Ахейское общество и государственное управление. Микенская цивилизация материковой Греции. Устройство ахейских царств и социально-экономическая структура общества


Ахейцы или ахеяне (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) - наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию (с начала II-го тыс. до н. э.), позже - на полуострове Пелопоннес. В эпическом языке «Илиады» Гомера под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса. Параллельно в произведении греки называются данайцами (Δαναοί) и аргивянами (др.-греч. Ἀργεῖοι) - жителями Аргоса.

Первые раннеклассовые государства ахейцев (Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.) образовались в первой половине II тыс. до н. э. в эпоху бронзового века. Позднее на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос и ок. 1500 г. до н. э. завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации, где сохранились многие элементы местной минойской цивилизации: письменность (Линейное письмо Б), фрески, вазопись. Ахейцы установили тесные контакты с Хеттским государством.

Часто название ахейцев сопоставляют с упоминаемой в хеттских текстах страной Аххиява. Тем не менее, ряд исследователей считают, что Аххиява хеттских текстов обозначает Крит, и лишь позднее, после перемещения центра власти с Крита в Микены, или даже в более позднюю эпоху, термин стал применяться к грекам микенской культуры в целом. Другие, напротив, относят Аххияву хеттов исключительно к малоазийской территории. Египетские источники упоминают ахейцев (акайваша) среди «народов моря».

Ахейское общество

Ахейская цивилизация, как и критская, концентрировалась вокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Также дворцы стояли не изолированно, а входили в состав городов, которых на Крите не было; они были значительно меньше критских по своим размерам и их планировка была более упорядоченной и симметричной.

Ахейские цари, судя по всему, были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда – вошедшее в пословицу богатство микенских владык.

О структуре ахейского общества позволяет судить найденный в Пилосском дворце архив, содержащий документы хозяйственной отчетности на глиняных табличках. Ахейские греки создали так называемое "линейное письмо Б", которое удалось расшифровать. До нас дошло большое количество письменных памятников, главным образом документы хозяйственной отчетности. В хозяйстве дворцов использовался труд сотен, а, может быть, и тысяч рабов, в основном женщин и детей. Они мололи зерно, пряли, шили одежду. Однако основную массу трудящегося населения в микенских государствах составляли жившие в окрестных деревнях земледельцы и ремесленники, формально свободные, но фактически находившиеся в зависимости от дворца. Таким образом, было создано централизованное дворцовое хозяйство, роднящее ахейскую цивилизацию со многими обществами Древнего Востока. Конечно, не следует считать, что этим централизованным хозяйством была полностью охвачена экономика того или иного ахейского царства. Крестьяне имели собственные небольшие частные хозяйства.

Государственное управление

Ахейская Греция не составляла единого государства. Отдельные царства вели независимое существование, часто вступая друг с другом в конфликты и войны. Именно об этом говорят мощные стены ахейских дворцов-крепостей. Лишь изредка, для крупных совместных военных предприятий, эти государства объединялись во временные союзы, как правило, под главенством Микен – сильнейшего греческого царства того времени.

Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул "ванакт" (то есть повелитель, владыка). Второе место в системе государственного управления занимал военачальник – лавагет. Кроме них, в кругу высшей дворцовой знати входили жрецы главных храмов и высшие военные чины. Следующую ступень после военно-жреческой аристократии занимали многочисленные чиновники, ведавшие исправным функционированием дворцового хозяйства. Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками, отвечавшими за поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга – басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимых ремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, с помощью которых центральная администрация контролировала местные власти.

Нижнюю часть этой хорошо организованной пирамиды составляли жители деревень, крестьяне и ремесленники. Они не принимали никакого участия в управлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимая дворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Собственно, дворцы и были именно такой силой. Они как бы тянули соки из собственной сельской округи. Блестящий облик микенской цивилизации во многом базировался именно на этом паратизме. Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен.



