Минотавр — чудовище из критского лабиринта. Скрытые смыслы мифов о европе и минотавре Легенда о минотавре читать полностью

Нет никаких серьезных оснований сомневаться в справедливости того мнения, что миф о победе Тесея над Минотавром и об освобождении им афинян от постыдной дани основана на исторических событиях. Минос, подобно Мелькарту, олицетворение солнца; он представитель финикийской культуры и со стороны мудрого законодательства, правосудия, технических искусств, и со стороны свирепых и чувственных религиозных обычаев. Миф говорит, что Минос убил мегарца Ниса и принудил афинян присылать юношей и девушек в дань ему, и что он отдавал этих юношей и девушек на пожирание (приносил в жертву) быку (олицетворение солнца) в Лабиринте. Мифологический Лабиринт был символ звездного неба с извилистыми линиями созвездий и орбит – ясно, что в основе этого сказания лежит предание о владычестве финикиян в Аттике . Маленький остров Миноа, ограждавший от морских волн мегарскую гавань Нисею и впоследствии соединенный мостом с берегом, был таким пунктом, на каких финикияне любили основывать свои поселения. Афинское предание говорило, что Порфирион – «делатель пурпура» – построил в Аттике храм Афродиты, то есть Ашеры-Астарты. – Марафонский бык, которого в мифе убил Тесей, происходил с Крита. Все это следы финикийского поселения и владычества.

Миф об Ариадне, жене Диониса, богине плодородной земли, в честь которой совершался на острове Наксосе праздник, начинавшийся печальными и кончавшийся радостными обрядами, вероятно также был символическим воспоминанием о вытеснении культа Ашеры-Астарты эллинскою культурою, центром которой в Кикладском архипелаге стал впоследствии культ Аполлона на острове Делосе. Согласно мифу, Тесей, возвращаясь с Крита, остановился у Делоса, совершил там первый танец победы у алтаря Аполлона и сломил себе ветвь священного оливкового дерева. Афиняне отправляли каждый год посольство в Делос совершать служение на этом месте. Для этого посольства был особый корабль старинной постройки, по выраженному в мифе народному мнению тот самый, на котором Тесей возвратился из Крита.

Бой Тесея с Минотавром. Рисунок на древнегреческой вазе

Миф о Тесее и Минотавре

Афиняне терпели в то время великое горе. Несколько лет тому назад пришел в Афины на праздник Андрогей, сын могучего критского царя Миноса, и на играх победил в единоборстве всех лучших бойцов города. Такой позор поразил афинян и более всех других царя Эгея. Решился Эгей извести победителя и послал его с этой целью на марафонского быка; расчет удался, и в битве с быком Андрогей пал мертвым. Весть о его смерти быстро дошла до Миноса, находившегося тогда на острове Паросе: он, по обету, приносил здесь богам жертвы. Критский царь снарядил сильный флот и сам отправился с ним к берегам Аттики, собираясь отомстить вероломным афинянам за смерть своего сына. Покорив союзную с Аттикой Мегару, он расположился станом под Афинами и держал город в осаде до тех пор, пока голод и болезни не заставили жителей сдаться. Тяжелой данью обложил тогда Минос афинян: через каждые восемь лет они должны были отсылать на Крит по семи юношей и по семи дев – те и другие обрекались на съедение Минотавру, страшному чудищу-людоеду, человекобыку. Минотавр был плодом неестественной любви, жены Миноса, Пасифаи к посланному Посейдоном на Крит быку. Согласно мифу, Пасифая обольщала этого быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё знаменитым мастером Дедалом Жил Минотавр в построенном Дедалом лабиринте – здании с бесчисленными и запутанными ходами. Лишь только несчастные жертвы приставали к берегам Крита, их тотчас же отводили в это здание, и здесь пожирало их чудовищный Минотавр.

