Прикладная физическая культура для студентов-историков. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

РЕФЕРАТ
на тему: « Профессионально-прикладная физическая подготовка»

Подготовила:

Студентка заочного отделения

Жук Екатерина Сергеевна

Проверил (а):

научная степень преподавателя

Красноярск – 2017 г.

Введение……………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (ППФП)…………………………..…………………………………….4
2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки…………………………………………………………………………6
3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы ………………………………………………………………15

Приложения………………………………………………………………………16

Введение

Профессионально-прикладная физическая подготовка- это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.Она предполагает создание предпосылок к уско­ренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время. Это определяет актуальность темы реферата.

Цель работы – теоретическое изучение вопросов профессионально-прикладной физической подготовки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику профессионально-прикладной физической культуры (ППФП);
- изучить назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки;
- изучить средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.

Объект исследования – профессионально-прикладная физическая подготовка. Предмет исследования – применение профессионально-прикладной физической подготовки для профессионального совершенствования.

Источниками информации для подготовки реферата стала научная литература по теме исследования.
1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (ППФП)

В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. Типичные для них упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятельность, а с другой – более направленными и, в конечном счете, более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.

Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует ряд определенных трудностей, которые заключаются в определении интервалов времени, отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для концентрации мышечной силы, изменения функционального состояния двигательного анализатора в соответствии с требованиями рабочих операций. Это отражается в объединении множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую систему – динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и программировать рабочие действия. Рассогласование программы с фактическим выполнением движения особенно выражено при утомлении в сочетании с отрицательными эмоциями.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность, при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.

2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

· характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;

· характер основных профессиональных двигательных действий;

· особые внешние условия профессиональной деятельности.

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.

Основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки обуславливают следующие факторы:

· развитие ведущих для данной профессии физических способностей;

· формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;

· повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

· воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

· повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда;

· содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).

Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.

После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для водителя – статическая выносливость, оператора – общая выносливость, буровика – сила, ткачихи – тонкая двигательная координация). Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа профессий операторского профиля – программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.). Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя узкая специальность их будет иметь определенную специфику. Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам представлены в таблице 1. (Приложение 1).

После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков, например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями.

Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.

3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий

Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности их влияния на функциональные системы организма выделяют упражнения, развивающие сердечнососудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Кроме этого, упражнения можно разделить на развивающие отдельные физические способности: координационные, силовые, скоростные, выносливость, гибкость, а также эмоциональную устойчивость, волевые качества, внимание и т.д. Такие упражнения широко используется в общей физической и спортивной подготовке. Выделяют упражнения для формирования прикладных двигательных навыков: лазанья, работе на высоте, переноске грузов, преодоления препятствий, рациональной ходьбы. Они преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений таких видов спорта, как альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика и др.

В качестве средств ППФП могут быть использованы отдельные элементы профессиональной деятельности, например, лазанье и избегание по крутой лестнице для пожарных; самбо, дзюдо, бокс – для оперативных работников.

Для решения задач ППФП широко используются физические упражнения, имеющие достаточно выраженный эффект так называемого неспецифического воздействия. Как уже говорилось, в некоторых профессиях на организм работающего оказывают воздействие ряд неблагоприятных факторов внешней среды (загазованность, недостаток кислорода, резкие перепады температур и атмосферного давления и др.). В этих случаях широко используются бег, плавание, лыжные гонки, гребля и другие физические упражнения высокой интенсивности. Они повышают устойчивость организма к недостатку кислорода, активизируют умственную работоспособность, способствуют развитию общей выносливости, которая, в свою очередь, лежит в основе высокоэффективной трудовой деятельности.

В настоящее время определены и широко используются группы специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный туризм.

Устойчивость к перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию – упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (упражнения на гимнастических снарядах, батуте, акробатика, слалом, вод-ные лыжи, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), к перегрузкам – упражнение на вращение (на центрифуге, батуте), акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

При отборе средств для решения задач ППФП руководствуются следующими принципами:

1. Максимальной реализации задач ППФП.

3. Обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Первый принцип предполагает, что выбранное средство в максимальной степени обеспечивает решение задач ППФП. Второй – предусматривает использование таких воздействий, которые в наибольшей степени улучшают качества и навыки, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности. Третий – предполагает, что применяемые приемы для целенаправленного формирования конкретного качества должны попутно улучшать и многие другие жизненно и профессионально важные способности, эффективно содействовать решению основных задач физического воспитания учащихся, не вести к отрицательным последствиям.

