Error: не определено #11234. Итоги либеральных реформ 60 70 годов

Итоги либеральных реформ 60 70 годов

1864 г. – земская реформа

1870 г. – городская реформа

1864 г. – судебная реформа

1863-1874 гг. – военные реформы

1864-1865 гг. – реформы просвещения и печати


Шитова О. Г.

МОУ «Лицей № 86»

г. Ярославль

Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX века

История России


Дворянское или Благородное собрание - орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы.

Было учреждено в 1785 году Жалованной грамотой дворянству Екатерины II.

Участниками собрания являлись представители дворянского общества определенной территории (губерния, уезд). Глава дворянского собрания имел звание предводителя (выборная должность).

Дворянские собрания занимались решением локальных общественных вопросов, при этом им запрещалось обсуждение вопросов государственного устройства.



  • После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами
  • Государство не могло осуществлять всё местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств
  • Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

Земская реформа 1864 г.

Разработчики проекта реформы – комиссия

во главе с Н.А. Милютиным

Суть: создание в уездах и губерниях выборных

органов местного самоуправления ( земств )

Принципы:

Отделение от

Хозяйственно-

Выборность,

административной

всесословность

финансовая

самостоятельность


Земские органы

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ


Вопросы местного

хозяйственного значения:

Строительство школ, больниц, дорог

  • развитие местной промышленности

Губернская земская управа

Губернское земское собрания

Уездная земская управа

Уездное земское собрания

Уездный съезд

выборщиков

землевладельцев

Курия городских

избирателей

Волостные сходы

6 тыс. руб.

Сельские сходы

Курия выборных от

крестьянских обществ

ИЗБИРАТЕЛИ


  • Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
  • Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
  • Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Городская реформа 187 0 г.

Функции

  • Благоустройство города
  • Попечение о местной торговле и

промышленности

  • Здравоохранение
  • Образование
  • Санитарные и противопожарные

Городской голова

Городская управа

Городская дума – 4 года

налогоплательщики

налогоплательщики

налогоплательщики

Имущественный ценз


Домашнее задание

Параграф 21-22 (Стр. 144-147)

Вопросы 1-2 – устно

Задания к документам 1 - письменно


Судебная реформа 1864 г.

Сенат

ОБЩИЙ СУД

Судебная палата

МИРОВОЙ СУД

Мелкие уголовные и

апелляция

гражданские дела

  • мировой судья

Окружной суд

Суд присяжных,

прокурор, адвокат

Мировой судья

(образовательный и

имущественный ценз,

Сложные уголовные и

гражданские дела


Наиболее последовательная и прогрессивная

Судебная реформа 1864 г.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
  • Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Институт следователей
  • Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).

Военная реформа 1863 - 1874 гг.

Д.А. Милютин – военный министр

1863-1864 гг.

  • реформирование военно-учебных заведений

(военные гимназии, военные училища, юнкерские училища, Военно-юридическая академия (1867), Морская академия (1877)),

  • образование военных округов

1874 г. – «Устав о воинской повинности»

  • введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
  • сокращение срока службы:

сухопутные 15 лет (6+9), флот 10 лет (7+3)

  • Отмена телесных наказаний
  • Улучшение быта
  • Перевооружение армии
  • Изменена система боевой подготовки

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

образование

образование

Начальное

образование

«Университетский

устав» 1863 г.

«Положение гимназий и

прогимназий»

«Положение о начальных

народных училищах»

Прогимназии

Учебные заведения

(4 года обучения)

могли открывать земства,

общественные организации,

частные лица

Автономия

(выборность ректоров,

проректоров, деканов,

профессоров;

создание советов

университетов)

Гимназии

Реальные

Готовили к поступлению

в высшие технические

учебные заведения

Классические

Готовили к поступлению

в университет

гимназии

Образование стало более доступным для представителей различных сословий


Домашнее задание

Параграф 21-22

Вопросы – устно

Задания к документу 2-4 - письменно

Тема: «Либеральные р
еформы 60­70­х годов

XIX
века»
Цели:
образовательная: знакомство с основными положениями земской,
городской, военной, судебной реформ, преобразований в области
просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство»,
«управа», «присяжный заседатель».
воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между
положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением,
показ важности изучения данной темы для становления современного
правового государства.
развивающая: формирование умения самостоятельной работы с
историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка
умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы.
Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы
«Система земских органов самоуправления», «Структура городского
самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.».
Тип урока: комбинированный.
Деятельность учителя
и учащихся
1. Опрос домашнего задания
(13 минут).
Фронтально.
Индивидуально.
Фронтально.
Индивидуально (письменно, у
доски). Фронтально.
Подведение итогов опроса.
Приемы и средства обучения
Определите значение понятий: «уставная
1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом
уроке?
2. К какой главе относится эта тема?
3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш
взгляд, внесла личность Александра II?
4. Определите важнейшие причины отмены
крепостного права.
5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская
реформа являлась реформой «сверху»? Почему?
6. Каковы основные положения реформы?
7.
грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне»,
«отрезки»?
8.
крестьян при годовом оброке 12 рублей?
9.
составлена уставная грамота; крестьяне переводились в
положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬
ли выплачивать ссуду государству?
10.
Отмена крепостного права коренным образом изменила
структуру общественных отношений. Изменившаяся
ситуация требовала принятия новых законов, введения
новых институтов управления.
В течение какого срока: должна была быть
Рассчитайте сумму выкупного платежа
В чем состояло значение реформы?

