Готовность к школьному обучению. Цикл диагностических занятий по выявлению уровня готовности ребенка к школьному обучению


(по Овчаровой Р.В.)

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­

г) координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,

обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4. Состояние здоровья.

Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а, следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения.

Такими показателями являются:

Способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания

педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

Психологическое исследование процесса адаптации ребёнка в школе проводит школьный психолог в середине октября. С результатами исследования знакомит классного руководителя и родителей даёт рекомендации, консультации по коррекции признаков дезадаптации (разработана карта адаптации первоклассника ПРИЛОЖЕНИЕ №3).

Педагоги используют следующие способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению:

· рисунки на тему «Что мне нравится в школе»;

· анкетирование родителей

· карта адаптации первоклассника (заполняется в середине октябре - конце первой четверти педагогами, с учётом наблюдений психолога, логопеда, медицинского работника) тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с целью выделения учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников;

· минутки рефлексии в конце урока.

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

В течение ряда лет в ГОУ СОШ №299 при переходе воспитанников детских садов в первый класс администрация, педагоги, психологи организуют работу по вопросу адаптации по следующему плану:

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //

Начальная школа, 2000, № 29.

2. О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 г. № 818/14-12.

3. О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных

учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 ин/14-06.

4. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 //Завуч начальной школы, 2001,

период (дополнение к письму от 25.09.2000).

6. О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15.

совершенствованию структуры и содержания образования (1-й класс четырехлетней начальной школы) // Завуч начальной школы, 2002, № 5. - С. 5-18.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, посту­пающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиоло­гов, психологов и педагогов показывают, что среди пер­воклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгод­ники. Традиционная система образования не способна обес­печить соответствующий уровень развития и для детей, об­ладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен до­стичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определен­ного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифферен­цировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконт­роль. Важны положительное отношение к учению, способ­ность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому по­нятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, мно­гогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависи­мости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Современная школа находится в поиске моделей обуче­ния, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологичес­ких и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффек­тивной формой индивидуализации учебного процесса, обес­печивающей максимально комфортные условия для ребен­ка (при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), яв­ляетсядифференцированное обучение , в основе которого лежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на осно­ве глубокой психофизиологической и психолого-педагоги­ческой диагностики.

Ниже приводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу*. Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школь­ной зрелости ребенка. Все методики апробированы и при комплектовании разноуровневых классов.

*Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обуче­нию в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уро­вень развития интеллекта.

1. Планирование - умение организовать свою деятель­ность в соответствии с ее целью:

низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень - действия ребенка частично соответ­ствуют содержанию цели;

высокий уровень - действия ребенка полностью соответ­ствуют содержанию цели.

2.Контроль - умение сопоставить результаты своих дей­ствий с намеченной целью:

низкий уровень- полное несоответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоот­ветствия не видит);

средний уровень- частичное соответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

высокий уровень - соответствие результатов усилий ребен­ка поставленной цели; ребенок может самостоятельно сопос­тавить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружаю­щего мира и использовать их:

низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны орга­нам чувств;

средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - на­ходить и использовать эти обобщения;

высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окру­жающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4.Уровень развития интеллекта :

низкий - неумение слушать другого человека, выпол­нять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего - неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме сло­весных понятий - выполняются без ошибок, в выполне­нии более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускаются ошибки;

высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических опера­ций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без по­мощи взрослого;

очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе не готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и вы­полнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стре­мится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логи­ческие операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель - май). На основании ре­зультатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комис­сия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педи­атра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.

При определении уровня готовности ребенка к школь­ному обучению ориентиром может служить карта-характе­ристика, в которой заложены три уровня готовности к обу­чению по следующим параметрам:

1. Психологическая и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной деятельности.

4 Состояние здоровья.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.Психологическая и социальная готовность к школе (со­ответствующий уровень обводится кружком)

А.Желание учиться в школе

1. Ребенок хочет идти в школу.

2. Особого желания идти в школу пока нет.

3. Идти в школу не хочет.

Б.Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения, собствен­ные цели учения приобрели или приобретают самостоятель­ную привлекательность.

