"юный живописец" ивана фирсова. Сочинение по картине И.И.Фирсова "Юный живописец" Рассказ о картине ивана фирсова юный живописец

Современники живописца утверждают, что большинство работ, выполненных рукой Ивана Ивановича Фирсова, поступали в распоряжение церквей, соборов и театров. Нередко панно этого художника можно было встретить и в интерьерах домов зажиточных семей. Однако до наших времен дошли буквально считанные его произведения, одним из которых является картина «Юный живописец». Причем с ее историей, как и с жизнью самого создателя, связано несколько интересных и загадочных событий.

И. И. Фирсов: биография

Точная дата рождения Фирсова не известна, однако появился на свет он около 1733 года в Москве, в купеческой семье. И отец, и дед Ивана Ивановича имели непосредственное отношение к искусству - они занимались художественной резьбой по дереву и ювелирным делом. Именно от них и перешел к наследнику талант в области живописи.

Как только выяснилось, что у юного Фирсова имеется весьма явственная предрасположенность к данному виду деятельности, на семейном совете было принято решение о его отправке на работу в Санкт-Петербург. По прибытии будущего художника определили на отделочные работы, где он занимался украшением зданий и дворцов.

В 14 лет (именно в этом возрасте) Фирсов поступает на службу в Канцелярию строений, одновременно обучаясь и развивая свой талант живописца. Талант Ивана Ивановича не мог остаться незамеченным - его творчество восхитило саму Екатерину II, и она настояла на его дальнейшем обучении, причем не где-нибудь, а за границей, во Франции.

В 1756 году Фирсов поступает в Парижскую и уже там в значительной степени вдохновляется работами французских живописцев. Наибольшее влияние на него оказал Шарден, пишущий полотна с изображением жанровых сюжетов: картина Ивана Фирсова «Юный живописец» наиболее созвучна с творчеством этого парижского реалиста.

По возвращении из Франции (период 1758-1760 гг.) И. И. Фирсов становится придворным художником. Известность он приобрел главным образом в результате декоративного оформления собственноручно написанными панно к различным спектаклям и постановкам. Чуть позднее Иван Иванович становится одним из главных сотрудников Дирекции императорских театров.

К сожалению, о последних годах жизни живописца известно очень немного. В связи с этим, сопоставив некоторые исторические данные и даты упоминания о Фирсове, специалисты утверждают, что умер он после 1785 года. Согласно некоторым фактам, художник вполне мог окончить свои дни в доме для умалишенных, так как под конец жизни страдал некоторыми психическими отклонениями.

Иван Иванович выполнил достаточное количество работ как по заказу руководства, так и для дворян. Однако мало что сохранилось до наших времен. Картина «Юный живописец» одновременно и рассказывает о том, каким талантом обладал Фирсов, и точно так же не позволяет глубоко прочувствовать все то, чем были проникнуты его творения. Бесспорно единственное: это настоящий шедевр в области жанровой живописи.

Описание картины «Юный живописец»

Композиция на полотне проста и в то же время этой своей будничностью интересна. В центре внимания находятся три фигуры: самого юного живописца, маленькой девочки и ее матери. Мальчик в синем мундире сидит на стуле, поставив одну ногу на мольберт, и рисует портрет малышки, находящейся напротив него. Несмотря на кажущуюся расслабленность позы, он сосредоточен и увлечен своим занятием.

Что касается самой юной натурщицы, одетой в и светлый чепчик, то она того и гляди готова убежать, чтобы заняться более интересными делами. Такая черта, как стеснение, тоже сквозит в ее позе - она прижалась к матери, ласково приобнявшей дочь за голову. Сама женщина одной рукой одновременно и удерживает, и успокаивает маленькую егозу, а второй назидательно грозит ей пальцем. Однако здесь не присутствует и тени напряженности - кажущаяся строгость матери нисколько не серьезна.

Кроме самих людей, в комнате, залитой мягким светом, также находятся некоторые предметы, присущие мастерской каждого художника: бюст, манекен, ящик с кистями и красками, пара картин на стене.

