Маленький принц тайный смысл. Анализ произведения «Маленький принц» Экзюпери. Путешествие и диалог

В повести – сказке принц, путешествует с астероида на астероид, не переставал удивляться странному миру взрослых. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых по одиночке живут люди. Каждый астероид имеет свой номер от 325 до 330, - как квартиры многоэтажного дома. В этих цифрах намек на боязнь современного мира – разъединение людей, обитавших в соседних квартирах, словно на разных планетах. Встреча с обитателями астероидов становится для Маленького Принца грустным уроком одиночества.

На первом планете жил король, который смотрел на мир, как все короли, очень упрощенно: для них все люди – поданные. Но этого короля постоянно мучил вопрос: если его приказы невыполнимы, то кто будет в этом виноват? Он или я? Поэтому он отдавал, на его взгляд, только разумные приказания. Король успел научить принца, «что себя судить труднее, чем других, но если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты, поистине мудр». Властолюбец любит не подданных, а власть, а поэтому лишен подданных.

На второй планете жил честолюбец, а тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Честолюбец любит не публику, а славу – вот и остается без публики.

На третьей планете – жил пьяница, который сосредоточенно думает о себе, что окончательно запутывается: ему совестно, что он пьет, а пьет он, чтобы забыть, что ему совестно.

Четвертая – принадлежала деловому человеку. Смысл жизни его был в том, что «если ты найдешь что – нибудь, будь это алмаз, остров, идея или даже звезды, и у них нет хозяина, значит это твое». Деловой человек подсчитывает богатства, которыми он не владеет: ведь тот, кто копит лишь для себя, с тем же успехом мог бы подсчитать звезды.

Маленький принц не может понять логику жизни взрослых и приходит к выводу, что «моим вулканам и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы».

И только на пятой планете Маленький принц встречает человека, с которым он хотел бы подружиться. Это фонарщик, которого бы все стали презирать, так как он думает не только о себе. «Но его планета уж очень крохотная. Там нет места для двоих». Но фонарщик работает впустую, поскольку не знает, для кого он работает.

На шестой планете жил географ, который писал толстенные книги. Он был ученый, и для него красота эфемерна. Научные труды никому не нужны. Получается, что без любви к человеку все лишается смысла - и власть, и честь, и совесть, и наука, и труд, и капитал.

Седьмая планета – странная планета Земля. Когда Маленький принц пребывает на Землю, ему становится еще грустнее. Он видит: Земля – «совсем сухая, вся в иглах и соленая», вовсе не домашняя планета. На такой неуютной планете жить бы землянам сплоченной семьей.

Несмотря на то, что на ней насчитывалось множество королей, географов, пьяниц, честолюбивцев, на этой планете пустынно и одиноко Маленькому принцу. Он пытается найти себе друга, но змейке говорит, что «среди людей тоже одиноко», потому что, по словам цветка, «их носит ветер, у них нет корней».

«Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, что ищут, поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую И все напрасно».

Людей так много, что они не могут сойтись вместе, почувствовать себя единым целым. Миллионы людей остаются чужими друг другу, живя в чужом для них мире, – зачем же они живут? Миллионы людей мчатся в скорых поездах – а зачем им спешить? Тысяча людей продают новейшие пилюли для экономии времени, - а зачем экономить время? Ни скорые поезда, ни пилюли не соединяют людей, не приобщают их друг к другу. А без этого планета не станет домом. Скучно на земле принцу, скучная жизнь у Лиса, и оба они ищут друга. Лис знает, как найти друга: надо приручить кого-то к себе. Приручить означает: создать узы. «Если ты меня приручишь, мы станем, нужны друг другу». И Маленький принц понимает, что на его планете остался друг, которому плохо без него, так как нет таких магазинов, где можно купить друга. Будет у тебя друг: ты узнаешь цену счастья.

До встречи с Маленьким принцем Лис только и делал, что боролся за существование: он охотился за курами, охотники охотились на него. Приручившись, Лис смог вырваться из круга одного и того же - нападения и защиты, голода и страха. Самый важный секрет Лис заключил в формулу «зорко одно лишь сердце».

«Зоркое сердце» - означает способность к метафорическому зрению. Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на все, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретает способность видеть сердцем – не только золотые волосы друга, но и золотую пшеницу.

