Чтобы жить честно надо рваться путаться. Конспекты уроков "Чтобы жить честно…", "Антитеза как основное средство художественного изображения в произведении". О семье и отношениях

Дневники Письма 90-томное собрание сочинений
  • Путеводитель по публицистике (автор - Ирина Петровицкая)
  • ПИСЬМО А. А. ТОЛСТОЙ. 1857

    Возвратившись из-за границы в Ясную Поляну, Толстой 20 октября пишет тетушке очень важное, известное теперь многим письмо:
    «Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем. Да что счастие – глупое слово; не счастье, а хорошо; а бесчестная тревога, основанная на любви к себе, – это несчастье. Вот вам в самой сжатой форме перемена во взгляде на жизнь, происшедшая во мне в последнее время.


    Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно! Нельзя... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного».


    Перечитывая в свой последний, 1910-й, год приготовленную к печати его переписку с Александрой Андреевной*, об этом письме Толстой отозвался в Дневнике так: «Одно о том, что жизнь – труд, борьба, ошибки – такое, что теперь ничего бы не сказал другого».


    ПСС, т. 58, с. 23.

    * Л. Н. Толстой и А. А. Толстая. Переписка (1857–1903). – М.,1911; 2 изд. – 2011.

    Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться 8230 По роману Толстого Война и мир

    Проблемы нравственности, духовности всегда были самыми важными в литературе XIX века. Писателей и их героев постоянно волновали самые глубокие и серьезные вопросы: как жить, в чем смысл человеческой жизни, как прийти к Богу, как изменить в лучшую сторону не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Именно такие мысли переполняют одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова.

    В начале романа Пьер предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным юношей, прожившим всю свою юность за границей. Он не умеет вести себя в светском обществе, в салоне Анны Павловны Шерер он вызывает беспокойство хозяйки и страх: «Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Пьер ведет себя естественно, он единственный в этой среде не носит маску лицемерия, он говорит то, что думает.

    Став обладателем большого наследства, Пьер, с его честностью и верой в доброту людей, попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом: женить Пьера на своей дочери Элен. Пьера привлекает ее внешняя красота, но он не может разобраться, умна ли она, добра ли. Он долго не решается сделать ей предложение, фактически он и не делает его, все за него решает князь Курагин. После женитьбы наступает переломный момент в жизни героя, период осмысления всей своей жизни, ее смысла. Кульминацией этих переживаний Пьера стала дуэль с Долоховым, любовником Элен. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о наглом и циничном отношении к нему Элен и Долохова, закипает гнев, «что-то страшное и безобразное поднималось в его душе». Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, храбрость человека, которому нечего терять, его человеколюбие, его нравственную силу. Ранив Долохова, он ждет его выстрела: «Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него». Пьера автор сопоставляет с Долоховым в этой сцене: Пьер не хочет причинить ему вред, тем более убить его, а Долохов сокрушается, что промахнулся и не попал в Пьера. После дуэли Пьера терзают мысли и переживания: «Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате» Он анализирует все произошедшее, отношения с женой, дуэль и понимает, что потерял все жизненные ценности, он не знает, как ему жить дальше, винит только себя в совершении этой ошибки - женитьбе на Элен, размышляет о жизни и смерти: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив - и живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? …Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» В этом состоянии нравственных сомнений он встречает на постоялом дворе в Торжке масона Баздеева, и «строгое, умное и проницательное выражение взгляда» этого человека поражает Безухова. Баздеев видит причину несчастья Пьера в его неверии в Бога: «Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек». Пьер сам вступает в масонскую ложу и старается жить по законам добра и справедливости. Получив жизненную опору в виде масонства, он обретает уверенность в себе и цель в жизни. Пьер едет по своим поместьям, пытаясь облегчить жизнь своим крепостным. Он хочет построить для крестьян школы, больницы, но хитрый управляющий обманывает Пьера, и практических результатов поездки Пьера нет. Но сам он полон веры в себя, и в этот период своей жизни ему удается помочь своему другу, князю Андрею Болконскому, который занимается воспитанием сына после смерти жены. Князь Андрей испытывает разочарование в жизни после Аустерлица, после смерти маленькой княгини, и Пьеру удается расшевелить его, пробудить интерес к окружающему: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем».

