Конспект занятия на тему: «Цирк» в старшей группе. Конспект занятия для детей средней группы «Цирк Занятие в детском саду цирк

Конспект занятия по теме цирк подходит для старшей или подготовительной группы детского сада. Для младших дошкольников он может послужить основой сценария внеклассного мероприятия. Занятие комбинированное, включает в себя и знакомство с литературой, изобразительную деятельность и, конечно, игры.

На занятии дети познакомятся со стихотворением С.Я. Маршака «Цирк», узнают о разных цирковых профессиях, создадут свой нарисованный цирк (групповая работа). И даже попробуют себя в роли дрессировщиков.

Длительность занятия – 35-40 минут.

Материалы занятия могут послужить основой сценария домашнего праздника. Например, тематического «циркового» дня рождения.

Цели и задачи занятия «Цирк» для детей 5-8 лет

  • Познакомить детей со стихотворением С.Я. Маршака «Цирк»;
  • Познакомить детей с разными цирковыми профессиями;
  • Развивать воображение детей;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать эмоциональную сферу;
  • Воспитывать умение общаться с товарищами, работать в группе.

Цирк. Конспект занятия с детьми 5-8 лет

Ход занятия

Вводная беседа

Ребята, скажите, а бывал ли кто-нибудь из вас в цирке? А по телевизору кто смотрел цирковые представления? Понравилось вам в цирке? Вам было в цирке весело? А страшно в цирке бывает?

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Цирк»

Сейчас мы с вами послушаем стихотворение С.Я. Маршака «Цирк»

(текс стихотворения и иллюстрации в приложении 1, в конце сценария).

После прослушивания спрашиваем детей, кто из артистов больше всех понравился? Выслушиваем ответы детей.

Затем предлагаем самим стать немножечко актерами. Показать то, о чем написано в стихотворении. Педагог читает стихотворение по частям, а дети движениями иллюстрирую его. Показывают, как зайцы бьют в тарелки, как дирижирует пингвин, стирает медведь, гладит черепаха и т.д.

Знакомство с цирковыми профессиями

Ребята, в цирке есть много разных профессия. Демонстрируем картинки с разными цирковыми профессиями, спрашиваем детей, знают ли они названия этих занятий. Какие-то ребятам, конечно известны (клоуны, фокусники). Какие-то названия нет. Обсуждаем, чем занимаются те или иные артисты.

Картинки с цирковыми профессиями вы найдете в приложении 2 в конце сценария. Можно демонстрировать их по отдельности или собрать в плакат «Цирковые профессии».

Игра «Дрессировщики»

А теперь, ребята мы с вами поиграем в дрессировщиков. Кто-то из вас станет дрессировщиком, а кто-то львом или медведем. А кто кем будет нам помогут узнать вот эти карточки.

Дети по наугад вытаскивают карточки, на которых нарисованы звери и дрессировщики.

Карточки для игры «Дрессировщики». Конспект занятия «Цирк» для детей 5-8 лет.

Соотношение звери-дрессировщики может быть разным. Один к одному – самый простой вариант. В паре детям дошкольникам работать намного проще, чем в большей группе. Но если проводить занятие в полной группе детского сада, то дети устанут смотреть выступления стольких пар артистов. Поэтому, можно сделать и четыре-пять карточек зверей на одну карточку дрессировщика. Тогда каждый дрессировщик получает группу «своих» зверей – медведей, слоном, обезьянок, львов.

В течение нескольких минут дрессировщик и звери готовят свое выступление. Здесь очень пригодится спортивный инвентарь — обручи, гимнастические палки, мячи. Можно использовать и музыкальные инструменты: бубны, маракасы, барабаны. Если еще и шляпы дрессировщиками выдать – просто красота будет! Педагог направляет, подсказывает, что могут делать на арене звери, как они должны двигаться.

Затем все группы по очереди выступают.

В конце все дрессировщики и звери устраивают парод-але, двигаясь по кругу и делая приветственные жесты. Здесь, если позволяют технические условия, хорошо включить бравурную музыку.

Создание коллективной работы «Наш цирк»

Дети по собственному замыслу рисуют «цирковые» картинки, затем они вырезаются и рисунки наклеиваются на общий коллаж (основа заготавливается заранее). Вдохновением в работе может послужить плакат «Цирковые профессии».

