Людмила семеняка личная жизнь. Золотой век людмилы семеняки. Взрослая не по годам

БАЛЕТ


Фото Дамир Юсупов

«Лиепа вас обманывает, - сказал мне высокопоставленный чиновник, хорошо знавший артистов Большого театра». - «Что вы! Андрис не может!» - возмутилась я.

В первые за много лет я чувствовала себя любимой, желанной и не хотела ничего слушать. К тому же прозорливый чиновник добивался моего расположения. Но я не поддавалась. Все мои мысли были только о юном романтичном Андрисе. До его появления в театре я не искала романов. После тяжелого развода с первым мужем - Михаилом Лавровским - долгие годы у меня не было счастливых отношений. Боль не отпускала, сидела глубоко внутри... Помогал балет - и потом, и всегда.

В тот первый вечер Миша пришел с другом, они появились намного позже, чем я. Вошли и сели по обе стороны стола в уставленной старинной мебелью гостиной. «Жених» время от времени бросал на меня короткие изучающие взгляды. В двадцать я была хорошенькая - тоненькая и глазастая. Тридцатилетний Лавровский казался мне очень взрослым и прекрасным. Сидела потупив взор, страшно гордясь, что такой человек обратил на меня внимание.

Наверное, это дико звучит, но до свадьбы мы встретились с Мишей еще всего два раза. В первый - чинно прогуливались по Серебряному Бору. А потом Лавровский пришел в Концертный зал имени Чайковского посмотреть, как я танцую. В темноте кулис, немного смущаясь, он произнес: «Прошу тебя выйти за меня замуж».

Развод с Мишей происходил на глазах всего театра. Многие мне молчаливо сочувствовали, но были и злопыхатели. Однажды пришла в класс. Глаза и так на мокром месте, а один коллега еще неудачно пошутил, бросил что-то
едкое. Я не выдержала и, чтобы при всех не разрыдаться, выскочила вон. Саша одернул шутника: «Как тебе не стыдно?» Мне рассказали об этом. Я считала Годунова отстраненным, неприступным. Но на его сочувствие сердце отозвалось теплотой. И взглядом, и интонацией я пыталась передать ему свою благодарность хотя бы в простом слове «Здравствуй». Да и воспоминания о том безмолвном флирте в Серебряном Бору не оставляли меня. Взаимная симпатия и нежность усиливались с каждым днем. В поездках мы подолгу разговаривали, повсюду таскали с собой магнитофон - обожали слушать Высоцкого. Мы были настроены на одну волну, говорили, думали об одном, одинаково смотрели на проблемы театра. Это была дружба, без которой мы в тот момент не могли обойтись.

Я сдерживалась изо всех сил, чтобы между нами ничего не произошло. Но судьба, хочешь ты того или нет, настигает. Хоть Саша и был женат, взаимное притяжение перебороть мы не смогли. И все-таки не постель, а родство душ притягивало нас. Саша поддержал меня, спас от одиночества и чувства ненужности. Он был чудесным, по-рыцарски красивым и мощным человеком, с обостренным чувством справедливости и нравственным стержнем, мятущимся, как Прометей. Помню, когда я жила в Серебряном Бору, он присылал телеграммы, в которых обращался ко мне на «вы»: «Как вы себя чувствуете? Берегите себя. Вы так молоды». Очень трогательно.

Саша с иронией относился к правительственным концертам, но деваться некуда - работать надо. Помню, Игорь Моисеев поставил номер «На катке», его артисты танцевали прекрасно, но комиссия поручила выступить в Кремлевском дворце нам с Сашей, да еще обязала Годунова надеть шапочку с помпончиком. Он сопротивлялся, пока я не сказала: «Саш, ну что тебе стоит? Надевай, посмеемся вместе».

Эта шапка до сих пор хранится у меня, подписанная Сашей: «Люде на память».