Во время пребывания Тесея в Афинах прибыли туда послы Миноса и потребовали обычной дани; уже в третий раз приходилось афинянам платить эту дань. Город исполнился скорби и воплей. По установившемуся обычаю жертвы Минотавру выбирались по жребию. Убитые горем отцы, имевшие взрослых сыновей и дочерей, делали горькие упреки Эгею, говоря, что он, будучи виновником всего зла, один остается непричастен народному горю, один не несет наказания и вместе с сыном спокойно и безучастно смотрит на то, как у граждан отнимаются дети и отсылаются на лютую смерть. Услыхав эти упреки и ропот, Тесей решился добровольно ехать на Крит вместе с теми, которые будут указаны судьбой. Отец умолял и заклинал его остаться дома: тяжело было бы старику умереть бездетным после того, как судьба послала ему под старость счастье, которого он жаждал всю жизнь, – дала ему сына, наследника его имени и престола. Тесей не изменил, однако, своего решения. Он уверял, что у него хватит сил побороть Минотавра, что он не только освободит обреченных Минотавру жертв, но и избавит город от обязанности отбывать ужасную повинность: по договору, заключенному между афинянами и царем критским, они обязаны были платить эту дань только до тех пор, пока Минотавр будет жив. Эгей уступил, и Тесей, призвав со своими спутниками на помощь Аполлона, мужественно и бодро отправился в путь на корабле, оснащенном в знак печали черными парусами.

Дельфийский оракул дал Тесею совет – испросить напутствия у Афродиты, богини любви, и ее избрать путеводительницей. Хотя Тесей не понял смысла слов оракула, но перед отплытием принес богине жертву на берегу моря. Только по прибытии на Крит уяснился Тесею смысл слышанного им от оракула. Увидала юношу Ариадна, прелестная дочь свирепого Миноса, и почувствовала к нему безграничную любовь. Тайно вручила она ему клубок ниток, при помощи которого он мог найти выход из лабиринта. Когда Тесей вместе с несчастными жертвами Минотавра отведен был в лабиринт, стоявший в дикой и пустынной местности, он прикрепил один конец нити при входе в здание и, распутывая моток, пошел по извилистым переходам до того места, где ожидал их Минотавр. Тотчас же напал Тесей на страшилище и после жаркой борьбы умертвил его. Убив Минотавра, он, держась за нить, вместе со спасенными юношами и девами пошел назад и благополучно выбрался из лабиринта. Радостны были клики спасшихся от Минотавра, когда они вышли из лабиринта и снова увидали лучи солнечного света; Ариадна ждала их в трепетном волнении и боязни. Увенчав кудри миртом и розами, при радостных кликах и пении пляшут юноши с девами веселую пляску; ряды пляшущих постоянно мешаются и путаются и выделывают фигуры, похожие на запутанные извилины лабиринта. Впоследствии на Делосе плясали эту пляску в память освобождения афинских юношей и дев.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе. Автор фото - Marie-Lan Nguyen

Недолго, однако, ликовали они и радовались; узнав о спасении их из лабиринта Минотавра, Минос пришел в великую ярость, и новая беда готова была разразиться над ним. Тесей со своими спутниками стал поспешно готовиться к отплытию с острова. Вместе с ними покидала Крит и Ариадна: любовь заставляла ее следовать за Тесеем на чужбину; боялась она также гнева своего отца, если бы он узнал, что афиняне вышли из лабиринта при ее помощи. Перед отплытием с Крита Тесей по совету Ариадны разрушил дно на всех критских кораблях – дабы Минос не имел возможности немедленно отправиться в погоню за беглецами. Так счастливо и невредимо достигли они острова Наксоса, где на некоторое время остановились. Здесь явился Тесею во сне Дионис и возвестил, что его спасительница от Минотавра Ариадна не должна следовать далее за Тесеем: по воле судьбы ей предназначено быть супругой Диониса. Тесей страшился навлечь на себя гнев бога и исполнил повеление его: с тяжкой скорбью в сердце отплыл он от острова в то время, когда Ариадна заснула. Пробудясь, она увидала себя покинутой, одинокой на пустынном острове и разразилась громкими жалобами на свою беспомощность и на вероломство юноши, для которого пожертвовала всем. Тут предстал перед ней бог Дионис, поведал ей судьбу ее и успокоил обещанием сделать ее причастной блаженству богов. Ариадна стала невестой Диониса, и Зевс приобщил ее к лику богов. Венец, который надет был на нее при обручении с Дионисом, впоследствии был восхищен на небо и превращен в созвездие, и до сих еще пор звезды эти блистают в небе и называются людьми венцом Ариадны.

