Даниэль Обер. Балет "Марко Спада" в Большом. Метод коппелиуса и комплекс коппелии Очередная попытка Зеленского понравиться народу

Балетная труппа представляет постановку . Знаменитый хореограф Пьер Лакотт впервые поставил этот балет в начале 80 годов, взяв за основу спектакль середины 19 века. И вот теперь балет увидит и столичная публика. В главных партиях - ведущие солисты Большого, в главной роли - знаменитый танцовщик Дэвид Холберг, первый в истории Большого театра американец, ставший солистом. Корреспондент Ольга Подолян одной из первых увидела постановку.

История создания балета "Марко Спада" окружена густой пеной мифов и легенд и, кажется, заслуживает отдельной постановки. В середине 19 века на сцене Парижской оперы кипели театральные страсти. Две примы развернули в театре настоящую войну - с остервенением боролись за главные партии, и император Наполеон Третий - инициатор постановки - решил свести соперниц в одном балете, лицом к лицу. Идеальный сюжет нашелся в опере "Марко Спада"; оперное либретто немедленно переделали в балет. Примы удостоились равных бурных оваций, и в историю мирового балета эта постановка вошла как "дуэль крыльев и стоп".

В Парижской опере ее показали почти 30 раз, затем одна из прим уехала в Петербург, замену ей не нашли, балетные баталии закончились, и о "Марко Спада" на долгие годы забыли. Только в начале 80 годов Пьер Лакотт, которого называют "балетным археологом", вспомнил о постановке. "Хореографический антиквар" (так тоже называют Лакотта) представил новую версию забытого балета с собственными костюмами и декорациями.

"Никаких документов об этом балете не осталось, кроме изумительной партитуры Обера, которая меня соблазнила. И в свое время Римская опера обратилась ко мне с просьбой восстановить этот балет, который был создан на пять исключительных артистов. И мне очень повезло с исполнителями главных партий. Я ставил не только хореографию, но создавал и костюмы, и декорации. Это, кончено, была авантюра, но авантюра замечательная".

Для главного театра страны Лакотт сделал эксклюзивную редакцию балета, права на которую решил передать Большому. Худрук балетной труппы Сергей Филин подчеркивает: далеко не каждая мировая труппа может похвастаться полнометражным трехактным классическим балетом, который требует виртуозной техники и актерского мастерства.

"Сегодня можно сказать, что на исторической сцене Большого театра появляется еще один великолепный, классический балет в самых лучших традициях классического танца. И это - полнометражный трехактный спектакль, который полон танцами, в котором есть пять крупных ролей".

В 80 годах балет ставился на Рудольфа Нуриева. Именно он блистал в главной партии - разбойника Марко Спада. На премьере в Москве в этой роли - Дэвид Холберг , первый в истории Большого театра американец, ставший солистом. Премьер с радостью говорит: наконец-то ему предложили не роль принца.

"Это сложная роль для меня, обычно считается, что я подхожу на роли принцев, и здесь я перехожу границы, привычные для себя. Конечно, готовясь к роли, я смотрел, как эту роль исполнял Нуриев. Но Нуриев - это Нуриев. И было бы большой ошибкой копировать его. Я хотел сделать своего Марко Спада".

В главных ролях - молодые звезды Большого. Партию Анжелы исполняет Евгения Образцова . Балерина признается: самое сложное - это, кончено, техника, особая, лакоттовская.

"Мы должны уделять особое внимание чистоте танца, чистоте исполнения, виртуозности. Конечно, сложность еще заключается в темпе - мы должны все успеть, и при этом мы должны донести до зрителя суть своих персонажей".

По словам исполнителей, тот факт, что в той, ставшей легендарной постановке главные партии исполняли выдающиеся артисты балета, усложняет их работу над и без того сверхсложным рисунком танца. И это касается не только Холберга - исполнителя партии, которую танцевал Нуриев. Роль Анжелы будет оценивать сама Гелен Тесмар, выдающаяся балерина, супруга Пьера Лакотта, которая блистала в этой партии.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

11.10.2019, 10:08

Очередная попытка Зеленского понравиться народу

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Это была очередная попытка понравиться народу. Зеленскому кто-то сказал, что с народом надо общаться. Кстати, правильно сказали, потому что ему надо каким-то образом поддерживать свой рейтинг. Это единственное, что у него есть. Очевидно, сказали ему и о том, что общаться надо креативно».


Даниэль Франсуа Эспри Обер

Член Института Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерческой карьере, посвятил себя музыке. Его первый, опыт театральной музыки — комическая опера «Юлия» (1811), одобренная Керубини (под его руководством Обер впоследствии занимался композицией).

