Олимпиадные вопросы по биологии

Олимпиадные задания, олимпиады по биологии

Задание 1.
Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган;б – Клетка; в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?

а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;

в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей;г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ;б – ДНК; в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:

а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые;в – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а – Нервные узлы;б – Нервы; в – Рецепторы.

15. О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой;

б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы;

г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев;б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология;г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению;в – Грибу; г – Животному.

22. Мышцы крепятся к костям при помощи:

а – Надкостницы; б – Сухожилий;в – Хрящей.

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это:

а – Животные;б – Грибы;в – Растения; г – Лишайники.

27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера;

в – Углерод, фосфор, водород, кислород.

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Клеточная мембрана:

а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;

б – Непроницаема;в – Полностью проницаема для любых веществ.

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.

31. Какая клетка изображена на рисунке?

а – Грибная; б – Животная; в – Растительная;г – Бактериальная.

32. Лес и водоем имеют много общего, так как они:

а – Представляют собой природные сообщества;

б – Представляют собой искусственные сообщества;

в – Заселены сходными видами растений и животных;

г – Расположены недалеко друг от друга.

33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

Вставьте пропущенное слово:

34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.

35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....

37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам: Биотоп + биоценоз = ……….

38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….

39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…...

40 …..……. – наука о строении человеческого тела.

Задание 2.

1 . Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды?
По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

3. Перечислите существующие царства живого.

4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?

6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?

7. Перечислите основные признаки живых существ.

8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?

9. Какова организация (структура) любой экосистемы?

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.

1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.

4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?

6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.

8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?

10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).

11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?

12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Задание 4.

1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.

Ответы:

Задание 1

Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а.

Правильные ответы: 34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь;

37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.

Задание 2

  1. Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками.
  2. Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные. Они объединены в группы по способу воздействия на организмы.
  3. Ответ Животные, растения, бактерии и грибы. Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство.
  4. Ответ. Экологическая ниша - место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз. Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке.
  5. Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
  6. Опыление растений - этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных. Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика.
  7. Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению. Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности.
  8. Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей. Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации.
  9. Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность. Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии.
  10. Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.

Задание 3.

Задание 4.

  • Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя, поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен. Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей. Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме.
  • Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней. В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере. Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов. В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда, уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды. Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д.
  • Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов и хлорофилла. Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску. Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле. Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений.
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Сортавальского муниципального района Республики Карелия

    Средняя общеобразовательная школа № 3

    Задания Всероссийской олимпиады школьников

    по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

    (школьный тур)

    подготовила

    учитель биологии высшей категории

    Лаппо Валентина Михайловна

    Сортавала 2011

    Блоки содержания, подлежащие проверке

    Обращаем внимание, что в содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания предыдущих из классов.

    Признаки живых организмов

    Царство бактерий

    Царство грибов

    Царство растений

    Царство животных

    Система органического мира

    Организм и окружающая среда. Экология

    Цитология

    Биология как наука. Методы научного познания

    Многообразие и эволюция живой природы

    Микробиология и биотехнология

    Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия

    Генетика

    Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).

    Комплект

    Часть I

    Часть II

    Часть III

    Часть IV

    6 класс

    7 класс

    8 класс

    9 класс

    10 класс

    11 класс

    1. http://www.rosolymp.ru/

    Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии

    школьный тур 2011/2012 г. 11 класс

    Максимальное количество баллов – 87,5

    Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

      Наука, изучающая клетку:
      а) гистология;
      б) морфология;
      в) цитология; +
      г) эмбриология.

      Функции носителей наследственной информации выполняют:
      а) белки;
      б) углеводы;
      в) жиры;
      г) нуклеиновые кислоты. +

      Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
      а) интерфаза; +
      б) профаза;
      в) метафаза;
      г) телофаза.

      Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
      а) профаза;
      б) метафаза;
      в) анафаза; +
      г) телофаза.

      Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
      а) белки и жиры;
      б) жиры и углеводы; +
      в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
      г) вода и углеводы.

      Не является обязательным структурным компонентом клетки:
      а) клеточная мембрана;
      б) ядро; +
      в) генетический аппарат;
      г) цитоплазма.

      Из перечисленных способов размножения к половому относится:
      а) семенное размножение; +
      б) почкование;
      в) черенкование;
      г) спорообразование.

      Становление систематики как науки связывают с именем:
      а) Роберта Гука;
      б) Антони ван Левенгука;
      в) Карла Линнея; +
      г) Чарльза Дарвина.

    9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

    а) зеленых;

    б) красных;

    в) бурых;

    г) сине-зеленых.

    10. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва­ют брожение:

    а) молочнокислое;

    б) маслянокислое;

    в) спиртовое;

    г) уксуснокислое.

    11. Мицелий гриба рода Пеницилл:

    а) неклеточного строения;

    б) одноклеточный одноядерный;

    в) одноклеточный многоядерный;

    г) многоклеточный.

    12.Клеточная оболочка отсутствует у:

    а) корненожек;

    б) жгутиконосцев;

    в) инфузорий;

    г) всех простейших.

    13. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

    а) сморщиваются;

    б) набухают и лопаются;

    в) слипаются друг с другом;

    г) остаются без внешних изменений.

    14. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

    а) жиры и нуклеиновые кислоты;

    б) углеводы и аммиак;

    в) жиры и углеводы;

    г) углекислый газ и воду.

    15. Поверхностный комплекс клетки не включает:

    а) плазмалемму;

    б) гликокаликс;

    в) кортикальный слой цитоплазмы;

    г) матрикс.

    16. В клетке транспорт веществ осуществляет:

    а) аппарат Гольджи;

    б) клеточный центр;

    в) эндоплазматическая сеть;

    г) ядрышко.

    17. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

    а) профазу;

    б) метафазу;

    в) анафазу;

    г) телофазу.

    а) вирус гриппа;

    б) вирус оспы;

    г) вирус герпеса.

