Для чего нужны типы речи. Основы лексики: что такое типы речи в русском языке
Речь - это необходимое средство коммуникации человека. Сфера его применения обуславливает разделение на разновидности, которые называют функциональными стилями. Всего их насчитывают пять: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный. Каждый из стилей реализуется как в устной, так и письменной формах, имеет свои лексические, синтаксические, морфологические особенности.
Отдельно выделяют также и типы речи. Таблица, представленная в данной статье, поможет разобраться в этом вопросе.
Рассуждение - это такой тип речи, в котором представлены причинно-следственные связи, что обуславливает следующую структуру: тезис - аргумент - вывод. Для рассуждений характерно использование вводных слов,
Основные данные, описывающие типы речи, будут представлены в таблице ниже.
Композиция | Особенности |
|
повествование | завязка - развитие - кульминация - развязка | преимущественное использование глаголов и наречий |
описание | общее представление о предмете - отдельные признаки предмета - выводы, авторские суждения | использование глаголов несовершенного вида, простые, неполные, назывные предложения |
рассуждение | тезис - аргумент - вывод | использование вводных слов, сложных синтаксических конструкций |
Подведем итог
Рассмотренные нами стили и типы речи в русском языке не являются статичными. Люди самостоятельно для себя выбирают форму общения. Нередко пограничные стили изложения информации смешиваются. Это обусловлено социальной функцией речи.
Виды речи:
1) монологическая речь:
Информационная - стремление донести до слушателей новую информацию;
Воодушевляющая - желание воздействовать на разум, чувства и желания людей;
Призывающая к действию - обращение к благородным чувствам людей, попытка склонить к своему мнению;
Убеждающая - стремление убедить слушателей принять точку зрения, воздействовать на взгляды людей;
Развлекательная - желание доставить слушателям радость, поднять настроение, воспитывать при помощи юмора;
Поздравительная - воодушевить, выразить доброе отношение, обратиться к чувствам, желаниям и мечтам человека;
Траурная - желание поддержать человека, утешить в горе;
2) диалогическая речь:
Диспут - стремление выяснить, на каком этапе находится решение проблемного вопроса, выявляя сильные ислабые стороны различных точек зрения; дискуссия - обсуждение какой-нибудь проблемы, обмен мнениями;
Прения, дебаты - публичное обсуждение, обмен мнениями;
Светская беседа - разговор, общение между двумя и более людьми, при котором они обмениваются мыслями и чувствами при помощи слов;
Деловая беседа - решение профессиональных задач и обсуждение деловых вопросов.
Существует три типа текста, каждый из который выполняет свою задачу. Это повествование, описание, рассуждение.
Повествованием называется рассказ о событиях, изображенных в произведениях, о действиях и поступках персонажей. Каждая фраза текста рассказывает о том, что происходит с героями, что они делают. Содержание в повествовании развертывается последовательно. Здесь говорится о событиях, действиях, которые следуют друг за другом, сменяют друг друга.
Композиционная схема повествования:
1)начало события;
2)развитие события (с точкой высшего напряжения события - кульминацией);
3)конец события.
В зависимости от предмета речи существуют разные стратегии повествования.
Начало речи может быть разным:
Обращение к адресату;
Общая мысль о повествовании;
Общепринятая истина в виде афоризма;
Указывается место, время, действующее лицо. Развитие события:
Может излагаться последовательно;
Может начинаться с середины, с конца, с необычного момента и возвращаться к началу.
Но в любом случае рассказчик должен нагнетать события, подводить к кульминации, которая будет в серединной части повествования.
Конец события - это развязка и вывод.
Описанием называется последовательное перечисление отдельных свойств, признаков, качеств, присущих людям, предметам или явлениям природы. С помощью описаний рисуются портреты персонажей, дается общее представление об их характерах, обстановке, в которой они живут, и т.д. В тексте-описании признаки, свойства предмета, явления можно увидеть одновременно, все сразу, или последовательно.
Композиционная схема описания:
1) общее впечатление от предмета речи;
2) признаки предмета речи;
3) оценка предмета речи.
Начало описания строится следующим образом.
