Исследовательский проект Частотность образов животных в баснях И.А.Крылова. Старт в науке

Образы животных в баснях Крылова. Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная историческую подоплеку, трудно угадать назначение этого образа в произведении.

Итак, выяснив, что образы животных несут в себе подчас целые характеры конкретных людей, можно выявить следующее: человек неотделим от своего социального положения, и образы животных можно классифицировать и как метафоры определенных социальных уровней.

Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс – высшие слои общества, лиса и кот – чиновничество.

Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват» гласит мораль.

Образ ягненка не только аллегория слабости и беззащитности, но еще метафора определенного социального уровня, отражающая характер мелких чиновников.

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы – государственными институтами.

Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой», Ослом, Козлом, И косолапым мишкой». Действительно, что же ожидает такой квартет – государственный совет в будущем, если в его главу поставлены столь разные типажи. Широко также использует Крылов образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу крыловских басен.

Натурализм Крылова, связь его басен с народной основой придают его басням русский национальный колорит.

Образы животных (которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах) несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера. Для его создания Крылов использует также прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени. Например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это…» «Так поди же, попляши». Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни.

Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером – хореем. Крылов также применяет звукопись для создания «звукового» образа животных. Т. о. насколько глубоко восприняты и переработаны традиции аллегорической басни Крылова, он в тоже время обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных. Именно в баснях Крылова были разработаны принципы типизации, без которых невозможны были бы емкими сатирические образы у С Щ. в его сказочных сатирах, да и в «Горе от ума» сказались «русскость» и меткость великого баснописца.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Иван Андреевич Крылов

Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий – таков Крылов – писатель конца.. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В.. Во время восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.

Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?

Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?

После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Задачи:

    Изучить историю происхождения басен.

    Познакомиться с баснями И. А. Крылова.

    Провести сравнительный анализ басен.

Объект исследования - басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.

Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.

Актуальность научно - исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно - исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.

В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев - 10, Осел, Собака, Овцы - 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея - 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» - всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

«Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

В басне «Волк и журавль» - неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

В басне «Волк и Лисица» - глупость, невезение.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

В басне «Лев и Волк» - жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

на мысли Волку вспало,

Что Лев, конечно не силен,

Коль так смирен:

И лапу протянул к ягненку также он.

Ан вышло с Волком худо:

Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте - хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта - хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

В басне «Лисица и Сурок» - желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» - рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? - Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» - умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд - то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» - умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».

В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:

«Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

По - своему:

Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека - Собаке , которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака - это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба» - клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

«Орест мой!» - «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, -

Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» - это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

В басне «Слон и Моська» - умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…»

В басне «Две Собаки» - умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! -

С насмешкой отвечал Жужу, -

На задних лапках я хожу».

В басне «Собака и Лошадь» - желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

«И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

А ночью дом я стерегу», -

«Конечно, - Лошадь отвечала, -

Твоя правдива речь:

Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел , ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих , а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок» , где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца» , в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея , наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм - медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).

В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях» , герой, пытающийся оправдаться, говорит:

«Что изо всех зверей мне только одному

Никто не сделает упрека,

Чтоб мертвого я тронул человека».

На что получает ответ:

«Так лучше бы ты мертвых ел

И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

Используемая литература.

    Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. - М.: «Московский рабочий», 2015.

    Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. - М.: «Kнигa», 2014.

    ru.wikipedia.org›wiki/

    Степанов Н. Л. Басни Крылова. - М.: «Художественная литература», 2011.

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

В баснях обычно высмеиваются наши действия, которым мы не придаем значения. И выходит это не оскорбительно, а как-то по-доброму, со зверями и растениями. Так как при прочтении басни - сперва лицезришь животных, а затем воображаешь людей, и лишь после сопоставляешь с собой. Она возникла четыре тысячи лет назад, является наследием поэзии, существует и по сей день.

История

Басня — это краткое повествование, изображающее, обнаруживающее определенный человеческий недостаток, например, малодушие, алчность, злобу, лицемерие. Если в заключение произведения порок написан открыто, то в таком случае это зовется моралью басни, наставлением.