По окончанию работы рассматриваем вместе с детьми получившуюся композицию. Около панно можно провести и обобщающую беседу.

Итоговая часть занятия.

Вспоминаем, чему было посвящено наше занятие, какое стихотворение мы сегодня слушали? А кто его написал? Какие цирковые профессии вы узнаете на рисунках в нашем цирке?

Оборудование для конспекта занятий «Цирк»

  • Текст и иллюстрации к стихотворению С. Маршака «Цирк»
  • Плакат или отдельные иллюстрации разных цирковых профессий
  • Карточки с изображением зверей и дрессировщиков
  • Шляпы для дрессировщиков (по желанию)
  • Обручи, мячи, гимнастические палки, музыкальные инструменты – для выступления дрессировщиков и их зверей.
  • Музыкальные фрагменты для парад-але (по желанию)
  • Основа для коллективной работы «Цирк»
  • Карандаши цветные, бумага формата А4, ножницы, клей

Список использованной литературы:

  1. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001
  4. Маршак. С. Я. Цирк. – М.: АСТ, Астрель, 2000

Приложение к конспекту занятий с детьми 4-8 лет «Цирк»

Приложение 1 к конспекту занятий с детьми 4-8 лет «Цирк». Иллюстрации к стихотворению С.Я. Маршака «Цирк»

1.11,21,31,41,51,61,71,81,91,101,11

для детей среднего возраста (4-5 лет)

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, двигательная, музыка, чтение художественной литературы.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 3 – 4 года.

Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, игры и упражнения под музыку.

Формы организации: группа, подгруппа.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о цирке; закрепить знания детей об артистах, выступающих в цирке; закреплять у детей навыки счета в пределах 5-ти; закреплять у детей представление о цвете; закреплять представление о домашних и диких животных; закрепить умение воспроизводить узор по образцу.

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук; развивать у детей психические процессы: логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность, усидчивость, целеустремленность, воспитывать познавательный интерес; доделывать начатую работу до конца и получать эмоциональное удовлетворение от проделанной работы;

Обогащать словарь детей словами: артист, фокусник, жонглёр, дрессировщик, клоун, цирк

Введение нового слова: арена.

Оборудование и материалы:

Проектор, аудиоматериал, слайд-презентация, баночки с водой (внутри крышка окрашивается в определенный цвет), коробка для фокуса, игрушка, платок, наборы кубики Никитины +карточки с примерами узоров, атрибуты к физминутки: маски-тигрята, обручи, 2 мешочка для клоуна, зонтик.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в наш красивый, нарядный зал. У меня есть для вас что-то очень интересное. Это – зонтик.

Этот зонтик непростой, он волшебный – вон какой!

Ты крутись, крутись, крутись, возле цирка очутись!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где это мы?

Дети: Это цирк!

Воспитатель: А вы любите цирк?

Дети: Да!

Воспитатель: А какое у вас настроение, когда вы находитесь в цирке?

Дети: Веселое, радостное.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто выступает в цирке? Как называют этих людей?

Дети: Артисты.

Воспитатель: А кто знает, как называется сцена, на которой выступают артисты?

Дети: Арена.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с артистами цирка и сами попробуем стать артистами.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно, кто это?

Дети: Фокусник.

Воспитатель: Правильно, фокусник. А что фокусник делает в цирке?

Дети: Показывает фокусы.

Воспитатель: Ребята, я вам открою маленький секрет, я тоже умею показывать фокусы. Хотите я вам покажу?

Дети: Да!

Воспитатель показывает фокус с коробочкой, у нее двойное дно и в нужный момент появляется игрушка.

Воспитатель: Ребята, а хотите, я вас научу показывать фокусы?

Дети: Да!

Воспитатель: Перед вами стоят самые обычные баночки с водой. Вода в них какая?

Дети: Прозрачная.

Воспитатель: А теперь мне понадобится помощник.

