Error: не определено #11234. О чем сказка лев и собачка. Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка". Рассказ быль. I. Организация художественного восприятия произведения

О чем сказка лев и собачка. Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка". Рассказ быль. I. Организация художественного восприятия произведения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»»

г. Саратова

Конспект урока

по литературному чтению
в 3 классе

Л.Н. Толстой. Лев и собачка

подготовила

учитель начальных классов

Петрова Марина Васильевна

г. Саратов

Конспект урока

по литературному чтению

Тема урока: Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Цель урока:

    Развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, средстве выражения авторского отношения.

    Формировать систему читательских умений, обучать стилистическому анализу текста.

ХОД УРОКА

1.Повторение пройденного материала.

Сегодня мы продолжаем работать с произведениями великого писателя Л.Н. Толстого.

Вспомним, с произведениями, каких жанров мы уже работали на прошлых уроках.

Что такое быль?

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с былью Толстого «Лев и собачка».

Где они могут встретиться? Могут ли они в дикой природе встретиться? Какие чувства могут возникнуть между ними? Почему?

История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, и его за это звали “Лева-рева”. Эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до конца жизни. Тему сострадания мы увидим в новом произведении Толстого.

Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?

А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

3. Первичное восприятие. (Чтение учителя.)

4. Проверка первичного восприятия.

Какие чувства вызвала быль? Взволновала ли вас? (На доске опорные слова.)

Какие эпизоды взволновали?

5. Постановка учебной задачи.

Л. Н. Толстой много работал над своим произведениями, тщательно отбирал каждое слово.

Сегодня мы будем учиться размышлять над авторским выбором слова, построением предложений, чтобы точнее, глубже понять те мысли и чувства, которые автор вложил в свое произведение.

6. Вторичное восприятие и анализ текста.

Прочитайте первый абзац.

В чем состоит жестокость людей? Как это показывает Толстой? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Прочитайте второй абзац.

Какое чувство вызвал у вас поступок человека?

Какие слова характеризуют его поведение?

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка»? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в названии передано авторское отношение.)

Я прочитаю вам последнее предложение в этом абзаце, чуть-чуть изменив его. Следите по тексту, подумайте влияет ли на смысл рассказа изменение? (Учитель читает: «А собачонку взяли и бросили в клетку ко льву», пропуская слово «на съедение». Автору важно подчеркнуть, что люди бросают живую собачку на растерзание дикому зверю. Если убрать последние слова, смысл произведения изменится.)

Прочитайте описание встречи льва и собачки .

Почему почти каждое предложение в этой части написано с красной строки? (Каждое новое предложение передаёт очередной поворот действия.)

Так обычно оформляется на письме диалог – каждая реплика пишется с новой строки. Мы читаем быль, в произведениях данного жанра животные разговаривать не могут. Как и в жизни, они общаются с помощью движений, жестов. Попробуем расшифровать их поведение, выяснить, что стоит за каждым движением.

- «Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки». (Она испугалась и приготовилась обороняться, прижавшись в угол, защитила себя сзади.)

- «Лев подошел к ней и понюхал ее». (Это дружелюбный жест. Лев не нападает, он хочет познакомиться с ней.)

- «Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком». (Она поняла добрые намерения льва, и сама доверилась ему, приняв самую беззащитную позу.)

- «Лев тронул ее лапой и перевернул.» (Лев вернул ее в прежнее положение, как бы сказав: «Я не трону тебя».)

- «Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки». (Поблагодарила льва.)

- «Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.» (Знакомство состоялось. Лев принял собачку.)

Какие чувства возникли между животными?

Прочитайте следующие два абзаца.

Как живут лев и собачка? Почему так считаете? (Лев взял собачку под свое покровительство: она спит, положив ему на лапу голову, значит, полностью доверяет ему. Но живется им невесело: лев иногда играет с собачкой. Не может быть жизнь в клетке веселой. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней».)

Прочитайте следующий абзац.

Какой новый персонаж появляется в рассказе?

Почему Толстой не дает ему собственного имени? (Это неважно. Главное в этом человеке то, что он хозяин, он распоряжается жизнью льва и собачки.)

Человек чувствует себя хозяином льва, а подчиняется ли ему лев? (Не подчиняется. Собачку бросили на съедение льву, а он не съел ее. Хозяин дал мясо льву, а он оторвал кусок и отдал собачке.)

Чем похожи барин и хозяин?

