Бсп в литературе. Сложные бессоюзные предложения

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение, между

частями которого надо поставить запятые, простое предложение с однородными членами(без союзов), бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой (;). Вот предложение: Домик был выстроен из старинного кондового дерева.

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите каждый данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение, между

частями которого надо поставить запятые,простое предложение с однородными членами(без союзов),бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой(;). Вот эти предложения: 1)Позади села поднимается Урал. 2) Домик выстроен из старинного кондового дерева. 3) Домик добродушно поглядывает из-под своей порыжелой тесовой крыши узкими окошечками с белыми ставнями. 4) Вокруг села расстилались поля.

Бессоюзные сложные предложения широко исполь­зуются в произведениях художественной литературы, осо­бенно в диалогах и монологах героев, когда писатель

стре­мится отразить особенности синтаксиса устной речи. Най­дите в 1-м действии комедии Д. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения. Выпишите 5 предложе­ний.

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите каждый данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение,

между частями которого надо поставить запятые,простое предложение с однородными членами(без союзов),бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой(;). Вот эти предложения: Домик выстроен из старинного кондового дерева. Домик добродушно поглядывает из-под своей порыжелой тесовой крыши узкими окошечками с белыми ставнями

1.укажите бессоюзное сложное предложение.

А)застучали калёса,на переходе мелькнулзелёный огонь,будка вынырнула из темноты и опять пропала.
Б)в сонном,застывшем воздухе стоял монотоный шум,без которого не обходится степная летняя ночь...
В)весений ветер лезет вон из кожи,калиткой щёлкает,кусты корёжит,сырой забор подтплкивает в бок.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2.укажите правельный вариант обьяснения постановки в предложении БУДЕШЬ КНИГИ ЧИТАТЬ-БУДЕШЬ ВСЁ ЗНАТЬ.
А)Содержание первой части противопоставляется содержанию второй
Б)первая часть указывает на время или условие того,о чём говорится во второй части
В)вторая часть заключает в себе вывод,следствие из того,о чём говорится в первой чвсти
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,В КОТОРОМ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПРОТВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ВТОРОЙ

3.укажите бессоюзное сложное предложение,между частями которого ставится тире(некорые знаки препинания опущены)
А)Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало
Б)Я поднял голову вперёд огнём на на опрокинутой лодке сидла мльничиха и розговаривала с моим охотником
В)Давно ль пылила вьюга вновь яблоки в цвету
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ТИРЕ

4.Укажите правельный вариант обьяснения постановки двоиточия в предложении"ТОЛЬКО ВИЖУ:БЛЕДНЫЙ ВСАДНИК ОПУСТИЛСЯ НА ТРАВУ"
А)Вторая часть поясняет первую,т.е.раскрывает её содержание
Б)Вторая частьуказывает на причину того,о чём говорится в первой
В)вторая састь дополняет смысл первой,распостроняя один из её членов
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,В КОТОРОМ ВТОРАЯ ЧАСТЬ УКАЗЫВАЕТ НА ПРИЧИНУ ТОГО,О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ.

5.укажите бессоюзное сложное предложение,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ(знаки препинания опущены)
А)утро было прекрасное ночью прошёл дождик.
Б)мы обошли вокруг усадьбы прохода не где не было.
В)Окна извнутри были плотно занавешаны тдерюжками ставни закрыты.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КАТОРОГО СТАВТСЯ ДВОЕТОЧИЕ.

6.укажите бессоюзное сложное предложение,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ(знаки препинания опущены)
А)Популярность подобна юности она проходит и больше не возвращается.
Б)день за днём дул жёсткий ветер бледно белели поля...
В)Солнце дымное встаёт будет день горясий.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

«Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нем»

Введение

Русский язык – это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков. В Российской Федерации и республиках СНГ русский язык выступает в качестве средства межнационального общения.

Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли русские писатели, ученые, публицисты, общественные деятели. «Язык создается народом, – отмечал М. Горький. – Деление языка на литературный и народный значит только, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».

Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики. Ещё Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». И.С. Тургенев называл русский язык «могучим, правдивым и свободным».

Великое богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывает нас серьезно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Руководствуясь именно этой задачей, я посвятил свою работу проблеме бессоюзного сложного предложения и постановки знаков препинания в нем, проблеме, занимающей в разделе пунктуации русского языка одно из главных мест, проблеме, часто встречающейся, и при этом непростой в плане определения и правильности постановки знаков препинания в предложении.

Целью данного реферата является освящение всех аспектов, правил и исключений, определяющих употребление пунктуации в бессоюзном сложном предложении; показать, напомнить, научить читателя. Исследование выбранной темы сопряжено с приведением примеров из произведения А.Н. Толстого «Пётр первый».


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например:

1. Кричали петухи в мутном рассвете, неохотно занималось февральское утро, ночные сторожа, путаясь в полах бараньих тулупов, убирали уличные рогатки, печной дым стлало к земле, горячим хлебом запахло в кривых переулках; 2. Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума; 3. Рябое лицо Алеши покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера.

Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: 1. Забыв о мальчиках, побежал к дворцу, – должно быть, учить бояр протаскивать иголки; 2.У ворот и по лугу бегали женщины, крича кого-то, – должно быть, искали мальчика ; 3. Указывая вниз, на русских, широко развел рот, – должно быть, кричал; 4. На пруду работало много мужиков и баб, – видимо, согнали всю деревню расчищать снег, ставили какие-то жерди с флагами, хлопавшими по ветру; 5. Нарвский гарнизон не препятствовал переправе, – видимо, за малочисленностью боялись выйти в открытое поле.

1. Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например: 1.К мостам по широко разъезженной песчаной дороге валили без строя солдаты; стрельцы в ненавистных Петру колпаках с лисьими опушками; изломанные, кое-как связанные телеги с бочонками, кулями, ящиками, с позеленившими караваями хлеба, мужики-возчики, в конец оборванные за дорогу, хлестали по тощим лошаденкам, влезавшим через силу в мочальные хомуты; проплывало знамя, прикрученное к древку, или значок на пике, или банник на плече у пушкаря, потерявшего свою часть; постукивая тростью по головам, протискивался верховой офицер, закинувший плащ за плечо; с гиком проскакал боярский сын в распахнутой шубе поверх дедовской кольчуги, и за ним подпрыгивали на клячах его люди – как бочки – в кафтанах из стеганого войлока, с татарскими луками и саадаками за спиной…; 2. Первыми покинули лагерь семеновцы и преображенцы, – со знаменами и оружием, под барабанный бой перешли мосты; солдаты все были рослые, усатые, угрюмые; На полках вдоль стен стояли чеканные, развилистые ендовы – времен Ивана Грозного и Бориса Годунова, итальянские кубки на высоких ножках; серебряные лохани для мытья царских рук во время больших выходов; два льва из серебра с золотыми гривами и зубами слоновой кости; стопки золотых тарелок; поломанные серебряные паникадила; большой павлин литого золота, с изумрудными глазами, – это был один из двух павлинов, стоявших некогда с боков трона византийских императоров, механика его была сломана; 3. Там все покои были низенькие, сводчатые, расписанные всякими травами-цветами по золотому, по алому, по зеленому полю; пахло воском, старым ладаном, было жарко от изразцовых печей, где на каждой лежанке дремал ленивый ангорский кот, за слюдяными дверцами поставцов поблескивали ендовы и кувшины, из которых, может быть, пивал Иван Грозный, но нынче их уже не употребляли.

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: 1. Одет он был по-старомосковски в длинный – до полу – клюквенный просторный армяк; широкое смуглое лицо обрито, черные усы закручены по-польски, светловатые – со слезой – глаза выпучены, как у рака; 2. От самой шеи все лицо Гаврилы залилось румянцем; он усмехнулся медленно, глаза подернулись влагой, не знал – в смущении – куда их отвести.

Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: 1. Французский король воюет на суше и на море с англичанами, голландцами и императором, и конца этой войне не видно; турки, не поделив Средиземного моря с Венецией и Испанией, жгут друг у друга флоты; один Фридрих, прусский король, покуда сидит смирно да вертит носом, пронюхивая – где можно легче урвать; Саксония, Силезия и Польша с Литвой из края в край пылают войной и междоусобицей; в позапрошлом месяце король Карл велел полякам избрать нового короля, и теперь в Польше стало два короля – Август Саксонский и Станислав Лещинский, – польские паны одни стали за Августа, другие – за Станислава, горячатся, рубятся саблями на сеймиках, ополчась шляхтой, жгут друг у друга деревеньки и поместья, а король Карл бродит с войсками по Польше, кормится, грабит, разоряет города и грозит, когдапригнет всю Польшу, повернуть на царя Петра и сжечь Москву, запустошить русское государство; тогда он провозгласит себя новым Александром Македонским; 2. Короля Августа вконец разорили фаворитки, а денег нет; в Саксонии подданные его отдали все, что могли, – говорят, там ста талеров не найти взаймы: поляки на сейме в Сандомире в деньгах отказали; Август продал прусскому королю свой замок за полцены, и опять – не то черт ему подсунул, не то король Карл – одну особу – первую красавицу в Европе, графиню Аврору Кенигсмарк, и он эти деньги ухлопал на фейерверки да на балы в ее честь; когда же графиня убедилась, что карманы у него вывернуты, сказала ему комплемент и отъехала от него, увозя полную карету бархатов, шелков и серебряной посуды.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: 1. Но вышел указ: вернуть помещикам всех беглых без срока давности; 2. Конечно, старики рассказывают, прежде легче было: не понравилось, ушел к другому помещику; 3. Позади холопы вели коней: Васильева – в богатом чепраке и персидском седле и Михайлова разбитого мерина, оседланного худо, плохо; 4.В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и темную роспись на нем: райских птиц, завитки трав; 5. Володька Чемоданов еще проще сделал: донес, что хотели его у соседа на дворе убить до смерти, а дьякам обещал с добычи третью часть; 6. Истребили бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарышкиных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских, Михаилу Черкасского, Матвеева, Петра и Федора Салтыковых, Языкова и других – похуже родом; 7. Построенная года два тому назад на Яузе, пониже Преображенского дворца, крепость этой осенью была переделана по планам генералов Франца Лефорта и Симона Зоммера: стены расширены и укреплены сваями, снаружи выкопаны глубокие рвы, на углах подняты крепкие башни с бойницами.

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т.п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что), например :1. Встретил в лесу человека: царь, говорит, помирает; 2. Недавно к отцу заезжал конюх из царской конюшни, Данило Меньшиков, рассказывал: казна за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам; 3. Слышно, говорят: кто в боярской-то шубе, и не езди за Москву-реку; 4. Меньшиков рассказывал: Василий Васильевич Голицын палаты воздвиг на реке Неглинной; 5. Скажи им: пусть кричат меня на царство; 6. Стали стрельцы сомневаться: не до конца тогда довели дело, шуму было много, а толку никакого; 7. На словах передашь ему: через неделю всеми войсками буду под Нарвой…8. Он видел: через лагерный вал перелезал Гордон с поднятыми пистолетами, старческой рысью побежал к редуту – спасать сына. Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия ;

Сложное бессоюзное предложение - это предложение, части которого соединены без применения союзных слов и союзов, а исключительно при помощи интонации и соотношением форм времени и вида глаголов.

Например: Звезды медленно прятались, розовая полоска света на востоке становилась все более широкой, белая пена морских волн соединялась с далеким горизонтом. Данное предложение повествует о красоте раннего утра, все части в нем соединены перечислительной информацией. Глагольные формы в предложении - однородные.

Понятие и значения сложных бессоюзных предложений

В русском языке сложные бессоюзные предложения особенно широко распространенны в художественной литературе и в разговорной речи, в частности в диалоге, в котором интонация, мимика и жесты выражают смысловое значение и не требуют для этого помощи союзов либо союзных слов.

