Драйзер биография. Теодор драйзер - биография, информация, личная жизнь. Законы финансового рынка и любовь. что победит

Натурализм просочился в Америку из Европы в 1890-е. Сформулированные крупнейшим теоретиком "натуральной школы" французским писателем Э. Золя задачи "экспериментального романа" (объективное, научное освещение фактов) каждый из названных выше авторов решал по-своему. Строго говоря, в американской словесности не было некоего единого "натурализма", как, впрочем, и "реализма" или же, в свое время, "романтизма", — лишь одна черта разделяла эти различные способы видения мира и роли в нем человеческой личности.

Основное различие между литературными направлениями заключалось не в антураже или теме произведений; отталкивающие, неприглядные стороны жизни часто попадали и в поле зрения романтиков (реже — американских реалистов), не только натуралистов. Это различие не сводилось к стремлению говорить правду: на нее претендовали писатели всех направлений. Разница между ними заключалась в степени признания за индивидуумом, изображаемым натуралистами, реалистами и романтиками, права свободного выбора в жизни.

За редкими исключениями, романтическая традиция утверждала возможность торжества человеческой воли; реалисты ставили ее в зависимость от внешних, общественных условий; натуралисты же сводили свободу личного выбора к нулю. Романтики едва ли не приравнивали человека к Творцу, реалисты видели в нем просто человека, а натуралисты рассматривали его как физический объект, управляемый биологическими импульсами и законами среды, одинаково ему неподвластными.

Традиционным для американской словесности XVII-XIX веков сюжетом было преследование человеком какой-либо жизненной цели (выживание, достижение социального признания, самоусовершенствование и т.д.), борьба с силами природы или неблагоприятными социальными условиями и его конечная победа. Молодые писатели-натуралисты заменили традиционный образ героя крошечной фигуркой в детерминистской системе, которая издевательски игнорирует его; процесс эволюции абсолютно равнодушен к человеческой личности, и потому жизнь человека чаще всего завершается трагедией ("Шлюпка" (1899) и "Мэгги, девушка улиц" (1893) Стивена Крейна, "Вэндовер и зверь" (1898) Фрэнка Норриса, "Мартин Иден" (1909) Джека Лондона и др.).

Натурализм в Америке имел особое и более важное значение, нежели его европейский собрат: он был наиболее адекватным способом отражения неизбежных и не всегда понятных материальных процессов, которые на глазах изменяли нацию. Два десятилетия натурализм в его различных версиях доминировал в американской словесности, пока в США не начал проникать (и также по-своему преломляться) европейский модернизм, составивший ему мощную оппозицию.

Ключевая фигура американского натурализма — Теодор Драйзер (1871—1945). В его творчестве наиболее полно проявилось как своеобразие натурализма в США, так и эволюция натуралистической прозы от XIX к XX веку.

Самый молодой из всех американских натуралистов (за вычетом Дж. Лондона), Драйзер пришел в литературу, когда уже были опубликованы наиболее значительные натуралистические произведения: книга рассказов Х. Гарленда "Главные проезжие дороги" (1891), "Мэгги, девушка улиц" (1893), "Алый знак доблести" (1895) и "Шлюпка" (1899) С. Крейна, "Мактиг" (1899) Ф. Норриса. Драйзер характерным образом развил основные принципы их творчества.

Во всех его романах присутствует идея "местного колорита", или "веритизма", изложенная Х. Гарлендом в сборнике эссе "Крушение кумиров" (1894). Драйзер откликается и на призыв Ф. Норриса, автора статьи "Ответственность романиста" (1903), на примере конкретной человеческой жизни изучать "сплетение сил природы, социальных тенденций, расовых порывов".

Драйзер и другие писатели-натуралисты его и следующего за ним поколения, которых в США называли "разгребателями грязи", сверяли свое творчество с художественным опытом европейских приверженцев "натуральной школы" (Золя, Гиссинг, Мур и др.), а также неоромантиков (Стивенсон, Киплинг), что сделало возможным скрещение в их произведениях интереса к позитивизму, ницшеанских идей и социальной проблематики.

