Какой герой древнегреческой мифологии. Мифические мужские и женские имена и их значение

Прежде чем говорить о Героях Греции необходимо определиться кто они и в чем их отличие от Чингиз-Хана, Наполеона и других героев, известные в различные исторические эпохи. Помимо силы, изворотливости, и ума, одно из отличий древнегреческих героев — двойственность из рождения. Один из родителей был божеством, а второй — смертным.

Прославленные герои мифов Древней Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла (Геркулеса) который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. Согласно дошедших из глубины веков мифов, за совершенную дюжину подвигов Геракл был вознеси богиней Афиной — Палладой на Олимп, где его отец – Зевс, даровал своему сыну бессмертие. Подвиги Геракла широко известны и многие вошли в присказки и поговорки. Этот герой очистил от навоза конюшни Авгия, победил Немейского льва, умертвил гидру. В честь Зевса был в древности назван Гибралтарский пролив – Геркулесовы столбы. По одной из легенд Гераклу лень было преодолевать Атласские горы, и он пробил сквозь них проход, соединивший воды Средиземного моря и Атлантики.
Еще один внебрачный – Персей. Мать Персея – принцесса Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Подвиги Персея были бы невозможны без победы над медузой Горгоной. Это мифическое чудовище свои взглядом превращало в камень все живое. Убив Горгону Персей прикрепил ее голову к своему щиту. Желая завоевать благосклонность Андромеды – эфиопской принцессы, дочери Кассиопеи и царя Кефея, этот герой умертвил ее жениха и вырвал из лап морского чудовища, которое собиралось утолить голод Андромедой.
Прославившийся убийством Минотавра и нахождением выхода из критского лабиринта Тесей, был рожден от бога морей Посейдона. В мифологии он почитается как основатель Афин.
Древнегреческие герои Одиссей и Ясон не могут похвастаться своим божественным происхождением. Царь Итаки Одиссей знаменит изобретением Троянскому коня, благодаря которому греки разрушили . Возвращаясь на родину, он лишил единственного глаза циклопа Полифема, провел свой корабль между скалами на которых обитали чудовища Сцилла и Харибда и не поддался волшебному обаянию сладкоголосых сирен. Впрочем, значительную долю известности Одиссею подарила его жена – Пенелопа, которая в ожидании мужа сохраняла ему верность, отказав 108 женихам.
Большинство подвигов древнегреческих Героев дошли до наших дней в изложении поэта-сказителя Гомера, написавшего знаменитые эпические поэмы «Одиссея и «Илиада».

Олимпийские герои Древней Греции

Лента победителя в Олимпийских играх выдавалась с 752 г. до н.э. Герои носили пурпурные ленты и были почитаемы в обществе. Трижды выигравший в Играх получал в подарок статую в Альтисе.
Из истории Древней Греции стали известны имена Корэба из Элиды, победившего в соревнованиях по бегу в 776 г. до н.э.
Самым сильным за весь период проведения фестиваля в древнсоти стал Милон из Кротона, он выиграл в шести соревнованиях по силе. Считается, что он был учеником

Агамемнон - один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны.

Амфитрион - сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. Амфитрион принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион.

Ахилл - в греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея, царя мирмидонов и морской богини Фетиды, внук Эака, главный герой Илиады.

Аякс - имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку и сравниваются с двумя могучими львами или быками.

Беллерофонт - один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (по другим источникам, бога Посейдона), внук Сизифа. Первоначальное имя Беллерофонта - Гиппоной.

Гектор - один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама - царя Трои. По преданию, он убил первого грека, ступившего на землю Трои.

Геракл - национальный герой греков. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Одаренный могучею силой, исполнил самые тяжелые работы на земле и совершил великие подвиги. Искупив свои грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия.

Диомед - сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы. Вместе с Адрастом принимал участие в походе и разорении Фив. Как один из женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях.

Мелеагр - герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры. Участник похода аргонавтов. Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.

Менелай - царь Спарты, сын Атрея и Аэропы, муж Елены, младший брат Агамемнона. Менелай, с помощью Агамемнона, собрал дружественных царей на Илионский поход, причем сам выставил шестьдесят кораблей.

Одиссей - "сердитый", царь острова Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. Одиссей - знаменитый герой Троянской войны, также прославившийся своими странствованиями и приключениями.

Орфей - знаменитый певец фракийцев, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, приводивший своими песнями в движение деревья и скалы.

Патрокл - сын одного из аргонавтов Менетия, родственник и соратник Ахилла в Троянской войне. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом.

Пелей - сын эгинского царя Эака и Эндеиды, супруг Антигоны. За убийство своего сводного брата Фока, который победил Пелея в атлетических упражнениях, он был изгнан отцом и удалился во Фтию.


Пелоп - царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы. Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона.

Персей - сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель медузы Горгоны и спаситель Андромеды от притязаний дракона.

Талфибий - вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем собирал войско на Троянскую войну.

Тевкр - сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы. Лучший стрелок из лука в греческом войске под Троей, где от его руки пало свыше тридцати защитников Илиона.

Тесей - сын афинского царя Энея и Эферы. Прославился рядом подвигов, подобно Гераклу; похитил вместе с Пейрифоем Елену.

Трофоний - первоначально хтоническое божество, тождественное с Зевсом Подземным. По распространенному верованию, Трофоний был сыном Аполлона или Зевса, братом Агамеда, питомцем богини земли - Деметры.

Фороней - основатель Аргосского государства, сын речного бога Инаха и гамадриады Мелии. Он чтился как национальный герой; на его могиле совершались жертвоприношения.

Фрасимед - сын пилосского царя Нестора, прибывший вместе с отцом и братом Антилохом под Илион. Он командовал пятнадцатью кораблям и принимал участие во многих битвах.

Эдип - сын финского царя Лая и Иокасты. Убил своего отца и женился на матери, не ведая об этом. Когда преступление открылось, Иокаста повесилась, а Эдип сам ослепил себя. Умер, преследуемый Эриниями.

Эней - сын Анхиса и Афродиты, родственник Приама, герой троянской войны. Эней подобно Ахиллу у греков - сын прекрасной богини, любимец богов; в битвах его защищали Афродита и Аполлон.

Ясон - сын Айсона, по поручению Пелия, отправился из Фессалии за золотым руном в Колхиду, для чего снарядил поход аргонавтов.