В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и ППФП, причем, последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.

Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физических упражнений на повышение работоспособности специалистов будет зависеть от положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повышается работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не одновременный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой степени совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях.

В процессе физического воспитания используются в основном общепринятые формы построения занятий. Так, например, в содержание комплексных уроков включаются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, тесно связанные со специфическими для данной профессии упражнениями.

Заключение

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.

Список литературы

1. Бишаева, А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента; КноРус – Москва, 2012. – 304 c.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание, 2013. – 930 с.

3. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.

4. Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка; Феникс – Москва, 2010. – 256 c.

5. Кабачков, В.А.; Полиевский, С.А. Профессионально – прикладная физическая подготовка; М.: Высшая школа – Москва, 2014 . – 176 c.

6. Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 350 c.

7. Коробков, А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 2015. – 420 c.

8. Коробейников, Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2015. – С.74-75.

9. Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: Академия, 2014. – 144 с.

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам

Преимущественно физический труд

Силовые и другие двигательные способности; резистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию неблагоприятных условий среды (высокой и низкой температур, высокой влажности воздуха и газовых примесей в нем и др.); разнообразные двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препятствий, поднимания и переноски тяжестей); психическая устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности

Профессионально важные физические качества (способности), от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности

Разновидности двигательно-активного строительного труда

Выносливость, проявляемая преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений; координационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды; равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции

Разновидности станочного труда в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы)

Неординарно развитая ручная ловкость, способность к мгновенным двигательным реакциям; общая, региональная и локальная выносливость (проявляемая при многократном воспроизведении двигательных действий, в которых участвуют преимущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата – мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функций зрительного и тактильного контроля: навыки точно отлаженных движений руками

Разновидности труда подвижного состава ж.д. транспорта включающие в значительном объеме двигательную активность

Разносторонняя физическая подготовленность к неординарным проявлениям силовых, скоростных и других двигательных способностей, особенно в экстремальных ситуациях; устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию; общая резистентность организма к воздействию неблагоприятных погодных и других внешних факторов; разнообразные двигательные навыки; находчивость, решительность, отважность, базирующиеся, кроме прочего, на отличной физической кондиции

Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 188 с.

Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 150 c.

Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 163 c.

Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 183 с.

Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. – М., 2015. – 192 c.

Коробков, А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 2015. – 136 c.

Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание, 2013. – 230 с.

Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 201 с.

Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: Академия, 2014. – 44 с.

Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) является одним из основных направлений физического воспитания в вузах, которое заключается в формировании прикладных физических качеств, умений и навыков, необходимых занимающимся в их будущей профессиональной деятельности.
При организации занятий по физическому воспитанию ППФП направлена:
. на овладение умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта и физических упражнений;
. приобретение прикладных знаний для применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха;
. воспитание отдельных физических качеств, необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии.
Результатом обучения должно стать создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, соблюдению требований ППФП, физическому самосовершенствованию, достижению оптимального уровня физической подготовленности.
Деятельность человека и масштабы использования его психофизиологического потенциала в сфере жизнедеятельности определяются уровнем здоровья. Уровень здоровья в достаточной степени влияет па качество трудового процесса, производительность труда, интенсивность и многообразие деятельности человека. Здоровье рассматривается как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение им трудовых, социальных и биологических функций.
Значение физической культуры заключается не только в приоритетности влияния занятий физическими упражнениями, физической тренировки на физическое развитие и здоровье человека, воспитание двигательных качеств, но и на духовную сферу, одну из действенных средств нравственного, интеллектуального воспитания и формирования жизненной профессиональной позиции.
Учебные занятия, как практические, так и теоретические, являются основой физического воспитания студентов. Успешность реализации ППФП на практических занятиях во многом зависит от правильного подбора средств, что позволяет использовать их направленно и избирательно.
В программу практического раздела по ППФП студентов рекомендуется подбирать упражнения, характерные для определенных видов профессий, например для врачей хирургов, стоматологов, для терапевтов, педиатров, участковых врачей, выполнять которые необходимо в режиме, приближенном к условиям выполнения рабочих операций. Проведение практических занятий по ППФП со студентами подготовительного и специального отделений должно учитывать возможности каждого студента в зависимости от характера отклонений в состоянии его здоровья, например массы тела, состояния сердечнососудистой системы. При проведении подобных занятий в учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных, физических и специальных качеств, для успешного формирования прикладных умений и навыков.
Кроме учебных занятий широкое распространение приобретают занятия ППФП по заданию преподавателя или по индивидуальному плану, самостоятельные тренировочные занятия, имеющие спортивную направленность с элементами ППФП, занятия утренней гигиенической гимнастикой. Одной из форм ППФП являются массовые, оздоровительные и спортивные мероприятия. Регулярность проведения таких мероприятий способствует высокому качеству ППФП.
Теоретические занятия рассматриваются как единственный путь для изложения необходимых профессионально-прикладных знаний. Содержание материала направлено на изложение следующих вопросов:
. краткая характеристика видов труда, изложение психофизиологических особенностей труда специалистов;
. основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта для профилактики профессиональных заболеваний и борьбы с производственным утомлением;
. влияние занятий физической культурой и спортом на эффективность обучения профессиональным умениям и навыкам;
. влияние климатических и гигиенических условий труда на работоспособность специалиста;
. основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста для обеспечения производительности труда;
. совершенствование основных профессионально-прикладных навыков для обеспечения производительности и безопасности труда.
Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на дальнейшую подготовку его как врача-практика и руководителя производственного коллектив.
Профессиональная подготовка будущего специалиста к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных личностных качеств, среди которых должны найти отражение такие ценности физической культуры, как соматический облик, функциональное состояние, психофизические способности и др. Естественно, что такой специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежности, дееспособности.
Труд медицинских работников принадлежит к числу сложных, напряженных и ответственных видов деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует особого внимания, высокой работоспособности, значительных усилий. К этой группе специалистов предъявляется свой перечень психофизических качеств: владеть высоким уровнем общей выносливости, силой мышц рук, ног, спины и живота, быстротой реакции и оперативным мышлением, концентрацией внимания, выносливостью, устойчивостью к неблагоприятным условиям внешней среды. Качество и эффективность работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональных резервов, умственной и физической работоспособности.
Основное назначение ППФП - развитие и поддержание на оптимальном уровне функциональной устойчивости, развитие психических и физических качеств, к которым предъявляет требования конкретная профессиональная деятельность. Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов создает условие для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда.
Содержание ППФП определяется требованиями к личности специалиста, к его физической и психической подготовленности, тесно связанным со спецификой профессиональной деятельности. Важным в теоретической подготовке студентов по ППФП следует считать информацию о характере труда, с тем чтобы каждый занимающийся имел четкое представление о данной группе профессий. Потому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ физического воспитания для более успешного внедрения ППФП в практическую деятельность.
Условия и характер труда влияют на подбор средств физической культуры для достижения высокой работоспособности, дифференцирования психофизических нагрузок, что крайне необходимо для выработки разнонаправленных рекомендаций по включению физических упражнений и видов спорта в режим труда и отдыха.
Режим труда и отдыха во многом определяет рациональность выбора средств физической культуры и спорта для III1Ф11.
Неблагоприятные условия профессиональной деятельности отдельных категорий врачей являются основанием для формирования в процессе ППФП специальных физических качеств, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию вредных (неблагоприятных) факторов. Рациональным режимом труда и отдыха считается такой, который оптимально сочетает эффективность и результативность труда и индивидуальную производительность, работоспособность человека.
Успешное функционирование ППФП во многом обеспечивается хорошей материально-технической базой, наличием специальной литературы, проведением научных исследований, теоретической и методической подготовкой преподавателей, а также высоким уровнем физического воспитания в вузе.