Любовь кому-то одному может быть перенесена на многие вещи в мире: подружившись с Маленьким принцем, Лис полюбит «и шелест колосьев на ветру». В его сознании близкое соединяется с далеким: он откроет мир вокруг и почувствует себя дома – не в своей норе, а на своей планете.

В обжитых местах легко представить планету домом. Но чтобы познать это, нужно попасть в пустыню. Именно там Маленький принц повстречался с летчиком и подружился с ним. Летчик оказался в пустыне не только из–за неисправности своего самолета. Всю предыдущую жизнь он был заколдован пустыней одиночества. Самолет потерпел аварию, и летчик оказался в пустыне совсем один.

Летчик поймет самый важный секрет: «Жизнь имеет смысл, если есть ради кого умереть. Если ты готов отдать жизнь за друга, планету, свой дом».

Пустыня – это не место, где человеку одиноко. Это то место, где он испытывает жажду общения с человечеством, задумывается о смысле жизни и смерти. Пустыня напоминает, что Земля – дом человека.

Люди забыли простую истину, что они в ответе за планету и за тех, кого приручили. Если бы люди понимали это то, наверное, не было бы экономических проблем, не было бы войн.

Сказочные герои Антуана де Сент – Экзюпери оказались умнее людей, у которых нет воображения, которые забыли, когда смотрели на звезды, восхищались цветами, они, по словам принца, превратились в грибы. Кто не в состоянии посмотреть на мир по – новому, тот никогда не сможет его по – настоящему понять. Что бы любить, надо уметь видеть.

Очень часто мы слепы, не прислушиваемся к сердцу, бросаем свой дом, ищем счастья вдали от своих близких и родных.

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что его сказка написана не для забавы, он обращается к нам: всмотритесь внимательно в тех, кто вас окружает. Это и есть ваши друзья. Не теряйте их, берегите.

Писатель раскрывает любовь с неожиданной стороны: "Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении". Эта идея лежит во всей философии Экзюпери. Человечность в людях не умирает, она может быть уснувшей и ждать пробуждения. Именно так пробуждается летчик в «Маленьком принце», постепенно с каждой новой историей принца, он становится снова человеком, ни взрослым и ни ребенком, а Человеком. Маленький принц, хозяин далекой планеты, где можно посмотреть закат много раз подряд, просто передвигая стул, покидает свою планету.

Зачем? Именно в момент расставания с цветком, Роза и Маленький принц понимают, насколько они неправильно любят, и какова на самом деле любовь. Это ребенок, который любит цветок и страдает от капризов цветка.

«Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность». Не так ли ведут себя взрослые и не очень люди, пытаясь завоевать любовь?

При прощании Роза признается Маленькому принцу в любви. Как мы похожи! Мужчины, женщины, взрослые, дети и старики капризничая, обижаясь на окружающих, становящиеся «демонами». И все ради одного «докажи те мне, что вы меня любите». Но разве любовь требует доказательств?

Как понять и главное прожить в истиной любви, которой посвящено столько философий, культурных произведений? Ревность, вытекающая от желания властвовать над «любимым», ненависть, от которой всего один шаг до любви, счастье союза и трагедии непонимания – все это время, потраченное человечеством на «любовь». Сколько же его потеряно? И есть ли действительно счастливый конец у сказок о любви?

Сколько мы теряем времени в поисках ее, хотя могли бы скрасить свое одиночество, если бы действительно смотрели в одну сторону. Совершенно не похожая на человека Роза, и совершенно «не взрослый» мальчик, находят ответ на этот вопрос, быстрее, чем мы. А кому-то на это не хватает даже жизни.

Что же такое любовь? Мальчик, заботится о Розе, она беспомощна, ее надо оберегать – точно так же как мы заботимся о своих детях. Любить это еще и давать свободу, как это сделала роза, когда принц отправился в путешествие. Есть ли у нас примеры такой истинной любви? - На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

Не находят, - согласился я. - А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… - Да, конечно, - согласился я. И Маленький принц сказал: - Но глаза слепы.

Искать надо сердцем.

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы условия для самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Озерницкая ООШ

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

П.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 2013 «Зорко одно лишь сердце»

(«Маленький принц» Сент-Экзюпери)

Цели урока.