Тоскуя по потерянной Ариадне, плыл Тесей от Наксоса к берегам Аттики. Прощаясь с отцом, он обещал ему, что если убьёт Минотавра, то заменит на корабле при возвращении черные паруса белыми. Пораженный скорбью Тесей, приближаясь к берегам родины, забыл о своем обещании и не снял черных парусов. Много уже дней сидел старый афинский царь у взморья на высокой скале и смотрел вдаль на море: все ждал любимого сына. И вот, наконец, показался вдали давно ожидаемый корабль, но – горе! – паруса на нем черные: пал Эгеев сын в смертном бою с Минотавром! В отчаянии несчастный отец бросился в море и потонул в волнах его. Между тем Тесей прибыл в гавань, немедленно приступил к принесению богам обещанной жертвы и послал в город гонца с вестью об избавлении от постыдной дани. Гонец изумился, видя, что только часть граждан радуется принесенной им вести и собирается венчать его как вестника победителя Минотавра, большинство же внимает ему с печалью. Вскоре разъяснилась эта загадка. Быстро разнеслась по городу весть о смерти Эгея, и лишь узнали об этом несчастном событии афинские граждане, как все они преисполнились великой скорби. Вестник, присланный Тесеем, принял подобавший ему венец, но не украсил им чела, а печально возложил его на свой посох и возвратился в гавань к своему господину. Тесей не кончил еще жертвоприношения в честь победы над Минотавром, а потому гонец, дабы не смутить скорбной вестью священнодействия, остановился перед храмом и ждал. Тесей окончил жертвоприношение щедрой раздачей подаяния. Тогда подошел к нему гонец и поведал о бедственной кончине отца. Тесей был потрясен печальной вестью и, полный скорби, тихо вошел в сетовавший город, который надеялся он видеть ликующим и приветствующим его громкими криками радости.

Корабль, на котором Тесей совершал путешествие на Крит к Минотавру и обратно, афиняне почитали священным и хранили его в продолжение многих веков, употребляя только для священных посольств, которые ежегодно посылались из Афин на Делос, к празднику Аполлона. Когда какая-нибудь часть корабля приходила в ветхость, она немедленно заменялась новой и, таким образом, в корабле том с течением времени все части были заменены другими, новыми частями.

Мифы Древней Греции рассказывают о существовании Кноссоса (Кносского дворца) , где правил царь Минос, а в Лабиринте его дворца жил ужасный монстр, Минотавр - существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!

Но если кратко, то начиналось всё с того, что могучий Зевс, верховный бог Олимпа, увидел прекрасную Европу, дочь богатого финикийского царя. Увидел и возжелал. Чтобы не испугать девушку и её подруг, он принял обличье чудесного быка. Шерсть его сверкала, золотые рога были изогнуты, на лбу горело, подобно месяцу, серебряное пятно. Дыхание быка благоухало амврозией, и весь воздух был напоен этим ароматом. Чудесный бык появился на поляне и подошёл к девам, среди которых была Европа, когда те резвились и собирали цветы. Девы окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошёл к Европе, лизал ей руки и ласкался к ней. Затем смирно лёг у её ног, предлагая сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Но неожиданно бык вскочил и помчался к морю. Как ветер нёсся златорогий бык, затем он бросился в море и быстро, подобно дельфину, поплыл по лазурным водам. Волны моря расступались перед ним, и вот вскоре показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему Зевс-бык со своей драгоценной ношей и вышел на берег. Европа стала женой Зевса и жила с тех пор на Крите. Т ри сына родились у неё от Зевса: Минос, Радамантис и Сарпидон. Позже Европа вышла замуж за царя Крита Астериона, который усыновил детей Зевса. После смерти Астериона царём стал старший сын, Минос. Он взял в жёны Пасифаи, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Крити. У них родились 4 сына и 4 дочери, в том числе красавица Ариадна. Вместе они жили в Кносском дворце.