Средства и методы ППФП в системе физического воспитания

Средства физической культуры
В практике физического воспитания используется комплекс разнообразных средств, обеспечивающих потребность в двигательной активности. К числу таких средств относятся:
. физические упражнения (подвижные и спортивные игры, гимнастика, спорт, туризм);
. естественные силы природной среды (солнце, воздух и вода);
. гигиенические факторы (режим повседневной деятельности: отдых, сон, питание, личная гигиена, гигиенические условия окружающей среды).
Физические упражнения - это вид двигательной деятельности, при помощи которой осуществляется направленное воздействие на занимающихся. Многократное выполнение двигательных действий составляет физическую деятельность.
Физические упражнения используются в соответствии с закономерностями физического воспитания для эффективного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма. Это сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (физиологических, биохимических, психических и др.). При занятиях физическими упражнениями организм приобретает такие свойства, как устойчивость к простудным заболеваниям, гипоксии, повышенная умственная и физическая работоспособность, устойчивость к стрессам.
В зависимости от способа применения эффект от выполнения физических упражнений может быть направлен на преимущественное развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, аэробных и анаэробных возможностей, на оздоровительный, воспитательный, рекреационный, реабилитационный и другие эффекты. Физические упражнения в силу своей педагогической целесообразности можно рассматривать как показатель развития и совершенствования физической и психической деятельности человека.
Особенность физических упражнений состоит в том, что их применение поддается строгой регламентации по параметрам нагрузки: объему работы, ее интенсивности, интервалам отдыха. В этих возможностях заключена развивающая и оздоровительная ценность физических упражнений. Характерной чертой физических упражнений является их общность с активной общественной, социальной и трудовой деятельностью людей. Это выражается в схожести их биомеханических, физиологических, биохимических механизмов.
Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом состоит в том, что, возникнув на основе трудовых действий, а затем видоизменяясь, физические упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики и подготовки к труду.
Физические упражнения в сочетании с естественными силами природной среды (факторами закаливания) помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды. Закаливание является элементом физического воспитания. Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные процедуры. Эффект закаливания состоит в том, что повышается сопротивляемость не только к простудным, инфекционным заболеваниям, но и к недостатку кислорода, чрезмерной физической нагрузке.
Закаливание необходимо сочетать с трудовым процессом и физическими упражнениями. Это усиливает процесс закаливания, что, в свою очередь, увеличивает работоспособность. При этом необходимо пользоваться основными правилами: постепенности, систематичности, разнообразия средств закаливания. По данным исследований закаленные люди в 1,5-3 раза меньше болеют, чем население в целом.
Только комплексное использование в процессе физического воспитания всех средств - физических упражнений, груда оздоровительных сил природы, гигиенических условий обеспечивает полноценный, стабильно положительный результат.
К гигиеническим фактором физического воспитания относятся личная и общественная гигиена, соблюдение режима сна, питания, режима труда и отдыха. Соблюдение гигиенических правил, при условии их грамотного использования, способствует не только укреплению здоровья занимающихся, увеличению общей работоспособности, но и повышению эффекта от занятий физическими упражнениями.
Таким образом, только комплексное использование всех средств физической культуры обеспечивает высокую работа способность
Методы физического воспитания
К методам физического воспитания относят игровой, соревновательный методы- круговую тренировку.
Игровой метод используется для комплексного совершенствования физических и психических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, координационных способностей, находчивости, смелости. Этот метод не только связан с общепринятыми спортивными играми, такими как футбол, хоккей, волейбол и др., но и применим при проведении занятий с разнообразным подбором физических упражнений (подвижные игры), особенно при занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста. Игровой метод содействует воспитанию коллективизма, смелости, решительности, инициативы, нравственных черт личности.
Многообразие тактических приемов и действий способствует воспитанию тактического мышления, целеустремленности, сознательной дисциплины, совершенствованию двигательных умений и навыков. Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает метод эффективным для воспитания физических способностей.
Соревновательный метод - это борьба в личных или коллективных соревнованиях для максимального проявления физических возможностей. Он используется при выполнении отдельного упражнения на занятиях, в качестве контрольно-зачетных и официальных спортивных соревнований за первенство или высокое достижение. Этот метод применяется при решении разнообразных педагогических задач, и прежде всею для совершенствования умений и навыков в разнообразных условиях соперничества, для воспитания физических, морально-волевых и нравственных качеств. Обязательное выполнение правил и требований, предъявляемых к занимающимся в ходе соревнований, обязывает их к сдержанности, дисциплинированности, приучает к самообладанию.
Условия соперничества создают эмоциональный и физиологический фон, усиливая воздействие физической нагрузки, способствуя максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный метод позволяет выявлять качество владения двигательными действиями, оценивать выносливость организма при воздействии максимальной физической нагрузки, содействовать проявлению волевых качеств. Применять этот метод целесообразно после предварительной и специальной подготовки занимающихся.
Круговая тренировка (КТ) - это совокупность организационно-методических форм использования физических упражнений, которая включает ряд частных методов строго регламентированного упражнения и позволяет комплексно развивать физические качества.
По взаимодействию работы и отдыха выделяют:
. круговую тренировку по методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);
. круговую тренировку по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростно-силовую выносливость);
. круговую тренировку по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, быстроту и специальную выносливость).
В каждом методе в зависимости от особенностей организации, дозировки и способа повышения тренировочной нагрузки выделяют различные варианты и разновидности КТ. Средствами КТ могут быть как общеразвиваюшие упражнения (с применением отягощений и без них), так и специальные, но технически не сложные для выполнения. На занятиях, проводимых с любой из форм КТ, в спортивном зале или на площадке (выполнение по кругу) отводятся места для выполнения упражнений («станции»), где размещаются необходимый инвентарь и оборудование.
На первом занятии занимающихся знакомят с упражнениями, затем проводится максимальный тест - максимальное количество повторений в каждом упражнении и, наконец, устанавливается допустимая норма повторений на «станциях».
Учет достижений по каждому упражнению на «станции» вносится в карточку результатов. Строгая регламентация условий выполнения упражнений позволяет систематически осуществлять контроль за уровнем работоспособности. Тренировочные нагрузки могут повышаться в результате увеличения объема, интенсивности или одновременно объема и интенсивности. Увеличивая число проходимых кругов, «станций» или общее время упражнения, увеличивают объем. Интенсивность достигается увеличением числа повторений упражнения или фиксированным временем работы. Одновременно увеличивая число кругов и повторений упражнений на «станции», можно повышать объем и интенсивность.
Повышение тренировочных нагрузок может осуществляться на каждом занятии (прямолинейно-восходящая форма) или после проведения максимального теста (ступенчатая форма), т.е. в строгом соответствии с методическими принципами. Комплексы изменяют в соответствии с задачами различных периодов, этапов тренировки и уровнем адаптационных перестроек. Методические особенности КТ создают предпосылки управления нагрузкой не только в количественном, но и в качественном отношении. Таким образом, в организации КТ заложена возможность соблюдения принципов систематичности, доступности и индивидуализации. По уровню функциональных сдвигов и особенностям нервно-мышечной координации круговую тренировку применяют не только на учебных занятиях по физическому воспитанию, но и во многих видах спорта.