Т. Драйзер-романист, хотя и отдает должное теме "проклятия" плоти, природы, пола, выступает не бесстрастным наблюдателем некоего "эксперимента", а лицом, явно сочувствующим своим персонажам. В основе всех его произведений лежит конкретный факт, и зачастую этот факт заимствован из его личной жизни. Драйзер неизменно сострадает героям своих романов; даже когда они совершают преступление, автор перекладывает вину на общество и на равнодушие к человеку космических сил природы. Неотразимый американизм его честолюбцев, таких, как Каупервуд и Каролина Мибер, меткие детали, репортерское умение увлечь "напором" материала искупают излишний порой мелодраматизм ситуаций и склонность к "красотам" стиля.

Родившийся в маленьком речном городке Терр-Хот, штат Индиана, двенадцатым из тринадцати детей фанатично религиозного и часто безработного немца-иммигранта, Теодор Герман Альберт Драйзер был с детства знаком с безденежьем и отверженностью. С пятнадцати лет он вынужден был совмещать учебу в школе с низкооплачиваемым трудом разнорабочего (мойщика посуды в кафе, разносчика белья в прачечной и т.д.) в Терр-Хоте и округе. По окончании школы, на средства, которые дала ему учительница, Драйзер поступил в Университет Индианы в городе Блумингтон, но через год оставил его и ушел, как и многие начинающие американские литераторы до и после него, в мир журналистики.

Он сотрудничал во многих газетах городов Среднего Запада, а в 1892 году устроился в крупную "Чикаго дейли глоб". "Город-выскочка", "город-мясник", место проведения Всемирной выставки 1893-го, город — олицетворение прогресса, Чикаго, казалось, воплощал и натуралистические принципы борьбы за существование и выживание сильнейшего.

Чикаго стимулировал воображение Т. Драйзера, восторженно относившегося к американскому урбанизму и поэтизировавшему промышленность и деятельность сталелитейных магнатов. Свои рабочие и журналистские "университеты" он дополнил усиленным чтением книг, наиболее близких ему: Льва Толстого, Чарльза Дарвина, Томаса Хаксли, Герберта Спенсера. С 1897 года Драйзер целиком посвятил себя литературной деятельности.

Чикаго не являлся единственным городом, где он черпал вдохновение: Драйзер был скитальцем по природе и по убеждениям. Он жил (нигде не имея постоянного дома) в Сент-Луисе, Питтсбурге, Кливленде, Нью-Йорке, в 1927—1928 годах посетил Советский Союз.

Завороженность урбанизмом и прогрессом парадоксально сочеталась в Драйзере с трагическим отношением к бытию. В основе мира, — считал он, — находится бурление слепой жизненной энергии, которая случайно преломляется в поступки, добрые или злые — как придется, и лишь искусство, творческий труд сходен с "побудительной силой любви". Не случайно, целый ряд произведений Драйзера посвящен людям искусства: "Сестра Керри" (1900), "Гений" (1915), "Восход" (1931).

Среди его наиболее известных книг — романы "Дженни Герхардт" (1911); "Финансист" (1912), "Титан" (1914) и посмертно опубликованный "Стоик" (1947), составившие так называемую "трилогию желания"; знаменитая "Американская трагедия" (1925). На протяжении всей жизни Драйзер не переставал писать публицистику ("Драйзер смотрит на Россию", 1928; "Трагическая Америка", 1931; "Америку стоит спасать", 1941).

В последние годы жизни он особенно заинтересовался политикой; симптоматично, что Драйзер практически одновременно вступил в ряды коммунистической партии США и в члены квакерской общины. Он был наивным мыслителем, и политические пристрастия его были нечетки. Но как литератор, всю жизнь писавший о движущей силе желания и неотвратимости поражения, Драйзер во многом определил тональность американской прозы XX века.

