Из жизни замечательных детей. Из жизни замечательных детей Когда Ньютон был маленьким

Воскобойников Валерий Михайлович - детский писатель и публицист. Родился 1 апреля 1939 года в городе Ленинграде в семье учителей.

Валерий Воскобойников - автор более 60 книг для детей, исторических биографий для детей и взрослых. В. Воскобойников - Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени С. Я. Маршака и премией имени А. С. Грина.

Первая книга (повести и рассказы для детей) вышла в 1965 году.

В 1970-е годы заведовал отделом прозы и поэзии в детском журнале «Костёр», впервые напечатал произведения Юрия Коваля, Василия Аксёнова, Сергея Иванова и других молодых писателей. Многие годы является наставником для молодых детских писателей.
Более 10 лет возглавлял литературное объединение молодых писателей, пишущих для детей, входил в редсовет журнала «Детская литература».

С 1987 года возглавляет секцию детской и юношеской литературы Союза писателей г. Санкт - Петербурга.

В 90-е годы писатель вместе с коллегами реализовал свою идею создания серии «Рассказы о православных святых» для детей младшего школьного возраста. Вышло 16 книг, маленьких повествований по материалам житий и изысканий современных историков: «Николай Чудотворец, святитель Божий» (1993 г.), «Великий князь Владимир, равноапостольный святой» (1994г.), «Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий» (1994 г.) и другие.

С 1998 года - член Совета по детской книге России. Входит в состав жюри Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2007-2008 гг.

В 2002 году вышла «Иллюстрированная Библия для семейного чтения» в пересказе В.М. Воскобойникова. Книга «Современный пересказ Библии для семейного чтения» получила высшую награду «Серебряная литера» на Международном салоне «Невский Книжный Форум - 2003 г.».

За повесть о современных детях «Все будет в порядке» в 2007 году награжден дипломом детского читательского жюри и Национальной премией по детской литературе.

В 2013 году присуждена Международная премия имени П. П. Ершова за серию книг «Жизнь замечательных детей» .

Многие книги автора широко известны за рубежом. Повесть «Тетрадь в красной обложке», опубликованная впервые в 1971 году в Ленинграде, издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга «Остров Безветрия» трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне «Великий врачеватель» по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 1000-летию ученого.


Для школьников младшего возраста Валерий Воскобойников написал интересную и полезную книгу о детстве выдающихся людей «Жизнь замечательных детей» (1999 г.).
Книга посвящена детству А. Македонского, А. Суворова, И. Ньютона, Ч. Чаплина, Петра Первого и др. Не все они в детстве были вундеркиндами, не все отличались талантами с самого рождения, наоборот, их даже считали неспособными, нерадивыми учениками. Однако, постепенно в них раскрылись таланты и великий дар.
За это произведение писатель был удостоен Почетного диплома Международного совета по детской книге (IBBY) с занесением книги в список лучших детских книг мира 2000 года.

Серия книг «Душа России» задумана как живая история. Это книги об Александре Невском и князе Довмонте, князе Владимире, Николае Чудотворце, Сергии Радонежском, Кирилле и Мефодии и др. Прочитав их, дети зримо представят себе важнейшие исторические события.

В. Воскобойников является автором-составителем более десятка популярных энциклопедий для детей и взрослых: «Энциклопедия для девочек», «Православные святые», «Как определить и развить способности ребенка», «Праздники России», «Энциклопедия народной мудрости».

Интересные факты о писателе

В. Воскобойников о выборе профессии:
«Обычно люди сначала учатся читать, причем вслух, а потом уж - писать. Но со мной случилось наоборот. Прожив блокаду в Ленинграде, мы с мамой приехали на Урал, где в госпитале лежал отец, раненый на фронте. Отец скоро опять ушел на фронт, а мама моя стала учительницей русского языка. Мне было четыре года, у меня не было никаких игрушек, но чем-то ведь надо было занять ребенка, который на весь день остается дома один. И мама давала мне газету, карандаш и кусок обоев - их была уйма у соседей, которые сдали нам комнату. Она возвращалась из школы и видела переписанную на чистую сторону обоев огромными буквами статью из газеты. Так я научился писать и решил, что обязательно, как только вырасту, стану писателем. Я тогда думал, что писатели пишут газеты - сколько газет, столько и писателей. А про существование книг я даже не догадывался - их у нас не было».

В. Воскобойников о любимом персонаже:
«Их много. Без увлечения личностью у меня ничего и не пишется. Первое увлечение пришло в 1966 году, когда я узнал чуть о жизни великого врачевателя и ученого Авиценны. Но для того, чтобы написать о нем книгу, я изучил историю и культуру ислама, посетил города, в которых 1000 лет назад жил Авиценна, даже сходил с караваном по пескам Кара Кум...
Одним из моих увлечений стал князь Довмонт Псковский , мудрый и отважный литвин, чужеземец, который тридцать три года управлял Псковом и оборонял русские земли, на радость местным жителям… Если брать более близких – то премьер-министр Витте. Всех моих любимых персонажей отличает стремление к созиданию через преодоление многих трудностей».

Книги Валерия Воскобойникова о князе Довмонте

«Довмонт, князь Псковский»

Книга повествует о жизни, трудах и чудесах святого благоверного князя Псковского Довмонта.
Никогда прежде иноземный князь не садился править в Пскове. Но в лето 1266 года не нашли псковичи достойного претендента на Руси и призвали литовского князя Довмонта с дружиною - до этого он был князем в Литве, бежал из Литвы от мести сына Миндовга в Псков, где вступил в брак с внучкой Александра Невского.

