Некоммерческие партнерства. Некоммерческие партнерства: устав, состав, виды

Некоммерческое партнерство (НКП) - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Некоммерческое партнерство может быть создано в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Члены некоммерческого партнерства передают в собственность организации имущество, необходимое для осуществления уставных целей. Некоммерческое партнерство становится собственником переданного ему членами партнерства имущества, а также имущества, приобретенного на членские взносы. Имущество, переданное партнерству в собственность при его учреждении или впоследствии как дополнительный вклад в имущественную базу партнерства (или его стоимость), при выходе участника из партнерства (если иное не установлено в Уставе или учредительном договоре) подлежит возврату вышедшему участнику. Имущество, составляющее членские взносы участников, при выходе из партнерства не возвращается выходящему участнику.

Как и любая другая некоммерческая организация, некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой должны быть направлены на уставные цели партнерства.

Некоммерческое партнерство имеет следующие права:

Оказывать содействие своим членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

Осуществлять деятельность, направленную на достижение целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ;

Осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых некоммерческое партнерство создано;

Иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;

Создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством;

Участвовать в хозяйственных обществах (обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах), а также в товариществах на вере в качестве вкладчика;

Создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы для достижения указанных в его уставе целей.

Некоммерческое партнерство несет следующие обязанности:

Иметь самостоятельный баланс или смету;

Вести учет доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности;

Вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством;

Предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами некоммерческого партнерства.

Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Учредительным документом некоммерческого партнерства является Устав. Устав некоммерческого партнерства утверждается его учредителями. Учредители (участники) некоммерческих партнерств вправе заключить учредительный договор. Требования учредительных документов некоммерческого партнерства обязательны для исполнения самим партнерством, его учредителями (участниками).

Права членов некоммерческого партнерства:

Участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

Получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

По своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

Если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

Получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Право выхода участника партнерства из партнерства закон ничем не ограничивает, участник по своему усмотрению решает этот вопрос. Закон не определяет никаких условий выхода из партнерства. Учредительные документы партнерства должны содержать условия и сроки передачи вышедшему участнику причитающегося ему имущества.

Если учредительные документы партнерства не содержат иного или вообще обходят молчанием этот вопрос, тогда, при отсутствии иной нормы закона, участник партнерства обладает правом получить при выходе из партнерства часть имущества партнерства, переданного ему в собственность. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что получить участник партнерства может только то имущество партнерства:

  • O которое передано последнему в собственность;
  • O которое не является членскими взносами;
  • O в пределах стоимости внесенного вклада в имущественную базу партнерства.

Порядок расчетов партнерства с вышедшим участником должен быть определен в учредительных документах партнерства, которые определяют сроки выплаты и форму. Если выйти из партнерства участник может в любое время по своему усмотрению, то получить причитающуюся ему часть имущества партнерства он сможет только по истечении определенного времени, установленного учредительными документами (если учредительные документы вообще допускают это).

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства.

Уставом некоммерческого партнерства может быть предусмотрено наличие следующих органов управления:

  1. Высший орган управления - общее собрание членов некоммерческого партнерства, обязательный орган в некоммерческом партнерстве.

Основная функция высшего органа управления некоммерческим партнерством - обеспечение соблюдения некоммерческим партнерством целей, в интересах которых оно было создано.

Вопросы об изменении Устава некоммерческого партнерства, определении приоритетных направлений деятельности некоммерческого партнерства, принципов формирования и использования его имущества, образовании исполнительных органов некоммерческого партнерства и досрочном прекращении их полномочий, а также вопросы о реорганизации некоммерческого партнерства относятся к исключительной компетенции высшего органа управления.

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законами и Уставом некоммерческого партнерства.

Некоммерческое партнерство не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

2. Постоянно действующий коллегиальный орган управления.

К ведению постоянно действующего коллегиального органа управления может быть отнесено решение следующих вопросов:

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств;

Участие в других организациях.