2. Запись темы урока на доске
и в тетрадях. Доведение
целевой установки урока до
сведения учащихся.
Изучение нового материала
(25 минут).
Работа с документом.
Постановка проблемного
задания.
Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­
70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково
основное содержание реформаторских преобразований
Александра II.
«Реформы 60­70­х годов XIX века».
План изучения нового материала:
Земская (1864) и городская (1870) реформа.
I.
Судебная реформа (1864).
II.
Военная реформа (1874).
III.
IV.
Преобразования в области просвещения и цензуры.
I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов
местного самоуправления. Закон о местном
самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру
земских учреждений и их компетенцию.
Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них
имело распорядительные (земские собрания) и
исполнительные (земские управы) органы. Ими были
землевладельцы, собственники неземельных недвижимых
имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям
осуществлялись на основе имущественного ценза.
Губернские собрания избирались на заседании уездных из
числа гласных (выбранных населением уездов депутатов).
Прочитайте документ на странице 157 учебника и
укажите круг полномочий земств.
ДОКУМЕНТ
Заведывание имуществами и земельными сборами
Устройство и содержание принадлежащих земству
Попечение о развитии местной торговли
Меры обеспечения народного продовольствия.
Заведование земскими благотворительными
Дела, подлежащие ведению земских учреждений...
1.
земств.
2.
зданий, других сооружений и путей сообщения.
3.
4.
заведениями... способы прекращения нищеты.
5.
и промышленности.
6. Участие... в попечении о народном образовании, о
народном здравии и тюрьмах. Земские органы
первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти
российских губерний, где было сильным влияние
дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что
земства не могли работать в полную силу: бюджет
удовлетворял реальные потребности земств только на
80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства
не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а
активно включились в политическую борьбу, став основой
либерального движения в России.
На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была
проведена городская реформа. Обратимся к схеме.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городской глава
Активизация класса. Работа со
схемой.
Городская управа
Городская дума

Мелкие Средние Крупные
Плательщики городских сборов
Представительными органами городского самоуправления
были городские думы, избиравшиеся на четыре года из
числа городских собственников ­ плательщиков городских
налогов. Избиратели заносились в список по порядку
уменьшения суммы налога, который они платят. Затем
список делился на три равные части, от каждой из
которых избиралась треть депутатов (гласных) в
городскую думу. Городская дума избирала членов
городской управы и городского голову (исполнительные
органы городского самоуправления). В компетенции
органов городского самоуправления были вопросы
благоустройства, заведование школьным, медицинским и
благотворительным делом.
Прослушайте выдержки из документа и определите,
каким образом органы городского самоуправления
зависели от царской администрации.
ДОКУМЕНТ
Из городового положения (1870 г.)
Активизация класса. Работа с
документом. Постановка
проблемного задания.
Городское общественное управление,
«Попечение и распоряжение по городскому
1.
хозяйству и благоустройству предоставляется
городскому общественному правлению, а надзор за
законным его
исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил
настоящего Положения.
2.
в
постановлениях и распоряжениях своих не может
выходить из круга указанных ему дел.
Всякое
постановление его, в противность сего
состоявшееся, недействительно.
3.
Лица, избранные на должность Городского Главы, а
также назначенные для временного замещения сей
должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских
городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах
­ Губернатором».
В целом органы городского самоуправления не принимали
участия в общественном движении из­за политической

Запись на доске и в тетрадях.
Бессословность.
Гласность.
Состязательность.
Выборность судей.
инертности купечества.
II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по
настоянию общественности правительство провело
судебную реформу. Реформа вводила новые принципы
судопроизводства.
Принципы судопроизводства:
1.
2.
3.
4.
5. Независимость судей от администрации.
Основным звеном судебной системы являлся окружной
суд с присяжными заседателями. 12 присяжных
заседателей избирались по жребию на каждый судебный
процесс. Кандидаты на должность присяжного должны
были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­
имущественный ценз. На основании вердикта присяжных
(«виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает
снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной
инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие
уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного
судьи, избираемого на три года городскими думами и
земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог
быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в
судопроизводство.
Несмотря на прогрессивность
основных положений судебной реформы, она осталась
незавершенной: были сохранены сословные суды;
существовали ограничения вправе быть присяжным
заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по
схеме.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г.
Активизация класса. Работа со
схемой.
Сенат
Судьи
Прокурор 12 присяжных Адвокат
(имущественный ценз)
Мировой судья
Городские думы Мировой суд Земства
III. Вспомните причины поражения России в Крымской
войне и подумайте, проведение каких мер в армии было
необходимо.
Одно из важнейших преобразований александровского
Активизация класса.

Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
Закрепление (5минут)
царствования ­ военная реформа, которая проводилась с
1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением
реформы военный министр Дмитрий Алексеевич
Милютин.
Содержание реформы сводится к следующему:
1. отмена рекрутской системы комплектования армии;
2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на
флоте;
3. изменение тактических приемов; принимаются новые
воинские уставы;
4. улучшение руководства вооруженными силами,
Россия делится на военные округа;
5. перевооружение армии;
6. пополнение офицерского состава квалифицированными
кадрами.
Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов.
Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая
война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой
подготовки армии.
Проведение реформ требовало подготовки
IV.
квалифицированных специалистов,
поэтому перед
правительством Александра II встала задача коренного
реформирования народного образования.
Изменение в системе просвещения можно свести к
следующему:
1. введение новых университетского (1863) и школьного
(1864) уставов;
2. восстановление автономии университетов;
3. выборность ректора, деканов, преподавателей;
4. создание совета, решавшего все внутренние
дела университета;
5. значительное увеличение числа начальных и средних
учебных заведений, в том числе для детей из
малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты
«Временные правила» о цензуре, согласно которым
отменялась предварительная цензура рукописей. Но в
целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех
преобразований 60­70­х гг.

последовательный характер?

продуманной системой?

Чем вы можете объяснить большую или меньшую
глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней
России?

капитализм, а что тормозило его развитие?
Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг.
«великими». И действительно, были созданы новые,
современные органы самоуправления и суда, реформы
Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее
Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой
Что в реформах давало возможность развивать

Подведение итогов.

способствовали росту производительных сил страны, ее
обороноспособности,
гражданского
развитию
самосознания среди населения,
распространению
просвещения, улучшению качества жизни. Россия
подключалась к общеевропейскому процессу создания
передовых, цивилизованных форм государственности. Но
реформы имели половинчатый характер: в местном
управлении были сильны пережитки крепостничества,
оставались нетронутыми многие дворянские привилегии,
Объяснение домашнего
задания (2 минуты).
реформы не затронули верхних этажей власти.
Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение
реформ».
Ответить на вопросы на стр.167 учебника.
(При подготовке домашнего задания обратите внимание
на документы, помещенные на полях и в конце параграфа)
Запомнить даты, исторические понятия, персоналии
темы.

План изучения темы

1. Причины проведения реформ 60–70-х гг. XIX в.
2. Реформы местного самоуправления.
а) Земская реформа
б) Городская реформа
3. Судебная реформа.
4. Реформы системы образования.
а) Школьная реформа.
б) Университетская реформа
5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863-1

Реформы Александра II
(1855 – 1881 гг.)
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения (1863-1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). *Советские историки считали их незавер

*Историки XIX – начала XX в.
оценили эти реформы как великие
(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев).
*Советские историки считали их
незавершенными и
половинчатыми
(М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П.
Волобуев).

Название
Крестьянская
(1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870
г.)
Судебная (1864
г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения
(1863-1864 гг.)
Содержание
реформы
Их значение
Их
недостатки

Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.

Итоги
крестьянской
реформы
Носила незавершенный
характер,
порождала социальные
антагонизмы
(противоречия)
Открывала путь
к развитию
буржуазных отношений
в России
«Воля»
без земли
6

Реформы
Их значение
Крестьянск Переломный момент,
ая (1861 г.) грань между
феодализмом и
капитализмом. Создала
условия для
утверждения
капиталистического
уклада в качестве
господствующего.
Их недостатки
Сохранила
крепостнические
пережитки;
крестьяне не
получили землю в
полную
собственность,
должны были
платить выкуп,
потеряли часть
земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления

1864 году было введено «Положение
о земских учреждениях». В уездах
и губерниях создавались органы
местного самоуправления -
земства.

Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Содержание реформы
Создание губернских и уездных
земств –
выборных органов местного самоуправления
в сельской местности
Функции земств
Содержание местных школ, больниц;
строительство дорог местного значения;
организация сельскохозяйственной статистики и т.д.
9

10. Словарь

Земства – выборные
органы местного
самоуправления
решавшие хозяйственные
вопросы на местах.

11. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Структура земских учреждений
Земская управа
Земское собрание
исполнительный орган
избиралась
на 3 года
распорядительный орган
в составе гласных
(гласные – выборные члены
земских собраний и городских дум)
избирались
населением
на цензовой основе
по сословному
признаку,
11
собирались ежегодно

12. Земская реформа

В земстве, в том числе в его постоянных органах
(управах) совместно работали представители всех сословий.
Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на
«мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую
относились к участию в работе земства как к повинности и
избирали в гласные недоимщиков.
Земское собрание в
провинции. Гравюра по
рисунку К. А. Трутовского.

13.

Курии - разряды, на
которые делились избиратели
по имущественному и
социальному признаками в
дореволюционной России при
выборах.

14. Земская реформа

1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской
куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов.
По городской курии – от владельцев имущества,
равного по стоимости тому же количеству земли.
?
Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца,
имеющего 800 дес., если душевой надел составлял 4 дес.?
В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян.
Почему при создании земских органов не было обеспечено
равное избирательное право для крестьян,
горожан и землевладельцев?
Потому что в этом случае образованное меньшинство
«потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе.