Первые полтора-два столетия после переселения ахейцев были вре­менем значительных перемен в Греции. С одной стороны, многие крупные центры жизни предшествующей эпохи остались в развали­нах или на месте их выросли более скромные поселения. С другой стороны, примерно одинаковый уровень развития коренного (автох­тонного) и пришлого населения обеспечил непрерывность тех эко­номических и социальных процессов, которые происходили в обоих обществах до их смешения. Вместе с тем, переселение ахейцев ус­корило обострение социального неравенства вследствие роста ин­дивидуальной собственности. Значение переселений в развитии частной собственности было отмечено К. Марксом, указавшим, что «чем дальше племя удаляется от своего первоначального поселения и захватывает чужие земли, следовательно, попадает в существенно новые условия труда, где энергия каждого отдельного человека получает большее развитие…, тем больше имеется условий для того, чтобы отдельный человек стал частным собственником земли..».’. Именно в этот период, на рубеже III и II тысячелетий до н.э., наблюдается дальнейший подъем производства, связанный с широ­ким употреблением бронзы и развитием различных ремесел. В XX- XIX вв. до н. э. страна покрылась густой сетью земледельческих по­селков. Они располагались вблизи хороших источников, обычно на вершинах холмов, представлявших естественные укрепления. Уже в это время поселения в Микенах, Тиринфе и других крупных цент­рах последующей эпохи значительно отличались от таких скромных соседних поселков как Кораку и Зигурии. Микены особенно разрос­лись в XVIII-XVII вв. до н. э. Их акрополь (верхний город) был окружен стеной. На склонах акрополя и соседних холмов распола­гались жилые кварталы. Выделение более крупных поселений, становившихся центрами, где обитали правители и знать, происходило и в других областях Греции. Постепенно эти пункты превращались в города, населен­ные ремесленниками и земледельцами. В многочисленных мастер­ских ахейские ремесленники изготовляли предметы, распространяв­шиеся на далекое от Греции расстояние. Как показывают археоло­гические находки, уже в это время внешние связи ахейских племен были немалыми. На юге ахейцы общались с Критом, и через его посредство имели контакт с Египтом. Кикладские острова служили связующим звеном между Грецией и малоазийским побережьем. Судя по керамике, ахейцы поддерживали связи с Македонией, Ил­лирией и с населением Фракии.

В условиях интенсивного развития производства и обмена дли­тельный процесс образования классового общества и складывания государственной организации завершился на территории материко­вой Греции к XVII в. до н. э. Здесь, как и на Крите, ранние государ­ства возникали первоначально на небольших территориях, выра­стая из традиционных локальных племенных объединений. Геогра­фические условия Эллады способствовали длительному сохранению независимости даже мелкими племенами и это явилось причиной возникновения множества областей, которыми правили отдельные царские роды. Силы правителей были весьма неравны, но династы в каждой области стремились удержать свою самостоятельность. Легенды древних греков очень ясно передают эту особенность поли­тической жизни ахейцев. Историк Фукидид также подчеркивает раздробленность страны: «Итак, эллины, жившие отдельно по го­родам, понимавшие друг друга и впоследствии названные все об­щим именем, до Троянской войны, по слабости и отсутствию взаим­ного общения, не совершили ничего сообща» (I, 3). Отмечая, что жители Эллады находились в таком состоянии довольно долго, Фу­кидид рассказывает, что тогда из-за пиратства города строили на некотором расстоянии от моря (I, 7). Действительно, почти все ахейские города, как показали современные раскопки, расположены в нескольких километрах от береговой полосы.

Ахейские царства развивались по-разному: расположенные на приморских землях города росли и крепли скорее, чем города во внутренних областях.

Они – пришельцы. Они пришли сюда значительно позднее, из-за Балкан, с севера; с кем и где они жили раньше – об этом ученые спорят до сих пор.

Пеласгия

Первым известным нам народом, населявшим территорию современной Греции, были так называемые пеласги – представители группы «средиземноморских народов», когда-то широко распространенной и загадочной для современных историков. К группе «средиземноморских народов» относились также этруски, и, возможно, ныне живущими потомками средиземноморских народов являются баски. Пеласги были носителями одного из индоевропейских языков.

В V - III тыс. до н. э. территория севера Греции была южной границей распространения высокоразвитой культуры Винча, которую можно рассматривать как одного из вероятных предков пеласгов.

На острове уже в конце III тыс. до н. э. появляются первые раннегосударственные образования - дворцовые центры. Археологами были вскрыты остатки четырех - в Кноссе , Маллии , Фесте , Като-Закро . Каждый из них имел своим экономическим, политическим и религиозным центром крупный дворец , вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений.

В общей периодизации Крита период XXII-XVIII вв. до н. э. получил название «эпохи старых дворцов». Практически ничего не известно об этом времени, к тому же примерно в 1700 г. до н. э. на острове центры первых раннегосударственных образований были повсеместно разрушены, вероятно, в результате грандиозного губительного землетрясения.

Однако здесь начинается с XVII в. до н. э. так называемый период «новых дворцов», о котором известно намного больше. Дворцы и рядовые поселения острова этого времени не имели оборонительных стен, от внешней угрозы население острова было защищено естественной преградой – морскими просторами.