3. Коллегиальный и/или единоличный исполнительный орган.

Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческого партнерства и подотчетен его высшему органу управления.

К компетенции исполнительного органа некоммерческого партнерства относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других его органов управления, определенную законами и учредительными документами.

Единоличным исполнительным органом партнерства может являться директор, который руководит текущей деятельностью партнерства и решает все вопросы, которые не составляют исключительную компетенцию общего собрания членов партнерства, определенную Уставом.

Он избирается общим собранием членов Партнерства на определенный срок.

Источники формирования имущества некоммерческого партнерства

  • регулярные и единовременные поступления от членов;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Регистрация Некоммерческого партнерства

Учредители некоммерческого партнерства проводят собрание, на котором принимают решение об учреждении некоммерческого партнерства, а также утверждают Устав некоммерческого партнерства. Учредители некоммерческого партнерства могут заключить учредительный договор.

Документами, необходимыми при учреждении некоммерческого партнерства, являются:

Решение учредителей о создании некоммерческого партнерства, которое оформляется в форме протокола собрания учредителей (учредительного собрания).

Устав некоммерческого партнерства.

Учредительный договор некоммерческого партнерства (в случае, если учредители решили его заключить).

Регистрация изменений Некоммерческого партнерства

В процессе деятельности партнерства возникает необходимость сменить сведения, касающиеся тех или иных данных. Изменения могут касаться сведений об адресе, сведений о лице, имеющего право без доверенности действовать от имени партнерства, сведений о видах деятельности, сведений о филиале и представительстве. Также изменения могут касаться сведений содержащихся в Уставе. Для каждого изменения готовится пакет документов и подается в орган осуществляющий регистрация и надзор за некоммерческими организациями.

Реорганизация Некоммерческого партнерства

Реорганизация некоммерческого партнерства может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены законом.

Ликвидация Некоммерческого партнерства

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной (по решению суда).

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Положения учредительных документов должны определить, как следует распорядиться имуществом партнерства после его ликвидации, даже когда учредительные документы подтверждают право участников партнерства на часть его имущества при ликвидации. Вне зависимости от того, закреплено за участниками партнерства это право или нет, учредительные документы должны установить порядок использования имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации некоммерческого партнерства. Если подобные положения отсутствуют в учредительных документах, то решение об использовании оставшегося имущества принимает ликвидационная комиссия в соответствии с законом и передает оставшееся имущество либо некоммерческой организации с такими же целями создания, либо на благотворительные цели.

Прайс-лист на проведение регистрационных действий Некоммерческого партнерства

Обращаем Ваше внимание, что цены на услуги распространяются по г. Москве. В Московской области цены возрастают на 50 %. Цены на регистрацию в других регионах оговариваются непосредственно при личной встрече.

1 сентября начали действовать новые правовые нормы, введены изменения в Гражданский кодексе РФ и ряд федеральных законов. По новым правилам, прекращает существование в качестве формы юрлица понятие «некоммерческое партнерство». Теперь все НП становятся ассоциациями или союзами, а у СРО могут появиться свои герб, гимн и флаг.

«В соответствие с ФЗ № 99 все юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие) разделены на корпорации и унитарные юрлица по признаку наличия или отсутствия членства, - рассказывает Виталий Еремин, председатель комитета НОП, директор по правовым вопросам Института развития гражданского общества. - Корпорациями являются организации, учредители которых обладают правом членства в них и формированием высшего органа. К корпорациям относятся ассоциации и союзы»

Федеральным законом № 99, большинство положений которого вступили в силу с 1 сентября, внесены значительные изменения в главу 4-ю первой части Гражданского кодекса РФ. В этой главе содержится перечень организационно-правовых форм, по которым могут создаваться все юридические лица. Поскольку СРО в сфере строительства создавались ранее по типу некоммерческих партнерств, эта норма касается их напрямую, так как теперь форма НП упразднена. И все некоммерческие партнерства автоматически становятся союзами или ассоциациями.