Первые поставленные комические оперы Обера — «Военные на привале» (1813) и «Завещание» (1819) — не получили признания. Известность принесла ему комическая опера «Пастушка — владелица замка» (1820). С 20-х началось многолетнее плодотворное сотрудничество Обера с драматургом Скрибом — автором либретто большинства его опер (первые из них «Лейчестер» и «Снег»).

В начале творческого пути Обер испытал влияние Россини и Буальдьё, но комическая опера «Каменщик» (1825) уже свидетельствует о его творческой самостоятельности и самобытности. В 1828 с триумфальным успехом была поставлена опера «Немая из Портичи» («Фенелла», либретто Скриба и Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 Обер был директором Парижской консерватории, с 1857 — также придворным композитором.

Обер наряду с Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера «Немая из Портичи». Её сюжет — восстание неаполитанских рыбаков в 1647 года против испанских поработителей — соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 года во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революционные выступления (патриотическая манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства). В России исполнение оперы на русском языке было допущено царской цензурой лишь под названием «Палермские бандиты» (1857).

Это — первая большая опера на реально-исторический сюжет, действующие лица которой не античные герои, а простые люди. Обер трактует героическую тему через ритмо-интонации народных песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой французской революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисленные хоры, массовые жанровые и героические сцены (на рынке, восстание), мелодраматические ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными оркестровыми эпизодами, сопровождающими сценическую игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера «Немая из Портичи» оказала воздействие на дальнейшее развитие народно-героической и романтической оперы.



Обер — крупнейший представитель французской комической оперы. Его опера «Фра-Дьяволо» (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисленных комических опер выделяются: «Бронзовый конь» (1835), «Чёрное домино» (1837), «Бриллианты короны» (1841). Обер опирался на традиции мастеров французской комической оперы 18 века: Филидора, Монсиньи, Гретри, а также своего старшего современника Буальдьё, многое он почерпнул в искусстве Россини.

В содружестве со Скрибом Обер создал новый тип комического оперного жанра, для которого характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями.

Музыка Обера остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации французской бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодической свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. Обер применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, которые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены . Творческая плодовитость сочеталась у Обера с даром разнообразия и новизны.

Знаток старинной хореографии Пьер Лакотт подготовил новую версию своего балета "Марко Спада" — вольную стилизацию забытого спектакля XIX века с собственными декорациями и костюмами.

Впервые Лакотт поставил "Марко Спаду" в 1982 в Римской опере, к 200-летию композитора Обера. Главную роль - бандита Марко Спады в том спектакле исполнял Рудольф Нуреев, уже переваливший пик формы и славы; его сценической дочерью была жена и муза Лакотта — балерина Гилен Тесмар, влюбленного в нее князя Федеричи танцевал красавец Микаэль Денар.


Балетная легенда гласит, что инициатором рождения исторического балета был Наполеон III. В середине XIX века в Парижской опере соперничали две ученицы великого педагога Карло Блазиса — Амалия Феррарис и Каролина Розати. Императору пришло в голову свести соперниц лицом к лицу в одном балете. Подходящий сюжет предоставила опера Обера "Марко Спада" — о неуловимом итальянском разбойнике, грабящем духовенство и аристократов. Эжен Скриб, автор оперного либретто, немедленно переделал его в балет, балетную партитуру составили хиты из разных опер Обера, за хореографию взялся главный балетмейстер Парижской оперы Жозеф Мазилье. Опытнейшему хоре ографу пришлось проявить незаурядный дипломатический дар: балерин он свел только в одной мизансцене, каждой придумал наиболее выигрышные для нее па и с аптекарской точностью разделил вариации. Все время репетиций соперницы ревниво следили за постановкой, закатывая истерики по любому поводу: нежная Феррарис рыдала, решительная Розати едва не сбежала в Лондон накануне премьеры.

Впрочем, закончилось все благополучно: обе получили восторженные отзывы. Кажется, победила все же Амалия — дифирамбы ее воздушному танцу были поэтичнее и обильнее, чем похвалы партерной технике Карлотты и ее драматическому дару. В историю балета эта премьера вошла как "дуэль крыльев и стоп, духа и плоти, бестелесности эльфа и пламени вакханки" (эстетическую формулу состязания антагонисток вывел критик Сен-Виктор). С 1857-го по 1859-й "Марко Спада" прошел 27 раз, что свидетельствует о его неоспоримом успехе. А потом Карлотта Розати укатила в далекий Санкт-Петербург, где стала любовницей директора Императорских театров и протежировала Мариусу Петипа — именно для нее он поставил "Дочь фараона", свой первый полнометражный балет. В Парижской опере замены Розати не нашлось, и "Марко Спада" сошел со сцены, не оставив для потомков ничего, кроме памяти о новаторских двухуровневых декорациях, жарких балеринских баталиях, да обильного на события либретто.

