Различные варианты сказок е чарушин теремок. Конспект занятия «Рассказывание сказки «Теремок. Подготовка к пересказу сказки

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дальненская основная общеобразовательная школа» п. Дальнее, Колпашевский район, Томская область .

Предмет (название курса, кружка, секции и т. д.): литературное чтение

Класс (возрастная группа детей): 1 класс

Тема : Е. Чарушин. «Теремок».

Цели:

· Совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа;

· Познакомить с творчеством Е. Чарушина;

· Продолжить формирование умений анализировать произведения и сравнивать их;

· Учить называть действующих лиц, характеризовать с помощью учителя их поступки;

· Формировать интерес к самостоятельному чтению.

Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Время реализации урока (занятия): 45 минут

1. Среда (редактор), в которой выполнена презентация: POWER POINT

2. вид медиапродукта:

1. наглядная презентация учебного материала,

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: .компьютер, мультимедиа-проектор, выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схемы; карточки с загадками; рисунок теремка.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания . (Каждый, должен был подготовить страничку о своей букве, по плану:

1.Сделать изображение буквы.

2.В (……)указать звуки.

3.Выполнить картинки.

4.Записать слова, имеющие в своём составе эту букву(букву выделить красным карандашом)

5.Записать о букве загадку, скороговорку или стихотворение.

Выставка творческих страничек из книги «Русская азбука».

3. Постановка цели урока.

- Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Ответ: сказк а.

Какие сказки вы знаете?

Назовите свои любимые сказки.

Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

4. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

- Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Работа с учебником. Чтение диалога с писателем на с. 30 учебника. Рассматривание книг со сказками.

Учащиеся читают текст по цепочке.

Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

- Прочтите записанную на доске пословицу

«С аз а – ложь, да в ней на ё - добры олодца уро.»

Какие буквы закрыты карточками? (буквы к и м )

Объясните смысл этой пословицы

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

Сегодня мы отправимся в сказку. Угадайте, как она называется?

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок») на доске рисунок теремка. По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.

Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» - сначала по слогам, затем целыми словами:

Мышка – норушка

Лягушка – попрыгушка

Зайчик – побегайчик

Лисичка – сестричка

Волчок – серый бочок

Медведь – косолапый

В чём необычность имен героев сказки?

На какие особенности героев указывают их имена?

В каком порядке появлялись герои в сказке?

Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок».

Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

Прочитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

Рас – пе – вать – распевать

У – вёр – тыш – увёртыш

За – бра – лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

4.Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

– При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих героев сказки.

5.Анализ произведения.

Понравилась ли вам сказка?

Что понравилось больше?

Какие герои сказки вам понравились?

Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

https://pandia.ru/text/80/350/images/image003_10.gif" width="90" height="46"> Сказка

Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

Приведите свои примеры народных сказок.


Физкультминутка.

5.Закрепление нового материала.

А) Выразительное чтение сказки по ролям.

Б)Подготовка к пересказу сказки.

Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

*Зимой белый, летом серый. (заяц)

*Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку, и комар и мушка. (лягушка)

*Мала, а никому не мила. (мышка)

* Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (лиса)

*На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

*Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

На доске открыть карточки с изображением героев сказки.

- Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

Как ведут себя герои сказки?

Чем она закончится?

Чему учит эта сказка?

- Прочитайте пословицы, записанные на доске.

* В темноте, да не в обиде.

Объясните смысл этих пословиц.

Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

В) Пересказ сказки.

Придумайте свой вариант окончания сказки.

Какие слова произнесёт волк?

Какие слова произнесёт медведь?

Г) Игра «Чьё это прозвище?» (на доске записаны прозвища)

*кумушка, сестричка

*бирюк, хватыш, «зубами щелк»

*толстопятый, косолапый, «давай реветь»

*квакушка

*побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста

*серый лоб, бестолковый боб, мурлыка

*ряба, татарушка, пеструшка

Ответы: лиса, волк, медведь, мышка, лягушка, заяц, кот, коза, курица.

Где так называют животных?

Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

*речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот)

6. Итог урока.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание:

Подготовить иллюстрацию к сказке.

Выразительное чтение сказки по ролям.

Дополнительный материал к уроку.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника».(С. Маршак).

Ещё в детстве Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзик» (1927г.) и А. Лесники «Волк» (1928г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г) «У Ивана Ивановича» (1927г), «Облава» (1931г) Чуть позже были опубликованы в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «ЁЖ», «Щур». А в 1931г. Вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, - говорил Е. Чарушин, - так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, - писал Чарушин, - изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

приложение

* В темноте, да не в обиде.