Законодатель смягчил этот переход тем, что не будет взиматься пошлина за перерегистрацию документов. Учредительные документы, а также названиях некоммерческих партнерств необходимо привести в аналогии с нормами главы 4 ГК РФ при первом их изменении. Смена наименования НП не потребует внесения изменений в правоустанавливающие и другие документы внутреннего пользования. Об этом рассказали юристы Комитета законодательных инициатив и информационно-правового обеспечения НОП на прошедшей международной конференции СРО.

Соответственно, расширены и обязанности членов. В их список входят участие в образовании имущества корпорации, неразглашение конфиденциальной информации, участие в принятии коллегиальных решений, непричинение вреда и обязанность не чинить препятствия в достижении целей создания корпорации.

Отдельная статья закона посвящена вопросам управления корпорацией. Высшим органом, согласно статье 65.3, является общее собрание. Обязательным считается создание исполнительного органа - единоличного или коллегиального.

Не обойдена вниманием законодателей такая важная часть деятельности СРО, как получение дохода. После вступления в силу ФЗ № 99 для союзов и ассоциаций, у которых уставом предусмотрена деятельность, приносящая доход, вменяется обязательное требование иметь достаточное имущество, рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала.

«Согласно пункту один статьи 66.2 в редакции закона № 99 минимальный размер уставных капиталов хозяйственных сообществ определяется законами о них, - комментирует Еремин В. - Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 14 от 8 февраля 1998 года размер уставного капитала должен быть не менее чем десять 10 000 рублей. Следовательно, рыночная стоимость имущества ассоциации должна составлять не менее 10 тысяч рублей».В связи с вступлением в силу ФЗ № 99 актуальным также стал вопрос о возможности передачи членства. Законом такое отчуждение считается возможным при реорганизации члена ассоциации.

Правоведы также информируют все СРО, что вступление в силу с 1 августа этого года ФЗ № 236 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам символики некоммерческих организаций» НП саморегулируем организация имеют право предоставлять не только эмблему, но и герб, а также другие геральдические знаки. Кроме этого, теперь некоммерческие организации могут заиметь свой гимн и флаг. Главное, чтобы их содержание в уставных документах. А также их символы надо будет зарегистрировать в соответствии с нормами, прописанными приказом Минюста № 10 от 1 февраля 2012 года о госрегистрации эмблем и символики некоммерческих объединений.

Изменения гражданского законодательства также затронули правовое положении регулировании заказов. Закон о внесении изменений в ГК по этой части вступил в силу годом раньше - 1 сентября 2013 года. Были изменены статьи 4 и 5 первой части и статья 1153 третьей части ГК.

«Теперь членам СРО надо помнить, что заказ, нарушающий требования закона или иного правового акта, является оспоримой, а не ничтожной, - говорит Виталий Еремин. - Ранее действовало противоположное правило».

В ГК введена глава 9.1, посвященная решениям общих собраний. В ней устанавливается общий порядок их проведения и принятия решений. Регламентированы требования к протоколу.

Для того чтобы членам СРО было легче ориентироваться в новых нормах, юристы ИГРО проводят семинары и выпускают методические указания. Правоведы пока не дают оценки данным нововведениям, полагая, что время и правоприменительная практика покажут, насколько они эффективны.

Правовое положение

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что некоммерческие организации, в том числе и некоммерческие партнерства , могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке.

Некоммерческое партнерство должно иметь самостоятельный баланс или смету, создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческого партнерства, вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Некоммерческое партнерство имеет печать с полным наименованием на русском языке, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредители и члены некоммерческого партнерства

Согласно статье 15 Федерального закона № 7-ФЗ учредителями некоммерческого партнерства могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Учредителями и членами некоммерческого партнерства могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 указанной статьи Федерального закона не может быть учредителем или членом некоммерческого партнерства :

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

Лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

Общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона № 7-ФЗ число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено. В то же время, некоммерческое партнерство не может быть учреждено одним лицом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ члены некоммерческого партнерства вправе:

Участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

Получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

По своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

Если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

Получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Учредительные документы некоммерческого партнерства

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 7-ФЗ учредительным документом некоммерческого партнерства является утвержденный учредителями устав.