Во время одного великого праздника Минос захотел сделать жертвоприношение в честь бога моря Посейдона и попросил у него, чтобы Посейдон послал для этого великолепное животное (вот странная манера приносить жертвы, сначала их испросив;). В ответ Посейдон отправил из моря прекрасного белого быка. Настолько прекрасного, что Минос пожалел его и принёс в жертву другого быка. Посейдон очень разозлился, и, чтобы наказать Миноса, внушил сластолюбивой царице Парсифаи безумную страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свою извращённую страсть, Парсифаи обратилась к знаменитому мастеру Дедалу. Дедал изготовил пустое чучело коровы, и когда Парсифаи вошла в это чучело, бык воссоединился с ней. От этого отвратительного совокупления родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и бычьей головой . Во избежание скандала царь Минос запер Минотавра в Лабиринте , сложном сооружении, который построил для этого Дедал.

Дальнейшая судьба белого быка неизвестна.

Далее миф рассказывает об Андрогеосе, сыне Миноса, который принял участие в играх в Афинах и стал победителем во всех спортивных дисциплинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, была намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирало ужасное чудовище.

Тесей и Минотавр

Сын афинского царя, молодой герой Тесей, решил прекратить уплату этой ужасной дани и защитить невинных. Когда в третий раз прибыли послы с Крита за положенной данью, все в Афинах были погружены в глубокую печаль и снарядили корабль с чёрными парусами, Тесей добровольно вошёл в число юношей, отправляемых на Крит, с единственной целью убить Минотавра. Царь Эгей категорически не хотел отпускать своего единственного сына, но Тесей настоял на своём.

На Крите, в Кноссосе, могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного мускулистого юношу. Заметила его и дочь Миноса, Ариадна. Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Всё дальше шёл Тесей и, наконец, увидел Минотавра. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на героя. Начался страшный бой. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити клубка нашёл выход обратно и вывел всех афинских юношей и девушек. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех кораблей критян, спешно отправился в обратный путь. Ариадна тоже покинула Кноссос и уплыла с Тесеем.

Однако Ариадне и Тесею не суждено было жить вместе долго и счастливо. Тесею пришлось уступить Ариадну богу Дионису. До Афин она не доплыла. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Но это уже другая история...

Корабль Тесея нёсся на своих чёрных парусах по лазурному морю, приближаясь к берегам Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, об уговоре с отцом - он должен был заменить чёрные паруса белыми в случае благополучного возвращения. Эгей ждал своего сына. Вдали показалась точка, вот она растёт, приближаясь к берегу, и уже понятно, что это корабль его сына, корабль под чёрными парусами. Значит, Тесей погиб! В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море, и волны выбросили на берег его безжизненное тело. С тех пор и зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

В это время в Кносском дворце Дедал, которого Минос держал в плену, чтобы он не уехал и не раскрыл секрет Лабиринта, планировал свой побег. С помощью искусственных крыльев, которые были скреплены воском, он улетел вместе со своим сыном Икаром. Дальше вы наверняка всё знаете. Икар, увлекшись полётом, взлетел слишком высоко к солнцу, горячие солнечные лучи растопили воск, и... Икарийским назвали море, в котором погиб юный Икар.

Возможно, вам также будет интересно:

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия

Минотавр - древнегреческое чудовище с телом человека и головой быка, пожалуй, является одним из наиболее известных мифологических существ. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, исполнял роль наказания за грехи Афинян перед критским царём Миносом. И каждый год в его лабиринте должны были безнадёжно плутать 7 юношей и 7 девушек, обречённые на страшную смерть.

