Как древние люди познавали мир. Представления первобытных людей об окружающем мире. Во что одевались дикие люди

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных - возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира - непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное - мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое) . Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание . Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем - результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание - вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание - восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание - непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познание основано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».


()

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух - одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон - слухом, ехидна - осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах -отвращение, резкий звук - испуг.


()

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение . Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие . Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид - представление . Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального - факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний . Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История - наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата . Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

()

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

()

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

()

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки - складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Первобытные люди. Как они выглядели, что они знали? Ученые уверены, что нашли убедительные ответы на эти вопросы. Так когда же появились первобытные люди? Где сегодня можно встретить дикие племена?

Древние люди, вернее их самые первые виды, появились приблизительно 2,5 миллиона лет назад. Если придерживаться теории Дарвина, которую некоторые считают безумной, то они произошли от австралопитеков, эти существа являются высшими среди всех приматов. Они появились в Африке 2,5-3,5 миллионов лет назад. У обезьян этих был маленький мозг и массивные челюсти. Они могли держать в руках разные предметы, вроде палок или камней, а также передвигаться с прямой спиной.

Возможно, ключевым факторов в эволюции было то, что они могли использовать окружающие предметы. Это и дало толчок для работы головного мозга. В генах южноафриканских обезьян произошла мутация, в результате получился «человек прямоходящий» или же хомо эректус.

«Человек прямоходящий» все-таки человек или же он относится к животному?

Хомо эректус — это первый дикий человек, который начал осваивать европейские просторы. Когда именно этот вид добрался до земель Европы, сказать трудно, так как мнение историков разнится, и они называют разные даты. «Прямоходящие» уже поняли, что выживать вместе намного легче и начали собираться в небольшие племена. Коллективным разумом они додумались до элементарных действий и начали вырабатывать простые тактики охоты, строить хижины. Они стали использовать огонь, но еще не могли его добывать. Также хомо эректус поняли, что следует хоронить мертвых. Некоторые ученые утверждают, что они поклонялись некоторым видам животных.

Какие у них общие признаки? Подбородок был менее торчащим, лоб находился под небольшим наклоном, правая рука была развита сильнее чем левая. Однако, в целом, они были похоже на предшествующий вид. Тела покрытые шерстью, длинные руки и ноги. Общались они с помощью жестов и сумбурных криков.

Неандертальцы: кто они такие и куда делись?

200 000 лет назад на территории Европы появились первые первобытные люди, именуемые неандертальцами. Прожив там достаточно продолжительное время, они в один миг исчезли. Ученые выдвинули некоторые предположения, но по сей день точной информации нет.

В Германии был найден первый череп неандертальца. На сегодняшний день ученые уверены, что они могут быть прямыми потомками людской расы. Их ген присутствует в ДНК современного человека в содержании от 1 до 4 %. Причем не только у африканцев. Большинство ученых признают, что наши прямые потомки — это кроманьонцы, которые жили не после неандертальцев, а в одно время с ними. Эти виды сосуществовали около 20 000 лет. Это также указывает на то, что от части мы все-таки можем носить в себе смешанные гены.

Почему неандертальцы вымерли? Существует множество версий, но ни одна их них не нашла весомого подтверждения. Одни говорят о том, что всему виной ледниковый период, другие же заявляют, что другой людской вид мог устроить геноцид. В любом случае, факт остается фактом — неандертальцы вымерли, а кроманьонцы продолжили свое существование, так как были более предрасположены к интеллектуальной деятельности.

Кроманьонцы — предшественники современного человека

Развитие кроманьонцев существенно отличалось от эволюционирования их предшественников. Внешне они мало чем отличаются от современных людей. В некоторых источниках их смешивают с понятием «человек-разумный», считая, что они мало чем отличаются. Но на самом деле отличия есть, и не стоит их путать.

