Финансовая помощь фермерскому хозяйству. Как предоставленные бюджетом средства реализуются. Порядок и особенности получения субсидий

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

Чтобы понять, что такое КФХ, обратимся к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

  • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства - Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
  • Статья 3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Другими словами, коллективное фермерское хозяйство - это зарегистрированное в установленном порядке объединение граждан, которые:

  1. состоят в родстве (свойстве);
  2. имеют общее имущество (землю, постройки, птицу, скот, оборудование, технику, инвентарь и т.п.);
  3. принимают личное участие в совместной хозяйственной деятельности, предметом которой является сельскохозяйственная продукция.

Учредить КФХ могут:

  1. российские граждане;
  2. иностранцы;
  3. лица, не имеющие гражданства.

Все члены коллективного фермерского хозяйства должны обладать дееспособностью. Закон налагает некоторые ограничения на состав членов КФХ:

  1. супруги могут привлекать к участию в бизнесе только своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев;
  2. состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей;
  3. в качестве исключения допускается привлекать к участию в деятельности лиц, которые не состоят в родстве (свойстве) с главой КФХ. Таких граждан может быть не более пяти.

Состав не является постоянным. Гражданин, отвечающий требованиям закона, может быть принят в члены коллективного фермерского хозяйства по обоюдному согласию его учредителей. Для выхода из КФХ достаточно подать его главе письменное заявление.

Чем может заниматься КФХ

Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:

  1. животноводством;
  2. земледелием;
  3. полеводством;
  4. лесоводством и т.п.

Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать:

  • корма;
  • удобрения;
  • семена;
  • сырье;
  • изготовленную продукцию;
  • технику и запасные части;
  • другие грузы, нужные для хозяйства.

Как зарегистрировать КФХ

Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.

В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:

  1. заявление формы р21002;
  2. соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
  3. квитанция (чек) об оплате госпошлины;
  4. копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
  5. уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).

Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:

  • членов и главу КФХ;
  • порядок управления и полномочия главы;
  • права и обязанности членов;
  • порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
  • правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
  • порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.

Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.

Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. выписку из государственного реестра.

Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.

Как получить субсидирование

Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.

В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.

С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.

Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.

Где взять землю для КФХ

Этот вопрос обычно встает перед каждым начинающим фермером. Наиболее подходящие варианты:

  • арендовать частную землю;
  • взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности .

Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную территорию подчас намного выгоднее, чем частную. А говорить о покупке участка приходится далеко не всегда. И дело даже не в том, что это дорого. Просто очень сложно найти в продаже подходящий надел.

Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий, сооружений могут выделяться земли, относящиеся к другим категориям.

Для начала стоит узнать в местной администрации о наличии свободной земли, а уже потом выбирать из предложенных вариантов. Рассмотрев заявление потенциального арендатора, орган местного самоуправления выносит решение о заключении договора аренды или об отказе предоставить землю.

Какие налоги придется платить

Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:

  • общая налоговая система;
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).

Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.

Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:

  1. налога на прибыль организаций или НДФЛ;
  2. налога на имущество;

Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.

Выводы

Считаю, что коллективное фермерское хозяйство - это очень удобная форма организации малого бизнеса для людей, которые привыкли работать на земле и жить своим трудом. После регистрации КФХ можно рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Доступны льготные кредиты на покупку техники, инвентаря, сельскохозяйственного сырья и т.п. Предусмотрен специальный налоговый режим с небольшой ставкой и отсутствием бумажной волокиты.

Процесс импортозамещения, начатый после введения санкций в отношении Российской Федерации, продолжается и в 2019 году. Была принята государственная программа на основе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Она направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы: 2013 – 2020 гг.

Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к расширению и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.

Общая информация

Виды грантов

Субсидии сельскому хозяйству существуют по нескольким направлениям:

  • компенсация средств за удобрения;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • средства для приобретения земли, подведения коммуникационных сетей, строительства сельскохозяйственных объектов (например, свиноферма);
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно - аренда за отдельную плату).

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.

Как получить помощь


Существуют определенные требования, которые предъявляются к начинающим фермерам.

Если человек или семья не подходят хотя бы по одному из них, то получить грант невозможно.

Государство финансирует только тех, кто может принести пользу обществу и внутреннему рынку.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Основные требования

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

  1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
  2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств.
  3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
  4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
  5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

Требования к кандидатам

Помимо описанных выше требований, существует еще ряд обязательных условий. К ним относятся:

  • наличие гражданства РФ у претендента;
  • опыт работы в сфере сельского хозяйства (как минимум 3 года по любому из направлений);
  • не получение помощи от государства по данному направлению;
  • проживание в том районе, в котором будет располагаться крестьянское фермерское хозяйство.