Легенда об ужасающем минотавре была подробно изложена Аполлодором, и гласит она следующим образом: в результате «гражданской войны», произошедшей на Крите, царь Минос сверг всех своих братьев и захватил единоличную власть на острове. Дабы закрепить свою победу, Миносу требовалось заслужить покровительство божественных сил. Для этого он попросил у Посейдона, послать на землю из морских глубин быка, чтобы потом принести его в жертву во славу Богов. Однако Минос схитрил, он оставил быка себе, а в жертву принёс самого обычного бычка. Посейдон, разозлившись на предательство нового правителя, наделил «морского» быка свирепым нравом, а на жену Миноса, Пасифаю, насылает проклятье, которое заключается в непреодолимой любовной страсти к этому быку. Не в силах сопротивляться неестественному влечению, Пасифая просит мастера Делала, который был сослан на остров за убийство, придумать какой-нибудь способ, чтобы утолить свою животную страсть. Мастер помог царице, и после, у неё рождается необычный ребёнок, которого назвали Минотавр. Минотавр родился с головой быка и туловищем человека. По совету оракулов Минос заключает его в лабиринт, который соорудил всё тот же Дедал. Лабиринт был построен настолько хитрым образом, что попавший в него, уже не сможет вернуться обратно.

На съедение чудовищу афиняне каждые девять лет вынуждены были отправлять семь юношей и семь девушек. Когда Тесею выпал жребий стать жертвой ненасытного Минотавра, он решил избавить родину от подобной повинности. Дочь критского царя Ариадна, влюбившаяся в героя, дала ему волшебный клубок ниток. Если конец нити привязать к двери дворца, клубок сам катится к центру лабиринта, где находился Минотавр. Воспользовавшись путеводной нитью, Тесей нашел спящее чудовище. убил Минотавра и сумел благополучно найти обратный путь в сплетении ходов лабиринта.

Миф о противоборстве Тесея с Минотавром относится к числу наиболее популярных историй античного мира, вдохновлявших скульпторов и художников на создание бессмертных творений. Известно множество старинных ваз с изображением поединка, созданы многочисленные поэмы, роман и даже балеты.

Минотавр, в древнегреческой мифологии, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.

Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Там герою помогла влюбленная в него Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею нить, которая должна была помочь выйти из лабиринта. Тесей вошел в лабиринт и победил Минотавра.

Минотавр

Легенда о минотавре начинается с проступка, царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершило ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.

Сбежавший из Греции архитектор Дедал - построил знамениты лабиринт в котором и поселили Минотавра. Афины, которые провинились перед критским царем - во избежание войны, должны были поставлять каждый год 14 юношей и девушек для питания Минотавра.

Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с черными парусами. Однаждый греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и узнав страшную причину черных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет - тогда остануться черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея чтобы он оставил её. но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть об обещании данном отцу, он забыл сменить паруса с черного цвета на белый.

Отец, увидев галлеру с черными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Источники: www.onelegend.ru, godsbay.ru, krit.info, bobfilm.net, animalspace.net

Святой Конвойон – первый аббат Редона. Часть2

Морван де Леон. Часть3

Король Артур и меч Экскалибур

Ракшасы

Религии Китая

Религия Китая никогда не была похожа ни на одну из систем духовных представлений, которые царили в Европе и на Ближнем Востоке. ...

Поездка в Хорватию

Сказать о таком прекрасном месте, как Хорватия, что она очень красива, значит, ничего не сказать. Эта великолепной красоты страна просто поражает...

Арахна

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться...

Кто такие евнухи?

Многие наверняка слышали слово евнух. Однако не все знают его точного значения. Кто такой евнух? Чем он занимается? Это...

Интернет и заработок

В сети сейчас есть сотни вариантов заработка. Есть такой заработок в сети Интернет, который сопряжен с заметным риском, а есть...

