План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: "Род имён существительных". План открытого урока "род имен существительных"

Тип урока : комбинированный.

Цель: создать условия для развития умения определять род имён существительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
  2. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
  3. воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор Т.Г. Рамзаева;
  • плакат со словами народной мудрости «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
  • рисунок «помидор»;
  • карточка «токарельф»;
  • карточка « г - - - х»;
  • таблица «Род имён существительных»;
  • таблица с именами существительными во множественном числе;
  • рисунок «пирожок» у каждого ученика);
  • фотографии детей на тему: «Зимние забавы»;
  • рисунок-плакат «На горке»;
  • модель градусника (у каждого ученика);
  • разноцветные магниты;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент:

У. Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

У .Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

– Как вы понимаете эти слова?

– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)

– Это первая строка чистописания.

– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.

На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре.

II. Словарная работа .

  1. Первое слово начинается на « ог». (огурец)
  2. Посмотрите на рисунок. Что это? (помидор)
  3. Слово рассыпалось «токарельф». (картофель)
  4. Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». (горох)
  5. Отгадайте слово по лексическому значению.
    Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
  6. Отгадайте загадку.
    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко.
    (яблоко)

– Обозначьте ударные и безударные гласные.

III. Актуализация знаний.

У. Что общего во всех словарных словах? (обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

– Какого рода бывают имена существительные? (м.р., ж.р., с.р.)

– Как определить род существительного?

На доске таблица:

У. Сегодня на уроке мы закрепим умение определять род имён существительных, будем учиться заботиться о своём здоровье.

IV. Работа над новой темой.

У. На доске записано предложение, прочитайте его.

Девочки приготовили овощной салат.

У. Зажигаем огоньки. Появляются сигнальные точки под орфограммами.

Запись предложения по памяти. Синтаксический разбор предложения.

В каком числе стоит существительное салат ? (в единственном числе)

Измените число. (салаты)

– Какого рода это существительное? (м.р.)

– Измените род этого существительного. (существительные не изменяются по родам)

– В каком числе стоит существительное девочки ?

– Какого рода это существительное? (ж.р.)

– Как узнали? (поставили слово в единственное число)

– Как узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе?

– Об этом гласит правило на странице 21 вашего учебника.

(знакомство с правилом)

У. Пользуясь этим правилом, выполним следующее задание.

На доске даны слова. Прочитайте их.

  • орехи
  • обезьяны
  • хот-доги
  • перья
  • орлы)
  • письма
  • шалуньи

– Определите род имён существительных. Напишите их в единственном числе в три столбика – по родам.

(Ученики записывают с объяснением на доске и в тетрадях.)

1) У. Посмотрите на слова среднего рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово перо. Потому что перо и письмо можно потрогать, а дело нельзя потрогать руками.

Второе мнение. Лишнее слово дело. Так как письмо и перо начинаются на букву пэ, а слово дело начинается на букву дэ. )

– Подберите синоним к слову дело . (занятие)

– Какого рода существительное занятие? (с.р.)

2) У. Посмотрите на слова женского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово зима. Потому что в словах обезьяна, шалунья есть разделительный мягкий знак, а в слове зима нет.

Второе мнение. Лишнее слово зима . Так как существительные обезьяна и шалунья – одушевлённые, а зима – неодушевлённое.

– Подберите антоним к слову зима. (лето)

– Определите род существительного лето. (с.р.)

3) У. Посмотрите на существительные мужского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово орёл. Так как орёл и хот-дог – неодушевлённые, а орёл – одушевлённое существительное.

Второе мнение. Лишнее слово хот-дог , потому что слова орех и орёл начинаются на букву о, а слово хот-дог начинается на букву ха.)

У. Обратите внимание на то, что слово хот-дог пришло к нам из английского языка. Состоит из двух частей.

– Кто знает, как переводится первая часть – хот ? (горячий)

– Кто знает, как переводится вторая часть – дог? (собака)

– Вот и получилась «горячая собака». Изобрёл хот-дог любитель собак, у которого жила такса.