Никто не знал о нашем романе. Годунов никогда не бывал у меня дома, ведь он - чужой муж. Правда, однажды едва не решился сказать о нашей любви публично, он по натуре был человеком очень честным. Знаю, что его остановило. Он не любил меня настолько глубоко, чтобы решиться на такой шаг. Настоящее чувство связывало его только с женой.

Думаю, уже тогда он думал о том, чтобы остаться на Западе, и понимал, к
каким это может привести последствиям, как скажется на всех, кто был к нему близок. Я о его планах даже не догадывалась. Как-то предложила:

Саша, я снимаю фильм, в котором хочу видеть всех своих любимых партнеров. Прошу тебя станцевать со мной па-де-де из «Лебединого озера».

Прости, не могу.

Как же так?! Не может быть, чтобы у тебя не было времени. Что тебе мешает? Вот, оказывается, как ты ко мне относишься!

Ты потом поймешь, как я к тебе отношусь.

«Лиепа вас обманывает, - сказал мне высокопоставленный чиновник, хорошо знавший артистов Большого театра». - «Что вы! Андрис не может!» - возмутилась я.

В первые за много лет я чувствовала себя любимой, желанной и не хотела ничего слушать. К тому же прозорливый чиновник добивался моего расположения. Но я не поддавалась. Все мои мысли были только о юном романтичном Андрисе. До его появления в театре я не искала романов. После тяжелого развода с первым мужем - Михаилом Лавровским - долгие годы у меня не было счастливых отношений.

Фото: Из архива Л. Семеняки

Боль не отпускала, сидела глубоко внутри... Помогал балет - и потом, и всегда.

Моя жизнь в балете началась с павильона, примыкающего ко Дворцу пионеров имени Жданова в Ленинграде. В царское время там держали придворных лошадей, а в советское разместили кружки детского творчества. В первый раз оказавшись во дворце, я с замиранием сердца разглядывала роскошное помещение, украшенное золотой лепниной и зеркалами. Больше всего понравились выставленные в витринах куклы, сшитые детскими руками.

Чем бы ты хотела заниматься? - обратилась ко мне директор.

Хочу делать таких кукол!

Не слушайте ее, - вмешалась мама, - она танцует с утра до ночи.

В девять лет поступать в хореографический кружок поздновато. Но я была такая маленькая и хрупкая, что для меня сделали исключение. Ученицам сшили сарафаны в точности как у девочек из Императорской балетной школы. Такие же носили и Ваганова, и Анна Павлова. Никогда не забуду, как в один из вечеров нам разрешили примерить настоящие балетные пачки. Они пахли потрясающе - смесью пудры и нафталина. Этот театральный запах навсегда остался для меня самым желанным.

Мы жили далеко от центра, но мама каждый день мужественно возила меня на занятия. Однажды вечером бежали с ней по мосту, который уже начали разводить. Неслись со всех ног, в унисон сделав жете через расходящийся пролет, - неизвестно, что было страшнее: перспектива упасть в воду или остаться ночевать на улице.

На следующий год я самостоятельно отправилась поступать в Вагановское училище.


Фото: Из архива Л. Семеняки Завтра в Большом театре спектакль в честь великой балерины

19 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы. Круглой дате посвятят спектакль «Лебединое озеро»: в 1972 году в главной роли — Одетты-Одиллии — Семеняка дебютировала на сцене Большого. На сей раз Одеттой-Одиллией предстанет Светлана Захарова, а принца Зигфрида впервые в спектакле Большого будет танцевать американский премьер Дэвид Холберг.

«Галина Уланова и Юрий Григорович заметили меня, еще ученицу ленинградской вагановской школы, на всесоюзном отборе к Первому Международному конкурсу артистов балета в Москве, который стал событием для всего мира, — рассказывает Людмила Ивановна о начале своего творческого пути. — После победы на этом конкурсе возникла возможность пригласить меня в Большой. Принцем Зигфридом в моем дебютном „Лебедином озере“ был сам Николай Фадеечев, партнер Улановой.

