Необычные декорации и сад иллюзий. Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность Идеи в стиле тромплей и примеры реализации

Дизайн

Оптические иллюзии в интерьере (тромплей)

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Сочетание слов «оптические» и «иллюзии» у большинства из нас, вероятно, вызовет вполне закономерные ассоциации: мираж в пустыне; или парящий по коридорам таинственного замка призрак; ну или, на худой конец, манипуляции циркового фокусника: "Ловкость рук против остроты глаз!" На первый взгляд, какое отношение все эти зрительные обманы могут иметь к искусству создания интерьеров? Но, оказывается, «обман зрения» (эффект trompe-l"œil фр.) – это еще и технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности изображен он в двухмерной плоскости. Классический пример использования данного приема в интерьере помещения – это очаг, нарисованный на холсте в каморке Папы Карло.

В дизайне интерьеров прием тромплёй используется давно. Одним из его авторов считается ученик великого Рембрандта, известный голландский художник Хогстратен Самуэл Ван. Однако, драматической поэзии тени и света в творчестве своего наставника он противопоставил иллюзионисткое воспроизведение реальных предметов и пространства в живописи. Хогстратен не только писал картины в стиле тромплей, но и работал над альковами и анфиладами комнат, которые якобы были видны в дверные проемы, а также занимался оформлением так называемых «волшебных ящичков», коими являлись коробки с изображенными на их внутренних стенках предметами. Один из них даже удостоился места в Лондонской национальной галерее!

Но в действительности же, человечество открыло для себя эффект оптической иллюзии в искусстве намного раньше. Он широко применялся еще во времена античности. Достаточно вспомнить легенду о двух художниках, поспоривших, кто из них лучше распишет стену храма. Звали их Зевксис и Паррасий. Когда они, при стечении публики, приступили к демонстрации образцов своей работы, произошло невероятное: как только Зевксис одернул покрывало, глазам изумленных зрителей открылась гроздь винограда, причем, выполненная настолько реалистично, что к рисунку тут же слетелись птицы, пытаясь склевать виноградины.

Теперь твоя очередь, - напомнил Зевксис своему оппоненту, с насмешкой кивая на его образец, закрытый покрывалом.

На что тот, скромно потупившись, ответил:

Не могу, любезный мой друг, это покрывало у меня нарисовано.

И Зевксис вынужден был признать:

Победа за тобой, Паррасий… Я обманул глаза птиц, но у тебя получилось обмануть глаз живописца!

Разумеется, Зевксис и Паррасий – не первые, кто использовал прием, получивший в будущем название приема тромплей. А Хогстратен – не последний. История искусства и архитектуры знает множество примеров его использования.

Но и в наши дни прием тромплей чрезвычайно моден и популярен. Взгляните только, какую оригинальную ширму для библиотеки изготовил некий мастер из состаренного дерева и кожи. Рука так и тянется, чтобы взять с полки какой-нибудь из фолиантов. Цена этого шедевра составляет не одну тысячу евро.

Не отстают и отечественные мастера. Например, поклонников более современного дизайна вряд ли оставят равнодушными интерьеры спален, разработанные специалистами известной компании Vecor :

Тиснение на стене в виде гигантской папортниковой ветви, напоминающее морозный узор на стекле, в сочетании с зеркалом, превращают обыкновенную комнату в покои сказочного чертога.

А новейшие материалы позволяют создавать и поистине футуристические интерьеры:

Тромлей же как архитектурный прием – это целое культурное явление. Массу примеров его использования можно встретить во французском Лионе. Например, так называемая "стена ткачей" площадью 1200 квадратных метров Издалека трудно поверить, что всё это не реальная перспектива, а "грандизозная мистификация" - всего лишь одна расписанная стена.

А уж что вытворяют мастера граффити – этому могли бы позавидовать и Зевксис с Паррасием. Вот одна из последних картинок, мелькнувшая в интернете:

Не правда ли, так и хочется, оставив за спиной суматошный город, вывернуть руль в сторону этого волшебного туннеля, да прибавить газку?

Но, наверное будет лучше, если мы, миновав внешние стены, все же вернемся к внутренним интерьерам.

Достоинства приема тромплей в полной мере можно оценить при оформлении помещений с неудачной планировкой – он позволит скрыть все дефекты и неровности стен, а мрачные длинные коридоры и унылые комнаты без окон сможет превратить в достаточно просторные террасы, залитые солнечным светом. Ведь создание оптических иллюзий в интерьере преследует две главные цели: либо показать нечто, чего на самом деле здесь нет, либо скрыть то, что существует в действительности.