В Эфиопии сохранились неповрежденные черепа этого вида. Их возраст составляет приблизительно 160 тыс. лет. Эти дикие люди имели практически идентичную внешность с современным человеком. Если посмотреть на череп, то можно увидеть, что надбровные арки не очень то и выражены, лоб выпуклый, а лицо гладкое. Этот народ можно смело назвать самым долгожившим человеческим видом на земле. Калифорнийским ученым удалось обнаружить, что первые люди на Земле появились около 200 000 лет назад в Африке, а затем они начали активно заселять всю планету. В начале верхнего палеолита (период около 40 000 лет назад) ареал их обитания охватил почти всю планету.

Как жили дикие люди?

Несмотря на то, что первый человек появился на Земле очень давно, археологам удалось воссоздать его повседневную жизнь. Сначала стало известно, что древние люди жили в небольших общинах, так как существовать одному в то время было практически нереально, и те, кто отрекался от своего племени, чаще всего просто-напросто умирали. Даже в то время, людей сегментировали и по итогу распределения давали им работу, которая приходилась по силам. Древние люди уже приноровились к использованию палки и камня и с их помощью добывали себе пищу и обустраивали территорию для племени.

Они очень часто меняли свое местожительство, потому что постоянно находились в поисках пищи. Чаще всего древние люди устраивали лагерь у водопоев, там же и добывали себе еду. Поскольку они не могли создать полноценного жилья, то они укрывались в пещерах и ущельях. Со временем территория вокруг пещеры опустошалась, еды становилось все меньше, следовательно, племенам приходилось переезжать.

Уже тогда человек научился добывать огонь. Его держали в пещерах и не давали потухнуть днем и ночью.

Первый город на Земле был построен 3400 лет до нашей эры в Южной Америке. Это строение было ровесником египетских пирамид. Совпадение ли? Интересным является тот факт, что дома строились с завидной точностью, очевидно, что перед постройкой город был тщательно спроектирован.

Во что одевались дикие люди?

Около 170 тысяч лет назад человек впервые задумался об одежде. Именно она помогла ему покинуть пределы Африки и мигрировать в места с более холодным климатом. В холоде человек начал активнее задумываться о выживании, так и начала развиваться интеллектуальная составляющая.

Поначалу с помощью одежд люди защищали себя от таинственной угрозы извне. Потом уже они пришли к тому, чтобы укутываться в шкуры, чтобы спастись от холода.

Дикие люди сегодня

Мы с вами являемся «плодами» эволюции. Однако на планете существуют люди, которым не удалось познать благ современного мира. Большинство из них — это дикие народы Африки и племена, живущие на Амазонке. Время для этих людей остановилось еще несколько тысяч лет назад.

Какие племена нам известны сегодня?

  • Сентинельцы, живущие на острове Сентинел. Они могут предвидеть стихийные бедствия. Современные исследователи пытались с ними связаться, но безрезультатно.
  • Масаи. Агрессивное африканское племя, их внешний вид характеризуется тем, что с самого детства они режут губу и вставляют туда большое кольцо. В племени процветает многоженство, так как женщин на порядок больше.
  • Группы никобарских и андаманских племен живут тем, что совершают друг на друга регулярные набеги. Периодически, некоторые их них вынуждены проводить акты каннибализма, так как продовольственный запас пополняется крайне редко.
  • Пираха. Очень неразвитое, но дружелюбное племя. О примитивности племени говорит полное отсутствие мифологии.

Вывод

Племена, состоящие из диких людей, существуют и по сей день. Они сторонятся современного человека, так как подсознательно понимают, что он способен изменить их привычный уклад жизни. В большинстве случаев они относятся к исследователям с непониманием и агрессией. Однако с каждым годом их численность снижается, что говорит о том, что цивилизация покоряет все новые и новые горизонты.

События

Homo habilis (человек умелый) научился обрабатывать камень и делать примитивные орудия труда.

Неандертальцы делали орудия из камня, строили дома, хоронили умерших, высекали огонь. Занимались охотой и собирательством.