Почему увидев свою собачку, он подумал лишь о том, что она его собственная, почему он не сказал, что любит ее, скучает без нее? Зачем Толстой ввел в рассказ этот эпизод? (Барин, как и хозяин, не имеет собственного имени, потому что главное – не его личностные качества, а то, что он владелец собаки. Хозяин и барин быстро поняли друг друга, для них собственность важнее всего. Толстой подчеркивает, что люди и лев по-разному воспринимают собачку: для людей это собственность, которая должна принадлежать хозяину, для льва – друг, отдать которого нельзя.)

Почему в рассказе ничего не говорится о том, как собачка отреагировала на появление барина? (Собачка перестала доверять людям. Автор подчеркивает это, опуская описание ее реакции на появление барина.)

Прочитайте следующие предложение.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями.)

Прочитайте рассказ до конца .

Как повел себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

Почему он «стал грызть засовы и пол»? (Лев давно уже не подчинялся хозяину, но по-настоящему взбунтовался только сейчас, пережив смерть друга. Он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.)

Впервые в отношении и хозяина ко льву проявляется заботливость: «Хозяин думал, что лев забудет свое горе…» Как хозяин пытался помочь льву? Прочитайте.

Как эти строчки характеризуют хозяина и льва? (Для хозяина все в жизни взаимозаменяемо: одну собачку можно заменить на другую. На этот раз хозяин бросает в клетку другую собачку не для того, чтобы лев съел ее, но лев не принимает другую собачку, поскольку для него это равноценно измене другу. Лев вновь не подчиняется хозяину.)

Мы наблюдали, как на протяжении всего рассказа лев вел поединок с хозяином, он ни разу не подчинился ему. Но вырваться из клетки льву не хватает сил. Кто оказывается победителем в этой борьбе? Прочитайте. (Побеждает лев. Он всетаки уходит из-под власти хозяина, будучи не всилах вырваться из клетки, он выбирает другой путь –смерть. Пять дней он отказывался от пищи. «На шестой день лев умер.» Толстой выносит это предложение в отдельный абзац, придавая ему особую значимость. Лев выбрал свободу, хотя и ценой своей жизни. Но чтобы сделать такой выбор, он должен был пережить смерть собачки.)

7. Обобщение.

Теперь, когда мы перечитали рассказ, размышляя над авторским выбором слова, попробуем сформировать, какие вопросы, какие проблемы ставит Толстой в своем рассказе? (1. Люди не в праве распоряжаться судьбами животных 2. Поведение льва –пример людям. Урок доброты, преданности.)

Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от Человека. -Прочитайте рассказ выразительно, стараясь передать в своем чтении авторскую позицию.

8. Итоги урока.

Чему вы сегодня учились на уроке? Какой прием анализа текста помог глубже понять рассказ?

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, а композиторы пишут печальную музыку. Зачем? (Чтобы произведение всколыхнуло как можно больше чувств у людей. Такие произведения учат нас сопереживанию, состраданию, добру.)

9. Домашнее задание. -Подготовить выразительное чтение рассказа. -Предлагаю вам побывать в роли писателя. Измените конец этой грустной истории.

Список использованной литературы

1. Воюшина М.П. Изучение литературы во втором классе. – СПб.:Папирус, 2003.

Литературоведческий анализ произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"

Цели урока: 1) познакомить с рассказом; подвести к выводу, почему Л.Н.Толстого называют великим писателем; продолжить обучение работе с прозаическим текстом (характеристика героев, тема, главная мысль произведения); закрепить библиографические навыки, умение работать в группе;

2) развивать аналитическое мышление, речь, воображение;

3) формировать нравственные позиции на основе чтения высокохудожественного текста: доброе отношение к животным, умение понимать чужую боль, понимание, что значит быть преданным; прививать взаимоподдержку, коллективизм.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели деятельности учителя:

способствовать формированию умений отличать жанры литературы, понимать особенности жанра «быль», анализировать произведение;

обеспечение условий для привлечения внимания детей к биографии писателя, понимания его мыслей и чувств, заложенных в произведении, раскрытия трагедийного смысла были «Лев и собачка», раскрытия жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки; способствовать воспитанию чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты

Предметные:

различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».

Личностные:

проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Метапредметные УУД:

познавательные:

понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

коммуникативные:

адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;

регулятивные:

выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.

Оборудование урока:

    Текст произведения. Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» ч.1, 3 класс 2013, «Школа России»

    Рабочая тетрадь по литературному чтению.