Аккуратнее Спойлер!
3 борьбы или намного больше.
Ничего не предвещало для меня такой концовки, а по итогу задумалась: чем стала для меня эта книга? Другом? Проводником? Не тем и не другим. Такое ощущение, что в ней я нашла что-то свое, скрытое от посторонних глаз, либо у книги сильная способность к мимикрии. Она удивляет меня, эта история…
Все просто и где-то даже обычно, обыденно я бы сказала. История юноши, процесс его становления, попытки устроиться в большом мире, любовь, как ему казалось, снова любовь (и вроде уже не кажется), выбор, убийство, суд, тюрьма, смерть. Много подобного происходит в жизни? Достаточно, с маленькими отличительными нюансами и дополнениями. Здесь ими служит религия, различные формы веры и неверия, сомнения и иногда страхов. Сложно? Да, но возможно попытаться понять что движет человеком и почему.
1. Вера в себя или то, что считается правдой, и причем здесь Бог?
Выбор главным героем сделан, но какой ценой? Сомнениями, попытками понять, как говорится, «а был ли мальчик?», а в данном случае убил он свою жертву (без сомнения жертву) или нет:
«Убил? Или нет? Ведь он не пришел на помощь, а мог ее спасти», «В сущности, это его вина, что она упала в воду, хотя у него и вышло это нечаянно» - сомнения точат и в конце концов:
«- Я не виновен в том преступлении, о котором говорится в обвинительном акте.
-Вы, Клайд Грифитс, виновны в преднамеренном убийстве некоей Роберты Олден.
Дорогая мама, я осуждён. Клайд».
У закона свое мнение на этот счет, основанное на фактах, логике и том, кому удастся лучше преподнести выгодную версию: адвокатам и подсудимому или прокурору и народу, который он представляет. И герою остается только одно: попытаться найти понимание и оплот у того, с кем жил рядом с самого детства, но которого не всегда признавал – у Бога.
«Не предавайтесь сомнения. Спрашивайте - и вы получите ответ.
Обратиться к творцу всего живого с мольбой. И вот как просто разрешался этот вопрос!»
Ответ один: скажи себе правду. А правда осталась такой же неясной, как и была: «Твердое сознание своей невиновности, сменялось в нем мучительными сомнениями». А сомнения – это смутные, странные оттенки собственных чувств, которые остались неясными даже для самого героя. И в конце:
«Мама ты должна верить, что я умираю покорно и спокойно. Смерть мне не страшна. Бог даровал силы и мир в моей душе. Но про себя он прибавил: "Так ли?"
2. Борьба матери в своей вере: в Бога? Сына?
Мать, убитая, но несломленная горем, сильна и неколебима в своей вере. Вопрос в кого верить? Компромисс. Сын виновен – Господь вразумит и поможет перенести горе. Она не может быть менее милосердной к сыну, чем Он.
Сын невиновен – «Всевышний не захочет, чтобы мать неверием своим подтвердила его смертный приговор!». Она не совершит зла, поверив злу о сыне.
Поэтому ей просто остается верить – и в Бога, и в сына.
«И она встала - лишь для того, чтобы снова опуститься на колени».
3. Человек, который верит по своему жизненному призванию и не потерял ли преподобный в конце свою веру?
Он верит. Истово и страстно, как верит и мать главного героя: «Нет греха слишком большого для милосердия божьего!» Но здесь, для меня, он становится больше теоретиком, редко встречающимся с практикой в лице жизни. А когда она припечатывает к действительности возникают они – сомнения. Он приходит к выводу о виновности главного героя, но вопрос звучит в его голове: смеет ли он изменять своему душевному убеждению ради милосердия?». И внутри него также идет борьба, как и внутри любого человека. Наверное, потому что у каждого живет то, что одни называют душой, другие сердцем, третьи – частицей Бога.
P.S. С религии все начинается, религией все и заканчивается… У каждого она своя.

Читать полностью

А стоило ли оно того?

Стремление стать больше, чем ты есть...всегда ли это правильно? Казалось бы, ответ очевиден:"естественно, да". Но Теодор Драйзер даёт нам пример, когда хочется не то, что говорит, а кричать: "естественно, нет!". История Клайда Гриффитса, к сожалению, не является единичной. Готовые идти по головам, молодые люди забывают о том, кто они на самом деле. Обманы, плетение интриг, убийство - а стоило ли это того, чтобы на минуту прикоснуться к блестящему миру богатства? На протяжении всей истории хотелось несколько раз спросить героя: "Что ты творишь?". А под конец лишь с тяжёлым вздохом произнести: "Доигрался". Было жаль этого молодого парнишку, который погнался за неисполнимой мечтой. Мысль о чём - то высоком и недосягаемом вскружили ему голову. До последнего надеялась, что приговор отменят. Впервые проникаюсь такой симпатией к убийце.

Читать полностью

Трагедия души

Несмотря на название, эта книга прежде всего о любви и, наверное о том, как то, что ты есть и кем ты себя видишь вещи разные. Теодор Драйзер рисует внутреннюю трагедию человека. Главный герой воспитывался в семье высоко почитающей бога. Мальчику с детства внушали, что надо жить по божьим законам и многое запрещали. И мальчику это очень претило. Он хотел жить по-другому и ради достижения цели ему приходилось постоянно врать. Больше всего он мечтал о том, чтобы стать богатым. Да, и окружающие люди способствовали развитию в нем отрицательных качеств.
Конечно, он знакомится с девушкой, и у них возникает любовь-морковь, со временем и она проходит. Саму трагедию раскрыввать не буду, но она есть. Не зря так произведение называется. Книга очень объемная, в ней 3 части. И она затрагивает очень много моральных проблем.

