4 вида архитектуры. Виды архитектурных композиций

Муниципальное общеобразовательное учреждение Буранная средняя общеобразовательная школа Тема Архитектура. Виды архитектуры Выполнил ученик 9А класса Волошин В Проверила Оськина Е. А п. Буранный 2012 г.

Введение Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура -- искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

Выбор темы «Архитектура. Виды архитектуры» был обусловлен моим личным к ней интересом, а также тем, что архитектура — искусство, идущее в ногу со временем и всегда актуальное. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в, то, же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектура должна удовлетворять практическим нуждам человека, но она ещё и способна вызывать «эстетическое волнение», завораживать и удивлять. Этим и интересна архитектура. Цель моей работы раскрыть особенности архитектуры как вида искусства через художественные стили.

архитектура готика пространство барокко

Архитектура Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Искусство архитектуры — воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города — их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делает архитектуру Искусством — искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Искусство архитектуры — воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени.

В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

Виды архитектуры

1. Архитектура объемных сооружений.

Архитектура объемных сооружений включает, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие) промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.)

2. Ландшафтно-парковая архитектура.

Этот вид архитектуры связан с организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой — беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

3. Градостроительство/

Градостроительная деятельность — деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания Стили в архитектуре Архитектура всегда была тесно связана с историей развития общества, его мировоззрением и идеями, с уровнем развития строительной техники, с представлением человека о пользе и красоте. Все это влияло на архитектурный стиль, то есть исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов. Архитектурный стиль проявляется в способах организации пространства, выборе характерных для данной эпохи архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений. Знакомство с различными архитектурными стилями много может рассказать о прошлом человека. В отличие от греков, знавших только колону, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов. Римские своды поражают изобразительностью, масштабами, обилием разновидности. Едва ли не высшим достижением римской конструкторской мысли был сомкнутый феерический свод, называемый обычно куполом. Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры — Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме в 125 году нашей эры. Круглое в плане зданий перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 метров.

Только в XIX веке, с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его ровняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространства огромного зала. Пантеон поражал великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золоченными розетками, стены внутри были выложены разноцветным мрамором, а колоны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.

1. Древнеегипетский.

Древнеегипетский стиль зародился в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовал до 300 года нашей эры. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.

2. Классический.

Этот стиль зародился в Европе в XVII веке в результате влияния итальянского Возрождения..

3. Романский.

Романский стиль -- художественный стиль, господствовавший в Западной Европе. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры X--XII веков с древнеримской архитектурой. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля -- архитектура, преимущественно церковная.

4. Готический.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше -- вплоть до XVI века.

5. Древнерусский.

Древнерусским называется искусство в историческую эпоху, условно ограниченную, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988), а с другой — рубежом XVII-ХVIII веков, началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном, и ортодоксальном вариантах.

6. Барокко.

Стиль барокко появился в XVI -- XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров.

7. Классицизм.

Классицизм зародился в европейском искусстве XVII--XIX веков. Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объемной формы. Одно из важнейших черт классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону, в котором зодчие того времени видели гармонию простаты и ясности, строгости и монументальности.

8. Модерн Архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е 1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, использование новых технологий. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы -- художественно обрабатывались.

Заключение Среди множества стертых от долгого употребления «золотых мыслей» имеется и такая: «Жизнь коротка — искусство вечно». Почти каждый где-нибудь да наталкивался на эти слова, но не всякому удается понять всю суть этой фразы. В одном ряду с величайшими книгами и картинами, изваяниями и симфониями встали архитектурные сооружения — так давно и так прочно, что никому не приходит в голову в этом усомниться. Эту прочную позицию в мире искусств архитектура заняла благодаря особенному качеству, что зовется гармоничностью, музыкальной согласованности частей. Слаженности целого и соразмерности деталей. А также тому особому свойству, которое до некоторой степени и другие искусства разделяют с архитектурой, но в ней оно проявляется наиболее внятно в особой масштабности человеку. Благодаря своему проекту я понял, что архитектура, будучи красивым и элегантным видом искусства, стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она тем отличается от других художеств, что это -искусство, в котором живут люди.

1. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. — М., 1996.

2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. — М., 2000.

Заполнить форму текущей работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Архитектуры и дизайна» РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Архитектурный образ Тюмени» . Тюмень — 2012 Содержание Вступление 1. Тюменская область. Общие сведенья 2....

К 1925 г. мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20--30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Последний стремился создать своего рода канон современного зодчества в виде высотного здания -- «коробки» со сплошь остеклёнными стенами....

ВведениеГотическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный...

О гидравлических свойствах низкоосновных алюминатов кальция было известно еще в XIX веке. Во Франции при исследовании способов получения сульфатостойкого цемента был получен глиноземистый цемент, который наряду с повышенной сульфатостойкостью отличался исключительно быстрым твердением и весьма высокой прочностью. Химический состав и технология получения этого...

Архитектура... В этом слове заключается очень многое. На протяжении веков архитекторы трудились, оставляя после себя следы своих прекрасных произведений. Многие из их творений, к сожалению, утрачены в потоке времени. Но немало сохранилось до наших дней и радует ценителей различных видов архитектуры.

Определение понятия

В понятие архитектуры вложено довольно многое. Это, прежде всего, строительство. Но архитектор не просто что-то строит, сооружает. Он вкладывает в творение мастерство, стараясь создать что-то новое, уникальное. Один древний архитектор выделил три начала, на которых строится архитектура: прочность, польза и красота. Другой прибавил четвертое начало - целесообразность. Безусловно, эти качества проявляются в каждом здании, парке или фонтане, над которыми трудились их создатели.

Но архитектура - это не только просто строительство. Это еще и искусство создавать, проектировать что-то для практического применения людьми, для красоты, прочности и удобства. Она окружает нас повсюду. На протяжении истории человечества всегда были свои архитекторы, которые любили это искусство и передавали свои шедевры последующим поколениям.

Краткое рассмотрение видов и стилей архитектуры помогает видеть окружающий нас мир не просто, как массу или группу фигур, зданий, а как отдельные шедевры. Давайте ближе познакомимся с этим замечательным искусством и узнаем его особенности.