    Толковый словарь русского языка.

    Компьютерная презентация

    Портрет Л.Н. Толстого

    Словарик настроения

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- . Добрый день, дети! Я рада вас видеть. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

приводят в порядок рабочее место, настраиваются на учебную деятельность

2.Проверка домашнего задания

На предыдущих занятиях мы читали с вами произведения известного русского писателя. Назовите его и изученные произведения. Слайд 1

Кто главный герой этого рассказа?

Почему рассказ называется «Прыжок»?

Когда вам первые стало страшно за мальчика? Перескажите этот отрывок? (1 ученик)

Когда вам стало ещё страшнее? (1 ученик)

Перескажите ту часть текста, героем которой является капитан. (1 ученик)

Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?

Давайте выделим качества, которыми должен обладать капитан.

(Мужественным, смелым, предусмотрительным, заботливым, ответственным, в совершенстве знающим морское дело и т.п.)

Оценивает ответы учащихся.

Л.Н. Толстой Прыжок. Акула

По одному ученику пересказывают текст.

Личностные умения:

проявлять интерес к рассказам Л.Н. Толстого;

Познавательные умения: осмысливать характер героев и обосновывать их поступки

Речевая разминка

- На уроках чтения мы учимся правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

(слайд 2) - прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, с какой интонацией будем читать стихотворение?

Почему?

А в каком ещё знакомом вам произведении собаку и других животных тоже выгнали хозяева из дома?

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

Восприятие стихотворной речи

Отвечают на вопросы.

- Грустно, печально, жалостливо.

Здесь говорится о собаке. Которая стала не нужна своему хозяину. Её надо пожалеть.

- «Бременские музыканты» Братьев Гримм.

Читают по очереди 2-3 учащихся

анализ прочитанного.

Получилось: прочитал правильно, без ошибок, передал интонацию, соблюдал знаки препинания.

Не получилось: Читал с запинками, ошибками, не правильно ставил ударение. Выразительного чтения не получилось

Регулятивные умения:

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного зада-ния.

Актуализация знаний

Организация художественного восприятия произведения

Знакомство с новым произведением

Формулировка темы урока учащимися

Первичное чтение учителем

Беседа после первичного прослушивания по содержанию в целом.

Проверка восприятия текста

Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль. Сядьте удобно. Настройте свои сердца и постарайтесь услышать, о чём вам хотел рассказать человек, которого вы никогда не видели. Он прислал вам звуковое письмо.

Звучит музыка Э.Грига "Смерть Озе" (музыкальный отрывок)

Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.

Покажите, какого цвета печаль?

Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”. (слайд 3)

вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

Как вы думаете, как этот человек относился к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд 4)

Что помогают понять эти слова?

Отгадайте загадки и вы узнаете о ком сегодня будем читать на уроке.

    С царственной гривой, с гордой походкой
    Осмотрит свои он владения зорко.
    Даже не думай встать на пути
    С царской особой ты не шути. (Лев) (слайд 5)

Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать.

2.Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

(слайд 6)

(слайд7)

Что необычного вы видите?-Как вы думаете, почему? -

Кто догадался, как называется новое для нас произведение Л.Н. Толстого?

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Откройте учебники по закладке.

Прочитайте название рассказа и слово под ним.

О чём нам может рассказать заголовок?

. Что обозначает слово под заголовком?

Обратимся к словарю Ожегова (слайд 8)

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим произведением и попробуем его проанализировать

История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – сострадание, т.е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка» (слайд 9)

Вот что произошло в одном из Лондонских зоопарков. Сядьте удобно, внимательно слушайте.

Читает рассказ

После прочтения выдерживается пауза.

Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?

В какие моменты они возникли?

Я видела, вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте мне, о чем эта быль?

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?

Как выглядят животные?

А что бы вы подписали под этой иллюстрацией.-

Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?

Отчего лев умер?

Что общего между прослушанным музыкальным произведением и литературным?

Грусть, печаль, тоску, переживание, страдание.

Выбирают из словарика настроений

Добрые, внимательные, мудрые

Он их любил, уважал, помогал им. Даже создал школу для бедных крестьянских детей и сам написал для них «Азбуку», чтобы обучать их грамоте.

- Только человек с чутким сердцем может, радоваться, грустить, печалиться

ответы

Лев.

Рассказы предварительно подготовленных учащихся:

лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. В зоопарке они доживают до 50 лет.