Критское общество, по всей видимости, в период своего рас­цвета имело теократическую форму правления, когда в руках правителя были сосредоточены функции как светского властителя, так и верховного жреца, имевшего божественное происхождение. Подобная форма правления была распространена в государствах Древнего Востока, с той лишь разницей, что на Востоке религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но все же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. Чисто жреческого сословия на Крите не сформировалось.

На острове появляется собственная, сугубо местного происхождения письменность: сначала была изобретена «критская иероглифика» (названная так за сходство с египетскими иероглифами), затем её упрощённый вариант – «линейное письмо А» и, наконец, «письменность Фестского диска», знаками которой, в частности, написан загадочный текст на керамическом диске из древнего города Феста на Крите.

Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н. э. столицей всего острова. В это время расцвет цивилизации на Крите обычно связывают с именем его легендарного правителя - царя Миноса, которому удалось объединить все население острова под своей властью. Как сообщают греческие легенды, именно Минос, сумел начать объединительный процесс, построить большой флот. Миносу удалось подчинить своей власти многие острова Эгейского моря, причем с покоренных народов регулярно взималась дань. Минойцы колонизовали остров Кипр, установили тесные связи с Египтом и Угаритом (в Сирии). Критский флот очистил от пиратов и установив свободу судоходства в Восточном Средиземноморье .

Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. до н. э. Остров в это время покрылся сетью мощёных дорог с постоялыми дворам и сторожевыми пунктами. Перестраивались и благоустраивались старые города, появились новые. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе («Лабиринт» греческих мифов). В дворцовых кладовых сосредотачивались всякого рода запасы – ремесленные изделия и продовольствие, поступившие туда как подать или военная добыча. Специальные чиновники отвечали за сохранность того или иного подведомственного им лично вида материальных ценностей, поступавших во дворец. Сохранились образцы печатей, которыми они опечатывали складские ёмкости, печатей, несущих иероглифические надписи. Текущая хозяйственная отчётность велась на глиняных табличках с использованием «линейного письма А».

Однако развитие минойского Крита в середине XV в. до н. э. было роковым образом прервано грандиозным извержением вулкана на соседнем острове Фера (современный Санторин). На острове все дворцы и сельские поселения были разрушены, засыпаны пеплом и покинуты населением. За этим последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н. э. греков-ахейцев, которые ещё раньше, на рубеже III-II тыс. до н. э., вторглись с севера на юг Балканского полуострова, почти повсеместно ассимилировав или вытеснив местное пеласгийское население.

Ахейская цивилизация

Кто такие ахейцы?

Ахейцы или ахеяне, наряду с эолийцами, ионийцами и дорийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древним. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали на территорию Греции.

Находки среднеэлладского периода (XX-XVII), полученные в результате раскопок, говорят о заметном упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. Это связано с низким уровнем общественного развития переселенцев-завоевателей – ахейцев, находившихся в это время на стадии разложения родоплеменных отношений. Изделия из металла отсутствовали в погребениях этого времени, вновь вместо них появляются каменные орудия. Инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Монументальные сооружения также исчезают. Однако, в этот период появляются некоторые новшества, такие как боевая колесница и гончарный круг.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах , Тиринфе , Охромене, Пилосе . На первых порах испытывая значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, тем не менее культура ахейской Греции возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.

Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой , по названию крупнейшего экономического и политического центра континентальной Греции – Микен , расположенных в Арголиде .

Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры центром административной власти, организации экономики, торговли и обмена, ремесленного производства, накопления и распределения материальных ресурсов, идеологической жизни и обороны были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации. Дворцовое хозяйство было основой экономической структуры ахейского общества. Оно контролировало не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно на территории дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык.

Однако, в отличие от неукрепленных критских дворцов, сооружения ахейских владык представляли собой цитадели, идеально защищенные, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. В ахейской Греции каждый дворец был центром небольшого государственного образования, жители которого были вынуждены постоянно заботиться об обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты.

В пору расцвета государственности (XVI-XII вв. до н.э.) древним ахейцам была известна письменность, основные элементы которой они переняли у минойцев. В результате появился тип письма, получивший название «линейного письма Б». «Линейное Б» было приспособлено для передачи слов и значений на греческом языке. Подавляющая часть дошедших до нас текстов на «линейном Б» - это различные инвентарные списки и документы хозяйственной отчетности.

И в южной Италии .