  • Образовательная – провести детальный анализ произведения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво данное произведение.
  • Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
  • Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту произведения; увидеть, услышать мир, созданный Сент-Экзюпери в «Маленьком принце», прививать любовь к литературе.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг Сент-Экзюпери; иллюстрации к его произведениям.

Ход урока

Ищите меня в том, что я пишу…

Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дома учащиеся прочитали произведение «Маленький принц».

Слово учителя . Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным человеком, писателем, поэтом, мыслителем, пилотом-профессионалом и его философской сказкой «Маленький принц», которую он написал в 1943 году. В этом году книге Экзюпери исполняется 70 лет. Прежде чем приступить к анализу произведения, мы послушаем сообщения ваших одноклассников о жизни Сент-Экзюпери.

1-й ученик. Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе, в семье графа де Сент-Экзюпери, рано лишился отца и рос под духовным влиянием матери. Разнообразие дарований и интересов, которым была отмечена вся его жизнь, обнаружилось у него с детства. Неистощимый в выдумках и проказах, первый заводила в шумных играх и импровизированных детских маскарадах, он мог часами неподвижно сидеть перед камином и грезить наяву, глядя на огонь. Он рано начал писать стихи, задумчивые и грустные; хорошо рисовал, играл на скрипке. Но самая большая его страсть с детства – техника.

В технике Сент-Экзюпери разбирается не хуже взрослых. Шестилетним малышом, на следующий день после поездки на паровозе, он по памяти нарисовал схему устройства локомотива. А в 12 лет впервые поднимается на самолете в воздух, и это впечатление определит затем его дальнейший жизненный путь.

2-й ученик. В школе Экзюпери – рассеянный ученик, не отличающийся усидчивостью и постоянством в работе. Правда, его сочинения находили, как правило, прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Когда обучение в колледже подходило к концу, Антуана постигла тяжелая утрата – умер его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые раздумья над жизнью.

После смерти брата Антуан остался совсем один и тут впервые понял, что такое дружба. Приятельские отношения с некоторыми из учеников переросли в дружеские, юноша был удивлен и обрадован тому, как много может дать человеку настоящий друг. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое ценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека.

3-й ученик. После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище. Карьера военного моряка была выбрана в духе традиций французской аристократии, к которой по рождению принадлежал Антуан. Поэтому провал на экзаменах, вызванный нежеланием Сент-Экзюпери писать сочинение на предложенную тему, стал не только крахом надежд на блестящую будущность морского офицера, но и усугубил намечавшиеся уже расхождения с окружающей средой.

Пробовал он найти себя и в архитектуре, однако в Академии искусств проучился немногим более года. Решив, что эта профессия не для него, Сент-Экс, как звали его впоследствии товарищи, уходит из высшей школы и подает прошение о зачислении в армию, в военно-воздушные войска.

В 1921 году он был зачислен в истребительную авиацию, затем сдал экзамен на гражданского летчика и с 1922 года начинает работать в различных авиационных кампаниях.

4-й ученик. Последующая его жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!»

31 июля 1944года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание. Долгое время считали его пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документального характера, подтверждающая гибель писателя. В 1986 году «Обществу друзей Сент-Экзюпери» удалось найти очевидца его гибели, которым оказался 15-летний подросток.

Учитель. Ребята, вы познакомились с биографией этого удивительного человека. А сейчас мы поговорим с вами о его сказке «Маленький принц», которую Экзюпери посвятил своему другу – писателю Леону Верту, скрывавшемуся от нацистов во Франции. Иллюстрировал книгу писатель сам. Скажите, ребята, понравилось ли вам произведение «Маленький принц»? Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве?

Ученики. Да, сказка нам очень понравилась, но не все мы поняли из прочитанного. При первом знакомстве хочется выделить детали портрета, поведения Маленького принца. Он небольшого роста, с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый, с «ускользающей душой».

Учитель. Скажите, ребята, кто еще из сказочных героев произвел на вас впечатление и почему?

Ученик. Роза. Она нередко ставит Маленького принца в тупик из-за своего непростого характера. Она красивая, кокетливая, капризная, обидчивая. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то и решился он оставить Розу и уйти. Он отправляется в путешествие.