    19. При созревании яйцеклеток в процессе мейоза из одной исходной клетки образуется количество гамет:

    20. Доминантный ген подавляет рецессивный:

    а) всегда

    б) иногда

    г) никогда

    21. Ген-участок:

    22. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена:

    а) в определенном локусе хромосом

    б) половой хромосоме

    в) аутосоме

    г) любой из гомологичных хромосом

    23. Мейоз происходит на стадии гаметогенеза в период:

    б) размножения

    в) подготовительной

    г) созревания

    24. Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские организмы:

    а) различаются по одному признаку

    б) различаются по нескольким признакам

    в) не различаются

    г) различаются по двум признакам

    25. Фенотип- совокупность признаков:

    а) доминантных

    б) внешних и внутренних

    в) рецессивных

    г) закодированных в генотипе

    26. Закон сцепленного наследования признаков справедлив, если гены, их определяющие, располагаются:

    а) в гомологичных хромосомах

    б) одной хромосоме

    в) разных хромосомах

    г) половой хромосоме

    27. Ген, вызывающий развитие дальтонизма, локализован …

    а) в Х-хромосоме

    б)в Y — хромосоме

    в) в аутосоме

    г) такого гена нет

    28. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется …

    а) генотип

    б) фенотип

    в) кариотип

    г) генофонд

    29.Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

    30. Генотип человека, имеющего II группу крови:

    б) АО или АА

    в) ВО или ВВ

    31. Какую функцию в клетке выполняет АТФ?

    а) защитную

    б) транспортную

    в) энергетическую

    г) опорную

    32. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

    а) теплопроводность

    б)теплоёмкость

    в) способность растворять неполярные соединения

    г) способность растворять полярные соединения

    33. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

    б) фосфор

    в) кальций

    34. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

    б) глюкоза

    в) дезоксирибонуклеиновая кислота

    г) целлюлоза

    35. В клетках животных запасным углеводом является:

    а) целлюлоза

    б) крахмал

    в) глюкоза

    г) гликоген

    Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

      Из названных полимеров к неразветвленным относятся :
      I . хитин .
      II . амилоза .
      III . гликоген.
      IV . целлюлоза .
      V . амилопектин.
      а) I , II , IV ;
      б) I , II , III , IV ;
      в) II , IV , V ;
      г) III , IV , V .

      В организме человека гормональные функции выполняют соединения :
      I . белки и пептиды .
      II . производные нуклеотидов.
      III . производные холестерина .
      IV . производные аминокислот .
      V . производные жирных кисл от.
      а) III , IV , V ;
      б) I , III , IV , V ;
      в) III , V ;
      г) II .

      Каковы функции белков в клетках?

    I . каталитическая

    II . строительная

    III . транспортная

    IV . регуляторная

    V . защитная

    VI . сократительная

    VII . рецепторная

    а) I ,II ,III ,IV

    б) I ,II ,III ,IV ,V

    в) I,II,III,IV,V,VI

    г) I,II,III,IV,V,VI,VII

    4. В молекулу хлорофилла входят

    I . Ca

    II. Na,K,CL

    а) I.II

    б) I,III

    в) II

    г) IV

    5. По участку Ц-Т-Г-А молекулы ДНК синтезирован участок молекулы и-РНК

    6. Наиболее часто встречающиеся способы деления клеток:

    I . митоз

    II . амитоз

    III . мейоз

    а) I,II

    б) I,III

    в) II,III

    г)I,II,III

    7. В какой из фаз митоза происходит утолщение(спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и формируется веретено деления?

    I .анафазе

    II .телофазе

    III .профазе

    IV. метафазе

    а)I

    б)II

    в)III

    г)IV

    8. Биологическое значение мейоза состоит в:

    а) увеличении числа клеток

    б) уменьшение вдвое числа хромосом в половых клетках и спорах высших растений

    в) обеспечение новых комбинаций генетического материала гамет

    9. Прямое развитие характерно для:

    1. Гидры

    2. Планарии

    3. Аскариды

    4. Дождевого червя

    5. Беззубки

    6. Кузнечика

    7. Речного рака

    8. Ящерицы

    9. Слона

    10. Какие генотипы возможны у гибридов F 1 при скрещивании особей с генотипами

    Аа х Аа в случае полного доминирования:

    I . АА

    II .Аа

    III .аа

    а) I,II,III

    б) II ,III

    в) I ,III

    г) I,II

    Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

      Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

      После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

      У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

      Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

      Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

      Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

      В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

      В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

      Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

      Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

      С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

      Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

      Суккуленты легко переносят обезвоживание.

      Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

      Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

      Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

      Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

      У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

      Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

      Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

    Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


    Обозначение

    Структура

        Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

    Последовательность

    Процессы

        Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

    Соединение

    Матрица ответов
    на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

    Фамилия ________________________ Имя ________________________

    Класс ________________________ Шифр _____________

    Матрица ответов
    на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл

    Задание 1.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    11-20

    21-30

    31-35

    Задание 2.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    Задание 3.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    ответ

    16

    17

    18

    19

    20

    ответ

    Задание 4.

      [мах. 2,5 балла]

      Красящие реактивы

      Эффект применения

    1. Ответ:

    2. Обозначение

      Структура

    3. Последовательность

      Процессы

    Функции

    Соединение

    Ключи ответов

    Ключ к заданиям 1 части(35 баллов)

    Ключи ответов к 2 части(20 баллов)

    Ключи ответов к Заданию 3.

    ответ

    да

    нет

    нет

    нет

    да

    нет

    нет

    нет

    да

    нет

    нет

    да

    нет

    да

    да

    ответ

    нет

    нет

    да

    да

    нет

    Ключи ответов к заданию 4

    Красящие реактивы

    Эффект применения

    Ответ:

    01, 02, 03, 05, 08.


    Обозначение

    Структура

    Последовательность

    Процессы

    Функции

    Соединение

    Использованные ресурсы

    1. Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года http://www.rosolymp.ru/

    Центр развития талантов «Мега-Талант» проводит всероссийские онлайн-олимпиады по биологии. Мы верим, что каждый ученик талантлив и предлагаем задания, которые раскрывают скрытые способности. Мы награждаем всех участников и после каждой олимпиады бесплатно выдаем учителям свидетельства и благодарности.

    Немного статистики о нашей работе:

    • ЦРТ «Мега-Талант» организовал более 400 интернет-олимпиад по 47 школьным дисциплинам.
    • Участниками олимпиад по биологии уже стали 9000 школьников и студентов из 12 стран.
    • Мы компенсируем организационные расходы и уже выплатили учителям 2.500.000 рублей.
    • 98 % учителей довольны результатами участия в олимпиадах и становятся постоянными организаторами олимпиад «Мега-Талант».