Кронос , в древнегреческой мифологии, был одним из титанов, родившимся от брака бога неба Урана и богини земли Геи. Он поддался на уговоры матери и оскопил своего отца Урана, чтобы прекратить бесконечные рождения его детей.

Во избежание повторения судьбы отца Кронос стал проглатывать всех своих отпрысков. Но в конце концов его жена не выдержала подобного отношения к их потомству и дала ему проглотить камень вместо новорожденного.

Рея спрятала сына, Зевса, на острове Крит, где он и вырос, вскормленный божественной козой Амалфеей. Его охраняли куреты - воины, которые заглушали плач Зевса ударами в щиты, чтобы Кронос не услышал.

Возмужав, Зевс сверг своего отца с трона, заставил его исторгнуть своих братьев и сестер из чрева и после продолжительной войны занял его место на светлом Олимпе, среди сонма богов. Так Кронос был наказан за свое предательство.

В римской мифологии Кронос (Хроос - "время") известен как Сатурн - символ неумолимого времени. В Древнем Риме богу Кроносу посвящали празднества - сатурналии, во время которых все богатые люди менялись со своими слугами обязанностями и начиналось веселье, сопровождаемое обильными возлияниями. В римской мифологии Кронос (Хроос - "время") известен как Сатурн - символ неумолимого времени. В Древнем Риме богу Кроносу посвящали празднества - сатурналии, во время которых все богатые люди менялись со своими слугами обязанностями и начиналось веселье, сопровождаемое обильными возлияниями.

Рея ("Ρέα), в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Аида, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры (Гесиод, Теогония, 135). Кронос, боясь, что его лишит власти кто-либо из его детей, пожирал их сразу после рождения. Рея по совету родителей спасла Зевса. Вместо рожденного сына она подложила запеленатый камень, который Кронос и проглотил, а сына в тайне от отца Рея отправила на Крит, на гору Дикта. Когда Зевс подрос, Рея пристроила сына виночерпием к Кроносу и он смог подмешать в кубок отца рвотное зелье, освободив своих братьев и сестер. По одному из вариантов мифа, Рея обманула Кроноса и при рождении Посейдона. Она спрятала сына среди пасущихся овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка, сославшись на то, что именно его она и родила (Павсаний, VIII 8, 2).

Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, что доказывается большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем найденных. На Крите показывали и гробницу Зевса. Жрецы Реи назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами великой фригийской матери Кибелы. Им доверила Рея сохранение младенца Зевса; стуча оружием, куреты заглушали его плач, чтобы Кронос не мог услышать ребенка. Рея изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан (древний музыкальный ударный инструмент, предшественник литавр). В период поздней античности Рея отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Рея-Кибела, культ которой отличался оргиастическим характером.

Зевс , Дий ("светлое небо"), в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и сестер Зевса сразу после их рождения, но Рея вмест о младшего сына подала Кропосу завернутый в пеленки камень, а младенца тайно вывезли и воспитали на острове Крит.

Возмужавший Зевс стремился рассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида ("мысль"), дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнет всех проглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид - подземное царство мертвых, а Посейдон - море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общими. Со временем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочери Зевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, а хариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, - радость и изящество; богиня Мнемосина родила Зевсу 9 муз. Таким образом, в человеческом обществе заняли свое место закон, науки, искусства и нормы морали. Зевс также являлся отцом знаменитых героев - Геракла, Диоскуров, Персея, Сарпедона, славных царей и мудрецов - Миноса, Радаманфа и Эака. Правда, любовные связи Зевса как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рожденных вне брака, например Геракла, богиня жестоко преследовала. В римской мифологии Зевсу соответствует всемогущий Юпитер.

Гера (Hera), в греческой мифологии царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и брака. Гера, старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения. Гера, мать Ареса, Гебы, Гефеста, Илифии. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. В особенности в Илиаде Гера выказывает сварливость, упрямство и ревность - черты характера, перешедшие в Илиаду, вероятно, из древнейших песен, прославлявших Геракла. Гера ненавидит и преследует Геракла, как и всех любимцев и детей Зевса от других богинь, нимф и смертных женщин. Когда Геракл возвращался на корабле из Трои, она с помощью бога сна Гипноса усыпила Зевса и посредством поднятой ею бури едва не погубила героя. В наказание Зевс привязал коварную богиню крепкими золотыми цепями к эфиру и привесил к ее ногам две тяжелые наковальни. Но это не мешает богине постоянно прибегать к хитрости, когда ей нужно добиться чего-нибудь от Зевса, против которого она ничего не может сделать силой.

В борьбе за Илион она покровительствует своим любимым ахейцам; ахейские города Аргос, Микены, Спарта - ее любимые местопребывания; троянцев она ненавидит за суд Париса. Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально стихийное значение - связь между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера - покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона.

Главным местом ее культа был Аргос, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые пять лет в честь ее праздновались так называемые Гереи. Кроме Аргоса, Гера чествовалась также в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и других городах. Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле с короной на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана. В римской мифологии Гере соответствует Юнона.

Деметра (Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (Гесиод, Теогония, 453, 912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, "земля-мать"). Культовые обращения к Деметре: Хлоя ("зелень", "посев"), Карпофора ("дарительница плодов"), Фесмофора ("законодательница", "устроительница"), Сито ("хлеб", "мука") указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).

Гестия -богиня девственница домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, покровительница неугасимого огня, объединяющая богов и людей. Гестия никогда не отвечала на ухаживания. Ее руки просили Аполлон и Посейдон, однако она поклялась навсегда оставаться девственницей. Однажды пьяный бог садов и полей Приап попробовал обесчестить ее, спящую, на празднике, где присутствовали все боги. Однако в тот момент, когда покровитель сладострастия и чувственных наслаждений Приап приготовился совершить свое черное дело, громко закричал осёл, Гестия проснулась, призвала на помощь богов, и Приап в страхе обратился а бегство.

Посейдон , в древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов. Подводный царь родился от брака богини земли Реи и титана Кроноса и сразу после рождения был вместе со своими братьями и сестрами проглочен отцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех их освободил впоследствии Зевс.

Посейдон обитал в подводном дворце, среди сонма послушных ему богов. В их числе был его сын Тритон, нереиды, сестры Амфитриты и многие другие. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони.

При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.

Древние греки очень почитали это божество и, чтобы достичь его расположения, приносили подводному владыке множество жертв, бросая их в море. Это было очень важно для жителей Греции, так как их благосостояние зависело от того, пройдут ли торговые корабли по морю. Поэтому, прежде чем выйти в море, путешественники бросали в воду жертву Посейдону. В римской мифологии ему соответствует Нептун.