15. Земская реформа

Земские собрания собирались 1 раз в год:
уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней.
Сословный состав земских собраний
Дворяне
Купцы
Крестьяне
Прочие
Уездное земство
41,7
10,4
38,4
9,5
Губернское земство
74,2
10,9
10,6
4,3
?
Почему среди губернских гласных доля крестьян
была заметно ниже, чем среди уездных?
Крестьяне были не готовы заниматься далекими
от их повседневных нужд губернскими делами.
Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

16. Земская реформа

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Земства получили право приглашать на
работу специалистов по отдельным отраслям
хозяйства – учителей, врачей, агрономов –
земские служащие
Земства вводились на уровне уездов и
губерний
Земства решают не только местные
хозяйственные дела, но и активно
включаются в политическую борьбу

17.

Ваши комментарии.
Земства.
Московский дворянин Киреев
писал о земствах:
«Мы, дворяне – гласные; купцы,
мещане, духовенство –
согласные, крестьяне безгласные».
Объясните, что хотел сказать
автор?

18. Избирательная система в России

Принципы
избирательной
системы
Всеобщее
Равное
Прямое
Только мужчины
Курии,
имущественный
ценз
Многоступенчатые

19. Земская реформа

Земское собрание в провинции.
Гравюра по рисунку К.А. Трутовского.
1865 г.
?
На какие группы делятся
гласные земства на рисунке
К. Трутовского?
Земства занимались
исключительно
хозяйственными
вопросами:
устройством дорог,
борьбой с пожарами,
агрономической
помощью крестьянам,
созданием
продовольственных
запасов на случай
неурожая,
содержанием
школ и больниц.
Для этого собирались
земские налоги.

20.

Бездорожье в Тверской губернии.
Земский врач.
Худ. И.И. Творожников.
Благодаря
земским врачам
сельские жители
впервые получили
квалифицированную
медицинскую помощь.
Земский врач был
универсалом:
терапевтом, хирургом,
стоматологом,
акушером.
Иногда операции
приходилось делать
в крестьянской избе.

21. Земская реформа

Особую роль среди земских
служащих играли учителя.
?
В чем, по-вашему,
состояла эта роль?
Земский учитель не только
обучал детей арифметике
и грамоте, но зачастую был
Приезд учительницы в деревню.
и единственным грамотным
Худ. А. Степанов.
человеком в деревне.
Благодаря этому учитель становился для крестьян
носителем знания и новых идей.
Именно среди земских учителей было особенно много
либерально и демократически настроенных людей.

22. Земская реформа

Занятие в земской школе
Пензенской губернии. 1890-е гг.
?
Что, судя по фотографии,
отличало земскую школу
от государственной или
приходской?
В 1865–1880 гг.
в России было 12 тыс.
сельских земских школ, а
в 1913 г. – 28 тыс.
Земские учителя обучили
грамоте свыше 2 млн.
крестьянских детей, в т.ч.
девочек.
Правда, начальное
обучение так и не стало
обязательным.
Программы обучения
вырабатывало
Министерство
просвещения.

23. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

способствовали развитию
Значение
просвещения,
здравоохранения,
местного благоустройства;
становились центрами
либерального общественного движения
вводилась первоначально в 35 губерниях
(к 1914г. действовали в 43 из 78 губерний)
Ограниченность
не были соданы волостные земства
действовали под контролем администрации
(губернаторов и министерства внутренних дел)
23

24.

Реформы
Земская
(1864 г.)
Их значение
Вокруг земств
сгруппировалась
наиболее энергичная,
демократическая
интеллигенция.
Деятельность была
направлена на
улучшение положения
народных масс.
Их недостатки
Сословность
выборов;
ограничен круг
вопросов,
решаемых
земствами.

25. Городская реформа

Городская реформа начала готовиться в 1862 г., но из-за покушения
на Александра II ее осуществление задержалось.
Городовое положение было принято в 1870 г.
Высшим органом городского самоуправления
оставалась Городская дума.
Выборы проводились по трем куриям.
Курии формировались на основе имущественного ценза.
Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых
ими городских налогов.
Каждая курия платила 1/3 налогов.
Первая курия была самой богатой и малочисленной,
третья – самой бедной и многочисленной.
Как вы считаете: городские выборы проводились
на всесословной или бессословной основе?
?

26. Городская реформа

Городское самоуправление:
Городская
дума
(распорядительный
орган)
Избиратели
1-й курии
избирает
Городской голова
Городская
управа
(исполнительный
орган)
Избиратели
2-й курии
Избиратели
3-й курии

27. Городская реформа

Самарский
городской голова
П.В. Алабин.
Главой городского самоуправления являлся
выборный городской голова.
В крупных городах городским головой
выбирали обычно дворянина
или богатого гильдейского купца.
Подобно земствам, городские думы и управы
ведали исключительно местным
благоустройством:
мощением и освещением улиц, содержанием
больниц, богаделен, сиротских домов и
городских училищ,
попечением о торговле
и промышленности,
устройством водоснабжения
и городского транспорта.