    5 шагов навстречу учителю

    Мы хотим, чтобы вам было легко и приятно работать с нами. Для этого мы следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о заботах учителя:

    1. Открываем доступ к заданиям для всех классов и предоставляем методические рекомендации по проведению олимпиады.
    2. Выдаем каждому учителю свидетельство и благодарность. Каждый сезон обновляем дизайн наградных материалов, чтобы ваше портфолио было содержательным и ярким.
    3. Возвращаем деньги на распечатку заданий, наград и другие орграсходы.
    4. Каждый месяц награждаем самых активных организаторов олимпиад.
    5. Консультируем по любым вопросам, связанным с дистанционными олимпиадами.

    Олимпиады «Мега-Талант» - это как обычные олимпиады, только лучше!

    Олимпиады «Мега-Талант» проводятся дистанционно. Вы сами выбираете время и место проведения мероприятия. В привычной обстановке ученики чувствуют себя увереннее, а значит, полностью концентрируются на решении заданий.

    В наших олимпиадах участвуют ученики с разным уровнем успеваемости, потому что задания олимпиад «Мега-Талант» основаны на школьной программе и соответствуют ФГОС. Задания помогают оценить уровень знаний и поощряют учеников к развитию логического и аналитического мышления.

    Комплекты заданий для каждого класса состоят из 15 тестовых вопросов разных типов:

    • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
    • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
    • Вопросы на исключение и соотнесение двух рядов данных.
    • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
    • Тестовые задания на решение задач.

    Сколько стоит участие во всероссийской олимпиаде по биологии?

    Для каждой олимпиады мы устанавливаем минимально возможную стоимость участия. Кроме этого, из оргвзноса каждого участника учителю возвращается до 30%: на печать подготовленных нами заданий, дипломов, сертификатов и другие организационные расходы, оставшуюся сумму оплачиваете нам (точную сумму вы можете узнать после регистрации ).

    Каждый учитель-организатор участвует в рейтинге учителей . Проводя больше олимпиад, вы повышаете свои шансы получить действительно ценные и нужные призы. Каждый месяц ЦРТ «Мега-Талант» награждает самых активных учителей. Труд каждого педагога бесценен, и мы рады сотрудничеству со специалистами из России, а также стран ближнего зарубежья.

    Как часто мы проводим олимпиады по биологии?

    Когда бы вы ни решили провести олимпиаду, наверняка именно в этот период будет проходить одно из наших основных образовательных мероприятий. Всего в году три сезона всероссийских олимпиад по биологии (зимний, весенний и осенний) и четыре сезона международных олимпиад. Для каждого сезона мы готовим новые задания. Это позволяет участвовать несколько раз за год.

    Как мы подсчитываем результаты?

    Все задания проверяются автоматически. Это позволяет добиться объективности оценивания результатов. Компьютер подсчитывает результат и публикует его на сайте. После этого организатор может скачать, распечатать и вручить наградные своим ученикам.

    Как организовать олимпиаду по биологии для своих учеников?

    Все очень просто:

    • вы регистрируетесь на сайте и оплачивает участие в олимпиаде по биологии для своих учеников (это нужно сделать до окончания срока приема заявок);
    • после старта мероприятия в вашем личном кабинете на сайте станут доступны файлы с заданиями.
    • распечатав их, вы уже сможете приступить непосредственно к проведению олимпиады по биологии (для каждого участника необходимо распечатать отдельный комплект заданий);
    • ответы каждого из участников вы заполняете онлайн в своем личном кабинете;
    • после проверки заданий системой и нашими методистами результаты сразу публикуются на нашем сайте;
    • в вашем личном кабинете станут доступны для скачивания все наградные материалы.

    Как оплатить участие во всероссийской интернет-олимпиаде по биологии?

    Вы можете оплатить участие в олимпиаде при помощи:

    • банковской карты (онлайн);
    • квитанции, в отделении Почты России;
    • электронных платежных систем (онлайн).

    Могут ли в мероприятии участвовать школьники и студенты из других стран?

    ЦРТ «Мега-Талант» занимается организацией образовательных мероприятий международного уровня. К участию допускаются все учащиеся, независимо от их национальной принадлежности или страны проживания. Однако, для того чтобы понять суть заданий, ученики должны свободно владеть русским языком.

    Задания I школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

    Биология 10 класс.

    Уважаемые участники олимпиады, теоретическая часть включает 4 части. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения заданий.

    Часть 1.

    Вам предлагаются 30 тестовых заданий, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    1. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов

    а) наличие одного или нескольких жгутиков

    б) отсутствие оформленного ядра

    в) наличие клеточной мембраны (стенки)

    г) постоянная форма.

    2. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой

    а) плод б) слоевище в) гаметофит г) спорофит.

    3. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась

    а) пищеварительная система б) выделительная система

    в) кровеносная система г) нервная система.

    4. Наружный скелет членистоногих представлен

    а) кожно-мускульным мешком б) хитиновым покровом

    в) известковой раковиной г) поперечно-полосатой мускулатурой.

    5. Среди растений исключительно на суше встречаются

    а) зеленые водоросли б) красные водоросли

    6. Изучением работоспособности и утомления мышц занимался

    а) И. П. Павлов б) А. А. Ухтомский в) И. М. Сеченов г) И. И. Мечников.

    7. Кости крыши черепа относятся к костям

    а) воздухоносным б) губчатым в) плоским г) трубчатым.

    8. В сердце самая толстая мышечная стенка у

    а) левого предсердия б) правого предсердия

    в) левого желудочка г) правого желудочка.

    9. Наиболее древним из названных ископаемых предков человека является

    а) неандерталец б) питекантроп в) австралопитек г) кроманьонец.

    10. Из перечисленных веществ полимером является

    а) цитозин б) глюкоза в) АТФ г) ДНК.

    11. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных

    а) жаба - кролик - крокодил - акула б) акула - лягушка - крокодил - кролик

    в) акула - крокодил - лягушка - кролик г) крокодил - акула - жаба - собака.

    12. В основе нервной регуляции функций лежит

    а) выделение гормонов б) рефлекс в) возбуждение г) торможение.

    13. Основная роль гемоглобина состоит в

    а) переносе кислорода и двуокиси углерода б) связывании чужеродных частиц

    в) свертывании крови г) переносе питательных веществ.