* Знает сорока, где зиму зимовать.

* Согласие крепче каменных стен.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

«С…аз…а – ложь, да в ней на…ё… - добры… …олодца… уро… .»

Ос – та – но – ви – лась – остановилась

В те – ре – моч – ке - в теремочке

Не – вы – со – ком – невысоком

Не от – ве – ча – ет – не отвечает

Рас – пе – вать – распевать

У – вёр – тыш – увёртыш

За – бра – лась – забралась

*кумушка, сестричка

*бирюк, хватыш, «зубами щелк»

* толстопятый, косолапый, «давай реветь»

* норушка

* квакушка

* побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста

* серый лоб, бестолковый боб, мурлыка

* ряба, татарушка, пеструшка

На месте точек и запятых нужно делать небольшие паузы.

2. Продолжи рассказывать сказку по памяти.

Затем подошел к теремку волк и спросил, кто в нем живет.

Животные представились и предложили волку жить с ними.

Он согласился, и начали они весело жить впятером.

Вскоре пришел медведь и спросил, кто живет в теремочке.

Каждое животное представилось, и они спросили, кто с ними разговаривает.

Медведь ответил, что всех их раздавит.

Он развалил теремок, и все звери разбежались.

Медведь пытался кого-то поймать, но у него это не получилось.

3. Прочитай имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке. Как заканчивается сказка? Каких героев в ней не хватает?

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц – на горе увертыш, лисичка-сестричка.

В учебнике подано отрывок сказки, который заканчивается веселой, беззаботной жизнью мышки, лягушки, зайца и лисы в теремке.

Не хватает в произведении волка - из-за кустов хватыша и медведя – тяпыш – ляпыш – всех вас давишь.

В чем отличие этой сказки от известной тебе народной сказки? Сравни героев, события, которые происходят, окончания сказок.

В сказке Чарушина, в отличие от народной есть много рифмованных строк.

Также сказки различаются окончанием: в народной сказке медведь не специально раздавил теремок, и животные построили новый; в сказке Чарушина медведь нарочно разогнал всех жителей теремка, он хотел им навредить.

В сказках действуют одинаковые животные, но имена некоторых из них немного различаются:

в народной сказке зайчик-побегайчик, а у Чарушина это заяц – на горе увертыш;

в народной сказке волчок - серый бочок, а у Чарушина это волк - из-за кустов хватыш;

в народной сказке медведь косолапый, а у Чарушина это медведь – тяпыш – ляпыш – всех вас давишь.

4. Какой конец сказки можешь предложить ты? Придумай свой вариант сказки.

Пример конца сказки:

Поселились в теремок еще волчок - браток, медведь косолапый, ёжик-добряк, крот-учёный. И все они жили в согласии и взаимопонимании.

Животные вместе готовили кушать, ели, спали, играли, убирали и гуляли.

И всем было достаточно места и все были довольны.

5. Подумай, можно ли эту сказку закончить словами: «Все хорошо, что хорошо кончается».

Народную сказку «Теремок» можно закончить такими словами.

А сказка Чарушина закончилась не совсем удачно, ведь животные лишились своего жилища.

7. Какая из пословиц подходит к сказке «Теремок» Е. Чарушина?

К произведению Чарушина подходит первая и последняя пословица.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Методическая разработка

урока литературное чтение

для 1 класса по теме

Е. Чарушин «Теремок»

Учитель высшей

Вилкова Н.Н.

2015 год

Тема : Е. Чарушин « Теремок»

Цель : познакомить с произведением Е. Чарушина «Теремок»

Задачи :

Обучающие:

учиться работать с текстом, продолжать работу над навыками чтения: правильностью, скоростью,

активизировать « вдумчивое чтение »,

развивающие:

развивать устную речь, образное мышление,

воспитывающие:

воспитывать нравственность через анализ содержания произведения.

Оборудование : учебник, портрет Чарушина, карточки с «рассыпавшимися» словами, конверты с частями пословиц и цветными фигурками для теремка.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; различать народную и литературную сказки.

Метапредметные:

Регулятивные: отбирать средства достижения деятельности

Познавательные: контролировать результат деятельности

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, расширение представлений об общих нравственных категориях.

Ход урока:

    Организационный момент. Приветствие.

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять.