2. Собственные цели учения не осознаются, привлека­тельна только внешняя сторона учения (возможность об­щаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

В.Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно вос­принимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные зат­руднения в общении, в понимании ситуации.

Г.Организованность поведения

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и соци­альной готовности к школе

Выше среднего, средний

Ниже среднего

Низкий

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

A. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование лого­педом).

3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение лого­педа).

Б.Мелкие мышцы руки

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет каран­дашом, ножницами.

2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, нож­ницами ребенок работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

B.Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, ко­ординирует движения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориен­тации в пространстве, координации движений, недостаточ­но ловок.

3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г.Координация в системе глаз - рука

1. Может правильно перенести в тетрадь простейший гра­фический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимае­мый на расстоянии (с классной доски).

2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на рас­стоянии, переносится в тетрадь с незначительными иска­жениями.

3. При переносе графического образа, зрительно воспри­нимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д.Объем зрительного восприятия (по количеству выде­ленных объектов в картинках-нелепицах, картинках с мно­жеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значи­мых психофизиологических функций

Выше среднего, средний : большинство показателей го­товности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего : большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.

Низкий : большинство показателей готовности оценива­ется 3-м уровнем.

3. Развитие познавательной деятельности

А.Кругозор

1. Представления о мире достаточно развернуты и конк­ретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в кото­ром живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б.Развитие речи

1. Речь содержательна, выразительна, грамматически пра­вильна.

2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические по­грешности, она недостаточно выразительна.

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего од­носложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

В.Развитие познавательной активности, самостоятель­ности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низ­кий, при выполнении заданий требуется постоянная вне­шняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаружи­вается, любознательность не проявляется.

Г.Сформированного, интеллектуальных умений (анали­за, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со сти­мулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляю­щей помощью взрослого, ребенок может перенести освоен­ный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, срав­нения, выделения главного, установления закономернос­тей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов дея­тельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет резуль­тат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выби­рает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности пре­одолевает только при психологической поддержке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные ус­ловия решаемой задачи в процессе работы теряются, ре­зультат не проверяется, прерывает деятельность из-за воз­никающих трудностей, стимулирующая, организующая по­мощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставлен­ной цели, он может сам сопоставить все полученные ре­зультаты с поставленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может ви­деть это неполное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставлен­ной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

Ж.Темп деятельности

1 Соответствует средним показателям возрастной группы,

2. Ниже средних показателей возрастной группы,

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы,

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности

Выше среднего, средний : большинство показателей оце­нивается 1-м уровнем.

Ниже среднего : большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уров­нем.

Очень низкий : интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

4. Состояние здоровья

1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

2. Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклоне­ний в системах и функциях организма, болезненность сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Группа здоровья ________________

Заключение_____________________________________

Возможен другой подход при обследовании будущих пер­воклассников. В основе его принцип достаточного миниму­ма: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить сте­пень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него тип класса. Такими по­казателями считаются:

Способность ребенка к умственной активности (ини­циативность и настойчивость в умственной деятельности);

Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достиже­нию делей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выпол­нения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключе­ния, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

В этом случае степень готовности ребенка 6-7 лет к обу­чению определяется при помощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех простых тестов. К простым относят­ся тест фонематического слуха, тест копирования бессмыс­ленных слогов и тест словаря. Сложным является тест крат­ковременной памяти и умозаключений. Испытание прово­дится в течение 15-20 мин.

ТЕСТ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой заду­маем слово, например "окно". Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру "табуретка". Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбра­ли, тогда в конце ты скажешь: "Все правильно". Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить не­посредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его резуль­таты не учитываются при выставлении оценки за выполне­ние данного теста). Остальные три задания - зачетные.

Первое задание -контрольная фонема Р

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рам­па, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание -контрольная фонема С

Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон. Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рас­свет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет. Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

Третье задание -контрольная фонема Ч

Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, ща­дить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щи-кать чикать, чикать. Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть

Четвертое задание -контрольная фонема Г

Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенок не смог выявить «лиш­нее» слово или допустил ошибку, то через 1-2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).

Шкала оценок

Система выставления оценок в данном тесте имеет суще­ственную особенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой - не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку - в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т.е. ошиб­ки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются). Используется четырехбалльная шкала оценок:

0 баллов - если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.