Собака

Собаку человек приручил очень давно- больше шестиста тысяч лет назад прежде всего для охраны дома. Предком собаки была дикая Австралийская собака Динго. Сейчас собаки- настоящие друзья человека. Они спасают людей, помогают находить преступников, выступают в цирке. Собак используют как транспорт и проводниками для слепых людей. Насчитывается несколько сотен пород.

Лев и собака вместе

-«Лев и собачка»

Ответ

читают

О теме произведения.

Читают «быль».

То, что это было на самом деле.

1 учащийся в словаре находит определение

Дети слушают.

Грустный рассказ, очень жалко животных. Я даже плачу.

Когда собачка попала в клетку, когда умерла

О любви и привязанности животных друг к другу

Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку

Лев на всех смотрит гордо, мужественно. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

Дружба животных.

Не бойся. Я тебя защищу!

Её поймал человек, чтобы его за собачку пропустили в зверинец посмотреть животных.

Ему стало её жалко, она ему понравилась.

Он оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.

. – От тоски. Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Настроение, чувства. Тоже выбираем чёрный цвет.

    Познавательные умения:

    Личностные умения:

Познавательные

работа с дополнительным материалом

    Познавательные умения:

определять жанр произведе-ния и обосновывать своё мне-ние .

Поиск и извлечение необходимой информации в словарях (познавательные УУД)

Восприятие на слух текста (познавательные УУД)

Нравственно-этическая ориентация (личностные УУД)

Коммуникативные умения:

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного за-дания

Познавательные умения:

Определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

Динамическая пауза

Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно глубоко… Впереди из – за куста Смотрит хитрая лиса, Мы лисичку обхитрим, На носочках пробежим. Зайчик скачет быстро в поле, Очень весело на воле. Непоседы –шалунишки. Но закончилась игра И учиться нам пора.

Словарная работа.

словарная работа,

Организация художественного анализа текста, составление плана.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

    Смысл, каких слов вам был не понятен?

Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке. (Слайд 10)

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

- Ребята, а вы бы хотели рассказать кому-нибудь этот рассказ?

Тогда давайте вместе подготовим его к пересказу и проанализируем его.Что поможет нам?

1) Чтение первой части (начало)

До слов «…и бросили в клетку ко льву на съедение»

Какой был человек?

- Прочитайте, как человек ловил собачонку?

Почему «ухватил»?

Какие чувства вызвал поступок этого человека?

Что собачка чувствует в этот момент?

А вы что почувствовали?

На доске - слово "тревога"

. (слайд 11)

Как озаглавим эту часть?

Откопировано на каждого ученика, вклеивается в тетрадь.

Да.

- план текста.

Он злой, бессердечный. Ради своего интереса не пожалел маленькую бездомную собачку.

-« Собачонка", так как она была совсем маленькая.

- «Он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец».

Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

Отвращение, неприятные чувства.

Она чувствует страх и беспомощность

Тревогу.

Дети записывают в тетрадь «тревога.»

-«Собачонку бросили на съедение».

Записывают в тетрадь.

Поиск и извлечение необходимой информации в словарях (познавательные УУД

Предметные умения:

составлять простой и сложный планы для пересказа;

Поиск и выделение необходимой информации, анализ фактов и явлений, умение строить устное речевое высказывание (познавательные УУД)

Познавательные умения: делить текст на смысловые части

Предметные умения:

Познавательные умения:

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки;

Выборочное чтение

Выборочное чтение

Выборочное чтение

2) Чтение второй части до слов «…а иногда играл с ней.» -

Как ведёт себя лев? прочитайте.

Какое это чувство проявляется у льва?

На доске появляется слово «забота». (слайд12)

Как озаглавим эту часть?

3)Чтение третей части (до слов «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке»)

Какие чувства испытывает собачка в клетке?

Как одним словом можно сказать когда кто-то полагается на другого?

На доске появляется слово «доверие»

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, рассказывающий о том, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

Как озаглавим? (слайд13)

4)Читают четвёртую часть.(до конца )

Какие чувства испытывает лев после смерти собачки?

На доске слово «тоска»

Найдите и прочитайте с помощью каких слов автор передаёт это чувство?

Чего лев не мог понять сразу?

Прочитайте эту часть ещё раз про себя и найдите слова, которые показывают, как вёл себя лев, когда собачка умерла.

Что вы почувствовали, когда читали эти строки?