28. Городская реформа 1870г. – “Городовое положение”

Суть
Создание в городах органов,
аналогичных земствам
по функциям и структуре
Городской голова
руководил
Городская управа
избиралась
Городская дума в составе гласных
избирались населением на цензовой бессословной основе
28

29.

Реформы
Городская
(1870 г.)
Их значение
Способствовала
приобщению широких
слоев населения к
управлению, что
служило предпосылкой
для формирования в
России гражданского
общество и правового
государства.
Их недостатки
Деятельность
городского
самоуправления
контролировалась
государством.

30. Судебная реформа

31. Судебная реформа - 1864

Принципы судопроизводства
Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Бессословность
– решение суда
не зависит от
сословной
принадлежности
обвиняемого
Выборность –
мирового судьи
и присяжных
Гласность – на
заседаниях суда
могла
присутствовать
публика, пресса
могла сообщать о
ходе судебного
процесса
Состязательность –
участие в судебном
процессе прокурора
(обвинение) и
адвоката (защита)
Независимость –
на судей не могла
оказывать влияние
администрация

32. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судебные Уставы
введение суда присяжных
32

33. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судья
назначается
Министерством
юстиции
(принцип
несменяемости судей)
Судебные Уставы
введение суда
присяжных
Выносит приговор
в соответствии
с законом
на основе вердикта присяжных
33

34. Судебная реформа 1864г.

Присяжные заседатели
выбираются
из представителей всех сословий(!)
на основе имущественного ценза
12 человек
Выносят
вердикт (решение)
о виновности, её степени
или невиновности подсудимого
34

35. Судебная реформа

Судьи получали высокое
жалование.
Решение о виновности
обвиняемого выносили
присяжные заседатели
после заслушивания
свидетелей и прений
прокурора и адвоката.
Присяжным заседателем
мог стать российский
подданный от 25 до 70 лет
(цензы - имущественный и
оседлости).
Решение суда могло быть
обжаловано.

36. Судебная реформа 1864г.

Дополнительные элементы
проведения
судебной реформы
Были созданы:
особые суды для военнослужащих
особые суды для священнослужителей
мировые суды
для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений
36

37. Судебная реформа 1864г.

Структура судебной власти в России
Сенат
высший судебный и кассационный
(кассация – обжалование,
опротестование приговора суда низшей инстанции)
орган
Судебные палаты
Окружные суды
Адвокат
Прокурор
12 присяжных заседателей (ценз)
Мировые суды
суды для рассмотрения
наиболее важных дел
и аппеляций
(жалоба, обращение о пересмотре дела)
на решения окружных судов
Судебные органы первой инстанции.
Рассматривает сложные уголовные
и гражданские дела
мелкие уголовные и гражданские дела
37

38. Судебная реформа

Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы
(сумма иска до 500 руб.)
разбирал мировой суд.
Мировой судья
решал дела единолично,
мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.),
аресту на срок до 3-х месяцев или тюремному
заключению на срок до 1 года.
Такой суд был прост, скор и дешев.
Мировой судья.
Современный рисунок.

39. Судебная реформа

Мирового судью избирали
земства или городские думы из
числа лиц старше 25 лет, с
образованием не ниже среднего,
и судейским опытом от трех
лет.
Мировой судья должен был
владеть недвижимостью
на 15 тыс. руб.
Уездный съезд мировых судей
Челябинского уезда.
Обжаловать решения
мирового судьи можно было на
уездном съезде
мировых судей.

40. Судебная реформа

Современный рисунок.
Участие общественности:
В процессе участвовали
12 непрофессиональных
судей – присяжных
заседателей.
Присяжные заседатели
выносили вердикт:
«виновен»;
«виновен,
но заслуживает
снисхождения»;
«невиновен».
Исходя из вердикта, судья
выносил приговор.

41. Судебная реформа

Присяжные заседатели.
Рисунок начала ХХ в.
?
Что можно сказать
о составе коллегии
присяжных, судя
по этому рисунку?
Присяжные заседатели
избирались губернскими
земскими собраниями
и городскими думами
на основе
имущественного ценза,
без учета сословной
принадлежности.

42. Судебная реформа

Состязательность:
В уголовном процессе обвинение
поддерживал прокурор, а защиту
обвиняемого осуществлял адвокат
(присяжный поверенный).
В суде присяжных, где вердикт зависел
не от профессиональных юристов,
роль адвоката была огромной.
Крупнейшие русские адвокаты:
К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский,
А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович.
Федор Никифорович
Плевако
(1842–1908)
выступает в суде.

43. Судебная реформа

Гласность:
В судебные заседания стала допускаться
публика.
Судебные отчеты публиковались
в прессе. В газетах появились специальные
судебные репортеры.
Портрет юриста
Владимира Даниловича
Спасовича.
Худ. И.Е. Репин.
1891.
Адвокат В.Д. Спасович:
«Мы до известной степени рыцари слова
живого, свободного, более свободного
ныне, чем в печати, которого не угомонят
самые рьяные свирепые председатели,
потому что пока председатель обдумает
вас остановить, слово уже ускакало
за три версты и его не вернуть».