1 балл - заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

2 балла - заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу - «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла - во всех заданиях с первого предъявления вов­ремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лиш­нее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к се­милеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется по следую­щим единым критериям:

Уровень развития фонематического слуха

Низкий

Средний

Высокий

ТЕСТ КОПИРОВАНИЯ БЕССМЫСЛЕННЫХ СЛОГОВ

Это могут быть бессмысленные слоги, написанные кал­лиграфическим почерком. Один набор слогов из приведен­ных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, -~ говорит проверяющий, - тут что-то написа­но. Ты еще не умеешь писать, но попробуй это перерисо­вать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, и сделай так же вот на этом листочке». При этом время выполнения задания не ограничивается.

Бывает, несмелый ребенок заявляет, что он не может выполнить задание, потому что не умеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик, затем простой геометрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только затем, после неоднократного поощре­ния выполненных действий, - буквенные слоги. Оценива­ется, конечно, только это последнее задание.

Шкала оценок

1 балл - каракули.

2 балла - есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв.

3 балла - прочитывается, по крайней мере, четыре бук­вы.

4 балла - можно прочитать все буквы.

5 баллов - каждая буква написана четко, вся фраза име­ет уклон не более чем на-30°.

Уровень развития саморегуляции

Количество полученных баллов

Уровень развития саморегуляции

Низкий

Средний

Высокий

ТЕСТ СЛОВАРЯ

Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку извертны. На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении прове­ряющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. По­этому в процессе обследования будущих первоклассников проверяющие могут и должны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один набор, другому - другой и т. п.

Наборы слов

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.

3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учи­тель говорит: «Представь себе, что ты встретился (встрети­лась) с иностранцем - человеком из другой страны, кото­рый плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты отве­тишь?»

Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре - как пассивном (знает значе­ние лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисо­вать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения владеть понятием, обозначенным определенным сло­вом. Случается, что ребенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком с соответствующим словом литературного языка, употребляет вместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалектное слово.

Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-си­нонимы, которые, по мнению проверяющего, они знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, причем именно та­ких, которые принадлежат литературному языку.

Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выс­тавленных за каждое из десяти слов набора.

Ш к а л а о ц е н о к

0 баллов - отсутствует понимание слова. Ребенок заяв­ляет, что не знает значения слова или неправильно объяс­няет его содержание, например: «Мех - его кладут в по­душку и спят на нем».

1 балл - понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.

1,5 балла - ребенок словесно описывает предмет, на­пример: «Велосипед - на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше - два больших и одно малень­кое». Или: «Это - чтобы на нем кататься». «Зонтик - чтобы прятаться от дождя».

2 балла - ребенок дает определение, которое приближа­ется к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо - это бумага, на которой можно написать о себе и послать в кон­верте по почте».

Таким образом, максимально возможная оценка по дан­ному тесту составляет2x10 = 20 баллов.

Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогаща­ется, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней разви­тия данной способности рекомендуется пользоваться следу­ющей таблицей:

Возрастные группы

Уровень словарного развития (сумма набранных баллов)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

7-12

12,5

Семилетки

11,5

12-15

15,5

ТЕСТ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

Как видно из названия, данный тест носит комбиниро­ванный характер. Выражается это в использовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей - кратковременной памяти и логического мышления. После­дняя способность представлена одним из видов умозаклю­чений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:

Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обыч­но отвечает утвердительно .)

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хо­рошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен?(Ребе­нок обычно отвечает согласием .)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»

В протоколе фиксируется количество повторений, кото­рые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше по­требовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

Семилетки

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осу­ществлять простейшие умозаключения:

Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь по­думай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:

Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа - сам вопрос .)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему за­дается еще один вопрос:

А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается об­щее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запомина­ния). При этом используется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повто­рений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

Семилетки

Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех опи­санных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности : к выполне­нию заданий ребенок приступает только после дополни­тельных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия инте­рес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуля­ционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2.Средний уровень : ребенок не проявляет интереса к вы­полнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ре­бенок вначале проявляет интерес к работе, который, одна­ко, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнитель­но немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хо­роший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с препо­давателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности: ребенок про­являет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, об­становке, в которой проводится собеседование, к учителю.

Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прила­гает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста сло­варя охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.

Анализ результатов проверки степени готовности ребенка к обучению

Итак, в результате применения проверочных тестов вы­являются шесть показателей, характеризующих степень го­товности ребенка к школьному обучению. По каждому из показателей ребенок относится к одному из трех уровней низкому, среднему или высокому. Эти оценки заносятся в специальную карточку проставлением отметки в соответ­ствующей графе.

Карточка психологического обследования первоклассника

Фамилия, имя …………………………………………

Дата обследования…………………………….

Психологические по­казатели готовности

Оценочный уровень

низкий

средний

высокий

1 . Умственная активность.

2. Саморегуляция. 3. Фонематический слух.

4.Словарное развитие.

5. Кратковременная память.

6. Умозаключение (мышление).

На основании этих данных решается вопрос о зачисле­нии ребенка в класс того или иного типа. Каким образом это делается?

Если бы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все - средний уровень или-все - высокий уровень), не было бы никаких проблем: имеющие низкий уровень направлялись бы в класс повы­шенного индивидуального внимания, имеющие средний уровень - в класс нормального обучения, а те, кто оцени­ваются по высокому уровню, - в класс ускоренного обу­чения. Но так бывает крайне редко. Чаще оценки распреде­ляются в двух или даже трех уровнях, причем два уровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим все возможные варианты и подварианты.

Вариант I. Наличие показателей преобладающего уровня (4-5 оценок одного уровня).

1-й подвариант. Преобладающим является средний или низкий уровень. Независимо от того, как распределились ос­тальные одна-две оценки, ребенок рекомендуется соответ­ственно в класс особого типа или в класс повышенного ин­дивидуального внимания. При этом родители ребенка долж­ны получить рекомендации, каким образом следует развивать отстающие способности в условиях семейного воспитания.

2-й подвариант. Преобладающим является высокий уро­вень. Здесь должен быть более дифференцированный, взве­шенный подход. Если остальные одна-две оценки относятся к среднему уровню, ребенок рекомендуется в класс уско­ренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне, зачисление ребенка в такой класс ста­вится под вопрос. Можно порекомендовать родителям по­тренировать отстающую способность в течение лета, в кон­це августа проверить ребенка еще раз.

Низкие оценки по двум показателям принципиально не меняют ситуацию, однако должны рассматриваться как бо­лее серьезное противопоказание в отношении возможного зачисления данного ребенка в класс ускоренного обучения. В конечном счете решающей должна стать предосенняя пе­репроверка отстающих способностей. Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низком уровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус (как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.

Вариант II . Отсутствие преобладающего уровня (здесь возможны несколько подвариантов).

1-й подвариант можно выразить формулой «2, 2, 2». Ре­бенок рекомендуется в класс обычного типа. Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на фор­сированное развитие отстающих способностей.

2-й подвариант имеет формулу «3, 3, -». Ребенок реко­мендуется в класс повышенного индивидуального внимания (при условии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов, т.е. детей с преобладанием низкого уровня).

3-й подвариант выражается формулой «-, 3, 3». Ребенок рекомендуется в класс обычного типа с перспективой пере­хода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способностей, которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимостью догнать ушедший вперед класс, а это возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем и высокой умственной активностью.

4-й подвариант выражается формулой «3, -, 3». Малове­роятен, но если встретится, ребенок рекомендуется в класс обычного типа.

Родители и учитель принимают меры к форсированному развитию отстающих способностей у ребенка.

Представленные способы диагностики готовности ребен­ка к школьному обучению (с помощью карты-характерис­тики и четырех тестов) выбраны нами как наименее трудо­емкие. Проведенная работа поможет учителю не только пра­вильно организовать набор учащихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный под­ходы к ним в процессе всего периода обучения.

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности детей к школе на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т.п. – литературы по этим вопросам сейчас очень много. И это вполне понятно – ведь для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. В большинстве школ есть психологи, которые и занимаются приемом детей в 1-й класс.

Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовность оценивают психологи.

Психолог должен дать учителю необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятельности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления.

