Error: не определено #11234. Что вкладывает автор недоросля в понятие. Вот злонравия достойные плоды. Имя и звание

Что вкладывает автор недоросля в понятие. Вот злонравия достойные плоды. Имя и звание

Текст по комедии Д.И. Фонвизина» «Недоросль»

«Вот злонравия достойные плоды».

Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д.И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с со­блюдением всех требований данного направления. Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трёх единств.

Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Проста­ковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам, «людям». Про её жестокость и злонра­вие становится известно в «правительстве», то есть в офици­альных кругах.

Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и само­дурства госпожи.

Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависи­мых от них крепостных.

Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнака­занности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоя­лось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За лю­дей приниматься!», имея в виду своих дворовых.

Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворе­нию своих корыстных интересов.

«Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни.

Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митро­фанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства.

Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием».

Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодар­ность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спро­сить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к просьбам родительницы. «Да от­вяжись, матушка! Как навязалась!» - восклицает он. Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих лю­дей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равно­душно: «По мне, куда велят!»

Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!»

Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в со­циальном устройстве России.

Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отече­ства - задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещён­ного, который «служил России, её интересам, своему народу».

Здесь искали:

  • вот злонравия достойные плоды
  • вот злонравия достойные плоды сочинение
  • сочинение на тему вот злонравия достойные плоды

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.2. Как встре­ча с Пла­то­ном Ка­ра­та­е­вым по­вли­я­ла на ми­ро­воз­зре­ние Пьера Безухова? (По ро­ма­ну Л.Н. Тол­сто­го «Война и мир»)

17.3. В чём за­клю­ча­ет­ся смысл на­зва­ния рас­ска­за М.А. Шо­ло­хо­ва «Судьба человека»?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

Невежество, эгоизм и жестокость Простаковых-Скотининых сформировалась в условиях крепостнической действительности, а воспитание недоросля Митрофана - еще один убедительный пример того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Имена Митрофана, Скотинина, Простаковой стали «бессмертными», а сама комедия Фонвизина «Недоросль» стала важной вехой в истории, русской драматургии. Пороки отрицательных героев автор объясняет их дремучим Невежеством. Так, Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать, более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Не умели грамоте» их предки, «отроду ничего не читывали Скотинины».

Примитивная натура Простаковой особенно ярко раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Автор неоднократно подчеркивает ограниченность Простаковой, неразвитость ее ума. Огромная заслуга Фонвизина состоит в том, что он увидел зависимость поведения, характеров людей от среды, в которой они живут и действуют.

17.2. Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова? (По роману Л.Н. Толсто­го «Война и мир»)

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.

Первых из них – граф, попавший в плен к французам как «поджигатель» и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова. От Каратаева граф набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.

Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, «одобрил бы или не одобрил». Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева.

17.3. В чём заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» был написан в середине пятидесятых годов двадцатого столетия. Это было время пересмотра идеологических установок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления. В частности, стало возможным печатно говорить о людях, которые во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов оказались в плену у гитлеровцев. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. «Судьба человека» - не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.

17.4. Комедия или драма? (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

«Горе от ума» - комедия сатирическая, так как основные несоответствия обусловлены социально. Во-первых, несоответствие внешнего и внутреннего, мыслей и поведения (Молчалин - циник, но внешне угодлив). Во-вторых, индивидуально-психологические несоответствия (гости на балу комичны каждый по-своему: глухая графиня бабушка пытается объясниться с глухим князем Тугоуховским).

Комический эффект создают пародийные образы. Репетилов - пародия на Чацкого (прием «кривое зеркало»).

От действия к действию комизм приобретает все более ощутимый от-тенок сарказма, горькой иронии. Все герои шутят по ходу комедии все меньше и меньше. К финалу Чацкий уже не шутник, высмеивающий все и вся. «Слепец!» - выкрикивает он в отчаянье. Драматический мотив все более нарастает к финалу. Чацкий покидает Москву - общество счастливо избавилось от раздражителя. Так трагикомически заканчивается пьеса.

Д. И. Фонвизин - первый русский драматург-комедиограф, который осмелился во времена жестокого крепостного права поднять вопрос о его безнравственности, развращающей как господ, так и рабов-крестьян. На примере семей Простаковых-Скотининых и их домочадцев он раскрыл губительную суть самодержавия, показал, в какую социально-экономическую и культурную пропасть толкают такие «хозяева» страны государство.

