Эссе как остаться человеком на войне. Рассуждение-сочинение на тему "человек на войне" по литературным произведениям. В военной прозе

(По произведениям русской литературы XX века)

Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Полевой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.

Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столько саму войну, сколько анализировали поведение человека на ней, глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять, почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия, может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало поступками таких людей? Об этом я хочу поразмышлять,

Анализируя рассказ Федора Тендрякова «День, вытеснивший жизнь…». Он понравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво.

«День, вытеснивший жизнь…» – первый день вчерашнего школьника на войне.

Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю прежнюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и много счастливых дней. Поэтому рассказ так и называется.

Впереди – неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков видел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем, что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов, земля, изуродованная гусеницами танков

И убитые немецкие солдаты.

Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только «смущающую жалость»; «Я стоял над врагом и испытывал только брезгливость… Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро, а в душу просачивается незваная смущающая жалость». Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и после этого ненависть не закипает в нем.

Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотя война изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характеры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремальной ситуации. Это хорошо видно на примере образов Сашки Глухарева и Нинкина.

Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался трусом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, исполнил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня немцев, а всего лишь штыковая лопата.

Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою рассказа. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы видел немало смертей, даже более героических, чем эта. Подвиг – это самопожертвование. Но человек не всегда осознает, что совершает великое дело – просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно верным.

Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе силы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяет психику и моральные принципы людей. В какой-то момент боя прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все. Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее – судьба остальных. Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Нинкиным.

Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людей война, именно это – главный пафос его рассказа. Она воздействует на отношение человека к жизни, потому что является для него противоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее.

«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому. Написаны о другой войне – 1812 года. И хотя она была тоже освободительной и справедливой для русского народа, оружие в ней было менее страшное. Но она такая же бесчеловечная и жестокая.

Подвиг человека – в центре внимания и другого писателя, прошедшего фронтовыми дорогами, – Константина Воробьева. Основная идея его повести «Убиты под Москвой» – прозрение от духовной слепоты, преодоление страха смерти.

Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос. И тотчас сама рота – отвлеченная армейская единица – становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается на главном действующем лице – Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту».

Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обозначает два полюса – бьющей через край жизни и неизбежной – всего через несколько дней – смерти. Ведь мы-то знаем о том, что ждет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сразу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежности определенности слова – «убиты». Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязаемой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени…

Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотя ничего не могла сделать против них со своими бутылками и самозарядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшной ценой.

Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа под крики «Ура!», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура!», а «орет» «бессловесно и жутко», и крик этот потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, и хочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя частью всех.

Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной. Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, чтобы набрести на рассеявшихся в окружении своих.

«Он почти физически ощутил, – пишет К. Воробьев об Алексее Ястребове, – как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство…» После того, что он пережил в ночном бою, после смерти капитана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, что произошло с его ротой, ему почти все равно – и он поднимается навстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с разрывающей душу ясностью и напряжением.

Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом. Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его произведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Воробьев знал: если уж писать, то только правду. Неправда переходит в ложь, в надругательство над памятью погибших…

Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 мая возложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солдатам в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, что мир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвиге останется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отдавали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманием читаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова «Материнское поле»: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее затеяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке».

Произведения о войне открывают нам не только ее жестокую беспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженности

наших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они защищали Родину! А это и есть подвиг.

Асаналиева Нургуль Чынтемировна
(МКОУ Панинская СОШ)

Человек на войне и правда о нем
(по материалам прозы К.Д.Воробьева)

