Основные проявления межнациональных отношений. Учащиеся выполняют схему в тетради. Проблемы межнациональных отношений

МОУ «СОШ №16»

План - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

В 11А КЛАССЕ

КУРС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока:

Нации и межнациональные отношения

Учитель истории и обществознания

Прыткова Светлана Вячеславна

Г. НОВОЧЕБОКСАРСК


Урок по теме «Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках школьного курса «Обществознание» в 11-м классе в ходе изучения главы «Социальное развитие», на проведение урока отводится 2 часа учебного времени.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Литература:

«Человек и общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Ход урока:

1. - Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока:

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся:

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Вопрос 1. Этнические общности

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе «Этнос - его основные черты и особенности».

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Племя Народность Нация

Черты этноса

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение

Специфическая материальная

и духовная культура

Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации.

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация -

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция -

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

Рост сепаратистских тенденций на территории России.

Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.

Колониальное население.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

По поводу спорных территорий.

Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Из-за произвольного изменения административных границ.

Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Вопрос 5. Национальная политика

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений Основные принципы национальной политики Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник «Человек и общество», § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Варианты правильных ответов (для самопроверки):

Б, В, Г, А, Д.

Домашнее задание: § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации «Межэтнические связи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

учитель истории - Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.

Время проведения урока.

Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела «Социальное развитие современного общества». Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В условиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма, урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов.

На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности, применялись различные методы обучения - лекция, беседа, использовалась работа с учебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме «Межэтнические связи Чувашии».

Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока была проведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затем четко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учитель методически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой по тесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников).

Участники учебного процесса - ученики 11А, активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движения скинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизму и фашизму в любых его проявлениях.

Группа учеников 11А продемонстрировала результат своей работы по проекту «Межэтнические связи Чувашии», подготовленного в рамках городского конкурса «Мир, в котором я живу». Мультимедийная презентация отразила, что Чувашия - это полиэтнический регион, как религиозном и культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно.

В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся был предложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью «ключа с ответами».

Психологический настрой урока был положительный, активность учащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного хода занятия.

Домашнее задание было дано с учетом дифференцированного подхода к учащимся.

Урок заслуживает положительной оценки.

Зам. директора по УВР Шевелева И.В.

Зам. директора по ВР Лысикова З.М.

На данном уроке мы рассмотрим понятия «нация», «этнос» и «межнациональные отношения». Мы поговорим о межнациональных конфликтах, которые существуют в разных странах мира, о том, как непросто людям самоидентифицироваться в этом мире. Для нас эта тема очень важна, так как Россия - многонациональное государство, которое стремится не допустить ущемления ни одного этноса в своём составе.

Тема: Социальная сфера

Урок: Нации и межнациональные отношения

Из курса географии вы наверняка усвоили термин «этнос», который является синонимом понятию «народ». Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Если вы рассматривали этническую карту Земли, то могли составить для себя определённое представление о распределении этносов. При этом этническая карта весьма условна: смотря на карту, вы понимаете, что на определённой территории живут русские, на другой - американцы и т. д. Но ведь мир далеко не так однозначен. Даже наше государство является многонациональным, то есть в нём проживают не только русские, но и другие этносы. В целом, понятие «этнос», как и вся группа понятий, относящих человека к той или иной культурной общности, довольно неоднозначно. Вопросы эти действительно сложны, в них просто ошибиться, а последствия ошибки в идентификации человека могут быть крайне серьёзными, в том числе, для всего социума, в целом.

Задумывались ли вы над вопросом, почему народ мы называем немцами, а живут они в Германии? Это далеко не тривиальный вопрос, ответ на него не так уж прост. Существует такая считалочка: «Немец-перец-колбаса, купил лошадь без хвоста», которая известна ещё с XVII века, но жива до сих пор. На первый взгляд непонятно, откуда взялись эти слова. Дело в том, что немцами на Руси называли вообще всех иностранцев. Когда впервые, ещё при царе Михаиле Фёдоровиче Романове, в Россию начали приезжать иностранцы, они селились слободками. Среди них были представители разных народов: голландцы, шотландцы, французы, но большинство составляли германцы. Россияне эти слободки называли немецкими по причине того, что там жили люди «немые», не умеющие объясняться на русском языке. Слово «немой» в нашем языке до сих пор имеет несколько значений. С одной стороны, немой - это человек, который не может разговаривать, а с другой, не мой - это человек, не принадлежащий к моему обществу, чужой.