Пастельные и не потерявшие своей свежести с течением времени тона, атмосфера уютной и спокойной обыденности - вот чем можно завершить описание картины «Юный живописец». Сюжет ее передан с невероятной сердечностью, о чем свидетельствует и тот факт, что написано полотно было не на заказ, а «для души», под влиянием неких чувств.

История картины

Картина «Юный живописец» была завершена примерно в 1768 г. в Париже. Это полотно открывает последующую серию произведений в аналогичном жанре. На момент же написания «Юного живописца», помимо Фирсова, аналогичными работами можно считать некоторые картины Шибанова и Еременева, повествующие о жизни крестьян.

Кстати, вплоть до начала XX века считалось, что данное полотно создал вовсе не Фирсов. «Юный живописец» - картина под авторством художника А. Лосенко, о чем пыталась свидетельствовать одноименная подпись на лицевой стороне. Однако искусствоведы не успокаивались до того момента, пока в 1913 г. в ходе экспертизы не было принято решение об устранении вышеозначенной фамилии, под которой и обнаружилось имя И. И. Фирсова.

На данный момент картина «Юный живописец» хранится в Третьяковской галерее, куда она попала благодаря основателю музея - купцу выкупившему полотно у некоего коллекционера по фамилии Быков в 1883 г.

Бытовая живопись как жанр и отношение к ней

Российская Академия художеств в пору написания Фирсовым своей знаменитой работы, можно сказать, не признавала бытовой жанр как род живописи в полной мере, считая его низкопробным. Возможно, данный факт также является причиной того, что работа долгое время провела в мастерской, в которой трудился Иван Фирсов.

Картина «Юный живописец», несмотря на это, все же увидела свет и сейчас считается самым ярким примером бытового жанра XVIII в., а ценность ее от этого лишь возрастает.

Картина в русской живописи

Главное отличие полотна заключается в его некоторой рассеянности. Оно написано с любовью, не подчиняясь каким-либо общепризнанным законам классики. Изображение сценки из обычной жизни, без прикрас, излишней строгости и соблюдения канонов - вот чем характеризуют искусствоведы картину «Юный живописец». Люди не позируют, они очаровательны в своей простоте, что совершенно не было характерно для русского изобразительного искусства того времени.

Именно поэтому долгое время ни у кого не возникало ассоциаций с тем, что данное произведение могло быть выполнено рукой нашего соотечественника. Специалисты в области живописи подтверждают, что написанная картина настолько не связана с событиями в России в XVIII в. по духу, что создает яркое впечатление нетипичности и непосредственности.

Другие картины И. И. Фирсова

Однако рассматриваемое произведение - это не все, что оставил нам в наследство Фирсов. «Юный живописец» - картина руки этого мастера в своем жанре, можно сказать, одинокая, но существует еще одно сохранившееся полотно. Называется оно «Цветы и фрукты» и представляет собой ранее размещавшееся в Написаны обе работы в совершенно разной стилистике, но тем не менее принадлежат они кисти Ивана Ивановича, свидетельствуя о многогранности и незаурядности его таланта.

Сочинение (в том числе миниатюра) оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за умение в рамках продуманной композиции раскрыть тему и выразить главную мысль (реализовать свой замысел), а также за умение правильно и уместно использовать с этой целью соответствующие языковые средства; вторая – за соблюдение языковых норм.

Схема оценивания может быть следующей: Л – Ф – Р, где Л – логические ошибки, Ф – фактические, Р – речевые ошибки и недочёты; І – ν – Г, где І – количество орфографических ошибок, ν – количество ошибок пунктуационных, Г – грамматические ошибки. При проверке учитель также обращает внимание на нарушения последовательности в изложении содержания, на соответствие всех частей сочинения теме и задаче выражения главной мысли и на полноту раскрытия темы. При анализе речевого оформления работы учитываем разнообразие и выразительность использованных языковых средств и грамматического строя речи, стилевое единство сочинения.

Тема. Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец».

Цели урока: 1)развивать умение описывать произведение живописи;

2) формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению;

3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

I . Подготовка к сочинению (рассмотрение картины, составление плана).

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова – один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счет и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и в Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во времяего пребывания в Париже.