В последние годы не утихают споры о том, как и для чего преподавать литературу сегодня, каков общественный заказ на предмет, который во все времена – и в дореволюционной, и в советской истории – оставался главным идеологическим предметом. К всестороннему обсуждению современного состояния школьного преподавания литературы есть все основания и в настоящий момент. Подчиненный сдаче ЕГЭ, предмет перестал выполнять свою наиглавнейшую роль – воспитательную, перестал формировать сознание школьника, его мировоззренческую позицию.
Размышление над книгой как процесс внутреннего становления сложен и требует от учащегося серьезной работы души, времени на преодоление возрастных и психологических барьеров. Поэтому и интерес к книге в школьной аудитории проявляется только тогда, когда «вдумываемся, вслушиваемся, читаем»
Высший уровень художественного восприятия произведения литературы достигается, если читатель душой и разумом постигает жизненные явления, запечатленные в художественных образах, видит особенности авторского стиля, испытывает полноту эстетического чувства и делает нравственные выводы для себя.
«Передавая уму и сердцу ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература – это искусство»
Единство аналитического и эмоционального в читательской деятельности чрезвычайно сложный процесс, и нелегко добиться этого на практике Так возникает потребность в организации учителем учебного процесса, для установления духовного контакта между учащимся и автором.
Наиболее «благодарный» литературный материал, который позволяет учителю организовать поле восприятия, эмоционального взаимодействия с текстом, но вместе с тем требует большой аналитической работы – это литература о Великой Отечественной войне.
Произведения советских писателей изучаются в 11 классе, когда возраст и аналитические навыки учащихся «совпадают» с задачами изучения.
Литература о войне стремится осмыслить нравственный опыт минувшего. Подвиг нашего народа в Великой отечественной войне – это «тот моральный капитал, из которого новые поколения черпают духовную силу», но также война тесно связана с современностью, так как в ней видятся ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Начиная с 60-х годов ХХ века, литература получила возможность в полной мере охватить войну и как этап жизни народа, и как значительное явление истории всего человечества. Именно в эти годы появляется ряд писателей, избравших главной темой своего творчества тему войны (Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, А.Адамович, В.Астафьев, К.Воробьев)
Заявленный военной прозой (60 – 90 г.г.) взгляд на войну, потребовал от писателей пристальнее вглядеться в человека на войне, показать его в сложной психологической ситуации. Недавние лейтенанты, ставшие писателями, внесли в развитие темы особый психологизм, изображали людские судьбы в их противоречивой сложности, использовали при создании картин войны особую систему деталей. Книги этих авторов обогатили литературу опытом пережитого. Беру для аналитического чтения произведения К.Д.Воробьева, так как они невелики по объему (повети, рассказы), но емки по художественной наполняемости.
В 60 –90 –е годы в литературе, обращенной к опыту Великой Отечественной войны, усилилось внимание к общечеловеческим ценностям: совести, доброте, справедливости. Особый гуманизм военной прозы проявился в признании несовместимости войн с идеалами человеческого общежития, хотя в то же время военная проза раскрыла сущность фашизма, неизбежность вооруженной борьбы против него.
Война, как совершенно правильно поняли и показали ее писатели, явилась продолжением бытия советского человека в иных, чрезвычайных условиях. Она не в состоянии изменить нравственные основы жизни. Ни совесть, ни вера не противопоставлены военной действительности. Они сосуществуют в ней.
Объектом пристального внимания авторов является отдельный человек. Герой выступает в роли и наблюдателя и участника событий, что дает возможность показать особенность конфликта, не выходя за рамки одной человеческой судьбы.
Сюжетная линия судьбы героя К.Воробьева начинается с узнавания мира. До начала военных действий он находится в единстве с окружающей действительностью, в которой все гармонично. Когда появлялись «юнкерсы»(«Убиты под Москвой»), «рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишечьи звонко и почти радостно» (147) «Впереди - и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и все они шли не нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов» (148).
Объектом пристального внимания автора является отдельный человек. Он сам –часть целого и целостного представления в его представлении мира, и согласие с миром лишь подчеркивает