Разница между сказкой, которая также учит нас благодеянию, и басней максимально коротка и ясна. Нередко в ней действует не человек, а животные, мыслящие и поступающие словно люди. Басня - это недлинный поучительный рассказ, который написан в стихах или прозе. Она имеет иносказательную форму и разоблачает людские пороки.

Биография

Иван Андреевич появился на свет в Москве в капитанской семье. В 1774 году они перебрались в Тверь, поскольку папа юного писателя вышел в отставку. После кончины отца матушка, которая впала в нищенствование и подрабатывала обслугой у состоятельных людей, умолила местное начальство взять сына, которому было всего 9 лет, и который получил домашнее образование, на службу - заниматься переписыванием важных бумаг. Он немало читал, в результате самообразования Крылов стал считаться крайне просвещенным представителем того периода.

Жанр басни в творчестве Крылова

Первое произведение он сочинил, когда ему было 11. Книжки разлетались гигантскими по тем временам изданиями, перепечатывались стабильно раз в 4 года. В первом собрании было 20 басен, в заключительном - около 200.

Оригинальность басен Крылова состоит в том, что он обнаруживал не просто людские недостатки, а непосредственно те, какие имеются у русского человека. Его персонажи характерны для своего периода.

Большинство басен рассказывают о конкретном настоящем событии из истории, в частности, есть произведения о войне 1812 года.

Характерная черта стиля басен поэта - употребление разговорного лексикона. Предложения разнообразной протяженности, что помогает показать разговорную речь.

Герои басни Крылова

Еще в детскую пору мы познакомились с недалекой вороной и лукавой плутовкой из басни поэта под названием «Ворона и Лисица». Заискивающие словечки рыжей лисы на долгое время сохраняются в памяти. Отчего же такие фигуры, западающие в душу чуть ли не с младенчества, шагают с нами рядом по жизненной стезе?

Еще при жизни Ивана Андреевича его произведения нарекали сказочками. А поведать новую упрашивали не только маленькие, но и большие. Всякий видел личный смысл в басне: ребенок — нравоучительную повесть, взрослые — скрытую иронию. Этому помогало и предпочтение писателя использовать на роль героев животных, прибывших в произведение из сказок. Что же волшебного в подобных образах?

Характеристика

Еще в детское время из сказок мы в курсе, что лиса — хитроумная, ослик — упорный, волк — алчный и прожорливый, мишка — неповоротливый. Такие образы формировались народом в течение многих веков, оттачивались время от времени, и в итоге превратились в конкретные характеры-прототипы.

Применение в будущем данных типов для изображения не только конкретной обстановки, но и людей мгновенно передавало ясную оценку ситуации. Выходит, что такие образы делались красочными и наглядными деталями для всякой басни. И как раз подобные типы взяты Крыловым из народных сказок, оберегавших драгоценный опыт предков.

Фигуры из сказок примечаются юными читателями. Животные и объекты являются призмой для понимания текста басен поэта. В произведениях присутствуют образы, придуманные самим Крыловым. Подобно непоседливой («Зеркало и Обезьяна») и любознательной («Мартышка и Очки») мартышке, ехидной змее («Клеветник и Змея»). Они формировались писателем по типу волшебных героев, для чего отводились наиболее типичные черточки, и в действиях, и в образной оценке.

Такие новоиспеченные животные-прототипы, сотворенные аналогично фантастическим персонажам, и обрели в будущем распространение в народе.

И типы, которые создал автор, и герои из сказок обладают еще одним они наставляют, но не в тягость. Курьезные случаи, в которых оказываются животные, неназойливо представляют читателю определенный выход. Но и он порой имеет противоречивую трактовку, обуславливается это тем, кто читает басню. К примеру, в произведении «Стрекоза и Муравей» ребенок сочувствует непоседе-стрекозе и осуждает безжалостного муравья, а взрослый человек ругает несерьезность стрекозы и понимает реакцию работящего муравья.