В настоящее время всё чаще в нашем меню увидеть сэндвичи, хот-доги, гамбургеры.

– Всегда ли полезна такая еда?

– Каким продуктам стоит отдавать предпочтение? Почему?

V. Физкультминутка.

У. Сейчас вы услышите название продукта. Если этот продукт богат витаминами, то хлопните в ладоши. Если нет, то сделайте поворот головы слева направо.

Апельсин, сухарики, свёкла, молоко, сыр, кока-кола, груша, мясо.

Какие слова женского рода прозвучали?

– Какие слова мужского рода прозвучали?

– Какие слова среднего рода прозвучали?

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Перед вами схема предложения.

Кто? что делает? какой? что?

– Составьте предложение, в котором дополнение, отвечающее на вопрос что?, обозначает полезный продукт питания. Это дополнение согласуется с определением, отвечающим на вопрос какой?. Значит, какого рода будет существительное, отвечающее на вопрос что?.

Обезьяна ест жёлтый банан.
Мальчик ест зелёный огурец .
Катя ест спелый апельсин.

Запишите одно предложение по выбору в тетрадь.

– Назовите словосочетания, которые встретились в вашем предложении.

– Каких два слова нельзя назвать словосочетанием?

– Определите род существительных в вашем предложении.

А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)

У. Трудно представить нашу жизнь без хлеба. Народ сложил много пословиц о нём.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда .

3) На с. 20 вашего учебника найдите упражнение 406. Прочитайте рассказ о хлебе.

У. Определите главную мысль текста.

Д. Чтобы вырастить хлеб, надо приложить много сил.

– Первое предложение записываем с комментированием.

– второе и третье предложение списать учениками первого варианта;

– третье и четвёртое предложение списать ученикам второго варианта.

Последнее предложение записываем под диктовку.

У. Над именами существительными укажите род.

Взаимопроверка.

4) У каждого из вас на столе лежит булочка.Эта булочка не простая. Она с орфографической начинкой. Вставьте пропущенные орфограммы в словах:

  • муч…ной
  • м…сной
  • бруснич…ка
  • з…рнистый
  • печен…е
  • вкус…ный
  • скорлу…ка
  • капус…ный
  • ж…лток
  • п…мыл
  • об…едки
  • зап…х
  • …чистил
  • кушан…е
  • чудес…ный
  • а…….етит

У. Мучные изделия содержат много калорий, которые приводят к избыточному весу. Предлагаю всем вам немного подвигаться

VII. Физминутка. (под музыку)

Кто не любит танцевать
И не дружит с физкультурой,
Тот не должен и мечтать
Стройной обладать фигурой.
Кто конфеты, сухари
Уплетает без стесненья,
У того несчастный вид
И плохое настроенье.

А мы все любим веселиться,
Посмотрите на нас.
Любимый танец хип-хоп
Мы танцуем просто класс!
Хип-хоп – ля-ля-ля.
Топ-хлоп – два ноля.
Бух-бах – та-ра-ра.
Мы танцуем до утра.

5) Особенно полезно играть, активно двигаться на свежем воздухе. Посмотрите, сколько забав подарила нам зима! Это катание на коньках, на лыжах, на санках.

(Обзор детских фотографий.)

– Предлагаю заглянуть в один из двориков.

(На доске появляется иллюстрация на тему « Зимние забавы.»)

– Кто изображён на рисунке?

– Что делают дети?

– Составьте повествовательный текст по данному рисунку. Озаглавьте его.

Самостоятельная работа учащихся.

Заслушивание лучших работ.

У. Определите род существительных, которые встретились в вашем тексте.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Как определить род существительных?

– Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 405 на странице 20.

IX. Рефлексия.

У. У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36,6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

– Измерьте температуру своего тела.

– Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

Тема урока: Род имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

Осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

Метапредметные:

Умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Предметные:

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение определять род существительных.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

  1. Организационный момент. (слайд 2)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?

Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром. (зима)

Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?

  1. Чистописание.

Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания. (слайд3)

Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Запись числа и классной работы.

(письмо чистописания )

Л л Ла ле

Луна лисица

Луна – это спутник Земли.

2. Актуализация знаний. (слайд 4)

В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес…

В него заходим…

(Запись под диктовку)

Р е ка В олга, друз ь я, гор од С аранск, улы б ка, к о за Милка, р е бята, А лексей Т олстой, ёр ши к.

Назовите орфограммы в этих словах.

(слайд 5)

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)

Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 6)

3. Самоопределение деятельности. (слайд 7)

Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.

Синеют синие дали.

Птицы на склоне холма

Нам слова написали.

Прочитайте слова

ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО

Что объединяет эти слова? (они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)

Чем отличаются эти слова? (слайд 8)

(Учитель берёт пенал ученика)

Чей пенал? Запишите. (Пенал мой)

Подчеркните слово мой.

Какой он? Запишите. (Он красивый)

Подчеркните слово он.

Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.

Это имена существительные мужского рода.

(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).

Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?

Сформулируйте тему урока.

4. Физкультминутка на дыхание.

1. Задуваем свечи.

2. Нюхаем цветы.

3. Тёплый ветер.

5. Работа по теме урока.

(слайд 9)

Работа с правилом.

- (слайд 10) Работа с таблицей.

6. Закрепление нового материала. (слайд 11) - синица

  1. Картинный диктант. (слайд 12)

На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.

(слайд 13) - белка

  1. Работа в парах.

Зайчик, грач, гнездо, снег.

Корова, фиалка, зима, берег .

Пальто, озеро, книга , солнце.

Утро , помидор, ветер, стол.

  1. Разноуровневые задания по карточкам.

1 уровень: определи род существительных.

Пришла зима . Стоит трескучий мороз . Вот взошло солнце . Летит снежок . Земля побелела. На реке блестит лёд . Лес стал как чудесная сказка .

2 уровень:

Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.

(Самопроверка)

7. Контроль и оценка.

Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.

Какого рода бывают имена существительные?

Какими словами можно заменить слова мужского рода?

Какими словами можно заменить слова женского рода?

Какими словами можно заменить слова среднего рода?

(вручение подарков)

8. Рефлексия

А какое задание было наиболее трудным?

Почему?

1 2 3 4 5

9. Домашнее задание.

Составить рассказ со словами:

зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.

Минутка релаксации.

- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).

Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень лёгкая, простая

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье,

И становиться понятно:

Расслабление приятно.

10. Итог урока.

Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.

Конспект урока в 6 классе.
Учитель: Юдакова Ю.Ю.
Тема: Род имени существительного
Цели: 1.Познакомиться со способами определения рода, с группой
существительных общего рода.
2.Научиться определять род существительных, употреблять в речи
существительные общего рода.
3.Обогатить свой словарный запас.
Планируемые результаты:
Л: Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи;
П: Проектировать траектории развития через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества;
Р: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования категории имени существительного;
К: Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного
сотрудничества и проектные формы работы);
П: Научиться определять род имени существительного, конструировать текст
лингвистического рассуждения по теме урока.
Оборудование: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык. Теория»,
сборник заданий 6­7 класс, презентация по теме урока.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания ­ Упр.247
III.Актуализация опорных знаний.
­На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном.
Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои
предложения:
­Существительное­это…
­Существительное бывает…
­Существительные изменяются по…
­Существительное в предложении может быть…
(ответы детей)
Словарный диктант
Поражать, бордовый, перила, терраса, солдат, ракета, атмосфера, реформа,
прийти, прекратить, присутствовать, приятель, квартира, баскетбол,
тренировка.