вечность жизни. Его воображению смерть рисуется как нечто неопределенное, не имеющее к нему никакого отношения, но обязательно картинно-героическое: «надо упасть кверху лицом, а не вниз и не на бок, и руки надо разбросать, а не скрючить, и ноги тоже раскинуть, чтобы носки сапог стояли прямо»(«Крик» (138)). Отрытый в полный профиль окоп вызывает мысль о домашнем тепле и уюте, совершенно не напоминая могилу: « все это (окоп – А.Н.) было сделано с тем сосредоточенным старанием, которое полностью исключает чувство тревоги и опасности. Видно, оттого окоп и не выглядел так, как положено на войне: в нем было что-то затаенно-мирное и почти легкомысленное» (156).
И все же сознание героя чутко улавливает несовпадение априорного представления о войне с той реальной картиной, которая предстала перед его глазами. «немцы безудержно продвигались вперед, к Москве...Это было, конечно правдой, потому что потому что об этом говорил сам Сталин. Именно об этом, но только один раз, прошедшим летом. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, - об этом и еще о многом, многом другом, непоколебимом и неприступном, Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны» (152 – 153). Герой какое-то время сопротивляется открывшейся истине, не совпадающей с официальными мифами, но уже первый бой разрушает эту двойственность, уничтожает иллюзорность романтических представлений о войне и вносит в сознание героя чувство горечи и утраты той наивно-детской веры, для которой нет основания.
Первый бой становится началом пути солдата на войне. Однако личный опыт находится в связи с общей судьбой народа. И здесь каждый выбирает себе дорогу. Своеобразной метафорой войны служит окоп с ходами сообщения «в церковь, на кладбище и в опустевший коровник» (152), обозначая возможные варианты судьбы человека на войне. Длинное каменное строение коровника, из которого несло «сывороткой, мочой и болотом», напоминает о плене, «заброшенное кладбище за толстой кирпичной стеной» - знак трагической сущности войны, несущей уничтожение всему живому. И над всем этим возносится «церковь без креста» как знак общей для всех беды. («Убиты под Москвой»)
Война неизбежно ведет к гибели, и все же церковь выступает как знак общей веры, не порушенной годами лихолетий, веры, которая «уходила куда-то в преисподнюю» - символически - в самую глубину народного представления о смысле бытия. Выход в бессмертие может значить только одно – победу человеческого начала над бесчеловечием войны.
К.Воробьев сразу выделяет главную проблему: конфликт из частного и возрастного (неопытность молодых бойцов) перерастает в более значимый. Сложность борьбы и победы над врагом для солдата заключается в том, что надо было победить врага внутри себя. Автор показывает, как герой формирует себя в соответствии не с официальным, а народным опытом. Личность, обретшая самостоятельность, достигшая нравственной свободы, способна противостоять бездуховности, насилию, в какие бы формы они ни облекались.
В финале от героя отторгается оболочка неведения и, задыхаясь от внезапного открытия, врывается в жизнь новый человек, с иным, чем прежде, знанием жизни. Герой, ничего не забыл из прошлого, не простил себе неведения и допущенных ошибок, но, избрав раз и навсегда самостоятельный путь, обрел право исполнить долг солдата, защитника Родины.
Важную концептуальную роль играет финал повести «Убиты под Москвой». Алексей должен вступить в неравный бой с фашистским танком. Танк олицетворяет бездушную силищу, механическое выражение сущности войны, бесстрастное и потому враждебное человеческой природе порождение. «До танка оставалось несколько метров, - Алексей хорошо различал теперь крутой скос его лба, ручьями лившиеся отполированные траки гусениц и, снова болезненно-остро ощутив присутствие тут своего детства, забыв все слова, нажитые им без деда Матвея, пронзительно, но никому не слышно крикнул: «Я тебе, матери твоей черт! Я тебе зараз»(199).
Из неравного сражения Алексей вышел победителем, потому что должен был выжить, ибо теперь ему есть что хранить. Опыт деда Матвея, капитана Рюмина стали звеньями общенародной судьбы, того единения, что вмещает в себя понятие Родины. Почувствовав личную ответственность за происходящее, герой поднялся до понимания высшей ценности бытия, которое утверждало право на жизнь всего сущего. В единстве живого, естественного, человеческого мира вырабатываются те ценности, которые искони помогли человеку выжить. Личность, унаследовав опыт поколений, усвоив его как основное правило жизни, получает право представлять собой народ, Россию
Бороться и победить войну можно, если противопоставить войне-машине иную систему ценностей. Это способна сделать личность, свободная от идеологических догм и вобравшая в себя опыт народной жизни, который помогает герою выжить не только физически, но и духовно.