Читать полностью

Законы финансового рынка и любовь. что победит?

Главный герой книги - Френк Каупверд, яркая и неординарная личность. На протяжении всей книги раскрывается любовная связь с Эйлин Батлер. Как она его любила! Вот она какая любовь! Ради любви можно на многое пойти. Френку приходится бороться и противостоять сильным миру сего. Но Френка и нельзя назвать положительным героем в привычном нам понимании. Он привык жить по принципу, что его желания самые главные.
В книге встречаются описание финансовых вопросов, но не растянуто, по существу. Они несколько не мешают наслаждаться художественным чтением. А людям получающим экономическое образование эта книга просто обязательна к прочтению. К карандашом в руке можно следить за махинациями Френка. Биржи, акции, взлеты и падения. О финансовых рынках можно узнать много нового из книги.
Книга служит мотивацией всегда идти вперед и никогда не сдаваться.

Читать полностью

Человек в мире капитала. (По поводу романа "Финансист").

"Иной раз жизнь одного человека может послужить яркой и выразительной иллюстрацией к целой эпохе. Вот почему эта история кажется мне такой значительной".
Так начинается рассказ Теодора Драйзера под названием "Суета сует, сказал Экклезиаст". Рассказ этот - прообраз будущего романа "Финансист", то зернышко, из которого выросла вся "Трилогия желания". Вот почему эти слова в полной мере можно и должно отнести к Фрэнку Алджернону Каупервуду, главному герою всех романов трилогии ("Финансист", "Титан", "Стоик"). Более того, слова эти могли бы стать настоящим эпиграфом ко всем без исключения романам Теодора Драйзера.
Романы эти - сама жизнь во всем ее многообразии и многогранности. Они отличаются почти документальной точностью, протокольной ясностью и объективностью в показе современной Драйзеру Америки.
"Не всем воздаяние мерится точной мерой и дело писателя не судить, а понимать жизнь и рассказывать о ней", говорит Драйзер в одном из своих рассказов. И он, действительно, не судит, а понимает и рассказывает. Рассказывает о том, что волнует, интригует, тревожит и интересует его больше всего на свете. В "Финансисте" мы найдем почти все ключевые проблемы, занимавшие ум Драйзера в течение всей его жизни.
Это и отношения полов, когда мужчина страстно желает освободиться от уз общепринятой морали ради достижения любви женщины. Тема эта красной нитью проходит через все творчество писателя: "Сестра Керри", "Дженни Герхард", "Гений", "Американская трагедия", трилогия "Финансист", "Титан", "Стоик", многие рассказы - всюду мы встретим мужчин, жадно рвущихся к счастью вопреки мнению своей среды, вопреки "условностям и предрассудкам", по словам Т.Драйзера. Видимо, эта тема была лично близка самому писателю.
Это и проблема человеческого существования в мире капитала, борьба сильных и слабых, выживание наиболее приспособленных к жизненным схваткам - почти по Дарвину. Это и беспощадный анализ деляческой психологии финансиста, и невольное любование умом и хваткой своего героя.
Но главное в романе, (как и во всей трилогии), - это мир капитала, мир, высвеченный с такой беспощадной ясностью, какая не удавалась ни одному писателю ни до, ни после Драйзера. Никто не показал подлинное лицо американского капитализма так исчерпывающе верно, как сделал это Драйзер. И вся его "Трилогия желания", и "Американская трагедия", и роман "Оплот" - об этом. О том, как капитал действует на человеческие души, сильные или слабые. "Банки, банки... Всюду банки!"- бредит, умирая, главный герой романа "Оплот". Остается только удивляться прозорливости писателя, который, возможно, и сам не догадывался, как далеко он видел и насколько актуальными окажутся его книги даже в двадцать первом веке! Недаром мир капитала мстил Т. Драйзеру многочисленными исками и судебными процессами.
"Финансист" - книга о сильном человеке, который жил и боролся в мире капитала, полностью приняв и усвоив его законы и правила игры.