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они по- разному. Лев хищник, но одну собачку полюбил, а другую в ярости разрывает. Почему?

Как озаглавим эту часть? (слайд14)

А скажите, пожалуйста, у кого в этом рассказе больше проявляется нечеловеческих качеств?

Как вы думаете, для чего нам Л.Н.Толстой написал этот рассказ?

Мог ли этот рассказ написать человек с холодным сердцем?

Чувство сострадания, т.е. умение чувствовать чужие страдания, горе, Лев Николаевич Толстой пронёс через всю жизнь. А вы послушайте своё сердце, прикоснитесь к нему. Всегда ли вы можете заметить боль, переживания, печаль других людей?

Очень хорошо, что сегодня мы сделали с вами такой вывод.

Работа с пословицами (слайд15)

Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

    Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
    2. Храброму смерть не страшна.
    3. Один за всех и все за одного.
    4. Сила сломит всё, а ум силу.

Корректирует ответы учащихся.

Читают от слов «Лев подошёл к ней, понюхал…» до «…Лев оторвал кусок и бросил собачке».

Оторвал кусок мяса.

Забота.

«Звери подружились».

Она чувствует защищённость, что никто её не обидит. Теперь у неё есть настоящий друг.

Доверие

Дети записывают в тетрадь.

Читают.

«С тех пор…, а иногда играл с ней» «Так прожили лев и собачка в одной клетке»

«Лев заступился за собачку.»

Грусть, тоска, одиночество.

Записывают в тетрадь.

-«Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял… …никого не подпускал к ней.»

Что собачка мертва. Ведь это был его любимый друг.

Перестал есть, лизал собачку, нюхал. Трогал её, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом, бросился на стену, стал грызть, бился, метался, ревел, лёг подле, затих. Разорвал живую собачку, обнял мёртвую, умер.

Жалость к животному. Он большой, сильный, царь зверей, но ничего не может поделать.

Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.

Гибель льва и собачки.

У людей. Они безжалостны по отношению к животным. А у животных больше человеческих качеств.

Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных, бережно к ним относиться, не издеваться над ними, сострадать.

Нет, только с чутким.

Иногда не замечаем, но теперь будем.

Часто замечаю, стараюсь успокоить и поддержать этого человека.

Выбирают пословицу

Предметные умения:

описывать героя, его характер и поступки

Познавательные умения:

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки;

Познавательные умения:

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки;

Познавательные умения:

определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

    Познавательные умения:

-определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

Организация художественного творчества

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности

Творческие задания

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Многие писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы - печальную музыку. Как вы думаете, Зачем?

Да, в жизни, к сожалению, бывает не только радость, но и печаль. Чем больше произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.

Дети составляют диалог

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

Чтобы люди думали, что можно делать, а чего не надо. Чтобы люди сострадали, любили ближних, приходили друг другу на помощь, были добрыми, внимательными.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа?

А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженому, могли бы защитить их в трудный момент?

Давайте подберём синонимы к словам: Чуткое сердце, холодное сердце . (слайд 16)

Какие же тайны открылись нашему чуткому сердцу?

Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 17) Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”

Мы сегодня скажем «Спасибо» за добрые рассказы, за то, что он нас учит делать добро. Учит состраданию.

Ответы детей.

Формирование умения обобщать, делать выводы, строить цепочки рассуждений (познавательные УУД)

Домашнее задание

Рефлексия учебной деятельности

(слайд 18)

1.Пересказать рассказ по плану близко к тексту.

2. придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и записать её.

3. Нарисовать плакат, посвященный защите животных.

Какое настроение у вас осталось после занятия?

С каким произведением познакомились? - Кто его автор? - О чём оно? Почему автор назвал его былью? - Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Что вы не знали, а теперь знаете? - Продолжите предложения: - Мне понравилось… - Мне было трудно….

Оценивает работу учащихся на уроке . (слайд 18)

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Переносят полученные знания в продуктивную творческую деятельность

Показывают по словарику настроения.

Оценивают свои достижения.

Предметные умения:

пересказывать текст (подробно);

Развитие творчества (познавательные УУД )

Личностные умения:

проявлять интерес к рассказам Л. Н. Толстого;

Участие в коллективном обсуждении, высказывание своей точки зрения (коммуникативные УУД ).

Самоанализ урока по литературному чтению в 3 классе по программе «Школа России»

Тема урока: Анализ текста Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

«Анализ текста Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Это комбинированный урок.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является пятым в изучении темы «Рассказы Л.Н.Толстого » и двадцатым В разделе «Великие русские писатели».