Будучи искусным военачальником, Довмонт организовал оборону Пскова от нападения немецких рыцарей и литовских феодалов. Много раз немецкие рыцари осаждали Псков и каждый раз терпели поражение. Долгими годами спокойствия и процветания северного края отплатил литовский князь своей новой родине.


«Довмонтов меч»

Никогда еще иноземный князь, не из Рюриковичей, не садился править в Пскове, но в лето 1266 года псковичи призвали опального литовского князя Довмонта с дружиною. И не ошиблись.
Не единожды ратное мастерство и умелая политика князя спасали город от врагов.
Немало захватчиков полегло на псковских рубежах, прежде чем отучил их Довмонт в этих землях добычу искать.


«Лики святых»

Князь Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Кирилл и Мефодий, Довмонт Псковский - имена этих выдающихся людей прочно связаны с историей христианства и государства российского. В книге "Лики святых" Валерий Воскобойников воссоздает яркие, достоверные образы исторических личностей, дух давно минувших дней. Написанная живым языком на основе интереснейших фактов книга будет особенно интересна читателям среднего и старшего школьного возраста.

«Псково-Печерский монастырь» (cерия "Святыни России")

Первые монастыри на Руси появились около тысячи лет назад и с тех пор стали ее главной опорой. На протяжении всей русской истории они были центрами духовной и культурной жизни народа.Серия книг-подарков рассказывает о жизни древних обителей, об их основателях и святынях, о роли монастырей в истории Государства Российского.
Для детей среднего и старшего школьного возраста. Для семейного чтения.

Валерий Воскобойников о любимом персонаже - князе Довмонте и Псковских святынях

ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОСКОБОЙНИКОВ

Даты жизни : 1 апреля 1939
Место рождения : г. Ленинград
Русский писатель, драматург, историк, автор книг для детей
Известные произведения : «Всё будет в порядке», «Жизнь замечательных детей»,

Валерий Воскобойников - автор более 60 книг для детей, исторических биографий для детей и взрослых. В. Воскобойников - Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени С. Я. Маршака и премией имени А. С. Грина.

Валерий Михайлович Воскобойников родился в Ленинграде 01.04.1939 в учительской семье. После окончания Ленинградского нефтетехнологического техникума в 1957 г. поступает на вечернее отделение в Ленинградский технологический институт. С 1958 г. по 1960 г. проходит военную службу в артиллерийской разведке.
Пытаясь применить полученное образование, в 1957–1958 гг. и 1961–1966 гг. работает инженером на различных предприятиях Ленинграда. Но тяга к творчеству оказалась сильнее и в 1973 г. Воскобойников оканчивает Высшие литературные курсы, дальше полностью посвящая себя детской литературе.
Самый первый рассказ писателя был напечатан в журнале «Смена» в 1962 г. Чуть позже произведения писателя появляются в «Костре», «Искорке», «Авроре», «Звезде», «Неве». А в 1966 г. издаётся первая книга под названием «Я еду отдыхать».
С 1973 г. по 1980 г. Воскобойников работал заведующим отделом прозы и поэзии в журнале «Смена», что помогло ему лучше узнать интересы и характер юных читателей. Поэтому в своих произведениях он побуждает подростков задумываться над сделанными поступками.

Произведения писателя широко известны и за рубежом. Например, «Тетрадь в красной обложке» (1971) издавалась в США, Японии, Польше, Румынии. По решению ЮНЕСКО историческая повесть «Великий врачеватель» (1972), в которой рассказывалось об Авиценне, была выпущена к 1000-летию учёного во многих странах.
Вместе с коллегами в 90-е годы публикует серию «Рассказы о православных святых» (16 книг), предназначенную для маленьких детей. С целью повысить духовную культуру младшего поколения, в 2002 г. издаёт также «Иллюстрированную Библию для семейного чтения», где пересказывает доступным языком библейские истории.
В. М. Воскобойников пишет как для младшего, так и для среднего школьного возраста. Он является автором более 60 произведений. Среди них стоит выделить книгу о детстве известных личностей «Жизнь замечательных детей», изданную в 1999 г., за которую автор был награждён Почётным дипломом Международного совета по детской книге в 2000 г. и Премией правительства РФ в 2011г.
Книга посвящена детству А. Македонского, А. Суворова, И. Ньютона, Ч. Чаплина, Петра Первого и др. Не все они в детстве были вундеркиндами, не все отличались талантами с самого рождения, наоборот, их даже считали неспособными, нерадивыми учениками. Однако, постепенно в них раскрылись таланты и великий дар.

Серия книг «Душа России» задумана как живая история. Это книги об Александре Невском и князе Довмонте, князе Владимире, Николае Чудотворце, Сергии Радонежском, Кирилле и Мефодии и др. Прочитав их, дети зримо представят себе важнейшие исторические события.
В книге "Лики святых" Валерий Воскобойников воссоздает яркие, достоверные образы исторических личностей, дух давно минувших дней. Написанная живым языком на основе интереснейших фактов книга будет особенно интересна читателям среднего и старшего школьного возраста. Князь Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Кирилл и Мефодий, Довмонт Псковский - имена этих выдающихся людей прочно связаны с историей христианства и государства российского.