Коммерсантъ



В репертуаре Большого театра появился балет «Марко Спада» — попытка реконструкции старинного балета о разбойнике, которому в XVIII веке приходится трудно: он любит и доходное ремесло, и приемную дочь, безвинно страдающую от профессии отца. Романтическая мелодрама с роскошными костюмами и эффектными танцами — от классики до бандитских плясок — был поставлен по мотивам спектакля 1857 года Пьером Лакоттом специально для Рудольфа Нуреева. Московская версия будет отличаться от той постановки в Римской опере:

Лакотт постарался учесть масштаб сцены и размер труппы, ввел новых персонажей, расширил кордебалетные сцены и придумал много новой хореографии.

Большой получает эксклюзивные права на «Марко Спада» на пять лет.



8 ноября 2013

Daniel Auber

Марко Спада

Балет в трех действиях

Хореограф-постановщик — Пьер Лакотт

Сценография и костюмы — Пьер Лакотт

Дирижер-постановщик - Алексей Богорад



Марко Спада, бандит

Дэвид Холберг


Анжела, его дочь

Евгения Образцова


Маркиза Сампьетри, дочь губернатора

Ольга Смирнова


Князь Федеричи, жених маркизы, влюбленный в Анжелу

Семен Чудин


Пепинелли, капитан драгунов, влюбленный в маркизу

Игорь Цвирко


Краткое содержание

Действие I
Картина 1

Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III
Картина 1

Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2

В окружении подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела — не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.



10.03.2013. Санкт-Петербург, Мариинский театр.
Гала-концерт звёзд мирового балета.
Музыка - Даниэль Обер . Хореография - Виктор Гзовский

Действие I

Картина 1
Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2
Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III

Картина 1
Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2
В окружении своих подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела - не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.

Распечатать

Наша компания предлагает билеты в Большой театр - на лучшие места и по самой выгодной стоимости. Интересуетесь, почему стоит приобрести билеты именно у нас?

  1. — У нас в наличии есть билеты абсолютно на все постановки театра. Какой бы грандиозный и знаменитый спектакль не проходил на сцене Большого театра, у нас всегда найдутся для вас лучшие билеты на спектакль, который вы пожелаете увидеть.
  2. — Продажа билетов в Большой театр у нас осуществляется по оптимальной стоимости! Только в нашей компании самые выгодные и приемлемые цены на билеты.
  3. — Мы своевременно доставим билеты в любое удобное для вас время и место.
  4. — У нас бесплатная доставка билетов по Москве!

Посетить Большой театр - мечта всех ценителей театрального мастерства, как российских, так и зарубежных. Именно поэтому купить билеты в Большой театр бывает непросто. Компания «BILETTORG» с удовольствием готова помочь вам приобрести по наиболее выгодной цене билеты на самые интересные и популярные шедевры оперного и классического балетного искусства.

Сделав заказ билетов в Большой театр, вы получаете возможность:

  • — отдохнуть душой и получить массу незабываемых эмоций;
  • — попасть в атмосферу непревзойденной красоты, танца и музыки;
  • — подарить себе и своим близким настоящий праздник.

С первого взгляда может показаться, что новый спектакль ГАБТа — реинкарнация чего-то старинного. На сцене битых три часа действуют чистенькие и нарядные разбойники, а также прекрасные дамы в кринолинах и изысканные «графья» в пудреных париках, наперебой выделывающие мелкую балетную технику, истоки которой лежат аж в придворных балетах времен Людовика Четырнадцатого. На самом деле «Марко Спада» — даже не новодел.

Это спектакль, который был с нуля сочинен в 1981 году в Римской опере только для того, чтобы дать новую роль стареющему .

Знаменитый премьер хотел станцевать актерски и балетно выигрышную партию Марко Спада — то ли разбойника, играющего в аристократа, то ли аристократа, играющего в разбойника.

Нет, конечно, балет с таким названием в природе существовал — когда-то. В 1857 году в Париже хореограф Жозеф Мазилье поставил «Марко Спада» на сюжет одноименной оперы Обера (либретто написал модный драматург ). Композитор не просто предоставил оперную музыку, а нарезал кусочки разных своих партитур и смешал их «со взбалтыванием».

Получилось нечто второсортное, но истории балета к такому не привыкать.

Хотя времена романтизма во Франции (да и везде) уже прошли, классический балет действовал по инерции — или по своей всегдашней сказочно-романтической природе, требующей необыкновенных персонажей с повышенными страстями и экзотическими обстоятельствами. Так появились танцы о жизни римского уголовника XVIII века Марко Спада, шурующего со своей шайкой в окрестностях Вечного города. У лощеного бандита есть любимая дочь Анжела, а также светские знакомства в виде губернатора и его дочери-маркизы, офицера Пепинелли, влюбленного в маркизу, и князя Федеричи, который хочет жениться на Анжеле. Но тут дочка бандита узнает о профессии папы. Думаете, это девушку смутило? Ничуть.