Нужно ли учителю проводить еще какую-то дополнительную проверку готовности к школе? Да, нужно обязательно. Но только сразу оговоримся, что под ней мы не подразумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в 1-м классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения – намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой – того, что является основой усвоения этих предметов.

Учитель должен осуществлять такую проверку (педагогическую диагностику) и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

В процессе обучения вы должны обязательно учитывать различные уровни готовности своих учеников к систематическому овладению письменной речью и математикой. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых – специальная система заданий, помогающая преодолеть эти недостатки, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. К сожалению, как правило, работа по устранению неуспеваемости начинается тогда, когда эта неуспеваемость уже приобрела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика – самооценку, учебную мотивацию, систему отношений с учителем, одноклассниками и родителями.

Готовность к овладению грамотой и математикой

Давайте на некоторое время разделим единое понятие готовности к обучению на готовность к овладению грамотой и на готовность к овладению математикой. Это поможет нам выделить составляющие той и другой готовности, увидеть как общие, так и специфические их компоненты.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма, в первый же год своей школьной жизни он учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам.

Письмо и чтение служат базовыми навыками, то есть навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «Русский язык». От того, насколько хорошо ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухо-речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.

Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координаций, определенный уровень дочисловых представлений.

Вы видите, как много общего в готовности детей к овладению языком и математикой!

Можно выделить четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

а ) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;
б ) достаточная степень развития ряда неречевых функций;
в ) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
г ) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

В этой статье мы хотим обосновать параметры, по которым необходимо проверить будущих первоклассников, обратить ваше внимание на наиболее значимые моменты в общении с детьми, оговорить несколько условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы результаты диагностики были достоверными. Специально для учителя авторами комплекта «Начальная школа ХХI века» разработан комплекс методик педагогической диагностики. Методики просты по процедуре проведения и оценке результатов выполнения и не требуют значительных временных затрат.

Организация педагогической диагностики

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование , в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование , когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.

Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Это, пожалуй, самая большая трудность для учителя – ведь так хочется вмешаться, чуть-чуть помочь, намекнуть на иной, верный путь выполнения задания! Но ваша задача в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

Заранее предупредите родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае не говорите детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их, успокойте их, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования вы должны проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.

Если вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

    Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей листы с заданиями. Предложите детям сесть за парты по одному. Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.

    Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

    Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».

    Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Обязательно поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».

    При проведении индивидуального обследования постарайтесь заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования обратитесь к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.

    На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).
    До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

    Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же фиксируйте на листе с заданиями и в бланке обследования.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.

Предлагаемое вам обследование включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия;
– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Педагогическую диагностику вы проводите не только для того, чтобы выявить уровень развития у своих будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. В отличие от групповой диагностики задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Остановимся на содержании обследования и на критериях оценки выполнения заданий.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию ). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку ).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания ). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3 ). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить )».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4 ). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5 ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
1 балл – линия проведена неверно;
3 балла – линия проведена правильно.

Задание 6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
3 балла

Задание 7

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;
2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк );
3 балла – правильное выполнение задания.

После проведения групповой работы учитель получит данные об уровне сформированности у каждого ребенка:

– пространственного восприятия (задание 2 );
– зрительного восприятия (задание 1 );
– представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3 );
– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4 );
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5 );
– фонематического слуха и восприятия (задание 6 );
– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7 );
– мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2 ).

Как вы понимаете, данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, как вы могли убедиться, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому мы и предлагаем вам провести на следующий день индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.

Содержание инструкций и заданий для индивидуальной работы

Выявление состояния фонематического слуха и восприятия

Если в ходе выполнения задания 6 групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], необходимо сначала предложить ему ряд более простых заданий, представляющих собой ранние этапы развития фонематического слуха и восприятия:

1) самостоятельно придумать слово с заданным звуком: «Придумай слово со звуком [с]»;

2) вернуться к заданию 6 фронтального обследования и отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук.