Воспитатель приглашает одного ребенка, ребенок берет баночку с водой в руки, воспитатель накрывает ее платочком, говорит «волшебные слова», ребенок встряхивает, вода в баночке окрашивается. Ребенок говорит, какого цвета стала вода. Затем воспитатель накрывает платочком все баночки с прозрачной водой, говорит «волшебные слова», и дети поочередно встряхивают баночки с водой, называя изменившийся цвет. Воспитатель предлагает посчитать, сколько всего баночек с водой окрасились. Затем проводится дидактическая игра «Какого цвета не стало?».

Воспитатель снова обращает внимание детей на экран. На экране появляется жонглер с кубиками.

Воспитатель: Интересно, ребята, а кто это?

Дети: это жонглер.

Воспитатель: Правильно. Он жонглирует разными предметами: кубики, колечки, мячики и др. Ребята, мы тоже с вами умеем играть с кубиками, и не только играть. Но и составлять из них узоры.

Воспитатель предлагает детям кубики Никитина. Проводится дидактическая игра «Составь узор».

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по цирку продолжается, на экране появляется…Ребята, кто это?

Дети: Дрессировщик.

Воспитатель: А что делает дрессировщик в цирке?

Дети: Дрессирует животных.

Воспитатель: А каких животных?

Дети: И диких, и домашних.

Воспитатель: Каких диких животных вы видели в цирке?

Дети (поочередно): слонов, тигров, обезьян и т.д.

Воспитатель: А с какими домашними животными работает дрессировщик?

Дети: С кошками, собаками, лошадками.

Воспитатель: Правильно, ребята, дрессировщик дрессирует как диких, так и домашних животных. А для этого ему просто необходимо огромное терпение и … любовь к животным. А когда животные – артисты выполняют задание, то дрессировщик дает им небольшое угощение: или кусочек мяса, или кусочек морковки, или кусочек сахара – кто что любит.

Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами сейчас превратимся в маленьких тигрят- артистов?

Дети: Да!

Воспитатель: Я сейчас произнесу «волшебные слова»:

Вы, ребятки, покружитесь,

И в тигряток превратитесь!

Воспитатель одевает ребятам шапочки «тигрят» и под музыку проводит физкультминутку.

Воспитатель: А сейчас, мои тигрятки, превратитесь-ка в ребят.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто это так громко смеется в цирке? Кто в цирке самый веселый?

Дети: Клоун.

Воспитатель: Конечно, клоун. А что клоун делает в цирке?

Дети: Веселится, шутит, играет.

Появляется веселый клоун.

Клоун: Здравствуйте, ребята! Я веселый озорной клоун Билли Бом!В цирке я не всегда выступаю один. Со мной мои друзья. Хотите узнать, кто это?

Клоун загадывает загадки про животных:

1. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

2. Маленькие, усатенькие,

Со спинкой полосатенькой.

Бегали, играли,

Перчатки потеряли. (котята)

3. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Зарю любит встречать,

Громко песни распевать. (Петушок)

Клоун: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Воспитатель: Билли Бом, а что у тебя за красивый мешочек?

Клоун: Ой, совсем забыл! Это мешочек не простой, а волшебный. А хотите, чтобы этот мешочек наполнился и стал большим?

Дети: Да!

Клоун проводит фокус с мешочком. В нужный момент появляется полный мешочек.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: А что делают зрители, если им понравилось выступление?

Дети: громко хлопают в ладоши.

Дети хлопают в ладоши.

Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Клоун благодарит детей, раздает угощение и приглашает ребят на настоящее цирковое представление.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться обратно в детский сад. А поможет нам волшебный зонтик.

Вы под зонтик все идите, дружно ручку покрутите.

Ты крутись, крутись, крутись, в детском саде очутись!

Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

Конспект занятия «Цирк, цирк, цирк», посвященное Международному дню цирка 16 апреля, в подготовительной группе для детей с ООП.

Воспитатель Бирюкова Ольга Александровна

Цель: р асширять знания детей о цирке и цирковых профессиях, развивать интерес к цирку.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с артистами цирка.

Расширять и активизировать словарный запас: цирк, клоун, фокусник, акробат, жонглер, дрессировщик.

Воспитывать у детей умение проявлять положительные эмоции, веселиться и доставлять радость своим друзьям;

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, и немного повеселимся! Вы любите веселиться? (ответы детей). А кто знает, где можно повеселиться от души, посмеяться и увидеть много всего интересного и необычного?