    Толстой показывает нам, как период осмысления своей жизни может сменяться полным разочарованием и отчаянием, что и происходит с его любимым героем. Пьер теряет веру в учение масонов, когда видит, что все они заняты не устройством мира, а собственной карьерой, благополучием, погоней за властью. Он возвращается в светское общество и опять живет пустой, бессодержательной жизнью. Единственное, что есть у него в жизни, - это любовь к Наташе, но союз между ними невозможен. Война с Наполеоном придает смысл жизни Пьера: он присутствует на Бородинском сражении, он видит мужество и героизм русских солдат, он находится рядом с ними на батарее Раевского, подносит им снаряды, помогает чем может. Несмотря на его нелепый для сражения вид (он приехал в зеленом фраке и белой шляпе), солдаты прониклись симпатией к Пьеру за его смелость и даже дали прозвище «наш барин». Страшная картина боя поразила Пьера. Когда он видит, что на батарее почти все погибли, он думает: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!» После сражения Пьер размышляет о мужестве русских солдат: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими…Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего….Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли - вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!» Сопрягать свою жизнь с жизнью народа - вот к какой идее приходит Пьер. Дальнейшие события в жизни Пьера только подтверждают эту мысль. Попытка убить Наполеона в горящей Москве оборачивается спасением жизни французского офицера, а спасение девочки из горящего дома и помощь женщине - взятием в плен. В Москве Пьер совершает свой подвиг, но для него это естественное поведение человека, так как он смел и благороден. Наверное, самые главные события жизни Пьера происходят в плену. Знакомство с Платоном Каратаевым научило Пьера той необходимой жизненной мудрости, которой ему не хватало. Умение приспосабливаться к любым условиям и не терять при этом человечности и доброты - это раскрыл Пьеру простой русский мужик. «Для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда», - так пишет Толстой о Платоне Каратаеве. В плену Пьер начинает ощущать свое единство с миром: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

    Когда Пьера освобождают, когда начинается совсем другая, полная новых проблем, жизнь, в его душе сохраняется все то, что он перестрадал и перечувствовал. Все пережитое Пьером не прошло бесследно, он стал человеком, знающим смысл жизни, ее цель. Счастливая семейная жизнь не заставила его забыть о своем предназначении. То, что Пьер вступает в тайное общество, то, что он будущий декабрист, закономерно для Пьера. Он всей своей жизнью выстрадал право бороться за права других людей.

    Описывая жизнь своего героя, Толстой показывает нам яркую иллюстрацию к тем словам, которые записал когда-то у себя в дневнике: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

    «Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собою» - так начинается первая дневниковая запись, которую 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года сделал будущий великий писатель и публицист, а тогда 19-летний студент юридического факультета Императорского Казанского университета Лев Николаевич Толстой.

    В своей первой записи молодой Толстой размышляет в основном о пользе уединения. «Легче написать 10 томов философии, чем приложить одно какое-нибудь начало к практике», - завершает он свои рассуждения, возможно, первым из своих дневниковых афоризмов.

    Составив в той, первой, тетради целый блок правил, в которые в том числе входило конспектирование всех прочитанных книг и важных событий, Лев Толстой продолжил вести дневники до конца жизни и сам считал их самым ценным из всего написанного. Излюбленными дневниковыми темами писателя станут религия, семья, нравственное воспитание и любовь.

    «Известия» выбрали несколько ярких цитат из его дневников разных лет.

    О жизни

    «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать... и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

    «Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные».

    «Ничто так не ослабляет силы человека, как надежда в чем-либо, кроме своего усилия, найти спасение и благо».

    «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».

    «Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в том, чтобы соблюсти душу».

    О счастье

    «Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастие людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы».

    «Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение».

    «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

    «Несчастие делает добродетельным - добродетель делает счастливым - счастье делает порочным».

