Помощь в оформление господдержки для сельхозпроизводителей. Рынки сбыта продукции. Государственная поддержка КФХ

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

Здравствуйте! Сегодня поговорим про субсидии и гранты сельскому хозяйству в 2018 году.

В связи с санкционной риторикой в отношении нашего государства, предпринимаются серьезные меры, которые направлены на развитие и повышение уровня ведения сельского хозяйства. В текущем году государством планируется выделение еще более серьезного объема средств для данной отрасли.

Виды грантов сельскому хозяйству

Программы выдачи грантов позволяют фермерам и владельцам выйти на новый уровень развития, построить хозяйство, которое будет успешно в экономическом плане.

Сейчас рассмотрим, какие же гранты бывают:

  • Гранты, выделяемые для проведения коммуникаций на сельскохозяйственных предприятиях, для , для строительства различных объектов в сельском хозяйстве;
  • Субсидирование мероприятий по модернизации хозяйства;
  • Субсидирование для погашения платежей по ;
  • Частичная компенсация средств, затраченных на строительные работы по возведению объектов производства;
  • Гранты на покупку сельскохозяйственных животных;
  • Компенсация средств, затраченных на удобрения.

Вообще, имеется 2 варианта оказания поддержки отрасли сельского хозяйства. Гранты, которые государство выделяет начинающим фермерам и семейным фермерским хозяйствам.

За получением такого гранта может обратиться начинающий фермер, который соответствует определенным критериям, речь о которых пойдет далее.

Критерии профессиональной оценки

  1. Профессионализм фермера, который подает заявку на грант на развитие сельского хозяйства. Этому критерию соответствуют: фермеры с высшим образованием (лучше профильным), имеющие рекомендации от местных властных органов;
  2. Наличие грамотно составленного , в котором: сформулированные цели на будущее, способы их достижения, используемые ресурсы, конечный результат.
  3. Наличие ;
  4. Наличие в собственности объектов для реализации поставленных целей;
  5. Планы осуществления сбыта готовой продукции.

Заключительным критерием для оценки является следующий: насколько предлагаемый проект значим для общества.

Учитывая все вышеперечисленные критерии, комиссия выделяет наиболее достойного участника конкурса.

Требования к претендентам

  • Гражданство Российской Федерации;
  • Должность главы КФХ, причем действующего менее 2-х лет;
  • С опытом работы в сельскохозяйственной сфере не менее 3-х лет;
  • Претендент не получал гос. поддержку ранее;
  • Претендент должен проживать в той местности, где располагается его КФХ.

Процедура получения гранта

Для воплощения в жизнь всех идей начинающего фермера в любом случае требуется наличие определенного количества денежных средств, без них никуда. Вот только проблема состоит в том, что далеко не у каждого эти средства имеются, и не все знают . Именно в таких случаях государство готово оказать помощь в виде выделения гранта на развитие фермерского хозяйства.

Грант – тип материальной помощи, которую не нужно возвращать, но получивший его, должен предоставить отчетность за потраченные средства.

Чтобы такую помощь получить, нужно выполнить несколько задач. Поэтому остановимся на некоторых тонкостях и нюансах процедуры получения поддержки от государства.

Прежде всего, стоит учесть то, что предлагаемый проект должен заинтересовать членов экспертной комиссии. Это нужно проанализировать до момента подачи заявки.

Денежные средства, полученные в качестве гранта, потратить по своему усмотрению не получится: за них нужно будет отчитаться.

Теперь рассмотрим, какие документы нужны, для успешной подачи заявки:

  • Заполненный бланк заявления;
  • Ксерокопия документа, удостоверяющего личность;
  • Ксерокопия диплома;
  • Бизнес-план;
  • Верно заполненная анкета;
  • Рекомендации;
  • Согласие для обработки персональных данных;
  • Копии Устава;
  • Справка, которая подтвердит, что заявитель действительно является субъектом малого бизнеса.

Если комиссия потребует еще ряд документов, их нужно будет обязательно предоставить.

Всю сумму гранта полностью не выдают, перечисление происходит долями.