Учитель. Давайте и мы с вами, ребята, вместе с принцем отправимся в путешествие. Итак, посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. В своих рассказах постарайтесь использовать прием словесного рисования, выразительное чтение отрывков. Какие планеты вам особенно запомнились?

Ученик. На первой планете Маленький принц знакомится с королем, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний. Вместе с тем образ этот несет в себе отпечаток веры французов в просвещенного монарха. «Власть, прежде всего, должна быть разумной» - эти слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем, ибо пронизаны гуманизмом.

Ученик. На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек - он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. На его взгляд, «взрослые – очень странные люди». Писатель показывает, как глупо выглядит тщеславный человек.

Ученик. Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Ученик. Встречает в своих странствиях Маленький принц и «делового человека», занятого бессмысленным подсчетом звезд. Карикатурная фигура этого ничтожества, пытающегося превратить необозримую красоту вселенной в собственность, вводит в сказку мотивы социальной сатиры. Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим везде бесчеловечием. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, потому что «за свою жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал».

Учитель. Ребята, мы с вами вместе с Маленьким принцем совершили путешествие по некоторым планетам, познакомились с его обитателями. Скажите, пожалуйста, что хотел писатель донести до читателей через образы жителей планет?

Ученик. Образы почти всех планет – это воплощение человеческих пороков. Они доведены автором до гротеска. Общество бесчеловечных отношений и обесцененных ценностей Экзюпери считал принадлежностью только мира взрослых людей, утративших свою непосредственность. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете. Писатель хотел донести до нас, читателей, что за цифрами доходов, честолюбием, алчностью взрослые забыли о своем призвании.

Ученик. Экзюпери считает, что только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой». «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько зарабатывает у него отец?» И после этого воображают, что они узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом, он стоит сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Учитель. Действительно, в своей сказке Сент-Экзюпери как бы заставляет читателей изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя заставлять генералов порхать как бабочки с цветка на цветок, нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; человек должен отвечать за тех, кого приручил. Все просто и одновременно сложно.

Ученик. На пятой планете принц встречается с фонарщиком, работа которого вызывает у него восхищение: «Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Из всех встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то, что этот взрослый «думает не только о себе». Но ведь мысли автора во многих случаях выражает малыш, а он мечтает подружиться с фонарщиком.

Ученик. Обитающий на шестой планете географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «слишком важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у «которой неплохая репутация».

Учитель. Ребята, я думаю, вы заметили, что путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами (значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). Ребята, обратите внимание на ход мыслей героя, прочитайте этот эпизод и подумайте, чем вызваны горестные слезы малыша («… он лег в траву и заплакал…»). Кто в эту трудную минуту для принца появляется перед ним? Чему он учит принца?

Ученик. В эту трудную минуту для принца перед ним появляется Лис. Он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.

Учитель. Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: «Я бы рад…но у меня мало времени». В возражении Лиса («узнать можно только те вещи, которые приручишь…надо запастись терпением») большая мудрость. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им душу, отдавать самое дорогое – свое время («Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни»). В словах Лиса мы слышим веру самого Экзюпери: познать что-нибудь можно лишь приручая; «приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней, - мы ведь в ответе за всех, кого приручили». И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо знает: его Роза – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.

Какова, ребята, главная мысль сказки?

Ученик. Я считаю, в сказке мудро и ненавязчиво проводится мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу. Не случайно, тот повторяет слова Лиса, «чтобы лучше запомнить». Важно, чтобы их запомнил читатель и не прошел мимо основного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Учитель. Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что наш урок сегодня прошел очень плодотворно, а самое главное – эта замечательная сказка открыла вам главные истины жизни: уметь любить, дружить, заботиться о близких, видеть прекрасное.

А сейчас, ребята, обсудим ваше домашнее задание. Каждый из вас вытянет билет с вопросом, на который вы дома ответите письменно (В чем своеобразие посвящения к сказке? Как вы его понимаете? Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей? Почему Экзюпери так ценит мир детства? В чем вы согласны с автором, что вызывает сомнение? Заслуживает ли доверия человек, спутавший «удава, проглотившего слона», с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? Какой рисунок барашка понравился Маленькому принцу больше всего? Сам рассказчик может ли себе представить этого барашка? Почему? Почему нужно выпалывать первые ростки баобабов? Что вы подразумеваете под этим аллегорическим образом? и др.), а также нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Скажите, ребята, какую роль играют рисунки в произведении?