44. Судебная реформа 1864г.

Значение
судебной реформы
Создана самая передовая
в тогдашнем мире судебная
система.
Большой шаг
в развитии принципа
«разделения властей»
и демократии
Сохранение элементов
бюрократического произвола:
наказания
в административном порядке
и т.п.
сохраняла ряд пережитков прошлого:
особые суды.
44

45. Военная реформа 60-х - 70-х гг. XIX века

Непосредствен
ный толчок –
поражение
России
в Крымской
войне 18531856гг.
45

46. Направления военной реформы

Направления
Военные
учебные
заведения
Всеобщая
воинская
повинность
Перевооружение
армии и
флота
Результат - массовая армия современного типа

47. Военная реформа

Милютин Д.А.,
военный
министр,
инициатор
реформы.

48. Военная реформа

Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.
Первым шагом военной реформы стала
отмена в 1855 г.
военных поселений.
В 1861 г. по инициативе нового военного
министра Д.А. Милютина
срок службы был сокращен
с 25 лет до 16 лет.
В 1863 г. в армии были отменены
телесные наказания.
В 1867 г. был введен
новый военно-судебный устав,
основанный на общих принципах судебной
реформы (гласность, состязательность).

49. Военная реформа

В 1863 г. осуществлена реформа
военного образования:
кадетские корпуса преобразованы
в военные гимназии.
Военные гимназии давали широкое общее
образование (русский и иностранные
языки, математика, физика,
естествознание, история).
Учебная нагрузка возросла вдвое,
зато физическая и общевоинская
подготовка была сокращена.
Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.

50. 1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской

1) Создание военных гимназий и
училищ для дворян,
юнкерских училищ для всех сословий,
открытие Военно-юридической
академии (1867 г.) и
Морской академии (1877 г.)

51. По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено врем

По новым уставам ставилась
задача учить войска лишь тому, что
необходимо на войне (стрельба,
рассыпной строй, саперное дело),
сокращено время на строевую
подготовку, запрещались телесные
наказания.

52. Военная реформа

?
Какая мера должна была стать главной
в ходе военной реформы?
Отмена рекрутчины.
?
Унтер-офицер
русской армии.
Худ. В.Д. Поленов.
Фрагмент.
Каковы были недостатки
рекрутской системы?
Невозможность быстро увеличить армию
в военное время, необходимость содержать
многочисленную армию в мирное время.
Рекрутчина годилась для крепостных,
но не для свободных людей.

53. Военная реформа

?
Вахмистр
драгунского полка.
1886 г.
Чем можно было заменить
рекрутскую систему?
Всеобщей воинской повинностью.
Введение всеобщей воинской повинности
в России с ее огромной территорией
требовало развития дорожной сети.
Только в 1870 г. была создана комиссия
для обсуждения этого вопроса,
а 1 января 1874 г.
был опубликован Манифест
о замене рекрутской повинности
всеобщей воинской повинностью.

54. Военная реформа

Призыву подлежали все мужчины
в возрасте 21 года.
Срок службы составлял 6 лет в армии
и 7 лет на флоте.
Освобождались от призыва единственные
кормильцы и единственные сыновья.
?
«Отстал».
Худ.
П.О. Ковалевский.
Русский солдат
1870-х гг. в полной
походной выкладке.
Какой принцип был положен
в основу военной реформы:
всесословность или бессословность?
Формально реформа была бессословной,
но фактически сословность
во многом сохранилась.

55. Военная реформа

?
В чем проявлялись
остатки сословности
в российской армии
после 1874 г.?
В том, что офицерский
корпус оставался
в основном дворянским,
рядовой состав –
крестьянским.
Портрет поручика
лейб-гвардии
Гусарского полка
графа Г. Бобринского.
Худ. К.Е. Маковский.
Барабанщик
лейб-гвардии
Павловского полка.
Худ. А. Детайль.

56. Военная реформа

При проведении военной реформы
были установлены льготы для
новобранцев, имевших среднее
или высшее образование.
Окончившие гимназию служили 2 года,
окончившие университет – 6 месяцев.
Помимо сокращенного срок службы
они имели право жить не в казарме,
а на частных квартирах.
Вольноопределяющийся
6-го Клястицкого
гусарского полка

57. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Берда

Гладкоствольное оружие заменялось
нарезным,
чугунные орудия заменялись на
стальные,
принята на вооружение русской армии
винтовка Х. Бердана (берданка),
началось строительство парового флота.

58. Военная реформа

?
Как вы думаете, в каких социальных группах военная
реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы?
Консервативное дворянство было недовольно тем,
что выходцы из других сословий получили возможность
становиться офицерами.
Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать
солдатами наряду с крестьянами.
Особенно недовольно было купечество,
ранее не подлежавшее рекрутской повинности.
Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если
им позволят откупаться от призыва.