Если фермер получает грант для развития сельского хозяйства, ему нужно будет еще и уплачивать налоги, после получения каждого транша. Еще один важный момент: если целью получения средств, является какое-либо оборудование, то оно и будет предоставлено предпринимателю, а не финансовые средства на приобретение.

Касаемо грантов на создание фермерского хозяйства, стоит сказать, что их можно получить не только у российских инвесторов, но и у зарубежных. Поэтому прежде чем подавать заявку, следует уточнить, кто именно является инвестором, так как их требования значительно отличаются друг от друга.

Изучив заранее эти требования, можно провести коррекцию своего бизнес-плана в соответствии с их запросами. Например, инвесторам из других государств особенно важно целевое использование полученных средств, а отечественные спонсоры больше интересуются количеством потенциальных рабочих мест, которые будут созданы, если проект реализуется.

Если говорить о получении гранта на развитие крестьянско-фермерских и фермерских хозяйств, здесь предпочтение получают те лица, которые готовы не только просить денег у государства, но и вносить в развитие дела свои средства.

Другие виды поддержки

Кроме гранта, молодые фермеры могут воспользоваться и единовременной помощью государства. Решение о ее выдаче также принимает комиссия экспертов, а потратить ее можно на ремонт или приобретение жилья, приобретение мебели, офисной техники, проведения Интернета, проведение различных коммуникаций и т.д.

Заключение договора и перечисление средств

После того, как фермер признается победителем в конкурсе по распределению средств, между ним и Министерством финансов заключается договор, на основании которого начисляется грант. Средства будут начислены в течение 5 дней с момента подписания договора.

В договор включаются следующие пункты:

  • Сумма средств, которые будут выделены;
  • Цель выделения средств;
  • Обязательство осуществлять с/х деятельность в течение 5 лет после того, как грант был выдан;
  • Оговоренные сроки отчетности;
  • Уровень ответственности сторон договора за нарушение его пунктов;
  • Процедура возврата средств, не использованных для реализации проекта.

Финансовые средства перечисляются с лицевого счета Министерства на счет, который открыт на имя получателя денег. Срок перечисления обычно оговаривается в заключенном ранее договоре.

Максимальная сумма гранта, которая может быть выделена одному человеку, составляет – 1500000 рублей, а единовременно оказываемой поддержки – 250000 рублей.

Как получить грант от частных инвесторов

Начинающей фермер может претендовать на получение гранта не только от государства, но и от частного фонда. Обычно такие фонды поэтапно финансируют грантополучателя. Если первые суммы освоены успешно и отчетность за их использование не содержит нарушений, происходит выплата следующей части средств.

Важным моментом обращения к частным инвесторам является то, что мелкие проекты вряд ли их заинтересуют. А вот если вы мыслите глобально и можете обосновать свои планы, вполне возможно, что вами заинтересуются и окажут необходимую финансовую поддержку.

Взяв за основу опыт людей, уже участвовавших в конкурсе на получение грантов, можно дать несколько практических рекомендаций тем, кто только планирует попробовать получить государственную поддержку.

  1. В каждом регионе имеются свои специфические моменты проведения конкурса. Это нужно учитывать и уточнять такую информацию заранее, чтобы быть полностью готовым;
  2. Регистрироваться в ФНС нужно только после детального изучения всех документов о проведении конкурса. Иначе есть риск быть недопущенным к нему.
  3. Учитывайте сроки действия всех справок, чтобы не пришлось собирать их повторно;
  4. Отнеситесь со всей серьезностью к оформлению бизнес-плана. Этот документ комиссия изучает особенно тщательно;
  5. Изучите все условия предоставления гранта именно в своем регионе проживания;
  6. Строго соблюдайте сроки предоставления отчетных документов.

Ответственность за нецелевое использование гранта

Если в ходе разбирательств будет доказано, что получатель гранта не планировал использовать его по назначению, а только получил и присвоил данные средства, либо не отчитался за них в установленные сроки, данное деяние может быть квалифицировано по статье «Мошенничество».