Главные виды архитектуры

Архитектура, как часть искусства, имеет свои области или направления. Градостроительство, ландшафтно-парковая и архитектура объемных, то есть, больших сооружений - основные виды архитектуры. Отдельно можно упомянуть еще дизайн внутреннего интерьера, архитектуру маленьких форм и другие. Но чаще всего остальные входят в какой-то из трех основных.

Градостроительство

Этот вид в современной архитектуре появился сравнительно недавно - в середине прошлого века. Он включает в себя проектирование и строительство новых населенных пунктов: мегаполисов, городов, поселков. Это обширная отрасль, которая охватывает разные сферы жизни человека в комплексе, то есть, не только жилье, но и все необходимое для жизни в обществе: школы, больницы, магазины и т. д. В этом виде рассматривается не только строительство, но и территория для расположения будущего населенного пункта. Стоит отметить, что градостроительство занимается также реконструкцией и сохранением старых построек, которые имеют большое значение для городов.

Архитектура сооружений

Этот вид играет большую роль в архитектуре. Сюда включаются крепостные, культовые постройки, жилые дома разных типов и размеров, общественные сооружения, такие как школы, музеи, магазины, театры, стадионы, а также промышленные здания, различные фабрики, заводы, станции. Архитекторы рассматривают, проектируют и строят различные здания, необходимые обществу, как отдельные единицы.

Ландшафтная архитектура

Среди современной архитектуры выделяют еще один, не менее значимый, вид. Он включает в себя все, что связано с благоустройством населенного пункта, его комфортабельностью, эстетикой. Парки, бульвары, улицы, площади, скверы со своими фонарями, памятниками, фонтанами, лавочками, деревьями, кустами, оградами, рекламными щитами входят в понятие ландшафтной архитектуры. Специалисты в этой области занимаются озеленением районов, территорий, находящихся рядом с домами и другими зданиями, а также оформлением садов и парков, которые являются прекрасным украшением и местом отдыха для своих посетителей.

Основные стили архитектуры

Как было отмечено, существуют разные виды архитектуры. Но не нужно забывать и о стилях, которые веками накладывали свой отпечаток на все, что нас окружает. Посещая музеи и картинные галереи, отправляясь на экскурсию по старинным городам разных стран, мы сталкиваемся с различными эпохами, проявленными в архитектуре. Каждый из стилей характеризуется своими особенностями. Стили обычно подразделяются по историческим периодам. Вот основные из них: античность, романский, готический, эпоха Возрождения или Ренессанс, барокко и рококо, классицизм, модерн, модернизм и постмодернизм. Обратим внимание на некоторые из них.

Архитектура в античности

Сперва скажем несколько слов о доантичном, то есть архаичном стиле. Он был характерен для таких древних государств, как Ассирия, Месопотамия и Древний Египет. Все сооружения, созданные до пятого века до нашей эры, принято относить именно к этому стилю. Что для них было характерно? Простота, довольно большие каменные строения, соблюдение геометрических фигур и пропорций. Однако имеются и различия в исполнении доантичного стиля. В Египте, к примеру, существовала определенная симметрия, а в Месопотамии - асимметрия.

Античность, как один из видов архитектуры, или стилей, прежде всего, относится к Древней Греции. Этот стиль проявлялся в строительстве жилых домов и храмов. Если говорить о культовых сооружениях, то их особенностями были толстые стены, отсутствие окон и наличие отверстия в потолке для попадания в здание света. Им присущи симметричность и ритмичность. В этот период была основана определенная система, названная ордерной. Она имела три направления. Первое, появившееся в пятом веке до нашей эры, это - коринфский ордер. Ему было присуще наличие колоннад. Появившийся веком ранее дорический ордер отличался чертами массивности и строгости. И последний, ионический, появился сравнительно позже остальных. Пользующийся популярностью в Малой Азии, ионический ордер имел более легкий, изящный характер строений.

Римляне сделали более богатой и роскошной ордерную систему, добавив декор и внедрив ее в строительство своих храмов и дворцов.

Архитектурное средневековье

Приблизительно в десятом веке появляется новый стиль, названный в XIX веке романским. Он просуществовал на протяжении двух-трех столетий. Этому периоду истории присуще строительство храмов и монастырей. В основе их лежали конструкции, имевшие формы простых геометрических фигур: куба, цилиндра, параллелепипеда. Постепенно эти конструкции совершенствовались, добавляя различные башни и галереи. Начало этого периода характерно своей росписью стен, а окончание - каменными рельефами на фасадах. Памятники этого самого своеобразного из видов архитектуры сохранились в Европе до наших дней.

Во второй половине XII века начинает зарождаться новый стиль - готический. Ему присущи конструкции с различными арками и сводами. Преимущественно он преобладал в строительстве церквей и соборов, которые впервые начали появляться в северной части средневековой Франции. К примеру, под Парижем в XII веке была построена церковь в этом стиле. С десятилетиями готика распространялась в других странах: в Швейцарии, Бельгии, Германии, Испании, Англии. Благодаря крестовым походам этот стиль проявился в сооружениях Сирии и Кипра. В XIV веке начали строить ратуши, применяя готический стиль для их украшений, а вместо крепостей - дворцы.

На смену готике приходит Ренессанс. В XV веке этот стиль начинает приобретать популярность. Ренессанс возвращает античный стиль, добавляя к нему нотки своих национальных традиций и взглядов, а также материалы, которые были доступны в этот период времени. Для строительства зданий архитекторы используют ордерную систему, а также характерную ей симметричность, простоту, пропорциональность, горизонтальность.

С усложнением конструкций и сооружений приходит следующий вид архитектуры - барокко, появившийся на рубеже XVI и XVII веков. Родиной стиля становится Италия. Барокко проявляется в строительстве дворцов, соборов, общественных сооружений. Основными отличительными чертами стиля становятся контрастность, динамичность, величественность, совмещение иллюзии и реальности, большое внимание уделяется декору и лепным элементам.

Наряду с барокко появляется стиль рококо, существовавший на протяжении XVIII века. Появляется легкость и приветливость в формах, исчезает строгая симметричность, практически исчезают прямые линии и плоские поверхности. Сохранившиеся до сегодняшних дней памятники стиля рококо привлекают нас своей игривостью и с легкостью переносят в ту эпоху. Виды архитектуры зданий приобретают своеобразные черты.

Классицизм, появившийся в середине XVIII века и существовавший на протяжении XIX, вновь возвращается к античным чертам: гармонии, простоте и монументальности.