В арсенале современных дизайнеров интерьеров основным оружием и поныне являются трехмерная живопись и зеркала. Использование последних порою являет взору столь фантастические картины, что реальность в них трудно отличить от мира зазеркалья:

Что касается живописи, то «обманки» - рисунки, на которых нарисованным предметам придается «объем» - можно создать на потолках и стенах, рождая целые иллюзорные миры:

или более скромные иллюзии. К примеру: "опустившаяся" на краешек кровати птица,

облюбовавшие диван кошки...

Все это - зрительный обман, рисунки, но при этом весьма реалистичные. Оригинальный подприем тромплея – создание т.н. «падающих» предметов, типа: накренившиеся книжные полки, с которых вот-вот посыпятся на пол тяжелые тома,

или странным образом покосившаяся этажерка:

Еще одним из вариантов исполнения тромплея в интерьере помещения является использование специальных фотообоев с трехмерным рисунком или, как их еще называют, 3D-обоев. Они могут быть обычными или содержать в себе целую панораму. На сегодняшний день сюжеты, материал и выбор фотообоев достаточно широк, что позволяет провести с их помощью поистине кардинальные преобразования того или иного помещения.

Забавные оптические иллюзии можно создать и на предметах обстановки. Какие эмоции, к примеру, может вызвать созерцание унитаза, на круг которого кто-то «бросил» кусок ржавой колючей проволоки!

«Что? Перехотелось?»

Кажется, будет не легче решиться опустить свой зад и на такой вот оригинальный диванище:

То ли дело – этот божественный, в форме прекрасных женских губ эротичный диванчик в интерьере из зеркал…

Прием тромплей дает дизайнеру интерьера поистине безграничный простор для полета фантазии. Начав с обыкновенного дивана, превратив его тканевую драпировку в кожаную, с реалистичными складками и потертостями последней, можно шагнуть и дальше. Нарисованные драпировки великолепно будут смотреться и на стенах, что поможет придать комнате роскошный вид и даже позволит обойтись без настоящих штор. Выполненные в подобном ключе «обманки» позволяют исправить геометрию помещения, подчеркнуть нужные зоны или какие-то определенные предметы мебели, и даже добавить простора, зрительно увеличив площадь. Последнего эффекта можно достичь и с помощью трехмерных изображений: нарисованные окна или «отсутствующие» стены, открывающие взору уличные пейзажи, – это довольно распространенный прием.

Не остается без внимания и потолок…

Так и хочется назвать сию картинку кратким словом: «Аминь…»:

Для оформление больших по площади помещений можно использовать «висящие» в воздухе кубы, шары, трапеции, картины с объемным изображением искривленных поверхностей. А для маленьких комнат специалисты советуют воздержаться от выбора масштабных композиций, ибо зрителю нужна определенная перспектива, а для того, что ее можно было воспринимать, требуется некоторое расстояние – хотя бы в три метра. В этом случае можно обойтись и мелочами: кухонная скатерть с помощью техники декупажа может быть украшена иллюзорными столовыми приборами; шторы – повисшими на них кошками или жирафом, просунувшим свою голову за карниз; мягкая мебель – самыми разнообразными бытовыми мелочами.

Вот что говорится о технике тромплея на сайте http://secondstreet.ru/

«Рисунок на стене, мебели или шторах можно заказать художнику. Или попробовать все сделать самостоятельно. Переведи понравившийся мотив на стену с помощью карандаша и копирки, затем раскрась акриловыми красками. Реалистичность рисунка достигается за счет тщательной прорисовки, очень важны такие детали, как «тень», отбрасываемая в соответствии с освещением комнаты, а также эффекты «кракелюра» (патины) и «состаривания». «Мрамор» следует покрыть трещинами, «дерево» - дырочками, проеденными жучками–древоточцами, а «старинной оконной раме» - добавить несколько слоев краски… Перья и шерстинки у животных и птиц прорисовывай цветными карандашами. Затем с помощью пульверизатора нанеси отделочный лак, чтобы закрепить краски, и чтобы готовую роспись можно было мыть впоследствии.