IV. Самоопределение к деятельности.
Грамматическая сказка
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно
разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи,
что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот
будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали
про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за
работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много,
а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до
конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда
попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у
жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А
те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими
стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала
путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода
имен существительных.
На какие 3 группы делятся имена существительные?
­ Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?
­ Запишем ее в тетради.
Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А
чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам
секрет королевы.
Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
­ Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей)
­ Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
V. Работа по теме урока
1. ­ Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных?
Например, какого рода будут такие слова как мозоль, тюль, вуаль, лебедь,
шампунь, кофе, шимпанзе?
Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова,
род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В
этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и
шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами
прилагательными м.р. (Крепкий кофе, Большой шимпанзе)
Мужской род он, мой ­

Женский род она, моя ­ а, ­ я,
Средний род оно, мое ­ о, ­ е
Помнить о суффиксах:
Существительные М.Р. имеют ­ ­тель, ­чик, ­щик, ­ец
Существительные Ж.Р. имеют ­ ­иц, ­от, ­ость, ­ниц, ­изн
- У некоторых существительных род определяется по значению:
М.Р. – существительные, обозначающие людей и животных мужского пола;
Ж.Р. – существительные, обозначающие лиц женского пола
Существительные общего рода

­ Образуют особую группу, потому что могут обозначать людей и мужского и
женского пола.
Какой ты неряха! Какая ты неряха!
(трудяга, стиляга, доходяга, задавака, доставала и др.)
Физкультминутка
Работа с учебником
1. Чтение учебника на стр.136
2. Упр.254
VI. Закрепление изученного материала
1. ­ Три человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Затем
проверяем задание (определить род существительных)
Конь, постель, окно, папа, пурга, гнездо, дядя, простыня, полотенце, отец,
страна, сердце, облако, дядя Миша, земля, дочь.
2. Работа в парах
Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их
признаки.
Список на карточке:
Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда,
невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка,
придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга,
тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.
3. Упр. 256 – устно
4. Словарная работа
Выяснить значение слова – вестибюль ­ в словаре, составить с ним
предложение
VII. Подведение итогов урока
Дополни предложение
Имена существительные делятся на _______, __________ и ______ род. Чтобы
определить мужской род имени существительного нужно подставить слова

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имён существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; научиться правильно определять род существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания; повторить орфограмму "Мягкий знак после шипящего на конце существительного"; проверить умение определять род существительных с мягким знаком на конце.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, языковое чутьё, усидчивость.
  • Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, доска, карточки, тесты, учебники, тетради.

Типы электронных ресурсов:

  • Презентация (Приложение 1)
  • Виртуальные уроки (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • ЦОРы: интерактивные таблицы и задания (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • Тестовые интерактивные задания, созданные в программе «HotPotatoes»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка. Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

– Ребята, начнём наш урок с интеллектуальной разминки и проверки домашнего задания.

– О каких существительных мы с вами говорили на прошлом уроке?

Задания (выполняются параллельно):

1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.)

2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.)

3) Задание для всех: продолжите одно из предложений, данных на слайде, запишите в тетради, составьте схему.

Проверка заданий.

– Определите род имени существительного «туристы». Как вы это сделали? Оказывается, это сделать непросто!

III. Слово учителя о теме и целях урока.

– Запишите в тетрадях тему урока: «Род имён существительных».

Наши цели:

  1. Повторить известный материал о роде существительных.
  2. Выявить основные способы определения рода существительных.
  3. Научиться правильно определять род существительных.

Слайды №3, 4

IV. Виртуальный урок. Часть 1.

– Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных, и помогут нам виртуальные ученики. (См. Приложение 2)

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Вопросы после просмотра:

– Как же определить род существительных?

– Что нам поможет?

Вывод: грамматический показатель рода – окончание.

V. Работа с интерактивной таблицей. ЦОР (Слайд №6).

Рассмотрим таблицу.

– Существительные с какими окончаниями относятся к мужскому, женскому, среднему роду? Назовите исключения. С нижней частью таблицы мы познакомимся позже.

– Запишите окончания существительных мужского, среднего и женского рода в тетрадь (учитель пишет на доске, ученики в тетради). (См. Приложение 3 )

Рисунок 3.