Кем была царица Клеопатра?

Сходство египетской принцессы Клеопатры, в неполных 15 лет приехавшей в чужую страну и выданную замуж за равно чужого этой стране...

Культура Древней Греции хранит в себе много захватывающих рассказов, уникальных историй и поучительных легенд. Правдивость и достоверность древней легенды об убийстве Минотавра не имеет конкретных письменных подтверждений. Однако сохранились развалины былого дворца чудовища, им больше 4 тысяч лет. Это место вызывает повышенный интерес у людей, желающих прикоснуться к таинственной истории освобождения, любви и горя.

Происхождение чудовища

Минотавр описывается его как монстр ростом больше 2 м. У него бычья голова и человеческое тело. Питался он человеческим мясом.

Миф о Минотавре повествует, о том, что его родители - не обыкновенные смертные. Мать Пасифая, дочь Гелиоса и царица острова Крит (её часто путают с Пасифеей, но та была Нереидой, а это разные персонажи), отец - бык (по некоторым преданиям им стал сам Посейдон). Пасифая была женой Миноса, сына Зевса и Европы, который боролся со своими братьями Радамантом и Сапедоном за престол. Минос попросил помощи у богов, обещая за это преподнести им щедрое жертвоприношение. Всё получилось, как и желал Минос, он подтвердил свои намерения и взошёл на царство.

Легенда гласит, что Посейдон послал царю для жертвы сильного быка, который вышел прямо из морских вод. Но сын Зевса не сдержал своё обещание. Бык оказался очень красивым, поэтому он решил провести Посейдона и подменил подаренное животное на обычное.

Однако обмануть богов было невозможно, поэтому Посейдону стало известно о хитрости Миноса. За это он решил наказать его. внушил Пасифае, жене Миноса, непреодолимое желание к быку. Для совокупления с быком была придумана специальная конструкция, похожая на корову. Изнутри она была пустой, поэтому девушка могла с лёгкостью разместиться в ней.

Пасифая соблазнила быка и спустя время родила необычного человека. Мальчика, назвали Астерием, что означает «звёздный». Изначально ребенок ничем не отличался от других. Но по мере роста его тело начало видоизменяться, превращая его в монстра.

Минос не осуждал жену, т. к. понимал, что во всём случившемся есть его вина. Но и видеть ребенка он не желал. И тут ему на помощь пришли Дедал и Икар. Он поставил перед ними задачу возвести сооружение, где можно было содержать чудовище с головой быка и телом человека. Они создали Кносский лабиринт.

Зная о кровожадности зверя, царь отправлял в Кросс приговорённых к смерти за какие-либо преступления. Но после того, как жители афин убили Андрогея, сына царя Критского, он в отместку потребовал плату у жителей столицы. Поэтому любое упоминание о быке, вызывало у жителей древних Афин чувство страха. Для удовлетворения потребностей животного, необходимо:

  1. Каждый 9 лет платить дань.
  2. Выбирать 7 девушек и 7 юношей и отправлять в лабиринт. Их происхождение не играло никакой роли.

История Тесея

Тесей - тот самый герой, кто убил Минотавра. Он - одна из 14 жертв, которые были присланы как дань чудовищу. Он родился и жил в царских палатах. Молодой герой происходил из рода Эгея, который правил в Афинах. Его маму звали Эрфа, она была царевной Тезеры.

Эгей не занимался воспитанием Тесея, он постоянно был далеко от семьи. Долгое время юноша жил с матерью, на её родине. Прежде чем расстаться со своей семьёй и уехать в Афины, Эгей спрятал меч и сандалии - это был своего рода подарок Тесею. Желая повидаться с родителем, шестнадцатилетний юноша покидает свою обитель (Тезерские земли) и отправляется в Афины. По пути он совершает разные подвиги.

Победа над Минотавром

Тесею предстояло посетить жилище Минотавра, поэтому он был решительно настроен завершить чудовищную вереницу человеческих жертвоприношений, чтобы люди, жившие в постоянном опасении за своих детей, смогли вздохнуть свободно.