Однако в последние два века II тыс. до н.э. дальнейшее развитие ахейской цивилизации было прервано очередным перемещением северобалканских племен, среди которых ведущее место занимала волна греков-дорийцев. Раскопки показывают, что еще в конце XIII века до н.э. процветающие ахейские государства стали ощущать приближение неких грозных событий. Возводится мощная стена на Истмийском перешейке, перегородившая путь из Средней Греции на полуостров Пелопоннес . Сооружаются новые укрепления, ремонтируются прежние оборонительные стены дворцовых комплексов. Однако, несмотря на это, практически все ахейские дворцы к концу XII века до н.э. были разрушены, их население частично уничтожено, частично переселилось в дальние, малопригодные для обитания области Балканского полуострова.

Причиной завоевания дорийцами мощных цитаделей был, скорее всего, тот факт, что они уже имели в своем распоряжении железное оружие благодаря условиям местности, в которой проживали до переселения на юг Балканского полуострова, в то время как ахейские ремесленники работали только с бронзой и выплавлять железо еще не умели.

Скорее всего, именно дорийцы познакомили население Греции с железом, совершившим вскоре настоящий переворот в экономике Древней Греции. И это, пожалуй, все положительное, что принесли дорийцы в Грецию. Общество Балканской Греции в результате их завоевания было отброшено в своем развитии на много веков и повсеместно деградировало к возрождению родовых отношений.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Цивилизация, сложившаяся в материковой Греции, в своих основных чертах была однотипна с минойской. Конечно, она имела местные особенности, характерные для народов, населявших Балканский полуостров. Это позволяет считать ахейскую Грецию в позднеэлладский период составной частью единой цивилизации бронзового века на территории Эгеиды, наиболее ярко представленной в ее центрах – на Крите и в Микенах.

Расцвет цивилизации бронзового века на Балканах приходится на XV-XIII вв. до н. э. – период, который на основе открытий в Микенах уже в конце XIX – начале XX в. стали именовать микенской эпохой. Однако последующие археологические исследования показали, что ахейские государства существовали на всей территории Балканского полуострва – в Северной, Средней и Южной Греции. Как и на Крите, центральными, структурообразующими элементами общества бронзового века на Балканах были дворцы. Кроме Микен и Тиринфа, дворцы были также в Пилосе (Мессения), Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), Иолке (Фессалия). Однако на материке дворцы микенской эпохи строились значительно меньших размеров, чем на Крите, и, кроме того, они находились в центре цитаделей, которых не было на острове.

Наиболее общие представления об особенностях балканской архитектуры дают микенские дворец и цитадель. Цитадель в Микенах располагалась на скалистом холме. Ее стены, воздвигнутые в основном в XIV в до н.э., сложенные из огромных грубо обтесанных каменных глыб, были толщиной 6-10 метров и высотой до 18 метров.

Центральные ворота, названные Львиными (по увенчивающим их изображениям львов), были сооружены в XIII в. до н.э., в период максимального расширения крепости, когда цитадель Микен стала занимать площадь около 30 тысяч квадратных метров. При этом дворец оставался довольно скромных размеров (23 х 11,5 м). Главным помещением дворца (и в этом еще одно отличие «материковых» дворцов от критских) был мегарон – обширный почти квадратный зал (13 х 11,5 м), крышу которого с отверстием посередине поддерживали четыре колонны. В центре мегарона располагался очаг, являвшийся в то же время и алтарем. Здесь же царь, сидя на троне, принимал послов, здесь же устраивались пиры.

Еще больше впечатляют крепостные сооружения Тиринфа, расположенного в 15 километрах от Микен. Стены его цитадели, сложенные в XIV-XIII вв. до н. э., по мощи не уступают микенским, но их строители владели уже более совершенными методами возведения оборонительных сооружений. Внутри внешней крепостной стены была еще одна стена, непосредственно защищавшая царский дворец. В случае если бы неприятель пытался проникнуть в крепость через главные ворота, ему пришлось бы подниматься по дороге вдоль крепостной стены, подставляя оборонявшимся свой правый, не защищенный щитом бок. А за воротами он попал бы в узкий проход, который упирался в еще одни укрепленные ворота. В этом каменном мешке враг, оказавшийся под ударами со всех сторон, легко мог быть уничтожен. Для нападавших эта цитадель была практически неприступной, за что Тиринф получил название «крепкостенный». На случай долгой осады в Тиринфе, так же как и в Микенах, был устроен подземный водопровод, подававший воду внутрь крепости. Сложность и продуманность фортификационных сооружений свидетельствуют о неспокойной жизни ахейцев, постоянно участвовавших в военных столкновениях.