Ученик. Рисунки как бы вводят в духовную атмосферу книги, помогают лучшему раскрытию внутреннего мира героя и рассказчика.

Учитель. На уроке по возможности можно использовать записи с чтением Я.Смоленского или инсценировку А.Петровой. В конце урока желательно поставить пластинку «Маленький принц» (сл.Н.Добронравова, муз.М.Таривердиева) или «Нежность» (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).

Рефлексия.

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…и т.д. Закончите предложение.


Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братства. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание.

На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. «Хорошо видит только сердце. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души (отдельные, некоторые) всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным »

Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство («Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца), его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Именно в пустыне, вдали от суеты, всецело поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и отшельники спізнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …».

Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» (А. Панфилов)! Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ».

Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Б.Л. Губман отмечает, что в первую очередь, "Маленький принц" - философская сказка, поэтому за на первый взгляд простым сюжетом скрываются глубокие мысли. Автор затрагивает такие вечные темы, как добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть: помогают Антуану в выражении собственных мыслей такие художественные средства, как метафора, иносказание, символы и прочее.

Автор, делая акцент на том, что принц является ребенком, все же дает ему открыть такие истины которые недоступны многим взрослым. Отношения между принцем и Розой намного запутаннее, чем отношения между принцем и принцессой в народной сказке, ведь принц даже жертвует жизнью ради Розы, а на такое не каждый способен.

Анализируя произведения, мы постоянно наталкиваемся на различные романтические черты. Во-первых, это жанр самого произведения - фольклор, ведь его называют "детством человечества", а тема детства в романтических произведениях является одной из главных тем [Губман Б.Л., 1992, с.10].

Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис - человек равен Богу в одном, в том что может развивать собственную идею и реализовывать её, а зло в мире происходит только лишь когда человек забывает об этой истине и начинает жить только ради материальных ценностей, вести потребительский образ жизни, забывая о духовном развитии. Только детская душа и душа художника может сохранить духовное начало и не дать волю злу, поэтому романтики и затрагивали тему детства. Однако, главная трагедия взрослых не в том, что они подчинены материальному миру, а в том что они растеряли свои духовные качества и перестали жить полной жизнью.

1. "Микрозло" - зло внутри определенного человека

2. "Макрозло" - зло вообще. В произведении Антуана оно ассоциировалось с баобабами. Писатель сам иллюстрировал свою сказку и изобразил их уж очень похожими на знак свастики, их корни обтягивали нашу планету. Писатель говорит нам "Берегитесь баобабов!", поскольку деревья вырастут и захватят всю планету, ведь из семени вырастет большой баобаб, как и все взрослые вначале были детьми.

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что взрослые должны постоянно самосовершенствоваться и не забывать про духовные потребности, иначе они станут такими, какими представлены обитатели планет Антуана де Сент-Экзюпери - серой и безликой массой.

Чтобы подробно рассмотреть эту тему, обратимся к другим ученым. Впервые тему личности и толпы в философии выделил немецкий философ-романтик И. Фихте. Он доказал, что все люди делятся на обывателей (толпа) и художников (личность) по их отношению к материальному (зло). Конфликт же между личностью и толпой неразрешим ни в каком случае.

Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет "странными взрослыми", которые никогда не поймут принца, ведь они чужды друг другу. Взрослые не следуют зову сердца, они не пытаются стать личностью. Они живут в собственном мире, где все носят маски, и за ними они никогда не узнают, что такое любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не понятно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснутся. Только Художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Вспомним, еще на планете фонарщика Маленький принц отмечает: "Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. В данном случае принц говорит не о внешней красоте, а о внутренней; любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне красиво.

Рассмотрим эпизод разговора с географом, там затрагивается важная эстетическая тема - эфемерность прекрасного. "Красота недолговечна”, - говорит принц, поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться к окружающим нас вещам и не испортить внутреннюю красоту. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, что имеет внутреннюю природу.