Таким образом, мы можем заключить, что техника тромплея является одним из наиболее перспективных методов оформления интерьера. Посредством ее можно достичь главного, чего мы желаем добиться при оформлении своего дома – его оригинальности и неповторимости. И цель эта вполне достижима. Ведь пределу фантазии нет границ, а значит, на смену уже реализованным идеям тромплея придут новые.

Плиний пишет по поводу уже известного нам древнегреческого художника Зевскиса: «Передают, что...впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Конечно, не трудно предположить, что не за горами и массовое использование «электронных картинок» вместо привычных фотообоев и зеркал.

Живописная разгрузка монитора нашего компьютера в виде каких-нибудь плавающих рыбок, - разве это не элемент неотромлея (если, конечно, такой термин существует)?

Вроде бы, должен кануть в Лету и описанные выше приемы оформления интерьеров. Но это вряд ли. Магия оптической иллюзии заключается именно в том, что создается она предметами вполне себе материальными: зеркало, краска, холст, кисть. Можно ли оцифровать все это? Попытки к тому, разумеется, будут. Но тогда мы больше никогда не сможем ощутить прохладную твердость дружеского рукопожатия господина Тромплея…

«Ах, обмануть меня не трудно!...

Я сам обманываться рад!»

А.С.Пушкин

Примечание: при обработке материала использовались иллюстрации с различных открытых сетевых ресурсов, в т.ч. с сайта компании

→ Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность

14 января 2013 г.

Их называют «три провансальские сестры» - аббатства Сенанк, Тороне и Сильвакан. Три монастыря, три жемчужины романской архитектуры в драгоценном ожерелье Прованс-Альпы-Лазурный берег. Лишь один из них и поныне остается действующим монастырем ордена цистерцианцев – аббатство Сенанк. Расположенный в узком каньоне монастырь – место уединенной молитвы и размышлений. Окрестности монастыря славятся своими лавандовыми полями, монахи занимаются выращиванием лаванды и содержат пасеку.

К чему этот экскурс? Попытки найти образ Прованса, понять его душу, привели и меня к выводу, который сделала одна замечательная мастерица: Прованс – это фактура и цвет . Я сделала панно, на котором изобразила такой собирательный образ монастырской галереи, и назвала его «Вид на лавандовые поля с галереи аббатства Сенанк». Это прежде всего попытка передать фактуру и цвет Прованса, как я их себе представляю. Цвет темной охры и терракота – охряные карьеры Прованса. Цвет лаванды – лавандовые поля Прованса (хотя для меня Прованс – не только лаванда!). Различные оттенки зеленого – виноградники на холмах Прованса. Охристо-красная листва – бархатная осень Прованса.

Чтобы было понятнее, что именно меня вдохновило, я позволю себе показать две фотографии аббатства





Ну, а теперь постараюсь показать процесс создания панно - вам судить, что получилось

1. Материалы

Салфеточный мотив - 1/2 салфетки

Фасадная фактурная краска белая

Краски акриловые - сиена жженная, сиена натуральная, лазурь берлинская, белая, красная, охра, оксид хрома, умбра натуральная

Заготовка - панно размер 40 на 50 см, рама - деревянная

Грунт Gesso

Лак-спрей матовый

Клей для салфетки

Кисти синтетические и белка

Малярный скотч

Еще нужно сказать несколько слов о том, что такое тромплей . В буквальном переводе это означает "обман зрения". Это набор приемов, создающих зрительные иллюзии. Например, на плоской поверхности - создание объемного изображения. Таким образом можно расширить пространство маленького помещения, создав иллюзию окна или террасы. В своей работе я постаралась, насколько сумела, создать такое объемное изображение - галерею и вид на лавандовое поле. В тромплее очень важно правильно применить правила художественной перспективы.

Итак, у меня была половинка салфетки



2. Шаг второй

Я расчерчиваю панно, намечая точку схода (это место, напротив которого находится зритель), передний и средний план. Исходя из расположения вспомогательных линий набрасываю колонны и плитку на полу галереи. Да, чуть не забыла - предварительно грунтую панно там, где будет изображение



3. Шаг третий

Все вспомогательные линии стираю ластиком - остается вот такой эскиз



4. Шаг четвертый

Наклеиваю салфетку на том месте, где у меня две центральные арки. Для удобства наклеивания салфетку разрываю пополам



5. Шаг пятый

Подрисовываю небо над салфеткой и прорисовываю плитку на полу. Салфеточный мотив растягиваю - рисую красками пейзаж в двух крайних арках, как на салфетке







6. Шаг шестой.