В действительности же этот народ, безусловно, называется германским, и говорить нужно о германском языке, а не о немецком. Но так устроены люди: мы любим проводить чёткую грань между нашим и не нашим. Поэтому, соответственно, если мы не понимаем культуру другого человека, принадлежащего к другому народу, он становится для нас немым. Древние латиняне называли все окружающие их народы варварами;они считали, что варвар - это человек, который не говорит на латинском языке, а лишь бормочет что-то, соответственно, его традиции не стоит изучать, его культура примитивна.

Но современный мир даёт нам совершенно иные образцы поведения. Мы не можем относиться к другим людям, как к варварам или как к немым. Все люди на Земле равны и близки друг другу, потому что мы живём сообща, а, значит, чужих в нашем мире быть не может.

Опасность таится в том, что наша самоидентификация, наше самоопределение, ответ на вопрос: «Кто я?» - это довольно сложный процесс. Не все люди вполне уверены в том, к какой национальности и этносу они относятся. С одной стороны, можно сказать, что человек - русский, так как это записано по его же просьбе у него в паспорте, но кто же он в действительности - это совсем другой вопрос. В действительности он человек, который себя кем-то ощущает. Каждый человек принадлежит к той или иной культуре, считает какой-то язык родным для себя. Исходя из этой очень сложной палитры, которая имеет много составляющих, и складывается народ.

В данной связи возникает проблема. В современном обществе мы живём крайне перемешанно, а не узкими локальными группами. В древности это было вполне возможно, люди жили очагово, то есть существовали племена людей, близких по всем характеристикам, которые мы оговорили: близость языка, культурная близость, физиологическая близость. Эти люди действительно являлись некой народной общностью и жили сплочённо, все, кто жил вне зоны их обитания, были соседствующими народами. Племя - это совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. На тот момент людям легко удавалось сохранять культурную самобытность, такая чёткая самоидентификация шла только на пользу, так как формировала преданность своему племени или общине. Всё-таки человек - существо биосоциальное, без общества мы немыслимы. Но вот современный мир стал очень запутанным, он весь локален, мы уже не можем сказать, «где заканчивается наше племя и начинается соседнее». И в современном мире нам нужно всем научиться жить сообща, хоть учиться всегда действительно очень сложно.

Кто-то из вас, возможно, читал произведение Киплинга «Маугли», во всяком случае, вы точно знаете, о чём идёт речь в этом произведении. А речь идёт о мальчике, который был воспитан стаей волков. Между прочим, в истории человечества были случаи, когда в некие сообщества животных попадали ещё совсем маленькие дети, и животные воспитывали этого ребёнка, как своего. Возникает вопрос: а кто по национальности дети-маугли? Поскольку Маугли родился в семье людей, которые принадлежали к некоторой культурной и национальной общности, по идее, он тоже должен быть представителем какого-то народа. В силу определённых жизненных обстоятельств он оказался среди волков, но он же остался человеком. В конце книги Маугли возвращается к людям, но кто же он? Внешне Маугли похож на представителя народов Индии, но по натуре это волчонок, потому что всё-таки нас всех определяет окружение.

Если вы родились в семье русских, но всю жизнь жили в США или Канаде и восприняли американскую культуру как свою собственную, то вряд ли вас можно считать русским. Вы жарите индейку на День Благодарения и пускаете фейерверки на День Независимости США, вы стали настоящим американцем. Вы не станете русским благодаря русской фамилии, ведь привычки у вас, как у типичного американца.

То же самое произойдёт с человеком, который в силу каких-то обстоятельств на длительный период оказался в России. По паспорту он может быть португальцем, индусом, финном, кем угодно, но если этот человек вырос в этой культурной среде, то, скорее всего, он станет тем, кем хочет его видеть его окружение. Поэтому когда мы говорим о межнациональных отношениях, мы должны, прежде всего, говорить о межкультурных отношениях. Чем больше мы знаем о культуре соседствующего народа, тем проще нам общаться. Люди становятся тем, кто они есть, воспринимая достижения среды, в которой они живут. А если эти люди ещё и делают добро, то совсем неважно, какой они национальности.

Когда человечество жило очагами, то есть в моноэтническом мире, особых проблем с самоидентификацией не возникало. Да, люди коммуницировали, но понимали, что в чужом сообществе другой устав и другие порядки. Но сейчас все наши «племена» объединились, появились межнациональные отношения. Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Нужно научиться понимать людей, которые живут рядом с нами, и в то же время нужно требовать, чтобы люди, которые живут рядом с нами, научились понимать нас. Только так общество станет крепким и сплочённым, будет лишено проблем межнационального взаимодействия, которые сейчас в мире не так уж и редки.