Кроманьонцы пользовались каменными орудиями (значительно усовершенствовав их), занимались охотой и собирательством. Они создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий. У кроманьонцев впервые появляется искусство . Кроманьонцы, в отличие от неандертальцев, имели физические особенности, необходимые для формирования связной, сложной речи.

Участники

Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи (рис. 2). Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.


Главными занятиями наших далеких предков были собирательство и охота. Они искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.

Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь (рис. 3). Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.

Рис. 3. Древние люди изготавливают копья при помощи огня ()

В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная История ().
  2. Экологический портал ().

Домашнее задание

  1. Где жили первобытные люди?
  2. Как выглядели наши далекие предки?
  3. В чем было главное отличие древнейших людей от животных?
  4. Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?

Алеся Ермолаева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе по теме «Как жили древние люди?»

Цель : формирование элементарных представлений об истории человечества через реконструкцию образа жизни древних людей .

Задачи :

1. Дать детям первичные представления о том, какими были первые люди на Земле : познакомить с их внешним обликом и образом жизни.

2. Пополнить словарный запас детей словами «человекообразные» , «пещера» , «хижина» .

3. Расширить кругозор и познавательный интерес к жизни людей древнего мира .

4. Продолжать развивать внимание, логическое мышление и наблюдательность, воображение и фантазию через продуктивную деятельность.

5. Воспитывать любознательность и коммуникативные навыки, вызывать интерес с к совместной деятельности, умение договариваться и помогать друг другу.

Материал и оборудование :

Демонстрационный :

Мультимедийное оборудование и презентация;

Деревянная палка и доска для разведения огня :

Мнемотаблица.

Раздаточный :

Одежда, имитирующая шкуру первобытного человека на каждого ребенка и воспитателя; шкуры, на которых сидят дети;

Разрезная картинка «Первобытный мир» - 2 штуки;

Бусины и шнуры (по количеству девочек) ;

Материал для конструирования хижины : шкурки на магнитах 4 штуки, камушки из ткани на магнитах 10 штук, косточки из ткани 16 штук;

Листы для рисования в виде скалы с точечным рисунком древних животных и угольные карандаши (по количеству мальчиков) ;

Влажные салфетки;

Деревянные палочки (10см) на каждого ребенка :

Глиняные фигурки мамонтов по количеству детей.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ.

(Дети входят в зал, навстречу выходит воспитатель, переодетый в костюм древнего человека , волокущий за собой шкуру, на которой находятся шкуры для детей. Наталкивается на детей и удивляется).

Воспитатель : Какие интересные дети, так странно одеты. (Обращается к ребёнку) . Что это на тебе одето? Откуда вы? (Ответы детей) . Значит и я в детском саду? Я - древний человек . Я хочу домой, в древний мир . Поможете мне, проводите меня? (Дети соглашаются) . Для начала вам нужно переодеться, у нас так не ходят! Вот и одежда для вас. (Дети переодеваются)

Воспитатель садится на шкуру возле экрана.)

Воспитатель : Присаживайтесь ко мне поближе. Теперь вы тоже древние люди . (Дети садятся на шкуры)

Как вы думаете, откуда появился самый первый человек на Земле? (Ответы детей) . На самом деле это все еще остается большой загадкой. Одни ученые считают, что нас создал Бог. Другие, что мы произошли от обезьян. А третьи, вообще, думают, что человек создан инопланетянами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель : Много-много лет назад в Африке появились обезьяны, которые постепенно приобретали человеческий образ и черты, их называют человекообразные обезьяны. Они жили сообща – группами , помогали друг другу и совсем не могли разговаривать. Со временем самые сильные и выносливые превратились в людей. В отличие от других обезьян они ходили без помощи рук, на двух ногах, шерсть на теле стала едва заметной, изменилась форма головы. Так появились древние люди .

Они научились изготавливать простейшие орудия труда. Как выдумаете, какие? (Ответы детей) . Верно, копья, топоры, ножи, палки-копалки.