Фактически человек может проработать 5 лет трактористом, а затем начать развивать сельское хозяйство в качестве фермера. Опыт работы пойдет в зачет при рассмотрении документов проверяющей комиссией.

Отбор по конкурсу

Рассмотрением документов занимается специальная комиссия, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.

Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.

Документы


Субсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям.

К таким документам относятся:

  • заявление на участие (заполняется непосредственно при подаче документов);
  • копия паспорта (все заполненные страницы);
  • копия диплома;
  • свидетельство о регистрации в качестве крестьянского фермерского хозяйства (постановка в налоговом органе на учет осуществляется в течение 14 календарных дней);
  • бизнес-план (составить можно самостоятельно или с привлечением сторонних организаций);
  • соглашение на проверку, обработку и хранение персональный данных;
  • рекомендательные письма от муниципалитета при наличии;
  • соглашение о реализации и сбыте готовой продукции.

При отсутствии каких-либо документов комиссия не примет к рассмотрению заявление, участие в конкурсе будет аннулировано.

Повторно подать документы можно в любой момент. Поэтому если с первого раза заявка не прошла отбор, то не запрещается подача в удобное время после коррекции ошибок. Развитие сельского хозяйства имеет приоритетное значение, чем объясняется неограниченное число попыток на участие.

Как реализовать средства


В 2019 году подразумевается не единовременное выделение средств от государства единой суммой, а заключение государственного контракта в рамках программы поддержки.

То есть между фермером и представителями органов власти заключается соглашение, согласно которому в пользу бизнеса выделяются средства в течение всего года.

В контракте прописываются следующие аспекты:

  • сумма субсидирования;
  • сроки отчетности;
  • виды отчетности;
  • целевое назначение субсидирования;
  • порядок возврата средств, которые не были освоены в течение года;
  • ответственность за нарушение пунктов договора.

Если фермер за 2019 год не израсходует выделенные средства в полном объеме, то остаток он будет обязан вернуть в бюджет.

Срок субсидирования составляет ровно год. В течение этого периода государство оказывает материальную поддержку предпринимателю, после чего бизнес или набирает обороты, или показывает свою несостоятельность.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2018 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Открытие современных фермерских хозяйств является альтернативным вариантом уже существующим крупномасштабным коллективным хозяйствам в вопросах поставок в города сельскохозяйственной продукции.

В этой статьи будут рассмотрены нюансы ведения подобного бизнеса.

Плюсы и минусы бизнеса

Данная деятельность как отрасль бизнеса занимает одну из ведущих позиций среди видов предпринимательской деятельности и обладает определенными перспективами в дальнейшем. Это объясняется конкретными преимуществами — они связаны с повсеместным увлечением здоровым питанием и употреблением в пищу только натуральных продуктов, что создает на них повышенный спрос среди всех групп потребителей: от мам с грудными детьми и заканчивая пенсионерами.

Неопытным предпринимателям может показаться, что открытие нового фермерского хозяйства – дело не только перспективное, но и более чем простое. Однако на практике такое мероприятие сопряжено не только с требованием наличия опыта ведения бизнеса в аналогичной сфере, но и с существенными трудностями, которые могут возникнуть на пути развития хозяйства.

Кроме этого, данный вид бизнеса связан с некоторыми рисками, которые могут возникать в процессе его развития. К ним можно отнести:

  • сезонность деятельности;
  • отсутствие либо неустойчивость спроса на продукцию;
  • высокая конкуренция;
  • снижение доходов потенциальных потребителей;
  • повышение цен на поставки сырья и материалов;
  • увеличение стоимости аренды крупной сельскохозяйственной техники.

Поэтому, для снижения вероятности возникновения перечисленных рисков, а также успешного развития бизнеса необходимо составить бизнес-план. В нем будут поэтапно запланированы мероприятия по открытию хозяйства, перечислены пути снижения рисков, а также подсчитаны и проанализированы основные экономические показатели проекта – выручка, стартовый капитал и сроки окупаемости.

Что нужно для открытия фермы?