Список литературы:
1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения:Пособие для учителя., М., 1985. С. 39
2.К.Д.Воробьев.Собр.соч.в 3-х т. Т1. Повести/Сост.В.В.Воробьева;-М.: Современник, 1991.- 479 с. Здесь и далее цитируется по данному изданию

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
И. В. Гете. «Фауст»
Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей, - величайший подвиг. Способность к совершению подвига - самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды i жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига человека на войне. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Не оставляют равнодушны-1 ми произведения К. Симонова, В. Быкова, В. Некрасова, Б. Васильева, Г. Бакланова и многих других писателей. Каждый писатель по-разному пытается понять, что позволяет человеку совершить подвиг, где нравственные истоки этого поступка.
Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам
жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».
Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».
В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.
Война - это всегда тяжелое время в жизни людей, но больше всего своей тяжестью она давит на плечи женщины. Во время Великой Отечественной войны женщины бросили вызов природе, отказавшись от «женской» жизни и начав жить не свойственной им «мужской».
В своем произведении «У войны не женское лицо» С. Алексиевич описывает героинь Великой Отечественной, именитых и безвестных, благодаря которым мы сейчас живем. Они заслонили потомков от врага, положив на алтарь Победы все: свою жизнь, свое счастье - все, что у них было.
Женщина-снайпер... Сочетание противоестественное. Было сложно переступить черту между жизнью и смертью и убивать во имя жизни.
Вспоминает снайпер Мария Ивановна Морозова: «Наши разведчики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в голову. «Покажите, - попросил, - мне этого стрелка, который столько моих солдат убил, я большое пополнение получил, и каждый день до десяти человек выбывало». Командир полка говорит: «К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла». Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее подвело - это красный шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать...»
Бессмертный подвиг во время войны совершили врачи, оказывая помощь миллионам раненых, помогая людям, не щадя себя, своих сил, своей жизни.
Вспоминает Екатерина Михайловна Рабчаева, санинструктор: «Первого раненого тащила, у самой ноги подкашивались. Тащу и шепчу: «Хотя б не помер... Хртя б не помер...» Перевязываю его, и плачу, и что-то говорю ему, жалко...»
«Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было... В какой деревне... Столько лет прошло... Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: «Сестра... сестричка... помоги, миленькая!..» Я бегала от одного к другому, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненный, приподнялся на здоровый бок и кричал: «Молчать! Молчать, я приказываю!» Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: «Сестра... сестричка...» Я как вскочила, как побежала - не знаю куда, чего... И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала...»
Книга «У войны не женское лицо» заканчивается призывом: «Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию». Это призыв к нам - молодым.
Очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повесть Б. Васильева «В списках не значился», чтобы начать понимать истоки этого героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине.
Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Только что Николай окончил военное училище. По своей просьбе он получил назначение в одну из частей Особого Западного округа командиром взвода. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям. Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Но главное - это показ героизма и внутренней красоты наших воинов.
После трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья. И постоянного изнуряющего, не проходящего даже во сне желания жить».
Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Когда в конце Плужников остается единственным защитником крепости, он продолжает сражаться в одиночку. Даже когда его зажали в ловушку, он не сдался и вышел лишь тогда, когда узнал, что немцы были разбиты под Москвой. «Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он прячет боевое знамя, чтобы оно не досталось врагам. Он говорит: «Крепость не пала: она просто истекла кровью».
Людей, которые погибли при обороне Брестской крепости, называют героями из героев, которые, оставшись в окружении, не зная, жива ли страна, боролись с врагом до последнего.
История войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину. Одержать победу в войне могут лишь люди, обладающие сильным духом, имеющие твердые убеждения, готовые идти за них на смерть. Во время войны проявились все эти качества русского народа, его готовность совершать подвиги во имя свободы. Возвращаясь к словам Гете, можно заключить, что каждый день войны был битвой за жизнь и свободу. Победа, с таким трудом завоеванная русским народом, была достойной наградой за все, совершенное им.

Конспект урока «Человек на войне. Правда о нём.»

Эпиграф к уроку:

«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление».

(В.Быков)

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), (урок-конференция).

Технология: развивающее обучение.

Планируемые результаты.

Предметные: умение анализировать художественное произведение; умение характеризовать литературных героев.

Метапредметные:

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, вырабатывать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

Понимать информацию, делать обобщения, выводы.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу, планировать свои действия, анализировать собственную деятельность, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Коммуникативные:

Планировать, осуществлять свою работу в группах, участвовать в учебном диалоге с учителем.