Аид , Гадес, Плутон ("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон - море, а Аид - подземное царство; землей братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон ("получатель множества даров"), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях.

Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых.

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него - на крайнем западе (запад, закат - символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод.

Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.

Герои греческих мифов и легенд не были бессмертны, как их боги. Но они не были и простыми смертными. Большая часть из них вела свое происхождение от богов. Их великие подвиги и свершения, которые были запечатлены в мифах и известных художественных творениях, дают нам представление о воззрениях древних греков. Так чем же прославились самые знаменитые греческие герои. Расскажем ниже…

Царь острова Итака и любимец богини Афины, был известен необычайным умом и храбростью, хотя ничуть не меньше — своей хитростью и лукавством. О его возвращении из Трои на родину и приключениях во время этих странствий повествует «Одиссея» Гомера. Сначала сильная буря прибила корабли Одиссея к берегам Фракии, где дикие киконы убили 72 его спутника. В Ливии он ослепил циклопа Полифема, сына самого Посейдона. После многих испытаний герой попал на остров Эя, где прожил год у волшебницы Кирки. Проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, Одиссей велел привязать себя к мачте, чтобы не соблазниться их волшебным пением. Он благополучно прошел через узкий пролив между шестиголовой Сциллой, пожирающей все живое, и Харибдой, поглощающей всех в своем водовороте, и вышел в открытое море. Но молния поразила его корабль, и все его спутники погибли. Спасся только Одиссей. Море выбросило его на остров Огигия, на котором семь лет его удерживала у себя нимфа Калипсо. Наконец, после девяти лет опасных странствий Одиссей вернулся на Итаку. Т ам вместе со своим сыном Телемахом он перебил женихов, осаждавших его верную жену Пенелопу и проматывавших его состояние, и стал вновь править Итакой.

Геракл (у римлян — Геркулес) , самый славный и могучий из всех греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Вынужденный служить микенскому царю Эврисфею, он совершил двенадцать знаменитых подвигов. Например, умертвил девятиглавую гидру, укротил и увел из преисподней адского пса Цербера, задушил неуязвимого немейского льва и оделся в его шкуру, воздвиг на берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, два каменных столба (Геркулесовы столпы — древнее название Гибралтарского пролива), поддерживал небесный свод, пока титан Атлант добывал ему чудодейственные золотые яблоки, охраняемые нимфами Гесперидами. За эти и другие великие подвиги Афина после смерти отнесла Геракла на Олимп, и Зевс даровал ему вечную жизнь.

, сын Зевса и аргосской царевны Данаи, отправился в страну горгон — крылатых чудовищ, покрытых чешуей. Вместо волос на их головах извивались ядовитые змеи, а страшный взгляд обращал в камень всякого, кто осмеливался на них посмотреть. Персей обезглавил горгону Медузу и женился на дочери эфиопского царя Андромеде, которую спас от морского чудовища, пожиравшего людей. Прежнего ее жениха, устроившего заговор, он превратил в камень, показав отрубленную голову Медузы.

, сын фессалийского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, один из главных героев Троянской войны. Младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую мать держала его, опуская в Стикс. В битве за Трою Ахилл был убит сыном троянского царя Парисом, стрелу которого Аполлон, помогавший троянцам, направил ему в пятку — единственное уязвимое место (отсюда выражение «ахиллесова пята»).

, сын фессалийского царя Эсона, отправился со спутниками в далекую Колхиду на Черном море, чтобы добыть охраняемую драконом шкуру волшебного барана — золотое руно. Среди 50 аргонавтов-участников похода на корабле «Арго» — были Геракл, перец Орфей и близнецы Диоскуры (сыновья Зевса) — Кастор и Полидевк.
После многочисленных приключений аргонавты доставили руно в Элладу. Ясон женился на дочери колхидского царя, волшебнице Медее, и у них родилось двое мальчиков. Когда несколько лет спустя Ясон решил жениться на дочери коринфского царя Креусе, Медея убила соперницу, а затем и своих собственных детей. Ясон же погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго».

Эдип , сын фиванского царя Лая. Отцу Эдипа была предсказана смерть от руки собственного сына, поэтому Лай приказал бросить ребенка на съедение диким зверям. Но раб пожалел и спас его. Юношей Эдип получил предсказание Дельфийского оракула, что он убьёт отца и женится на собственной матери. Устрашенный этим, Эдип покинул своим приемных родителей и отправился странствовать. По дороге в случайной ссоре он убил знатного старца. Но пути в Фивы ему встретился Сфинкс, который стерег дорогу и задавал путникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Тех, кто не мог ответить, чудовище пожирало. Эдип разгадал загадку: «Человек: ребенком он ползает на четвереньках, взрослым ходит прямо, а в старости опирается на палку». Сокрушенный этим ответом, Сфинкс бросился в пропасть. Благодарные фиванцы выбрали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову царя Иокасту. Когда выяснилось, что убитый на дороге старец — его отец царь Лай, а Иокаста — его мать, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста кончила жизнь самоубийством.

, сын Посейдона, тоже совершил немало славных дел. По пути в Афины убил шесть чудовищ и разбойников. В кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка нитей, который дала ему дочь критского царя Ариадна. Почитался также как создатель Афинского государства.

Агамемнон (Αγαμέμνονας), один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон воцарился в Микенах (впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

Амфитрион (Αμφιτρύωνας), в греческой мифологии сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. Амфитрион принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион. В этой войне погибли сыновья Электриона. Отправляясь в поход, Электрион поручил Амфитриону управление государством и дочь Алкмену. Во время проводов Амфитрион нечаянно убил царя дубинкой, брошенной в корову, и ему пришлось бежать из Микен, взяв Алкмену и её младшего брата (Аполлодор, II 4,6). Они нашли приют у фиванского царя Креонта, который очистил Амфитриона от греха нечаянного убийства. Алкмена соглашалась стать его женой только после того, как он отомстит телебоям за смерть её братьев. Креонт обещал Амфитриону помощь в войне с телебоями, если он уничтожит разорявшую окрестности Фив свирепую тевмесскую лису, уходившую от всех преследователей. Знаменитый афинский охотник Кефал одолжил Амфитриону чудесную собаку, догонявшую любого зверя. Состязание между зверем, которого никто не мог поймать, и собакой, от которой никто не мог убежать, завершилось решением Зевса превратить обоих животных в камни (Павсаний, IX 19,1).