Повторное выполнение задания позволит определить степень обучаемости по данному параметру. Сначала попросите ребенка назвать картинку. Это позволит вам уточнить, не связаны ли ошибки с особенностями восприятия или с состоянием словарного запаса ребенка. Если при выполнении групповой работы ребенок отметил только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, скажите ему: «Ты верно выбрал вот эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай – я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть ли звук [с] в этих словах или нет». Таким образом мы спускаемся на «ступеньку» ниже, предлагая ребенку определить наличие звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух.

Если при выполнении групповой работы ребенок отметил наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звуки [з], [ш], также обратитесь к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить, есть ли в этих словах звук [с] или нет; можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяйте звуки [с], [з], [ш], проверяя тем самым умение ребенка дифференцировать звуки, опираясь не только на собственное произношение, но и на восприятие на слух при интонационном выделении звуков учителем.

Обязательно отметьте в бланке обследования (см. в конце статьи ) в соответствующей графе, как ребенок справился с заданием в ходе индивидуальной работы. Эти данные помогут при обучении грамоте.

Выявление сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (уточнение к заданию 7)

Определение последовательности звуков в слове – одна из самых сложных форм звукового анализа, появляющаяся только в процессе специального обучения. Предлагая ребенку в ходе диагностического обследования справиться с этим заданием, мы проверяем его максимальные возможности, облегчая выполнение задания указанием на количество звуков.

Задание: «В слове мак – три звука. Назови их, пожалуйста, по порядку».

Если ребенок успешно справляется с этим заданием (следовательно, его ошибки при выполнении групповой работы связаны с плохим самочувствием в день обследования или с трудностями понимания инструкции), можно не предлагать других заданий.

Если ребенок не справляется с заданием, предложите дополнительную помощь – введите графическую схему слова () и произнесите слово с последовательным интонационным выделением звуков (м-м-мак, ма-а-ак, мак-к-к ).

После каждого произнесения просите ребенка назвать этот звук и поставить крестик в соответствующей клеточке. Важно увидеть возможности ребенка в ситуации обучения.

Если он способен назвать изолированно звук после интонационного выделения его учителем, то можно ожидать хорошей обучаемости этого ученика; если для изолированного произнесения звука необходимо трехкратное произнесение учителем слова с интонационным выделением звука, то это сигнал о будущих сложностях в обучении этого ребенка, а если даже после этого ребенок не способен изолированно назвать звук, то ситуацию можно считать тревожной, требующей от вас особого внимания и соответствующей коррекционной работы.

Выявление степени овладения навыком чтения

Это задание нужно провести со всеми детьми, так как обычно детей в семье учат чтению, и необходимо проверить уровень, на котором находится ребенок. Выясняются знание букв, способ чтения (побуквенный, слоговой и т.д.), понимание прочитанного. Для чтения предложите детям несложные тексты из любого «Букваря».

Выявление умения сравнивать множества по числу элементов

Если ребенок ошибся в выполнении задания 4 во фронтальном обследовании, задайте ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной и вы можете изменить оценивание, поставив 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия дайте ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросите: «Чего больше?» Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который вы вносите в бланк обследования вместо предыдущей оценки.

Выявление умения классифицировать

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задайте вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснение дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белочки живут на деревьях») – значит, ребенок еще не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования (прилагается в конце статьи ). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем мы считаем, что такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Проанализируем некоторые варианты выполнения заданий групповой (фронтальной) и индивидуальной диагностики и рассмотрим, как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы.

3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий. Такие задания вы найдете на страницах учебника «Грамота» и во всех остальных учебниках комплекта «Начальная школа ХХI века».

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с вашей незначительной помощью.

1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. Наш многолетний опыт обследования и работы с детьми, имеющими трудности в обучении, позволяет сделать вывод, что в практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.

Такая картина позволяет сделать вывод о том, что у этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. В комплекте «Начальная школа ХХI века» для таких учеников подготовлены специальные задания в тетрадях «Я учусь писать и читать» и «Я учусь считать».

Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования вы выявили нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.

Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.

Еще несколько слов мы бы хотели сказать о дополнительной информации, которую вы можете получить в процессе выполнения ребенком всех заданий. Что это за информация?

О степени самостоятельности ребенка

Обратите внимание на то, как он расстанется с родителями у дверей класса, как будет вести себя наедине с вами, выполняет ли задания уверенно или все время ждет помощи, одобрения с вашей стороны либо со стороны родителей.

