Гранатовый браслет повесть или рассказ. Смысл названия «Гранатовый браслет Гранатовый браслет почему такое название

Смысл названия. Название рассказа необычайно поэтично. Уже по названию можно сделать некоторые предположения о со­держании рассказа “Гранатовый браслет”;.

Символ круга (солнце, колесо, браслет, кольцо) издавна почи­тался разными народами, круг являлся символом сближения, со­вершенства и бессмертия. Круговая символика делает браслет эмб­лемой завершенности, силы, защиты и непрерывности. Такая же символика вкладывается в обручальные и свадебные кольца. Та­ким образом, браслет объединяет в себе небесную символику круга (совершенство)

и кольца (вечность, прочность союза).

Обратимся к символике граната, которыми был украшен браслет. Слово “гранат”; произошло от латинского granatus, по названию зер­нышек гранатового дерева. Впервые название “гранат”; было исполь­зовано теологом и философом Альбертусом Магнусом еще в 1270 го­ду. Гранаты весьма многообразны по цвету, но особым таинством и очарованием обладают камни красного оттенка. Не случайно такие гранаты называются пироны, что означает при переводе с греческого языка “огнеподобные”;. Именно о таких гранатах писал известный немецкий минеролог Макс Бауэр: “В отблеске граната

– отблески свежей капли крови, просвечивающей на солнце, капли благородно­го вина. Его огонь – огонь красной искры, вылетевшей из раскален­ной плиты во мглу и сумерки земного вечера”;.

С гранатом связано множество легенд. Так, согласно преданию, большой красивый гранат, установленный Ноем посреди ковчега, служил ему светильником во время долгого путешествия. Гранаты, по поверьям, символизируют силу чувств, постоянство, преданность в любви и дружбе. Этим камнем чаще всего обменивались возлюб­ленные.

Таким образом, само название рассказа “Гранатовый браслет”; позволяет предположить, что это произведение о великой и в тоже время трагической любви.

Известно, что А. И. Куприн был знатоком самоцветов, о которых он писал с большим пониманием. Так, в рассказе “Гранатовый браслет”; он дает точное описание камня: “…перед огнем электриче­ской лампочки… в них глубоко… вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. Без сомнения, в браслете были вправ­лены живые огни”;.

Название рассказа полностью раскрывает его содержание.

Глоссарий:

  • смысл названия гранатовый браслет
  • смысл названия повести гранатовый браслет
  • Гранатовый браслет смысл названия
  • смысл названия рассказа гранатовый браслет
  • смысл названия произведения гранатовый браслет

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Александр Иванович Куприн – один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей....
  2. Имя А. И. Куприна прославили такие произведения, как “Олеся”, “Суламифь”, “Поединок”, “Белый пудель”, “Гранатовый браслет”. Рассказ “Гранатовый браслет” является классикой русской любовной прозы 20 века....
  3. Жанровые особенности. Куприн был признанным мастером короткого жанра. Первая его публикация относится к 1889 г. Оста­вив военную службу, Куприн полностью посвятил себя творчеству. Вначале это...
  4. История создания. А. И. Куприн – один из самых интересных прозаиков конца XIX – начала XX столетия. Появление в печати его произведений становилось крупным событием...
  5. Мне кажется, что любовь – это самое старое чувство, самое прекрасное, необъяснимое и необходимое для каждого человека. Недаром многие века теме любви посвящают свои произведения...
  6. Идейно-тематическое содержание. “Гранатовый браслет”; – это грустный рассказ о любви. Героиня рассказа, княжна Вера Николаевна Шеина, вот уже не­сколько лет получает письма с признаниями в...
  7. Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства – приятно проводила время в компании сестры Анны у себя на приморской даче, ожи­дая скорого...

Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.

С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок - золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник - чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.

Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой - генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. "А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!". После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры - это"...такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого "маленького человека" - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.



Мне кажется, что гранатовый браслет - это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.

Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.

Таким образом, прочитав рассказ "Гранатовый браслет", я поняла, сто Куприн - это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь - это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.

Проблема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Трудно найти писателя или поэта, который обошел бы в своем творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека, сердце которого никогда не согревало это светлое чувство. Любовь - благодатная почва для художника, ибо без преувеличения можно сказать, что она творит чудеса в человеческой душе: она способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогает ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но любовь, увы, нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства...

В творчестве Куприна любовь нередко представлена как некая сверхъестественная сила, которая существует словно сама по себе и полностью господствует над человеком. Она безжалостна, ибо смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим она - чистое и возвышенное чувство, и человек нисколько не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар. В этом понимании природы любви автору особенно близки ее образные характеристики в ветхозаветной «Песне Песней Соломона», где «большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее», ибо она «сильна, как смерть», а возлюбленная «грозна, как полки со знаменами». Самый поэтический рассказ Куприна «Суламифь» представляет собой вольное переложение образов и мотивов «Песни Песней».

Герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков - простой чиновник контрольной палаты, жизнь которого не представляет ничего примечательного, - случайно видит в ложе цирка девушку, принадлежащую к высшему обществу, и в первую же секунду понимает, что любит ее. Любовь Желткова иррациональна, необъяснима и неуправляема. Отныне вся его жизнь принадлежит этой прекрасной девушке, к которой он не осмеливается даже подойти. Он убежден, что «нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека, прекраснее <...> и нежнее» ее. Эти сравнения могут показаться странными только тому, кто не знаком с образами «Песни Песней», где возлюбленная- «запертый сад», «запечатанный источник», ее нос - «башня Ливанская», а зубы - «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни».

Предмет его нежной страсти Вера Николаевна вскоре выходит замуж за состоятельного и доброго человека, князя Шеина. В течение некоторого времени она получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но не придает им значения и не задумывается о том, кто этот человек и какую цель преследуют его послания. Проходит несколько лет, и ее «прежняя страстная любовь к мужу переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Неизвестный воздыхатель Веры давно уже перестал засыпать ее письмами, лишь изредка посылая ей короткие праздничные поздравления. В день ее именин, с которого, собственно, и начинается рассказ, она получает от своего анонимного влюбленного гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его дерзкое вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Вера, привыкшая во всем советоваться с мужем, и на этот раз предоставляет ему решать, как ей поступить. Но в глубине души ее одолевают сомнения: вправе ли она открывать тайну, которая касается лишь ее одной? С другой стороны, что ей остается делать? Задумываться о любви к человеку, которого она не знает и даже никогда не видела, - это абсурд, пытаться понять, искренне ли его чувство, - бесполезно, да и ненужно. Однако сердце ее неспокойно: она размышляет о любви - той, идеальной, возвышенной любви, о которой пишут в романах и слагают легенды, и которая - она это осознает - так и не коснулась ее жизни...

Рассказ кончается трагически. Брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но Желтков бессилен перед чувством, которому подчинена вся его жизнь. Он видит лишь один выход: умереть. Вера глубоко потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. Он лежит в гробу, а на его лице - спокойная и безмятежная улыбка. В этот момент она ощущает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Придя домой, она выполняет последнюю волю умершего: слушает сонату Бетховена, которую они оба любили. Музыка соединила их, они услышали и простили друг друга.

Куприн не открывает нам того, что стало с Верой потом, после того как она соприкоснулась с тайной любви. На первый взгляд, эта история насквозь трагична: влюбленный умирает, так и не дождавшись ответной любви, а ее сердце, едва открывшееся навстречу долгожданному чувству, обречено на вечное страдание. Но писатель вкладывает в понятие любви более глубокий смысл. Он идеализирует ее, ибо считает, что ей доступно абсолютно все. Влюбленные понимают друг друга без слов, и даже физическая смерть не может их разлучить. Вера слышит голос возлюбленного: «Успокойся, я с тобой... потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ заканчивается словами: «Все хорошо». И это светлый конец, ибо любовь, по мысли писателя, сильнее смерти.

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Белый пудель Куприн» - Творческая мастерская по рассказу Александра Ивановича Куприна «Белый пудель». Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн. Аннотация. Реальная основа сюжета создания произведения. Барыня обозлилась на нас. Композиция рассуждения. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше.

«Куприн рассказ Слон» - Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. – пересказ от имени Нади. – пересказ от имени Слона. – пересказ от имени отца. Анализ художественного рассказа Александра Куприна «Слон». Сила родительской любви. Как слон. Работа в группах. Русский геолог, исследователь Камчатки.

«Писатель Куприн» - Мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного» человека. Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Работаем со второй микротемой. Одном лице -. в историю. А) совмещалось – мЕсто; Б) уличные – ЧК – ЧН; В) рыбацкую – суф.-к- от основы на –к; Г) интеЛЛигентного – слов. слово.

«Куприн Куст сирени» - 140 лет со дня рождения А.И. Куприна. Презентация биографии и творческой деятельности писателя. Учитель русского языка и литературы. Платон. 110 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова. «Куст сирени» Постановка 8 Б класса. Инсценировка рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» (8 Б класс). Урок русского языка в 6 «а» классе.

«Белый пудель» - В Тушнова. p u d e l n. Композиция. Собаку-у!». 1 вариант. Синоним. Завязка Развязка. 6)Спасение собаки. Плескаться. Строение, соотношение, взаимное расположение частей. Подлежащее.

«Святочный рассказ» - Особенности святочного рассказа. 1.События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок. Чудо святочного рассказа. Святочный рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». 3.Счастливый финал. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» А.И.Куприн. Чудо милосердия.