Посмотрите на экран. С помощью таблицы найдите отличия между человекообразной обезьяной и древним человеком ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Чтобы увидеть, как раньше жили ваши предки нужно немного постараться. (Дети самостоятельно делятся на группы по 5 человек ) . Посмотрите, изображение испорчено, его нужно собрать из нескольких частей. (Дети собирают картинку из 5 частей, возвращаются назад к экрану)

Вот они, ваши далекие предки.

Воспитатель : Как вы думаете, чем питались древние люди ? (Ответы детей)

Правильно, ели они ягоды, фрукты, корни растений, яйца птиц. Ловили рыбу, ходили на охоту.

Воспитатель : Вы переоделись в одежду древнего человека . Как она называется? (Ответы детей)

Воспитатель : Верно. В древнем мире не было современной одежды, фабрик, которые ее шили. Древние люди шили одежду из шкуры с помощью тонких полосок кожи, а иголку им заменяли отточенные зубы и кости животных.

Как вы думаете, для чего древние люди стали изготавливать одежду из шкуры? (Ответы детей) . Для чего еще можно было использовать шкуры животных? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Чтобы не замёрзнуть, человеку нужна одежда. Что ещё помогало людям согреваться? (Ответы детей) Верно. Однажды во время грозы молния попала в дерево, начался пожар. Так древние люди впервые познакомились с огнём , и поняли, что огонь даёт свет, тепло и отпугивает хищников. Со временем они научились сами добывать огонь. Знаете ли вы, с помощью чего раньше добывали огонь? (Ответы детей) . Давайте, и мы с вами попробуем добыть огонь. (Воспитатель показывает упражнение пальчиковой и дыхательной гимнастики, затем повторяет вместе с детьми). Вот так древние люди добывали огонь .

Знаете ли вы, что служило домом для древних людей ? (Ответы детей) . Правильно, жили они в пещерах и хижинах. Пещера - самое первое жилище людей . Они находили углубление в горе, чтобы укрыться от непогоды и хищных зверей. Со временем древние люди научились строить хижины. Из чего древние люди могли построить хижину? (Ответы детей)

Воспитатель : Из веток, костей и шкуры. В жилище обязательно оставляли место для огня и огораживали это место камнями. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей) . (Воспитатель обращает внимание детей на экран) .

Воспитатель : Кажется, потемнело. Посмотрим, не сгущаются ли тучи, не собирается ли дождь. Только глазами посмотрите на небо, влево, вправо, теперь осмотримся вокруг (круговое движение глаз) (2 раза) . Может пойти дождь и нам нужно где-то укрыться. Поэтому мы построим хижины. (Воспитатель предлагает сконструировать хижину из заготовленных деталей – дети делятся на две команды по 5 человек, под музыку)

Воспитатель : Славные и уютные хижины вы построили. (Возвращаются на свои места у экрана) .

Уже в то время люди любили украшать себя. Как вы думаете, что они использовали для украшения? (Ответы детей)

Правильно, пришивали к одеждам ракушки и перья, делали ожерелья из косточек и зубов животных, камешков и других материалов.

С давних времён люди стали украшать своё жилище . В пещерах учёные находят изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Сначала рисовали только углём. Первые краски делали из мягких пород, которые растирали в порошок и смешивали с животным жиром. Рисовали пальцем, а закрашивали кусочком меха смоченным краской.

Мы с вами сегодня древние люди . Перед вами фрагмент скалы, рисунок на ней не дорисован. Я предлагаю мальчикам с помощью угля соединить точки, и вы увидите, какое животное изображено на скале. А девочки, изготовьте бусы, нанизывая на нитку разные предметы. (Дети выполняют задание, мальчики вытирают руки влажными салфетками, называют животных, девочки надевают бусы). Вы замечательно умеете украшать себя и своё жилище .

(Дети встают в полукруг) .

РЕФЛЕКСИЯ.