Трудно сравнить с чем-либо-то счастье, которое я испытала, когда после спектакля вся труппа осталась на сцене и приветствовала меня аплодисментами: я сдала экзамен на балерину, меня приняли коллеги! И еще было огромное личное счастье — брак с выдающимся танцовщиком Михаилом Лавровским. Я вошла в Большой театр и в семью, которая создавала его историю. А Галина Сергеевна, для которой творил Мишин отец, выдающийся балетмейстер Леонид Лавровский, стала моим учителем».

За тридцать лет исполнительской карьеры Людмила Семеняка завоевала признание во всем мире, как разноплановая балерина, соединившая образцовый петербургский академизм, владение разными стилями современной хореографии, выдающееся актерское мастерство.

Она исполнила все ведущие классические партии: Аврору в «Спящей красавице» и Раймонду, Одетту-Одиллию, Жизель, Сильфиду, Китри в «Дон Кихоте», Никию в «Баядерке» и другие. Семеняка — единственная балерина, танцевавшая главные роли во всех балетах Юрия Григоровича. А наряду с этим в ее репертуар входило множество постановок лучших отечественных и зарубежных балетмейстеров.

Сегодня Людмила Семеняка — мастер энциклопедической широты профессиональных умений. Она могла бы свободно подписаться под знаменитым выражением Джулии Ламберт из романа Моэма «Театр», применив его к своему виду искусства: «Чего я не знаю о танце, того и знать не нужно». Но только она никогда такое не подпишет: останавливаться на достигнутом — не в характере Семеняки. Доказательство тому — хотя бы недавние ее работы как балетмейстера-постановщика.

В Астрахани Семеняка поставила собственную версию балета «Бахчисарайский фонтан» — к 100-летию его создателя и уроженца города, хореографа Ростислава Захарова, у которого она училась на балетмейстерском факультете ГИТИСа. Она не просто сочинила танцы, стилизуя манеру Захарова, но создала новую композицию спектакля со стремительно развивающимся действием. Эпизоды польского бала, нападения татарских войск, танцы жен в гареме сменяют друг друга, запоминаясь яркими пластическими решениями.

В екатеринбургской постановке «Жизели» она выступила не только редактором классического шедевра, но и автором костюмов.

А самым впечатляющим открытием Семеняки стала ее авторская версия «Лебединого озера» в Екатеринбурге с небанальной трактовкой сюжета и новыми танцами. Действие спектакля разворачивается в замке мрачного рыцаря Ротбарта, вассала Владетельной принцессы, прибывающей к нему в гости вместе с сыном, принцем Зигфридом. Преображение замка в озеро и развитие отношений Зигфрида и Одетты представлены как история поиска духовных истин, которые герой не осознает, даже видя в упор, и может обрести, лишь пройдя психологические испытания.

В динамичное, лишенное отвлекающих подробностей действие вписались знаменитые танцы лебедей в хореографии Льва Иванова, па-де де Одиллии и Зигфрида в хореографии Мариуса Петипы и две вариации Александра Горского. Остальное Семеняка сочинила сама. Ее танцы, составленные из простых элегантных движений, отличаются музыкальностью, стройностью композиции и выразительностью комбинаций. Кульминацией спектакля стал поставленный Семенякой дуэт героев в четвертом действии, близкий по своей трагической безысходности к заключительной сцене Татьяны и Онегина. Принц готов искупить невольное предательство, но даже понимание и прощение героини уже не могут изменить роковую ситуацию.

Однако главное дело Семеняки — ее труд в качестве педагога Большого театра на протяжении последних десяти лет. Наиболее интересно это проявляется в работе со Светланой Захаровой, о которой Людмила Ивановна говорит: «Светлана подобна драгоценной скрипке Страдивари. Она наделена даром красоты, которую вносит в каждую линию и позу». Вместе с тем о каждой из своих подопечных Семеняка готова рассказывать бесконечно. Это артистки разных поколений и положения в труппе: Елена Андриенко, Анастасия Горячева, Анна Никулина, Анастасия Меськова, Евгения Образцова, Виктория Осипова, Маргарита Шрайнер.