Взять также басню "Лягушка и вол". Ее мораль заключается в том, что зависть - негативное чувство. Необходимо трезво оценивать собственный потенциал. Человек обязан иметь оправданные амбиции, устанавливать себе возможные цели и добиваться их. Герои басни Крылова не являются отрицательными.

Такая противоречивость, сделанная намеренно или случайно, помогает затем воспринимать двойственно каждое жизненное обстоятельство. Это обучает человека постоянно и во всем отыскивать оборотную сторону объекта.

Да и герои басен Крылова нечасто бывают плохими. Просто существует два антагонистичных нрава, а правда так и остается спорной.

Популярные произведения

Практически любая басня поэта элементарна и ясна человеку какого угодно возраста. Она выступает в роли истинного нравоучительного урока. К числу самых именитых работ рассматриваемого автора относятся:

  • "Ворона и лисица".
  • "Лягушка и вол".
  • "Лебедь, рак и щука".
  • Басня "Синица".
  • "Стрекоза и Муравей".

Крылов вложил в свои произведения индивидуальный тайный смысл, выявляя значимые для человека вопросы о лжи и лицемерии, глупости и строптивости. Воодушевляли поэта на творчество самые различные происшествия в обществе: акт царского господства и факты отечественной войны, давление на крепостных крестьян и нововведения политики.

Горлова Марина

Руководитель: Червякова Елена

Алексеевна


  • Знать, почему именно этому зверю русский народ посвятил столько сказок и басен.
  • Уметь выявлять черты характера

лисы в сказках и баснях.


  • Изучая русские народные сказки о животных, я заметила, что главной героиней многих сказок является лиса.
  • Я считаю, что Лиса- хитрая, коварная, самолюбивая, но еще и очень красивое животное, умеющее защищать себя.


ОБРАЗ СКАЗОЧНОЙ ЛИСЫ И ЛИСЫ, ЖИВУЩЕЙ В ПРИРОДЕ.

  • Во всех произведениях образ лисы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у неё той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса даже паникует, попадает несколько раз в одну и ту же ловушку, и вообще, её очень легко обмануть.

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ ЦЕНИЛИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВЕДЬ НЕДАРОМ НАРОД НАДЕЛИЛ КАЖДОГО ЗВЕРЯ СВОИМ КАЧЕСТВОМ:

  • Лиса – хитрая.
  • Заяц – трусливый.
  • Волк – злой.
  • Медведь – добрый.
  • Я считаю, что лиса самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обманет, вокруг пальца обведёт. Вот поэтому ей дали отчество Патрикеевна.

ПОЧЕМУ ПАТРИКЕЕВНА?

  • Все знают рыжую лесную красотку Лису. Называют лису в сказках и рыжей плутовкой и лисичкой-сестричкой, и славной кумушкой Лисой Патрикеевной. Почему? Лиса единственный лесной зверь, который имеет такое необычное отчество и так часто встречающееся в русских сказках. Почему же Патрикеевной зовут лису? Правил когда-то Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым. С тех пор о хитрецах и стали говорить: Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря: она действительно поразительно хитрый, сообразительный и ловкий зверь. Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют Лисами.

ЛИСА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. ОБ ЭТОМ КРАСИВОМ ЖИВОТНОМ ГОВОРИТСЯ ВО МНОГИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРАХ. ТАК, НАПРИМЕР, ЛИСА УПОМИНАЕТСЯ В ПОТЕШКАХ И ПРИБАУТКАХ.

ПОТЕШКА

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Прибаутка

Шла утушка бережком,

Вела своих детушек:

Большего да меньшего,

Среднего, последнего.

Подкралися два лисёнка,

Утащили в лес утенка.


  • Басня «Лисица и лев»
  • Басня «Еж и лиса»
  • Басня «Волк и лиса»
  • Басня «Лисица и виноград»
  • Басня «Ворона и лисица» и т.д.


  • Лиса и волк.
  • Колобок.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса и т.д.


Во многом характер лисицы схож с характером злых, завистливых, лживых людей. Лиса и в самом деле хитрое и коварное животное. Наверное, поэтому Лиса стала героиней многих русских народных сказок, басен.

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинь аллегория невежества; осел глупости; кот; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописц не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.



Вверх