Современные стили

На стыке XIX и XX веков появляется новый стиль - модерн. Он значительно расширяет возможности в строительстве с созданием новых материалов и технологий. Происходит отказ от углов и привычных линий, все направляется на естественность.

Следующим стилем становится модернизм, существовавший в XX веке. Он включает в себя различные подвиды архитектуры. Ему присуще создание всего нового и практичного, идущего в ногу со временем.

Итак, как видно из описания видов архитектуры, это искусство играло и играет огромную роль в жизни человека. Ее практичность и эстетичность помогают нам наслаждаться произведениями архитектуры и понимать, как на протяжении веков человечество развивалось, совершенствовалось, выражая это в различных деталях, чертах и фигурах.

Архитектура, или зодчество, - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта и т. д. Все они прочны, удобны и необходимы людям - это их обязательные свойства. Но есть у этих сооружений и зданий и другие важные свойства - красота и способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно эти качества и делают архитектуру искусством, и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны, например, Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах.

Луксор. Храм Амона-Ра. Колоннада. XV в. до н. э.

Однако архитектурой называют не только систему зданий и сооружений, организующих пространственную среду, но и само искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. А людей, которые их создают, называют архитекторами (в переводе с греческого «архитектор» - «главный строитель»).


Пантеон. Внутренний вид. Ок. 125 н. э. Рим.

Архитекторы создают здания, сооружения, целые поселки и города не только целесообразные и удобные для жизни и деятельности, но и одновременно красивые и эмоционально воздействующие на человека. Иначе говоря - функциональные, конструктивные и эстетические качества (польза, прочность и красота) в архитектуре взаимосвязаны.


Н. Воронина, А. Оспенников Олимпийский велотрек. 1980 Москва.

Различают три основных вида архитектуры.

Первый - архитектура объемных сооружений. Она включает жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.).

Второй вид - ландшафтная архитектура. Она главным образом связана с организацией садово-паркового пространства. Это городские скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

Третий вид архитектуры - градостроительство. Оно охватывает создание новых городов и поселков и реконструкцию старых городских районов. Градостроитель должен выбрать территорию, наметить, где разместятся жилые, общественные и промышленные зоны и связывающие их транспортные магистрали, предусмотреть возможность дальнейшего расширения города. Он должен подумать и о красоте будущего города, о сохранении исторических памятников, о месте новых городских ансамблей.

Творческий поиск наиболее интересной пространственной композиции архитектурного произведения и художественная отделка поверхностей создаваемого здания составляют сущность работы архитектора. Проектируя, архитектор ищет наилучшее, наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего архитектурного произведения и его деталей. Однако выбор композиции не произволен, так как зодчий обязан считаться с назначением сооружения, его конструкцией, климатом местности, где ведется строительство, окружением будущей постройки. Все это и определяет величину и форму сооружения, детали его отделки, иначе говоря - язык архитектуры.

Например, функция здания, т. е. его назначение, характер происходящих в нем процессов, определяет величину и габариты внутреннего пространства, а следовательно, и внешнюю форму здания. Согласитесь, что жить удобнее в квартире с несколькими комнатами среднего размера, чем в одной и чрезмерно большой. А вот смотреть кинофильмы удобнее в просторном зале без окон и с наклонным полом. Поэтому в жилом доме делают много комнат с окнами, балконами или лоджиями, а в кинотеатре - большую глухую коробку зала. Так функция независимо от воли архитектора влияет на композицию сооружения, задает ему характерный облик.

Конструкции ограждают внутреннее пространство зданий, обеспечивают сооружению прочность и долговечность. В разные исторические периоды применялись различные строительные материалы и разные конструкции, соответствующие техническому развитию своего времени. Естественно, что новые конструкции оказывали влияние на архитектурные формы. Например, в Древнем Египте основным строительным материалом был камень и зодчие применяли только один тип конструкций - стоечно-балочный. Чтобы перекрыть большое пространство тяжелыми каменными балками двухметровой высоты, под них приходилось ставить множество опор на расстоянии всего 3-4 м друг от друга. Помещение получалось тесным, похожим на каменный лес.

Архитекторы Древнего Рима благодаря изобретению бетона и применению арочных, сводчатых и купольных конструкций значительно увеличили расстояние между опорами. Например, бетонный купол, перекрывающий зал Пантеона в Риме, достигает в диаметре 43 м, а толщина его около 1 м. Для сравнения скажем, что современные висячие (вантовые) металлические конструкции Олимпийского велотрека в Москве перекрывают свободные пространства пролетом 140 м при толщине покрытия всего 6,5 мм!


Композиция архитектурного пространства. Примеры последовательного соединения пространства по оси с меняющимся направлением движения (А - Детский музыкальный театр в Москве ХХ в.) и по прямой оси движения (Б - египетский храм Гора. III-I вв. до н.э.).

А формы современной архитектуры очень разнообразны. Мы можем встретить рядом совершенно разные здания: строгий параллелепипед гостиницы из стекла и музей в виде сплошной бетонной спирали, прозрачную сферу павильона, собранную из тысяч одинаковых элементов, и гигантскую, висящую на одном столбе крышу стадиона. Это разнообразие форм стало возможно благодаря современному уровню техники, появлению новых конструкций, проникновению в тайны строительных материалов. Созданные в начале века железобетонные конструкции освободили стены от их многовековой тяжелой работы - нести перекрытия, или, как говорят архитекторы, от несущих функций. И они стали другими. На смену полутораметровым стенам из кирпича, как в Грановитой палате Московского Кремля, построенной в XV в., пришли легкие стены из стекла, появились стены из пластика, легкого металла и... даже надувные!


Ритмическое развитие объе­ма здания по вертикали. По­кровский храм в Кижах. XVIII в.

Нетрудно заметить, что даже и здания схожего назначения, находящиеся в одинаковых условиях, отличаются друг от друга, имеют разные композиции. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой - в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия зодчего для каждого из них нашла свою форму, свою группировку помещений, свой рисунок наружного объема и деталей. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их и отличаем одно от другого. И каждое из них благодаря творческому поиску зодчего по-разному влияет на наши чувства. Одно имеет торжественный, праздничный облик, другое - строгий, третье - лирический, интимный и т. д.