Также такой проступок может квалифицироваться по статье «Нецелевое использование бюджетных средств», что влечет уже уголовную ответственность.

Что хотелось бы сказать, завершая сегодняшний разговор? В случае получения фермером гранта, выигрывают многие: жители конкретной местности будут покупать продукцию местного производителя, фермер получит прибыль, а значит и возможность расширения своего бизнеса.

А какова же выгода государства? Чем меньше импортной сельскохозяйственной продукции будет продаваться в нашей стране, тем меньше внешнего влияния будет оказано на нее. Но эта история уже из другой области.

В сельской местности найти работу намного сложнее, чем в городе. Правительство рассчитывает, что российскую деревню вернут к жизни фермерские хозяйства, и пытается поддержать этот вид малого бизнеса на селе.

Что такое крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ)

Крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) образуется представителями одной семьи, которые лично занимаются животноводством и растениеводством. Родственниками считаются мужья-жены, родители или бабушки-дедушки, дети или внуки, братья-сёстры и их супруги и дети. Возраст, когда можно стать членом КФХ, – старше 16 лет. Допускается брать на работу не более 5 посторонних человек.

Видео — пример успешного развития фермерского хозяйства в Калужской области:

КФХ действует , как ИП, и считается коммерческой организацией. Без доверенности представлять КФХ может её глава, отвечающий за все юридические, финансовые, бухгалтерские вопросы предприятия. По долгам фермер, как и индивидуальный предприниматель, отвечает всем своим имуществом.

Законодательство, регулирующее деятельность КФХ

  • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 04.12.2006 № 201-ФЗ. Описывает, как создать ферму и какие права и обязанности есть у членов хозяйства.
  • ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ. Рассказывает, на какую господдержку могут рассчитывать сельхозпроизводители.
  • Земельный кодекс, ФЗ «Об обороте сельхозземель». Регулируют приобретение земельных участков и устанавливают причины, по которым землю могут забрать.
  • ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об охране окружающей среды» и т.п. Определяют параметры, которым должно соответствовать хозяйствование фермеров (экология, качество продукции).
  • НК РФ; ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельхозстрахования» и проч. Регламентируют финансовые вопросы.

Законодательство, регламентирующее деятельность КФХ достаточно часто пересматривается и редактируется.

Как получить землю под фермерское хозяйство

Проще и дешевле всего – арендовать земельный участок. В некоторых случаях, например, для пасеки, землю можно только арендовать. Однако в большинстве ситуаций в дальнейшем можно выкупить используемый участок по цене не дороже 15 % кадастровой стоимости, обладая преимущественным правом покупки.

При наличии участка в собственности стоит помнить, что его нужно использовать. Если поле пустует дольше 3 лет, его могут отобрать. Также к землям сельхозназначения нужно относиться бережно – экологические нарушения тоже могут стать причиной изъятия участка.

Как начать фермерское хозяйство с нуля — как зарегистрировать КФХ

Чтобы попасть в реестр КФХ, требуется составить соглашение, подписанное всеми его членами. В соглашении указываются все важные моменты деятельности: кто глава и члены, что они могут и должны делать, как используется имущество (земля, строения, техника, животные), как распределяются доходы.

Фермерские хозяйства регистрируются в налоговой службе в отдельном реестре. При этом заполняется заявление и предоставляется соглашение с приложением документов, подтверждающих родство (свидетельства о браке, рождении).

Как правило, сотрудники ФНС РФ дают все необходимые разъяснения и оказывают помощь при подаче заявления.

Выгодно ли этим заниматься

Сельскохозяйственные виды деятельности

Организуя КФХ, следует понимать, что работать в сельском хозяйстве придётся лично. Глава фермерского хозяйства не директор, он так же, как все, пашет, убирает навоз и проч. Возможно, для горожанина далеко не самый лёгкий способ заработать на жизнь, но для крестьянина, привыкшего к такой работе, ферма может стать достойной альтернативой другим вариантам трудоустройства.

Выбирая направление, стоит учесть, что животноводство меньше зависит от сезона, зато дольше окупается, чем растениеводство. Для начала выгоднее выращивать овощи.

Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия. Именно поэтому сложно конкурировать с европейскими, китайскими и прочими зарубежными производителями. К счастью, уже несколько лет есть возможность застраховать сельскохозяйственные риски, в том числе, гибель от засухи, возникновение эпизоотий, при которых необходимо вырезать скот, и т.п.

Скачать готовый бизнес-план фермерского хозяйства можно .

Никто не отменял проблем с реализацией для фермеров. Торговля всё больше переходит к сетям, а им интересны объёмы, превышающие возможности ферм. Выход – кооперация фермерских хозяйств и продвижение продукции через свой канал.

Дополнительные отрасли хозяйствования

КФХ могут обрабатывать выращенную продукцию (например, мыть картофель, квасить капусту или делать сыр), перевозить её, а также корма, ГСМ и т.п., хранить свой товар, продавать его напрямую потребителям.

Кроме того, возможно, например, реализовать навоз, предоставить технику, организовать кафе и т.п. Но сохранить статус сельхозпроизводителя со всеми субсидиями и льготами можно только, если доля доходов от животноводства и/или растениеводства в общей сумме доходов больше 70 %. Тот же навоз относится к химическому производству, а не сельскому хозяйству.

Государственная поддержка КФХ

На что можно рассчитывать

  • По линии сельхозпроизводства КФХ могут , например, субсидии на покупку ГСМ, особый налоговый режим с 5-летними каникулами, госзаказ, регулирование цен и тарифов, антимонопольные мероприятия, информационно-консультационную поддержку, участие представителей от фермеров в формировании политики.
  • По линии малого бизнеса и непосредственно КФХ возможны субсидии, как правило, от регионов, в частности, оплата лизинга на спецтехнику или дотации на реализацию приоритетных для области проектов (строительство теплиц, выращивание определённых пород и т.п.).
  • По линии поддержки села есть программы по строительству жилья, привлечению молодых специалистов (учителей, врачей, ветеринаров – важная инфраструктура для жизни фермерской семьи), школ, спортивных комплексов и т.п.

Удачливые фермеры могут получить от государства гранты даже на 5 млн. руб., но начинающим дают намного меньше.

Что нужно, чтобы получить

Для получения государственной поддержки необходимо соответствовать условиям выбранных программ, собрать пакет документов и написать заявление в структурное подразделение администрации субъекта РФ или его района, ответственное за сельское хозяйство.

Видео — репортаж об оптимистичном фермере:

Условия и документы в разных программах разные – узнать их перечни можно через правовые системы в интернете или на консультациях, которые предоставляют государственные центры информационного обеспечения сельхозпроизводителей или малого бизнеса.

Обычно требуются документы, подтверждающие соответствие условиям программы, например, то, что не меньше 70 % доходов получено от производства сельхозпродукции. Также сроки на подачу заявлений могут быть довольно сжатыми (2-3 недели), а обращаться лучше в числе первых, иначе бюджета может не хватить на всех.

Агрофраншизы, ассоциации и прочее

Интересный вариант для собственной фермы – агрофраншизы. Базовое хозяйство, обычно тоже фермерское, обучает технологии, предоставляет специфические оборудование, сорта и т.п. Иногда оно может выкупать готовую продукцию по определённым заранее ценам, что актуально для начинающих фермеров. Чаще всего предлагают и .

Чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных производителей, выгодно объединяться в союзы и ассоциации. Они позволяют организовать убойный пункт, элеватор, канал сбыта, юридическую защиту, консультации. Порой членство хоть в каком-нибудь союзе является условием получения господдержки.

Центры помощи фермерам, обычно региональные и муниципальные, помимо консультаций по любым вопросам: от технологий выращивания до налогообложения – могут помочь с составлением документов. Центры поддержки малого бизнеса, бывает, предлагают микрофинансирование, т.е. кредиты до 1 млн. руб., которые сложно получить в банках. Школы фермерства, форумы, семинары, зачастую бесплатные, позволяют узнать, как вести фермерское хозяйство.