Лучше всего изучен хорошо сохранившийся дворец в Пилосе, в котором, согласно Гомеру, правил легендарный старец Нестор. Он похож на микенский и тиринфский дворцы: массивные наружные стены из крупных каменных блоков; пропилеи (проход), украшенные величественными колоннами; дворцовый двор; мегарон, стены которого украшали фрески, а полы были покрыты орнаментом и изображениями представителей морского мира. Особый интерес представляло двухэтажное восточное крыло дворца со множеством жилых помещений. В комнатах на первом этаже, которые служили кладовыми, археологи обнаружили несколько тысяч сосудов для хранения сельскохозяйственной продукции и резервуары для воды. Дворец Нестора справедливо называли «богато украшенным» и «пышным». У его владельца не было недостатка в сосудах из драгоценных металлов, в дорогой мебели и богатых одеждах. О несметных богатствах Пилоса свидетельствуют многочисленные фрагменты золотых и серебряных предметов и изделия из драгоценных камней, обнаруженные при раскопках дворца и расположенных рядом купольных гробниц.

Но настоящей сенсацией стала находка в одной из комнат дворцового архива, содержащего около тысячи глиняных табличек. Подобные таблички, написанные линейным письмом Б, обнаружены и на Крите, куда проникли ахейцы после гибели минойской цивилизации. Прочтение этих табличек, которые являлись в основном документами финансово-административного характера, позволило узнать многое о жизни дворцов микенской эпохи.

Наличие дворцов и мощных крепостей указывает на существование в позднеэлладский период на Балканах уже сложившейся цивилизации с развитой государственностью. Хотя ученые не перестают спорить о том, удалось ли Микенам хоть ненадолго создать единое государство или правители ахейских дворцов смогли сохранить свою независимость. Каждый дворец оказывается центром небольшого государства. Практически все представители царской администрации пребывали на территории дворца.

Высшим лицом во дворце, согласно надписям, был ванака (или анакт) – царь Пилоса, который обладал верховной властью в государстве. Выражением его высокого статуса являлось то, что в его собственности находился темен – обширный земельный надел, приносивший 1800 мер зерна, и этот надел был второе больше земельных участков других знатных лиц. Именно высшие должностные лица являлись самыми крупными землевладельцами. Ванака выполнял еще судебные и жреческие функции. Только царю подчинялась некоторая часть чиновников (в пилосских табличках упоминаются должностные лица, названные «царскими»). В состав царской администрации входили также писцы, которые вели подробные счетные записи всего, чем владел царь и что поступало во дворец. Их помещения были расположены возле мегарона, откуда царю было удобно руководить своими чиновниками.

Вторым по значимости лицом в государстве был лавагет – воевода, предводитель царского войска. Как и царь, он владел земельным наделом (но меньшего размера – в 600 мер зерна), и в его распоряжении находились должностные лица, называвшиеся «воеводскими».

Еще ниже в социальной иерархии стояли жрецы (и жрицы), владевшие участками, дающими по 300 мер зерна.

Дворец был не только резиденцией правителя, центром политической жизни государства, но и важным экономическим центром. Дворцовое хозяйство, по данным дворцовой отчетности, охватывало все отрасли производства и олицетворяло собой экономический прогресс цивилизации.

Дворцовая администрация в первую очередь организовывала эффективное функционирование дворцового хозяйства. Судя по пилосским табличкам, в нем широко применялся труд рабов, сведенных в отряды. В списках работников упоминаются женщины-рабыни, которые мололи зерно, пряли и ткали шерсть, были заняты в качестве прислуги. Численность рабов в отряде порой достигала ста с лишним человек. В списках также есть мальчики и девочки, которые, по-видимому, были детьми рабынь (кроме того, упоминаются пайки, которые выдавали из кладовых на работниц и их детей). В хозяйстве использовался и труд мужчин-ремесленников, но обычно в отряде было не более десятка рабов-мужчин.

Другой важной функцией царской администрации было управление общинами, находящимися на территории царства. Общины были обязаны платить дворцу «натуральные» подати продуктами (размер устанавливался из расчета количества и качества земли, которой владела община), и чиновники строго контролировали объем и своевременность выплаты общинами установленных податей. Кроме натуральных поставок, в качестве обязательной повинности общин в пользу государства практиковалось привлечение свободных ремесленников для работ во дворце. (Так, в табличках упоминается: «один каменщик не явился», «там присутствовало 10 человек и отсутствовало 4 человека» и т. д.). Установив строгий учет сырья, и прежде всего металла, дворец поставил под свой контроль ремесленное производство, а важнейшие его отрасли монополизировал.