Имя и звание

Среди портретов всех героев особое значение имеет образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль» он представляет молодое поколение дворян, будущий оплот и силу государственной власти, надежду и опору страны. Насколько же отвечает юноша своему высокому назначению? В характеристике героя ключевыми являются два понятия: его имя и трактовка социального положения. Почему назвал его Фонвизин «недоросль Митрофанушка»? Первое слово было достаточно распространено в повседневном обиходе носителей русского языка в то время. Им называли молодых людей дворянского происхождения, которые не достигли ещё 21 года, не были совершеннолетними и не служили, следовательно, на государственной службе. Жили они под опекой родителей, ничем не утруждая себя. Если вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина, то там главный герой получает такое же прозвище. Что касается имени, то расшифровка его значения очень важна для понимания того, что представляет собою образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль», произведении в духе и традициях классицизма, используется приём говорящих имён и фамилий. «Митрофан» - слово греческое, переводится как «являющий свою мать», «похожий на мать». Что это значит, рассмотрим ниже.

«Мой век проходит. Его готовлю в люди»

Так говорит о сыне госпожа Простакова. И, действительно, она буквально из кожи лезет, чтобы обеспечить ему безбедное и счастливое будущее. Счастливое, конечно, со своей точки зрения. Каким же растёт под материнским крылышком да надёжной защитой «мамки» Еремеевны сей дворянский отпрыск? Скажем прямо: это дерзкий, грубый, ленивый эгоист, избалованный, с одной стороны, вседозволенностью своего происхождения и классовых привилегий, и с другой - неразумной, слепой, животной любовью «маменьки». В этом смысле образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» весьма типичен. Огромное количество поместных дворянчиков, подобно ему, проводили праздно время в родительских усадьбах, гоняя голубей, командуя крепостными и пользуясь теми благами, которые можно извлечь из их труда. Фонвизинский персонаж воплощает наиболее отрицательные черты своего класса. Он храбр и нагл с теми, кто беззащитен и бесправен. Оскорбляет Еремеевну, которая растит его как родного. Глумится над учителями, ничего не желая делать, ничем полезным не интересуясь. Даже отца родного презирает и грубит ему. Зато перед теми, кто сильнее, он откровенно трусит. Когда Скотинин хочет побить племянника, тот прячется за старую свою няньку. А уж она орлицей бросается защищать любимого питомца! Характер и образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» говорят сами за себя. Сынок с маменькой отлично дополняют друг друга. Матушка гордится тем, что ни читать, ни писать сын не умеет. И ему советует: не учиться науке математике, не делиться ни с кем, всё себе забирать. Да и география ему тоже не нужна: извозчики довезут! Главную же науку - обирать как липку своих крестьян, «драться да лаяться» - усвоил герой идеально. Подобно матушке, он закатывает рукава, чтобы, чуть только не по его, расправляться с крепостными и дворовыми, которые для него не люди, а вещи или рабочий скот.

«Злонравия достойные плоды»

Мы хорошо помним, какой фразой заканчивается у автора (Д. И. Фонвизин) «Недоросль». в ней как на ладони. Он ради богатого приданого участвовал в затеянном матерью похищении Софьи. А затем, когда Простакова оказывается отлучена от управления имением, лишена власти и ищет сочувствия у сына, тот её просто отталкивает.

Не нужна ему мать. Никто не нужен. Это животное, лишённое даже инстинктивных привязанностей. В этом плане герой даже мать переплюнул. Если она в финале пьесы вызывает жалость и даже некое сочувствие, то он - только презрение и негодование.

К сожалению, актуальна комедия и в наши дни. Недаром не сходит она с подмостков столичных и провинциальных театров!

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Стародум и Правдин

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин . Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин . Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум . А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин . Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум . Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум . Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин . Справедливо. Великий государь дает...

Стародум . Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум . Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин . Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум . Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль» )

В комедии сталкиваются два типа воспитания: «старинное» и новое, послепетровское. В беседе со Стародумом П. простодушно восхищается патриархальной традицией: «Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет» (д. 3, явл. V). Ее идеал - духовный застой («У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой»), не мешающий взятками наживать богатство. В задаче, предложенной Митрофану Цыфирки-

Ным, говорится о дележе денег. П. глубокомысленно замечает:

«Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке» (д. 3, явл. VII). Цыфиркин предлагает другую задачу, в которой речь идет о прибавке жалованья. П. вмешивается снова: «Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота». Дикость П. смешна, но не безобидна. Мечта о 10 000 дохода с имения Софьи рождает план насильного ее брака с Митрофаном.