При составлении бизнес-плана первым делом необходимо определиться с направлением развития бизнеса . Современные фермы могут функционировать в различных направлениях, среди которых наибольшей популярностью пользуются следующие отрасли:

  • Разведение домашних животных и птиц. Продуктами производства в данном случае могут быть не только мясо и субпродукты, но и шерсть, шкура, перья, яйца, молоко и прочее.
  • Выращивание сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, бахчевых и прочих).
  • Выращивание овощей и фруктов.
  • Прочие направления деятельности, включая пчеловодство, рыболовство, разведение грибов, выращивание зелени и так далее.

Большинство ферм создаются на базе уже существующих домашних хозяйств, расположенных в сельской местности. Данное обстоятельство позволяет существенно сократить размер стартовых инвестиций на обустройство фермы, так как изначально такие образования строились с учетом выбранного направления развития.

Кроме этого, многие домашние хозяйства имеют в распоряжении (в собственности либо аренде) земельные угодья, разработанные для сельскохозяйственных нужд. Вновь созданными фермами такие земли могут использоваться для выращивания сельскохозяйственных культур либо для обустройства пастбищ под выпас домашнего скота.

При создании фермерского хозяйства его необходимо зарегистрировать, для чего должна быть выбрана организационно-правовая форма.

Чаще всего ею избирается крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) . Ее особенностями является отсутствие необходимости образования юридического лица, а также возможность включения в состав фермы всех членов семьи. При этом необходимо избрать главу фермерского хозяйства, которым может стать любой человек из состава семьи, достигший совершеннолетия.

Далее необходимо решить вопросы налогообложения, для чего КФХ должно быть поставлено на учет в налоговых органах. Следует знать, что фермерскими хозяйствами уплачивается единый сельскохозяйственный налог .

Индивидуальный предприниматель – глава КФХ должен быть зарегистрирован в Пенсионном фонде, а также получить письмо из Росстата о присвоении кодов статистики. Кроме этого, фермерское хозяйство должно иметь собственный расчетный счет, открытый в выбранном банке.

Для открытия фермы необходимо наличие стартового капитала. При этом часть средств может быть взята на заемной основе в банке. Для этого необходимо предоставить грамотно составленный бизнес-план с прозрачным отслеживанием финансовых потоков. Желательно обращаться в банки либо частные кредитно-финансовые учреждения, ориентированные на выдачу кредитов именно организациям сельскохозяйственного типа, так как прочие банки попросту могут не разобраться в особенностях организации деятельности, изложенных в бизнес-плане.

Некоторые фермерские хозяйства могут претендовать на материальную поддержку бизнеса со стороны государства, однако такой помощью могут воспользоваться только хозяйства, деятельность которых внесена в программу развития АПК.

Разведение кур

Куриное мясо является одним из самых популярных во всем мире не только благодаря высоким вкусовым характеристикам, но и более низкой стоимости по сравнению со свининой, говядиной и прочими разновидностями мяса. А о популярности куриных яиц можно даже не упоминать, так как они входят в состав практически всех современных блюд. Именно поэтому разведение кур – дело, способное приносить стабильный ощутимый доход.

Наиболее удачное размещение такого бизнеса – территория загородного дома, желательно находящегося в собственности предпринимателя. Открывая ферму по разведению кур, необходимо опираться на следующие ключевые моменты организации данного бизнеса:

  1. Выбор породы птицы . Согласно современной классификации, породы кур подразделяются на яичных (разводимых именно для несения яиц), мясных (выращиваемых с целью получения мяса) и мясояичных (разводимых для комплексного получения продуктов).
    Выбирая конкретную породу, предприниматель должен ориентироваться на наличие собственного опыта и поставленные цели. При выборе конкретной породы необходимо выяснить все особенности содержания птиц, включая такие показатели как температура воздуха в курятнике и уровень освещенности.
  2. Количество содержащихся на ферме кур . Данный показатель влияет на прочие условия организации бизнеса – объемы закупок корма, число работников фермы, размеры курятника, площадь для выгула и прочее.
  3. Оборудование курятника . Наивно полагать, что ферма по разведению кур предполагает постройку только курятника. Дополнительно он должен быть оборудован различной техникой и установками – лотками с кормом, поилками, измерителями влажности воздуха, температуры и прочее.
  4. Тщательное слежение за состоянием птиц . Для предотвращения риска, связанного с падением кур, после приобретения требуется тщательное отслеживание их внешнего вида, состояния оперения, уровня линьки и бледности клюва.
  5. Выгул птицы . Место и время выгула кур должно быть тщательно продумано, при этом выгул должен преимущественно осуществляться в теплый период года и светлое время суток. Так как куры во время выгула ищут для себя пищу, ее нужно обеспечить в виде червяков, комбикорма и кукурузы.