    14. Пищеварение у человека завершается в

    а) желудке б) тонком кишечнике в) толстом кишечнике г) прямой кишке.

    15. Аппендикс человека является примером

    а) атавизма б) рудимента в) адаптации г) дегенерации.

    16. Плацента млекопитающих – это

    а) орган, в котором развивается зародыш

    б) орган дыхания зародыша

    в) участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша

    г) участок стенки брюшной полости, в котором развивается зародыш.

    17. ДНК содержится

    а) в ядре б) митохондриях в) лизосомах г) ядре, митохондриях, пластидах.

    18. Неклеточные формы жизни это:

    а) черви б) человек в) вирусы г) бактерии.

    19. Какую железу называют «дирижером оркестра гормонов»?

    а) гипофиз б) надпочечники в) щитовидную железу г) поджелудочную железу.

    20. Сколько пар ребер прикреплено к грудине непосредственно?

    а) 7 б) 10 в) 12 г) 18.

    21. Одинаковое число хромосом в ядре присуще

    а) всем эукариотическим клеткам б) соматическим клеткам одного организма

    в) фотосинтезирующим тканям растениям г) покровным тканям животных.

    22. Значение оплодотворения состоит в том, что в зиготе

    а) увеличивается запас питательных веществ и воды

    б) увеличивается масса цитоплазмы

    в) вдвое увеличивается число митохондрий и хлоропластов

    г) объединяется генетическая информация родительских организмов.

    23. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот

    а) фосфолипиды б) углеводы в) витамины г) белки.

    24. В клубнях картофеля запасы крахмала накапливаются в

    а) митохондриях б) хлоропластах в) лейкопластах г) хромопластах.

    25. Рибоза входит в состав молекул

    а) гемоглобина б) ДНК в) РНК г) хлорофилла.

    26. Что входит в состав желудочного сока?

    а) трипсин, желчь б) ферменты, слизь, соляная кислота

    в) тироксин, витамины г) гормоны, антитела.

    27. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

    а) питаются сходной пищей б) имеют примерно одинаковые параметры тела

    в) имеют немногочисленное потомство г) относятся к классу млекопитающих.

    28. К продуцентам в экосистемах относятся

    29. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука

    а) систематика б) экология в) физиология г) палеонтология.

    30. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода.

    а) микроскопирования б) центрифугирования
    в) окрашивания г) сканирования.

    Часть 2.

    Вам предлагаются тестовые задания, имеющие несколько правильных ответов. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

    1. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам

    а) цветок четырехчленного типа

    б) соцветие кисть

    в) цветок пятичленного типа

    г) соцветие корзинка

    д) плод стручок или стручочек

    е) плод боб

    2. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и животных

    а) отсутствие хлорофилла в клетках

    б) хитинизированная клеточная стенка

    в) запасное вещество - крахмал

    г) запасное вещество - гликоген

    д) способность к вегетативному размножению участками тела.

    3. Два круга кровообращения имеют

    а) хрящевые рыбы б) лучеперые рыбы

    в) двоякодышащие рыбы г) земноводные

    д) пресмыкающиеся.

    4. К трубчатым костям относятся

    а) лучевая б) грудина в) пяточная г) большая берцовая д) лобная.

    5. К отряду чешуекрылых относятся

    а) тля б) божья коровка в) комнатная моль

    г) капустная белянка д) азиатская саранча е) березовая пяденица.

    6. Гермафродитами являются

    а) бычий цепень б) медицинская пиявка в) дождевой червь

    г) нереида д) пескожил е) человеческая аскарида

    7. К светопреломляющим структурам глаза относится

    а) роговица б) зрачок в) хрусталик

    г) стекловидное тело д) сетчатка е) желтое пятно

    8. Условные рефлексы

    а) наследуются

    б) устойчивы, то есть сохраняются в течение всей жизни

    в) индивидуальны

    г) способствуют выживанию в изменяющихся условиях среды

    д) не вырабатываются при повреждении коры больших полушарий

    е) видоспецифичны.

    9. Человек в отличие от животных

    а) имеет кору больших полушарий

    б) образует различные природные популяции

    в) обладает второй сигнальной системой

    г) может создавать искусственную среду обитания

    д) имеет первую сигнальную систему

    е) может создавать и использовать орудия труда.

    10. В состав среднего уха входит

    а) молоточек б) слуховая (евстахиева) труба

    в) полукружные каналы г) наружный слуховой проход

    д) стремя.

    Часть 3.

    Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

    2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

    3. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа.

    4. Половой процесс у инфузорий не ведет к увеличению числа особей.

    5. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно-мускульных клеток.

    6. Кровеносная система кольчатых червей замкнутая.

    7. Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.

    8. Болезненные изменения стопы, при которых уплощается свод, называют вывихом.

    9. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.

    10. Внутренняя среда организма образована ядром, цитоплазмой, органоидами клетки.

    11. Из правого желудочка сердца вытекает венозная кровь.

    12. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают внутривидовую борьбу.

    13. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались трудовая деятельность и общество.

    14. Вторичная структура белка образована пептидными связями.

    15. Митохондрии участвуют в образовании АТФ в процессе дыхания.

    Часть 4.

    Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной и животной клеток

    ОРГАНОИДЫ ТИПЫ КЛЕТОК

    А) митохондрии 1) клетка печени животного

    Б) клеточная стенка 2) бактериальная клетка

    В) ядро

    Г) аппарат Гольджи

    Д) нуклеоид

    Е) жгутики

    2. Найдите соответствие между заболеванием и дисфункцией железы

    А) акромегалия 1) гипофиз

    Б) кретинизм 2) щитовидная железа

    В) микседема 3) поджелудочная железа

    Г) гигантизм

    Д) сахарный диабет

    Е) Базедова болезнь

    3. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.

    ПРИЗНАК РЫБ КЛАСС

    A) жаберные щели открываются наружу 1) Хрящевые рыбы

    Б) рот смещён на брюшную сторону тела 2) Костные рыбы

    B) большинство представителей имеют плавательный пузырь

    Г) костный скелет

    Д) жабры прикрыты жаберными крышками

    МАТРИЦА ОТВЕТОВ
    на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

    10 класс

    Фамилия ____________________________________________________

    Имя ____________________________________________________

    Класс ____________________________________________________

    Школа _____________________________________________________

    Часть 1 . 30 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

    Ответ

    Ответ

    Ответ

    Часть 2 . 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

    Вопрос

    Вопрос

    Вариант 1

    Часть А.