Другая причина «злонравия» П. - моральное следствие екатерининского закона «О вольности дворян», опубликованного 18 февраля 1762 г. Некогда узаконил обязательную службу дворян, и это стало нравственно-юридическим оправданием для помещиков, имеющих крепостных. Дворянин служил государству и отечеству, крестьянин - дворянину; жестокие помещики должны были подвергаться опекунству. Екатерининский указ формально освободил дворянина от обязанности служить государству; и, хотя государева служба по-прежнему считалась почетным долгом дворянства, делом чести, тем не менее моральное право дворянина на владение крестьянами (при сохранении юридического и фактического прав) становилось сомнительным. В отличие от дворян типа Стародума, Правдина и Милона и в противоречии с формальным смыслом указа, большинство дворянства поняло его в духе П. - как полную, безотчетную над крепостными без каких-либо нравственных, социальных, общественных и иных ограничений. Перефразируя П., дворянин волен, «когда захочет», сделать с крепостным все, что «захочет». «Мастерица толковать указы!» (Стародум), П. «хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие. Она сказала бессмыслицу, и в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля» (Ключевский).

Таким образом, вторая причина «злонравия» П. - превратное представление о «вольности» дворянской, не подчиненной моральным нормам.

В развязке комедии П. повержена. Попытавшись спастись мнимым раскаянием и уже почти добившись успеха, она срывается, решив, что опасность миновала («...я теперь же всех с головы на голову...» - д. 5, явл. IV). Но после объявления Правдина об опеке, наконец, понимает, что лишилась всего. Это закономерно печальная и жалкая участь «старинных людей», пошедших наперекор истории, закосневших в «злонравии», аморальности, бесчеловечии, диких инстинктах и вошедших в непримиримый конфликт с эпохой Петра I и веком Просвещения. Крах П. - поражение всей прежней «системы» воспитания и залог победы новых идей, провозглашенных положительными персонажами. Последние слова П. и вообще последнее явление комедии «стоят», как сказал П. А. Вяземский, «на меже комедии и трагедии». Но с личной трагедией П. связывал грядущее торжество новой нравственности, исключающей «злонравие» из обихода и основанной на пользе отечеству. Пушкину П. казалась «архетипом» русской провинциальной дворянки; мать , выйдя замуж и переехав в деревню, забывает о романтических мечтах и выучивается «супругом, как , управлять».

Софья - племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. - сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София - по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость С. - не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.

Образ С. стоит в центре сюжета. С одной стороны, С. - сирота, и Простаковы воспользовались этим в отсутствие ее опекуна Стародума («Мы, видя, что осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим» - д. 1, явл. V). Известие о приезде Стародума в Москву вызывает настоящую панику в доме Простаковой, которая понимает, что теперь придется расстаться с доходами от имения С. С другой стороны, С. - девушка на выданье, и у нее есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что С. - наследница дядиных 10 000 рублей; и теперь к ней сватается еще и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой.

Скотинин и Митрофан не любят С., а С. не любит их, откровенно презирая и смеясь над обоими. Положительные персонажи группируются вокруг С. и активно содействуют ее освобождению из-

Под мелочной и корыстной опеки Простаковой. По ходу действия рушатся преграды к браку С. с Милоном, а имение Простаковой в результате всей этой истории попадает под опеку властей.

На протяжении комедии характер С. остается неизменным:

Она верна Милону, испытывает искреннее почтение к Стародуму и уважает Правдина. С. умна, она сразу замечает, что Простакова «сделалась ласковою до самой низости» и что она «прочит» ее «в невесты своему сыну» (д. 2, явл. II), насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном), чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»). С. происходит от честных дворян, которые дали ей образование (она читает по-французски сочинение Фенелона о воспитании девиц). Ее простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами (д. 2, явл. V), девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Когда Стародум, еще не зная Милона, хочет выдать С. за некоего молодого человека, С. «смущается» и полагает, что выбор жениха зависит и от ее сердца. Стародум подтверждает мнение С., и она сразу же успокаивается, заявляя о своем «повиновении».

Фонвизин приложил немало усилий, чтобы придать С. живые черты. С этой целью он использовал приемы западной мелодрамы, соединив драматические моменты с чувствительными. Однако в большей мере его интересовало воспитание честного человека, достойного звания дворянина. По молодости лет его героиня нуждалась в опытном руководителе-наставнике. Она вступала в новую, самую, пожалуй, ответственную полосу жизни, и драматург не прошел мимо этого. Природная добродетель С. должна была получить умственную огранку. На пороге свадьбы Стародум дает С. советы, из содержания которых выясняется, как он (и автор «Недоросля») понимает правильное воспитание девиц и женщин.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «Злонравие» в комедии Фонвизина «Недоросль» . И в закладках появилось готовое сочинение.
Вверх