Успеху операции способствовал один факт. Минос родил ещё детей, и у него появилась дочь Ариадна. Увидев молодого человека, девушка влюбилась, чувство оказалось обоюдным, поэтому у них завязались крепкие отношения. Она знала, что в лабиринте сына афинского царя ждёт опасность, поэтому подарила любимому волшебную нить. Она помогала любому путнику найти правильный выход. Зная об этом, Ариадна отдала её Тесею, чтобы он смог ориентироваться, находясь внутри лабиринта.

Тесей, выполнил все так, как его учила девушка. Он взял конец нити и привязал её к двери, а для указания пути пустил клубок на пол, последовал за ним и дошёл до логова зверя. Войдя в него, он нашёл спящего монстра. Существует 3 версии того, как юноша победил Минотавра.

  1. Задушил голыми руками.
  2. Убил зверя одним ударом кулака.
  3. Зарубил мечом, который был оставлен ему отцом.

Узнав весть о том, что сын Эгея убил Минотавра и вышел из места заточения зверя, люди возликовали. Победитель понимал, что он просто не сможет больше существовать без прекрасной возлюбленной Ариадны. Поэтому, уезжая с острова, он похитил девушку.

В пути девушка погибает в морской пучине. Люди допускали, что это дело рук Посейдона, который таким способом решил отомстить Тесею за убийство Минотавра. Сын Эгея был настолько опечален известием о смерти девушки, что забыл сменить флаг из чёрного на белый. В знак удачного завершения дела.

Как только царь Эгей увидел чёрный знак, то сделал вывод, что сын проиграл схватку с монстром и погиб. Поэтому он, не дожидаясь никого, бросился в морские глубины и утонул. В память об этом, море получило название Эгейское.

После того как юноша расправился с чудовищем, нога человека не ступала на территорию лабиринта. Люди помнили весь ужас и страх, вызванный Минотавром.

Рационалистические версии мифа

Автор Содержание
Филохор и Евсевий Древние истории описывали немного иную версию появления критского Минотавра. В своих трудах они указывали, что рождение человека с бычьей головой было аллегорией. По их данным, Минотавр был обычным человеком, которого изначально звали Тавр.

Его родина - остров Крит, где он служил при царе Миносе. Тавр славился особой жестокостью. Афины, находились под властью островитян, поэтому должны были оплачивать дань не только золотом, но и людьми. Царь Минос принял решение проводить состязание, где Тавр должен был сражаться с сильнейшими афинскими юношами. Миф гласит, что среди юношей появился и Тесей, который смог одолеть Тавра. В честь этого жители афин были освобождены от уплаты налогов.

Плутарх Автор указывал на то, что лабиринт Дедала, который назывался Кносским, был среднестатистической тюрьмой. Ежегодно критский царь проводил состязания в честь своего погибшего сына Андрогея. Победитель получал в собственное владение афинских рабов. Но до этого их держали в стенах лабиринта. Согласно мифам, Тавр был первым, кто победил в соревнованиях. Но он был известен как жестокий и грубый хозяин. Чтобы уберечь своих людей, Тесей вышел на поединок с ним.
Демон Согласно этой , Тавр - это известный критский полководец, служивший царю Миносу. Он со своими воинами вступил в бой с флотом Тесея, но потерпел поражение. В этом бою он погиб от рук сына Эгея.

Современные историки полагают, что легенда о Минотавре несёт в себе метафору о столкновении и борьбе жителей материка с «народами моря», которые почитали быков.

Образ Минотавра в других произведениях

Авторы литературных произведений часто берут за основу . Она богата на колоритные и самобытные персонажи. Минотавр - один из таковых. В литературе образ зверя, который выглядит как человек с головой быка, можно встретить в произведениях:

  • «Дом Астерия».
  • «Лабиринт Минотавра».
  • «Божественная комедия».
  • «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре».


Вверх