Теодор Драйзер - американский писатель и журналист, родился в штате Индиана, в городе Терре-Хот двадцать седьмого августа 1871 года, а умер в Голливуде двадцать восьмого декабря 1945 году.

Теодор Драйзер биография и личная жизнь

Теодор родился в очень религиозной семье, в которой отец был благочестивый католик, а мать приняла католицизм, девушка была из меннонских фермеров.

Всего детей в семье было тринадцать, Теодор был двенадцатым и девятым из тех, кто пережил младенчество.

С 1899 по 1890 Теодор Драйзер учился в Университете Индианы, помимо учебы юноша писал статьи на разные темы, а через какое-то время стал репортером в Chicago Globe and St. Louis Globe-Democrat. Писал в этих газетах о преступлениях, политических событиях, о писателях, таких как Натаниэль Хортон и Уильям Дин Хауэллс. Кроме этого брал интервью у общественных деятелей: Эндрю Карнеги и Томаса Эдисона.

В 1898 году, Теодор женился на прекрасной Саре Уайт, с которой разошёлся в 1909 году.

С 1919 года Драйзер стал жить со своей двоюродной сестрой Хелен Ричардсон (1894-1955), на которой в конце концов женился в 1944 году.

Теодор Драйзер, книги

Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая его особой природы.

Основываясь на интенсивной журналистской работе, он с большим удовольствием описал динамичное развитие Чикаго, крайнюю нищету и чрезвычайное богатство. Теодор был пионером натуралистического направления в США, увлеченный романами Золя и Бальзака. Он часто обращался к проблеме социального неравенства. Драйзер оказал большое влияние на следующее поколение, хотя критики иногда обвиняют его в тяжелом стиле или вообще его отсутствии и длительной агонии.

Его первый роман, «Сестра Кэрри» (1900), рассказывает историю 18-летней девочки, которая сбегает из деревни в Чикаго, становится слугой, переезжает со своим любовником в Нью-Йорк и становится популярной актрисой (фильм Уайлера 1952 года).

Тема «Американской трагедии» - погоня за удачей: молодой мальчик убивает бедную невесту во время беременности, когда появляется перспектива жениться на богатой девушке.

В свою очередь, так называемые «Трилогия желаний» («Финансист» , «Титан» и «Стоик») - это история о жизни чикагского финансового магната, по образцу биографии Йерксав.

Трилогия "Желание" - "Финансист", "Титан", "Стоик"

Трилогия желаний

В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист» . Произведение, в основу сюжета которого положена биография американского миллионера Чарльза Йеркса, рассказывает читателям историю жизни Фрэнка Каупервуда.

Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил горячо любимое чадо на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию. Там биржевой маклер провел пару удачных операций и стал миллионером. Новый статус позволил юному предпринимателю попасть в элитарные круги филадельфийского высшего общества.

В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конце концов не желавшая считаться с общепринятыми принципами и правилами поведения в высшем обществе, бунтарская натура Фрэнка доводит его до тюрьмы.

Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Не умеющий делать выводы Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Теперь его цель – газовые и транспортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть.

Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, прознав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.

Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после смерти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.

Сам Драйзер должен был справиться с цензурой (некоторые книги, издавались в Англии) и финансовыми трудностями - ранние книги не продавались хорошо, несмотря на критику, поэтому он продолжал писать в прессу, он также был редактором в различных журналах, в том числе престижный женский журнал Delineator в Нью-Йорке (1907-10). В 1911-25 он опубликовал 14 книг, преодолевая писательский кризис, вызванный проблемами с освобождением сестры Кэрри.

В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью «за выдающиеся достижения в области искусства и литературы».

В 1945 году двадцать восьмого декабря Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности в Голливуде, штат Калифорния, США.

Теодор Драйзер – известный американский писатель, публицист и общественный деятель – не был баловнем судьбы. Всё, чего он успел добиться за годы своей жизни, было достигнуто не благодаря, а вопреки её предначертаниям.

Годы детства

Он родился 27 августа 1871 года в небогатой и многодетной семье эмигрантов (его отец эмигрировал из Германии, а мать – из Моравии). Потерпев неудачу в предпринимательской деятельности (шерстопрядильная фабрика, совладельцами которой была супружеская чета Драйзеров, сгорела) и получив тяжёлое увечье, отец будущего писателя ударился в религию и перестал содержать семью.