Большой и круглый дом стоит

И всех на свете веселит (Цирк)

А кто из вас был в цирке? Вам понравилось? (ответы детей)

Интересно будет узнать, что учредили этот уникальный праздник в 2008 году по решению Всемирной цирковой федерации. Считается, что ещё в конце XVIII века английский наездник Филип Астли придумал нынешнюю арену, а точнее круг диаметром в 13 метров. Тому было простое объяснение - именно в таком отрезке площади лошадям было удобно выполнять цирковые трюки и бегать галопом. (слайд 2)

Сегодня я хочу вас познакомить с артистами, которые работают в цирке. Каких артистов вы знаете? (ответы детей) Хорошо. Давайте разбираться.

Под куполом летает

У ребят над головой

По канату прошагает,

Может выгнуться дугой

Будет прыгать кувыркаться,

Ловко сядет на шпагат

Здесь нетрудно догадаться

Он умелый…(Акробат). (слайд 3)

Акробаты – это такие артисты цирка, которые выполняют сложные номера, используя гибкость своего тела и выносливость.

Летают тарелки,

Тарелки летают

И кто из вас знает,

И кто угадает?

Кто эти тарелки

Летать заставляет? (Жонглер) (слайд 4)

А что нужно, чтобы стать жонглером? (ответы детей) Какие качества должны быть у жонглера?(ответы детей).

Летает как птица,

Высоты не боится.

Под куполом вращается,

На землю возвращается. (Воздушный гимнаст) (слайд 5)

Воздушные гимнасты – артисты этой профессии обладают смелостью, гибкостью и бесстрашием, они выполняют сложные трюки (иногда смертельные) под куполом цирка, держась только за специальные приспособления (ленты, качели, обручи и т.д.)

А кто знает, что такое страховка? (ответы детей)

Да, верно, страховка это тросик, которым гимнасты себя прикрепляют к предмету, на котором они выполняют трюки, чтобы сохранить свою жизнь. Эта профессия может быть и смертельно опасна, бывали случаи, когда гимнасты срывались с высоты и погибали или не могли больше выступать.

В моих руках любой предмет

Как будто заколдован

Вот шарик есть,

А вот уж нет,

Вот появился снова! (Фокусник) (слайд 6)

Как вы думаете, что такое фокусы? А может это волшебство? (ответы детей)

Без клыков и без костей

Приручил царя зверей. (Дрессировщик) (слайд7)

Правильно, ребятки, это дрессировщик, он работает с разными животными. Дрессировщики обычно берут животных еще малышами, заботятся о них, воспитывают, хорошо знают повадки животных и очень любят их. Это очень терпеливые, отважные люди. Представляете, ребята, они не бояться войти в клетку с тиграми, вот какие они смелые люди. Дрессированные животные понимают и любят своего хозяина-друга, выполняют его требования.

Бывает рыжий, бывает белый,

Бывает грустный, бывает смелый.

Он делает что хочет,

А все над ним хохочут. (Клоун) (слайд 8)

Молодцы ребята, а теперь давайте немного разомнемся.

Физминутка.

На арену клоун вышел, кто из вас о нем не слышал?

Поклонился, улыбнулся, потянулся, повернулся,

Он присел, потом привстал, головою покачал.

Мы захлопали в ладоши, значит клоун был хороший!

(дети выполняют движения, повторяя за воспитателем)

Вот, молодцы! Понравилось ребята, вам занятие о цирке? (ответы детей)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

Хорошо, какие мультфильмы или художественные фильмы о цирке или о циркачах вы знаете? (ответы детей)

Давайте вместе посмотрим мультфильм про поросенка Фунтика!

Просмотр мультфильма (обсуждение).

2 занятие о цирке

Художественное творчество: лепка

Цель: изготовление маски клоуна в технике пластилинографии.

Задачи:

Закреплять приемы работы с пластилином;

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;

Продолжать развивать навык использования приемов размазывания и примазывания;

Способствовать развитию изобразительного творчества детей, стремлению радовать близких

Развивать чувство цвета, композиции.