Ориентировочный период окупаемости такого бизнеса составляет около 8 месяцев, что характеризует направление как высокорентабельное.

Свиноводство

Разведение свиней является одним из наиболее рентабельных видов коммерческой деятельности в сфере животноводства. В ведении бизнеса в данном направлении особое внимание следует уделить сбыту племенного молодняка. Для того чтобы стартовые инвестиции окупались, необходимо сбывать по 2-3 поколения животных. Выбор способа питания свиней (сухой или жидкий) зависит от предпочтений самого разводчика.

Условия помещения, в котором будут содержаться животные, также влияют на их здоровое развитие. Строительство помещения с нуля является достаточно затратным и невыгодным для начала нового бизнеса. Поэтому рекомендуется подыскать пустующую ферму с ее последующей арендой или покупкой. После этого в помещении должен быть сделан ремонт, подведены все требуемые сети – вентиляции, электроэнергии и водоснабжения.

Следует помнить, что чем лучше помещение оборудовано, и весь процесс выращивания животных автоматизирован, тем меньше потребуется нанимать работников, следящих за содержанием свиней. Однако, без таких вакансий как зоотехник, ветеринар, управляющий-администратор и бухгалтер просто не обойтись.

По данному направлению рентабельность оценивается на уровне 25% , соответственно стартовые вложения способны окупиться примерно через 4-5 лет.

Овцеводство

Развитие бизнеса, связанного с овцеводством, обладает определенными достоинствами. Они заключаются не только в стабильном доходе, но и постоянном спросе на продукцию фермы. При этом продукцией является не только мясо, но и шерсть, а также овечий сыр.

Направление обладает преимуществом в том, что бизнес может быть начат буквально с приобретения нескольких голов, а в дальнейшем, по мере развития и налаживания работы фермы поголовье может быть увеличено.

В черте города заниматься овцеводством будет достаточно проблематично, поэтому подавляющее большинство таких ферм расположено в сельской местности. Плюсом также является то, что для содержания животных подойдет любое помещение, даже неотапливаемое. Приобретать площадь для выгула овец необходимо с учетом дальнейшего увеличения поголовья.

Несмотря на то, что рентабельность бизнеса, связанного с овцеводством, составляет всего 10-15% , при грамотном подходе к делу и составлении четко структурированного бизнес-плана ферма способна окупиться через 1-1,5 года.

Выращивание сельскохозяйственных культур

Среди многообразия видов деятельности стремительно набирают популярность зерновые культуры. Причем активно выращиваются не только традиционные сорта (рожь и пшеница), но и современные культуры, выведенные с помощью селекционного отбора.

По последним данным статистки, объемы собранного зерна ежегодно возрастают, что характеризует данное направление сельскохозяйственного бизнеса как достаточно перспективное. Немаловажным достоинством является существенная поддержка со стороны государства, что во многом позволяет решить проблему поиска стартового капитала.

Однако вновь созданной ферме по выращиванию с/х культур может быть сложно в условиях развитой конкурентной среды. Именно поэтому требуется составление грамотного бизнес-плана, учитывающего все особенности данной деятельности.

При планировании бизнеса в первую очередь необходимо определиться с конкретной зерновой культурой, которую предполагается выращивать. Далее на этом выборе будет базироваться дальнейшее планирование всего технологического процесса, включая такие аспекты, как:

  • особенности обработки почвы;
  • способы посева семян;
  • сроки и технология сбора урожая;
  • разновидности используемых удобрений;
  • способы защиты растений от вредоносных насекомых и болезней и прочее.

При условии грамотно составленного бизнес-плана, рационального использования средств, полученных от государства и полного следования в коммерческой деятельности намеченному плану, бизнес по выращиванию зерновых культур способен окупиться менее чем за 18 месяцев .

Выращивание овощей/ фруктов

Открытие сельскохозяйственной фермы по выращиванию овощей или фруктов также относится к перспективным направлениям развития бизнеса в силу повсеместного увлечения употребления в пищу только натуральных продуктов. И, так как потенциальные потребители не до конца доверяют качеству с/х продукции, выращенной государственными коллективными хозяйствами, то открытие частных ферм вполне может стать перспективным бизнесом, приносящим стабильный доход. Тем более, по мнению экспертов, цены на данную продукцию в дальнейшем будут только подниматься, а спрос при этом не только не будет снижаться, но, возможно, и возрастать.