Чем же достигает архитектор эмоционального воздействия на зрителей? Его главные художественные средства - открытые и закрытые архитектурные пространства, объемы зданий и ограждающие поверхности конструкций. Архитектор может сделать эти пространства сообщающимися или изолированными, освещенными или затемненными, спокойными или динамичными; объемы - тяжелыми или легкими, простыми или сложными; элементы ограждающих поверхностей - плоскими или рельефными, глухими или ажурными, однотонными или красочными, добиваясь при этом, чтобы художественные средства согласовывались между собой и приводили к единому впечатлению - гармонии.

Основная архитектурно-композиционная за-зача состоит в организации соподчинения в здании или сооружении ряда пространственных объемов и их элементов. Их последовательное развитие происходит по условной прямой или с поворотами пространственной оси, которая может иметь главные и дополнительные направления.

Одни здания имеют симметричную композицию, т. е. одинаковое расположение отдельных элементов здания относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Другие - асимметричную композицию. В таких зданиях соединяются контрастные по форме, цвету и материалу объемы, что приводит к динамичному архитектурному образу. При асимметричной композиции главная часть здания смещается в сторону от центра. Прием симметрии и асимметрии используется и при композиции отдельных элементов форм - расстановке на фасадах и в интерьере колонн, окон, лестниц, дверей, мебели, люстр и т. п.


Симметричное или асимметричное расположение внутренних пространств отражается в соответствующем положении наружных объемов зданий и деталей их фасадов. А - Дворец в подмосковном музее-усадьбе Архангельское. XVIII в. Б - Детский музыкальный театр в Москве. XX в.

Большое организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т. е. четкому распределению повторяющихся с определенным интервалом отдельных объемов и деталей здания: анфилады комнат и залов, последовательное изменение объемов помещений, группировка колонн, окон, скульптур. Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении называется вертикальным ритмом, он придает зданию снаружи впечатление легкости, устремленности вверх.

Наоборот, чередование деталей в горизонтальном направлении - горизонтальный ритм - придает зданию приземистость, устойчивость. Собирая, сгущая отдельные детали в одном месте и разрежая их в другом, архитектор может подчеркнуть центр композиции, придать зданию динамичный или статичный (устойчивый) характер.

Другое средство архитектурной композиции - масштаб здания. Он зависит не от действительных его размеров, а от общего впечатления, которое оно производит на человека. Например, в современных микрорайонах общественные здания (торговый центр, кинотеатр) всегда меньше по объему, чем многоэтажные жилые здания, но они производят впечатление главных, крупномасштабных благодаря более крупным членениям их форм (большие плоскости стен залов, крупные поверхности остекленных витрин). О таких зданиях говорят, что они имеют крупный масштаб. Жилые дома, хотя они в действительности и больше по размеру, имеют мелкий масштаб, так как у них мелкие детали (окна, лоджии, балконы).


Д. Бурдин, В. Климов, Ю. Рабаев и др. Олимпий­ский гостиничный комплекс в Измайлове. 1980. Москва.

Современная архитектура органично включила в себя все прогрессивные достижения зодчих предшествующих времен, преодолев недостатки функционализма и конструктивизма - течений начала XX в., которые односторонне провозглашали каждое свой принцип: одно - удобство эксплуатации здания, другое - экономичную конструкцию. Новая архитектура присоединила к ним еще одно обязательное условие - получить в конечном счете эстетически завершенную, художественно выразительную форму.

Красоту архитектурного образа сегодня видят в красоте самой формы: в ее силуэте, в пропорциях ее частей, в цвете и фактуре материалов. Особое внимание уделяется приему «перетекающих пространств», слиянию ряда внутренних помещений в единый большой зал, двор, улицу, их зрительному соединению с природой через огромные стеклянные ограждения.

Поиски новых композиционных приемов, более выразительных и оригинальных архитектурных форм продолжаются. В наше время перед советскими архитекторами стоит важная задача: добиться своеобразия застройки городов, учитывая особенности разных регионов страны, культурных традиций народов нашей многонациональной Родины, сохраняя ценные архитектурные памятники. Большое внимание уделяется строительству и благоустройству наших сел.

Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, разложили по полочкам, написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, видео, чтобы всё легко понять.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны , которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. , включая и на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.


Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом . Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока .
Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.


Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия
  • Здания стали геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.


Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Готический стиль

На основе романского стиля возникла с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».


Готический собор в Лионе, Франция

Для интересующихся более подробно в статье . В статье описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о .

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.
После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.


Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.


Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Барокко

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма . Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.


Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время .

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого . Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.

Арт Деко (Ар-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво . Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30-40-е годы прошедшего 20 столетия.

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930-1937 гг. Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.


Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль .

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму . Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.
Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованыключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.
Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.


Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.
Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Заберите её себе на стену в социальной сети, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки (Ctrl+D).

Создавать для человека такую форму пространства, в которой он может жить, работать, учиться и отдыхать.

Первобытный человек, сам того не ведая, стал «архитектором», создавая себе жилье, чтобы укрыться от непогоды. Он довольствовался, в зависимости от климатических условий, или случайными жилищами (пещерами, полупещерами), или легко возводимыми и непрочными шалашами, навесами, стенками, ямами.

Кроме собственно жилья, первобытный человек строил сооружения из огромных каменных глыб, которые получили различные наименования.

Менгиры (от бретонского «мен» — камень и «хир» — длинный) — одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы высотой 20 с лишним метров.

Точное их назначение не установлено, но исследователи связывают их появление с погребальными обрядами; возможно, они служили для обозначения границ владений.

Кромлехи (от бретонского «кром» — круг, «лех» — камень) — самый сложный тип мегалитических сооружений. Они встречаются главным образом в Европе — в западной Франции и Великобритании, а также в Азии и Америке. Например, в Стоунхендже (Англия) каменные круги достигают в диаметре 30 метров. Кромлехи состоят из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри круга попарно поставленные высокие блоки с плитами образуют центр пространства. Предполагают, что кромлехи имели культовое значение.

Дольмены (от бретонского «тол» — стол, «мен» — камень) представляли собой объем из трех или четырех камней в виде стола или погребальной камеры (рис. 1.4). В сущности, у древних народов (египтян, этрусков и др.) жилой и заупокойная камера имели одинаковую форму.

Кроме камня, в качестве строительного материала первобытный человек использовал ветки, хворост, стволы деревьев, песок, глину, известняк, шкуры животных, в исключительных случаях даже лед.