59. Военные реформы 60-х - 70-х гг. XIX века

Важнейший элемент реформы –
замена системы рекрутских наборов
всеобщей воинской повинностью
Обязательная военная служба
для мужчин всех сословий с 20 лет
(6лет – в армии, 7 лет – на флоте)
с последующим пребыванием в запасе
Предусматривались льготы для лиц,
имеющих высшее и среднее образование
(права вольноопределяющихся),
освобождались священнослужители
и некоторые другие категории населения
Значение
создание массовых боеспособных вооруженных сил;
повышение обороноспособности страны
59

60.

Военная реформа 1874 г.
Значение реформы:
создание массовой армии современного
типа,
поднят авторитет воинской службы,
удар по сословному строю.
Недостатки реформы:
просчеты в системе организации и
вооружения войска.

61. Реформы образования

61

62. Реформы образования

Школьная реформа
1864г.
Формирование новой структуры начального и среднего образования
Народные училища
Уездные
3 года
обучения
Приходские
с 1884г.
церковно-приходские
школы
Прогимназии
Городские
4 года
обучения
6 лет
обучения
3 года
обучения
Начальное образование
62

63. Школьная реформа (Среднее образование)

Для детей дворян и купечества были предназначены
классические и реальные гимназии.
«Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г.
Прогимназия.
Срок обучения
4 года
Классическая гимназия
7-классная,
срок обучения 7 лет
Реальная гимназия
7-классная
Срок обучения 7 лет
Готовили
к поступлению
в гимназию.
Располагались
в уездных
городах.
В программе
классических гимназий
преобладали древние
и иностранные языки,
древняя история,
античная литература.
В программе
реальных гимназий
преобладали
математика, физика
и другие
технические предметы

64. Школьная реформа

В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был
увеличен до 8 лет (7-й класс стал двухгодичным),
а с 1875 г. они официально стали 8-классными.
Реальные гимназии сохранили 7-летний срок обучения
и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища.
Если выпускники классических гимназий поступали
в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось
сдавать экзамены по древним языкам.
Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы.
?
Чем были вызваны подобные ограничения
для выпускников реальных училищ?
В классических гимназиях чаще учились дети дворян,
в реальных – дети купцов и разночинцев.

65. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университетская реформа стала
первой после отмены крепостного
права, что было вызвано
студенческими волнениями.
Новый университетский устав
взамен николаевского устава 1835 г.
был принят 18 июня 1863 г.
Инициатором нового устава стал
министр просвещения А.В. Головнин.
Университеты получили автономию.
Создавались советы университетов
и факультетов, которые избирали
ректора и деканов,
присуждали ученые звания,
распределяли средства
по кафедрам и факультетам.

66. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университеты имели собственную
цензуру, получали иностранную
литературу без таможенного досмотра.
В университетах действовали
собственные суд и охрана,
полиция не имела доступа
на территорию университетов.
Головнин предлагал создать студенческие
организации и привлечь их к участию в
университетском самоуправлении, но
Государственный совет отклонил это
предложение.
?
Почему это предложение было
исключено из устава университетов?

67. Реформа в области народного образования

Изменения в системе образования
Университетский устав
Школьный устав
1863 г.
1864 г.
Автономия
Создан совет университета,
Решавший все внутренние
вопросы
Избрание ректора и
преподавателей
Сняты ограничения
для студентов
(их проступки
рассматривал
студенческий суд)
Гимназии
Классические
Готовили к
поступлению в
университете
Реальные
Готовили к
поступлению в
высшие
технические
учебные
заведения

68. Женское образование

Курсистка.
Худ. Н.А. Ярошенко.
В 60–70-х гг. в России появилось
женское высшее образование.
В университеты женщин не брали,
но в 1869 г. были открыты первые
Высшие женские курсы.
Наибольшую известность приобрели курсы,
открытые В.И. Герье в Москве (1872 г.)
и К.Н. Бестужевым-Рюминым
в Петербурге (1878 г.)
На курсах Герье был только
словесно-исторический факультет.
На бестужевских курсах – математическое
и словесно-историческое отделения.
На математическом учились
2/3 слушательниц.

69.

Реформы в области просвещения
(1863-1864 гг.)
Значение реформ:
расширение и совершенствование
образования всех уровней.
Недостатки реформ:
недоступность среднего и высшего
образования для всех слоев населения.

70.

Реформы
Их значение
Их недостатки
Судебная Самая передовая в тогдашнем Сохраняла ряд
пережитков: особые
(1864 г.) мире судебная система.
суды.
Просчеты в системе
Военная Создание массовой армии
организации и
(1874 г.) современного типа, поднят
авторитет воинской службы, вооружения войска.
удар по сословному строю.
Расширение и
Недоступность
В
среднего и высшего
области совершенствование
образования для
просвещ образования всех уровней.
всех слоев
ения
населения.
(18631864 гг.)