Ахилл, в греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды. Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным. Любовь к Ахиллу, а также стремление сделать его неуязвимым и дать бессмертие заставили Фетиду купать ребенка в реке Стикс, протекавшей через Аид, страну мертвых. Так как Фетида вынуждена была держать сына за пятку, то эта часть тела осталась беззащитной.


Наставником Ахилла был кентавр Хирон, который кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучал игре на кифаре и пению. Ахилл вырос бесстрашным воином, но его бессмертная мать, зная, что участие в походе против Трои принесет сыну гибель, нарядила его девушкой и спрятала среди женщин во дворце царя Ликомеда.

Когда вождям греков стало известно предсказание жреца Калханта, внука Аполлона, что без Ахилла поход на Трою обречен на неудачу, они отправили к нему хитроумного Одиссея. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой.

После разоблачения Ахиллу волей-неволей пришлось отплыть в Трою, где он вскоре рассорился с предводителем греков Агамемноном. По одной из версий мифа, это произошло потому, что, желая обеспечить греческому флоту благоприятный ветер, Агамемнон тайно от героя, под предлогом бракосочетания с Ахиллом, вызвал в Авлиду свою дочь Ифигению и принес ее в жертву богине Артемиде.

Разгневанный Ахилл удалился в свой шатер, отказываясь воевать. Однако смерть его верного друга и побратима Патрокла от руки троянца Гектора принудила Ахилла к немедленному действию.

Получив в дар от бога-кузнеца Гефеста доспехи, Ахилл сразил Гектора ударом копья и двенадцать дней глумился над его телом поблизости от могилы Патрокла. Лишь Фетида смогла убедить сына отдать останки Гектора троянцам для проведения погребального обряда - священного долга живых по отношению к мертвым.

Вернувшись на поле брани, Ахилл разил врагов сотнями. Но его собственная жизнь подходила к концу. Стрела Париса, метко направленная Аполлоном, нанесла Ахиллу смертельную рану в пятку, единственное уязвимое место на теле героя. Так погиб доблестный и самонадеянный Ахилл, идеал великого полководца древности Александра Македонского.

Аякс (Αίας), в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку, в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками (Гомер, Илиада, XIII 197-205; 701-708).

Аякс Оилид (Αίας Oιλνιος), сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения в сорок человек из Локриды, области средней Греции. Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, так называемый "малый Аякс", - не столь могуч и не столь высок ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом (Гомер, Илиада, II 527-535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Аполлодор, V 22; Вергилий, Энеида, II 403-406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Павсаний, X 31, 2), но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т.ч. корабль Аякса, метнув в него молнию). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса (Гигин, Fab. 116). Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору и Полибию, этот обычай прекратил свое существование после Фокидской войны в 4 веке до нашей эры.

Беллерофонт (Βελλεροφόντης), в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (по другим источникам, бога Посейдона), внук Сизифа. Первоначальное имя Беллерофонта - Гиппоной (Ἰππόνοος), но после того, как он убил коринфянина Беллера, его стали называть "убийца Беллера" (по некоторым мифологическим версиям Беллер был родным братом Гиппоноя). Полагают, что слово Βελλερο догреческого происхождения и означало "чудовище", впоследствии оно, став непонятным, было, как это принято в этиологических мифах, осмыслено как имя собственное. Опасаясь кровной мести, Беллерофонт был вынужден бежать в Арголиду, где его гостеприимно встретил тиринфский царь Прет. Жена Прета Сфенебея (по неторым источникам Антея) влюбилась в Беллерофонта, но была отвергнута им, после чего она обвинила юношу в покушении на ее честь. Поверив жене, но не желая нарушать законы гостеприимства, Прет направляет Беллерофонта к своему тестю, царю Ликии Иобату, вручив ему письмо, содержащее приказ погубить Беллерофонта. Чтобы выполнить приказ, Иобат дает Беллерофонту одно за другим опасные для жизни поручения. Вначале ему пришлось сразиться с обитавшей в горах Ликии трехглавой огнедышащей химерой - страшным чудовищем, соединением льва, козы и змеи. Боги, покровительствовавшие Беллерофонту, подарили ему крылатого коня Пегаса (Пиндар, Олимпийские оды, XIII, 63; Павсаний, II 4, 1). Напав на химеру с воздуха, Беллерофонт победил и уничтожил с помощью Пегаса опустошавшее страну чудовище. Затем он отбил нападение воинственного племени солимов и уничтожил вторгшихся амазонок (Гомер, Илиада, VI 179). Иобат устроил возвращавшемуся с войны Беллерофонту засаду, но герой перебил всех напавших на него. Пораженный силой пришельца, ликийский царь отказался от своих замыслов, отдал Беллерофонту в жены дочь Филоною и, умирая, оставил ему своё царство (Аполлодор, II 3, 1 и 2). От этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр, погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона.

Гектор , в древнегреческой мифологии один из главных героев Троянской войны, сын Гекубы и Приама - царя Трои. У Гектора было 49 братьев и сестер, однако среди сыновей Приама именно он славился своей силой и храбростью.

По преданию, Гектор поразил насмерть первого грека, ступившего на землю Трои, - Протесилая. Особенно прославился герой на девятом году Троянской войны, вызвав на бой Аякса Теламонида. Гектор обещал своему врагу не осквернять его тела в случае поражения и не снимать с него доспехов и потребовал того же от Аякса. После продолжительной борьбы они решили прекратить поединок и в знак взаимного уважения обменялись подарками. Гектор надеялся одержать победу над греками, несмотря на предсказание Кассандры. Именно под его предводительством троянцы ворвались в укрепленный лагерь ахейцев, подступили к военному флоту и даже успели поджечь один из кораблей.

В легендах описывается также бой Гектора с греком Патроклом. Герой победил своего противника и снял с него доспехи Ахилла. Боги принимали весьма активное участие в войне. Они разделились на два лагеря и помогали каждый своим любимцам. Гектору покровительствовал сам Аполлон. Когда Патрокл погиб, Ахилл, одержимый местью за его гибель, привязал побежденного мертвого Гектора к своей колеснице и протащил его волоком вокруг стен Трои, но тело героя не трогали ни тлен, ни птицы, так как Аполлон оберегал его в благодарность за то, что Гектор при жизни неоднократно помогал ему. Исходя из этого обстоятельства древние греки сделали вывод о том, что Гектор был сыном Аполлона.