Лекция, реферат. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП) - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Без имени
2. Основные термины и понятия физической культуры
3. Физическая культура как часть культуры личности студента
4. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов
5. Цель и задачи физической культуры
6. Распределение студентов по учебным отделениям
7. Основные средства общей и специальной физической подготовки для студентов основного и подготовительного отделений
7.1 Современные оздоровительные системы
8. Основные средства общей и корригирующей физической подготовки для студентов специального учебного отделения
9. Зачетные требования, предъявляемые к студентам основного, подготовительного и спортивного отделений
10. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности
11. Физическая культура как учебная дисциплина
12. Основы здорового образа жизни
13. Профилактика вредных привычек.
14. Оздоровительно-профилактическая роль физических упражнений
15. Принципы и сущность педагогических средств физического воспитания
16. Средства и методы восстановления организма
17. Методы развития физических качеств. Структура мышечных волокон
18. Сила как физическое качество
19. Гибкость как физическое качество
20. Быстрота как физическое качество
21. Ловкость как физическое качество
22. Физиологические механизмы воспитания выносливости
23. Методы самоконтроля
24. Оценка общего уровня соматического здоровья студентов
25. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма
26. Диагностика состояния организма. Врачебный, педаго­гический контроль и самоконтроль. Оценка физического развития и физической подготовленности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Учащегося группы №921

Захарова Артемия Сергеевича

Проверил:Василевский Валерий

Михайлович

Г.Чебоксары-2013 год

Введение

1.Назначение и понятние ППФП

2.Задачи ППФП

Средства ППФП студентов

Организация и формы ППФП в вузе

Назначение и понятие ППФП

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально на­правленное и избира­тельное использование средств физической культуры и спорта для подготовки чело­века к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной - профессионально-прикладной физической подготовкой.

Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге - жизненно необходимые навыки. Занятия туризмом для таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности.

Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.), нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), при работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т. д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.


Профессиональная деятельность ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются: оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.

Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:

к ускорению профессионального обучения;

достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

2. Задачи ППФП

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные знания;

осваивать прикладные умения и навыки;

воспитывать прикладные психофизические качества;

воспитывать прикладные специальные качества.

^ Прикладные знания связаны с будущей профессиональной деятельностью. Студент получает прикладные знания на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.

^ Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении профессиональных видов работ. Они формируются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Особая роль в этом принадлежит прикладным видам спорта: туризму, автомотоспорту, водным видам спорта и др.

^ Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость - необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Одни виды труда предъявляют повышенные требования к общей выносливости, другие - быстроте или ловкости, третьи - к силе отдельных групп мышц и т. п. Заблаговременное акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

^ Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. На учебных занятиях по физической культуре, спортивной тренировке, при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями могут быть созданы также условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

^ Прикладные специальные качества - это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, гипоксии. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т. д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими прикладными видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т. д.