    О себе

    «Когда я искал удовольствия, оно бежало от меня, а я впадал в тяжелое положение скуки - состояние, из которого можно перейти ко всему - хорошему и дурному; и скорее к последнему. Теперь, когда я только стараюсь избегать скуки, я во всем нахожу удовольствие».

    «Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далекими по времени и месту, которые будут слышать меня».

    «Тайна в том, что я всякую минуту другой и всё тот же. То, что я всё тот же, делает мое сознание; то, что я всякую минуту другой, делает пространство и время».

    О знаниях

    «Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное».

    «Знания - орудие, а не цель».

    О деле

    «Для общего дела наверное лучше делать каждому, что ему велено, а не то, что ему кажется хорошим».

    «То, что предположил себе делать, не откладывай под предлогом рассеянности или развлечения; но тотчас, хотя наружно, принимайся за дело. Мысли придут».

    «Лучше попробовать и испортить (вещь, которую можно переделать), чем ничего не делать».

    «Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь».

    О мечтах

    «В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого».

    «Не знаю, как мечтают другие, сколько я ни слыхал и ни читал, то совсем не так, как я <...> Другие говорят, что горы, казалось, говорили то-то, а листочки то-то, а деревья звали туда-то. Как может прийти такая мысль? Надо стараться, чтобы вбить в голову такую нелепицу».

    О народах

    «Жизнь всех народов везде одна и та же. Более жестокие, бесчеловечные, гулящие люди кормятся насилием, войною, более мягкие, кроткие, трудолюбивые - предпочитают терпеть. История есть история этих насилий и борьбы с ними».

    «Если русский народ - нецивилизованные варвары, то у нас есть будущность. Западные же народы - цивилизованные варвары, и им уже нечего ждать».

    «Западные народы бросили земледелие и все хотят властвовать. Над собой нельзя, вот они и ищут колоний и рынков».

    О семье и отношениях

    «Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал - и забыл, а она помнит».

    «Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка».

    «Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви».

    О старости

    «Старость - самая большая неожиданность в жизни».

    «В глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в квадратах расстояния от смерти».

    Последний дневник

    16 августа 1910 года (29 августа по старому стилю) - менее чем за два месяца до смерти - Лев Николаевич начнет свою последнюю дневниковую тетрадь, озаглавив ее «Дневник для самого себя».

    «Всё то же, еще хуже. Только бы не согрешить. И не иметь зла. Теперь нету», - записал в нем Лев Толстой через два месяца, 16 октября 1910 года.

    7 ноября 1910 года Лев Толстой скончался в селе Астапово Рязанской губернии. После него осталось около 4,7 тыс. страниц дневниковых записей, составившие 13 из 22 томов полного собрания сочинений писателя.

    Проблемы нравственности, духовности всегда были самыми важными в литературе XIX века. Писателей и их героев постоянно волновали самые глубокие и серьезные вопросы: как жить, в чем смысл человеческой жизни, как прийти к Богу, как изменить в лучшую сторону не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Именно такие мысли переполняют одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова.

    В начале романа Пьер предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным юношей, прожившим всю свою юность за границей. Он не умеет вести

    Себя в светском обществе, в салоне Анны Павловны Шерер он вызывает беспокойство хозяйки и страх: «Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Пьер ведет себя естественно, он единственный в этой среде не носит маску лицемерия, он говорит то, что думает.

    Став обладателем большого наследства, Пьер, с его честностью и верой в доброту людей, попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались

    Успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом: женить Пьера на своей дочери Элен. Пьера привлекает ее внешняя красота, но он не может разобраться, умна ли она, добра ли. Он долго не решается сделать ей предложение, фактически он и не делает его, все за него решает князь Курагин.

    После женитьбы наступает переломный момент в жизни героя, период осмысления всей своей жизни, ее смысла. Кульминацией этих переживаний Пьера стала дуэль с Долоховым, любовником Элен. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о наглом и циничном отношении к нему Элен и Долохова, закипает гнев, «что-то страшное и безобразное поднималось в его душе». Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, храбрость человека, которому нечего терять, его человеколюбие, его нравственную силу. Ранив Долохова, он ждет его выстрела: «Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него».