Семья перебивалась благодаря заработкам матери, которая обстирывала соседей и убирала их дома. Теодор вместе с другими детьми с раннего детства помогал матери, разнося бельё заказчикам и собирая куски угля, выпавшие из вагонов, чтобы обогреть свой дом. Голод, холод и лишения были постоянными спутниками семьи.

Отрочество и юность

В 16-летнем возрасте Теодор окончил муниципальную школу, где он всерьёз заинтересовался литературой, запоем читая всё, что мог раздобыть в местной библиотеке. В поисках заработка юноша отправляется в Чикаго, перебрав множество профессий за два года полуголодного существования. Он работал в ресторане, выполняя обязанности разносчика, мойщика посуды и уборщика.

1889 год дал Теодору возможность немного повысить уровень образования: в течение года он обучался в Индианском университете. Это стало возможным благодаря его бывшей учительнице М. Филдинг, которая смогла оплатить один курс обучения. Несмотря на успешно сданные экзамены, Теодор вынужден прервать учёбу из-за отсутствия средств на её дальнейшую оплату. В течение следующих двух лет он работает клерком, возчиком прачечной, сборщиком взносов.

Тесный контакт с людьми, принадлежащими к самым разным социальным прослойкам американского общества, обогатил представления будущего прозаика о характере взаимоотношений между людьми и стал источником множества сюжетных линий в будущих произведениях.

Журналистика и литературная деятельность

С 1892 по 1894 год Драйзер пробует себя в качестве репортёра ряда газет Чикаго, Питтсбурга, Сент-Луиса и Толедо. С 1897 года начинает публиковать очерки и рассказы на страницах популярных журналов тех лет.

Как романист Драйзер дебютировал в 1900 году с романом «Сестра Керри» . Этот роман знаменателен тем, что в нём писатель чётко обозначил основную тематику всех своих будущих произведений.

Основной пафос романов Драйзера сосредоточен на протесте против лживых идеалов современного ему американского общества, калечащего судьбы простых людей. Беспощадная критика реалий американского образа жизни, которой пронизана каждая страница романа «Сестра Керри», стала причиной запрета на реализацию всего тиража книги. Произведение увидит свет лишь четыре года спустя благодаря английскому изданию. Американский читатель смог познакомиться с ним лишь через семь лет после написания.

В 1911 году был написан роман «Дженни Герхард», повествующий о нравственной коллизии, в которой оказался один из главных героев романа. Лестер Кейн отказывается от любви к Дженни из-за угрозы лишиться отцовских миллионов. Моральное превосходство девушки из рабочей среды резко контрастирует с безнравственностью представителей американской буржуазии.

Важнейшей вехой в биографии писателя стала работа над монументальной трилогией: романами «Финансист» , «Титан» и «Стоик» . Широкомасштабное полотно, которому Драйзер отдал несколько лет своей жизни, является объективным описанием истории становления американской нации, начиная от момента зарождения влиятельных синдикатов, монополий и финансовых магнатов.

Главный герой трилогии Фрэнк Каупервуд вобрал в себя типичные черты преуспевающего американца, готового добиться цели любыми средствами. Социальные романы Драйзера были адресованы серьёзному, вдумчивому читателю, стремящемуся разобраться в сути процессов, происходящих в американском обществе.

Роман «Гений», появившийся в 1915 году, Драйзер посвятил проблеме вырождения буржуазного искусства.

Беспощадным приговором социальному устройству американского общества стал роман «Американская трагедия» , изданный в 1925 году.

Общественная деятельность

Будучи пацифистом, Драйзер активно выступал против развязывания войны.

  • При его активном содействии в 1932 году прошёл международный антивоенный конгресс в Амстердаме.
  • В 1938 году писатель стал делегатом парижской антивоенной конференции и посетил охваченную войной Испанию, где была организована его встреча с первыми лицами страны.
  • После его встречи с Рузвельтом Испания получила гуманитарную помощь.

Теодор Драйзер (Theodore Herman Albert Dreiser). Родился 27 августа 1871 года в Терре-Хот, Индиана, США - умер 28 декабря 1945 года, Голливуд, Калифорния. Американский писатель и общественный деятель.

Родители Драйзера - Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.

В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался с Владимиром Маяковским и . После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».

В начале 1930-х годов в горнорудных районах США - Харлане и Белле - произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политических заключённых Драйзер отправился на место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел - избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1931 году он издал книгу «Трагическая Америка».

Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата от американской компартии Уильяма Фостера в избирательной кампании. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, .

В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему удалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.



Вверх