2.Подготовительные упражнения

1.Речевая разминка

Скороговорки

    Дыхательная гимнастика

А сейчас представьте красивый торт с зажжёнными свечами. Погасим все свечи сразу – фу, а потом каждую свечу, прерывая дыхание –фу, -фу, -фу, -фу, -фу.

3.Актуализация знаний. Постановка цели.

Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами, знакомясь с народной мудростью.

Назовите свои любимые сказки

Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. А для этого прочитайте запутанную фразу:

Сказкаложьдавнейнамёкдорыммолодцамурок

Да. Мы будем говорить о сказке.

Угадайте, как она называется?

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок».)

Сюжет, который лёг в основу сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывал и А. Н. Толстой и Маршак. А сегодня мы прочитаем сказку Евгения Ивановича Чарушина. Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг.


4.Работа над темой урока.
а) Беседа о главных героях.
- Вспомните героев сказки. Для этого прочитаем «рассыпавшиеся» слова:

мшыка

гушкаля

яцза

олвк

калисич

едвмедь

В чём особенности их имён? Вспомните вторые части слов.

Прочтите сначала по слогам, затем целыми словами:
мышка-норушка
лягушка-попрыгушка
зайчик-побегайчик
лисичка-сестричка
волчок – серый бочок
медведь косолапый
– На какие особенности героев указывают их имена?
– В каком порядке появлялись в сказке герои?
– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

б) Словарная работа

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
ос-та-но-ви-лась – остановилась
в те-ре-моч-ке – в теремочке
не-вы-со-ком – невысоком
не от-ве-ча-ет – не отвечает
рас-пе-вать – распевать
у-вёр-тыш – увёртыш
за-бра-лась – забралась
-Объясните значение слова «увёртыш»(умеющий увертываться от опасности)

в) Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

– При чтении выделяйте слова и предложения интонацией. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

г) Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?
– Что понравилось больше?
– Какие герои сказки вам понравились?
– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?
-Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке?

Как лиса жила вместе с зайцем? А волк мог находиться рядом с лисой, да ещё и песни распевать?

Дети:

Наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.

А чтобы могло произойти, если бы они ссорились.

Чему учит эта сказка?


Учитель демонстрирует схему.

д) Работа в группах

Попробуйте придумать продолжение и окончание сказки устно.

Чем обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло)

5. Закрепление нового материала.

а) Выразительное чтение сказки по ролям.

б) Отгадывание загадок.

Зимой белый, летом серый.

(Заяц.)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка.)

Мала, а никому не мила.

(Мышка.)

Рыжая с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

(Лиса.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

в) Работа над пословицами.

Прочтите пословицы, записанные на доске.

> В темноте, да не в обиде.

> Знает сорока, где зиму зимовать.

> Согласие крепче каменных стен.

Объясните смысл этих пословиц.

Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

г) Игра «Чье это прозвище?».

> кумушка, сестричка (лиса);

> бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);

> толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

> норушка (мышка);

> квакушка (лягушка);

> побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

> серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

> дереза (коза);

Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

> речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот);

6. Подведение итогов.

Чему можно поучиться у героев?

    Дружелюбию

    Взаимовыручке

    Умению уступать

    Желанию помочь

Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии.

7.Рефлексия.

Возьмите из конвертов цветные фигурки. Давайте из этих кирпичиков построим дружный, гостеприимный Теремок.

Коричневый – я работал с удовольствием, в полную силу

Зелёный – работал, но могу лучше

Жёлтый – не хотел работать

Звучит песня « Дружба крепкая »

8.Домашнее задание

*нарисовать иллюстрацию к сказке;

*пересказать сказку.

» на тему «Е. Чарушин. «Теремок» »


Урок 7

Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК»

Цели:

– совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами;
– развивать речевые умения, творческие способности, память;
– упражнять в чтении по ролям;
– продолжить формирование умений анализировать произведения и сравнивать их.

Оборудование
: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки, теремка; схема; карточки с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка творческих страничек из книги «Русская азбука».

III. Постановка цели урока.

– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Ответ:сказка.

– Любите ли вы читать сказки?
– Какие сказки вы знаете?
– Назовите свои любимые сказки.
– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

– Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

2. Чтение диалога с писателем на с. 30 учебника.

Рассматривание книг со сказками.

Учащиеся читают текст по цепочке.

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?
– Прочтите записанную на доске пословицу «С...аз...а – ложь, да в ней на...ё... – добры... ...олодца... уро... .»
– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к и м .)
– Объясните смысл этой пословицы.