    Пьера автор сопоставляет с Долоховым в этой сцене: Пьер не хочет причинить ему вред, тем более убить его, а Долохов сокрушается, что промахнулся и не попал в Пьера. После дуэли Пьера терзают мысли и переживания: «Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате»

    Он анализирует все произошедшее, отношения с женой, дуэль и понимает, что потерял все жизненные ценности, он не знает, как ему жить дальше, винит только себя в совершении этой ошибки - женитьбе на Элен, размышляет о жизни и смерти: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив - и живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? …Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» В этом состоянии нравственных сомнений он встречает на постоялом дворе в Торжке масона Баздеева, и «строгое, умное и проницательное выражение взгляда» этого человека поражает Безухова.

    Баздеев видит причину несчастья Пьера в его неверии в Бога: «Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек». Пьер сам вступает в масонскую ложу и старается жить по законам добра и справедливости. Получив жизненную опору в виде масонства, он обретает уверенность в себе и цель в жизни. Пьер едет по своим поместьям, пытаясь облегчить жизнь своим крепостным. Он хочет построить для крестьян школы, больницы, но хитрый управляющий обманывает Пьера, и практических результатов поездки Пьера нет. Но сам он полон веры в себя, и в этот период своей жизни ему удается помочь своему другу, князю Андрею Болконскому, который занимается воспитанием сына после смерти жены.

    Князь Андрей испытывает разочарование в жизни после Аустерлица, после смерти маленькой княгини, и Пьеру удается расшевелить его, пробудить интерес к окружающему: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем».

    Толстой показывает нам, как период осмысления своей жизни может сменяться полным разочарованием и отчаянием, что и происходит с его любимым героем. Пьер теряет веру в учение масонов, когда видит, что все они заняты не устройством мира, а собственной карьерой, благополучием, погоней за властью. Он возвращается в светское общество и опять живет пустой, бессодержательной жизнью. Единственное, что есть у него в жизни, - это любовь к Наташе, но союз между ними невозможен.

    Война с Наполеоном придает смысл жизни Пьера: он присутствует на Бородинском сражении, он видит мужество и героизм русских солдат, он находится рядом с ними на батарее Раевского, подносит им снаряды, помогает чем может. Несмотря на его нелепый для сражения вид (он приехал в зеленом фраке и белой шляпе), солдаты прониклись симпатией к Пьеру за его смелость и даже дали прозвище «наш барин».

    Страшная картина боя поразила Пьера. Когда он видит, что на батарее почти все погибли, он думает: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!» После сражения Пьер размышляет о мужестве русских солдат: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими…Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего….Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли - вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!»

    Сопрягать свою жизнь с жизнью народа - вот к какой идее приходит Пьер. Дальнейшие события в жизни Пьера только подтверждают эту мысль. Попытка убить Наполеона в горящей Москве оборачивается спасением жизни французского офицера, а спасение девочки из горящего дома и помощь женщине - взятием в плен. В Москве Пьер совершает свой подвиг, но для него это естественное поведение человека, так как он смел и благороден. Наверное, самые главные события жизни Пьера происходят в плену.

    Знакомство с Платоном Каратаевым научило Пьера той необходимой жизненной мудрости, которой ему не хватало. Умение приспосабливаться к любым условиям и не терять при этом человечности и доброты - это раскрыл Пьеру простой русский мужик. «Для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда», - так пишет Толстой о Платоне Каратаеве. В плену Пьер начинает ощущать свое единство с миром: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

    Когда Пьера освобождают, когда начинается совсем другая, полная новых проблем, жизнь, в его душе сохраняется все то, что он перестрадал и перечувствовал. Все пережитое Пьером не прошло бесследно, он стал человеком, знающим смысл жизни, ее цель. Счастливая семейная жизнь не заставила его забыть о своем предназначении. То, что Пьер вступает в тайное общество, то, что он будущий декабрист, закономерно для Пьера. Он всей своей жизнью выстрадал право бороться за права других людей.

    Описывая жизнь своего героя, Толстой показывает нам яркую иллюстрацию к тем словам, которые записал когда-то у себя в дневнике: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

    (2 votes, average: 5.00 out of 5)


    "Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно."