Когда мы говорим о том, что в России межнациональные проблемы имеют серьёзный характер, это не значит, что РФ - единственная страна в мире, которая столкнулась с отсутствием взаимопонимания между этносами на своей территории. Такие проблемы есть практически везде, в каждой стране мира. Даже если мы посмотрим на вполне благополучную с точки зрения межэтнического диалога Европу, то обнаружим, что довольно много стран имеют межэтнические проблемы. Эти проблемы, как правило, вписываются в понятие «сепаратизм». Сепаратизм - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Например, Франция очень долгие годы борется с корсиканским сепаратизмом: на острове Корсика достаточно давно действует террористическая организация, которая борется за независимость этого острова от Франции. Аналогичные проявления сепаратизма наблюдаются в Испании, где народ басков борется за собственную независимость опять-таки при помощи террористических актов. Снято очень много фильмов и написано много книг о борьбе Великобритании с ИРА - Ирландской республиканской армией, что также является ярчайшим примером межнационального конфликта. Если мы посмотрим на Северную Америку, то выяснится, что в Канаде есть франкоязычная часть, а есть англоязычная часть, и именно провинция Квебек (франкоязычная) упорно борется за создание собственного государства.

Аналогичные проблемы есть и на Востоке. Если мы рассмотрим Ближний Восток, то увидим практически неразрешимый узел противоречий, связанный с арабо-израильским противоборством. По сути своей это практически один народ (семито-хамитская группа), их языки очень схожи, но те противоречия, которые сложились между народами исторически, до сих пор не удаётся разрешить. Почти мононациональное государство - Китай - также страдает от межэтнических конфликтов, ведь в действительности Китай состоит из огромного количества народов и народностей. Правительство Китая пытается удержать эту огромную массу людей в своих руках, но в пределах Китая выделяется Уйгурский автономный округ, жители которого очень отличаются от китайцев особенностями культуры и языка и желают отделиться. Как правило, Японию приводят в качестве примера абсолютно моноэтнического государства и, вместе с тем, там есть очень небольшая группа коренного населения Японских островов. В действительности нынешние японцы - народ пришлый, а изначально на этих островах жила народность, которая называлась айны. Эти айны были вытеснены, сейчас они живут на очень небольшой группе малых Японских островов. Айны составляют 1 % населения Японии, но всё же пытаются добиться для себя каких-то национальных прав.

Хорошо, если эта борьба носит исключительно мирный характер, но ведь можно привести много примеров войн на основе межнациональных конфликтов. Вот почему проблема межнационального диалога особенно остра для нашего государства. Россия - многонациональна, в Конституции нашей страны записано, что российский народ многонационален. Представьте себе ситуацию, если правительство начнёт «играть» на этом национальном поле, говоря, что какой-то народ здесь исключительный, а другие - второстепенные, мало нужные, ущербные. Тогда наше государство попросту перестанет существовать. Представьте, что люди, которые называют себя националистами , то есть говорят, что борются за чистоту своего народа, начнут отстаивать исключительность какого-либо народа в рамках всей России или же определённой территории России. Именно с этого момента, с этого возгласа и прекратится история нашего государства. Если мы говорим, что Россия только для русских, это означает, что мы теряем статус Российской Федерации, состоящей из огромного количества субъектов. Сказать, что какой-то из субъектов нашей федерации предназначен только для жизни титульного народа, означает потерять статус Великой державы. Спекуляции вопросами межнациональных отношений всегда заканчиваются катастрофой. Любые попытки вбить клин между представителями разных народов - это игра с огнём, которая приведёт к катастрофе.

Мы живём в очень богатой и счастливой стране. Для того чтобы эта страна продолжала оставаться такой, мы должны быть внимательны и к себе, и к окружающим. Только таким образом мы сможем приумножить то богатство, которое нам досталось от наших предков.

А на следующем, завершающем занятии, мы поговорим о том, что представляет собой отклоняющееся поведение.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

1. Единый портал Обществознание ().

2. Научно-просветительский журнал «Скепсис» ().

Домашнее задание

1. Объясните, почему вопрос самоидентификации для человека настолько сложен в современном мире.

2. Что такое сепаратизм? Приведите несколько примеров очагов сепаратизма в мире.

3. * Напишите сочинение на тему: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов).

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопросы и задания к документу

Из Конституции Российской Федерации.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?

Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ». Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное - сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей. Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.

В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение. Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах - этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться. Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» - этнический.

Вопрос 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Толерантность - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей и организаций, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются, не одобряются и даже могут являться вредоносными для всех.

Толерантность в межнациональных отношениях - это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.

Вопрос 3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм. В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.

Вопрос 4. В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Мультикультурализм - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопрос 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)

Вопрос 6. В чём опасность национализма?

Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида - истребления целых групп населения по национальному признаку.

Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.

Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.

Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.

Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Наряду с классами, сословиями и другими группами со­циальную структуру общества составляют и исторически сло­жившиеся общности, называемые этническими.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общ­ностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исто­рической судьбы. Для этноса характерны устойчивая межпо­коленная преемственность, общее самосознание, чувство кров­ного родства и общность исторической судьбы.

Ученые в современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В России более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Первой специфически человеческой формой общности был род - кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интере­сов, а также общностью языка, нравов и традиций. Объеди­нение нескольких родов составляет племя - тип этнической общности и социальной организации людей доклассового пе­риода. Его характерные черты: общая территория, экономи­ческая общность и взаимопомощь членов данного племени, общность языка, происхождения и кровнородственные свя­зи. Усиление межплеменных хозяйственных и культурных связей, военные столкновения, миграция населения, вызван­ные возникновением частной собственности и классов, при­водят к постепенному смешению племен, замене кровнород­ственных связей территориальными. Возникает новая исто­рическая общность - народность.

Народность - это сложившаяся на базе рабовладельчес­кого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей. Становление государства способствует упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С усилением экономических и культурных связей фор­мируется рынок, ликвидируется хозяйственная раздроблен­ность данной народности, и различные ее части сплачивают­ся в одно национальное целое.

Нация возникает из родственных племен и народностей и не родственных племен, рас и народностей, что формирует черты национального характера и национальное самосозна­ние. Под национальным самосознанием понимается отраже­ние сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Нация - исторически возникшая на определенной тер­ритории социально-этническая общность, которой присущи устойчивое единство экономической жизни, культуры, язы­ка и психологии. В отличие от народности, нация более ус­тойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические факторы. Каждая исторически сложившаяся нация осознает свои интересы, особенности своей культуры, традиций, перспективы развития. Она обладает сво­им особым чувством национального достоинства. Нация - наиболее развитая историко-культурная общность: склады­вается в течение длительного периода в результате соедине­ния представителей различных племен и народностей.



В России нации возникли и формировались в результа­те становления российской государственности. Основой рус­ского языка явились древние славянские языки плюс латин­ский, греческий, татарский, французский, английский, немец­кий языки.

Ключевой признак нации, ядро, определяющее ее суть, - это духовная культура. Человек связан с нацией через культуру, а не через кровь, т. е. не через этнические корни. Национальность означает принадлежность человека к той или иной нации. В боль­шинстве стран мира национальность определяется не государствен­ными органами, а самим человеком добровольно.

Межнациональные отношения включают в себя отноше­ния между национальностями внутри государства и отноше­ния между разными государствами.

Смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса называется этнической миксацией (пример - латиноамериканцы).

Ассимиляция - это поглощение одного этноса другими. При аккультурации один народ усваивает нормы другого на­рода, но сохраняет свое этническое самосознание.

Взаимодействие осуществляется мирными и военными способами.

НТР сегодня - ведущий фактор развития. Ее последстви­ями являются, с одной стороны, специализация производ­ства, с другой - широкая кооперация, сотрудничество. В свя­зи с этим наблюдаются два процесса:



Интернационализация всех сторон жизни людей;

Дифференциация наций и народов, стремление к нацио­нальному самоопределению. Интернационализация осуществляется двумя путями:

Созданием единого государства (например, Европейский Союз);

Образованием открытого многонационального общества

(как в США).

Ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе или национальности называ­ется дискриминацией. Крайняя форма расовой дискримина­ции называется апартеидом. Апартеид - это лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резер­вациях, бантустанах).

Индустриальное развитие не устраняет национальных проблем, а нередко усиливает тягу к самостоятельности и са­моопределению. Причинами являются кризисы в экономи­ке, инфляция, рост цен, безработица, ухудшение экологичес­кой обстановки и т. д.

Сегодня, к сожалению, существует такое явление, как национальное насилие - подавление или принижение нации. Оно проявляется в ущемлении прав нации, запрещении и пре­следовании религии, культуры, языка, традиций. Националь­ное насилие базируется на идеологии национализма. Нацио­нализм - идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим. Национализм опирается на идеи национального пре­восходства, национальной исключительности. Крайней фор­мой национализма является шовинизм - идеология, пропо­ведующая неприязнь, а зачастую и ненависть к другим наро­дам. Выделяют также национализм господствующих наций (великодержавный) и национализм угнетенных наций, отста­ивающих национальную независимость.

Существует точка зрения, что национализм является про­грессивным явлением. Он позволяет сплотить нацию, форми­рует чувство гордости, патриотизм, преданность, быстро обес­печивает организованность в обществе. Но не стоит забывать, что национализм порождает ненависть и вражду к другим народам, создает основу для конфликтов и войн.