Валерий Воскобойников является автором-составителем более десятка популярных энциклопедий для детей и взрослых: «Энциклопедия для девочек», «Православные святые», «Как определить и развить способности ребенка», «Праздники России», «Энциклопедия народной мудрости».

Кроме рассказов и повестей Воскобойников писал научно-познавательные произведения, статьи о проблемах литературы, пьесы для радио. Также больше 10 лет он руководил литературным объединением молодых писателей, сочиняющих для детей, был членом редакторского совета журнала «Детская литература» и других литературных организаций. Сейчас живёт в Санкт-Петербурге.

ВАЛЕРИЙ ВОСКОБОЙНИКОВ: «ПЕРЕДАЙ ВСЁ ХОРОШЕЕ, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ, ДАЛЬШЕ: интервью //Библиотека. – 2018. - №7. – С.75-77.

Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ - известный детский писатель, автор более чем 60 произведений для юной читательской аудитории. Его лирическая повесть «Тетрадь в красной обложке» (1971) и историческая «Великий врачеватель» (1972), написанная к 1000-летию Авиценны, издавались во многих странах мира. А книга о детстве известных личностей «Жизнь замечательных детей», выпущенная в 1999 г., была удостоена Почётного диплома Международного совета по детской книге (2000 г.) и Премии Правительства РФ (2011 г.). Сегодня Валерий Михайлович в гостях у редакции и готов ответить на наши вопросы.

Валерий Михайлович, вы окончили химический техникум, а затем Ленинградский технологический институт, работали инженером. Как и почему вдруг решили стать литератором?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Свою писательскую судьбу я определил в три с половиной года. Предыстория такова. Отец на фронте был тяжело ранен. Мы узнали об этом из письма девочки-школьницы, написавшей от его имени, чтобы мама не беспокоилась, и от себя добавившей: «Только у него руки и ноги не работают». В апреле 1942-го мы с мамой эвакуировались из блокадного Ленинграда к раненому отцу - в маленький городок по имени Можга. Пока добирались, отец поправился и снова ушёл на фронт. Мама, как и всюду, стала работать учительницей русского языка. Оставляла меня одного, дав карандаш, газету «Правда» и кусок обоев. На чистой стороне обоев я переписывал статьи из разных газет и журналов. И на вопрос, кем буду, отвечал: «Писателем». При этом был уверен: сколько изданий, столько и писателей.
Однажды решил выпустить собственную газету. Мне очень нравился лозунг: «Наше дело правое, победа будет за нами!» Но, поскольку в те годы часто путал стороны местами, написал: «Наше дело левое, победа будет за нами!» Когда вручил своё первое произведение маме, она испугалась и сожгла его в печке, а с меня взяла честное слово, что я никогда не буду писателем, и на другой день принесла подержанные игрушки. Но я-то знал, что писателем буду!

А как же ваше стремление сочеталось с увлечением техническими науками?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : После войны наша семья воссоединилась, вернулась в Ленинград, я пошёл в первый класс. Так как читать я научился в три с половиной года, учёба давалась легко, тем более что мне всё было интересно. Семья моего друга-одноклассника выписывала журнал «Техника - молодёжи», и я со второго класса прочитывал каждый номер от первой до последней страницы. Потом мне в руки попались толстая зачитанная книга «Занимательная геохимия» А. Ферсмана и «Занимательная химия» В. Рюмина, я перечитывал их много раз. Так пришло увлечение химией. Дома у меня была своя лаборатория. И я развлекал гостей простейшими опытами: превращал железные гвозди в медные, а медные монеты в серебряные, писал симпатическими чернилами и т. п. Химия была моим увлечением все годы взросления. Но параллельно я, конечно, прочитал много хороших книг. В армии у нас оказалась прекрасная гарнизонная библиотека, выписывающая все литературные журналы. Это были 1958-1961 гг. - время расцвета молодой литературы. Первые публикации Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Ю. Казакова... Тогда я понял, что больше сдерживать себя невозможно, и начал писать рассказы.
Вернувшись из армии, принёс один из самых первых в ленинградскую молодёжную газету «Смена» и неожиданно стал одним из победителей городского конкурса. К окончанию вечернего института у меня уже готовились в издательствах две книги повестей и рассказов, некоторые из них читали по радио. И я встал перед трудным выбором. С одной стороны - карьера химика (я работал с увлечением и уже был и. о. заведующего проблемной лабораторией, предполагалось поступление в заочную аспирантуру), с другой - писательская стезя. Помучившись, выбрал второе.

Некоторые авторы трудятся над рукописью в полной тишине, а есть те, которые творят в шумных залах кафе. Кто-то сочиняет в парке, а кто-то дома, под любимую мелодию. Расскажите о том, как вы работаете. Важны ли для вас определённая обстановка и настрой? Пишете каждый день или по вдохновению?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Так получается, что работаю почти каждый день. Иногда с утра до вечера, а иногда всего час. Когда готовлюсь к исторической книге (у меня их относительно много), с удовольствием исполняю роль разведчика или сыщика, попавшего в древние времена. Это тоже занимает немало времени.