Пример: Повозка тронулась, колокольчик зазвенел, лошади полетели вдаль. Такое предложение включает в свой состав три простых предложения. Явления, описываемые в нем, следуют друг за другом, не нарушая принципа логической последовательности. Поэтому мы видим, что использование союзов здесь не обязательное.

Знаки препинания: запятая, точка с запятой

В большинстве случаев части сложного бессоюзного предложения выделяются на письме запятыми либо точкой с запятой. Запятая ставится в том случае, если предложения кратки и связанные между собой по смыслу. Например: Дорога стала более ухабистой, колеса все время задевались за камни.

Точку с запятой нужно ставить в случае, если части предложения более распространены, но все же связанные по смыслу. Пример: С окраины росли клены, липы, дубы; потом они стали встречаться нам значительно реже; сплошной стеной резко надвигались густые еловые рощи.

Двоеточие и тире в сложных бессоюзных предложениях

Двоеточие ставятся между такими частями сложных бессоюзных предложений, которые разъясняют или дают дополнительную информацию о первом простом предложении. Филология выделяет три основных случая, в которых следует ставить тире:

1. Группа предложений или второе предложение указывает следственную связь первого предложения. Например: Читайте книги: они помогут вам стать мудрее.

2. Группа предложений или второе предложение раскрывает содержание первого предложения. Например: Поляна весело пестрела цветами: ярко желтела календула, скромно синели незабудки, белела скромница - ромашка.

3. Группа предложений или второе предложение дополняет первое , часто несет в себе оттенок предупреждения. Например: Внезапно я чувствую: кто-то прикасается к моему плечу и резко толкает.

Если предложения в бессоюзном сложном предложении логически не взаимосвязанные друг с другом - ставится тире, в частности:

1. Если в предложении описывается внезапная смена действий . Например: Проснулась - шесть станций сбежало назад.

2. При противопоставлении одного предложения другому . Например: Семнадцать лет работаю - такого со мной не случалось.

В разделе на вопрос 6 бессоюзных предложений сложных из художественной литературы помогите!!! заданный автором Вровень лучший ответ это

Ответ от Ѐазина Гафиева [новичек]
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. "(А. Пушкин). "Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы".(М. Пришвин). "Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. "(Л. Толстой). "Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. "(Н. Некрасов) "Мы в трауре, так балу дать нельзя "(А. Грибоедов) "Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. "(А. Чехов)


Ответ от Малоросский [новичек]
ну стааадоо.
😀


Ответ от сложносокращенный [новичек]
под окнами!!


Ответ от Ёаня Гуринович [новичек]


Ответ от Мурат Айтбаеа [новичек]
Фартук в масле
Оливье


Ответ от Ае кп [новичек]
-_-


Ответ от Никита ник [активный]
"Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. "(А. Пушкин). "Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы".(М. Пришвин). "Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. "(Л. Толстой). "Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. "(Н. Некрасов) "Мы в трауре, так балу дать нельзя "(А. Грибоедов) "Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. "(А. Чехов)


Ответ от Антон Афанасьев [новичек]
спасибо большое очень помогло


Ответ от саша дудка [новичек]
"Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. "(А. Пушкин). "Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы".(М. Пришвин). "Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. "(Л. Толстой). "Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. "(Н. Некрасов) "Мы в трауре, так балу дать нельзя"(А. Грибоедов) "Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. "(А. Чехов)


Ответ от Павел Аверкин [новичек]
спасибо большое


Ответ от Диман Батунин [новичек]
"Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. "(А. Пушкин). "Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы".(М. Пришвин). "Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. "(Л. Толстой). "Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. "(Н. Некрасов) "Мы в трауре, так балу дать нельзя"(А. Грибоедов) "Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. "(А. Чехов)


Ответ от Мурад гайдаров [новичек]
спасибо


Ответ от Марина Попова [активный]
"Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. "(А. Пушкин). "Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы".(М. Пришвин).