    У. Айзексон

    Жить честно - значит жить и действовать, руководствуясь правдой. Честный человек всегда искренен и высокоморален, не имеет намерений, подкреплённых корыстью, стремлением навредить другому человеку. Жизнь честная является своеобразным синонимом жизни праведной, и сил на неё хватает лишь у немногих: казалось бы, даже самые искренние люди, а однажды все равно совершают ошибку.

    И если просматривать поступки каждого человека, то окажется, что абсолютная честность без малейших проступков - настоящее чудо, встречающееся очень редко. Я считаю, что стремление к честности - это путь долгий и сложный, а любой путь лежит через ряд ошибок, верных и неверных решений.

    Честность достигается путём внутренней борьбы человеческой души с различными желаниями, противоречащими морали. Это процесс формирования мировоззрения, требующий огромного труда. В литературе немало писателей, главной задачей которых было описание человеческой души и изменений в ней вследствие различных событий. Однако стоит выделить литератора, уделявшего больше всех внимания размышлениям о диалектике души своих персонажей, Льва Николаевича Толстого.

    В своих произведениях великий русский писатель заставляет литературных героев проходить огромное количество испытаний. В романе "Война и мир" князь Андрей Болконский проходит огромный путь внутренних столкновений и изменений. Он отправляется на войну с французами, но в итоге попадает на ещё одну войну – с самим собой. Жизнь честная, бескорыстная не подразумевает стремления к материальным, земным ценностям, направлена на совершение добра и отречения от зла. Князь Болконский следовал своим мечтам о славе, и этот факт не дает его поступкам стать подвигами. В сражении под Аустерлицем он, увидев, что знаменосец был убит, сидя на белом коне, подхватил знамя и понёсся с ним впереди солдат.

    Однако было ли это героизмом? Князь Андрей в первую очередь хотел "красоты картины", где он выглядит героем, но всё это было неискренне, лишь ради себя самого. И лишь одно происшествие открыло ему глаза: он стал осознавать, что живёт не по чести, когда был ранен в бою, лёжа под открытым небом и не видя ничего, кроме природы. Этот опыт, приблизивший его к смерти, открыл ему глаза на все ошибки, все неверные стремления, которыми Андрей Болконский жил. Стремление к славе, величие Наполеона, красота собственных подвигов – всё показалась ему ложным. За это короткое время раздумий он проходит огромный путь, приводящий его к истинному пониманию честной, героической жизни. В сражении под селом Бородино появляется уже совершенно другой князь Андрей Болконский – искренний, честный, на своём опыте осознавший реальные ценности жизни и понявший все свои ошибки. Толстой доказывает мысль о том, что честная жизнь становится таковой только через огромный путь собственных ошибок и опыта.

    Человек честный – не думающий всегда лишь о себе, и особенно человек, думающий в первую очередь о других без мысли о собственном преимуществе - встречается крайне редко, настолько, что это кажется почти невозможным или воспринимается как чуть ли не дикость. В рассказе "Матренин двор" Александра Иссаевича Солженицына главная героиня, Матрёна Васильевна, предстаёт перед читателем как образ человека с поистине честной жизнью. На её пути было огромное количество препятствий, но каждое из них она прошла и духовно не сломалась, не допустила ошибок. Она и билась, и путалась, и сталкивалась с множеством трудностей, переживала несправедливость судьбы, теряла самых родных людей – детей, словом, совершала невозможное, но для неё это не было подвигом. Ошибки допускали все остальные люди, относившиеся к ней потребительски, осознавшие это только после смерти Матрёны Васильевны – потому что всё хорошее со временем становится привычным, а то и вовсе "обязательным", и понимание истинной ценности приходит лишь с её потерей. К сожалению, люди часто ошибочно несправедливо относятся к тем, кто выбрал честную жизнь.

    Честь только на первый взгляд кажется лёгкостью, на самом же деле это трудный путь, требующий от человека готовности "рваться, путаться, биться, ошибаться…"

    Обновлено: 2016-12-11

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.



    Вверх