Каковы ваши творческие планы? Работаете ли сейчас над новой книгой?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Уже практически закончил рассказывать об истории петербургского Казанского собора, близок к завершению произведения о цене в деньгах человеческой жизни от древности до наших дней. Думаю про новую повесть. По сути, последние лет пятьдесят пять процесс не прерывается. Однажды в 1993 г. угораздило сломать позвоночник, и я больше месяца должен был днём и ночью лежать только на спине. Мне принесли необходимую литературу, и я за полтора месяца в больничной палате написал книгу по мотивам эпоса о нибелунгах, которую недавно переиздали в пятый раз.

Во время творческих встреч вы часто общаетесь с подростками. Можете ли сказать, чем современный молодой человек отличается от ровесника 1980-1990-х? Есть ли какие-нибудь качества у сегодняшних ребят и девчонок, которые вам не нравятся? Возможно, это постоянное общение в социальных сетях, активное использование грубого сленга, равнодушие к проблемам окружающих или погоня за дорогими гаджетами, одеждой известных марок...
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : За последние пять тысяч лет человек как явление изменился мало. В Древнем Шумере отцы так же, как сейчас, сокрушались из-за дурно воспитанного юного поколения и с ужасом замечали, что мир катится в пропасть. Но, конечно, нынешний молодой человек владеет большим объёмом информации по сравнению с ровесником докомпьютерного периода. Этим он отличается от всех прежних поколений. Интернет - великое изобретение человеческого гения. Но он несёт и опасность - оглупление, приучение к поверхностному мышлению. Теперь не надо тратить энергию и время для получения каких-либо знаний - они даются даром каждому, лишь бы был компьютер. А всё, что даётся даром, не особенно ценится и легко теряется. В результате человек, оставшийся без интернета, может оказаться полным невеждой по сравнению с людьми прежних поколений.

Назовите пять самых важных для вас книг, которые вы могли бы рекомендовать современному молодому человеку .
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Знаете, пяти явно недостаточно. Пожалуй, их больше пятидесяти. Если начать с древности, то нельзя не назвать Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Библию [особенно Ветхий Завет, зафиксировавший древнюю историю одного из земных народов]. Если иметь в виду более для нас близкое время, да ещё и русскую культуру, та конечно, «Война и мир» Толстого. Но это - для более старшего возраста. А сегодняшним детям лет двенадцати я бы посоветовал множество книг, включая повести недавно вошедшего в литературу писателя Евгения Рудашевского «Куда уходит кумуткан» и «Ворон». Это серьёзные книги умного писателя.

Какие темы вы чаще всего поднимаете в своих произведениях? Чему бы хотели научить своего юного читателя, какие мысли донести?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Пожалуй, главных тем две. Первая - уникальность каждого человека. Любой из нас единственный и неповторимый во всей Вселенной. Такого никогда не было и никогда больше не будет. И вторая: каждый из нас соединяет длинную людскую цепочку, уходящую в неведомое прошлое, где наши матери, отцы, дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки и т. д. И такую же бесконечную цепочку, уходящую в будущее, - наши дети, внуки, правнуки... И все они с надеждой смотрят на каждого из нас: не подведи, передай всё хорошее, что мы сделали, дальше - из прошлого в будущее. Такие мысли я пытаюсь донести до своих читателей.

Сегодня, к сожалению, дети и подростки читают довольно мало, а в библиотеки ходят и того реже. Специалисты чего только не придумывают, чтобы заинтересовать молодёжь: делают красочные интерактивные видеопрезентации, устраивают конкурсы с призами, заводят странички в социальных сетях, открывают компьютерные клубы с бесплатным доступом в интернет, приглашают писателей, спортсменов, музыкантов и т. д. Что, на ваш взгляд, может помочь библиотекарям? Как сделать так, чтобы ребята с радостью приходили в книжный дом и приводили друзей?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Сам я - библиотечный человек с детства. Куда бы я ни приезжал в юные годы, первым делом шёл в библиотеку. Но, насколько я знаю, людей, постоянно читающих, с середины прошлого века процентов 10-12. Самое главное, ни в коем случае нельзя заставлять человека из-под палки. Литература должна услаждать душу и разум. Следовательно, для начала нужно подсовывать ребёнку именно такую. Ну и важно собираться за книгой всей семьёй. Когда старшие читают вместе с маленькими, книга входит в детское сознание как необходимый элемент жизни.

В. Воскобойников о любимом персонаже:
«Их много. Без увлечения личностью у меня ничего и не пишется. Первое увлечение пришло в 1966 году, когда я узнал чуть о жизни великого врачевателя и ученого Авиценны. Но для того, чтобы написать о нем книгу, я изучил историю и культуру ислама, посетил города, в которых 1000 лет назад жил Авиценна, даже сходил с караваном по пескам Кара Кум...
Одним из моих увлечений стал князь Довмонт Псковский, мудрый и отважный литвин, чужеземец, который тридцать три года управлял Псковом и оборонял русские земли, на радость местным жителям… Если брать более близких – то премьер-министр Витте. Всех моих любимых персонажей отличает стремление к созиданию через преодоление многих трудностей».

«ДОВМОНТОВ МЕЧ» Никогда прежде иноземный князь, не из Рюриковичей, не садился править в Пскове. Но в лето 1266 года не нашли псковичи достойного претендента на Руси. Вот и призвали опального литовского князя Довмонта с дружиною. И не ошиблись. Много раз ратное мастерство и умелая политика князя спасали город от врагов. Немало захватчиков полегло на псковских рубежах, прежде чем отучил их Довмонт в этих землях добычу искать. Долгими годами спокойствия и процветания северного края отплатил литовский князь своей новой родине.