    только один правильный ответ.

    1) растения

    2) животные

    3) бактерии

    4) грибы

    1) камень

    2) планета рисунок 1

    3) человек

    4) Луна

    А3. Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя. Многие люди видели до этого таких червей, но у них не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин наблюдая за поведением червей обнаружил, что они разрыхляют почву, тем самым улучшая ее плодородие. Какой метод использовал ученый:

    1) опыт

    2) наблюдение

    3) сравнение

    4) описание

    А4. К антропогенным факторам относят

    1) опыление растений

    2) извержение вулкана

    3) дождь

    4) строительство дорог

    А5. Особенностью строения растительной клетки является наличие:

    1)цитоплазмы

    2)оболочки

    3)ядра

    4)пластид

    А6. Вода необходима растениям для:

    1) прорастания семян

    2) передвижения минеральных и органических веществ

    3) поддержания корневого давления

    4) всех жизненно важных процессов, происходящих в растении

    А7. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:

    1) движению цитоплазмы

    2) свободному перемещению

    3) движению пластид

    4) движению межклеточного вещества

    А8.Растения играют важную роль в оздоровлении окружающей среды:

    1) обогащают атмосферу кислородом

    2)являются хорошими пылеуловителями

    3)поглощают и перерабатывают вредные вещества

    4)все утверждения верны

    А9. Клеточное строение имеют:

    1)все растения;

    2)только листья элодеи;

    3)некоторые растения;

    4)только кожица лука и листья элодеи?

    А10. Споры бактерий служат для:

    1) Размножения

    2) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях

    3) Передвижения

    4) Для размножения и передвижения

    ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

    А) Заяц 1) Водная

    Б) Синица 2) Почвенная

    В) Карась 3) Наземно - воздушная

    Г) Сосна 4) Тела живых организмов

    Д) Крот

    Е) Клещ

    1. механическая (древесные волокна) 2) покровная (пробка) 3) проводящая (сосуды) 4) основная (фотосинтезирующая) 5) образовательная (камбий)

    Виды клеток

    ткань

    А) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

    Б) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

    В) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

    Д) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

    Часть С. За правильный ответ 3 балла

    - структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены . Живое вещество клетки представлено - бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные . Важнейшим органоидом клетки является . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида … . … имеют зеленую окраску, … - красную, а … … .

    Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды.

    Часть С.

    С2..Каково значение неорганических веществ в клетке растений?

    С3. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

    Олимпиадные задания по биологии 5 класс. Школьный этап

    Вариант 2

    Часть А.

    Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А10 выбери только один правильный ответ.

    А1. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:

    1) растения

    2) животные

    3) бактерии

    4) грибы

    А2. Укажите объект живой природы:

    1) ромашка

    2) вода рисунок 1

    3) гора

    4) Марс

    А3. Костя изучал, нужны ли для прорастания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал по 10 семян фасоли. Один стакан он убрал в шкаф, а другой оставил на столе. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. Какое предположение проверял Костя в этом опыте:

    1)В шкафу семена фасоли не прорастут

    2)Все семена фасоли способны прорастать

    3)Семенам фасоли для прорастания необходим свет

    4)Семенам фасоли для прорастания необходимы вода, воздух, тепло.

    А4. К биотическим факторам относят

    1) распространение семян животными

    2) извержение вулкана

    3) снег

    4) строительство дорог

    А5. Как называются зеленые пластиды?

    1) хлоропласты

    2) хлорофиллы

    3) лейкопласты

    4) хромопласты

    А6. В семенах растений содержится больше всего:

    1) минеральных солей

    2) воды

    3) жиров

    4) углеводов

    А7. Старые клетки в отличие от молодых:

    1) способны делиться

    4) меньше по размеру

    А8. О единстве растительного мира свидетельствует:

    1)клеточное строение растений

    2)наличие корней и побегов

    3)размножение семенами

    4)опыление ветром

    А9. Хлоропласты – это пластиды:

    1)бесцветные;

    2) зелёные;

    3) жёлтые;

    4 ) оранжевые

    А10. Какая группа организмов самая древняя на нашей планете:

    1)грибы

    2)бактерии

    3)растения

    4)лишайники

    Часть В. За правильный ответ -2 балла

    В1. Соотнесите оборудование с методами изучения природы

    В2. Соотнесите понятия «Свойство живого» с его характеристикой:

    В3. Вам известно, что ученые, исследуя многообразие организмов, разделяют их на царства. Различают царства: а) Бактерии, б) Грибы, в) Растения, г) Животные. Замените вопросительные знаки названиями соответствующих царств. Предложенные примеры организмов помогут вам определиться с правильными ответами.

    В 4. Установите соответствие между организмом и средой обитания. Ответ занесите в таблицу.

    ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

    А) Белка 1) Водная

    Б) Ласточка 2) Почвенная

    В) Акула 3) Наземно - воздушная

    Г) Береза 4) Тела живых организмов

    Д) Дождевой червь

    Е) Блоха

    В5. Установите соответствие между тканью и клетками, из которых она образована (впишите цифры в таблицу):

    1) механическая (лубяные волокна) 2) покровная (кожица) 3) проводящая (ситовидные трубки) 4) основная (запасающая) 5) образовательная

    Виды клеток

    ткань

    А) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

    Б) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

    В) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

    Г) клетки с толстыми одревесневающими стенками

    Д) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

    Часть С.

    С1. Вставьте пропущенное слово из словаря:

    Основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов является …. Все клетки друг от друга отделены . Внутри клетки находится бесцветное вязкое полупрозрачное вещество -. В цитоплазме располагаются многочисленные . ….. – это важнейший органоид клетки. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида .Зеленую окраску имеют …, красную - … , а … - белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются … .

    Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды

    С2. Каково значение органических веществ в клетке растений?

    С3. Опишите процесс, изображенный на рисунке. Почему молодые клетки растений способны делиться, а старые – нет?

    Предварительный просмотр:

    Ответы на вопросы олимпиады 5 класс по биологии:

    Вариант 1.