Цели, содержание, методы, приёмы на уроке направлены были на максимальное выявление индивидуального опыта ребёнка.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

В основу урока легло исследование (наблюдение) за произведениями музыки, литературы; открытое выражение чувства. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 9-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи урока.

- Осознание учащимися особенностей восприятия и выражения в ходе слушания чтения произведений,.

Расширение представления детей о внутреннем мире человека

Воспитание культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, обогащения мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём

Создание условий для постижения школьниками искусство- и литературоведческих понятий и практического освоения приёмов художественной выразительности

Развитие разнообразных речевых умений школьников

Воспитание любви к животным, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи

Развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.

Анализ организации учебного процесса урока.

1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.

2. Проблемный вопрос и фотография вовлекли учащихся к интересу о взаимоотношениях хищника и домашнего животного.

3. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания образной природы искусства, языка, словесных образов, согласно поставленным целям.

4.Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.

5. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, дневники настроения, культура речи,).

6. Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.

7. Комментарий к домашнему заданию носит творческий характер, что позволило учащимся использовать право выбора.

Анализ дидактической и методической деятельности.

    С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря.

    В процессе обучения использованы проблемно-сообщающиеся методы, такие как:

Доказательство путём сравнения подобий (с использованием репродукций и музыкального произведения)

Частично-поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений с использованием произведений искусств и стихотворения.

- исследовательские методы: в работе с учебником, словарём.

    На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Имела место групповая и фронтальная формы работы учащихся.

    Через вопросы, которые ставятся на протяжении урока, я пыталась понять внутренний мир каждого ребёнка. Введение в урок информационных технологий, раздаточного материала позволило облегчить процесс систематизации информации.

Анализ деятельности учащихся.

    На уроке литературного чтения сочетались словесно –наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.

    Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.

    Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 3 класса.

    Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута особой методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления и восхищения перед тайнами художественного творчества.

    Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с с заданными целями урока, умение работать в группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.

    Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование в устных ответах полученных ранее знания о приёмах художественной выразительности, разнообразие речевых умений.

    У учеников сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных оценках знаний товарищей и умении обосновывать, в самоконтроле и в самоанализе.

    Учащиеся данного класса показали хорошие навыки выборочного чтения, выразительного, умения находить и различать средства художественной выразительности, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному и впечатление от прочитанного (дневники настроения).

Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы любви к животным в произведении Л.Н.Толстого.

На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями: любви к «меньшим братьям», нравственности, духовности, чувства взаимопомощи и товарищества.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и сменой деятельности.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока доброжелательная, этому способствовала создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания к теме и целям урока, к вопросу на который надо найти ответ, использование ИКТ, музыкального сопровождения.

Контроль осуществлялся с использованием психологически щадящего режима, что дает возможность создания психологического комфорта на уроке каждому учащемуся, а также сохранения психологического здоровья детей. Урок целей достиг.

8. Владение современными образовательными технологиями, в том числе и информационными, и методиками. Эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Название используемой технологии

Классы, в которых используется технология

Обоснование применения

Здоровьесберегающие

1-4

Участие в акциях : « День здоровья», « Общешкольная зарядка»,

Участие в соревнованиях «Безопасное колесо», «Весёлые старты», «Папа, мама, я- спортивная семья!»

- П сихологическо е сопровождени е детей группы «риска»

-Динамические и физкультурные паузы на уроках, занятиях. Гимнастика для глаз, подбор мебели, соответствующей роста учащихся, соблюдение питьевого, светового режимов и режима проветривания;

- Профилактические медосмотры, обеспечение детей горячим питанием и «школьным»молоком.

- встречи с инспектором ДПС;

- прогулки,походы, игры на свежем воздухе., уроки, экскурсии, туристические слёты, спортивные соревнования муниципального и школьного уровня.

- Классные часы, посвящённые профилактике вредных привычек,(«Пять колец», « На зарядку становись!», «Здоровье и вредные привычки» и т.д.;

- родительские лектории (« Режим дня », « Вредные привычки- профилактика в раннем возрасте »);

- творческие выставки рисунков и плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

- Закаливание и обливание в период работы летних лагерей;

Игровые

1-4

Интеллектуальные игры: « Что? Где? Когда?»,

« Карусель» и др.