«ВСЁ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ» Светлая, смешная и чуть печальная повесть. Этот доверительный рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему ещё не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире, надолго останется в памяти у читателя.

«ДЕВОЧКА, МАЛЬЧИК, СОБАКА» - история спасения рыжего ирландского сеттера по кличке Буль. Это захватывающая и одновременно трогательная история о пропавшей собаке и ребятах, заботящихся о ней. Повесть Валерия Воскобойникова «Девочка, мальчик, собака» была опубликована в журнале «Костер» №№ 6–8 в 1981 году.

Героиня повести «ТЕТРАДЬ В КРАСНОЙ ОБЛОЖКе» , ученица 3-го класса Маша Никифорова, ведёт подробный дневник того, что происходило в её пионерском отряде. Она старается разобраться в поступках своих товарищей, старается понять, правильно ли поступает сама. Может быть, и тебе интересно узнать, что же произошло с Машей Никифоровой и её друзьями?

«ВЕЛИКИЙ ВРАЧЕВАТЕЛЬ» Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусайн ибн-Абдаллах ибн-Хасан ибн-Али ибн-Сина. Это длинное имя кажется странным, как и многие восточные имена того времени, хотя на самом деле все в этих именах просто. Кто он - Ибн-Сина? Врачи говорят, что он великий врач. Нет, он известный астроном, математик, - скажут математики. И большой поэт, писатель, - скажут литераторы, Он ведь теоретик геологии, - скажут геологи. Кто он? Об этом вы узнаете, прочитав книгу Валерия Воскобойникова.

«ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ » Эта авторская серия книг Валерия Воскобойникова представляет собой уникальное собрание биографий самых известных людей планеты. Первая книга рассказывает о том, какими детьми были полководец Александр Македонский и мореплаватель Христофор Колумб, ученые Исаак Ньютон и Михаил Ломоносов, императоры Петр Первый и Екатерина Великая, поэт Александр Пушкин и композитор Амадей Моцарт. О детстве других выдающихся личностей читайте книги Валерия Воскобойникова.

Валерий Михайлович детский писатель и публицист, автор более пятидесяти книг для детей. Родился 1 апреля 1939 года в Ленинграде в семье учителей.

В 1957 году после окончания химического техникума поступил на вечернее отделение Ленинградского Технологического института. В 1958-1960 гг. служил в армии, в артиллерийской разведке, дослужился до младшего сержанта.

Работал инженером-химиком в секретных «почтовых ящиках», одновременно учась в своем институте, который окончил в 1965 году. После армейской службы посчастливилось подружиться с молодыми талантливыми молодыми людьми, некоторые из которых стали весьма известными писателями, как, например: Сергей Довлатов, Валерий Попов, Андрей Битов, Игорь Ефимов, Владимир Арро. Первый рассказ был опубликован в 1962 году в молодежной газете «Смена» и получил премию на городском конкурсе. Первая книга (повести и рассказы для детей) вышла в 1965 году. С тех пор издано более 60-ти книг, некоторые из них были переведены на языки многих республиках СССР, и стран, включая Японию, США, Кубу, Польшу и т. д.

В 1960-1970-е годы по командировкам журналов объездил и облетал всю страну, включая полярные станции, северное побережье, Урал и Сибирь, а также пустыню Кара-Кум. В 1970-е годы заведовал отделом прозы и поэзии в детском журнале «Костер» и был «первопечатником» замечательных произведений Юрия Коваля, Василия Аксенова, Сергея Иванова и других любимых писателей. Многолетняя работа в журнале "Костер", где с 1973 по 1980 гг. он руководил отделом литературы, помогла писателю лучше узнать юного читателя. В своих произведениях В. Воскобойников остро ставит перед ними нравственные проблемы, побуждая подростков задуматься над своими поступками.

Произведения В.М. Воскобойникова известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Повесть "Тетрадь в красной обложке", опубликованная впервые в 1971 г в Ленинграде, была издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга "Остров Безветрия" трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне "Великий врачеватель" (М.: Молодая гвардия, 1972) по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 1000-летию ученого.

Творчество Валерия Михайловича Воскобойникова это не только повести и рассказы, но и пьесы для радио, научно-познавательные произведения, статьи по проблемам литературы. Более 10 лет он возглавлял литературное объединение молодых писателей, пишущих для детей. С 1987 г. писатель возглавляет секцию детской и юношеской литературы Союза писателей города Санкт Петербурга, а с 1998 г. является членом Совета по детской книге России, входит в редсовет уникального профессионального журнала "Детская литература".

В 90-е годы писатель вместе с коллегами реализовал свою идею создания серии "Рассказы о православных святых" для детей младшего школьного возраста. Вышло 16 книг, маленьких повествований по материалам житий и изысканий современных историков: "Николай Чудотворец, святитель Божий" (1993 г.), "Великий князь Владимир, равноапостольный святой" (1994 г.), "Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий" (1994 г.) и другие.

Но на этом работа над книгами, формирующими духовную культуру детей, не закончилась. В 2002 г. в петербургском издательстве "Золотой век" вышла "Иллюстрированная Библия для семейного чтения" в пересказе В.М. Воскобойникова. Пересказы библейских историй сопровождаются обширными историко-культурологическими комментариями, ссылками на результаты археологических раскопок, дополняются апокрифами, документальными свидетельствами.