3.Основные факторы, определяющие содержание ППФП

В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей - десятки тысяч.

Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности. В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям далеко не максимальны.

Чтобы успешно подготовить себя к профессиональной деятельности, необходимо знать основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП (профессиограмму):

формы (виды) труда специалистов данного профиля;

условия и характер труда;

режим труда и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

^ Формы труда . Основные формы труда - физический и ум­ственный. Это разделение несколько условно, но необходимо, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалиста в течение рабочего дня. Кроме того, подобное разде­ление обеспечивает более эффективный подбор средств физиче­ской культуры и спорта в целях подготовки студента к предстоя­щей профессиональной деятельности. Например, для умствен­ного труда важны различные качества внимания. Устойчивость в проявлении внимания развивают легкоатлетические упражнения (бег 15–20 м за указанное время, эстафеты, кроссовый бег по пе­ресеченной местности и др.); спортивные игры; лыжная подго­товка (спуски с гор с различными видами торможений, преодоле­ние неровностей, ориентирование).

Условия труда - продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы (температура, вибрация, шум, загрязненность и т. п.) Правильно подобранные средства ППФП в процессе физического воспитания способствуют повышению резистентности организма по отношению к неблагоприятным производственным факторам, содействуют увеличению адаптационных возможностей организма молодого специалиста. Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием: бег на 500, 1000 и 3000 м, интенсивное передвижение на лыжах, игра в футбол, баскетбол. Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечивается с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде, закаливание холодным воздухом и водой.

^ Характер труда - особенности двигательных рабочих операций, при характеристике которых имеют в виду главным образом:

тип движений (поднимающие, опускающие, вращательные, ударные и пр.);

амплитуду движений (малая, средняя, большая);

силовые характеристики движения (статическая, динамическая нагрузка, величина усилий);

особенности координации движений.

Так, например, при работе операторов на пультах управления довольно часто движения выполняются с очень малой амплитудой - меньше 2 см; при кнопочном управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г. Таким образом, двигательные действия оператора характеризуются микродвижениями, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движения, при постоянном напряжении внимания.

^ Режим труда и отдыха. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

1

Одна из основных проблем методики профессионально-прикладной физической подготовки вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с постепенным превышением уровня этих требований. Моделирование требований профессиональной деятельности при построении профессионально-прикладной физической подготовки оправдано тем, что обеспечивает эффективность используемых средств и должно происходить с определенными вариациями, способствующими не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его результативности. Реальная профессиональная работоспособность человека (производительность труда) отражает как уровень профессионально-прикладной физической подготовки, так и все другие составляющие его профессиональной дееспособности. Выбор того или иного критерия или их некоторая совокупность во многом обусловлены также спецификой профессиональной деятельности. Эта специальная подготовка проявляется в степени психофизического утомления человека в конце рабочего дня и определяется по его самочувствию и снижению работоспособности, а также в функциональных пробах, зачетных нормативах и требованиях, тесно коррелирующих с показателями профессиональной психофизической работоспособности.

профессиональная деятельность

методика

профессионально-прикладная подготовка

1. Бишаев А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента. М.: КноРус, 2013. – 304 с.

2. Воробьева В.В. Педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций студентов колледжа на профессиональную образованность: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2012. – 26 с.

3. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. М.: Феникс, 2014. – 249 с.

4. Кисельман М.В. Педагогические условия профессионально-личностного развития студентов технического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2012. – 29 с.

5. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. М.: Академия, 2013. - 341 с.

Первостепенная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, повысить резистентность организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Производительность многих типов профессиональной работы значительно зависит от специальной готовности, приобретаемой ранее путем систематических занятий, соответствующих в определенном отношении требованиям профессиональной деятельности, и условий, предъявляемым к функциональным возможностям организма. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерности и регулярности взаимодействия различных сторон физического и общего развития человека в процессе жизнедеятельности. Опыт практического применения этих закономерностей также привел к формированию специального вида физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки.

Сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка в нашей стране осуществляется в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в средних профессиональных и высших учебных заведениях, в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящих-ся, когда это необходимо по характеру и условиям труда. Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения такого вида физической подготовки для будущих специалистов и бакалавров в систему образования и сферу профессионального труда определяет время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий. Достижение профессионального мастерства в них про-должает зависеть от уровня функциональных возможностей орга-низма, имеющих природную основу, от степени развития физиче-ских способностей индивида, разнообразия приобретенных им двигательных умений и навыков. Производительность достаточно многих видов профессиональ-ного труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, пря-мо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дее-способностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов тру-довой деятельности смешанного типа (интеллектуально-двигательного). Нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирова-ние, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодо-творности любого профессионального труда. Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его усло-вий на физическое состояние трудящихся. Эта проблема реша-ется многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них играют факторы профессиональ-но-прикладной физической подготовки. Прогресс цивилизации в целом не освобождает человека от необходимости по-стоянно совершенствовать свои профессиональные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида .

Исходя из этого каждая профессия диктует свой уровень развития умственных, психических и физических качеств, перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому, если человек готовится к профессии инженера, ему необходима профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему менеджеру и экономисту - другого. Эти различия отражены в целях и задачах профессионально-прикладной физической подготовки как раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Возможность этих занятий представляется в учебное и свободное время. Главная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и увеличению эффективности работы. Эффективность работы может быть увеличена из-за расширения физиологически допустимых пределов ее интенсивности, а также из-за увеличения индивидуальной производительности, на уровень которой физическая подготовленность также оказывает определенное влияние. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией.

Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и улучшать двигательные навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, увеличивать сопротивление организма к отрицательному воздействию особых условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основных принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются относительно особенностей ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в высшем учебном заведении ставит следующие задачи.

1. Пополнить запас студентов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2. Сформировать двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

3. Развить и воспитать физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.

4. Ускорить освоение трудовых операций для более успешного обучения профессии.

5. Использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

6. Предупредить и свести к минимуму производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности .

Работа инженера-электрика связана со значительными энергетическими затратами. Работу приходится выполнять не только в щитовых и трансформаторных подстанциях, но и на столбах освещения, часто в разных, преимущественно согнутых положениях. Нужно укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что необходимо для формирования правильной осанки), мышц, поддерживающих свод стопы (для людей, работающих стоя). При выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц, необходимы упражнения, предупреждающие стойкое укорочение мышц. Часто возникает потребность в нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Руки, нажимая с большой силой на рукоятку необходимого оборудования, передают возможную вибрацию всему телу. Наличие значительного мышечного напряжения при работе в неудобных позах способствует быстрому утомлению. Вибрация вызывает сокращение периферических кровеносных сосудов, особенно сосудов рук, что создает препятствие для тока крови. Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Появляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Одним из этих средств могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. Монотонное повторение движений у аппаратчиков технических профессий на производстве каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. По выражению И.П. Павлова, это создает « ... долбление в одну клетку и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефракторное состояние, состояние задерживания, и отсюда это состояние разливается по всем полушариям, являясь сном». Таким образом, во многих видах такой работы заложена противоречивость. С одной стороны, при выполнении производственных операций появляется тенденция к торможению, с другой - то же выполнение производственных операций стимулирует возбуждение рабочей системы корковых нервных центров. Происходит напряженная борьба противоположных процессов, нередко приводящая к невротическому состоянию. Преодолеть отрицательные последствия монотонности в работе можно разными путями, в частности введением перерывов в работе и заполнением их элементарными физическими упражнениями .

Или, наоборот, особенностью профессии менеджера и специалиста экономического профиля является монотонная и однообразная работа сидя. В этой ситуации верхняя часть туловища наклонена вперед, руки, которые вытянуты вперед, выполняют движения с маленькой амплитудой. Растягиваются и ослабляются задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, портится осанка. Непрерывное расслабление мышц брюшного пресса в сидячем положении способствует их освобождению и препятствует правильному дыханию. Работа сердца связана с дыханием. Известно, что в сидячем положении нарушается кровообращение. С физиологической точки зрения такая работа вследствие выраженной монотонности может привести к преждевременному истощению центральной нервной системы. Тогда с помощью средств профессионально-прикладной физической подготовки решаются следующие проблемы: увеличение вентиляции легких в целях быстрого устранения кислородного голодания, укрепление сердечно-сосудистой системы в целях улучшения кровообращения, укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки, улучшение функции вестибулярного аппарата.

Важнейшее значение для рационального построения в целом имеет обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Необходимо опираться на предпосылки, созданные общей физической подготовкой, ведь это гармоничное развитие главных физических качеств, формирование богатого фонда различных двигательных умений и навыков. От того, как проходила общая физическая подготовка будущего специалиста во время основного курса физического воспитания и как это осуществляется далее, зависит и содержание профессионально-прикладной подготовки и многих конкретных деталей ее рационального построения. В частности, структура используемых средств и типов физических упражнений, входящих в данный курс, включает элементы и варианты ранее выработанных форм движений. Довольно часто они подобны по координационной основе двигательным действиям, которые осваиваются в основном курсе физического воспитания в аспекте общей физической подготовки.