71. Итоги и значение реформ

Привели
к значительному ускорению развития страны
приблизили Россию
к уровню ведущих держав мира
Носили неполный и незавершенный характер.
В 80-е годы сменились контрреформами Александра III
71

72. Значение реформ

Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути
Земское
собрание
в провинции.
по рисунку
К. А.демократии
Трутовского.
превращения
феодальной
монархииГравюра
в буржуазную
и развитие
Реформы были шагом от
помещичьего государства к
правовому
Реформы демонстрировали то,
что положительные сдвиги в
обществе могут быть достигнуты
не революциями, а
преобразованиями сверху,
мирным путем

73. Подводим итоги

?
В чем состоит историческое значение реформ 60–70-х гг.?
Благодаря реформам 60–70-х гг. многие вопросы повседневной
жизни были переданы из ведения бюрократии
в ведение общества в лице земств и городских дум;
установлено равенство российских подданных перед законом;
значительно повысился уровень грамотности населения;
университеты получили большую степень свободы
научной и учебной деятельности;
смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания;
армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской
повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и
позволяло создать подготовленные резервы.

Непосредственной причиной проведения либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века стала крестьянская реформа 1861 года. Она потребовала реорганизации всей системы государственного управления.

1.Земская реформа. Была проведена в 1864 г .

В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все избиратели были разделены на 3 курии – землевладельцы, крестьяне, горожане. Они избирали гласных (депутатов) уездных земских собраний. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков.

Из своей среды (среди себя) они избирали членов уездных земских управ и представителей в губернское земское собрание. В губерниях также избирались земские управы. Губернские и уездные земские собрания выполняли распорядительные функции, управы – исполнительные.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. На эти цели земства имели права назначать и собирать налоги с местного населения. Земства находились под контролем губернаторов, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

2. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870г. создало в городах всесословные органы самоуправления – городские думы и городские управы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем губернаторов.

3. Судебная реформа. Начала осуществляться в 1864г . Основные принципы реформы:

1) всесословность суда

2) независимость суда от администрации

3) состязательность судебного процесса.

4) гласность и публичность судебных заседаний (в зал суда допускается публика и ход процесса освещается в печати)

2) принцип презумпции невиновности (пока не доказано в суде – невиновен)

Появилось несколько видов судебных учреждений:

1.Мировые судьи (низший уровень). Они избирались на уездных земских собраниях. Им передавались в ведение мелкие уголовные и гражданские дела. Главная задача судей – не осудить виновного, а привести стороны к соглашению. Максимальное наказание – до 1 года тюрьмы или исправительных работ. Мировые суды освобождали суды более высоких инстанций от мелких дел, чем ускоряли судопроизводство.

2. Окружной суд (общая инстанция). Рассматривал более серьезные уголовные дела, заседание вел коронный судья. Решение о виновности подсудимого выносил суд присяжных, состоящий из представителей общественности. Подсудимому предоставлялся адвокат. Заседание суда состояло из состязания между защитником и обвинителем.

3. Судебная палата. В ней можно было обжаловать решение вышестоящих судов. Это был суд первой инстанции для политических преступлений.

4. Сенат (высшая судебная инстанция), в которой можно было обжаловать решение нижестоящих судов. В Сенате составлялись списки коронных судей, которые затем подписывал император. Звание судьи было пожизненным.

4. Военная реформа стала осуществляться с 1874г. По этой реформе был изменён порядок набора армии. Вместо рекрутской повинности была введена всеобщая воинская обязанность. Срок службы сокращался с 25 лет до 6 лет – в армии, 7 лет – во флоте. Призыву подлежали все лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Они должны были встать на воинский учёт. Из признанных годными по состоянию здоровья по жребию отбиралось необходимое армии и флоту количество новобранцев. Остальные записывались в ополчения.

Существовали льготы в несении службы по семейному положению и образованию. В армию не брали единственного кормильца семьи. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 3-х лет, среднее-2-х, высшее-1 года.

Была проведена реформа высших военных учебных заведений, в которые теперь могли поступать не только дворяне. В армии запрещались телесные наказания. Все люди, прошедшие военную службу должны были научиться читать и писать. В результате реформы численность армии в мирное время сокращалась примерно в 3 раза, а в военное время могла увеличится в несколько раз за счёт обученного резерва. Сэкономленные на содержании армии средства шли на ее перевооружение.

5. К либеральным реформам 60-70гг. относят также образовательную реформу , которая заключалась в увеличении количества высших и средних учебных заведений и облегчению поступления в них недворян. Университеты получили внутреннюю автономию. Должности ректора и деканов стали выборными.

6. Реформа печати заключалась в ослаблении цензуры и облегчении процедуры открытия новых газет и журналов.

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа:

1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы;

2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ;

3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г, вошел в историю как царь “Освободитель”. Его фраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва.

В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа . В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений : это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы – губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.



Позитивность в реформе:

· всесословность

Недостатки:

· выборность

· начало разделения властей допущено в центр гос учрежд-я,

· начало формирования гражданского с/сознания об-во не могло влиять на политику центра

· были доставлены неравные избирательные права

· контакты между земствами были запрещены

Городская реформа . (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

Создан суд двух видов:

1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом.

2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – вокружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа:

1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования:

1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студ-ты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студ-там предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ:

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто.

Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.

Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей:

1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством.

2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток.

3)Неравномерное развитие по отраслям . Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности (железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Вверх