Задачи урока:

Личностные

Формирование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе, гордости за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны;

совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог, развивать устную связную речь, навыки выразительного чтения;

закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Средства обучения:

Компьютер, проектор, презентация, тексты художественных произведений, портреты писателей: А.Т.Твардовского, Васильева, Ю.Друниной, выставка книг о войне.

Методы и приёмы:

Словесные, наглядно-практические, самоконтроля.

К уроку учащиеся готовят задания:

1 группа «Документалисты». Подбирают материал о писателях, произведениях.

2 группа «Музыканты». Подбирают к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.

3 группа «Чтецы». Готовят выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу «Человек на войне. Правда о нём».

1 А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

Герой поэмы Василий Тёркин

Обобщённый образ советского солдата, смелый, отважный…

2 Васильев «А зори здесь тихие»

Герои повести Федот Васков, пять девушек: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич

3 Герои-земляки, участники войны.

Ход урока.

Звучит песня о Великой Отечественной войне.

« Десятый наш десантный батальон»

Музыка: Б. Окуджава, слова: Б. Окуджава

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы, к плечу плечо,

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас,

Звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума,

Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемет неутомим,

И значит нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон.

Десятый наш десантный батальон.

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот.

Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Одна на всех - мы за ценой не постоим!

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон.

Десятый наш десантный батальон.

1969

    Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

«Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!» Эти тревожные слова из песни Булата Окуджавы тесно связаны с темой нашего урока. О чём будет идти речь на нашем уроке накануне великого праздника Дня Победы? Определим тему. (Великая Отечественная война. Человек на войне.) Как вы думаете, какова роль такого важного урока для каждого из нас? Какую ответственность возлагают на себя писатели произведений о войне? (Изображать события реально, правдиво…)

Эпиграфом к нашему уроку являются слова советского писателя В. Быкова, который говорил:

«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление». Как вы понимаете слова замечательного писателя? (Писатель должен говорить о войне правду).

Наш урок посвящён произведениям о Великой Отечественной войне. Содержание каких произведений мы вспомним? (Поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», стихотворения Ю.Друниной «Зинка», Р.Верзаковой «У войны не женское лицо»). А главным героем на войне является человек. Запишем тему урока в тетрадь «Человек на войне. Правда о нём».

Целеполагание.

Каковы цели нашего урока?

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны. Знать, какою ценой завоёвана победа. Определять проблемы, которые волнуют авторов произведений… Систематизировать материал к сочинению-рассуждению…

Что вы должны знать к уроку литературы?

Содержание, героев произведения, о времени, изображенном в произведении, жанр произведения, основные сведения об авторах произведения. Что должны уметь ? Пересказывать, давать характеристики героям, выразительно читать, сравнивать произведения разных авторов

Тип нашего урока: урок-конференция.

Какую форму работы выбрали? (Групповую). Что каждая группа готовила к уроку?

1 группа «Документалисты». Подбирали материал о писателях, произведениях. Готовили презентации к уроку.(Исследовательская работа)

2 группа «Музыканты». Подбирали к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.

3 группа «Чтецы». Готовили выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений. (Творческие задания)

В течение урока заполняем таблицу «Человек на войне. Правда о нём. Характеристика героев». Таблицы лежат перед вами. В конце урока оцените работу друг друга.(Взаимопроверка, взаимооценка)

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Где можно будет применить знания, приобретённые на уроке? (На экзамене, в сочинении-рассуждении) Какие моменты в написании сочинения-рассуждения вызывают у вас затруднения? Каковы их причины? Каковы основные требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению? Вы знакомы с планом сочинения-рассуждения. Он перед вами на партах, им вы будете пользоваться при написании сочинения дома, используя примеры из литературы и из жизненного опыта, который вы сегодня обогатите.

    Первичное закрепление во внешней речи.

А сейчас вспомним произведения о Великой Отечественной войне. Поговорим о подвиге солдат и офицеров. Найдём ответы на вопросы:

Как проявлялся героизм людей во время Великой Отечественной войны? Какую правду о войне рассказали нам авторы произведений?