Согласно мифам, Аполлон на совете богов уговорил Зевса выдать тело Гектора троянцам, чтобы его похоронили с почетом. Верховный бог приказал Ахиллу отдать тело погибшего его отцу Приаму. Так как, по преданию, могила Гектора находилась в Фивах, исследователи предположили, что образ героя имеет беотийское происхождение. Гектор был очень почитаемым героем в Древней Греции, что доказывает факт наличия его изображения на старинных вазах и в античной пластике. Обычно на них изображали сцены прощания Гектора с его женой Андромахой, битву с Ахиллом и многие другие эпизоды.

Геракл , в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие.

Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла. Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.

1. Царь Фракии, сын Ареса и Кирены, кормивший своих диких неукротимых коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привёл к царю Эврисфею. По другим мифотворческим источникам, кони бежали из Микен в горы и были съедены дикими зверями.

2. Сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы, супруг Эгиалейи. Диомед после смерти своего тестя, Адраста, стал царем Аргоса. Вместе с Адрастом принимал участие в походе и разорении Фив (Аполлодор, III 7,2). Как один из женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях. В доспехах, озарённых сияющим пламенем, он убивает множество троянцев и нападает на Энея, которого спасает от гибели Афродита. Тогда Диомед обрушивается на богиню, ранит её и заставляет оставить поле боя. Пользуясь покровительством Афины, Диомед выходит в бой против самого бога Ареса и тяжело его ранит (подвигам Диомед отводится почти вся V книга "Илиады"). Вместе с Одиссеем Диомед отправляется на разведку во вражеский лагерь; по дороге они убивают троянского разведчика Долона, а затем нападают на пришедшего на помощь троянцам фракийского царя Реса, убивают его и многих воинов его свиты и уводят с собой знаменитых коней Реса (Гомер, Илиада, X 203-514). Диомед участвует в погребальных играх в честь Патрокла; вместе с Одиссеем проникает в осаждённую Трою и похищает там статую Афины (Палладион), обладание которой предвещает победу над троянцами. С Одиссеем Диомед отправляется также на остров Лемнос за Филоктетом. Диомед долго слывёт (вместе с Нестором) одним из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои (Аполлодор, V 8; 13); поздние источники вводят версию об измене жены Диомед Эгиалейи, вследствие чего Диомед вынужден бежать из Аргоса в Апулию, где женился на дочери царя Дауна. По сказанию, Диомед основал Арпи (в Апулии) и другие города в Италии и затем исчез, а его спутники были превращены в птиц.

Мелеагр (Μελέαγρος), в греческом мифотворчестве герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры (Аполлодор, I 8, 2). По другой версии отцом Мелеагра являлся Арес (Гигин, Фабулы, 171). Участник похода аргонавтов (Аполлодор, I 9, 16), по некоторым вариантам мифа, Мелеагр убил колхидского царя Ээта (Диодор, IV 48). Мелеагр был победителем в метании копья и дротика в общегреческих играх. Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.

Когда Артемида, разгневанная за то, что Ойней не принес ей жертвы, послала на страну дикого вепря, Мелеагр собрал знаменитейших охотников Греции, с помощью которых ему удалось убить вепря. Артемида возбудила спор между куретами, участвовавшими в охоте, и этолийцами, из-за обладания головой вепря. Пока Мелеагр участвовал в битве, этолийцы имели перевес; но когда он удалился с поля сражения, огорченный враждебностью матери, куреты победили этолийцев и стали осаждать их город. Долго умоляли Мелеагра родители, друзья, весь город помочь им в опасности, пока, наконец, жена не убедила его выйти на помощь своим. Этолийцы победили, но Мелеагр пал. Такова гомеровская версия мифа (Илиада, IX, 529-599).

Существуют и другие сказания о Мелеагре. На седьмой день после рождения Мелеагра мойры предсказали Алфее, что ее сын умрет, когда догорит пылавшее в жертвеннике полено. Она выхватила полено из огня, погасила его и спрятала в ларец. некоторые из них повествуют, что он был умерщвлен богами по молитвенной просьбе матери, опечаленной смертью братьев, погибших на калидонской охоте. При виде мертвых тел своих братьев Алфея прокляла своего сына. Она вернулась в дом, вытащила из ларца судьбоносное полено и бросила его в огонь. Как только полено догорело, Мелеагр почувствовал внутри неимоверное жжение и умер. После смерти сына охваченная раскаянием Альфея удавились, Клеопатра также покончила с собой, а сестры Мелеагра, безутешно рыдавшие над могилой брата, были обращены Артемидой в цесарок (μελεαγρίδες) и перенесены на остров Лерос. Трагический элемент сказания был использован Фринихом при создании трагедии "Плевронянки"; пользовались также этим мифом Софокл и Еврипид.

Менелай (Μενέλαος), в греческом мифотворчестве царь Спарты, сын Атрея и Аэропы, муж Елены, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, Елене, женился Менелай и наследовал престол тестя (Аполлодор, II 16). Безмятежная жизнь Менелая с Еленой продолжалась около десяти лет; их дочери Гермионе было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис. Менелай в это время отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, Менелай с Одиссеем отправились в Трою (Илион) и требовали выдачи похищенной жены, но безуспешно. Вернувшись домой, Менелай, с помощью Агамемнона, собрал дружественных царей на Илионский поход, причем сам выставил шестьдесят кораблей, набрав воинов в Лакедемоне, Амиклах и других землях Эллады. Кроме того, после похищения жены Парисом Менелай собрал всех ее бывших женихов, связанных обетом взаимной помощи, и начал подготовку вместе с братом Агамемноном к Троянской войне. В отношении к Агамемнону он считал себя подчиненным и во всем признавал его верховную власть.

Одиссей (греческий Οδυσσεύς, "сердитый", "гневный"), Улисс (латинский Ulixes), в греческой мифологии царь острова Итака, один из предводителей ахейцев в Троянской войне. Он знаменит своим хитроумием, ловкостью и удивительными приключениями. Отважного Одиссея иногда считали сыном Сизифа, который соблазнил Антиклею ещё до брака с Лаэртом, а по некоторым версиям, Одиссей - внук Автолика, "клятвопреступника и вора", сына бога Гepмеса, унаследовавший их ум, практицизм и предприимчивость.