«Молодым необходимо много внимания и участия, но при этом иногда нужно вовремя оставить их в покое, — замечает Людмила Ивановна. — Все, с кем я работаю, для меня прежде всего коллеги. И я стараюсь остаться для них коллегой, не навязывать своих знаний, а открывать новое в себе и в них. Мои ученицы — яркие самостоятельные личности, я и не ждала встреч с другими. Благодарна судьбе за то, что она свела меня с людьми, которые хорошо меня понимают».

Мнения

Юрий Григорович, б алетмейстер:

— Людмила Семеняка, балерина ленинградской школы, появилась в Москве, в Большом балете в радостную пору его истории — и появилась так естественно, что, казалось, она здесь была всегда. Так появляются на балу, предъявляя себя, свою юность и чистоту высшему обществу.

К ее появлению «на балу» было все готово — был репертуар, который она опять-таки с радостным интересом приняла и быстро освоила. Был благодарный зритель, встречавший достойные имена с бурным восторгом и быстро отозвавшийся на ее приход. Была труппа сверходаренных артистов и педагогов, у которой можно было многому научиться.

Семеняка как настоящая принцесса приняла все эти дары, но не стала капризной «принцессой на горошине». Ее вклад в искусство Большого балета несомненен — она обогатила его своей гармоничной природой, для балета созданной, своим ощущением цветущей красоты и одновременно ее хрупкости. Ей удавалось именно это сочетание. Им окрашивались в ее исполнении сказки («Спящая красавица», «Щелкунчик»), трагедии («Спартак», «Ромео и Джульетта»), романтическая драма («Жизель»), легенды («Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Раймонда»), комедия («Любовью за любовь»), современная история («Ангара»). Повсюду она хотела быть носительницей гармонии, и ее героини стремились эту гармонию сохранить. Может быть, это и есть ее тема, с которой она прожила на сцене Большого театра и носительницей которой осталась.

Михаил Лавровский, т анцовщик Большого театра, бывший супруг Семеняки:

— Блистательная балерина, звезда, которая в 70-е затмила всех! Обладает потрясающей ленинградской школой. И фигурка замечательная — просто фарфоровая статуэтка. С изумительной техникой. Настоящая представительница русской классической школы. Помню, как они с Михаилом Барышниковым в чисто классической манере танцевали па-де-де из «Дон Кихота»: она еще ученица училища, а он уже танцовщик. Они идеально подходили друг другу по эмоции, по трактовке танца.

Впервые я ее увидел в номере «Мы», который был идеально для нее сделан Генрихом Майоровым: просто шедевр! Мы тогда смотрели концерт вместе с Юрием Владимировым, нашим великим танцовщиком, и были оба поражены. Потом Людмила долго не могла от этого номера отделаться, все ее видели только в нем. Она обижалась, но у каждого своя стезя. Принцесса Флорина в «Спящей красавице», сама Спящая красавица, когда Людочка уже до нее дозрела, — вот это ее настоящие роли.

Я сам для нее потом поставил «Рапсодию» Листа — одну из моих лучших, я считаю, вещей. Но потом мы разошлись, и ей, естественно, было не до меня.

Недавно я видел ее по телевизору. Прекрасно говорит о балете, точно чувствует. Молодец.

Семеняка Людмила Ивановна

Артистка балета, педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (25.05.1976).
Народная артистка РСФСР (5.01.1982).
Народная артистка СССР (27.08.1986).

Танцевальные способности и артистизм Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне - Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена). В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.
В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в «Медном всаднике», Амура в «Дон Кихоте», принцессы Флорины в «Спящей красавице», па-де-труа в «Лебедином озере» и занималась под руководством Ирины Колпаковой.
В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра Лебединое озеро на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное влияние на творчество балерины. Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах. В Большом театре выступала с 1972 по 1998 года (в 1972–1992 - в штате, в 1992-98 по контракту).

Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передает Семеняке роль Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В ее репертуар входят Девушка («Видение розы», хореограф М. Фокин), центральные партии в балетах «Серенада» и «Тема с вариациями» (хореограф Дж. Баланчин), Фанни Черрито («Падекатр», хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран-па из балета М. Петипа «Пахита», «Лебедь» (хореограф М. Фокин), па-де-де «Лето» (хореограф К. МакМиллан), Дама сердца в «Фантазии на тему Казановы» (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке «Ромео и Джульетты» хореографа Леонида Лавровского.

Среди наиболее значительных зарубежных выступлений балерины вне труппы Большого театра: Жизель (1977, «Жизель» Берлинская государственная опера), Одетта-Одиллия (1977, «Лебединое озеро» Венгерская государственная опера, Будапешт), участие в юбилейном вечере Галины Улановой (1981, «Hommage a Oulanova», Зал «Плейель», Париж), Одетта–Одиллия (1982, «Лебединое озеро», ред. Н. Г. Конюс, Шведская королевская опера), выступление в гала-концерте, предварявшем встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Вашингтоне (1987, «Кеннеди-центр»), Принцесса Аврора (1989, «Спящая красавица», балетм. М. Петипа, ред. К. Макмиллана, Американский балетный театр на сцене «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), Одетта-Одиллия (1990, «Лебединое озеро», ред. Р. Х. Нуреева, Парижская опера).
Выступления в театре «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина): «Вечер Чайковского» (1984), 2-й акт «Лебединого озера», 3-й акт «Спящей красавицы», 3-й акт «Щелкунчика»), в балетах «Жизель» (1984), «Лебединое озеро» (1988), «Спящая красавица» (1990, балетм. М. Петипа, ред. К. Макмиллана), «Баядерка» (1992, балетм. М. Петипа, ред. Н. Р. Макаровой, Семеняка - участница премьерного спектакля).
В 1990–1991 годах работала по контракту в труппе Английского национального балета, где исполняла партии: Золушка (1990), Мари (1990, «Щелкунчик», балетмейстер Б. Стивенсон), Девушка (1991, «Видение розы», хореография Фокина, балетмейстер Н. Берёзов), «Вальсы» на музыку Я. Сибелиуса (1991, балетмейстер В. Небрада), и в труппе Шотландского национального балета, где исполнила партию Принцессы Авроры (1990, «Спящая красавица», ред. Г. М. Самсовой).

Людмила Семеняка стояла у истоков возрождения благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и правительства СССР провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт «Приглашает Людмила Семеняка» в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра, Семеняка впервые в России представила фрагменты спектаклей «Сильвия» Л. Делиба (балетм. Дж. Баланчин) и «В поисках утраченного времени» на музыку Г. Форе (балетмейстер Р. Пети), а также па-де-де из балета «Эсмеральда» (ред. Дж. Гилпин и Н. Берёзов). В том же 1989 году Семеняка выступила организатором и участником благотворительных гала-концертов звёзд мирового балета в Нью-Орлеане, Брюсселе и городах Израиля.

В 1999 году дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.

В 2000–2004 годах выступала как драматическая актриса в Московском театре «Школа современной пьесы» в ролях Полины Андреевны (2000, «Чайка» А.П.Чехова) и Леры (2001, «Прекрасное лекарство от тоски» С.И.Злотникова; оба - реж. И.Л.Райхельгауз, балетм. М.Л.Лавровский).

С 2002 года - педагог-репетитор Большого театра. Готовит партии с солистками и артистками балета: Е. А. Андриенко, А. В. Горячевой, С. Ю. Захаровой, Е. А. Казаковой, Е. Образцовой, А. В. Меськовой, В. А. Осиповой, Д. Е. Хохловой, М. Шрайнер.

Член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), имени Григоровича «Фуэте Артека» (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (ежегодно с 2000, Япония), международного приза «Бенуа де ла данс» (2000), 10-го (2005) и 11-го (2009) Международных конкурсов артистов балета и хореографов (Москва), Международного конкурса артистов балета (Астана, 2010).