В каком произведении отразился высокий дух советского солдата?

Презентация учащихся.

Сообщение первой группы «Документалисты» о поэме Твардовского «Василий Тёркин», о картине Ореста Верейского «Портрет Тёркина», об истории её написания. (Межпредметные связи).

Учитель:

Каким вы видите Василия Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по- вашему, он запечатлен?

(Устное описание картины)

Учитель:

Спасибо за презентацию и интересное сообщение. Ребята, что нового узнали из выступления данной группы? Соответствует ваше представление о Василии Тёркине с этим портретом?

    Самостоятельная работа учащихся над главой «О потере».

Учитель:

Вспомним некоторые главы из поэмы «Василий Тёркин», в которых ярко проявился настоящий характер героя. На какой главе вам хочется сегодня остановиться?

Сообщение учащегося о главе «О потере».

Учитель:

Посмотрим инсценирование главы « О потере». Отметим основные черты характера бойца Василия Тёркина.

Потерял боец кисет,

Заискался, - нет и нет.

Говорит боец:

(Боец:)

- Досадно.

Столько вдруг свалилось бед:

Потерял семью. Ну, ладно.

Нет, так на тебе - кисет!

Запропастился куда-то,

Хвать-похвать, пропал и след.

Потерял и двор и хату.

Хорошо. И вот - кисет.

Кабы годы молодые,

А не целых сорок лет...

Потерял края родные,

Все на свете и кисет.

Посмотрел с тоской вокруг:

- Без кисета, как без рук.

- Без кисета у махорки

Вкус не тот уже. Слаба!

Вот судьба, товарищ Теркин.

(Василий Теркин:)

- Без кисета, несомненно,

Ты боец уже не тот.

Раз кисет - предмет военный,

На-ко мой, не подойдет?

Принимай, я - добрый парень.

Мне не жаль. Не пропаду.

Мне еще пять штук подарят

В наступающем году,

Тот берет кисет потертый,

Как дитя, обновке рад...

И тогда Василий Теркин,

Словно вспомнил:

- Слушай, брат,

Потерять семью не стыдно -

Не твоя была вина.

Потерять башку - обидно,

Только что ж, на то война.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить, -

Я не спорю, - тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак,

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Наши деды, наши дети,

Наши внуки не велят.

Сколько лет живем на свете?

Тыщу?.. Больше! То-то, брат!

Сколько жить еще на свете, -

Год, иль два, иль тыщи лет, -

Мы с тобой за все в ответе.

То-то, брат! А ты - кисет...

Учитель:

Какие качества в характере Василия Тёркина вы цените? (Понимает, какая ответственность лежит на его плечах).

Учитель:

Каким мы видим в этой главе и в других главах главного героя?

Презентация «Василий Тёркин – защитник Родины».

Учащиеся называют главные черты характера литературного героя, определяют, о какой правде повествует нам автор произведения, говорят о преемственности поколений, делают вывод.

Учитель:

    Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:

Рядом с нами живут ветераны Великой Отечественной войны. Мы знаем их имена и выражаем им глубокую благодарность за мирное небо. Многих, к сожалению, уже нет рядом с нами, но память о них жива. Вспомним наших земляков, приближавших Победу.

Звучит песня «От героев былых времён не осталось порой имён…» (Марк Бернес).

От героев былых времен не осталось порой имен.

Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.

Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо

Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался, как один. Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть

Ученик с презентацией «Наши земляки, участники войны». Сообщение о земляках, участниках войны.

Учитель:

Сохраняется ли преемственность между поколениями в наше время? (Юноши служат в рядах российской армии). Многие ваши ровесники мечтают с армией связать свою жизнь, они выбирают самую мужественную профессию – защищать Родину! Среди них – ваши одноклассники. Сейчас они расскажут нам, почему они выбрали профессию военного. (Рассказы выпускников)

Учитель:

Война…Великая Отечественная …Мы не в праве забывать о том, какой ценой завоёван мир.. “Война ж совсем не фейерверк, а просто-трудная работа”, писал поэт-фронтовик М.Кульчицкий. И эту трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. Это тоже правда о войне, горькая правда…

Сообщение учеников о женщинах в армии в период Великой Отечественной войны, о том, каковы были их военные профессии. (Исследовательская работа).