Воспитатель : Ребята, сегодня вы мне очень помогли. Спасибо. Вам пора возвращаться назад, но…как это сделать?

Голос : Чтобы вернуться назад, вам нужно ответить на мои вопросы. Зачем вы отправились в прошлое? (Ответы детей) Чем занимались древние люди ? (Ответы детей) . Какое задание для вас оказалось самым сложным? Почему? (Ответы детей) . За вашу смелость и сообразительность на память о сегодняшнем дне дарю вам мамонтят. (Воспитатель с детьми демонстрирует подарки, проходят через дверь – раздает мамонтят)

Воспитатель : Нашу встречу я буду долго помнить. Все, что вы сегодня сделали, вы можете оставить у себя в группе и вместе с вашим воспитателем организовать музей древнего мира . (Прощаются) .

Слайд №1 - заставка.

Слайд №2 – детский сад

Слайд №3 – лес.

Слайд-видео №4 –-превращение в человека

Слайд №6 – эволюция

Слайд №7 – быт древнего человека

Слайд №8 – добывание еды

Слайд №9 – древняя девушка шьет одежду

Слайд №10 – древний человек и шкуры

Слайд №11 – огонь

Слайд №12 – ночь и огонь

Слайд №13 – добывание огонь

Слайд №14 – пещера

Слайд №15 – хижина

Слайд №16 – тучи

Слайд №17 – хижина

Слайд №18 – украшения

Слайд №19 – наскальные рисунки

Слайд №20 - рисунки

Публикации по теме:

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир природы» в подготовительной к школе группе №9 Цель: Систематизировать знания детей о природе, через эмоциональное отношение к окружающему миру. Задачи: Продолжать формировать познавательный.

Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью. Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Транспорт». Воспитатель: Макарова Эвелина. Цель: расширять.

Программное содержание: Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана..

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенний цветок» Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром «Осенний цветок»Предмет: Образовательная область.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «В гостях у Гриба-Лесовичка»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у Гриба-Лесовичка» Воспитатель Гаан Ирина Николаевна Цели и задачи: Закрепить знания о характерных признаках осени, о дарах осени, съедобных и несъедобных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы с использованием ИКТ «Знаменитые люди России» Тема: «Знаменитые люди России» Задачи: Познавательное развитие: расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Семья не только у меня» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема «Семья не только у меня». Программное содержание:.

Библиотека изображений:

Первые представления о Земле и её форме складывались постепенно. Вначале они были очень далеки от современных. В Древней Индии считали, что Земля лежит на спинах трёх слонов, а те стоят на огромной черепахе.

В более полном описании древние индийцы представляли Землю в виде
полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стояли на огромной черепахе,
а черепаха на змее, которая свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.


Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения.

В представлении древних египтян: внизу — Земля (бог земли Геб), над ней — богиня неба (богиня неба Нут), слева и справа — корабль бога Солнца (бог солнца Ра), показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


Древним славянам Земля казалась похожей на большое яйцо, внутри которого находится плоская Земля, причем в верхней части расположен мир людей,
а в нижней — ночная страна. Вокруг земли, подобно белку расположены 9 небес, каждое из которых имело свое предназначение — одно для солнца и звезд, второе — для месяца, третье — для туч и ветров.


В Древней Руси считали, что Земля плоская, что она — такой плоский толстый блин, который лежит на спинах трёх огроных рыб или китов, плавающих на
поверхности безбрежного океана.


Жители Вавилонского царства представляли Землю в виде горы. На западном склоне которой находится Вавилония. К югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы.


Древние греки представляли Землю как диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.


Викинги считали, что мир зародился в северных льдах. В центре мира находится гигантский ясень. У его корней находится холодное подземное царство, в котором обитают великаны, крону населяют боги, а мир людей расположен посредине ствола. По этому дереву беспрестанно бегает белка, которая приносит новости орлу, восседающему высоко в ветвях, а змее, прячущейся в корнях.




Вверх