VI. Интерактивное задание. ЦОР (Слайд №7).

– Определите род имён существительных, распределите слова под лучики. Один ученик работает у компьютера, а остальные записывают слова в тетради в 3 столбика, выделяя окончания. (См. Приложение 4 )

Рисунок 4.

VII. Словарный диктант (на доске и в тетрадях).

Задание: запишите слова под диктовку, определите род имен существительных.

Бандероль, вестибюль, рояль, шампунь, бюллетень и др.

Устно желающие ученики помогают объяснить лексическое значение слов и определить род, все записывают слова в тетрадь.

VIII. Физкультминутка. (Слайд №8)

Рисунок 5.

IX. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 5 )

– Я приготовила для вас ещё 3 трудных слова, определите их род. Определите их лексическое значение. Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради (тюль, вуаль, мозоль).

Определить род слова «мозоль» вам поможет стихотворение:

На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
– К директору пойду!
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду.
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.

Какие слова подсказали род?

Рисунок 6.

X. Работа над упражнением из учебника (упр. 501).

Мы умеем определять род трудных существительных, давайте проверим, как мы умеем использовать их в речи. (Выполнение задания упражнения на доске по цепочке – по одному – и в тетрадях).

– С какой трудностью столкнулись при написании слова «молодёжь»?

– Давайте посмотрим виртуальный урок о том, когда нужно и не нужно ставить Ь на конце существительных.

XI. Виртуальный урок. 3 часть. (Мягкий знак после шипящих на конце существительных).

Вопросы во время просмотра:

– Как звучит правило?

– Что означает и как пишется слово «туш_»?

Рисунок 7.

Рисунок 8.

XII. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 7 )

– Дополним правило, выполнив задание:

Найдите соответствие рода (один ученик у компьютера, все остальные записывают в тетради в 2 столбика – м.р. и ж.р.).

Рисунок 9.

Вопросы после задания:

– Всегда ли на конце существительных ж. р. пишется мягкий знак?

Вывод: Только в сущ. 3 склонения, ед. числа.

XIII. Опрос.

– Расскажите, когда на конце существительных после шипящих пишется и не пишется Ь.

XIV. Самостоятельная работа. Проверка в парах. (Слайд №10).

Давайте теперь проверим ваши знания и умение определять род существительных.

Задание: Расселите существительные по домикам, запишите в тетради в 3 столбика – м.р., ср.р., ж. р.

Рисунок 10.

Взаимопроверка:

– Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте, отмечая карандашом правильные и неправильные ответы, поставьте оценку.

– У кого пятёрки, поднимите руку.

XV. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией. (Слайд №10).

Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.

XVI. Подведение итогов.

– А теперь давайте подведём итоги.

Это мы должны были сделать. Слайды №12, 13.

– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).

– Продолжите мысль:

  • Род – это…
  • Определить род имени существительного можно…
  • После шипящих на конце существительных Ь пишется…
  • Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

XVII. Рефлексия. (Слайд №14).

– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:

  • урок полезный, понравился;
  • урок скучный.

XVIII. Дифференцированное домашнее задание. (Слайды №15).

Для всех:

– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

XIX. Оценки за урок.

Тема: Род имён существительных.

Определение рода имён существительных. (3 кл)

Цели: - познакомить учащихся с темой «Род имён существительных», с приёмами

Распознавания имён существительных;

Развивать умение работать с учебником, доской, готовить ответы на вопросы;

Учиться оценивать себя и других;

Побуждать детей к совместной деятельности, вырабатывать умение работать друг

С другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание

Сегодня нам предстоит большая, сложная работа. Как вы думаете с чего мы начнём?

(с чистописания)

А почему именно с него? Для чего нужно чисто, красиво писать?

(ответы детей)

Правильно! А какие правила мы должны соблюдать при письме? (ответы детей)

Откроем тетради и запишем число.

На полях поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня заработать на уроке.

Во время чистописания два ученика работают у доски по карточкам по пройденному

Материалу.

(На доске : оро, оло . Прописывем данные словосочетания .)