Не зря балет первоначально назывался «Марко Спада, или Дочь разбойника».

Анжела прибегает в разбойничий лагерь, где цепляет на спину ружье и присоединяется к отцовской шайке. Грядет облава, Марко Спада ранят, и перед смертью он отрекается от чада («не родная она мне»), чтобы девушку не замели вместе с шайкой и она смогла бы выйти за князя. Нелепая и смешная история понравилась публике и продержалась на сцене Парижской оперы относительно долго, поскольку в главных женских партиях выступали балетные дивы тех лет — Каролина Розати и Амалия Феррарис. Но с тех пор о балете «Марко Спада» никто и не слышал — пока не вернул название и музыку к жизни.

Все остальное, включая декорации и костюмы, он сочинил сам.

По ходу дела на сцене появятся живая собака и такая же лошадь. Арлекины спляшут буффонный танец. Солдаты промаршируют, как заводные куклы. Ограбленный священник упадет в обморок. Произойдет народная свадьба. Портреты предков на стенах дворца окажутся лазейкой для бандитов. Аристократы покажут манеры на светском балу, разбойники в горах зайдутся в тарантелле, а влюбленные не раз прижмут руки к сердцу. Владение пантомимой, в том числе и комической, важно в постановках такого типа, и первый премьерный спектакль тут был на высоте, вплоть до кордебалета, уморительно изображавшего, например, обращение итальянских масс к губернатору с просьбой о поимке бандита. «Некто, неизвестно откуда взявшийся (общий взмах руками за собственные спины), обчищает наши карманы (размашистое поглаживание своих же боков), так что, ваше превосходительство, примите меры (синхронное протягивание ладоней к начальству и скорбные лица), а не то мы за себя не отвечаем» (негодующее потрясание сжатыми кулаками).

Понятно, что на премьеру такого рода нужно идти не за глубокомыслием, а за развлечением.

Тут нет ни лирических глубин, ни глубоких метафор, но есть прелесть кукольного театра, пусть и поверхностная, и, если хорошо cтанцевать, наслаждение для глаз. После тяжелого рабочего дня — самое оно. Но, скажем сразу, спектакль имеет недостатки. Он, во-первых, несколько затянут. Кажется, что Лакотт, щедро снабжая артистов комбинациями, никак не может остановиться. Уже по две вариации герой или героиня станцевали — ан нет, будет и третья. И ничего что текст танца чрезвычайно сложный: такого, пожалуй, не было и в предыдущих работах хореографа (он специализируется на подобного рода «экранизациях по старинным мотивам» и, в частности, 11 лет назад поставил в Большом театре балет «Дочь фараона»).

В конце концов, кажется, что Марко Спада не от пули в животе умер, а от передозировки измельченных до алмазного блеска балетных па.

Во-вторых, хореография довольно однообразна. Лакотт знает толк во французской «партерной» балетной технике XIX века (плетение кружев стопами), тактично дополняя ее некоторыми приемами позднейших времен, вплоть до больших прыжков и высоких поддержек. Но, посмотрев, к примеру, ту же «Дочь фараона» или «Пахиту» (ее недавно привозили на гастроли из Парижа), считайте, что вы изучили стандартную манеру Лакотта. И набор танцевальных приемов, и изящно-холодноватое лукавство, тиражируемое из спектакля в спектакль.

Но вот парадокс. Понимая все это, на первом спектакле от «Марко Спада» было невозможно оторваться.

Потому что танцевали (Спада), (Анжела), (маркиза), Игорь (офицер) и (князь). То, что предложил им балетмейстер из Парижа, более подошло бы французским балеринам и танцовщикам: они с детства обучены абсолютной выворотности и кропотливой танцевальной вязи нижних конечностей. Но Лакотт и его репетиторы основательно «вычистили» ноги нашим артистам, а Холберг и вовсе питомец парижской балетной школы. В результате первый состав показал высший класс, даром что изощренная культура стопы — отнюдь не альфа и омега в программе обучения наших балетных школ.

А тут невозможно было решить, кем больше восхищаться.

Вот Холберг с невозмутимым видом меняет пластический рисунок, врываясь в полетный прыжок сразу после кропотливой ювелирной комбинации на полу. А до этого с наслаждением мимирует, создавая неотразимого проходимца с замашками герцога и снимая драгоценности прямо с нежных шеек зазевавшихся красавиц. Вот Образцова со Смирновой нежно манерничают то в доме Спада, то на балу у губернатора, не забывая сочетать умильную женственность со стальными носками пуантов. И не скажешь, кто лучше скрещивает стопы в головокружительном каскаде антраша — энергичный Цвирко или утонченный Чудин. Оба лучше.



Вверх