9 класс

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫВОДОВ

Тема : «Бессоюзное сложное предложение». (« Жалғаулықсыз құрмалас сөйлем » . )

Лексическая тема: «Держать язык за зубами – признак культуры человека»

Цель и задачи: с опорой на знания, умения, навыки, полученные из курса грамматики казахского языка, методом исследований и выводов рассмотреть новый материал в структурной системе его главных теоретических положений;

Составить синтетическую таблицу;

Показать учащимся выразительно – изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений;

Материалы по лексической теме использовать в воспитании культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться

Методы, приемы, технология урока: метод исследований как основной, метод блочного изучения как вспомогательный; индукция, дедукция, прием сворачивания информации в опорную таблицу; коллективная, групповая, индивидуальная формы учебной деятельности, работа с раздаточным материалом и ТСО

Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса казахской школы авторов Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова, (Алматы «Мектеп» 2012), художественный текст, опорная таблица, составленная в итоге исследований, раздаточный материал, словарь урока, карточки – консультации, интерактивная доска.

Ход урока

І. Организационный этап.

Поэтическая минута- ученики выразительно читают стихи,в это время демонстрируется слайды о временах года под музыку Свиридова »Времена года»

    Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора

А. С. Пушкин

    Горные вершины, Спят во тьме ночной. Тихие долины Полны свежей мглой. Не пылит дорога, Не дрожат листы Подожди немного, Отдохнешь и ты.

М.Ю. Лермонтов

ІІ. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

Слово учителя: знакомство учащихся с темой и комплексными задачами урока.Учитель подчеркивает, что самое главное – это блочное изучение теоретических сведений о бессоюзном сложном предложении, сворачивание полученной информации в опорную таблицу, выполнение тренировочно – закрепительных упражнений и творческих заданий. Сообщает о лексической теме с фразеологизмом, предусматривающим размышления;

Ученики записывают число, грамматическую и лексическую темы урока. (слайд 1)

Проверка домашнего задания. (Надо было повторить и восстановить опорные знания по теме «Бессоюзное союзное предложение, знаки препинания в нем,» по учебнику казахского языка для 9 класса. Выписать по одному предложению на постановку запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП).

ІІІ.Организация блочного изучения новой темы методом исследований и выводов ;система закрепительно-тренировочных упражнений и творческих заданий.

1.Рассмотрение схемы,разворачивание ее в связное переложение на грамматическую тему. (слайд 2)

Сложное предложение

Союзное сложное Бессоюзное сложное предложение -БСП

предложение

Сложносочиненное Сложноподчиненное предложение – ССП предложение – СПП

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения соединяются в сложное двумя основными способами: 1) при помощи интонации и союзов или союзных слов; 2)при помощи интонации (без союзов и союзных слов).Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения сложносочиненные; 2) предложения сложноподчиненные.

В бессоюзном сложном предложении его части(простые предложения)соединяются только по смыслу и интонации,без помощи союзов и союзных слов.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нём

Знаки препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Примечание

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие(:)

Тире(-)

Предложения неболЬшие по объему, в них перечисляются какие – то факты

Предложения более распространены, не очень близки по содержанию

а)вторая часть указывает причину того,о чем говорится в первой части

б)вторая часть поясняет первую

в)вторая часть дополняет первую,распространяя обычно сказуемое

а)части противопоставлены по содержанию

б)первая часть указывает на время и условие того,о чем говорится во второй части

в) вторая часть заключает вывод,следствие из того,о чем говорится в первой части

[ ] , [ ] , [ ] .

[ , ] ; [ , ]

[ ] : [ ]

[ ] : [ ] ; [ ] .

[ ] : [ ] .

[ ] - [ ] .

[ ] - [ ] .

[ ] - [ ] .

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. (П.) Тихо в тёмном поле, сладко пахнет клевер, над землею брезжит слабый полусвет (Б)

Слабо шурша, падали шишки;

вздыхая, шумел лес. (А.ГР)

Любите книгу: она научит вас уважать человека.

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают,потом говорят;другие прежде говорят,а потом уже думают.(Л.Т.)

Важно только одно:любить народ и Родину,служить им сердцем и душою.(Н.)