Вспомним словарные слова в которых встречается данное сочетание букв и запишем

Их. (один ученик у доски)

(В оро на, с оро ка, в оро бей, к оро ва, с оло вей, м оло ко, оло во и др.)

Проверяем тех, кто работал у доски .

Орфографическая минутка.

На доске предложение:

По овражкам бегут весёлые ручьи.

Расставляем ударения в словах, отмечаем снизу красными кружками «опасные»

Места (орфограммы).

Словарная работа.

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (огурцы)

Правильно! Определите число. (множественное)

А теперь поставьте в единственное. (картинку огурца- на доску)

О гурец (слово на магнитную доску)

Запишем слово в словарик.

Рассказ учителя об огурцах.

Нам сейчас кажется, что это овощ всегда рос на наших огородах и носил это

название – огурец. На самом деле это не так. Это слово было заимствовано у греков. И звучало оно так : агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, незрелый). Ведь в отличии от сородичей арбузов и дынь огурцы едят незрелыми, так вкуснее. Вот почему они и названы огурцами.

А следующее слово вы узнаете если назовёте одним словом несколько предметов: платье, юбка, кофта, рубашка.

О дежда (слово на магнитную доску)

V. Работа по теме урока.

1. - Как изменяются имена существительные? (по числам)

А чем ещё отличаются имена существительные? Например, кошка, кот, солнце?

(разного рода)

2. - Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Род имён существительных».

- Как вы думаете, чему мы должны научиться к концу урока?

На доске:

Знать Уметь

Что такое существительное. 1. Отличать существительные от других

Слов.

Какого рода бывают 2. Определять род имён существительных.

Существительные.

3. - А как вы думаете, как можно определить род имён существительных? (высказывания детей)

Для определения рода существуют слова – помощники (прикрепляю и на доску)

М.р ж.р. ср.р.

он мой она моя оно моё

(показываю предметы ручка, карандаш, яблоко; подставляем устно слова – помощники и слова – карточки прикрепляем в соответствующие колонки)

Карандаш ручка яблоко

Физкультминутка

– Читаем правило на с. 152 учебника.

Игра «Собери портфель»

1-й ряд – сущ. ж.р

2-й ряд – сущ м.р.

3-й ряд – сущ. ср.р

(Слова разного рода прикреплены на магнитной доске. Каждому ряду по

Количеству учеников.)

Проверяем. (Слова теперь обратно прикрепляем на магнитную доску, но уже

Соответственно в колонку по родам. Ребята с каждого ряда по очереди выходят к

Доске. Одновременно идет запись слов в тетрадях.)

Подберите и запишите самостоятельно по 2 существительных каждого рода.

А теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте у соседа.

– Продолжим дополнять столбики из упр. 404 (комментируем по цепочке)

Что вам помогло в распознавании род имен существительных? Какая часть речи? (местоимение)

Правильно, местоимения:он, она.оно.

VI. Закрепление.

Упражнение в распознавании рода (устно)

Игра «Молчанка» (показываю разные предметы, ребята самостоятельно определяют род и показывают соответствующую карточку с буквами ж или м или с . Если затрудняются, то слова – помощники произносим вслух.)

Подбор синонимов.

Подберите к существительным илевого столбика близкие по значению слова из правого столбика. Укажите род. (слова заранее написаны на обратной стороне доски)

Вьюга боязнь

Страх зной

Жара метель

Запишем синонимы парами, отметим орфограммы.

Составим устно 2 предложения со словами из столбиков.

Контрольные вопросы.

Какого рода бывают имена существительные?

Как узнать род имени существительного?

Итог урока

Молодцы! Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. А теперь

На уроке.

У кого совпали оценки?

Кто хотел получить выше, но не смог её заработать?

А кто не думал, что может так хорошо работать?

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

Оценки за активную работу на уроке получают ….

Спасибо за работу!

Домашнее задание

Упражнения по выбору 405 или 407. Правило на с. 152

Урок закончен.




Вверх