В уставе должны определяться наименование некоммерческого партнерства, содержащее указание на характер его деятельности, организационно-правовая форма - "партнерство", место его нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах (при их наличии), права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческого партнерства и выхода из нее, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческого партнерства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ устав некоммерческого партнерства также должен содержать условия о составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ изменения в устав некоммерческого партнерства вносятся по решению его высшего органа управления.

Учредители некоммерческого партнерства, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ, вправе заключить учредительный договор .

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческое партнерство, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи некоммерческому партнерству своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок выхода учредителей (членов) из его состава.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческого партнерства обязательны для исполнения самим некоммерческим партнерством, его учредителями и членами.

Имущество некоммерческого партнерства

Согласно статье 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что источниками формирования имущества некоммерческого партнерства в денежной и иных формах являются:

Регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов партнерства;

Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

Выручка от реализации товаров, работ, услуг;

Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

Доходы, получаемые от собственности некоммерческого партнерства;

Другие не запрещенные законом поступления.

Порядок регулярных поступлений от учредителей и членов партнерства определяется его учредительными документами.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ полученная некоммерческим партнерством прибыль не подлежит распределению между его членами.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Согласно статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими партнерствами только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческое партнерство может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Реорганизация некоммерческого партнерства

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ реорганизация некоммерческого партнерства может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческое партнерство считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей некоммерческой организации (организаций).

При реорганизации некоммерческого партнерства в форме присоединения к нему другого партнерства первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного партнерства.

Согласно статье 17 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 7-ФЗ решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно.

При преобразовании некоммерческого партнерства к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного некоммерческого партнерства в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация некоммерческого партнерства

Решение о ликвидации некоммерческого партнерства принимается его учредителями или уполномоченным органом партнерства, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии со статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 18-21 Федерального закона № 7-ФЗ порядок и сроки ликвидации.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство может быть ликвидировано в судебном порядке. Заявление в суд о ликвидации некоммерческого партнерства вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченным органом в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом.

Наряду с хозяйственными обществами типа ООО, ОАО или ЗАО в России есть интересная форма сотрудничества граждан - некоммерческое партнерство. Что это такое и в чем особенности подобных структур?

Что это такое

Некоммерческие партнерства (НП или НКП) - это организации, учреждаемые физическими или юридическими лицами для взаимной помощи и объединения ресурсов каждого из учредителей. Данные структуры - подвид некоммерческих организаций (о том, что это такое - чуть позже).

Учреждается НКП без определения конкретных сроков деятельности. Создав такую структуру, можно совместно работать сколько угодно долго. Основной учредительный документ - устав. Вместе с ним может использоваться договор, в котором оговариваются нюансы совместной работы, условия эксплуатации имущества, правила входа в партнерство и выхода из него. НКП - это подвид и НКО (об этом - чуть позже).

Материальная база

Несмотря на то что НКП не направлены на извлечение прибыли, некоторые виды финансовых операций они совершать могут (например, открывать счета в коммерческих банках). В пользование НКП может передаваться имущество членов. По факту передачи оно становится собственностью структуры. Учредители партнерства не обязаны отвечать по обязательствам организации, и наоборот. Имущество структуры формируется за счет добровольных членских взносов, а также доходов от некоторых видов предпринимательской деятельности, но только тех, которые соответствуют целям создания структуры. Например, это производство товаров, купля-продажа ценных бумаг, работа с банковскими депозитами, но при условии, что извлечение прибыли не расходится с целями совместной деятельности учредителей партнерства.