Малярным скотчем заклеиваю границы колонн, арок и балюстраду





7. Шаг седьмой

Наношу фасадную фактурную краску на арки, колонны, балюстраду



8. Шаг восьмой

После того, как первый слой фактурной краски высохнет (оставляю на ночь), вновь заклеиваю малярным скотчем фасад и основание колонн и наношу второй слой фасадной краски в соответствии с архитектурой колонн - так я хочу усилить ощущение объемного изображения



Появился дополнительный объем


9. Шаг девятый

Теперь начинаю работать красками - здесь особенно комментировать нечего, просто покажу фотографии



Добавляю тени, высветляю колонны и арки. Тени от колонн изображаю на плиточном полу





Добавляю коричневого тона плитке на полу



Изображаю обнажившуюся кладку колонн, трещины на штукатурке



На колоннах я хочу нарисовать какое-нибудь вьющееся растение - например, плющ. Намечаю плети плюща - работаю беличьей тонкой кисточкой


Рисую листву оксидом хрома, высветляя кончики листьев белым там, где на них падает солнце



На ветку плюща присела бабочка - небольшое романтическое отступление от аскетичного облика монастырской галереи



10. Шаг десятый.

На раме я размечаю кирпичную кладку.



11. Шаг одиннадцатый.

Окрашиваю раму, вставляю панно. Изображение закрепляю матовым лаком-спреем. Фотографирую результат



Добавляю немного антуража - лаванда в металлическом кувшине будет совсем не лишней







Ну вот, собственно, и все. Надеюсь, вам пригодится эта небольшая демонстрация в творчестве. Удачи!

Техника "Тромплей" (правильно - "Тромплёй " от французского "trompe-l"œil " - "обман зрения") использовалась художниками с давних времён для создания очень интересного декоративного эффекта - иллюзии трёхмерного пространства , образа, не существующего в реальности .

Это очень древняя декоративная техника. Одни из первых упоминаний о ней найдены в древнегреческих рукописях. Также и древнеримские художники использовали этот приём, чтобы создавать оптические иллюзии для расширения жилого пространства, чтобы маленькая комната или узкий выглядели просторнее или выше, чем была на самом деле. Для этого на стене рисовали обманки - светлое окно на глухой стене, дверь или патио (внутренний дворик). Также техника тромплей помогала преобразить различные предметы и превратить их в интересный декоративный объект.

Современные художники тоже часто используют этот приём, чаще всего - на стенах и на мебели.

Но есть и более масштабные работы! Очень необычно смотрятся такие картины на стенах домов или на тротуарах.

Возможности применения тромплея поистине безграничны

Технику тромплей можно сочетать с традиционным и художественным декупажем и создавать прекрасно декорированные вещи, несмотря на то, что вы не являетесь мастером живописи. Конечно, украсить огромную по площади поверхность будет достаточно трудно, но мебель или стену в комнате - это нам вполне по силам!

Декупаж в технике тромплей используют для декора самых разных объектов и предметов: стен, дверей, мебели, подносов, блюд и пр.

Работа сразу в двух техниках - декупажа и тромплея - весьма увлекательное занятие. Для работы может использоваться любая декупажная бумага: рисовая бумага для декупажа или классические декупажные карты с изображениями цветов, предметов, птиц, насекомых. Надо только вырезать их аккуратно, чётко по контуру, наклеить на поверхность и с помощью подрисовки теней придать картинке трёхмерность, видимость объёма. Также можно использовать распечатки.

Многие ведущие зарубежные производители печатают и с картинками, специально предназначенными для создания "обманок". На них изображены различные канцелярские принадлежности, конверты, кружевные салфетки, ювелирные украшения, горшки с цветами, полки с книгами или посудой и пр. Такие картинки для декупажа очень облегчают работу в технике тромплей. Ниже показаны образцы , от и :

Если Вы делаете на столе или подносе, то достаточно создать фон, наклеить картинки, подрисовать и растушевать тени.

Если тромплей с декупажем вы решили сочетать для декора на вертикальной поверхности (на стене, на стенке шкафа и пр.), то для того, чтобы обманка смотрелась достоверно, придётся учитывать некоторые законы художественной перспективы.

С помощью нескольких иллюстраций мы покажем наглядно, как можно легко создать трёхмерное изображение .