Об уровне активности, инициативы

Легко ли ребенок приступает к выполнению заданий, проявляет ли интерес к окружающему, задает ли вопросы, не касающиеся разъяснения задания.

Об общении с детьми, со взрослыми

Снижение уровня общительности проявляется в том, что ребенок отводит глаза в разговоре, старается держаться как можно незаметнее, стоит в сторонке. Посмотрите, как дети общаются друг с другом.

О сформированности позиции школьника

Это помогут определить вопросы: «Хочешь ли ты идти в школу?»; «Как ты думаешь, что интересного будет в школе?»; «Как лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?»

Дополнительную информацию о детях можно получить, проведя с родителями беседу, во время которой следует получить ответы на вопросы о том, чем интересуется ребенок, хочет ли он идти в школу, какие игры (занятия) предпочитает, самостоятелен ли он, может ли занять себя, находясь дома, или все время ищет общества взрослых и др.

Эта информация поможет вам с первых дней обучения осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности вашего общения с каждым. Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода.

Не ждите, что после произнесенной вами фразы: «Дети, откройте тетради», – этот ребенок выполнит требование – он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому вам целесообразно добавить: «Все открывают тетради – и Коля, и Мариночка...»

Если в процессе предварительного знакомства вы заметили, что кому-то из детей необходима эмоциональная поддержка, не дожидайтесь, когда у таких детей появится «синдром беспомощности», – почаще поддерживайте их, вселяйте в них уверенность в своих силах, постепенно приучая их к самостоятельности. Конечно, первоначальные наблюдения послужат лишь началом открытия вами «секретов» взаимоотношений с каждым школьником – они пополнятся последующими наблюдениями, но очень важно не упустить ничего с первых школьных дней.

Мы надеемся, что все сказанное убедило вас в необходимости проведения педагогической диагностики до начала систематического обучения. Результаты ее помогут вам в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребенка, в проведении в случае необходимости коррекционно-развивающей работы.

Бланк обследования

Школа ____________ класс _______

Фамилия Имя

Месяц, год рождения

Примечания*

* Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «Примечания» вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменен с 0 на 1».


На выпускников ДОУ педагогический коллектив заполняет карту готовности ребёнка к школьному обучению, которая выдаётся родителям детей. При поступлении в 1-ый класс родителям передается данный документ в школу. С содержанием карты обязательно знакомятся учитель 1-ого класса и педагог-психолог. Роль психолога в данном случае заключается в анализе психолого-педагогического статуса ребёнка, поступившего в 1-ый класс, проводимого по данным карты готовности к школьному обучению. Ориентируясь на результаты анализа карты и результаты индивидуальной психодиагностики уровня готовности к обучению в школе (которая проводится в 1-ом классе ежегодно в сентябре), педагог-психолог даёт классному руководителю и родителям учащегося рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребёнка.


Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой

Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированию данных УУД у ребёнка, поступающего в 1-ый класс. Именно поэтому параметры развития ребёнка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиций соотнесения их с группами УУД.

На следующих слайдах представлена карта готовности ребёнка к школьному обучению, заполняемая ДОУ, где практически каждый параметр развития ребёнка отнесён к соответствующей группе УУД.


Группы целевых ориентиров

Личностные

Достижения ребёнка

1.Мотивационная готовность

Примечание

Подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Регулятив.

2. Эмоциональный фон (нужное подчеркнуть)

1. Уравновешенность, отсутствие перепадов настроения, дружелюбность, оптимизм, преобладание позитивного фона настроения, плачет редко.

2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбуждён или плачет, но быстро успокаивается.

3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит, может быть озлобленным или иметь длительно пониженный фон настроения, сильные перепады настроения.

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

3. Социальное развитие

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Способен вступить в общение со знакомым взрослым

Коммуникат.

Коммуникат.

Да не всегда нет

Способен вступить в общение с незнакомым взрослым

Коммуникат.

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

Да не всегда нет

Коммуникат.