В 90-е годы прошлого века реализовалась еще одна идея Валерия Воскобойникова. В серии "Единорог" были изданы его романы по мотивам эпоса разных народов: "Повесть о неустрашимом Зигфриде и могущественных нибелунгах" по мотивам средневекового германского эпоса (1996 г.), "Блистательный Гильгамеш" по мотивам древнешумерского и аккадского эпоса (1997 г.). Адресованы они читателям среднего школьного возраста.

А для школьников младшего возраста Валерий Воскобойников написал интересную и полезную книгу о детстве выдающихся людей "Жизнь замечательных детей" (1999 г.). Она открывает новую серию петербургского издательства "Образование - культура" об истории человеческой цивилизации. За эту книгу В.М. Воскобойников был удостоен Почетным дипломом Международного совета по детской книге (IBBY) в 2000-м году.

Книга «Современный пересказ Библии для семейного чтения» – высшая награда «Серебряная литера» на Международном салоне «Невский Книжный Форум – 2003 г.», серия исторических книг для детей «Душа России» – Первая Всероссийская премия «Православная книга России – 2003 года», книга «Жизнь замечательных детей – 2» -- премия имени Маршака – 2005 год.

«МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО»

Однажды я с ужасом открыл, что не знаю, зачем, для чего живу на Земле среди людей. Мне было тогда двенадцать лет, это ужасное открытие осенило меня в трамвае, и я долго метался по улицам, не желая идти домой и надеясь, что все-таки соображу что-нибудь насчет цели своей жизни. Наконец, я устал, добрел до квартиры и, не отвечая на все вопросы матери, бухнулся спать. Ночью я просыпался от собственного стона. В следующие годы я прочитал довольно много книг. Они рассказывали о чем угодно: про историю изобретений, про жизнь древнего человека, про мамонтов и насекомых, но только не про меня. Я догадывался, что люди знают какую-то тайну о том, зачем я живу, но спросить у них я не мог - не было у меня тогда такого человека, которому я доверил бы свой вопрос.
Открытие пришло во сне - точно, как Менделееву. Он ведь тоже долго мучился из-за своей Таблицы. Я увидел самого себя стоящим на вершине холма. За левую руку меня держали родители, родителей - бабушки и дедушки, а их - следующие мои предки, которых я даже толком не знал. И вся эта бесконечная цепочка людей уходила в туманную даль - в прошлое человечества. За правую руку я держал своих детей (на самом деле не было у меня тогда никаких детей, это сейчас их трое), а они - своих детей, и те - следующих. Эта цепочка тоже скрывалась в туманной дали - будущем человечества. А я - соединял их всех.
Тогда-то
я и понял насчет собственного предназначения и цели жизни каждого человека: любой из нас соединяет всех прошлых людей с людьми будущими и передает им все то доброе, что было сделано раньше. У каждого человека на Земле - есть своя такая цепочка. А все вместе эти сплетенные цепочки называются человечеством.
Проснувшись, я уже знал, что рожден не зря. И еще я понял, что кем бы мы ни были: хоть писателями, хоть водопроводчиками или пастухами, главное наше дело -передавать все доброе и хорошее в будущее время. Все мы - разные люди, каждый из нас - единственный человек во всей истории Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, не было на Земле и не будет; нас разделяют далекие расстояния и многие годы, и все же мы сильны, мы живы, когда все мы - вместе, когда сплетены в единое человечество.
С тех пор прошло сколько-то лет, и я узнал, что мудрые философы придумали свои ответы на мучавший меня вопрос. Возможно, свой ответ есть вообще у каждого человека. Но если у вас пока нет такого ответа, возьмите хотя бы мой - мне он здорово помогает.

НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дата и место рождения.

Родился 1 апреля 1939 года в городе, который в то время назывался Ленинградом. Почти всю жизнь здесь и живу.

2. Где Вы учились и «кем» работали (кроме как по призванию)?

После седьмого класса я закончил в 1957 году химический техникум, потом в 1965 году закончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета (вечернее отделение), в перерыве между первым и вторым курсом института, в армии, закончил в 1959 году сержантскую школу артиллерийских разведчиков, а в начале семидесятых закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте. Работал в различных химических лабораториях закрытых (ужасно секретных) предприятий своего родного города. Начал лаборантом, достиг ранга начальника проблемной лаборатории.

3. Ваша первая публикация.

Дату первой публикации, как и многое самое первое, помню наизусть - 24 марта 1962 года. Это был рассказ о влюбленном старшекласснике, который все лето смотрел на девушку, мечтал с нею познакомиться и не знал, как это сделать. А когда кончилось лето, ему стало известно, что с нею происходило все то же самое. Рассказ неожиданно для меня тут же наградили премией на городском конкурсе.

4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать).

Это - секрет. Но один псевдоним раскрою - Валерий Михайлович.

5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?

За сорок с лишним лет у меня наиздавали всякого: вероятно, штук за шестьдесят книг, да еще штук под триста статей, очерков и рассказов. Поэтому, как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно - ведь нужно выбрать самое-самое. Но то, что мне дорого и любимо, не обязательно заинтересует читателя. То есть увлечет лишь тех людей, увлечения которых близки моим.

Сегодняшний краткий список выглядит приблизительно так:

Я еду отдыхать: Повести и рассказы. - Л.: Дет. лит., 1966.

