VII-↓I гармонический и мелодический I-III-II-I-VII#↓-I I-V-III-I-II-I-VII#↓-I V-VI-V-VII#-I I-V-VI#-VII#-I I-III-V-VI#-VII#-I 6 в)Знакомство с новой песенкой «Колыбельная» (Приложение 1) -Слушаем фонограмму песни -Разбираем содержание, строение мелодии -Поем с фонограммой -Дальше в форме диктанта. Педагог играет мелодию, ученики поют ритм ритмослогами и выстраивают ритм карточками. -Записываем ноты, поем сольфеджио с фонограммой. -Подбираем гармонию. -Пение под минусовку. 3.Ритмическая разминка. -ритмические упражнения по карточкам. (На усмотрение педагога) - Задание: придумать свой ритм 4.Теория в кроссворде. Вспоминаем пройденный теоретический материал на примере данного кроссворда. 7 5.Домашнее задание: -Петь три вида ре минора и трезвучия -Песня «Колыбельная» - петь нотами и со словами, играть на инструменте, подбирать гармонию. 8 Иллюстрационный материал к уроку. Приложение 1 9 Пояснение к уроку. Основная задача этого урока-повторение материала 1 полугодия, т.к.урок проводится после зимних каникул. Необходимо вспомнить пройденный материал. В урок входят следующие разделы: Вокально-интонационные навыки. Пение попевок на пройденные интервалы: от м.2 до ч.5 Повторение понятий «Параллельные тональности» и минор 3-х видов. Знакомство с тональностью ре минор. Пение ступеневых цепочек. Тональность ре минор закрепляется на примере песни «Колыбельная». Здесь идет полный разбор выразительных средств: характер музыки, ритм, мелодическое движение. Запись песни нотами проводится в форме диктанта. Так же идет подбор гармонии для дальнейшей игры на инструменте. Ритмическая разминка проводится по различным вариантам на выбор педагога. Например, отработка различных фигураций ритма по карточкам. Сочинение своего ритма. Можно использовать шумовые инструменты. Теория в кроссворде. Ученики отвечают на теоретические вопросы, пройденные на предыдущих уроках. Данный вид работы привлекателен для детей. Итог: весь проходящий материал сопровождается музыкальными попевками, а не скучными заучиваниями правил и понятий. 10
Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин .Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".
Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.
На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.
Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.
Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.
На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).
СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) - пение мелодий со слоговыми названиями звуков.
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства - элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический , полифонический , ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный : произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.
ГАРМОНИЯ (греч. - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».
РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ - возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений.
Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты
. Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок
. Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.
Нотная грамота
— наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку,
то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке
, напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)
Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!
Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)
Шаг 1
. Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A
— это аккорд Ля-мажор.
Am
— это аккорд Ля-минор.
B
— это Си-мажор.
Bm
— это Си-минор.
C
— До-мажор
Cm
— До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)
Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.
Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка #
— это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии
на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).
Шаг 2
.
Тональность Ля-минор
использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A
(ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am
(ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B
и Bm
вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С
(до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.
Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G
.
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!
Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))
Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E
(Ми-мажор
) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си
. Смотрите рисунок ниже.
100% вы почувствуете некий восточный мотив!
Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице
И последний 3-й шаг
.
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов
, все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.
Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G
Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E
Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:
Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em
И это далеко не все
удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов
)
Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).
Все сделано правильно,
аккорд Am
— нижняя нота A5
аккорд Dm
— нижняя нота D5
аккорд Em
— нижняя нота E5
Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).
Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся
, это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит
!
Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.
Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии
и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки
, она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.
Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.
Многие музыканты признаются, что в годы своей учебы недолюбливали теоретические дисциплины, попросту считая их лишними, ненужными предметами в программе. Как правило, в музыкальной школе такой венец принимает на себя сольфеджио: ввиду насыщенности школьного курса сольфеджио, учащиеся ДМШ (в особенности прогульщики) частенько не успевают по данному предмету.
В училище ситуация меняется: сольфеджио здесь предстает в «преображенном» виде и нравится большинству студентов, а все былые негодования обрушиваются на гармонию – предмет не понятный тем, кто не справился с элементарной теорией на первом курсе. Конечно, нельзя сказать, что такая статистика точна и характеризует отношение к учебе большинства студентов, но одно можно сказать точно: ситуация недооценки музыкально-теоретических дисциплин чрезвычайно распространена.
Почему так происходит? Основная причина – обыкновенная лень, ну или, если назвать ее приличнее, трудоемкость. Курсы элементарной теории музыки и гармонии строятся на основе очень насыщенной программы, которую нужно освоить за предельно малое количество часов. Отсюда происходит интенсивный характер обучения и большая нагрузка на каждое занятие. Ни одну из тем нельзя оставить без проработки, иначе не понять всего последующего, что непременно и приключается с теми, кто позволяет себе прогуливать уроки или не выполнять домашних заданий.
Накапливание пробелов в знаниях и постоянное откладывание решения насущных проблем на потом ведет к полной неразберихе, разгребать которую подвигнется лишь самый отчаянный студент (и немало выиграет в результате). Таким образом, лень ведет к блокировке профессионального роста ученика или студента благодаря включению тормозящих принципов, к примеру, такого типа: «Зачем разбирать то, что не понятно – лучше забраковать» или «Гармония – это полная чушь и никому кроме сумасбродных теоретиков она не нужна».
Между тем, изучение теории музыки в ее разных ипостасях играет огромную роль в становлении музыканта. Так, занятия сольфеджио целенаправленны на формирование и тренировку важнейшего профессионального инструмента музыканта – его музыкального слуха. Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:
– увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;
– услышать музыку и знать, как записать ее нотами.
Элементарную теорию можно было бы назвать азбукой музыки, а гармонию – ее физикой. Если знания по теории позволяют определить и проанализировать любые частицы, из которых сложена музыка, то гармония раскрывает принципы взаимосвязи всех этих частиц, рассказывает о том, как устроена музыка изнутри, как она организована в пространстве и времени.
Просмотрите несколько биографий любых композиторов прошлого, вы обязательно найдете там упоминания о тех людях, которые учили их генерал-басу (гармонии) и контрапункту (полифонии). В деле обучения композиторов именно эти учения считались самыми важными и нужными. Сейчас же эти знания дают прочную основу музыканту в его повседневной работе: он точно знает, как подобрать аккорды к песням, как гармонизовать любую мелодию, как оформить свои музыкальные мысли, как не сыграть, или не спеть фальшивую ноту, как выучить наизусть музыкальный текст очень быстро и т.д.
Теперь вы знаете, почему так важно с полной самоотдачей заниматься гармонией и сольфеджио, если вы решили стать настоящим музыкантом. Осталось добавить, что изучать сольфеджио и гармонию приятно, увлекательно и интересно.
Если вам понравилась статья, нажмите кнопку «Мне нравится» и отправьте ее на свою страничку в контакте или facebook, чтобы ваши друзья так же могли почитать ее. Свои отзывы и критику по данной статье вы можете оставить в комментариях.