Мелких чувств на свете не бывает-мелкими бывают только души. (М. Алигер)

Закончился отдых-закипела работа.Будешь книги читать-будешь все знать.

Солнце дымное встает-будет день горячий.Скажешь слово-добавят десять.

Стр.181

Стр.184

Стр.197

Стр.204

Разворачивание в связном тексте содержание таблицы.Отличившиеся ученики получили высокие оценки.

Работа с текстом «О трех золотых куклах» из индийского фольклора .

Толкование трудных слов:

Фольклор-халық ауыз әдебиеті

Властитель-әмірші.

Придворные-сарай маңындағылар

Ваше величество-патшам

Один властитель послал соседу-султану в подарок три золотые куклы .Куклы были совершенно одинаковые и с виду,и по размерам, и по весу.Однако властитель велел передать,что цены у них разные.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже.Он просил объяснить,почему это так.

Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой.Придворные осмотрели все три куклы-никакой разницы между ними не было.

И вот один бедный юноша попросил передать султану,что он может разгадать тайну кукол.Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки.Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле:кончик стебелька вылез у нее изо рта.Потом сунул стебелек в ухо другой кукле:кончик стебелька высунулся у нее из другого уха.Наконец,он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее

Тогда юноша сказал:

Ваше величество,эти куклы сходны с людьми.Первая кукла похожа на того,кто сейчас же расскажет всем и каждому о том,что слышал.Вторая кукла схожа с тем,у кого чужие слова в одно ухо влетают,в другое вылетают.А третья кукла походит на человека,который что ни услышит,то словно проглотит.Это человек,достойный доверия,-цена этой кукле самая высокая.

Выслушал его султан,обрадовался и приблизил к себе.

Чтение,беседа по содержанию и по поводу главной мысли сказки.После самостоятельного чтения проводим беседу по следующим вопросам:

1)Расскажите,какой подарок и с какой просьбой получил султан.

2)Прочитайте его наказ придворным.

3)Кто и как разгадал тайну подарка?

4)Прочитайте объяснение юноши.

5)Какие качества людей символизируют эти куклы?

6)Какое из качеств вы цените в человеке?

7)К какому стилю речи вы относите этот текст?

Диктант: работа в паре «учитель-ученик».Справочный материал-опорная таблица.

Учитель: диктует Учащиеся:пишут,комментируя знаки препинания,составляют схему БСП

1.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже. ,,.

2.Куклы внешне были совершенно одинаковые;тем не менее,всем на удивление,цена на них была разная. ;[ , ].

3.Один бедный юноша попросил передать султану:он может разгадать тайну кукол :.

4.Султан велел доставить юношу во дворец:заинтересовало его смелое предложение :.

5.Юноша осмотрел кукол и заметил:у них в ушах просверлены дырочки. :.

6.Ваше величество,эти куклы сходны с людьми-они символизируют человеческие качества. -.

7.Третья кукла дороже:она умеет держать язык за зубами. :.

8.Держать язык за зубами-очень жизненный фразеологизм. Тире между подлежащим и сказуемым[ _ - _]

Устные упражнения:трансформация записанных БСП в ССП и СПП.

Делаю предваряющее сообщение,что бессоюзные сложные предложения можно заменить:а)ССП с сочинительными союзами,б)СПП с подчинительными союзами.

БСП-,сочинительные союзы и, а, но .

БСП-,подчинительные союзы так как,потому что,если,когда,поэтому,так что

Задание выполняют самостоятельно.

IV .Подведение итога урока в форме диалога с классом

Какую тему рассмотрели сегодня?

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в нем.

Назовите знаки препинания?

Запятая,точка с запятой,двоеточие,тире.

Чем можно заменить БСП?

Союзными сложными предложениями:ССП и СПП.

Какова главная мысль лексического материала?

Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека.Этому надо учиться с юных лет.

Выставление оценок .

V .Задания на дом.

Выписать из упражнений учебника по два предложения на каждый знак препинания в БСП или выписать из художественной литературы



Вверх