Самые сильные во дворе: Повести и рассказы. - Л.: Лениздат, 1969.

Другая осень: Повести. - Л.: Дет. лит., 1969.

Тетрадь в красной обложке: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1971.
То же, 1975.
Издана также в Японии, США, Польше, Румынии. Выпущена изд. «Радуга» на многих языках, включая европейские.

Девочка, мальчик, собака: Повести. - Л.: Дет. лит., 1988.
Награждена почетным дипломом на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу 1989 года.

Великий врачеватель: Ист. повесть об Авиценне. - М.: Мол. гвардия, 1972.
Переиздана в 1980 г. по решению ЮНЕСКО к 1000-летию Авиценны. Издана на национальных языках в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане (дважды), Татарии.

Зов Арктики: Ист. повесть. - М.: Мол. гвардия, 1975.
То же, 1984.

Утренние прогулки: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1976.
Издана в Японии.

Кирилл и Мефодий: Ист. повесть. - М.: Мол. гвардия, 1979.

Остров Безветрия: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1981.
Трижды издавалась в Японии.

Утренние колокола: Ист. роман. - Л.: Дет. лит., 1983.
То же, 1989.
Издана на национальных языках в Литве, Украине, Татарии.

Девятьсот дней мужества: Рассказы о Ленинградской блокаде. - М.: Малыш, 1984.
То же, 1985.
То же, 1986.
То же, 1989.
Издана на украинском языке в Киеве. Общий тираж - 3 млн.

ГЛАВНЫЕ КНИГИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

Блистательный Гильгамеш: Ист. роман по мотивам древнешумерского и аккадского эпоса. - М.: Терра, 1997.
Вошла в список «Книжного обозрения» как «самая-самая».

Жизнь замечательных детей: (Рассказы о детстве великих людей). - СПб.: Образование-Культура, 1997.
То же, 1998.
То же, 1999.
Награждена премией на Всероссийском конкурсе «Артиада - 1998» и Почетным Международным дипломом IBBY (им. Андерсена).

Древний Восток: Ист. повести. - СПб.: Респекс, 1998.

Довмонтов меч: Ист. роман. - СПб.-М.: Азбука-Терра, 1998.

Рассказы о православных святых: Серия маленьких исторических повестей для детей: (Иоанн Креститель, Николай Чудотворец, Кирилл и Мефодий, Князь Владимир Святой и т.д.). - СПб.: Лицей, 1993-1996.

Рассказы о православных святых: Книга исторических повестей. - СПб.: Золотой век, 1999.
То же, 2003.

Иллюстрированная Библия для семейного чтения: Издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. - СПб.: Золотой век, 2003.
Получила высшую награду «Серебряная литера» на Международной книжной ярмарке «Невский Форум» 2003 года.

Санкт-Петербург: Иллюстрированная история для детей. - СПб.: Золотой век, 2003.
Вышло несколько тиражей.

Серафим Саровский. Ист. повесть. - М.: РОСМЭН, 2003.

6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?

Я мечтал бы работать вместе с замечательным художником Николаем Устиновым или, например, с гениальным Виктором Пивоваровым. Но увы! Чаще с художниками мне не везет. Из тех художников, кому я благодарен за совместное творчество, назову Давида Боровского, Владимира Любарова и петербуржцев: Михаила Беломлинского, Виталия Аникина, Александра Лыткина, Владимира Алексеева.

7. Существуют ли на основе Ваших книг:

художественные фильмы;

мультипликационные фильмы;

звукозаписи;

театральные постановки;

музыкальные произведения?

В самом начале семидесятых по нескольким моим повестям были поставлены пьесы в театрах и на радио. По радио в те годы их повторяли часто. С кино мне не везло. Дважды я вместе с режиссером писал сценарии, потом собиралась творческая группа, подбирались актеры, но внезапно приходило новое начальство, и все срывалось. Я понял, что интереснее писать прозу, и больше не поддавался на соблазны. В начале 1990-х годов на Радио России (тогда очень молодом и смелом) было поставлено около 20-ти моих радиопьес. Мне хотелось скорее заняться просвещением соотечественников, и я придумал такие циклы: «Реформаторы России», «Предприниматели России», «История в судейской мантии» и «Творцы катастроф». В пьесах рассказывалось о великом роде Строгановых, об Александре Втором, об инженере Путилове, о семье Нобелей, о деле Бейлиса, о Сталине и так далее. Тогда их передавали по воскресеньям в середине дня, повторяли очень часто, и их многие слушали. Они даже какую-то получили премию. Эти пьесы время от времени прокручиваются на радио и сейчас.

8. Не могли бы Вы подарить нам свою фотографию с автографом?

ВОПРОСЫ НА ВЫБОР

1. Кем Вы хотели стать в детстве?

С 1947 года по 1954-й я мечтал полететь на планету Марс, чтобы ее исследовать. Тогда в русском языке не было слова космонавт, и я считал, что этим делом ведают астрономы. Потом я увлекся химией и стал химиком. О том, что я стану писателем, я знал с пяти лет. Но до двадцати ничего для этого не делал.

2. Зачем Вы ходили в школу?

Школу не обязательно любить, но ходить в нее необходимо.

3. О ком из старших Вам хочется рассказать: родителях, учителях, соседях?..