Агамемнон, предводитель греков, возлагал большие надежды на изобретательность и ум Одиссея. Вместе с мудрым Нестором Одиссею было поручено уговорить великого воина Ахилла принять участие в Троянской войне на стороне греков, а когда их флот застрял в Авлиде, именно Одиссей обманом убедил жену Агамемнона Клитемнестру отпустить в Авлиду Ифигению под предлогом ее бракосочетания с Ахиллом. В действительности же Ифигения предназначалась в жертву Артемиде, которая иначе не соглашалась обеспечить греческим кораблям попутный ветер. Это Одиссею пришла в голову затея с Троянским конем, принесшая ахейцам победу.

Орфей , в древнегреческой мифологии герой и путешественник. Орфей был сыном фракийского речного бога Эагры и музы Каллиопы. Он был известен как талантливый певец и музыкант. Орфей принимал участие в походе аргонавтов, своей игрой на форминге и молитвами он успокоил волны и помог гребцам корабля "Арго".

Герой женился на прекрасной Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, последовал за ней в загробный мир. Страж потустороннего мира, злой пес Цербер, Персефона и Аид были зачарованы волшебной музыкой юноши. Аид обещал вернуть Эвридику на землю при том условии, что Орфей не взглянет на жену до тех пор, пока не войдет в свой дом. Орфей не сдержался и посмотрел на Эвридику, в результате чего она навсегда осталась в царстве мертвых.

Орфей не относился с должным почтением к Дионису, но почитал Гелиоса, которого именовал Аполлоном. Дионис решил проучить юношу и наслал на него менад, которые растерзали музыканта и бросили в реку. Части его тела были собраны музами, которые оплакивали смерть прекрасного юноши. Голова Орфея поплыла по реке Гебр и была найдена нимфами, затем попала на остров Лесбос, где ее принял Аполлон. Тень музыканта попала в Аид, где супруги воссоединились.

Патрокл (Πάτροκλος), в греческом мифотворчестве сын одного из аргонавтов Менетия, родственник и соратник Ахилла в Троянской войне. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом. С этих пор началась их дружба, не прекращавшаяся до самой смерти Патрокла и продолжавшаяся в царстве Аида (Гомер, Илиада, XI 764-790; XXIV 24, 84-90). Прославленное искусство Патрокла в управлении колесницами и его забота об упряжке Ахилла (Гомер, Илиада, XXIII 280-284) дают основание видеть в нем первоначально возничего Пелея.

Ввиду того, что генеалогия деда Патрокла Актора была в мифологической традиции не очень устойчивой, связывая Актора то с Фтией (Фессалия), то с Опунтом (Локрида), возникло стремление увязать между собой эти два географических пункта в легендарной биографии Патрокла. Так сложилась версия, по которой Менетий сначала переселился из Фессалии в Локриду, но со временем должен был спасать отсюда своего сына (во время игр Патрокл нечаянно убил одного из своих сверстников, и ему угрожала месть родных убитого). Тогда отец отвез Патрокла во Фтию и отдал Пелею; здесь Патрокл вырос вместе с Ахиллом. Чтобы еще больше сблизить двух знаменитых героев, был использован вариант мифа, согласно которому нимфа Эгина, родив от Зевса Эака - отца Пелея, стала затем женой Актора (Пиндар, Олимпийские оды, IX 68-70). В этом случае Эгина, подобно Алкмене, дает начало одному роду божественного происхождения (к нему принадлежит Ахилл) и другому - смертного (к нему относится Патрокл), а оба героя оказываются близкими родственниками.

Пелей (Πηλεύς), в греческом мифотворчестве сын эгинского царя Эака и Эндеиды, супруг Антигоны, отец Ахилла и Менестия, брат Теламона. За убийство своего сводного брата Фока, который победил Пелея в атлетических упражнениях, он был изгнан отцом и удалился во Фтию к дяде Эвритиону, который совершил над ним обряд очищения и выдал за Пелея свою дочь Антигону. Во время калидонской охоты Пелей неумышленно поразил насмерть копьем своего тестя и снова должен был искать очищения. На этот раз он нашел его в Иолке у царя Акаста. Астидамия, жена Акаста, воспылала страстью к Пелею, но была им отвергнута, и тогда она оклеветала Пелея перед его женой и своим супругом. Астидамия известила Антигону, будто Пелей ее соблазнил и собирается на ней жениться. Поверив клевете, Антигона покончила с собой. Акаст, не решаясь поднять руку на гостя, пригласил его принять участие в охоте на горе Пелион; здесь он похитил у уснувшего Пелея охотничий нож, и Пелей был бы убит населявшими гору кентаврами, если бы его не спас подоспевший мудрый кентавр Хирон (Аполлодор, III 12, 6; 13, 1-3; Пиндар, Немейские оды, IV 57-61).

Пелоп (Πέλοψ), в греческом мифотворчестве царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы, брат Ниобы, супруг Гипподамии, отец Алкафоя, Атрея, Питфея, Трезена, Фиеста, Хрисиппа. Как любимец богов, цapь Сипила во Фригии Тантал, имел доступ к божественным советам и пирам. Такое необычайно высокое положение ввергло полубога Тантала в гордыню и вседозволенность. Убив Пелопа, Тантал пригласил богов на пир и, решив над ними посмеяться, подал им угощение, приготовленное из тела собственного сына. Но олимпийцы поняли обман; разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены Пелопа в котел с кипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой (Пиндар, Олимпийские оды, I 37-50). Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече сохранялось белое пятно. После этого юный Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона. Согласно поэтике Пиндара, Посейдон влюбился в него и унес на Олимп. Там он назначил Пелопа своим постельничим, стал кормить его амбросией, но вскоре бог вернул его на землю, даровав ему колесницу с упряжкой крылатых коней.

Персей , в греческой мифологии предок Геракла, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. В надежде помешать исполнению пророчества о гибели Акрисия от руки внука, Данаю заточили в медный терем, но всемогущий Зевс проник туда, обернувшись золотым дождем, и зачал Персея. Устрашенный Акрисий посадил мать с ребенком в деревянный ящик и сбросил его в море. Однако Зевс помог возлюбленной и сыну благополучно добраться до острова Сериф.

Возмужавший Персей был послан местным правителем Полидектом, полюбившим Данаю, на розыски горгоны Медузы, взглядом превращающей все живое в камень. К счастью для героя, Афина ненавидела Медузу и, согласно одному из мифов, из ревности наградила некогда прекрасную горгону смертоносной красотой. Афина научила Персея, как поступить. Сначала юноша, следуя советам богини, отправился к старухам-граям, у которых на троих был один глаз и один зуб.