С развитием общества (в зависимости от образа жизни) человеком стали создаваться более прочные жилища, например юрты для пастухов-кочевников, дома для оседлого населения. Жилища могли разрастаться до круп-пых скоплений (шумерские «города» Месопотамии, кавказские аулы, американские пуэблос). На протяжении тысячелетий назначение построек менялось, размеры их увеличивались.

В Древней Греции первое место отводилось дому для обычных горожан, а не дворцам. Человек не был принижен, он сознавал свою силу, и архитектура Греции приобрела гуманистический характер. Главные сооружения греческой архитектуры общественные. Среди них первое место отводилось храму. Храм предназначался для жизни человекоподобного бога.

Этруски, населявшие в I тысячелетии до н. э. северо-западную часть Апеннинского полуострова (современная область Тоскана, Италия), достигли совершенства в техническом отношении и ввели конструкцию свода.

Римляне, подчинившие сначала этрусков, а затем и греков, переняли у них колонну и свод, в круг возводимых зданий включили монументальные светские здания, строительство которых было вызвано потребностями жизни Рима (термы, базилики, амфитеатры и арки). Римляне оказали влияние на развитие архитектуры завоеванных территорий.

Римское наследие

Римское наследие долго использовалась в средние века. В V и VI веках византийские архитекторы, соединив элементы христианской), античного и восточного зодчества, при поддержке римской техники, руководствуясь греческим пониманием красоты, создали особую центрально-купольную постройку для христианского богослужения.

Центрально-купольная система получила распространение в архитектуре всех стран, расположенных по побережью Черного моря. Затем на ее базе стало создаваться своеобразное зодчество, отвечающее условиям климата и жизни общества. Это можно увидеть в армянских и грузинских церквах.

С VII века исламские государства пользовались архитектурными формами побежденных культурных народов, приспособляя их к своему культу. Так создавались мечети, состоящие из четырехугольного двора с фонтаном для омовения, помещения для богослужения и высокого минарета для призыва к молитве. Наряду с религиозной архитектурой, в исламских государствах развивалась дворцовая архитектура с множеством роскошных залов, тенистых и уютных покоев.

С принятием Русью христианства в X веке византийская архитектура пришла сначала в Киев и Новгород, потом во Владимир, а в XVI-XVII веках в Москву. Заимствованные из византийской архитектуры формы в сочетании со старыми традициями русского деревянного зодчества, с учетом климатических, социальных и других условий, стали основой для создания вполне самостоятельного русского архитектурного стиля XVI — XVII веков.

Во второй половине X века в Европе две главные силы — феодальное общество и церковь — определили два направления архитектуры: сооружение замков и храмов. Архитектура этой эпохи называлась романской.

Новое слово «готика» в архитектуре было сказано в середине XII века. В готических зданиях вертикальная линия преобладала над горизонтальной. Стрельчатая арка и свод на легких, тонких колоннах передавали нею нагрузку на столбы и подпорные стены при помощи легких арок. Перестали возводить массивные стены, появились громадные окна, и вместо мрака в соборах господствовал свет. Готическая архитектура зародилась во Франции и там она была самой изящной, а в Германии — самой величественной. Готика охватила все католические страны Европы и главенствовала два столетия.

С XIV века начинается новая эпоха — Возрождение. В это время личность человека выдвигается на первый план. Происходит освобождение человека от средневековых идеалов, и новое общество обращается к античному миру, проникнутому гуманистическими идеалами.

Архитектурный стиль, созданный в эту эпоху, отразил все перемены в обществе. По имени эпохи он получил название Возрождение и имел широкое распространение по всей Европе в XV-XVII веках.

В архитектуре XVII и начала XIX веков развиваются два направления — барокко; зачем классицизм. Здесь нужно отметить, что эти направления в России имели свою индивидуальность.

С 60-х годов XIX века в Западной Европе происходит постепенный переход от классицизма к античности и эклектизму (смешение различных стилей). В конце XIX — начале XX века в архитектуре складывается новый стиль — модерн.

В эти годы в архитектуре России, богатой традициями древнерусского зодчества, различаются стили: русско-византийский, эклектика, псевдорусский, модерн, неорусский и неоклассицизм. Русские архитекторы этих периодов создают интересные здания и сооружения.

Архитектура — это история развития человеческого общества, увековеченная в камне.


Архитектурные памятники помогают человеку постичь историю общества, будят его мысль и воображение.

ТРИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОДЧЕСТВУ (УДОБСТВО, КРАСОТА, ПРОЧНОСТЬ)

Многие люди, такие, как и ты, дорогой читатель, живут в больших и малых городах разных стран. Эти города состоят из разнообразных зданий и сооружений, образующих улицы, площади, парки и сады.

Все здания делятся на жилые и общественные. Жилые дома — это дома, в которых мы живем; общественные здания — детские сады, школы, различные учреждения, кинотеатры, стадионы, музеи и театры, в которых мы учимся, работаем и отдыхаем. Есть и другие сооружения. Это фабрики и заводы — промышленные предприятия, на которых люди что-либо производят

Здания и сооружения проектирует , а строит строитель. » — греческое слово, оно означает «главный строитель». В Европу это понятие пришло более 400 лет тому назад. В России до Петра I слово « » не употреблялось, и строителей называли «зодчий», «палатный мастер», «каменный и плотничный староста». Только в начале XVIII века, в эпоху Петра I, в России начали употреблять слово « », принятое в странах Западной Европы.

Перед архитектором, когда он создает здания, всегда стояла и стоит более трудная задача, чем перед художником, композитором или писателем. Художник может спрятать плохую картину в подвал музея, композитор — не играть слабо написанное музыкальное произведение, читатель оставит без внимания на книжной полке неинтересную книгу.

Но что можно сделать с плохо спроектированным и построенным архитектурным сооружением?! Великий немецкий поэт Гете сказал: «Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки».

Однако не только архитектор в ответе за плохое здание. Большую ответственность несут и строители. От того, как они все вместе построят здание, будет зависеть его красота ii прочность.