1) На подготовленной к декорированию поверхности наметьте три параллельные горизонтальные линии (Рис. 1): линия горизонта (А),средний план (В) и передний план (С). Расстояние между линиями зависит от точки зрения наблюдателя, расположение точки зрения - от местоположения наблюдателя.

Линия горизонта всегда должна располагаться на уровне глаз наблюдателя. Всегда надо помнить, что чем ниже точка зрения, тем дальше друг от друга располагаются линии среднего и переднего плана. По мере подъёма точки зрения расстояние между ними сокращается.

Теперь определите точку схода (Х), в которой будут соединяться все лучи перспективы. В нашем примере точка схода совпадает с точкой зрения (мы вроде как смотрим из правого нижнего угла в сторону верхнего левого).

2) Рассмотрим пример, где нам надо изобразить комнату или глубокую нишу (Рис. 2): две стены и пол (D). Для того, чтобы начать формировать перспективу, проведите линии, которые соединяться в точке схода (Х). Красной линией на рисунке обозначена граница между стеной и полом. Из точки пересечения этой линии с линией среднего плана нарисуйте вертикальную линию (на рисунке она тоже показана красным цветом). Высоту вертикального луча выбираете вы сами, в зависимости от того, какой величины будет создаваемое вами трёхмерное пространство.

Вот мы уже и построили дальнюю стену комнаты.

Линии перспективы, расположенные на участке пола (отмечены голубым цветом), можно использовать для того, чтобы нарисовать паркет (паркетные доски). Далее, если вы хотите изобразить на стенах окна, подоконники, то нужно это делать, обязательно соблюдая координаты, заданные стенами. Очень важно, чтобы лучи перспективы всегда попадали в точку схода (Х).

3) Если вместо досок на полу вы хотите изобразить плитку, то в этом случае надо провести на участке пола дополнительно и горизонтальные линии. Как это правильно сделать - на Рис. 3. Для того, чтобы правильно определить места пересечения этих горизонтальных линий с уже обозначенными лучами перспективы (голубые линии), проведите диагональ из точки Е (внизу справа) в крайнюю левую точку F на среднем плане.

А теперь - проведите параллельные горизонтальные линии через все точки, полученные в результате пересечения лучей перспективы с диагональной линией EF. Разметка плитки готова!

Но следует учесть, что правильно изобразить напольные плитки достаточно трудно, для этого нужно обладать определённым мастерством. Поэтому лучше выбрать вариант пола из досок или изобразить покрытие из каменной плитки неправильной формы (как в средневековых зАмках). Это не только поможет создать иллюзию старины, но и скроет ошибки рисования. К тому же, очень правильная имитация напольного покрытия может и будет свидетельствовать о профессионализме рисовальщика, однако выглядеть будет очень холодно и академично. Такую правильность будет трудно совместить с элементами декупажа.

Теперь рассмотрим примеры построения трёхмерного изображения на любой поверхности.

4) Как и ранее, определяем местонахождение точки зрения . Если она в центре, то нужно нарисовать три стены и пол (Рис. 4а), если сбоку, то - две стены и пол (Рис. 4b).

5) Теперь красками закрасьте заднюю стенку , а затем - боковые или одну боковую. Для работы мы предлагаем , так как они обладают хорошими кроющими свойствами и позволяют исправлять ошибки в трудных местах рисунка - в углах и на местах стыковки стен.

После того, как краски высохнут, можно нанести ещё один красочный слой, чтобы спрятать предыдущие этапы работы (нарисованную разметку).

Для рисования идеально прямых линии лучше всего использовать острую круглую кисть.

6) Чтобы картинка смотрелась реалистичней, советуем выбирать различные оттенки цвета для разных стен .

На стенах можно дополнительно нарисовать полоски или узоры (если нужно имитировать обои).

7) Приступим к декору пола. Для начала нужно покрасить его равномерно одним слоем краски. Потом карандашом нарисовать линии напольного покрытия - досок или плитки (как сделать - см. выше).

Затем более тёмной краской, с помощью круглой острой кисти прорисуйте разделительные линии. Совсем не обязательно делать их идеально прямыми и непрерывными, пусть у нас будут старинные, видавшие виды полы). Для реалистичности пусть каждая плитка или доска отличается по оттенку и по равномерности окраски от других плиток или досок. Можно также дорисовать трещинки и выбоины, чтобы "состарить" пол.