Рядовое население проживало за пределами дворца. У его стен располагался нижний город, где основным занятием жителей было ремесло, торговля и обслуживание запросов царской администрации. Однако подавляющее большинство населения государства, объединенное в общины (дамос), обитало в многочисленных поселениях, разбросанных по долинам и горным склонам, и было занято в сельском хозяйстве. Общинные отношения оставались весьма прочными. Часть земли находилась в частной собственности, но основной земельный фонд все еще принадлежал общинам. Из него нарезались земельные наделы, выдаваемые за выполнение государственных функций, и участки для сдачи в аренду. В табличках эта категория земли упоминалась как «земля, полученная от народа». К ней относились и царский теменос, и наделы лавагета, жрецов и других должностных лиц.

Арендаторами на «земле, полученной от народа» или частных наделах были безземельные работники – так называемые божьи рабы (и рабыни). Не являясь рабами в полном смысле этого слова, они, вероятно, были связаны с храмовой администрацией. Их небольшие участки давали всего по 10-11 мер зерна. Аренда общинной и частной земли была весьма распространенным явлением в экономике пилосского общества. Среди должностных лиц государства был даже специальный чиновник, следивший за сбором арендных платежей.

По текстам с табличек из Пилоса и Кносса дворцовое хозяйство предстает как мощная структура, контролировавшая практически всю экономическую жизнь общества. В основе эффективного ведения дворцового хозяйства и управления экономикой подвластной правителю территории лежал строгий учет и контроль всех трудовых и сырьевых ресурсов, выполняемых работ и произведенной продукции. Частные хозяйства играли второстепенную роль и также находились в зависимости от дворца. Все это говорит о том, что в государствах ахейской Греции сложился типичный для регионов Средиземноморья и Ближнего Востока эпохи бронзы тип централизованной экономики, основой которого является дворцовое или храмовое хозяйство.

В конце XIII в. до н. э., после Троянской войны, в дворцовых хозяйствах ахейских царств наметились признаки экономического кризиса. К тому же в это время на Балканах резко ухудшилась этно-политическая ситуация. В силу каких-то до сих пор неизвестных причин племена, соседствовавшие с ахейскими государствами, двинулись с севера Балканского полуострова на юг. Все эти народы находились еще на стадии первобытнообщинных отношений. Большинство из них составляли родственные ахейцам племена греков, говорившие на дорийском диалекте. Продвижение дорийцев сопровождалось грабежами, разрушениями и пожарами. Для защиты от пришельцев в ахейских цитаделях спешно ремонтируются старые укрепления и строятся новые. Хотя крупнейшим крепостям (Микены, Тиринф и Афины) и удалось отразить нападение дорийцев, однако большинство дворцов (и прежде всего дворец в Пилосе) и поселений микенского времени после разрушения уже не возродились. Это нашествие представителей первобытного мира положило начало гибели цивилизации бронзового века в Греции.

Даже в устоявших цитаделях дворцовое хозяйство приходит в упадок. В поисках убежища одни ахейцы двинулись в области, мало затронутые вторжением варваров (например, в Аттику, Элиду, Ахайю), другие покинули Балканский полуостров. Следы запустения после дорийского нашествия просто поражают: количество поселений сокращается в несколько раз, убывает население, ремесленное производство приходит в упадок, а о монументальном строительстве, фресковой живописи и письменности в Греции вспомнят лишь через несколько веков. Резко уменьшается объем торговли, а торговый обмен с Востоком почти полностью прекращается. Начинается длительный период изоляции греческого мира от древневосточных цивилизаций.

Разоренное микенское общество оказывается неспособным существовать в прежних формах. Дворцы в Микенах, Тиринфе и Афинах простояли еще около ста лет, но в конце XII в. до н. э. акрополи в этих городах пустеют. Вскоре жизнь покинула и остальные цитадели. Вместе с гибелью дворцов, которые были социально-экономической, политической и культурной основой цивилизации бронзового века на Балканах, завершается микенская эпоха