Еще одной важной философской темой, которая раскрыта в сказке Экзюпери, является тема отчужденности, непонимания между взрослыми и детьми, причем в космическом масштабе.

Внутренняя пустота приводит к одиночеству, говорит автор. Человек в большинстве своем судят о людях только по внешней оболочке, совсем не задумываясь об его внутреннем мире, тем самым создавая ошибочное впечатление. Люди становятся одинокими даже когда находятся вместе, они просто не стараются понять друг друга: "Где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея”.

Одна из ключевых философских тем сказки "Маленький принц" - тема бытия. Теория о бытии так же, как и зло, состоит из двух аспектов:

1. Реальное бытие - существование, оно является временным, преходящим;

2. Идеальное бытие - сущность, оно вечное и неизменное. Смысл человеческой жизни по данной теории сводится к тому, чтобы максимально приблизиться к сущности.

"Серьезные люди” (то есть взрослые) с Земли и с планет-астероидов засели в реальном бытии и не стремятся познать вечные истины идеального бытия. В противовес им, естественно, идут принц и автор, которые открыты духовному развитию им дано понять истинную сущность мира. Это тема "зоркости” сердца, умения "видеть” сердцем. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает родную планету в поиске, не зная, что то, что ему нужно находилось совсем рядом, на его планете.

· Символичность в сказке Экзюпери.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны, читатель расшифровывает каждый образ так, как воспринимает лично, поэтому для одного образа значений может быть великое множество. Как упоминает А. Зверев, основными образами в сказке являются Маленький принц, Роза, Лис и пустыня. Далее, уточним, что значит каждый образ:

1. Маленький принц - это символ человека-путешественника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

2. Роза - это символ любви, красоты, женского начала

3. Пустыня - это символ духовной жажды. Она замечательна, потому что в ней таятся источники жизни, найти которые человеку помогает только сердце.

Одна из главных сюжетных линий в сказке - авария, в которую попадает рассказчик, по сути, сказка и родилась в пустыне. Такой элемент довольно-таки непривычен для читателя - мы привыкли к историям, происходящим в лесу, в горах, на берегу моря; в произведении Экзюпери лишь пустыня и звезды, потому что это нестандартная ситуация, а лишь в такое время человек переживает всю свою жизнь, переосмысливает, переоценивает ценности [Зверев А., 1997, с.7]

Рассказчик остается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, поэтому значение этого образа очень важно, оно помогает увидеть то, что скрыто от поверхностного взора.

А. Зверев утверждает, что сущность вышеизложенного сводится к тому, что тема детства с его свежестью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине - "устами младенца глаголет истина".

· Сюжетные линии и особенности композиции сказки.

В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.

Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения - проблеме "отцов" и "детей", к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: "Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать". Эта фраза служит подводкой к последующему развитию темы "отцов" и "детей", к детским воспоминаниям автора. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. А. Коротков подчеркивает, что именно этот рисунок, который летчик всегда носил с собой, помогает установить взаимосвязь между ребенком и взрослым.

Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка, но каждый раз рисунок получается неудачным: то барашек слишком хилый, то слишком старый. "Вот тебе ящик, - говорит рассказчик ребенку, - а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется". Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство, они обрели способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять - вот что сближает мир взрослых и мир детей.

Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. "Маленький принц" - не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжета в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл, новую точку зрения на проблему, находит решение [Коротков А., 1995, с.26].

Начало и конец повести "Маленький принц" имеют отношение к прибытию героя на Землю или к покиданию Земли летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.

Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Автор узнает лишь то, что малыш прилетел с далекой планеты, которая называется "астероид Б-612". Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, "это очень скучная работа". Но у него есть твердое правило: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому, утверждает принц. Так, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для современно быстроразвивающегося мира.М. Филатова акцентирует внимание на том, что создается впечатление, что автор сказки предвидел будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета.

Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы [Филатова М., 1993, с.40].

Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. "Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!" - говорит он летчику. И немного погодя добавляет: "Знаешь. Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце”. Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.

Установившаяся гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в седьмой главе. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да - тогда зачем цветку нужны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечает на вопросы невпопад, раздраженно бросая: "Ты видишь, я занят серьезным делом”. Маленький принц изумлен: "Ты говоришь, как взрослые” и "ничего не понимаешь”, как тот господин "с багровым лицом”, что живет один на своей планете и за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: "Я человек серьезный! Я человек серьезный!. Совсем как ты”. Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно - уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который "в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. "Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно! ”

Ребенок учит взрослого, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя ужасно неловко.