Национализму противостоит интернационализм - доб­ровольное сотрудничество народов разных рас и наций, не исключающее их суверенитет и равноправие.

Национальная нетерпимость приводит к войнам, истреб­лению человечества.

Главной причиной этнических конфликтов является эт­ноцентризм - уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры.

В развитии наций и национальных отношений действу­ют две тенденции:

Пробуждение национальной жизни и национальных дви­жений, борьба против национального гнета, создание на­циональных государств;

Развитие и улучшение всяких отношений между нация­ми, ломка национальных перегородок, создание интер­национального единства экономической жизни, науки, политики.

Эти две тенденции действуют одновременно и постоян­но, являясь главными противоречиями в развитии межнаци­ональных отношений.

Но существуют и другие противоречия:

Правильное сочетание интересов каждой нации, каждой этнической группы с интересами общества в целом;

Развитие постоянной кооперации, международного разде­ления труда и сохранение национальной самобытности;

Рост национальной интеллигенции и потеря националь­ной самостоятельности, языка, культуры;

Противоречия между национально-государственными об­разованиями (использование природных ресурсов, эко­логические проблемы, транспорт и т. д.);

Миграционные процессы и их результаты в межэтничес­ких отношениях;

Межличностные конфликты на национальной почве. Причины обострения межнациональных отношений в

СССР и России:

Невнимание к духовным интересам и потребностям раз­личных народов;

Фактическое ущемление этнических интересов и традиций;

Навязывание этнически чуждых обычаев и обрядов; -игнорирование важности национального фактора в жиз­ни общества.

Принципы гуманистической национально-этнической политики:

Постоянное гармоничное сочетание национальных и ин­тернациональных интересов;

Безусловное право каждого народа на самоопределение;

Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии;

Особая чуткость и осмотрительность во всем, что касает­ся вопросов межэтнического общения, затрагивает на­циональные чувства людей.

История доказала, что только уважение друг друга, со­блюдение прав, свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпимы, толерантны друг к другу. Толе­рантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Современный человек должен обладать культурой на­ционального общения, уважительно относиться к националь­ному достоинству людей, к национальным культурам, про­грессивным обычаям и традициям, к языку каждого народа, стремиться освободиться от предрассудков не только в миро­воззрении, но и в чувствах, не только в словах, но и на деле. Он должен стремиться создать такую общественную атмосфе­ру, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой точке нашей страны.

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.

Род- группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.

Племя - объединение нескольких родов.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Признаки нации:

1. единство территории

2. единство языка

3. общность исторической судьбы

4. общая культура

5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства

6. устойчивая государственность

7. единство экономических связей

8. развитая соц. структура

Национальность - принадлежность к определенной нации

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.

Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.

Этнос -совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Гумилев. Теории пассионарности. Избранная биохимическая энергия извергает на землю потоки энергетической лавы, что приводит к возникновению этноса. Когда пассионарность покидает этносы, они умирают.

Межнациональные отношения:

1. отношения между различными государствами

2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны

Формы межнациональных отношений:

1. мирное сотрудничество

Этническое смешивание (межнациональные браки)

Этническое поглощение-ассимиляция - полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)

2. этнический конфликт

Основные направления в развитии межнациональных отношений:

1. интеграция - стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (ЕС)

2. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизми др.). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.

Межнациональный конфликт- крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.

Причины межнациональных конфликтов:

1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам

2. культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни

3. этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения

4. экологические

5. экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов

6. исторические - прошлые взаимоотношения народов

7. конфессиональные

Типы межнациональных конфликтов:

1. государственно-правовой - неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)

2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)

3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)

4. социальнопсихологический - нарушение прав человека (права русских в прибалтике)

Дискриминация - принижение, умаление, ущемление прав

Национализм -идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Шовинизм -крайняя степень национализма.

Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.

Сегрегация -вид расовой дискриминации.

Способы решения межнациональных конфликтов:

1. гуманистический подход к решению нац. проблем

Добровольный поиск согласия и отказ от насилия

Признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов

Уважение суверенитета народов

2. переговоры между конфликтующими сторонами

3. информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

4. применение правового механизма.

Нации и межнациональные отношения

Этнические общности (этносы ) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и

другими связующими факторами.

Основные формы этнических общностей

Например : на основе объединения восточных племен, как полнее, кривичи и др., образовалась древнерусская народность. Она явилась общим корнем белорусской, украинской и русской народностей, которые впоследствии сложились в нации.



Вверх