Хитростью завладев глазом и зубом, Персей вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, которые подарили ему шапку-невидимку, крылатые сандалии и сумку для головы Медузы. Персей прилетел на западный край света, в пещеру горгоны, и, глядя на отражение смертной Медузы в своем медном щите, отрубил ей голову. Положив ее в сумку, он умчался в шапке-невидимке, незамеченный змееволосыми сестрами чудовища.

По дороге домой Персей спас от морского чудища красавицу Андромеду и женился на ней. Затем герой направился в Аргос, но Акрисий, узнав о прибытии внука, сбежал в Ларису. И все-таки он не ушел от судьбы - во время празднеств в Ларисе, участвуя в состязаниях, Персей метнул тяжелый бронзовый диск, попал в голову Акрисия и поразил его насмерть. Сраженный горем безутешный герой не пожелал править в Аргосе и перебрался в Тиринф. После смерти Персея и Андромеды богиня Афина вознесла супругов на небо, превратив их в созвездия.

Талфибий , в греческом мифотворчестве вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем собирал войско на Троянскую войну. Гомер повествует о том, что по приказу Агамемнона Талфибий похитил Брисеиду из шатра Ахилла, а в трагедии Еврипида описывается, что глашатай Агамемнона силой отобрал у Андромахи сына Астианакта и известил троянскую царицу Гекубу о том, что ее дочь Поликсена будет принесена в жертву.

По мнению Аполлодора, изложенному в его сочинении "Библиотека", Талфибий с Одиссеем привез в Авлиду Ифигению. После войны Талфибий благополучно вернулся в Грецию и умер в своей родной Спарте (Аполлодор, III 22; Гомер, Илиада, I 320; Еврипид, Троя, 235-277). В Спарте находилось святилище Талфибия - покровителя глашатаев, считавшихся его потомками и выступавших в качестве послов от имени государства (Павсаний, III 12, 7, Геродот, VII 134).

Сын речного бога Скамандра и нимфы Идеи, древнейший царь Троады, эпоним фригийского племени тевкров. По другому преданию, Скамандр и Тевкр, гонимые голодом, переселились в Троянскую область с Крита, откуда перенесли с собой культ Аполлона. По первой версии предания, Тевкр принял к себе бежавшего с острова Самофракия Дардана, которому он отдал в замужество свою дочь Батею и отделил часть области, названной по имени пришельца Дарданией; по смерти Тевкра царская власть перешла в руки Дардана (Аполлодор, III 12, 1; Диодор, IV 75). По второй версии, Тевкр застал уже Дардана в Троаде. Согласно изложению Страбона, Тевкр был уроженцем Крита. Вместе со своим отцом он переселился в Троаду во время голода на Крите. Аполлон посоветовал им поселиться там, где под покровом темноты на них нападут порождения земли. На берегу реки Ксанф ночью несметное количество мышей перегрызло всю кожу на оружии переселенцев.

Тесей ("сильный"), в греческой мифологии герой, сын афинского царя Эгея и Эфры. Бездетный Эгей получил от Дельфийского оракула совет - идя из гостей не развязывать свой мех с вином до возвращения домой. Эгей не разгадал предсказание, но трезенский царь Питфей, у которого он гостил, понял, что Эгею суждено зачать героя. Он напоил гостя и уложил в постель со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился и Посейдон. Так появился на свет Тесей, великий герой, сын двух отцов.

Перед уходом от Эфры Эгей привел ее к валуну, под который спрятал свой меч и сандалии. Если родится сын, сказал он, пусть растет, мужает, а когда сможет сдвинуть камень, тогда отправь его ко мне. Тесей вырос, и Эфра открыла тайну его рождения. Юноша легко достал меч и сандалии, а по пути в Афины расправился с разбойником Синисом и кроммионской свиньей. Тесей смог одолеть чудовищного Минотавра, человекобыка, лишь с помощью полюбившей его царевны Ариадны, которая дала ему путеводную нить.

Трофоний или Зевс Трофоний (Τροφώνιος), в греческом мифотворчестве первоначально хтоническое божество, тождественное с Зевсом Подземным (Ζεύς χθόνιος). По распространенному верованию, Трофоний был сыном Аполлона или Зевса, или орхоменского царя Эргина, братом Агамеда, питомцем богини земли - Деметры. В культе Трофоний сближался с Деметрой Персефоной, Асклепием и другими божествами, которые в Беотии были известны под собирательным именем Трофониадов. Храм Трофония находился близ беотийского города Лебадии; здесь же существовал известный в древности пещерный оракул, так как Трофоний наряду с другими хтоническими божествами (Амфиараем, Асклепием) имел силу открывать людям будущее. Предсказания давались людям во сне, причем лица, обращавшиеся к оракулу, должны были выполнить ряд обязательных обрядов, описание которых мы находим у Павсания (IX, 39, 5). Желавший сойти в прорицалище, должен был предварительно провести известное число дней в храме "Доброго Демона и Доброй Тихи"; в течение этого времени полагалось совершать установленные очищения, омываться в реке Геркине и совершать жертвоприношения Трофонию, его сыновьям, Аполлону, Кроносу, царю Зевсу, Гере и Деметре - Европе. При каждом жертвоприношении должен был присутствовать жрец, предсказывавший по внутренностям животных, будет ли Трофоний благосклонен и милостив к вопрошающему; решающим жертвоприношением было последнее, происходившее перед спуском в пещеру над ямой, где закалывали барана.

Фороней (Φορωνεός), в греческом мифотворчестве основатель Аргосского государства, сын речного бога Инаха и гамадриады Мелии, супруг Лаодики, от которой имел детей Аписа, Ниобу и Кара. Он был первым жившим на Пелопоннесе человеком и основал город Фороний, который его внук переименовал в Аргос (Аполлодор, II 1, 1). Царь Пелопоннеса, научивший людей жить сообществами и пользоваться ремеслами (Павсаний, II 15, 5). Ему приписывали введение в Пелопоннесе первоначальной культуры, гражданского устройства и религиозных обрядов и в частности культа Аргивской Геры.

Подобно Прометею, Фороней считался первым человеком, перенесшими огонь с неба на землю. Жители Аргоса отрицали, что огонь дал людям Прометей, и изобретение огня приписывали Форонею. (Павсаний, II 19, 5). Он чтился как национальный герой; на его могиле совершались жертвоприношения. Его дочь Ниоба, по сказаниям, была первой из смертных женщин, пробудивших любовь Зевса. По имени Форонея называлась его дочь Форонида, она же Иo. По одной из версий супругой Форонея была Кердо, которая родила ему Агенора, Иаса и Пеласга.