Ход занятия:

Ребята, в прошлый раз мы знакомились с артистами цирка, и самый веселый артист цирка это…(ответы детей) Верно, ребята, это клоун, сегодня мы с вами сделаем клоуна, с помощью разноцветного пластилина.

Удивительный портрет!

Картинка есть, а красок нет!

Не было карандашей и мела,

Вот-так дело!

Сейчас я раздам листочки, на которых мы будем работать! Посмотрите, что нарисовано на листах. Два круга, а что они могут обозначать? (ответы детей)

Один круг – это голова клоуна, а другой, что?

Скажите, ребята, что у клоуна, самое важное?

Дети: НОС.

Верно, без носа, клоун не клоун. А какого цвета у клоуна нос? (ответы детей) Располагайте листок перед собой. Возьмите кусочек пластилина красного цвета, скатываем кружочек и размазываем пластилин по всему «носу».

Затем рисуем цветными карандашами и фломастерами клоуну лицо. Рот, глаза, брови. Подрисуем уши. А что у клоуна на голове?

Дети: парик.

Какого цвета парик у клоуна? (ответы детей)

Правильно ребята, парик у клоуна может быть рыжим, может разноцветным. Мы берем кусочки пластилина ярких цветов, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, малиновый. Скатывает из кусочков колбаски и примазываем их к голове. Получается разноцветный клоунский парик. Назовите своего клоуна, напишите его имя.

Рыжий клоун, рассмеши,
Фокус детям покажи,
В цирк пришли повеселиться,
Посмеяться от души!
Шляпа как сковорода,
Носик как картошка.
Клоун взрослый дядя? Да!
Но, дитя немножко.

В конце занятия портреты вывешиваются на выставку, воспитатель просматривает картины, отмечает интересные находки и сильные стороны каждой работы.

Тема : Как вести себя в цирке?

Цель : закрепить знания о поведении в общественных местах (театре, кино и т. п.); объяснить правила поведения в цирке: до начала представления, во время представления, в антракте; сформировать понимание того, что основной принцип поведения в театре, цирке, кино и в любом общественном месте - это вести себя скромно, не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, никому не причинять беспокойства, не мешать; закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи, скромность в поведении, умение выразить одобрение с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений, недопустимость шалостей в зале, громких криков.

Ход занятия

Ребята, Воронеж - город, богатый культурными ценностями. В нашем городе можно сходить в кино, театр, музей, художественную выставку, цирк, кукольный театр и т.д. Но в каждом общественном месте существуют определенные правила поведения. Вот мы с вами и закрепим эти очень важные правила, когда отправимся все вместе в цирк. Кто желает, присоединяйтесь к нам. Сначала нам нужно взять билеты. Где мы покупаем билеты? (В кассе.)

Я буду кассиром, а вы будете покупать у меня билеты в цирк. Вы можете выбрать номер ряда. Например, ты, Оля, хочешь сидеть в третьем ряду. Что ты мне скажешь? Как ты обратишься к кассиру? Каждый из вас должен подойти к кассе, попросить у кассира билет и расплатиться.

Все покупают билеты.

Билеты у нас в руках. Что указано в билете? (Время начала представления, номер ряда, номер места.)

А можно немножко опоздать? (Нет.)

Почему? (Потому что в темноте трудно найти свое место и будешь мешать зрителям.)

Теперь подходим к цирку. Двери широко распахнуты. В дверях стоит билетер.

Ваши билеты. Проходите, пожалуйста. Раздевайтесь побыстрее.

Дети имитируют движения.

А номерок кто забыл взять? Зачем в гардеробе дают номерок? Можно ли его терять? (ответы детей)

Что нужно сказать гардеробщице, когда она подала номерок? (Спасибо.)

Вот мы и в цирке. Входим в огромное помещение. Как называется это место? (Фойе.)

Что интересного можно увидеть в фойе? (Много людей, на стенах интересные фотографии артистов, афиши, рекламы, аквариумы с рыбками, клетки с птицами, фотостудию, продают цветы, мелкие игрушки, надувные шары, буфет.)

Прозвенел звонок, и мы должны занять свои места в зале. Для чего звенит звонок? (Предупреждает зрителей, что скоро начнется представление.)

Заходим и видим необычный зал - круглый. Как называется сцена в цирке? (Арена.)