Как и любое другое направление развития бизнеса, данная деятельность требует составления грамотного бизнес-плана, учитывающего все особенности и возможности самого предпринимателя. Первым делом в бизнес-плане должно быть определено, какую именно культуру предполагается выращивать с учетом региональных особенностей территории, на которой будет открыта ферма. То есть нужно определиться, какие культуры пригодны для выращивания в климате конкретного региона, а какие — нет.

Также в обязательном порядке должен быть выбран один из двух способов выращивания овощей/ фруктов, а именно выращивание в теплицах либо в открытом грунте . Должны быть выбраны способы защиты урожая от нежелательного воздействия насекомых, заболеваний культур.

Следует помнить, что автоматизация процесса выращивания положительным образом влияет на урожайность фермы, повышая тем самым рентабельность бизнеса.

При открытии фермы по выращиванию овощей или фруктов следует помнить о получении сертификатов качества на продукцию, что положительным образом влияет на успех в поиске каналов сбыта и формировании постоянных клиентов на продукцию. При умелом ведении бизнеса инвестиции в открытие фермы способны окупиться менее чем за год.

Рынки сбыта продукции

Установление стабильных каналов сбыта выращенной продукции крайне важно для успешного ведения фермерского хозяйства. Для поиска каналов предварительно должен быть произведен анализ ситуации на местном рынке с/х продукции. В ходе данного анализа оценивается разработанность бизнеса в данном регионе, определяется уровень конкурентной борьбы и рассчитывается уровень спроса на продукцию.

При этом важно определить направления поиска каналов сбыта, ими могут быть:

  • Организации, работающие в сфере общепита – кафе, рестораны, столовые при заводах и промышленных предприятиях, места общественного питания при учебных, офисных и прочих организациях.
  • Организации, занимающиеся непосредственно пищевой промышленностью – мясо- и хлебокомбинаты, предприятия по производству макаронных изделий и круп, организации по изготовлению кондитерской продукции и прочее.
  • Торговые предприятия оптового и розничного типа.

Следует помнить, что одним из важнейших условий успешного поиска каналов сбыта является конкурентоспособность продукции фермы, а также соответствующий уровень качества при умеренных ценах на нее.

Если продукция фермерского хозяйства отвечает предъявляемым требованиям, то ее сбыт можно осуществлять и путем самостоятельной продажи на продовольственных рынках (как розничных, так и оптовых).

Затраты и сроки окупаемости

Размер затрат, связанных с организацией крестьянско-фермерского хозяйства, во многом зависит от изначальных условий бизнеса. К примеру, если КФХ создается на базе уже действующего домашнего хозяйства, то размер стартовых инвестиций будет значительно меньше, так как в распоряжении уже будет земельные угодья и хозяйственные постройки.

Другая ситуация складывается, если ферма создается «с нуля». При этом размер стартового капитала также может отличаться в зависимости от выбранного направления развития бизнеса, стоимости аренды участка, цены приобретения животных или растений и прочего.

Если брать средние цифры, то в общей сложности для открытия КФХ потребуется примерно 5-6 млн. рублей.

Окупаемость бизнеса также зависит от того, какое направление деятельности фермы было избрано. К примеру, если ферму планируется развивать в сфере свиноводства, то стартовые инвестиции окупятся приблизительно через 4-5 лет. Если же КФХ будет работать в направлении разведения кур, то бизнес начнет приносить прибыль уже спустя 8 месяцев в силу высокой востребованности продукции.

Таким образом, при планировании открытия фермерского хозяйства в первую очередь необходимо определить направление для его развития, выяснить особенности ведения хозяйства в данной сфере и составить структурированный бизнес план, определяющий всю дальнейшую организацию бизнеса с учетом максимального снижения вероятности возникновения рисков.

Видеоматериал об организации фермерских хозяйств

На видео рассматривается вопрос о том, с чего начать бизнес в данном направлении:

Государство прикладывает максимум усилий, чтобы помочь развитию сельскохозяйственной отрасли России. С этой целью разрабатываются новые программы, субсидии и льготы. Сегодня разберем, в чем заключается поддержка фермерских хозяйств в 2017 году.

На кого распространяется государственная поддержка

Господдержка применима как для начинающих, так и для опытных фермеров. В этой статье будет рассмотрена базовая государственная помощь. Каждый регион принимает собственные дополнительные меры для развития сельскохозяйственной отрасли. Перечислить все просто невозможно, поэтому о региональных субсидиях и иной помощи стоит узнать в местном комитете по сельскому хозяйству.