Учитель:

Это им, хрупким и сильным, милым, отважным, беззаветно любящим Родину, фронтовик Борис Васильев посвятил произведение “А зори здесь тихие…”. Это одно из лучших и правдивых, искренних произведений о женщине на войне.

Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность)

Выступление учеников о творчестве Б.Васильева, о затрагиваемой им проблеме в повести «А зори здесь тихие…»… (Слайды с изображением портрета писателя, девушек – героинь произведения)

Учитель:

Где происходит действие повести?

Учащиеся передают краткое содержание произведения.

Учитель:

Представим каждую девушку. Постараемся понять истоки их героизма. (К доске выходят 5 девушек и Васков, все в военной форме). На экране слайды с изображением девушек.

Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. (Рассказ учащихся о судьбах девушек).

Учащиеся делают вывод об истоках героизма девушек.

Учитель:

Какие чувства испытывает Федот Васков после гибели всех девушек? (Рассуждения учащихся).

В своём стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» Александр Твардовский пишет об этом горьком чувстве так:

(Выразительное чтение стихотворения учащимся)

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Учитель:

С повестью Б.Васильева перекликается стихотворение поэтессы Юлии Друниной «Зинка». В нём также раскрывается тема женщины на войне. Та же боль, та же трагедия…То, что несёт война!

Ученик с сообщением о поэтессе, о стихотворении «Зинка».

Презентация.

Слайд с изображением Юлии Друниной. Фотография медсестры, выносящей с поля боя раненого бойца.

Учитель:

Послушаем стихотворение Ю.Друниной «Зинка» и и сопоставим его с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие».

Звучит стихотворение “Зинка” (Ю. Друнина.) Чтение в лицах.

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблоневом захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в доме квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг нежданный приказ: “Вперед!”

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам, по буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблоневом захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

Учитель:

Что объединяет повесть Б.Васильева и стихотворение Юлии Друниной?

Во имя чего погибали девушки?

Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность).

Выразительное чтение наизусть стихотворения Р.Верзаковой

«У войны не женское лицо»

Хоть имя женское заключено в неё.

Противоречит сути женщины война,

Не для убийства Богом ей любовь дана.

Имеет женщина над миром свою власть –

Любви томление, огненную страсть.

И женщины удел – хранить очаг.

Продленье жизни – в бесконечность шаг.

Мужчину ждать домой; переносить нужду.

Руками нежными предотвращать беду.

И в чистоте блюсти родимое крыльцо,

Растить детей в традициях отцов.

Нет! У войны не женское лицо.

Учитель: Среди наших ветеранов Великой Отечественной войны тоже есть женщины. Юными девушками они отправлялись на фронт и в одном строю с мужчинами воевали за Родную землю. Невозможно не вспомнить их.

Ученица с презентацией « Наши землячки, участницы войны».

Учитель:

Литературные и реальные герои… Такая между ними тонкая грань!

В жизни литературных героев отразились судьбы реальных людей.

Великая Отечественная война коснулась своим огненным крылом каждой семьи. Вы помните своих дедов и прадедов по фотографиям, которые бережно хранятся в семейных альбомах, по рассказам родственников …Вы помните их, свято храните их в своём сердце, будете передавать память о них следующим поколениям. О каждом из них можно написать книгу. И вы посвящаете своим дорогим людям свои стихотворения. Вы расскажете сегодня о них нам. (Чтение учениками стихотворений собственного сочинения)

    Рефлексия.

Учитель: Ребята, наш разговор о произведениях о войне, о человеке на войне подходит к концу. Что вам дал сегодняшний урок? Чему научил? Над чем заставил задуматься? Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

Нам необходимо принять решение.

(Помнить о подвиге нашего народа, беречь мир на Земле…)

    Домашнее задание.

    Обязательное задание для всех. Написать, используя материал урока, сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту о войне Владимира Богомолова «Рейс «Ласточки».

    Задания разного уровня сложности по выбору: творческое задание (написать стихотворение по теме урока) или составить тест по прочитанным произведениям.



Вверх