Была замужем за Михаилом Лавровским, Андрисом Лиепой.

театральные работы

«Щелкунчик» П. И. Чайковского - Мари
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Одетта-Одиллия
«Жизель» А. Адана - Жизель
«Спящая красавица» П. И. Чайковского - Аврора, принцесса Флорина
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса - Китри, Амур
«Баядерка» Л. Ф. Минкуса - Никия
«Петрушка» И. Ф. Стравинского - Балерина
«Шопениана» Ф. Шопена ― Сильфида
«Раймонда» А. К. Глазунова ― Раймонда
«Сильфида» Х. Левенскьольда ― Сильфида
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева ― Катерина
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева ― Джульетта
«Спартак» А. И. Хачатуряна ― Фригия
«Легенда о любви» А. Д. Меликова ― Ширин
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева ― Анастасия
«Ангара» А. Я. Эшпая - Валентина
«Макбет» К. В. Молчанова ― леди Макбет
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича ― Рита
«Медный всадник» Р. М. Глиэра ― Коломбина
«Любовью за любовь» Т. Хренникова ― Геро, Беатриче
«Сирано де Бержерак» М. Констана ― Роксана
«Преступление и наказание» А. Пярта ― Соня Мармеладова

призы и награды

Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая.
Премия Ленинского комсомола (1976) - за высокое исполнительское мастерство.
Лауреат Первого Международного конкурса артистов балета в Москве (1969, 3-я премия).
Лауреат Шестого Международного балетного конкурса в Варне (1972, 3-я премия).
Лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972, 2-я премия).
Лауреат Первого международного конкурса артистов балета в Токио (1976, 1-я премия).
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1976).
Премия им. Елены Смирновой (1985, Буэнос-Айрес, Аргентина).
Премия «Evening Standart» за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства (1986, Лондон).
Премия «Хрустальная роза Донецка» международного фестиваля «Звёзды мирового балета» (2004, Донецк, Украина).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2008).

«Семеняка — прекрасная классическая балерина. Но дело не только в этом. ее особое, непвторимое обаяние заключается в таланте и умении создать на сцене образ живого человека во всем многообразии его душевных движений, порывов, страстей. Это качество довольно редкое и драгоценное.»
Режиссер и критик Борис Львов-Анохин

Родилась 16 января 1952 г. в Ленинграде и там же окончила хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я.Вагановой). В 1970 г. была принята в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), где репетировала под руководством Ирины Колпаковой и стремительно делала успехи.

Карьера в Большом театре.

Семеняка явила замечательный пример того, как носительница петербургской школы балета может «адаптироваться» к школе московской, соединив в своем танце «чистописание» первой и бравурность второй.
Настоящая ее карьера сложилась в Большом, куда она перешла в 1972 г. Педагогом-репетитором Семеняки стала великая . Впоследствии она также репетировала под руководством , .
В ее репертуаре одна за другой стали появляться центральные партии во всех классических балетах и всех балетах Григоровича, которые шли в то время в театре:

Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А.Мессерера, 1972 г.)
Мари («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, 1972 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1973 г.)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1974г. , а затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича)
Одетта-Одиллия, Венгерская невеста («Лебединое озеро» в редакции Ю. Григоровича, 1976 г.)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1977 г.)
Никия (картина «Тени», «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, 1977 г.)
Принцесса Флорина («Спящая красавица», 1981 г.)
солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1982 г.)
Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1984 г.)
Балерина («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, 1984 г.)
Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, 1974 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна, 1975 г.)
Валентина («Ангара» А. Эшпая, по мотивам пьесы «Иркутская история» А. Арбузова, 1976 г.)
Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, 1977 г.)
Катерина («Каменный цветок» С. Прокофьева, 1979 г.)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, 1984 г.)
Рита («Золотой век» Д. Шостаковича, 1987 г.)
(все поставлены Ю. Григоровичем)