8) Далее можно нарисовать окно на боковой стене, соблюдая при этом правила перспективы . Советуем для начала сделать набросок лёгким прикосновением грифеля карандаша, а уже потом использовать кисти и акриловые краски.

9) Теперь можно приступить непосредственно к декупажу - вырезанию и наклеиванию картинок с изображением мебели, цветов в горшочках и прочих предметов интерьера для заполнения трёхмерного пространства.

10) В заключение можете дорисовать различные детали - занавески на буфете, веточки и листика на комнатных растениях, а также - тени.

Светотени играют важную роль в создании имитации трёхмерного пространства в стиле тромплей. При подрисове и растушёвке теней вокруг предметов (наклеенных аппликаций) следует учитывать, что по мере удаления от источника света тени становятся прозрачнее, по мере приближения - гуще. Избегайте рисовать чёткие тени в удалении от предмета . Но длинные тени рисовать очень трудно. Если у вас ещё нет достаточного опыта, то лучше рисуйте размытые тени без чёткого контура вблизи предмета. Такие тени всегда производят более достоверное впечатление, чем просто неправильные изображения. При растушёвке теней вам очень пригодится и дающий возможность растушёвывать их равномерно и делать плавные переходы и перетекания цвета.

Прежде чем начать рисовать тени, надо рассмотреть вырезанные аппликации. Бывает, что на них уже обозначены участки со светотенью и размещать их следует с учётом направления света.

Для изображения тени от предметов, находящихся на столе или полке, надо прежде всего определиться, с какой стороны будет источник света и рисовать тени в противоположном направлении.

Также при наклеивании аппликаций не забывайте, что предметы визуально уменьшаются по мере удаления от наблюдателя, а фигуры на переднем плане всегда выглядят крупнее.

11) После того, как краска высохла, остаётся покрыть всю работу защитным лаком.

Битва Ливорно, 14 марта 1653, сражение в Первой англо-голландской войне.
Во-первых, картина выглядит привычно и кажется, что вы много раз ее видели раньше. Грандиозная морская сцена с дымом, вздымающимся над парусами. Но минуточку. Что, что в правом нижнем углу? Какая-то смятая записка ….

Йохан Klopper.

Это лишь один из примеров обманки. Тромплёй или обманка (фр. trompe-l"œil, «обман зрения»). Это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.

История искусства полна ими - праздничные столы ломятся от деликатесов, обои манят вас в фантомный коридор. Знаменательно для оптического трюка, то, что обманки могут принимать все формы и размеры.

А начиналось все с противостояния. Впрочем, многие великие изобретения начинались с конкуренции.

Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждой росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал.

«Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию.

«Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».

И Зевксис, и Паррасий - реально существовавшие исторические персонажи.

Занавес был всего лишь иллюзия. Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость.
На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами художника.

Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».

Себастьян Sommar

Гуго де Ланнуа, Квентин Пуле.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс (около 1630 — после 1683 г.) — фламандский живописец, мастер натюрморта и техники обманки.

О жизни художника сохранилось мало сведений. Гисбрехтс родился в Антверпене предположительно после 1630 г.

Около 1660 г. Гисбрехтс был зачислен в антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки.

С 1668 по 1672 г. жил в Копенгагене, будучи придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс

С тех пор художники, граверы и иллюстраторы упивались возможностью одурачить своих зрителей этим умным эффектом, играя с перспективой, размывая границу между реальным и подделкой.

Карл Hoverberg, Ливрусткаммарен. CC BY-SA.

Тромлей или обман зрения – технический прием и направление в современной живописи, основанное на эффектах оптических иллюзий. Цель обманки – создать эффект пространства и объема на плоской поверхности или на нескольких поверхностях, которые под определенным углом рассмотрения складываются в трехмерные картины.

История развития

Впервые обманки использовали во времена Древнего Рима и Греции. Наиболее распространенные иллюзии – реалистичное изображение окна, алькова, двери, атриума на плоской поверхности стены. Обман зрения использовали с целью визуально расширить пространство комнаты. Верх искусства при использовании техники «тромплей» — создание максимально правдоподобной иллюзии. Одним из величайших представителей направления в Греции был Зевксис. Реалистичные обманки на стенах не позволяли усомниться в существовании изображенного предмета, даже при внимательном рассмотрении с близкого расстояния.



Вверх