Фермерское хозяйство – хороший выбор для крестьянина, особенно из отдалённой деревни. Фактически делать надо всё то же, что в крестьянской семье и так делают, но есть возможность обновлять технику и оборудование, находить новых покупателей, страховать на выгодных условиях риски.

Видео — об одном из подмосковных крестьянско-фермерских хозяйств:

В нынешних экономических условиях развитие некоторых отраслей выступает приоритетным для государства. К таким относятся сельское хозяйство, садовничество, животноводство и т.п. Для поддержания отрасли и привлечения новых участников, на федеральном уровне разработана программа по предоставлению субсидии начинающим фермерам в 2018г.

Получение поддержки

Субсидии фермерам в 2018 году назначаются исходя из размера, выделенного на конкретный регион. С каждым годом количество таких областей возрастает, но разделение общей суммы, назначенной правительством на развитие, происходит неравномерно.


Каждый регион получает часть согласно общим условиям. При этом оценивается, насколько он пострадал от введения санкций, общий уровень развития отрасли, наличие благоприятных условий и т.п.

В нынешнем году субсидия для фермеров составляет свыше 3 млрд. рублей, а общее количество регионов, участвующих в программе – 83.

Требования к фермерам

Чтобы оформить помощь в виде субсидии, начинающему фермеру в 2018 году необходимо соответствовать определенным критериям:

  • регистрация ИП, ООО или юридического лица иной формы;
  • наличие стартового капитала. Минимальный лимит собственных средств – 100 тыс. рублей;
  • наличие бизнес-плана, учитывающего порядок распределения средств, прогноз прибыли и доходности предприятия;
  • индивидуальный предприниматель должен проработать минимум 3 года и реализовать продукции свыше, чем на 30 тыс. рублей;
  • коллективные фермерские хозяйства имеют право обратиться за государственной помощью только один раз за весь период деятельности (до этого момента должно проработать свыше года);
  • личные подсобные хозяйства, микропредприятия, сельскохозяйственные кооперативы также имеют право воспользоваться государственной поддержкой.

Не смотря на то, что в основном предназначены субсидии для начинающих фермеров, предприятия, уже не первый год осуществляющее деятельность на рынке, имеют право воспользоваться возможностью на государственное финансирование. В этом случае можно получить помощь на развитие или расширение. Пособие допустимо потратить на выплату кредитных обязательств.

Порядок и особенности получения субсидий

Предусмотрен определенный распорядок, как получить субсидии фермерам. Помимо соблюдения определенных условий, описанных выше, необходимо подготовить заявление и собрать пакет документов:

  • Диплом, иной документ об образовании. Обязательно наличие высшего или среднего специального образования.
  • Трудовая книга, свидетельство о регистрации ИП или иные бумаги, удостоверяющие наличие стажа в отрасли свыше 3 лет.
  • Договора, накладные на реализацию продукции (если предприятие не новое), удостоверяющие объем товарооборота.
  • Выписка из банка или иные документы, подтверждающие наличие 10% от запрашиваемой суммы.
  • Бизнес-план.

На что можно потратить

Заявитель должен указать и гарантировать, что не получал ранее государственной помощи. На основании представленного плана по развитию, комиссия принимает решение по выдаче помощи.


Полученные от государства субсидии нельзя тратить по своему усмотрению

При этом нужно понимать, что субсидии молодым фермерам можно потратить только на строго определенные цели, например:

  • сельскохозяйственная техника;
  • посадочный материал, удобрения;
  • земельные участки;
  • скот;
  • корма для животных.

Проверка и отчетность

Комиссия оставляет за собой право проверять порядок расходования средств. Периодичность проверок устанавливается индивидуально – раз в год, в квартал. Аналитика и сверка происходит на основании статей бизнес-плана.

Достижение запланированных результатов при этом также учитывается.


Следует знать, что при обнаружении неточностей, например, расходовании средств на неучтенные в плане статьи, выданные субсидии на поддержку начинающих фермеров потребуется вернуть в полном объеме. О том какие еще субсидии можно получить от государства читайте в следующих материалах на нашем сайте.



Вверх