    А1- 3

    А2-3

    А3-2

    А4-2

    А5-4

    А6-4

    А7-1

    А8-4

    А9-1

    А10-2

    Итого Часть А - 10 баллов

    В1.

    В2.

    В3.

    1-грибы

    2-растения

    3-бактерии

    4-животные

    В4.

    В5.

    Итого Часть В - 10 баллов

    Часть С – за правильный ответ -3 балла

    Вариант 2.

    А1- 4

    А2-1

    А3-3

    А4-1

    А5-1

    А6-4

    А7-2

    А8-1

    А9-2

    А10-2

    Итого Часть А - 10 баллов

    Часть В – за правильный ответ – 2 балла

    В1.

    В2.

    В3.

    1-растения

    2-грибы

    3-животные

    4-бактерии

    В4.

    В5.

    Итого Часть В - 10 баллов

    Часть С – за правильный ответ- 3 балла

    Итого Часть С - 9 баллов. Всего 29 баллов

    Предварительный просмотр:

    Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6 класс

    1 вариант

    1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

    а) составом атомов в) малым содержанием воды

    б) клеточным строением г) минеральными веществами

    2. К генеративным органам растения относится:

    А) цветок в) лист

    Б) стебель г) корень

    3. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

    а) в неправильной установке света

    б) нужно было поставить большее увеличение

    в) нужно было сделать тонкий срез листа

    г) нужно было подкрасить лист красителем

    4. Венчик цветка состоит из:

    а) цветоложа в) тычинок

    б) чашелистиков г) лепестков

    5. Хромосомы в клетке находятся:

    а) в цитоплазме в) в вакуолях

    б) в ядре г) в хлоропластах

    6. Размножение - это:

    а) увеличение количества организмов

    б) увеличение размера организма

    в) образование новых побегов

    г) образование придаточных корней

    7. К неорганическим веществам относится(ятся)

    а) клетчатка в) соли натрия

    б) белок г) жир

    8. Белки не участвуют:

    а) в переносе кислорода в) в защите организма от инфекций

    б) в движении г) в хранении наследственной информации

    9. Хлоропласты в клетке:

    а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

    б) выполняют защитную функцию

    в) осуществляют связь между частями клетки

    г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

    10. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

    а) клеточный центр в) вакуоль

    б) лизосомы г) пластиды

    Часть 2. (за каждое выполненное задание 2 балла)

    1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

    A) поглощается кислород

    Б) выделяется углекислый газ

    B) поглощается углекислый газ

    Г) выделяется кислород

    Д) органические вещества образуются

    Е) органические вещества расходуются

    2. Установите последовательность приготовления препарата:

    А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

    Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

    В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

    Г. Накрыть покровным стеклом

    Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

    3. Определите ткани, характерные для организма растений и животных

    1. Образовательная А. Растения

    2. Проводящая Б. Животные

    3. Мышечная

    4. Нервная

    5. Фотосинтезирующая

    6. Механическая

    7. Соединительная

    4. Какие признаки характерны для лишайников:

    А) медленный рост;

    Б) всасывание воды ризоидами;

    В) наличие хитинового покрова;

    Г) способность переносить пересыхание;

    Д) взаимодействие клеток водорослей и нитей гриба

    В5. Как называется растение, прививаемое на другое?

    1. Закончите предложения:

    1. Индивидуальное развитие начинается с оплодотворения и образования _________ .

    2. Органом полового размножения и расселения семенных растений является ______ .

    3. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют _______ факторами.

    4. При оплодотворении цветковых растений из центральной клетки образуется _____ .

    5. Особый тип клетки с очень плотными оболочками называется _________

    2 . Установите соответствие между грибом и типом его питания :

    Гриб Тип питания

    В) трутовик

    Г) опёнок

    Д) головня

    Перечислите способы защиты растений от травоядных животных

    Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6класс

    2 вариант

    Часть 1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

    1. Старая клетка растения отличается от молодой тем, что в ней:

    А) много хлоропластов;

    Б) крупные вакуоли;

    В) ядро разрушено;

    Г) нет вакуолей

    2. К царству Растения не относится:

    А) мох сфагнум;

    Б) папоротник орляк;

    В) бледная поганка;

    Г) одуванчик обыкновенный

    3. По ситовидным трубкам в растении передвигаются:

    А) крахмал;

    Б) минеральные соли;

    В) сахар;

    Г) вода

    4. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, состоят из:

    А) тканей;

    Б) органов;

    В) клеток;

    Г) побегов

    5. Луковица, в отличие от плода яблока, не имеет:

    А) листьев;

    Б) стебля;

    В) семян;

    Г) запаса органических веществ

    6. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

    А) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

    Б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

    В) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

    Г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

    7. Для наблюдения жизни микроскопических организмов был впервые использован микроскоп:

    А) Р. Гуком;

    Б) А. Левенгуком;

    В) Аристотелем;

    Г) Т. Шванном

    8. Чем водоросли отличаются от высших растений?

    А) их тело состоит из одинаковых клеток;

    Б) они распространены в водной среде;

    В) в них происходит фотосинтез;

    Г) они обитают в приливно-отливной зоне

    9. Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкиного льна, имеет:

    А) несколько коробочек на ножке;

    Б) стебель;

    В) клетки с хлорофиллом;

    Г) корни

    10. Для приготовления пшенной каши используют плоды:

    А) пшеницы;

    Б) ржи;

    В) ячменя;

    Г) проса

    ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

    1. Условия, обеспечивающие бактериям процветания в природе:

    А) сложность внутреннего строения;

    Б) способность в фотосинтезу;

    В) простота внутреннего строения;

    Г) способность к быстрому размножению;

    Д) питание готовыми органическими веществами

    2. Характерные особенности клеток грибов:

    А) клетка не содержит хлоропластов;

    Б) питание автотрофное;

    В) клеточная стенка состоит из хитина;

    Г) эукариотическая клетка;

    Д) происходит фотосинтез

    3. Какие процессы происходят при дыхании растений?

    А) поглощение кислорода;

    Б) выделение энергии;

    В) поглощение воды;

    Г) выделение углекислого газа;

    Д) поглощение углекислого газа

    4. Какие признаки характерны только для сфагновых мхов :

    А) ризоидов у взрослых форм нет;

    Б) не образуют болота;

    В) впитывает воду стеблями и листьями;

    Г) на верхушке мха образуется коробочка на ножке;

    Д) листья состоят из мертвых и живых клеток

    5. Какие два признака растений составляют бинарное название вида?