Гибель цивилизации ахейского мира была предопределена исторической исчерпанностью возможностей развития цивилизации эпохи бронзы. Главная из причин ее схода с исторической арены – социально-экономическая. Использовавшиеся в эпоху бронзы малопроизводительные орудия труда из меди, кости, камня и даже дерева либо чрезвычайно дорогие из бронзы ограничивали возможности совершенствования хозяйственной и трудовой деятельности. С такими примитивными и непроизводительными орудиями труда экономика может эффективно функционировать, только если она базируется на крупных централизованных хозяйствах, в которых работники сведены в отряды по специальностям и их труд четко организован на принципах кооперации и специализации. Но, как показывает исторический опыт, такой тип хозяйства, аналогичный древневосточному, позволяет идти по пути прогресса и накапливать богатства лишь до определенного предела. Дворцовые хозяйства, жившие за счет труда рабов и подчиненных дворцам общинников, должны были постоянно расширять штат управляющих и соответственно увеличивать расходы на его содержание. Это снижает эффективность производства, и в конце концов дворцы превращаются из центров производства в центры потребления, что ведет к застою и кризису в экономике.

Возможности развития ахейского общества были весьма ограниченными. Цивилизация на Балканах и в бассейне Эгейского моря не распространялась дальше дворца и близлежащей округи. Острые противоречия существовали не только между цивилизованным обществом и первобытными племенами, но и между дворцом и подчиненными ему общинами. Носителями цивилизации и ее культурных достижений были лишь аристократы, проживавшие во дворцах, и чиновники, связанные с дворцовым хозяйством. Поэтому с гибелью аристократии на полях сражений погибала и сама цивилизация. Во многом этому способствовала затяжная Троянская война, потребовавшая затраты огромных материальных и людских ресурсов. Исчерпавшие свои исторические возможности, ослабленные противоречиями, ахейские государства стали легкой добычей вторгнувшихся воинственных племен.

Дорийское переселение было последним крупным передвижением народов на Балканском полуострове в истории Древней Греции. После него расселение греческих племен и распространение диалектов в бассейне Эгейского моря завершилось. В дальнейшем этническая картина в этом регионе мало изменилась.

В конце XII– в ХIв. до н. э. многие районы, обжитые микенцами, обезлюдели. В некогда цветущей Арголиде найдены следы всего семи поселений, в Мессении – шести, в Беотии – двух. На это время приходится максимальный отток населения из Балканской Греции, зато осваиваются новые территории: Малая Азия, острова Эгейского и Ионического морей. На новые земли прежде всего устремились бежавшие от нашествия варваров ахейцы. В ХIв. до н. э. греки, говорившие на ионийском диалекте, заселяют большую часть западного побережья Малой Азии и ближайшие к побережью острова: Хиос, Самос и др. Этот процесс массового переселения ионийских греков на малоазийское побережье получил название ионийской колонизации. Носители эолийского диалекта заселяют северную часть Эгейского побережья Малой Азии и близлежащие острова (самый крупный из них – Лесбос). Искавшие удобные для поселения места дорийцы, захватив Пелопоннес, затем занимают Крит, Родос и южную часть западного побережья Малой Азии. В результате греки расселились по всему бассейну Эгейского моря.

На новых территориях утвердились принятые у переселенцев общинные родовые структуры. Греческое общество, сделав шаг назад, вернулось к первобытнообщинным отношениям. В этих условиях дворцы оказались несовместимы с новым укладом жизни и сошли с исторической арены. Вместе с дворцами оказались ненужными письменность и многие другие достижения микенской культуры. Новые родовые поселения возникали в стороне от руин дворцов, как бы знаменуя этим разрыв с микенским обществом. Из богатого наследия культуры микенского времени сохранились преимущественно отдельные навыки в выращивании зерновых, винограда и оливок, важнейшие технологические приемы, орудия и инструменты, применяемые в бронзолитейном и гончарном производстве, кузнечном деле, в строительстве парусных судов и т. п. Сохранились также некоторые религиозные верования и культы, прежде всего связанные с сельскохозяйственной деятельностью.

К предполисному периоду относятся первые свидетельства движения общества по новому пути развития. Изменяется характер погребений, а вместе с ним, вероятно, и обряд заупокойного культа. Традиционную гробницу для целой семьи заменяют «ящичные» могилы для захоронения одного человека. С распространением обряда кремации умершего появляются погребальные урны.

Но важнейшим новшеством после дорийского нашествия следует считать широкое использование железа. Начинается железный век в истории Древней Греции. Искусство обработки железа имеет длительную историю. В микенское время железо считалось ценным металлом, и изделия из него были чрезвычайно редки. Но в ХІ в. до н. э. обработкой металла занимались уже в Афинах, Арголиде, на острове Эвбея. Совершенствуется производство железных орудий труда, которые были прочнее и дешевле бронзовых, к тому же месторождения железной руды встречаются значительно чаще, чем залежи олова и меди. Массовое использование железа привело к техническому перевороту в производстве. Новые орудия труда резко повысили производительные возможности как всей общины, так и отдельного работника. Это дало мощный импульс для быстрого движения древнегреческого общества по принципиально новому пути развития.