Викторины по литературным произведениям, по творчеству Г.Х Андерсена, С.Я.Маршака и др.

Драматизация: инсценировки, кукольный театр.

Проблемное обучение

1-4

Создание проблемных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности

Развивающее обучение

1-4

Развивающие игры на уроках и во внеурочное время.

Занятия в кружке «Юный турист»

Решение логических задач, использование опорных схем и таблиц.

ИКТ

1-4

Создание презентаций к урокам.

Работа с ресурсами Интернета.

Использование готовых учебных программ(« Отличник»)

Использование электронных тренажеров: «Электронный тренажер», « Фраза»,

Работа в электронном дневнике «Дневник.ру»

Технология портфолио

1-4

Ведение индивидуального портфолио учащихся для демонстрации, анализа и оценки личных результатов.

Создание портфолио учителя.

Директор ________________________ / Л.М.Шевелёва /

"СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ"

Тема сострадания в произведении Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

М. Н. Перестенко, учитель начальных классов,

г. Белгород, МОУ - лицей №32

Время, в котором мы живем, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения известных писателей. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Возьмитесь за руки и покажите своё хорошее настроение, пожелайте друг другу успехов на уроке.

2. Сообщение целей урока.

Сегодня я хочу назвать вас «юными читателями». Как вы думаете, почему? Ответы детей. Сегодня мы продолжим учиться быть внимательными читателями.

3. Речевая гимнастика

Скороговорка «Щенки» Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

4. Знакомство с новым произведением.

Сегодня к нашему у року я выбрала эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны» (на доске)

Прочитайте его про себя. – Что помогают понять эти слова?

Автобиография писателя (рассказывает один ученик)

История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает? Но дело в том, что "Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории то плакал, и его за это звали "Лева-рева”.

Согласны ли вы. Что Толстой в детстве был «рёвой». Ответы.

А что заставляло его плакать, расстраиваться? Ответы.

Молодцы! Все эти качества можно назвать одним словом – сострадание. (на доске)

Эта черта называется - сострадание . Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича, и узнаем более точное определение слову сострадание.

Словарная работа Сострадание - это умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.

5.Чтение художественного произведения

Рассказ "Лев и собачка”. Читают хорошо читающие дети.

– Прислушайтесь к себе. – Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) – Какой эпизод показался вам самым напряженным? Найдите и подтвердите словами из текста, так, чтобы было понятно, что чувствовала собачка.

Деление рассказа на три части.

На какие смысловые части можно разделить текст этот текст? Ответы?

1. Человек и собака. 2. Собака в клетке. 3. Дружба льва и собаки. 4. Разлука друзей.

6. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало)

– Какие чувства вызвал поступок этого человека?

Как вела себя собака, оказавшись в клетке у льва?

– Прочитайте, то она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске – слово "тревога”.

2) Чтение второй части

– Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в своей клетке?

На доске – слово "забота”.

Физкультминутка

3) Чтение третьей части

– Прошло ли чувство тревоги у собачки? Прочитайте (Вечером... и сложила свою голову.)

– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске – слово "доверие”.

-Что произошло в отношениях между животными, когда с одной стороны мы видим заботу. А с другой доверие? (Табличка «дружба» вывешивается на доску).

– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

Что произошло в 4 части? Почему животные расстались, что их разлучило? (Смерть собачки)

– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске – слово "тоска”.

- Сразу ли лев принял смерть собачки?

- Каким стало поведение льва, когда он понял, что собачка умерла? Ответы. Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?(вспрыгнул, ощетинился….) -Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. "Чуткому сердцу откроются тайны”.

Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Всегда может понять душевное состояние человека)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

Моделирование обложки.

Выбери правильную модель. Что общего у этих обложек? (тема). Назови произведения, которые подходят к этим обложкам.

(жанр - рассказ (прямоугольник), тема – о животных (коричневый))

5. Работа в парах

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Разыграйте диалог.

Домашнее задание

Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

9. Итог урока

Чему оно учит?

Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа!

10. Рефлексия

В конце звучит песня Энтина Ю. «Дорогою добра».

Литература

1. Учебник литературного чтения М. И. Оморокова. Ч. 1. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

2.Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы
Под ред. Журовой.- М. Вента – Графф, 2002.

3.Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.

4.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами художественных произведений. М., 2007 г.