    Часть 3. (За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

    1. Закончите предложения:

    1. В основе деятельности нервной системы лежат _________ .

    2. Дыхательная система насекомых представлена ________ .

    3. Процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии называется ______ .

    4. Часть тела, выполняющая определенную функцию называется ______ .

    5. Сообщество живых организмов и среда в которой они обитают, называется _______ .

    2. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, которые имеют соответствующее клеточное строение:

    Характеристика клетки Царство

    А) наличие хлоропластов 1) Бактерии

    Б) ядро имеет оболочку 2) Растения

    В) наличие ядерного вещества

    Г) при неблагоприятных условиях

    образуют толстую клеточную оболочку

    Д) клеточная оболочка образована клетчаткой

    3. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.

    Предварительный просмотр:

    Ответы на олимпиадные задания по биологии 6 класс:

    Вариант 1

    Часть 1

    За правильный ответ 1 балл

    Вариант 1.

    1б 2а 3в 4г 5б

    6а 7в 8г 9а 10в

    Итого 10 баллов

    Часть 2.

    За правильный ответ 2 балла

    1. В Г Д

    2. Д Б А В Г

    4. а, г, д

    5. привой

    Итого 10 баллов

    Часть 3. За правильный ответ 5 баллов

    1. Зигота

    2. Семя

    3. Экологическими

    4. Эндосперм

    5. Спора

    2. А-2, Б-2, В-1, Г-2, Д-1

    3.У растений для защиты от травоядных животных имеются:

    Колючки, шипы,

    Горький или ядовитый вкус,

    Неприятный запах

    Итого 15 баллов

    Всего можно набрать 3 5 баллов

    Вариант 2

    ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    1. б

    2. в

    3. в

    4. в

    5. в

    6. а

    7. б

    8. а

    9. а

    10. г

    Всего: 10 баллов.

    ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

    1. в, г, д

    2. а, в, г

    3. а, б, г

    4. а, в, д

    5. родовой, видовой

    Всего: 10 баллов.

    ЧАСТЬ С. За правильный ответ 5 баллов

    1. Рефлексы

    2. Трахеями

    3. Питание

    4. Орган

    5. Экосистема

    2. А-2, Б-2, В-1, Г-1, Д-2

    Всего15 баллов

    Набрать можно 35 баллов

    Предварительный просмотр:

    Вариант 1

    А1. Все живые организмы:

    1. образуют органические вещества из неорганических веществ
    2. поглощают из почвы минеральные соли и воды
    3. активно передвигаются
    4. дышат, питаются, растут, размножаются

    А2. Клетки эукариот хранят наследственную информацию в:

    1. ядре
    2. цитоплазме
    3. мембранах
    4. митохондриях

    А3. В указанном перечне найдите название систематической категории:

    1. колорадский жук
    2. покрытосеменные растения
    3. класс
    4. водоросли

    А4. Среда обитания живых организмов:

    1. пруд
    2. почва
    3. луг
    4. лес

    А5. Всё живое состоит из:

    1. химических элементов
    2. клеток
    3. клеточных структур
    4. воды

    А6. В клетке животных отсутствует:

    1. ядро
    2. цитоплазма
    3. мембрана
    4. пластиды

    А7. К автотрофным организмам относят:

    1. дрожжи
    2. болезнетворные бактерии
    3. амёбу
    4. сине-зелёные водоросли

    А8.Самой крупной из указанных систематических единиц является:

    1. тип
    2. класс
    3. род
    4. отряд

    А9. Популяция – это:

    1. совокупность живых организмов и среды их обитания
    2. совокупность факторов среды обитания
    3. совокупность особей одного вида на определённой территории обитания
    4. совокупность особей организмов разных видов

    А10. Установите последовательность расположения в пищевой цепи указанных организмов: А – лягушка, Б – уж, В – голый слизень, Г – капуста.

    1. Г, В, А, Б
    2. Б, А, В, Г
    3. Г, В, Б, А
    4. А, В, Б, Г

    Часть В.

    Выберите три верных ответа.

    В1. Грибы и животные сходны тем, что:

    1. у них одинаковый тип питания
    2. у них разный тип питания
    3. в их клетках отсутствуют хлоропласты
    4. их тело состоит из тканей
    5. в природных сообществах играют роль создателей органических веществ
    6. в природных сообществах играют роль потребителей органических веществ

    В2. Бактерии вызывают заболевания:

    1. возвратный тиф
    2. сыпной тиф
    3. малярию
    4. туляремию
    5. гепатит
    6. грипп

    Распределите перечисленные ниже факторы среды на абиотические и биотические

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    В4.

    Растения класса однодольные характеризуются наличием:

    а) стержневой корневой системы;

    б) сетчатое жилкование листьев;

    в) только травянистые жизненные формы;

    г) мочковатой корневой системой;

    д) трёхчленный цветок

    В5. Выберите четыре правильных ответа

    Выберите признаки, характерные для млекопитающих:

    а) развит перьевой покров;

    б) в коже много желез;

    в) теплокровные животные;

    г) вскармливают детёнышей молоком;

    д) глаза без век;

    е) развит волосяной покров

    Часть С. Дайте развёрнутый ответ

    С1. В семнадцатом веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 0,06кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

    С2. В 1771 г. Английский химик Дж.Пристли поставил опыт. На окне, освещённом солнцем, учёный накрыл стеклянным колпаком живую мышь. Мышь погибла через несколько часов. Когда Пристли поместил под колпак, освещённый солнцем, вместе с живой мышью веточку мяты, мышь вела себя как обычно. Объясните результаты опытов Пристли.

    С3. Установите соответствие между насекомыми и типами их ротового аппарата:

    Насекомое Тип ротового аппарата

    А) комар 1) грызущий ротовой аппарат

    Б) саранча 2) сосущий ротовой аппарат

    В) крапивница 3) колюще-сосущий ротовой аппарат

    Г) капустница

    Д) тля

    Е) муравей

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Олимпиадные задания по биологии 7 класс. Школьный этап

    Вариант 2

    Часть А. Выберите в заданиях части А ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

    А1. Человека с грибами объединяет:

    1. неограниченный рост
    2. способ поглощения пищи
    3. клеточное строение
    4. постоянство размера

    А2. Чем является кочан капусты?