Объединение общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает профилирование общей физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. Целесообразно общую физическую подготовку вводить на первом курсе обучения, а профессионально-прикладную - на втором-третьем курсе освоения дисциплины в учебном заведении. В зависимости от ее специфических особенностей необходимо усилить те компоненты общей физической подготовки, которые больше других способствуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей, соответственно перераспределяя время и усилия, потраченные в ее различных разделах. Во время обучения профессиональным двигательным навыкам не следует выполнять в процессе общей физической подготовки упражнения, которые могут негативно повлиять на их формирование. Необходимо включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки, противостоящие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности). Следует выборочно использовать направленные комплексы физических упражнений для предотвращения и исправления отдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных при хроническом влиянии неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности. Такое профилирование общей физической подготовки сближает ее с профессионально-прикладной. Несмотря на то что они тесно взаимосвязаны, они не взаимозаменяемы, с их помощью решаются различные задачи. Общая физическая подготовка представлена относительно к особенностям профессиональной работы и должна быть нацелена на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека, независимо от того, какую деятельность он избрал в качестве профессии.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных типов трудовой деятельности довольно низкая, в методике профессионально-прикладной физической подготовки необходимо опираться на принцип постепенного усиления учебной нагрузки, в той мере, в какой это необходимо для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, и для общего повышения уровня функциональности организма, укрепления и сохранения здоровья. Не может быть определенных универсальных количественных норм прироста нагрузки, одинаково подходящей во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и их динамика зависят от многих обстоятельств, включая реальное развитие суммарного объема нагрузки и способа занятий физическими упражнениями при индивидуальном образе жизни. Здесь возможно использовать большинство принятых в системе физического воспитания и самообразовании форм занятий. В то же время это нужно рассматривать в единстве с другими составляющими системы воспитания и найти самое приемлемое соотношение различных форм занятий, дающих шанс достичь личных и социальных задач в индивидуальном подходе .

В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально подготовительные). Адекватными средствами не могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить только к ним средства - это значит существенно искажать саму суть подготовки. Малоэффективным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения. Локальные и региональные двигательные действия сами по себе ни в коей мере недостаточны для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для полноценного состояния организма.

Однако это не значит, что в современной профессионально-прикладной физической подготовке вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Самомоделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий эффект. Значительная часть упражнений представляет собой общеприкладные упражнения .

Таким образом, для воспитания двигательных и координационных способностей, необходимых в технических видах профессиональной деятельности, в рамках профессионально-прикладной физической подготовки используют широкий диапазон упражнений, различных по форме: это развитие общей выносливости - аэробный бег и другие упражнения циклического характера, для увеличения уровня работоспособности в деятельности, которая выполняется в условиях низкой или высокой внешней температуры - различные виды упражнений, в ходе которых значительно увеличивается температура тела и необходимо по времени длительно сопротивляться к функциональным изменениям во внутренней среде организма (многократный повторный бег большой и максимальной физиологической мощности).

В полном объеме совокупность средств профессионально-прикладной физической подготовки не ограничивается лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные внешние факторы закаливания, а когда это необходимо - и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности. В процессе должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой химии и химической технологии, филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тобольск;

Яркова Т.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социального образования, филиал Тюменского государственного университета, г. Тобольск.

Библиографическая ссылка

Фёдорова Т.Н. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОСОБОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19742 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда, а также приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические "перекосы", проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая культура - это система физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Действительно, я считаю, что каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек, к примеру, готовится к профессии геолога-поисковика, то ему необходима профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу - другая. Эти отличия отражаются в цели и задачах ППФК, как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Заниматься ППФК можно как в рабочее, так и в свободное время. Цель ППФК - способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

Задачи ППФК:

1. подготовить организм человека к оптимальному включению профессиональную деятельность;

2. активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

3. заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

4. профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях .

Действительно, в настоящее время, когда ритм жизни требует от человека все больших физических и умственных сил, просто необходимо наличие профессионально-прикладной физической культуры. Главная цель и задачи ППФК направлены на укрепление организма человека, на профилактику его здоровья, на поддержание оптимального уровня работоспособности. Именно с помощью такой системы физических упражнений и оздоровительных мероприятий работник может укрепить своё здоровье и предотвратить влияние неблагоприятных факторов на него.



Вверх