Чем зал в цирке необычен? (Высокий, круглый, ступеньки высокие, загородки, канаты, опилки на арене и т. д., а вверху - купол цирка.)

Ребята, под куполом цирка много разных канатов. Для чего они? (Для страховки артистов, для выступления гимнастов, акробатов и т. д.)

А кто вам больше всего нравится в цирке? (Клоуны, воздушные гимнасты, птицы, звери.)

А как называется артист, который обучает собак, львов, медведей, голубей? (Дрессировщик.)

А как называется артист, который виртуозно подкидывает и ловит разные предметы? (Жонглер.)

А как называется артист, который показывает чудеса? (Фокусник.)

Идет веселое представление на арене цирка, и вдруг во время номера раздается чей-то голос: «Бабушка, я пить хочу, дай мне водички!» Или раздается скрипучий шелест фольги от шоколада или шуршание пакетов из- под хрустящих чипсов. Ребята, как вы думаете, допустимо это во время представления? (Нет.)

Почему? (Мешает артистам выступать, мешаем зрителям смотреть, сами пропускаем интересное, надо терпеть, попить и поесть можно в антракте.)

Что запрещается делать во время представления? (Громко говорить, вставать с места, ходить, кормить животных, вертеться, выбегать на арену, чавкать, шуршать фантиками, бросать фантики и обертки от мороженого под кресло и т. д.)

А что же можно делать во время представления? (Смотреть, улыбаться, смеяться, радоваться и обязательно аплодировать.)

Зачем артистам аплодируют? (Это знак благодарности, восхищения, преклонения перед талантом.)

Вот и закончилась первая часть представления, объявили антракт. Кто-то сразу сорвался с места и, не дослушав артиста, побежал занимать место в буфете. Кто-то начал громко разговаривать и кричать. Кто-то стал кататься по перилам широкой лестницы. Кто-то побежал по фойе и чуть не сбил продавца шарами. Вот так по-разному ведут себя дети в антракте. А что же можно делать в антракте? (Походить по фойе, размяться после долгого сидения, сходить спокойно в буфет, в туалет. Если желаешь - сфотографироваться на память с клоуном и зверями, купить какую-нибудь игрушку на память, съесть мороженое и т. д. Не спешить, не бегать. В цирк ходят отдохнуть, развлечься, посмеяться, порадоваться, а не для того, чтобы бегать, есть в буфете и во время представления и т. д.)

Дети, когда пойдете в цирк или театр, не забудьте эти простые правила.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Цирк» (подгрупповое занятие по автоматизации звуков «Р», с использованием ИКТ).

Цель:

  • Автоматизировать звуки «Р», в связной речи.

Задачи:

Коррекционные:

  • закрепление навыка правильного произношения звука «Р», в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • формирование навыка контроля за собственной речью;
  • совершенствовать лексико-грамматические категории.

Развивающие:

  • Развитие ловкости и координации движений;
  • Развитие внимания, памяти, мышления;
  • Развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций;
  • Закрепление в речи различных типов окончаний имён существительных и прилагательных;
  • Активизация словарного запаса по темпе «Цирк»;

Воспитательные:

  • Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения;
  • Воспитание усидчивости, доводить дело до конца.

Оборудование:

  • Компьютер с готовой презентацией; мячи; пазлы; мешочки с предметами; канат; игрушки – слон, попугай, три «тумбы», опорные картинки для пересказа..

Ход занятия.

1) Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в одно очень интересное место. А чтобы узнать куда мы отправимся Вам нужно будет отгадать загадку:

Все глядят на середину.
В середине волшебство.
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела как синица.
Там собачки танцевали
Вы конечно там бывали…
Что это за место?

Мы отправляемся в цирк. И там нас ждет интересное представление.

2) Отработка изолированного произношения звука «Р».

Молодцы. Теперь мы готовы отправиться в цирк. А на чем мы поедем?

Давайте соберём пазлы и узнаем. Маршрутка.

Сели в маршрутку и изобразим звук работающего мотора.

Нам поможет этот колючий шарик. Он похож на деталь мотора.

Положите его на тыльную сторону ладошки и ладошкой другой руки накройте его.

Поехали.