О региональных субсидиях и иной помощи стоит узнать в местном комитете по сельскому хозяйству или в областной администрации.

Правительство сформировало единую программу, рассчитанную на 2013-2020 годы, под названием: «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». В ней предусмотрены целевые гранты, конкурсы, необходимое консультирование, предоставление субсидий.

Комплекс мер, на которые может рассчитывать крестьянское и фермерское хозяйство на этапе становления:

  • Субсидирование процентов по кредитованию.
  • Гранты на организацию быта молодых фермеров.
  • Гранты на открытие КФХ.
  • Частичное субсидирование первоначального взноса по лизингу.
  • Развитие животноводческих КФХ.

Рассмотрим программы, которые нацелены на поддержку молодых фермеров.

Гранты

Выданные гранты могут направляться на покупку земли, подведение к готовым объектам инфраструктуры, а также на разработку и постройку новых проектов сельскохозяйственного назначения.

Начинающий фермер может единожды. Каждый из получивших его должен в обязательном порядке представить полный отчет о расходовании денежных средств. Форма отчета ежегодно меняется, найти ее можно на сайте Минсельхоза.

В регионах ежегодно проводятся конкурсы, на которых принимаются решения о распределении грантов. Желающие подают заявки в установленной конкурсной комиссией форме. Размеры грантов и количество победителей меняются от года к году, в зависимости от лимита финансирования.

Субсидии процентов по инвестиционным кредитам

Инвестиционное кредитование может использоваться исключительно с целью развития сельскохозяйственного бизнеса: покупка техники, скота, необходимого оборудования.

Размер кредитов для молодых фермеров достигает 5 млн руб. на срок до 15 лет с правом льготного периода до 5 лет. КФХ, которые желают получить поддержку государства, должны подать соответствующую заявку на участие. Счастливчики, как и в предыдущем случае, определяются путем конкурсного отбора, исходя из лимитов финансирования.

Победители в конкурсе, если это необходимо, обращаются в специализированные гарантийные фонды либо в региональный залоговый центр для получения поручительства и поддержки с их стороны. После того как банк принимает решение о выдаче кредита, следует обращение к органам АПК, которые отвечают за субсидирование по выплатам процентов по кредиту.

Гранты на организацию быта молодых фермеров

Цель – оказать единовременную материальную поддержку фермеров на организацию быта. На выделенные деньги участник программы может приобрести жилье и мебель для него. Правда, не предусмотрено, что человек будет оформлять покупку вторичного жилья. Мероприятие нацелено на приобретение новостройки либо индивидуальное строительство.

Время проведения конкурса и объемы финансирования определяются отдельно в каждом регионе. Отслеживать актуальную информацию следует на сайте профильных государственных учреждений, работающих с малым и средним бизнесом в сфере сельского хозяйства.

Отслеживать актуальную информацию следует на сайте профильных государственных учреждений, работающих с малым и средним бизнесом в сфере сельского хозяйства.

Частичное субсидирование первоначального взноса по лизингу

Цель мероприятия – обеспечить доступность для сельского хозяйства. Допустимо приобретать не только технику, но и оборудование, животных с целью ведения сельскохозяйственной деятельности.

Животноводство

С целью развития КФХ, занимающихся животноводческой отраслью, государство обязуется покрыть до 60% затрат на реконструкцию или строительство ферм и заводов. Остальное финансирует сам фермер. При этом допустимо, что 30% из оставшихся 40 он может погасить за счет кредитов. После проведения конкурса победители должны представить исчерпывающий отчет о расходах по выданным деньгам.

Для фермеров, которые уже ведут свою деятельность, также предусмотрены программы поддержки, которые помогут расширить действующий бизнес. Сюда входит помощь в предоставлении поручительства и гарантий при получении целевых кредитов на развитие, частичное возмещение затрат на покупку рабочей техники, земли, скота и оборудования.

Кроме того, государственная программа в помощь КФХ подразумевает налоговые льготы. В частности, была введена новая система налогообложения – ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), который был призван упростить деятельность фермерских хозяйств, связанную с уплатой налогов. Он представляет собой замену остальных налогов, таких как налог на имущество, НДС (за исключением случаев, прописанных в ст. 174.1 НК РФ) и др.

Как уже говорилось ранее, условия и порядок предоставления грантов зависят от субъектов РФ. Актуальную информацию по вашему региону можно получить в местных органах АПК.



Вверх