Попросим пятиклассников вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Пятиклассники могут назвать пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцево»), портреты М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь»), В. Л. Боровиковского («Портрет Е. Н. Арсеньевой») и др.

Обратим внимание учащихся на то, что сейчас перед ними картина, которая относится к жанру, с которым ученики ещё незнакомы, -- к жанру бытовому. Расшифруем для пятиклассников это понятие. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый отражению событий и сценок из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим пятиклассников изложить сюжет художественного полотна и постараемся добиться чёткого его определения. Ответ может быть примерно следующим.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

После этого вырабатываем умение более подробно описывать расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины.

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд его сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но молодой человек этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно так долго сидеть без движения, она послушно сложила ручки, но на личике её играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную и ласковую строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Мастерская живописца залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от художника. Художник установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.

На заднем плане картины – обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины.

В картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с тем моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем основной темой картины можно считать творческий процесс, и создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника-главного персонажа картины.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: « Фирсов пишет свободно и мягко... Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

II . Составление плана.

План полезно будет составить совместно. Он может быть примерно следующим.

I . Картина И. И. Фирсова «Юный живописец» – один из лучших образцов бытового жанра.

II . Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Персонажи произведения живописи.

3. Изображение художественной мастерской.

4. Цветовая гамма.

III . Мастерство художника.

III . Словарная работа.

1. Определение лексических значений малознакомых слов.

Интерьер – внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике, или доска для работы художника.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художникам для смешивания красок.

Цветовая гамма – подбор красок для картины.

2. Лексический анализ данных в упр. 336 словосочетаний.

Читаем словосочетания и определяем возможность их использования в сочинении.

3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины для характеристики её персонажей и интерьера изображённой художественной мастерской.

Памятник русской жанровой живописи, шаловливая и непоседливая натурщица, ящик с красками, сосредоточенный взгляд, охвачен вдохновением, самозабвенно и увлечённо творит, лукавая улыбка, искусно передать, спокойная и ласковая строгость, терпеливо объяснять, залита ровным светом, льётся из окна, развернуться к окну, откинуть голову, игра света и тени, атрибуты художественной мастерской, мраморный бюст, манекен, прелесть обыденной, повседневной жизни, поэтическое очарование, процесс свободного творчества, непринуждённые позы, поэтическая атмосфера, серо-розовая гамма.

4. В сильном классе можно предложить учащимся изложение или свободный диктант по высказыванию И. Э. Грабаря и обсуждение этого высказывания.

Д. з.: сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 336).

Долгое время автором картины «Юный живописец» считался А. Лосенко, несколько позже искусствоведы признали авторство за немецким художником Д. Ходовецким, опираясь на несхожесть нарядов изображенных на картине персонажей с русскими традиционными костюмами середины XVIII столетия. Только к 1913 году благодаря деятельности исследователя И. Грабаря было доказано, что картина «Юный живописец» была написана русским мастером Иваном Ивановичем Фирсовым в 1760 году.

Фирсова можно с уверенность назвать родоначальником жанровой живописи. К сожалению, при жизни художника этот стиль в искусстве не пользовался популярностью и долго не признавался официальной Академией художеств. Возможно, именно в связи с отрицанием общественностью того времени жанровой живописи, полотно «Юный живописец» - единственная картина И.И. Фирсова, дошедшая до наших дней.

Доподлинно известно, что великий художник был первопроходцем не только в живописи, Иван Иванович принимал непосредственное участие в оформлении первой русской оперы. Этот заслуживающий уважения, выдающийся человек намного опередил время, в котором жил и творил свои непризнанные шедевры.

Судя по сохранившимся историческим источникам, картина «Юный живописец» была написана художником во время путешествия по Франции. Даже обнаруженная относительно недавно подлинная подпись мастера написана на французском языке.