Всего в теме 39 презентаций

Имя А.И. Куприна прославили такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Поединок», «Белый пудель», «Гранатовый браслет». Рассказ «Гранатовый браслет» (1907) является классикой русской любовной прозы 20 века. Он в полной мере отражает представления писателя о любви, а также его взгляды на общество и современников.
В основе произведения лежит история глубокого и сильного чувства незначительного чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Это чувство, описанное в рассказе, превращает его в истинное произведение искусства, настоящий гимн высокой и светлой любви.
Безусловно, в «Гранатовом браслете» ведущей является любовная тема. Автор рассматривает ее в разных аспектах, с ней связана и вся проблематика произведения. Сущность любви, отношение к ней в современном писателю обществе, способность любить, значение этого чувства в жизни человека – вот тот круг вопросов, которые освещает Куприн.
Писатель показывает внешне благополучную, но внутренне совершенно пустую жизнь русского дворянства. Княгиня Вера Николаевна, ее муж, сестра, брат – все они, по сути своей, глубоко несчастные люди. Прекрасно воспитанные и образованные, свободно рассуждающие на высокие темы, они, тем не менее, не умеют жить полной жизнью, не умеют воплотить свои рассуждения на практике. Все это происходит от того, по мнению Куприна, что современные ему люди разучились любить. И это касается, прежде всего, дворянства.
Семья Шеиных – князь Василий Львович и его жена Вера Николаевна – казалось бы, образцовая семья. Но писатель сразу говорит нам, что между этими людьми нет любви. Холодная красавица княгиня Вера уважает мужа, считает его своим другом, но не более того. Когда-то давно этих людей связывало чувство, но все это осталось в прошлом: «…прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы…» Думаю, Василий Львович испытывал к своей красавице-жене приблизительно такие же чувства.
Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна Фриессе. Куприн отмечает, что она было полной противоположностью княгине Вере: темпераментная, шумная, веселая, любящая жизнь. Но и эта женщина чувствовала пустоту своего существования – у нее не было настоящей любви: мужа своего она не любила, а многочисленные романы не приносили женщине счастья.
В описании семьи Фриессе важна такая деталь: дети Анны Николаевны были слабы здоровьем, болели золотухой. Думаю, во многом это объясняется тем, что они родились без любви.
Брат Веры Николаевны и Анны Николаевны – Николай Николаевич – вообще был убежденным холостяком и смотрел на любовь несколько свысока, насмешливо и презрительно. Думаю, в его систему ценностей это чувство не входило совершенно.
Чем же, по мнению Куприна, объяснялось такое положение вещей? Писатель считал, что изменилось отношение к любви в обществе в целом. Люди перестали придавать значение этому чувству, выбирая себе другие приоритеты. Но натура человека так устроена, что она не может обходиться без любви, душа каждого стремится хоть на короткое время испытать это чувство. Именно с ним связана наша божественная сущность – наша душа.
Отношение к любви в современном Куприну обществе точно характеризуют слова генерала Аносова – старинного друга семьи Веры Николаевны. Этот пожилой человек символизирует старшее поколение, более мудрое, и ценящее, несмотря ни на что, любовь: «…любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения». Аносов, а вместе с ним, я думаю, и Куприн, считает, что в таком положении вещей виноваты мужчины: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». И далее генерал продолжает: «Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники?»
И вот, в жизни героев появляется подтверждение именно такой – возвышенной, одухотворенной, светлой, чистой – любви. Ею свыше был награжден бедный чиновник Желтков, влюбившийся в Веру Николаевну. Любовь стала для этого человека смыслом жизни, а княгиня Шеина превратилась в недосягаемое божество.
Важно, что Желтков никогда не добивался взаимности Веры Николаевны – слишком велика была разница в их социальном положении. Ему было достаточно просто смотреть на эту женщину, дышать с ней одним воздухом.
В знак своего чувства этот человек подарил княгине гранатовый браслет – самое дорогое, что у него было. Этот браслет стал для Желткова и всех окружающих символом чистого бескорыстного чувства, настоящей любви, которой так мало в этом мире и которая всем так нужна.
В финале рассказа Желтков уходит из жизни. Муж и брат Веры Николаевны просят его оставить княгиню в покое – они видят в любви простого чиновника оскорбление их семье, их фамильной чести. Желтков обещает сделать это и кончает жизнь самоубийством, не зная, как жить без Веры Николаевны, не представляя себе смысла своего существования без нее. В прощальном письме этот человек благословляет и обожествляет княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Таким образом, в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» раскрывается проблематика, связанная с темой любви. Автор показывает, что любовь – самое необходимое и прекрасное чувство на земле, но в современном писателю обществе оно встречается очень редко. Однако из-за этого любовь ценится еще больше, превращаясь в короткий, но драгоценнейший миг жизни. Эти мгновения похожи на гранаты в браслете чиновника Желткова, подарившего свою жизнь любимой женщине, освятившего ее унылое и серое существование божественным светом высокого чувства.




Вверх