Рассмотрим дальнейшие главы "Маленького принца". Далее следует рассказ о Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Н.И. Соломно утверждает, что роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но "зато она была так прекрасна, что дух захватывало! ”, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала, как мы уже говорили в главе про символичность произведения. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты, но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. "Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас”.

Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. "Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить! ” Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно "увидеть" только сердцем [Соломно Н.И., 1983, с.53].

Малыш деятелен и трудолюбив, он каждое утро поливает Розу, беседует с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки. И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством. По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки [Моруа А., 1970, с.69]. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу - и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение "ложным” идеалам.

Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды, этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Единственный, кто делает свое дело, - это фонарщик: "Вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”, - так рассуждает малыш. Но "верность обычаю” бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

В.А. Смирнова отмечает, что бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести - все это свойства людей, воображающих, что они обладают "здравым смыслом”. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: "Какая странная планета!. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь”.А. Буковская констатирует печальный факт - если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном - их вопросы касаются совершенно несущественного: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? И после этого воображают, что узнали Человека”. Заслуживает ли доверия "здравомыслящий” человек, спутавший "удава, проглотившего слона" с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? И наконец - перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?

Слушая звонкий и печальный голосок Маленького принца, понимаешь, что во "взрослых” людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить! [Буковская А., 1983, с.98].

За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. "Главного глазами не увидишь. Зорко только сердце! ” - утверждает автор.

Не найдя того, что искал малыш на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: "Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что "среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. В.А. Смирнова подчеркивает, что змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда [Смирнова В.А., 1968, с.54].

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: "Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной”, а перед ним "пять тысяч точно таких же цветов”. Выходит, у него была самая обыкновенная роза, какой же он после этого принц. Вот тут-то и приходит на помощь герою Лис.

Н.И. Соломно рассказывает нам, что издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит о людях: "Их носит ветром”. Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о "простых истинах”: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: "Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других." Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ.

А. Буковская отмечает, что любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема "расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.

· Немного о дружбе

О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования - в посвящении. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

"Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. Маленькая героиня из рассказа А. Гайдара "Голубая чашка”. Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ее отец схож с автором. Среди вечной суеты "взрослой” жизни он не вспоминает о человеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, он забывает прислушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькая девочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы [Буковская А., 1983, с.84].

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. "Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Глубокий смысл скрывается в образе планеты, на которую возвращается Маленький принц: это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. "Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он /Маленький принц/. - Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

Б.Л. Губман повторяет, что "Маленький принц" - это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство находится где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей [Губман Б.Л., 1992, с.11].

Н.П. Кубарева же отмечает, что в древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, однако не все могут их отыскать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения. [Кубарева Н.П., 1999, с.107].

Подведение итогов исследования

За время, которое летчик и принц - взрослый и ребенок - провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и раскрыли собственный с другой стороны.

Мы уже говорили о жанровых особенностях повести в начальной части нашего исследования. В итоге стоит отметить и выделить следующее: "Маленький принц" - это не традиционный и общепринятый, знакомый нам всем вид сказки-притчи. Это приспособленный к современности вариант. В подтверждение этому являются многочисленные детали, образы и намеки, взятые из реалий общественной жизни XX века.

В произведении очень богатый язык, писатель использует множество средств выразительности, больше всего поражают свежие метафоры. Он естественен и выразителен: "смех, точно родник в пустыне”, "пятьсот миллионов бубенцов”, казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл. Язык Экзюпери полон воспоминаний о жизни, о мире и о детстве; он содержит весьма парадоксальные сочетания слов, что придает оригинальности данному произведению.

Стиль и особая, не похожая ни на что манера Сент-Экзюпери, - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть мир так, как Антуан. В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывает их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он не может обмануть. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится.

Феномен сказки "Маленький принц" в том, что, написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения.

Не все доступное взрослым откроется сразу детям, ведь многие читатели понимают сказку лишь став взрослыми и перечитав её. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни; так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением!



Вверх