3) Автоматизация звука «Р» в слогах. Вот мы и в цирке.

Представление начинается. Посмотрите – здесь какое-то объявление! (на экране компьютера). Читаем. Вы согласны помогать артистам?

Как вы думаете, кто будет выступать в цирке. Перечисляют.

А у нас первыми будут выступать дрессированные собачки (на экране компьютера). Они знают цифры: произнесут им цифру и собачки лают столько же раз.

На экране вы увидите цифру. Я Вам назову слог, вы его повторите столько же раз, при этом отбивая мячом об пол. ПРЫ РУ КРО РОР

4) Автоматизация звука «Р» в словах.

Отработка навыка словообразования. Теперь на арене выступает Фокусник (на экране компьютера). Что делает фокусник?

А наш фокусник большие предметы превращает в маленькие. Поможем ему?

Я назову предмет и кину мяч. Вы уменьшаете этот предмет и называйте его и кидайте мяч обратно.

Мяч кидаем в пол.

КАРТИНА КОРОБКА КРУГ МАРТЫШКА ГАРМОШКА КАРАНДАШ

5) Автоматизация звука «Р» в словах.

Отработка навыка согласования числительного, прилагательного с существительным.

А вот и жонглёр (на экране компьютера). Что он умеет? –

Он ловко умеет подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.

Он может подбрасывать вверх и ловить что угодно – мячи, обручи, тарелки и даже карандаши с пирамидками.

Давайте поможем жонглёру.

Кто будет первым?

Выбирай себе мешочек.

Доставай предмет. Что это?

Какая (ой) она (он) по цвету? Из мешочков дети достают карандаши и морковку.

Считаем – один красный карандаш, два…

6) Автоматизация звука «Р» в предложении.

Развитие мышления.

А теперь на арене? Клоун (на экране компьютера). Что он делает в цирке?

Смешит людей. И нас он тоже хочет рассмешить.

Он неправильно говорит предложения. Меняет местами слова.

А вы исправьте его. (На экране компьютера картинки с искажённым предложением)

И киньте мне в руки мяч обратно.

7) Отработка навыка слогового анализа.

А это кто? Это акробаты или цирковые гимнасты (на экране компьютера).

Они демонстрируют свою силу и ловкость. Наши гимнасты ходят по канату.

Давайте тоже пройдёмся по канату (на полу канат). Но наша задача не простая.

Нам нужно не просто пройтись, а прошагать слова по канату.

Разделить слово на слоги.

ШАРЫ СОБАЧКИ ДРЕССИРОВЩИК МАРТЫШКА АРЕНА АФИША

9) Отработка навыка звукового анализа.

Представление продолжается, на арену выходит дрессированный слон (на экране компьютера).

Он умеет определять, где находится звук «Р» в слове (в нач., сер. конце слова).

Перед нами три тумбы.

Одна тумба обозначает, что звук «Р» находится в начале слова, другая — в конце, третья — посередине.

Командой для слона будет служить картинка.

Отвечайте полным предложением.

10) Автоматизация звука «Р» в связной речи.

А вот и говорящий попугай (на экране компьютера). Я вам покажу фокус и попугай оказывается с нами.

Его зовут Роберт. Он говорит то, что слышал.

И он всем рассказывает историю одного мальчика, который ходил с родителями в цирк.

Мы эту историю записали в виде картинок.

Послушайте её, а потом попробуйте рассказать, опираясь на эти картинки.

У детей в руке опорные картинки.

Рома с родителями отправился в цирк. В цирке выступали акробаты, жонглёры, дрессировщик, клоун. Акробаты прыгали на канате. Жонглеры ловко подбрасывали и ловили обручи. Клоун смешил Народ. Дрессировщик показывал танец с собачками. Зрители громко аплодировали. Роме и родителям очень понравилось в цирке.

11) Подведение итогов.

Итак, наше представление заканчивается. Артисты прощаются с вами.

Давайте вспомним, какие артисты выступали сегодня (дрессированные собачки, слон, попугай; фокусник, жонглер, акробат, клоун).

А на чем мы приехали в цирк?

Вы молодцы, каждая из Вас заработала много очков и заслужила сюрприз от клоуна.

Романик Н.Л.,
учитель-логопед



Вверх