Как зарегистрировать

В отличие от регистрации, например, ООО, некоммерческие партнерства не обязательно должны закрепляться в госреестрах в качестве юридических лиц. Учредителями могут быть граждане в любом статусе. Главное условие регистрации НКП - факт наличия нескольких партнеров (более двух). Максимальное количество членов структуры не ограничено.

Перед регистрацией нужно разработать устав некоммерческого партнерства и составить, если есть желание, учредительный договор. Следующий шаг - поход в налоговую инспекцию по месту прописки членов будущего партнерства. В числе документов, которые должны быть в наличии с собой, - решение учредителей о том, что создается НКП, сведения о желании регистрироваться как юрлицо, устав партнерства и, если есть, договор.

Реорганизация и ликвидация

Члены некоммерческого партнерства могут распустить организацию. Это же может сделать по ряду законных оснований суд. Назначается ликвидационная комиссия, устанавливаются сроки роспуска партнерства и порядок процедуры. Имущество, если учредителям не удастся договориться, распределяется пропорционально взносам. Правда, ни один из членов ликвидируемого партнерства не получит активов на сумму, большую, чем стоимость имущества, которое он вносил на общее дело.Некоммерческие партнерства можно реорганизовать посредством слияний, разделений или присоединений. Также есть вариант с преобразованием этой структуры - например, в фонд, автономное учреждение или в какой-либо вид хозяйственного общества. Важно, чтобы решение о том, что НКП будет преобразовано, поддержали абсолютно все учредители.

Особенности дачных партнерств

Садоводческое или дачное некоммерческое партнерство - один из практических примеров работы структуры, о которой идет речь. Оно существует наряду с другими распространенными формами сотрудничества владельцев шести соток - дачных или садоводческих товариществ. Главное отличие НКП дачного типа от других в разности практического применения законодательства, регулирующего оборот имущества. Недвижимые и движимые активы, которые приобретает на взносы дачное некоммерческое партнерство, становятся собственностью структуры.

В товариществах взносы бывают двух типов - целевые и членские. Имущество, купленное на источники первого типа, приобретает статус Все, что приобретено на членские взносы, принадлежит товариществу. В числе законодательных требований к созданию дачных некоммерческих партнерств можно выделить такие. Во-первых, минимальное число учредителей - три человека. Во-вторых, членами партнерства могут быть только собственники участков, причем только те, кому уже исполнилось 18 лет. В-третьих, цель создания подобной структуры должна иметь некоммерческий характер: например, это может быть взаимный обмен опытом в выращивании овощей, организация кружков по интересам, спортивных состязаний. Предпринимательская составляющая допускается только при том, что прибыль будет направлена на достижение цели (например, приобретение кубка для победителя дачных соревнований по футболу).

Особенности строительных партнерств

Некоммерческое партнерство строителей - другой реальный пример совместной работы граждан. Основной признак таких структур - отсутствие прибыли. Еще одна особенность - регистрация партнерств строителей осуществляется министерством юстиции, а не налоговой инспекцией. В подобных структурах руководящий орган партнерства может быть только коллегиальным (как правило, это собрание учредителей).

По мнению некоторых экспертов, создавать некоммерческие партнерства в сфере строительства целесообразно, если количество членов составляет несколько десятков человек, лучше, если порядка ста. Права и обязанности НКП строительного профиля обычны для аналогичных структур других отраслей - покупать и продавать имущество, достигать социальные, культурные и другие цели, быть ответчиком или истцом в суде, взаимодействовать с органами власти.

Права и обязанности членов партнерства

Основной мотив, который движет людьми, создающими некоммерческое партнерство, - содействие, совместный поиск лучших решений по актуальным вопросам. Вопросы, касающиеся каких-либо взаимных обязательств, при учреждении НКП, как правило, не ставятся. Нет их и по закону. Члены партнерств не отвечают за действия других своих коллег и за возможные обязательства НКП как юрлица перед кредиторами.