Да не всегда нет

Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

Да не всегда нет

Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

Регулятив

Да не всегда нет

Личностные

Регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами

Примечание

Да не всегда нет

Имеет представление о себе и своих возможностях

Да не всегда нет


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

4. Развитие речи и речевого общения

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Правильно произносит все звуки русского языка

Да недостаточно нет

Коммуникат.

Умеет выделять звуки в слове

Познават.

Да недостаточно нет

Грамматически правильно строит сложные предложения

Коммуникат.

Да недостаточно нет

Строит связный рассказ по сюжетной картинке

Познават.

Да недостаточно нет

В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

Примечание

Да недостаточно нет

Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Да недостаточно нет

5. Развитие мелкой моторики «Дорожка» подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание

6. Вазомоторная активность подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Код группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

7. Познавательное развитие

Познават.

Подчеркнуть уровень:

Сформированность знаний об окружающем

Регулятив.

высокий средний низкий

Регулятив.

Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

высокий средний низкий

Графический узор

высокий средний низкий

Обобщения

Математические представления

высокий средний низкий

Познават.

Познават.

Соотнесение количества предметов с цифрой

Познават.

Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

высокий средний низкий

высокий средний низкий

Решение простых задач с опорой на наглядность

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

Знание геометрических фигур

высокий средний низкий

Умение ориентироваться в пространстве

высокий средний низкий


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

высокий уровень параметра – 2 балла; средний уровень параметра – 1 балл, низкий уровень параметра – 0 баллов.

Наибольшее количество параметров в карте относится к познавательным УУД (10 позиций), таким образом, максимальный балл по данной группе УУД может составить 20 баллов. Однако, в силу возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста, остальные блоки УУД представлены меньшим числом параметров. Именно поэтому нами были введены коэффициенты для блоков коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Исходя из максимума балльного значения = 20 баллам, коэффициенты составляют: коммуникативные УУД k=1,25 ; регулятивные УУД k= 2 ,5 ; личностные УУД k= 5.

Результаты фиксируются в таблице (см. следующий слайд)


Уровень развития основных универсальных учебных действий первоклассников по данным анализа карт готовности ребёнка к школьному обучению из ДОУ

Фамилия, имя учащегося

Сумма баллов по блокам УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-

ные УУД (k =1,25)

Регулятивные УУД (k =2,5)

Личност-ные УУД (k =5)

Распределение балльных значений по уровням развития:

0-6 баллов – низкий уровень развития УУД;

7-13 баллов – средний уровень развития УУД;

14-20 баллов – повышенный уровень развития УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в М S Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД (см. следующий слайд)

Условные обозначения:

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.

Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

Имеет место недостаточно гармоничный

психолого-педагогический статус:

повышенный уровень развития познавательных

и коммуникативных универсальных учебных

действий (познавательной сферы и сферы

общения) и средний уровень развития личностных

и регулятивных УУД (мотивационно-личностной и

поведенческой сферы).

Таким образом, возможно наличие трудностей

дисциплинарного характера, сложностей в

регуляции поведения, планировании

организующей помощи в планировании алгоритмов

действий по решению учебных задач (пошаговые

инструкции). Формирование познавательной мотива-

ции обучения и развитие познавательных интересов.

Название: Карта готовности ребенка к школьному обучению
Год: 2011
Издательство: Департамент образования города Москвы
Страниц: 23
Формат: doc. (rar архив)
Размер: 3,33 Мб
Качество: нормальное

В карте готовности ребенка к школьному обучению отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.
Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.

Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.

Карта готовности ребенка к школьному обучению является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Карта готовности ребенка к школьному обучению разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.
Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.

Методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений: детского сада и школы.

В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.

Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.

Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.
Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.
фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.
Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка.
Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков .
Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.

Ответственным за оформление карты является старший воспитатель. Педагог-психолог контролирует работу педагогов по карте и проводит обследование ребёнка по определению мотивационной готовности, эмоциональному развитию, мелкой моторики, вазомоторной активности, обобщению; графический диктант. Учитель –логопед проводит обследование по речевому развитию(если нет логопеда -педагог-психолог, старший воспитатель). Социальное развитие- социальный педагог(если нет — педагог-психолог, ст.воспитатель). Обследование ребёнка по познавательному развитию проводит воспитатель, старший воспитатель.

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).



Вверх