Изображение небольшой, слабо освещенной единственным окном с тяжелыми темно-зелеными занавесками комнаты погружает зрителя в творческую атмосферу мастерской совсем юного художника. Быть может, парнишка лет тринадцати зарабатывает себе на жизнь, продавая портреты, однако, что вероятнее, он просто оттачивает умения, приобретенные в гимназии. Чувствуется, что молодой портретист уделил своей картине довольно много времени, ему явно хочется размять затекшие от сидячей работы мышцы, да и крошка-натурщица явно устала. Девушка в простом коралловом платье с белым передником и высоко поднятыми волосами над головным убором в тон наряда уговаривает готовую закапризничать в любой момент малышку. Девчушка с пшенично-золотыми волосами в пышном платье цвета спелого персика соглашается еще позировать, прижимаясь к своей старшей наставнице.

Юный художник пишет портрет старательно, пытается добиться наибольшего сходства, и видимый результат его работы довольно неплох. Судя по размерам деревянного мольберта, полотенцу в отпечатках испачканных в масле пальцев, раскрытому сундучку с художественными принадлежностями можно судить, что юное дарование находится у себя в мастерской.

Стены украшают два портрета в рамках, быть может, принадлежащие кисти молодого художника, или это работы более профессиональных мастеров, служащие ему стимулом и примером.

Возле окна располагается столик, увенчанный тяжелым, гипсовым или мраморным манекеном. Часто художники используют подобные бюсты, надевая на них роскошные головные уборы, популярные среди обеспеченных дам того времени, чтобы как можно точнее передать изящество многочисленных кружев и складок дорогих тканей.

Вероятно, портрет очень важен для семьи золотоволосой малышки. Для удобства ребенка даже принесена подставка под маленькие ножки. Женщина, судя по положению руки явно произносящая что-то назидательное, беременна, ей однозначно тяжело стоять, но несмотря на неудобства она продолжает находиться возле девочки, которой хочется побыстрее вскочить и увидеть свое изображение на холсте.

Кто знает, быть может картина Фирсова является автобиографичной, художник просто воплотил на холсте одно из воспоминаний своей творческой юности. Возникает желание от души пожелать юному живописцу творческих успехов и общественного признания, чтобы следующая картина, восхитившая весь мир, принадлежала именно его кисти.

Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери.

Лить слёзы о лете ушедшем не надо,
Оно непременно вернётся в наш город -
В осенней поре тоже много отрады.
Сентябрь шагает, прекрасен и молод.

Все знают, что он настоящий художник,
Умеет пейзажи писать и портреты.
В друзьях у него: тёплый ласковый дождик,
Рассветы, закаты, певцы и поэты.

Он юн и беспечен, в природу влюблён он,
Немного наивен, как многие дети.
Раскрасить мечтает понурые кроны
В багрянец и золото в память о лете...

Долгое время числящаяся как "картина неизвестного художника", только в двадцатом веке картина получила имя настоящего своего создателя.
Им оказался Фирсов И.И.
В восемнадцатом веке., когда была создана эта картина Академия художеств не признавала жанровой живописи. Только изображения богов и героев древностей могло быть выставлено как "достойное полотно".
А Фирсов И.И. рисовал декорации к первым операм, оформлял пышные праздники.
Сюжет картины прост и незамысловат. Юный художник рисует девочку, в своей мастерской, которая вся занята предметами искусства. Окно, занавешенное богатой зеленой бархатной шторой, показывает нам, что действие происходит в богатом поместье. В углу стоит мраморный бюст прелестной девушки, на стене, за ним висит портрет, но это не парадный портрет, видно., что это портрет женщины с гитарой, может быть,даже работы самого юного дарования. Иначе бы он висел в парадных комнатах вельможи. Еще одна картина висит рядом, но что изображено на ней разобрать невозможно. Рядом стоит манекен для того, чтобы одевать на него пышные платья дам того времени, чтобы художник мог без помех нарисовать все его складки, рюши и банты.
На переднем плане сам живописец. Он сидит за мольбертом, на котором укреплена картина, над которой он трудится. На картине изображена девочка, которая сидит тут же.
Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери. Молодая женщина, в платке на голове, одета в красно-полосатое платье с белой юбкой. Женщина в положении, ей тоже тяжело стоять, но, она понимает важность момента и успокаивает дочку.
Прелестная жанровая картина показывает нам мастерскую художника в давно прошедшие времена и мы хотели бы, чтобы юноша получил признание, равное его таланту.



Вверх