Лозовая Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 1568 имени Пабло Неруды города Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Разработка урока литературного чтения
Тема: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Дата публикации: 04.04.2016
Раздел: начальное образование

11.02.2015

Тема «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Цель:
ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”
Задачи:

образовательные:
o продолжить работу над анализом художественного произведения, o отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных; 
развивающие:
развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре; 
воспитывающие:
воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
 регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану;  познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;  коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

(слайд)
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна.
(слайд)
Он родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете.
(слайд)
В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность.
(слайд)
Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.
(слайд)
В школе ребят учили читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, рисованию и пению.
(слайд)
- Чтение текста из учебника (стр.50-51)
(слайд)
10 ноября 1910 года писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. - Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете?
(слайд)

4. Знакомство с произведением «Лев и собачка»
1) Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке.
(слайд)
1. С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути С царской особой ты не шути. (Лев)
(слайд)
Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (Собака)
Физкультминутка. (слайд)

(слайд)
Сегодня познакомимся с произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка”. - Как понимаете слово «быль»? (Это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, не выдуманная история.)
История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нем до конца жизни. 2) Показ диафильма «Лев и собачка» – Какое впечатление осталось у вас после прослушивания этого рассказа? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил её). – Какой момент был самым тревожным? 3) Словарная работа.
(слайд)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Поджала хвост – испугалась, утратила самоуверенность. Лев ощетинился – поднял шерсть дыбом. Издохла – умерла Засов – большая дверная задвижка. Барин - богатый человек 4) Чтение рассказа цепочкой. 5) Работа по содержанию. -Прочитайте, как начинается рассказ? Что автор хотел нам показать? (Люди – безжалостны, они уничтожали бедных животных, смотрели на эту расправу) -Зачем же Лев Николаевич именно так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.) -Почему лев сразу не съел собачку? (Она была игривая, ласковая, махала хвостом, словно, просила не есть её.) (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостом) -Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке со львом? Подтвердите словами из текста. (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, встала на задние лапки)
-Что связало двух животных? (Дружба, взаимопонимание) - А в чём выражалась дружба и забота льва по отношению к собачке? (делился мясом лев, спали вместе) 6) Сюжет рассказа.
(слайд)
Выборочное чтение - Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина вернуть собачку хозяину? (ощетинился и зарычал) -Почему умерла собачка? -Как лев воспринял смерть друга? - Почему лев не принял другой собачки? -Как смерть друга повлияла на льва? (Умирает, не перенёс потерю друга) -Как автор относится к собачке? (Он её любит.) Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие слова - добрые, ласковые.) -Что хотел выразить Толстой этим небольшим произведением? Сделаем вывод. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе и утрату. Здесь показана преданность чувству любви к другу
.
6) Работа с пословицами
.(слайд)
- Какая пословица подходит к содержанию рассказа? Объясните. O Где дружбой дорожат, там враги дрожат. O Храброму смерть не страшна. O Один за всех и все за одного. O Сила сломит всё, а ум силу. 7) Работа в группах.
Сочинить четверостишье про животных по рассказу. Заключительное слово учителя.
(слайд)
Закончить урок я бы хотела словами из рассказа И.С.Тургенева «Воробей» “ Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. – Как вы понимаете эти слова? Преданность – это уважение, верность, искренняя любовь, покорность.
6. Итог урока.
Сегодня на уроке
(слайд)
Я узнал(а) … Я понял(а) … Я научился(лась) … Мне было …
7. Домашнее задание.
 Подготовить пересказ текста стр. 50-51  Подготовить пересказ близко к тексту рассказа «Лев и собачка» стр.52- 53

Библиотека
материалов

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка". Рассказ быль.

Учитель: Трибунская И.В.

КГУ СШ№13 с.Озёрное

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Ознакомление с содержанием рассказа «Лев и собачка» Л.Толстого; понимание основной идеи, воспитание сочувствия, доброты к животным.

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

-Это быль.

Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это?

Что вы знаете о таком животном, как лев ?

А это кто?

Что можно сказать о собаке ? (

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ?

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

Почему?

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

Как лев относился к собачке?

Найди и прочитай этот момент в тексте.

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?

- Что же происходит с собачкой ? ( Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

Какие чувства испытывает лев от потери собачки?

С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку?

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

Прочитайте про себя последние два предложения.

печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это …

-

варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Ознакомление с содержанием рассказа «Лев и собачка» Л.Толстого; понимание основной идеи, воспитание сочувствия, доброты к животным.

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация знаний учащихся.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

-Это быль.

– Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

Вверх