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок».)

На доске рисунок – теремок.

По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами:

Мышка-норушка
лягушка-попрыгушка
зайчик-побегайчик
лисичка-сестричка
волчок – серый бочок
медведь косолапый

– В чем необычность имен героев сказки?
– На какие особенности героев указывают их имена?
– В каком порядке появлялись в сказке герои?
– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась – остановилась
в те-ре-моч-ке – в теремочке
не-вы-со-ком – невысоком
не от-ве-ча-ет – не отвечает
рас-пе-вать – распевать
у-вёр-тыш – увёртыш
за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увертываться от опасности.

4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

– При чтении выделяйте слова и предложения интонацией. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

5. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?
– Что понравилось больше?
– Какие герои сказки вам понравились?
– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?
– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.
– Приведите примеры народных сказок.
– Какие авторские сказки вы знаете?

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Катилось яблоко
Вкруг хоровода.
Кто его поднял,
Тот воевода.
– Воевода, воевода,
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!

V. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по ролям.

2. Подготовка к пересказу сказки.

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Зимой белый, летом серый.
(Заяц.)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка.)

Мала, а никому не мила.
(Мышка.)

Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
(Лиса.)

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)

Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.

– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.
– Как ведут себя герои сказки?
– Чем она закончится?
– Чему учит эта сказка?
– Прочтите пословицы, записанные на доске.

> В темноте, да не в обиде.
> Знает сорока, где зиму зимовать.
> Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.
– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

3. Пересказ сказки.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.
– Какие слова произнесет волк?
– Какие слова произнесет медведь?

4. Игра «Чье это прозвище?».

На доске записаны прозвища:

> кумушка, сестричка (лиса);
> бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);
> толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
> норушка (мышка);
> квакушка (лягушка);
> побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);
> серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);
> дереза (коза);
> ряба, татарушка, пеструшка (курица).

– Где так называют животных?

5. Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

> голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
> голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
> голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
> голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
> голос звонкий, четкий (петух);
> речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот);
> голосок тоненький, притворный (коза);
> голос занудливый (баран).

VI. Итог урока.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание:

1) подготовить иллюстрации к сказке;
2) выразительное чтение сказки по ролям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 7

Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).

Еще в детстве Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Еж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Планируемые результаты образования:

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Беляева Ирина Владимировна, 13.03.2017

3842 269

Содержимое разработки


МКОУ СОШ с. Кремово


Настрой на урок

Прозвенел уже звонок -

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзьям

И садитесь по местам.


Проверка домашнего задания

Конкурс проектов «Город букв».


Постановка цели урока

Расставьте книги по порядку и прочтите слово

сказка




Речевая разминка

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.


Работаем с книгой


Прочтите пословицу

Почему говорят

Сказка – мудрость народа,

его мечты и желания

– Какие буквы закрыты карточками?


Отгадайте сказку

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.


Е. И. Чарушин

« Посмотрел картинки?

Прочёл эту книжку?

Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек-хозяин всей природы, тебе всё знать нужно.»

Рассказчик- анималист

(художник, изображающий животных.)


Действующие лица:


Словарная работа.

ос-та-но-ви-лась

в те-ре-моч-ке

не-вы-со-ком

не от-ве-ча-ет

у-вёр-тыш?


Чтение сказки

с. 33 - 36



Действующие лица:

квакушка

сестричка


Кому принадлежат?

Чук! Чук!

Тяф! Тяф!

Пик! Пик!

Ква! Ква!




Отгадайте загадки

имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Мала, а никому не мила.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

На овчарку он похож.

Зимой белый, летом серый

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.



Какая пословица?

  • В тесноте, да не в обиде.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Знает сорока, где зиму зимовать.
  • Согласие крепче каменных стен.

Игра «Чье это прозвище?»

кумушка, сестричка;

бирюк, хватыш, «зубами щёлк»;

толстопятый, косолапый, «давай реветь»;

норушка;

квакушка;

побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста;

серый лоб, бестолковый боб, мурлыка;

дереза;

ряба, татарушка, пеструшка.

Где так называют животных?


речь размеренная, простая, твёрдая, без затей;


Итог урока. Рефлексия.

Чему учит нас эта сказка?

С какой сказкой мы сегодня познакомились?


Домашнее задание

с. 32 – 36

  • Рисунок
  • Чтение по ролям

Вверх