В далекие исторические времена здания проектировал и строил один и тот же человек. Он рисовал и чертил, а когда все чертежи были готовы, руководил строительством. Свои замечательные архитектурные сооружения, оставшиеся в веках, возводили многие великие зодчие. В Древнем Египте Имхотеп построил ступенчатую гробницу, в Древней Греции Мне-сикл Пропилен, в Древнем Риме Вес пасиап — Колизей, в Средние века ВО Франции Пьер де Монтро — Сен-I Цапель, в эпоху Возрождения в Италии Ф. Брунеллески — Воспитательный дом.

В России строили архитекторы Б. Растрелли — Зимний дворец, А. Захаров — Адмиралтейство, А. Воронихин — Казанский собор. При этом последний проявил себя не только как талантливый архитектор и градостроитель, но и как блестящий инженер, создав первый металлический купол собора. С именами многих зодчих связаны и другие памятники архитектуры.

Люди с глубокой древности стремились строить так, чтобы здания, для чего бы они ни предназначались, были удобными, красивыми и прочными. Эти три основных требования соблюдались с момента зарождения зодчества. Эти требования соблюдают и сегодня.

Каждое здание имеет свое назначение и бывает построено для конкретных целей. Ненужных зданий никто никогда не строил.

Рассмотрим те требования, которые необходимы для строительства зданий. Требование удобства для каждого здания понимается по-разному. В детском саду дети занимаются, отдыхают и играют, пока их папы и мамы работают и находятся в других зданиях, которые имеют свое определенное назначение. Школьное здание предназначается для получения детьми образования. Магазины необходимы для обеспечения людей нужными товарами. Театры и кинотеатры знакомят зрителей с новыми спектаклями и фильмами. Музей является хранилищем памятников истории и культуры, В нем проходят выставки произведений искусств. Каждое из этих сооружений должно иметь свой художественный образ, отвечающий своему Назначению.

В каждом из этих зданий существуют разные помещения, к которым предъявляются различные требования. Так, в квартире жилого дома комнаты должны быть светлыми и проветриваемыми, а кухни удобными. В школе классы — просторные и светлые. Для магазинов проектируют большие торговые залы. В театре и кинотеатре места располагают так, чтобы зритель хорошо слышал и видел действия на сцене и на экране. Одним из главных требований к залам музея является освещенность, необходимая для лучшего обозрения произведений искусств.

Все помещения в зданиях и сооружениях имеют свое определенное назначение и расположение. Проектируя псе необходимые помещения согласно правилам, а главное — здравому смыслу, учитывая , рельеф местности и место строительства, архитектор стремится к тому, чтобы количество, объем и планировка помещений были разумными. Все эти требования записаны в Строительных нормах и правилах (их принятое обозначение СНиП). Их должны выполнять все, кто в ответе за качество строительства.

Здание должно быть красивым. Под красотой мы понимаем и здания (цвет), и материал, из которой) оно построено, и украшение интерьеров, и самое главное — форму, пропорции.

На последнем остановимся подробнее. Архитектору трудно представить форму здания, если он не представляет, из какого материала оно будет построено, какой толщины будут стены, чтобы защитить от мороза и жары, какой конструкции будут плиты для пола и потолка, чтобы они не пропускали шума. Все эти вопросы касаются третьего требования — прочности. Они также записаны в С Н и 11.

Вдумайтесь в смысл слов «прочность», «прочно». О них говорят памятники архитектуры. Около 2000 лет стоит знаменитый Колизей в Риме, тле проходили бои гладиаторов. Поражает внутренним пространством собор в Константинополе (рис. 1.7), построенный 1400 лет тому назад. Столько же лет стоят памятники архитектуры в Закавказье: церковь Ринсиме в Эчмиадзине (Армения) (рис. 1.8) и Крестовый храм в Мцхете (Грузия) (рис. 1.10). 900 лет поражают своей красотой соборы св. Софии в Киеве (риг. 1.9) и Новгороде (рис. 1.11). Когда мы говорим «Москва», перед нашими глазами возникает ансамбль Московского Кремля, который 500 лет стоит со своими двадцатью башнями на страже города. Многие события видели старые стены Кремля.

Во вес времена здания строились на долгие годы. Они должны были быть прочными и устойчивыми, выдерживать нее природные явлении.

В XX веке здания начали строить из самых современных материалов (бетон и железобетон), использовать изделия из металла, современную строительную технику, экскаваторы, бульдозеры, башенные краны, панелевозы, самосвалы и т. д.

Но самое главное — это рабочие руки, без которых невозможно строить жилые дома, детские сады, школы, больницы и другие здания.

Градостроительство — это искусство строить большие и малые юрода и населенные пункты. Градостроительство как наука начало свое существование с последней трети XIX века. Но это не значит, что до этого никто не занимался проблемой строительства городов. Еще в IV тысячелетии до и. э. на территории нынешнего Ирана находился Сузы. Строительство жилых кварталов и посадки зеленых насаждений города осуществлялись по определенному плану.

Четкой планировке было подчинено строительство одного из древнейших городов — Вавилона («Бабилу» — «Врата бога»), расположенного вдоль реки Евфрат (территория современного Ирака). Вавилон представлял собой огромный, вытянутый в плане правильный прямоугольник, обнесенный тройной внешней стеной. Первая стена (из кирпича-сырца) достигала толщины 7 метров; вторая (из обожженного кирпича) находилась на расстоянии 12 метров от первой и имела ширину 7,8 метра; третья (каменная) стена имела толщину 3,3 метра.

Река Евфрат делила город на две части: восточную — «старый город» и западную — «новый город». Застройка имела вид прямоугольной системы. Часть прямых улиц игла параллельно Евфрату, другие улицы пересекали их под прямым углом и выходили к реке Евфрат (рис. 1.12). Примененный впервые в Вавилоне прямоугольный план застройки определил на многие века ту систему, которая будет повторяться в разнообразных вариантах и в последующие периоды градостроительства.

В античный период развития культуры основные принципы градостроительства развиваются и приобретают четкие и определенные правила. До середины V века до н. э. Афины и другие города с акрополями располагались главным образом на холмах и имели две характерные особенности. Первая заключалась в том, что акрополь, возвышенная крепость города, становился укрепленной частью города. Вторая — в том, что акрополь становился центром, вокруг которого на склонах, на сложном рельефе разрастался город. На рисунке слева показано, как выглядел один из самых знаменитых акрополей Афинский (рис. 1.13).