    1. плодом
    2. сочным стеблем
    3. гигантской почкой
    4. скоплением листьев

    А3. К отделу Покрытосеменные относят:

    1. ряску
    2. спирогиру
    3. хлореллу
    4. ламинарию

    А4. Микориза – это:

    1. плодовое тело
    2. болезнь растений
    3. грибокорень
    4. корни грибов

    А5. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

    1. груди и брюшка
    2. груди
    3. головогруди
    4. головогруди и брюшка

    А6. На какой из нижеследующих комбинаций показана правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных?

    1. Жаба – кролик – аллигатор – акула
    2. Акула – лягушка – аллигатор – кролик
    3. Акула – крокодил – кролик – лягушка
    4. Аллигатор – собака – акула – жаба

    А7. Человек относится к царству:

    1. Млекопитающие
    2. Животные
    3. Хордовые
    4. Позвоночные

    А8. Процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их превращение, удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

    1. питанием
    2. дыханием
    3. обменом веществ
    4. пищеварением

    А9. Условия среды, необходимые для воздушного питания растений:

    1. свет, кислород, органические вещества
    2. свет, углекислый газ, вода
    3. свет, кислород, вода
    4. свет, вода, минеральные вещества

    А10. К уровню организации живой природы не относится:

    1. молекулярный
    2. биосферный
    3. популяционно – видовой
    4. тканевый

    Часть В.

    Выберите три верных ответа.

    В1.Грибы отличаются от животных тем, что:

    1. питаются готовыми органическими веществами
    2. имеют клеточное строение
    3. всасывают питательные вещества поверхностью тела
    4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов
    5. имеют ограниченный рост
    6. растут в течение всей жизни

    В2. В наземной экосистеме по сравнению с водной экосистемой:

    1. относительно стабильный тепловой режим
    2. низкая плотность среды
    3. пониженное содержание кислорода
    4. высокое содержание кислорода
    5. резкие колебания теплового режима
    6. низкая прозрачность среды

    В3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

    Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    В4. Выберите три правильных ответа

    Бесполое размножение путём почкования или обрыва частей тела встречается у :

    а) круглых червей;

    б) кольчатых червей;

    в) насекомых;

    г) моллюсков;

    д) иглокожих;

    е) губок

    В5. Выберите три правильных ответа

    Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:

    а) бакланов;

    б) гагар;

    в) гусей;

    г) уток;

    д) цапель

    Часть С.

    С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и объясните их.

    1. Основные классы типа Моллюски – Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. 2. Моллюски относятся к вторичнополостным животным. 3. Дыхательная система моллюсков представлена жабрами. 4. У всех моллюсков хорошо развиты глаза. 5. К моллюскам относятся: кальмар, омар, прудовик, беззубка, устрица, слизень, наутилус.

    С2. Дайте развёрнутый ответ

    Могут ли сорняки быть полезны человеку?

    С3. Установите соответствие между позвоночными животными и классами, к которым они относятся:

    А3

    А4

    А5

    А6

    А7

    А8

    А9

    А10

    4

    1

    3

    2

    1

    4

    4

    1

    3

    1

    Часть В.

    В1. 1, 3, 6.

    В2. 1, 2, 4.

    В3. 1, 1, 2, 2, 2, 1.

    В4. в, г, д

    В5. б, в, г, е

    Часть С.

    Баллы

    2

    1

    Ответ неправильный

    0

    4

    С3.:

    Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс. Школьный этап.

    Вариант 2

    Часть А.

    А1

    А2

    А3

    А4

    А5

    А6

    А7

    А8

    А9

    А10

    3

    3

    1

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    4

    За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

    Часть В.

    В1. 3, 4, 6.

    В2. 2, 4, 5.

    В3. 1, 2, 1, 1, 2, 2.

    В4. б, д, е

    В5. б, в, г

    Часть С.

    С1.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа:

    Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

    3

    2

    1

    0

    Максимальное количество баллов

    3

    С2.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа:

    2

    4

    1

    3

    1

    За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

    Часть В.

    За каждый правильный ответ 2 балла. Итого 10 баллов

    В1. 1, 3, 6.

    В2. 1, 2, 4.

    В3. 1, 1, 2, 2, 2, 1.

    В4. в, г, д

    В5. б, в, г, е

    Часть С.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа к вопросу С1.:

    1. масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
    2. в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

    Элементы ответа к вопросу С2.:

    1. при дыхании мышь выделяет углекислый газ, поглощая кислород, содержание которого под колпаком снижалось, что привело к смерти животного;
    2. в процессе фотосинтеза на свету растение выделяет кислород, необходимый для дыхания мыши, поэтому её поведение не изменилось

    Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

    2

    Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

    1

    Ответ неправильный

    0

    Максимальное количество баллов

    4

    С3.: За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3балла. Итого 7 баллов

    С3. А-3, Б-1, В-2, Г-2, Д-3, Е-1

    Всего можно набрать 27 баллов

    Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс

    Вариант 2

    Часть А.

    А1

    А2

    А3

    А4

    А5

    А6

    А7

    А8

    А9

    А10

    3

    3

    1

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    4

    За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

    Часть В.

    В1. 3, 4, 6.

    В2. 2, 4, 5.

    В3. 1, 2, 1, 1, 2, 2.

    В4. б, д, е

    В5. б, в, г

    За каждый правильный ответ 2 балла. Итого10 баллов

    Часть С.

    С1.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа:

    Ошибки допущены в предложениях:

    1. 3 – у сухопутных моллюсков жабры редуцированы, а дыхание осуществляется с помощью лёгкого
    2. 4 – глаза хорошо развиты у головоногих моллюсков
    3. 5 – омар относится к типу Членистоногие

    Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

    3

    В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

    2

    В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена только 1 из них

    1

    Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но ни одна из них не объяснена.

    0

    Максимальное количество баллов

    3

    С2.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа:

    Сорняки могут принести пользу человеку, если:

    1. Не растут среди культурных растений, выращиваемых человеком
    2. Используются человеком для технических целей, как лекарственные растения, как кормовые культуры для животных

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

    2

    Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

    1

    Ответ неправильный

    0

    Максимальное количество баллов

    2

    За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3 балла. Итого 8 баллов

    С3. А-2, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-3

    Всего можно набрать 28 баллов




    Вверх