А также главные партии в балетах:
Леди Макбет («Макбет» К. Молчанова, хореография В. Васильева, 1981 г.)
Геро («Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро, по мотивам комедии «Много шума из ничего», 1978 г.)
Роксана («Сирано де Бержерак» М. Констана, хореография Р. Пети, 1988 г.) - первая исполнительница в Большом театре
Беатриче («Любовью за любовь», 1985 г.)
Фанни Черито («Па де катр» на музыку Ц. Пуни, хореография Ж. Перро в редакции А. Долина, 1993 г.)
Дама сердца («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А.Моцарта в постановке М. Лавровского, 1994 г.)

В 2008 г. стала первой исполнительницей партии Марии-Антуанетты в балете «Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского (с использованием хореографии В. Вайнонена).

За пределами Большого театра для нее была создана партия Сони Мармеладовой в балете «Преступление и наказание» на музыку А. Пярта, поставленного Май Мурдмаа в 1990 г. в театре «Эстония» (Таллин).

Она неоднократно выступала с Санкт-Петербургским государственным академическим театром оперы и балета имени М. П.Мусоргского, где в ее репертуар вошла заглавная партия в балете «Сильфида» Х. Левеншелля (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.-М. фон Розен).

Танцевала практически на всех балетных сценах бывшего Советского Союза и много выступала за рубежом - с Большим театром; как приглашенная солистка; как член труппы. Танцевала с нью-йоркским Американским балетным театром (AБT), Парижской оперой (на сцене Гранд-опера), Королевским Шведским балетом, аргентинским театром Колон, Английским национальным балетом, Шотландским национальным балетом и другими труппами.

Знаменитый английский критик Клемент Крисп (в Англии и Аргентине Семеняка была особенно популярна) писал о ней: «Это классический танец во всем его величии и чистоте, соединяющий отточенную технику с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили начало знаменитые петербургские балерины XIX века».

С годами в репертуар Семеняки вошли также и другие балеты и миниатюры, в том числе:
«Видение розы» на музыку К. М. фон Веберна (хореография М. Фокина)
«Серенада» и «Тема с вариациями» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
«Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса (хореография М. Фокин)

В 1997 г. карьеру балерины закончила.

В 2002 г. продолжила свое сотрудничество с Большим театром в качестве педагога-репетитора. Под ее руководством репетируют Светлана Захарова, Дарья Хохлова, Анастасия Меськова, Виктория Якушева и другие артистки.

В московском театре «Школа современной пьесы» играла роль Полины Андреевны в «Чайке» А. Чехова и роль Леры в спектакле «Прекрасное лекарство от тоски» по пьесе С. Злотникова (оба спектакля поставлены художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, второй специально для нее).

Неоднократно давала мастер-классы, принимала участие в работе жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998 г.), в Крыму («Фуэте Артека» им. Григоровича, 1998, 1999 гг.), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999 г.), в Нагое (Япония, ежегодно с 2000 г.), международной программы «Benois de la danse» (Штутгарт, 2000 г.), Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2005, 2009 гг.), Международного конкурса артистов балета в Астане (Казахстан, 2010 г.).

В 1999 г. дебютировала в качестве балетмейстера, подготовив для своего сольного выступления в Концертном зале им. П.И. Чайковского хореографический номер «Из роли в роль» на музыку В.А. Моцарта.

Поставила спектакли: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (2008 г., Астраханский государственный музыкальный театр, собственная хореография; была также автором оригинальной хореографии и дизайна костюмов), «Жизель» (2009 г., Екатеринбургский театр оперы и балета, редакция Л.М. Лавровского; была также автором дизайна костюмов), «Лебединое озеро» (2010 г., была автором новой версии сценария и оригинальной хореографии; с использованием хореографических фрагментов Л. Иванова, М. Петипа, А. Горского), «Жизель» (2015 г., театр Сан-Карло, Неаполь, собственная редакция).

Распечатать



Вверх