В Греции в V-IV веках до н. э. строительство новых городов осуществлялось но заранее намеченному плану. Так, Перикл (490-429 годы до н. э., афинский полководец и вождь демократов), объявил конкурс на постройку города на острове Сицилия. В IV веке до н. э. Платон (428-348 годы до н. э., древнегреческий философ-идеалист) в своих «Законах» высказал идею о разумной планировке города.

В эпоху эллинизма город Александрия, расположенный на северо-западе Египта, был построен Дейнократом по сложной прямоугольной планировке (рис. 1.14). План был примечателен тем, что главная улица города представляла собой абсолютно прямую магистраль длиной 6 километров п шириной 28 метров.

Города Римский империи имели планировку военных лагерей. Рим всегда славился хорошо организованными площадями: римские форумы (площади), с системой прямых и перпендикулярных к ним улиц, составляли сложное художественно-замкнутое пространство. Просторная площадь в городах Италии предназначалась не только для массовых мероприятий и собраний, она вносила разнообразие в одинаковые ряды улиц, служила местом для главных архитектурных сооружений города: памятников, соборов, дворцов.

На планировке Древнего Рима, расположенного на семи холмах, СИЛЬНО отразился рельеф местности. В 64- 68 годах, при императоре Нероне (37- 68 годы), после пожара, была полностью изменена планировка города, которая получила свое завершение в эпоху барокко.

В средние века в Европе и в Древней Руси строительство городов велось не но плану. Деревянные жилые дома возводились группами, стихийно. Улицы городов были узкими, извилистыми, большую часть года покрытыми непроходимой грязью. Особенность этих городов в том, что они выполняли роль оборонительных укреплений. Города были замкнутыми, окруженными водой, рвами, стенами.

С развитием торговли в городах появляются торгово-ремесленные центры. Эти центры строятся за пределами огороженной площади — так начинают разрастаться города.

Со временем не только меняются очертания города, но и происходя! изменения внутри города: к церковным площадям прибавляются рыночные, а в дальнейшем и дворцовые. По мере разрастания города бывшая центральная часть приобретает значение исторического памятника.

В эпоху Возрождения применяют три вида планировки площадей. Первый заключался в том, что площадь представляла собой единство Свободного пространства и архитектурных сооружений. Второй прием: площадь — замкнутое пространство. Третий прием — соединение нескольких площадей — ансамбль. Именно по такому плану построена площадь св. Петра в Риме, созданная в переходный период между Ренессансом и барокко: овальная площадь объединена с площадью, имеющей форму трапеции.

Примером отличного решения замкнутой площади является площадь св. Петра в городе Мантуе, где каждая улица заканчивается на площади. Другая особенность градостроительства в эпоху барокко — это перестройка кварталов по строго обдуманному плану.

На рубеже XVII-XVIII веков высокого уровня достигает градостроительство во Франции. Создаются открытые (площадь Согласия) и замкнутые (Вандомская) площади. Большие изменения происходят в строительстве городов Франции — Страсбурге, Бордо, Нанси и др.

В XIX веке растут города не только в Европе, но и в Америке. Градостроительство этого периода ведется в основном в столицах: архитекторы занимаются созданием отдельных ансамблей. Только во второй половине XIX века, с развитием промышленности, происходит быстрый рост городов. Примером разумного градостроительства остается, главным образом, Париж, где все работы ведутся но определенному плану.

В XX веке наблюдается быстрое развитие главнейших городов за счет создания новых районов, где в основном и решаются градостроительные проблемы. Одним из сложных вопросов является реконструкция исторической части города, где много архитектурных памятников.

Градостроительство решает огромные задачи, связанные с планировкой и застройкой городов, организацией городского наземного и подземного транспорта, размещением зон массового отдыха, созданием зон для промышленных предприятий. Все эти вопросы взаимосвязаны друг с другом и решаются одновременно.

САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА)

Садово-парковая архитектура является одной из важнейших сторон градостроительства, ставящей задачу организации свободного от зданий пространства.

Термин «ландшафтная архитектура» возник в 1861 году в США, на конгрессе, посвященном организации национальных парков в Америке. В Европе этот термин появился только в XX веке.

Возникновение парков и садов, садово-парковых ансамблей зависит от многих условий: топографических (рельеф), климатических и общественных. На разновидности садово-парковой архитектуры оказывает влияние уровень культуры общества, его быт и эпоха, в которой развивается это искусство.

Садово-парковая архитектура берет свое начало в Древнем Египте. Первые сведения о садах Египта мы находим в рисунках на папирусах, рельефах на камне. Древнеегипетские сады имели прямоугольную форму.

На территории сада, как правило, размещались небольшое жилое здание, бассейны, увитые плющом беседки — перголы.

Из легенд мы знаем о знаменитых садах Семирамиды, названных именем царицы Ассирии, которые устраивались на крышах дворцов в Вавилоне.

Но есть сады не из легенд. По приказу царя Навуходоносора были устроены сады для его жены Амитис. Во дворце устраивали сады, поднятые на высоту четырехэтажного сооружения, на насыпных террасах особой конструкции. Террасы-сады поднимались уступами и соединялись лестницами с очень маленьким наклоном. Персы, захватившие Ассирию, были в изумлении от «висячих» садов. Они переняли способ разведения садов и у себя на родине устраивали охотничьи парки, называя их парад иды. В отличие от садом Нами лона, деревья гам росли на естественной земле. Парки имели благоустроенные дороги, каналы, домики для охотников.

У древних индусов в священных рощах брамины оберегали деревья. Почитание деревьев было связано с культом Будды.

В античной Греции сады высаживали вокруг многочисленных храмов. Сады являлись местом общения, там выступали ученые, философы, поэты.

Садовое искусство в античной Греции принято называть классическим.

Оно представляло собой высокохудожественные ансамбли природы и искусства — нелепых насаждений, поды, скульптуры и архитектуры домов или храмов.

Садово-парковое искусство в Риме достигло наивысшего расцвета, а пол же получило распространение и у других европейских народов. В Риме сады устраивались при городских домах, дворцах и загородных богатых домах — виллах. При доме городского типа были небольшие садики для задушевных бесед. В загородных домах устраивали большие сады, разведенные на площадках-террасах. Сады имели прямые аллеи, украшенные балюстрадами с вазами, водоемами и скульптурой. Особое значение придавалось стрижке насаждений, а во II-IV веках стрижка имела необычные формы (корабля, птицы и т. п.). После падения Римской империи садово-парковое искусство пришло в упадок и долгие годы не восстанавливалось.