Благодаря широкому использованию железа и индивидуализации труда производителя, стали ненужными столь необходимые в микенское время государственная монополия в металлургии, обусловленная дорогостоящими дальними экспедициями к местам добычи руды, и кооперация работников, необходимая при использовании малопроизводительных орудий труда бронзового века.

В X-IX вв. до н. э. преимущественно из железа стали делать военные доспехи и оружие. Уже в X в. до н. э. Греция становится одним из ведущих производителей изделий из железа в Восточном Средиземноморье, что позволяет отказаться от использования бронзы для изготовления предметов для повседневной жизни.

Однако процесс становления новых социально-экономических и политических структур был долгим. Греческое общество оставалось еще замкнутым, изолированным от передовых центров восточных цивилизаций. Об этом свидетельствует отсутствие предметов, привезенных из стран Востока. Местная керамика была грубая, низкого качества. Только возникший после 900 г. до н. э. геометрический стиль в вазописи указывает на прогресс в развитии древнегреческого общества. О реалиях того времени наглядно свидетельствуют археологические открытия и тексты поэм Гомера.

В конце 3-го тысячелетия до н.э. на территорию Древней Греции вторгаются ахейцы-греки, пришедшие с севера. Им удалось завоевать население этой страны, несмотря на то, что их уровень развития был более низок.

Только с 16-го века до н.э. ахейцы начинают совершенствовать своей хозяйство и культуру, делать орудия труда и полноценное оружие.

Возникшую в этот период цивилизацию чаще всего называют ахейской, по имени ее завоевателей, а иногда и – микенской, так как самое могущественное и благополучное государство на этой территории носило название Микены и находилось в Пелопоннесе.

Центры ахейского государства – Тиринф, Пилос и Микены

Центрами на территории Греции и Крита считались дворцы, некоторые из которых удалось раскопать современным археологам. Это были не просто красивые и удобные сооружения, они представляли собой настоящие крепости, что говорит о том, что в это время ахейцам приходилось часто воевать.

Такие ахейские дворцы были найдены в Пилосе, Микенах и в Тиринфе. Последний считается самой мощной и несокрушимой крепостью, толщина стен которого составляла около пяти метров, а высота – около семи.

Но самым сильным и влиятельным центром того времени признается дворец в Микенах, который находился на возвышенности и был окружен толстыми стенами с воротами. Город Микены знаменит еще множеством богатств, которые были найдены археологами в захоронениях микенских царей.

Это подтверждает то, что как и жители Древнего Востока, греки верили в загробную жизнь и старались обеспечить усопшего всем необходимым. В могилах знатных богачей и микенских царей было обнаружено множество драгоценностей, посуда и оружие из золота, серебра и слоновой кости.

Также там находили золотые маски, которые покрывали лица погибших и представляли собой их портреты. Найдено в раскопках значительно удивило археологов. Примечательным является и частично сохранившийся дворец в Пилосе.

В нем был найден архив, который заинтересовал историков и археологов. Несмотря на то, что Пилос был уничтожен впоследствии пожара, архив сохранился так, как в то время писали на глиняных табличках, и они остались лишь обожженными.

Хозяйство ахейской Греции

Эти записи были расшифрованы англичанином Вентрисом, который сумел понять, что таблички представляли собой хозяйственные записи. Ученым удалось узнать многое об устройстве хозяйства и политики в ахейской Греции.

Есть упоминание о многочисленных рабах, среди которых были женщины и их дети. Также известно, что существовали чиновники, которые следили за тем, чтобы крестьяне исправно платили налоги и выполняли повинности для государства. Древними ахейцами-греками особенно ценился металл, для него существовал специальный учет.

Устройство государства ахейской Греции

Во главе государства стоял царь, особое значение имели жрецы и чиновники, а ниже их находились обычные жители мелких поселений.

Самое незначительное место занимали рабы. Жители деревень не могли принимать какое-либо участие в управлении городом. Это устройство напоминает государства Древнего Востока.

Культура и религия ахейской Греции

Основной темой для искусства и веры древних ахейцев была война. Именно поэтому их настенная живопись отличается от той, которая была найдена на Крите.



Вверх