В то же время учредители наделены рядом прав. Во-первых, это касается участия в решении ключевых вопросов, в управлении делами организации, ознакомлении с релевантной информацией. Во-вторых, члены партнерства могут в любой момент выйти из организации, получив обратно часть имущественных активов, соразмерных или эквивалентных тем, что они вносили. В-третьих, учредители вправе рассчитывать на долю выручки, если структура вела предпринимательскую деятельность.

Требования к уставу

Устав некоммерческого партнерства - это главный при регистрации данного типа организации. В нем должна быть информация о наименовании структуры, месте нахождения, целях создания. В уставе должны быть отражены сведения об органах управления партнерства, перечень прав и обязанностей учредителей, условия вступления в организацию и выхода из нее, а также источники финансирования и формирования имущественного фонда. В уставе нужно прописывать данные о представительствах НКП в других городах (если таковые есть) и отмечать, какая структура головная, где у управленческой системы, которой обладает некоммерческое партнерство, центр. Также нужно прописывать условия ликвидации и смены правового статуса.

НКП и саморегулируемые организации

Как было сказано выше, в иерархии общественных структур статус, который имеет некоммерческое партнерство, - саморегулируемая организация или СРО. Важно понимать, когда эти два термина можно отождествлять, а когда - нет. Отсутствие у партнеров намерений делать бизнес - главный критерий создания такой структуры, как некоммерческое партнерство. Саморегулируемая организация - более широкое понятие, и в некоторых случаях структура, подходящая под это определение, все же может быть коммерческой. Например, если речь идет об объединении нескольких компаний в сфере ЖКХ, то это будет, скорее всего, консолидация бизнес-структур, которые объединяют усилия с целью обмена опытом в предоставлении своих услуг клиентам, взаимопомощи в доступе к каким-либо технологиям. Цель такой консолидации - сделать фирму более прибыльной. Цель не подходит под специфику такой структуры как некоммерческое партнерство. Таким образом, НКП - это саморегулируемая организация, где нет извлечения прибыли с целью повышения благосостояния учредителей. В свою очередь СРО, в котором люди одной профессии объединяются, чтобы обмениваться знаниями, позволяющими больше зарабатывать и эффективнее вести бизнес, не может считаться некоммерческим партнерством.

НКП как вид НКО

НКП - это не только разновидность СРО, но также и подвид такого явления, как Здесь речь идет о терминологии, применяемой в российских законах. В соответствии с ними НКО - это организации с общественным характером деятельности. То есть предполагается, что результат работы будет полезен всем. НКО регулируются Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях».

Все, что закон предписывает в отношении НКО, в полной мере характерно для НКП, наряду с которыми существуют и иные типы объединений. В числе таковых общественные, религиозные, автономные организации, государственные корпорации, социальные и благотворительные фонды, а также ассоциации (союзы). В некоторых случаях некоммерческими организациями могут быть признаны потребительские кооперативы, ТСЖ, а также территориальные общественные самоуправления. К НКО относятся благотворительные организации и профсоюзы.

Любая некоммерческая организация должна владеть собственным балансом (сметой). Ни одна из НКО не имеет ограничений в сроке деятельности, если они не прописаны в учредительных документах. Некоммерческие организации могут открывать счета в российских и зарубежных банках, иметь собственные печати, штампы, бланки и эмблемы.

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Правовое положение некоммерческих партнерств

В настоящее время к некоммерческим партнерствам (НП) применяются нормы Гражданского кодекса РФ об ассоциациях (союзах), а именно ст. 123 8 —123 11 , а также положения Закона о НКО в части, не противоречащей действующей редакции ГК РФ . В связи с этим далее при упоминании некоммерческого партнерства имеется в виду также ассоциация (союз).

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 123 11 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 123 9 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.
Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 123 11 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.
Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству .

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123 8 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 123 9 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя . В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 3 1 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 3 1 , 3 2 ст. 32 Закона о НКО).
Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ .

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

Налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и 1 » ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов
Уничтожение печати НП
Передача документов НП в государственный архив
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Статья 64 2 ГК РФ, ст. 21 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).



Вверх