Фрасимед , в греческом мифотворчестве сын пилосского царя Нестора, прибывший вместе с отцом и братом Антилохом под Илион. Вместе со своим братом Фрасимед сопровождал престарелого отца в Троянской войне. Он командовал пятнадцатью кораблями (Гигин, Фабулы, 97, 5) и принимал участие во многих битвах (Гомер, Илиада, XIV 10-11; XVI 317-325). В послегомеровском эпосе Фрасимед фигурирует среди героев, сражавшихся за тело убитого Антилоха, и входит в число воинов, проникших в Трою в чреве деревянного коня. После разгрома Трои Фрасимед благополучно возвратился в Пилос (Гомер, Одиссея, III 442-450), близ которого показывали его могилу (Павсаний, IV 36, 2).

Исторические сведения.

Пилос (Πυλος), древний город в Греции, на западном берегу Мессении, на мысе Корифасийском. Пилос господствовал над прекрасной гаванью, которая ныне носит название Наваринской бухты; гавань прикрывается лежащим против нее островом Сфактерией. В поэмах Гомера Пилос упоминается как резиденция царя Нестора. Во время Пелопоннесской войны, в 425 году до нашей эры, афиняне под предводительством Демосфена овладели Пилосом, укрепили его и в течение почти двух десятков лет удерживали его. С именем Пилоса упоминаются еще два древних города, оба расположенные в Элиде.

Эдип , (Οίδιπους) - потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая и Иокасты, или Эпикасты, излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, ввиду множества которых очень трудно представить миф об Эдипе в его первоначальном виде. Согласно наиболее распространенному сказанию, оракул предсказал Лаю о рождении сына, который убьет его самого, женится на собственной матери и покроет позором весь дом Лабдакидов. Поэтому, когда у Лая родился сын, родители, проткнув ему ноги и связав их вместе (отчего они опухли: Οίδιπους = с опухшими ногами), отослали его на Киферон, где Эдипа нашел пастух, приютивший мальчика и принесший его затем в Сикион, или Коринф, к царю Полибу, который воспитал приемыша, как собственного сына. Получив однажды на пиру упрек в сомнительности происхождения, Эдип обратился за разъяснениями к оракулу и получил от него совет - остерегаться отцеубийства и кровосмешения.

Вследствие этого Эдип, считавший Полиба своим отцом, покинул Сикион. На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в запальчивости убил его и его свиту. В это время в Фивах производило опустошения чудовище Сфинкс, задававшее несколько лет подряд каждому загадку и пожиравшее всех, кто ее не отгадывал. Эдипу удалось разгадать эту загадку (какое существо утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? Ответ - человек), вследствие чего Сфинкс бросился со скалы и погиб. В благодарность за избавление страны от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту - его собственную мать. Вскоре двойное преступление, совершенное Эдипом по неведению, открылось, и Эдип в отчаянии выколол себе глаза, а Иокаста лишила себя жизни. По древнему сказанию (Гомер, Одиссея, XI, 271 и следующие) Эдип остался царствовать в Фивах и умер, преследуемый Эриниями. Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе: когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями Эдипа, Этеоклом и Полиником, во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив, и он в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон (в Аттике), где в святилище Эриний, которые наконец благодаря вмешательству Аполлона смирили свой гнев, кончил свою полную страданий жизнь. Память о нем считалась священной, а могила его была одним из палладиев Аттики.

Эней , в греческой и римской мифологии сын красавца-пастуха Анхиса и Афродиты (Венеры), участник обороны Трои во время Троянской войны, славнейший герой. Отважный воин, Эней участвовал в решающих схватках с Ахиллом и избежал гибели только благодаря заступничеству своей божественной матери.

После падения разоренной Трои он по велению богов оставил горящий город и вместе со стариком-отцом, женой Креусой и малолетним сыном Асканием (Юлом), захватив изображения троянских богов, в сопровождении спутников на двадцати кораблях отправился на поиски новой родины. Пережив ряд приключений и страшнейшую бурю, он достиг италийского города Кумы, а затем попал в Лаций, область в Центральной Италии. Местный царь был готов отдать за Энея (по пути овдовевшего) свою дочь Лавинию и предоставить ему землю для основания города.

Победив в поединке Турна, вождя воинственного племени рутулов и претендента на руку Лавинии, Эней поселился в Италии, ставшей преемницей славы Трои. Его сын Асканий (Юл) считался прародителем рода Юлиев, в том числе знаменитых императоров Юлия Цезаря и Августа.

Ясон ("целитель"), в греческой мифологии правнук бога ветров Эола, сын царя Иолка Эсона и Полимеды, герой, предводитель аргонавтов. Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь за жизнь сына, отдал его под опеку мудрого кентавра Хирона, жившего в фессалийских лесах.

Дельфийский оракул предсказал Пелию, что его погубит человек в одной сандалии. Это объясняет испуг царя, когда в город вернулся возмужавший Ясон, потерявший по дороге сандалию. Пелий решил избавиться от нависшей угрозы и пообещал признать Ясона наследником, если тот, рискуя жизнью, добудет в Колхиде золотое руно. Ясон и его команда на корабле "Арго", испытав множество приключений, возвратились с чудесным руном на родину. Своим успехом - победой над драконом и грозными воинами, выраставшими из его зубов, - они во многом были обязаны колхидской царевне Медее, поскольку Эрот, по просьбе Афины и Геры, покровительствовавших Ясону, вселил в сердце девушки любовь к герою.

По возвращении в Иолк аргонавты узнали, что Пелий убил отца Ясона и всех его родственников. По одной из версий, Пелий погибает от чар Медеи, чье имя -означает "коварная". По другой - Ясон смирился с изгнанием, лет десять счастливо жил с Медеей и у них родилось трое детей. Затем герой, оставив Медею, женился на царевне Главке; в отместку Медея погубила ее и умертвила своих сыновей от Ясона. Шли годы. Престарелый герой влачил свои дни, пока однажды не забрел на причал, где стоял знаменитый "Арго". Вдруг гнилая от времени мачта корабля подломилась и обрушилась на Ясона, тут же упавшего замертво.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Мифические имена

Мифические мужские и женские имена и их значение

Мифические имена – это имена, взятые из римской, греческой, скандинавской, славянской, египетской и другой мифологии.

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Книга "Энергия имени"

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Мифические имена. Мифические мужские и женские имена и их значение



Вверх