О родителях и старших товарищах. Мама спасла меня в блокаду, отец всю жизнь оставался абсолютным моральным авторитетом, а старшие товарищи - очень молодые и очень талантливые (Игорь Ефимов, Владимир Марамзин, Валерий Попов, Сергей Довлатов, Александр Кушнер, Андрей Битов) - приняли меня в свою «тусовку». Я был тогда невежественным беспредельно и благодарен им всею своей жизнью. А еще я счастлив оттого, что многие молодые и очень талантливые писатели Петербурга являются моими друзьями.

4. Ваша любимая книга:

в 7 лет;

«Робинзон Крузо».

в 15 лет;

Романы Диккенса - все, что тогда были переведены на русский язык.

сейчас.

Перечень меняется в зависимости от состояния души.

5. Самый решительный поступок в Вашей жизни.

Их несколько: 1 - акт рождения, 2 - расставание с любимой химией ради любимой литературы, 3 - женитьба номер два, 4 - добровольное стояние вместе с единомышленниками в августе 1991 года всю ночь под унылым, холодным, мелким дождем с целью уберечь демократически избранный Ленсовет от вооруженного штурма гэкачепистами. Ни в одном из этих поступков не раскаиваюсь.

6. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.

Стремление к компромиссам - и помогает, и мешает. Я никогда не мог и сейчас не могу ударить человека по лицу. Для меня это просто невозможно. Поэтому с детства я проповедовал пацифизм.

7. Кого из писателей - живых и ушедших - Вы хотели бы собрать для дружеской беседы под зеленой лампой?

Я-то был бы рад их пригласить, да не знаю, стало бы им со мной интересно. И все же: автора первой в истории человечества повести «Скитания Синухета» (ему сейчас исполнилось бы 4 тысячи лет), Гомера, Геродота, Плутарха, а также Луку, написавшего «Деяния апостолов» и одно из Евангелий, и Ибн Хишама, успевшего собрать воспоминания у соратников пророка Мухаммада и создать его Жизнеописание. Боюсь показаться самонадеянным, но, скорей всего, нам было бы полезно обменяться кое-какими мыслями. Жаль, что все эти люди ушли от нас слишком далеко.

8. Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?

9. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?

В пору счастливой молодости первыми читали друзья. Например, я был самым первым читателем повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа» и кое-каких стихов Олега Григорьева. А сейчас иногда первым читает тот, кто первым купил книгу, ибо бывает, что в издательстве ни редактор, ни художник, ни корректор не читают текст совсем. Зато книга и выходит с анекдотическими опечатками, в которых виноват только автор.

10. Почему Вам нравится быть писателем?

Я никогда бы не смог объяснить, почему полюбил какого-либо человека. Просто полюбил. И все тут. Так же и с писательством. После чтения это самое любимое мое занятие. Хотя иногда устаю от него ужасно. Но оно - главное на всю жизнь.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - НЕСКОЛЬКО СТРОК БЕЗО ВСЯКИХ ВОПРОСОВ ИЛИ «МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО»

Однажды я с ужасом открыл, что не знаю, зачем, для чего живу на Земле среди людей. Мне было тогда двенадцать лет, это ужасное открытие осенило меня в трамвае, и я долго метался по улицам, не желая идти домой и надеясь, что все-таки соображу что-нибудь насчет цели своей жизни. Наконец, я устал, добрел до квартиры и, не отвечая на вопросы матери, бухнулся спать. Ночью я просыпался от собственного стона. В следующие годы я прочитал довольно много книг. Они рассказывали о чем угодно: про историю изобретений, про жизнь древнего человека, про мамонтов и насекомых, но только не про меня. Я догадывался, что люди знают какую-то тайну о том, зачем я живу, но спросить у них я не мог - не было у меня тогда такого человека, которому я доверил бы свой вопрос.
Открытие пришло во сне - точно, как Менделееву. Он ведь тоже долго мучился из-за своей Таблицы. Я увидел самого себя стоящим на вершине холма. За левую руку меня держали родители, родителей - бабушки и дедушки, а их - следующие мои предки, которых я даже толком не знал. И вся эта бесконечная цепочка людей уходила в туманную даль - в прошлое человечества. За правую руку я держал своих детей (на самом деле не было у меня тогда никаких детей, это сейчас их трое), а они - своих детей, и те - следующих. Эта цепочка тоже скрывалась в туманной дали - будущем человечества. А я - соединял их всех.
Тогда-то я и понял насчет собственного предназначения и цели жизни каждого человека: любой из нас соединяет всех прошлых людей с людьми будущими и передает им все то доброе, что было сделано раньше. У каждого человека на Земле - есть своя такая цепочка. А все вместе эти сплетенные цепочки называются человечеством.
Проснувшись, я уже знал, что рожден не зря. И еще я понял, что кем бы мы ни были: хоть писателями, хоть водопроводчиками или пастухами, главное наше дело -передавать все доброе и хорошее в будущее время. Все мы - разные люди, каждый из нас - единственный человек во всей истории Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, не было на Земле и не будет; нас разделяют далекие расстояния и многие годы, и все же мы сильны, мы живы, когда все мы - вместе, когда сплетены в единое человечество.
С тех пор прошло сколько-то лет, и я узнал, что мудрые философы придумали свои ответы на мучавший меня вопрос. Возможно, свой ответ есть вообще у каждого человека. Но если у вас пока нет такого ответа, возьмите хотя бы мой - мне он здорово помогает.
Спасибо.



Вверх