В средние века садовое искусство осуществлялось на очень малых площадях, при монастырях, а также в некоторых замках.

В XV-XVI веках садовое искусство было значительно распространено в Китае, Индии и Иране. Китайские садоводы в своей профессии добились больших результатов. Сады устраивали на больших территориях (до 40-50 километров в окружности). Садоводы стремились создать такие условия для посетителей, чтобы они чувствовали себя в саду как в настоящей природной среде.

Во второй половине XVIII века основные способы устройства китайских садов и декоративных построек (малые архитектурные формы — пагоды, мостики, ворота и др.) были переняты западноевропейскими архитекторами.

Японцы тоже переняли стиль китайских садов, но разводили сады на малых площадях, возможно, из-за отсутствия земли. В Японии получили развитие так называемые водяные сады: пруды и искусственные водоемы заполняли водяными растениями и декоративными рыбами.

В Японии в XVI-XVII веках появляется особый вид сада — чайный сад («тянива»). Поводом для появления такого сада послужил чайный павильон («тясицу»), в котором проходили чайные церемонии правительственных чиновников. Такие павильоны были отделены 01 дворцовых помещений, а территория между ними превращена в сад, украшенный дорожками из камня, каменными фонарями, которые освещали путь, сосудами с водой, служившими для ритуального омовения рук. Общий вид дорожек, фонарей и сосудов, их расположение в саду определял «шаг» — время перехода из одного помещения в другое, из внешнего мира в мир чайной церемонии.

Стиль Возрождения (XIV — конец XV века) отразился не только в архитектуре. Он затронул и садовое искусство. Итальянские сады раннего Возрождения имели строгую геометрическую разбивку с архитектурными постройками перед главным зданием. В период Высокого Возрождения и особенно в эпоху барокко устройство садов получило широкое распространение. Сады располагались террасами, что стало отличительной их чертой. Они соединялись широкими лестницами, украшенными барочной скульптурой и фонтанами. В садах возводились различные здания, павильоны, гроты — создавался новый садово-парковый ансамбль (рис. 1.17).

Во Франции, в отличие от Италии, сад размещался на ровной местности. Этот стиль получил название «французский регулярный партерный сад». Создателем стиля был знаменитый парижский архитектор Андре Ленотр (1613- 1700), мастер садово-паркового искусства, сын главного садовника Тюильри в Париже Ж. Ленотра.

Садовое искусство в Англии развивалось под влиянием китайских и японских садов. Новый стиль получил название «пейзажный». Смысл английского пейзажного стиля состоял в его копировании природы.

В XIX веке в Западной Европе, в Париже, было несколько больших городских парков, таких, например, как Булонский лес, созданный в 1853-1858 годах архитекторами Альфеном и Хаус-манном, и Тюильри (1871).

В XX веке продолжается устройство больших общественных парков. При городских особняках и виллах сады разбивались в различных стилях, а иногда наблюдалось их смешивание.

Садово-парковое искусство на Руси

Садово-парковое искусство на Руси имело свои особенности.

В Древней Руси до XVII века сады разбивали при монастырях. Они имели чисто практическое значение — там выращивали фрукты для монастырского стола. Но после XVII века сады становятся местом для развлечений. В Москве такие сады устраивались на склонах кремлевских холмов и на берегах реки Москвы.

Садово-парковое искусство получило особое развитие при Петре I. Это было связано со строительством дворцов и инородных резиденций императорского двора в Петербурге и его окрестностях. Первым садом, устроенным в Петербурге, был Летний сад (1710), получивший название от Летнего дворца (рис. 1.18).

Автором Летнего сада был французский архитектор, мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леблон (1679-1719), приглашенный Петром 1. В 1716 году Леблон расширил Летний сад и придал ему вид французского регулярного сада. В царствование Екатерины II был уничтожен декоративно подстриженный кустарник — боскет, прекращена подстрижка, и сад принял запущенный вид.

Замечательный садово-парковый ансамбль был разбит в 1713 году в Петергофе (резиденции Петра I), на берегу Финского залива (рис. 1.19). Этот изумительный сад дополняют знаменитые искусно оформленные фонтаны, павильоны Марли, Монплезир. Издавна росли на этом месте и вековые деревья.

В Царском Селе, при Большом дворце, в XVII веке был разбит парк в регулярном стиле (рис. 1.20). При правлении Екатерины II парк переделали в пейзажный. Со второй половины XVIII века Петербург был окружен садово-парковыми ансамблями. Большой парк в английском стиле был создан в Гатчине (рис. 1.21). Изумительный парк пейзажного стиля был заложен в Павловске (рис. 1.22) английским архитектором Чарльзом Камероном (1730-1812), а в начале XIX века ансамбль был улучшен и расширен итальянцем Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751 — 1831), декоратором, мастером декорационной живописи, архитектором перспективных росписей и парковой архитектуры.

Под Москвой был разбит парк в регулярном стиле при известном архитектурном ансамбле «Архангельское». Появились парки в Кусково, Кузьминках и других местах Подмосковья.

Проектировщики ландшафтной архитектуры и сегодня работают над созданием городских парков и садов, озеленением населенных мест и решают главные задачи:

— санитарно-гигиенические — оздоровление воздушного бассейна;

Сады и парки улучшают микроклимат, уменьшают поверхности, которые подвергаются запылению и перегреву; — защитно-изолирующие; зеленые насаждения снижают городской шум, защищают людей от ветра и снега, почву от разрушения;

— архитектурно-художественные; парки изолируют друг от друга различные населенные территории, создают благоприятные условия для труда и отдыха, украшают архитектурный облик районов массовой застройки.

При создании ландшафтной архитектуры используются в основном природные материалы. Проектировщики ландшафтной архитектуры создают элементы парковой архитектуры, которые принято называть «малыми архитектурными формами». К ним относятся парковые скамейки, цветники, беседки, декоративные бассейны и фонтаны, трельяж (тонкая решетка из деревянных реек для вьющихся растений) и пергола (беседка или галерея, увитая растениями), гроты (сооружения из камней в виде пещеры) и альпийские юрки, подпорные стенки для парков с холмистым рельефом. Все эти задачи решаются по проектам, которые выполняют специалисты по ландшафтной архитектуре.



Вверх