Приводится эмоциональное обращение к предмету описания. Далее описывается время и место, где был встречен предмет. Причем сначала дается общая картина, фон, затем приводится описание самого предмета. При этом большое внимание уделяется направлению взгляда. Описание движется от внешнего к внутреннему.
Правила середины описания:
Главная информация должна быть в конце;
Все части предмета должны быть четко, ясно отделены, друг от друга и описаны порознь, последовательно;
Отсутствие излишней детализации, показ главного;
Отсутствие повторов;
В заключение описания следует:
Вновь обратиться к предмету речи;
Выразить свои чувства и желания;
Сказать, ради чего описывался предмет.
Рассуждение - это размышление повествователя по поводу тех событий и характеров, о которых идет речь в произведении. В тексте-рассуждении в определенном порядке излагается какая-либо мысль с доказательствами, раскрываются причины, дается объяснение чего-либо.
Композиционная схема текста-рассуждения:
1)тезис (основная мысль);
2)доказательства;
Типы речи - разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.
Повествование - тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.
Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- экспозиция
- завязка
- развитие действия
- кульминация
- развязка
Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом - о самом действии.
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Повествованию свойственны:
- сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
- динамичность;
- ведущая часть речи - глагол или слова со значение движения.
Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.
Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.
М.Ю. Лермонтов
Описание - тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
- общее представление о предмете;
- описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
- авторская оценка, вывод, заключение.
В описании широко используются:
- слова, обозначающие качества, свойства п редметов;
- глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени;
- согласованные и несогласованные определени я;
- назывные и неполные предложения.
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.
И.А. Бунин
Рассуждение - тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.
Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.
Рассуждение строится по следующему плану:
- тезис (высказывается какая-то мысль);
- аргументы, доказывающие его;
- вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.
Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
(Н. Морозова)
Список литературы
- Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст. - М.: Астрель, 2008.
- Уроки развития речи 5, 6, 7 кл. Методическое пособие для учителей. Под редакцией. Канакиной Г.И, Пранцовой Г.В. - М.:Владос, 2000.
- Уроки русского языка (собрание материала) ().
- Теория. Тесты ().
- Повествование ().
Презентация «Типы речи»» ().
Домашнее задание
Определить тип речи.
1 вариант
(1) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (2) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (3) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (4) А главное, каждому признаку надо помочь развиться.
2 вариант
1. Рассуждение. 2. Повествование. 3. Описание.
(1) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру. (2) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (3) И нет уже писателя. (4) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (5) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством.
3 вариант
1. Рассуждение. 2. Повествование, 3. Описание 4. Рассуждение и описание.
(1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4) Но в первую очередь, и небольшие деревеньки, и сёла с вётлами, колодцами, баньками, тропинками, садами, резными наличниками, пастушьими рожками, соломенными крышами, маленькими единоличными полями (В. Солоухин).
4 вариант
1. Рассуждение. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.
(1) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (2) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук матери мальчик в синей кофточке. (3) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (4) Я улыбнулся. (5) Молодая мать усадила его на место.
5 вариант
1. Рассуждение и повествование. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.
(1) Дуэль! (2) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (3) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (4) Самое позднее - завтра утром. (5) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (6) Сплетник вынужден был осторожничать. (7) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (8) А как же Пушкин? (9) Какая непоправимая, и бессмысленная гибель… (10) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (11) Да, «невольник чести», но ведь чести!
дения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»). Обратная связь осуществляется в виде ответа – нового высказывания либо в виде дей-
ствий, поведения, определяемого первым высказыванием.
Типы речи (текста)
В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (контаминированного) текста.
В п о в е с тв о в а н и и излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям.
В о п и с а н и и нет событий, сюжета, изображаются картины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляет интерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Примеры тем описаний: «Гроза», «Лес в сентябре», «Колокольчики», «Рожь» – картина Шишкина». Описание может быть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».
Р а с с у жд е н и е м называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:
Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям; объяснение причинно-следственных связей явлений: доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и пр.; построения умозаключений; работа над обобщениями и выводами. Примеры тем для рассуждений: «Лучшая профессия», «Почему надо беречь птиц?», «Как стать сильным и умелым?», «Кем быть или каким быть?».
Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».
Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также раз-
говорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так, в школе проводится сочинение «Береза» в научном ключе (ствол, ветви, листья, семена, березовый лес, древесина и пр.) и художественное сочинение о березе в зимнем наряде, в осеннем золоте, в весеннем кипении. Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка.
Теории строения текста
В 50–60-е годы интенсивно развивалась лингвистика текста. В ее основе признание того факта, что текст, как и предложение, тоже имеет регулярно воспроизводимые типы связей и, следовательно, свои единицы текста – «сложное синтаксическое целое» (ССЦ). Эти компоненты текста в графическом оформлении обычно совпадают с абзацем, но деление текста на абзацы произвольно, индивидуально, а ССЦ подчинены системе. Систему создают типы связей, они здесь проиллюстрированы примерами (см. также: Лосева Л. M. Как строится текст. М., 1980):
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолча ли, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданныйкустик и стал глядеть кругом (И. С. Тургенев. Бежин луг).
Слова я, мальчики изаблудился связывают данное ССЦ с предыдущим текстом: из него читатель узнал, кто я, кто такиемальчики и почему сказанозаблудился. Они во втором предложении – это местоимение, оно связывает второе предложение с первым(мальчики – они). Такую же роль выполняют местоименияменя, я, мы.
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески.
Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.
Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями. И далее у Тургенева:
Всего мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)
2. Логические связи. Мальчики, узнав, что ночной гость – помещик, помолчали, посторонились. Читатель с самого начала знал, что я – барин, а мальчики узнали только в указанный момент.
3. Лексические связи. Повторяются слова мальчики, круглое красноватое отражение
и за черту круга.
4. Синонимические связи: огни, пламя.
Антонимические отношения: они легко прослеживаются в дальнейших описаниях мальчиков: разговорчивый – молчаливый.
5. Местоименные замены – их в данном тексте много.
6. Наречные замены – около костра итам.
7. Союзы, связывающие предложения.
8. Частицы в роли средств связи: далее, бы, ли, не.
9. Интонационные связи, которые на письме частично передаются пунктуацией: вопросительным знаком, многоточием, восклицательным знаком.
10. Связующим средством в ССЦ может служить и тип связи между предложениями. Цепная связь:
Сверкнул ослепительный зигзаг молнии. И сразу же, почти в то же мгновение, раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна...
Последовательное развитие событий:
Цепная связь: возврат к прошлому:
Иван Иванович едет на Дальний Восток. Побывать в Уссурийской тайге – его давняя мечта. Ко
гда то он с упоением зачитывался книгами В. К. Арсеньева...
11. Параллельная связь:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Первое предложение задает общую тему, три последующих, параллельные друг другу, раскрывают ее.
В основе компонента текста лежит противопоставление, оно связывает текст в единстве противоположностей (тоже параллельная связь):
Есть люди активные и общительные, искренне почитающие себя альтруистами, благодетеля ми и знатоками других людей. Они дают советы, поучают... Они не подозревают, что не видят людей, с которыми общаются. Они думают, что любят, но не умеют любить.
Есть и другой тип. Представители его чаще всего люди тихие и незаметные, робкие и застен чивые. Они рады бы осчастливить мир, но убеждены, что он, такой большой и сложный, их благо деяний не примет, отвергнет и посмеется. Они пассивны, ибо боятся, что активность их причинит другим людям лишь неприятности.
12. Связующую роль выполняют вводные слова и предложения, обобщающие конструкции, выводы в итоге рассуждения, парадоксальные, неожиданные суждения.
Недаром текст называют «связным»: действительно, средств связи множество, но пишущий и тем более говорящий не всегда осознают и прогнозируют их.
Факторы речевого развития человека
Для понимания процесса речевого развития человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т. е. речи ребенка в самом начале овладения языком.
Психолог Н. И. Жинкин показал, каков механизм усвоения языка ребенка. Впрочем, модель этого механизма годится и взрослым: «При передаче сообщения вводится (в мозг человека. – М. Л .) два вида информации – а) о предметах и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека И развитие речи в школе// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4–8 классах. М., 1969. С. 104). Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает а н а л о г и и и в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Так, уже на ранних ступенях развития ребенок не только пользуется уменьшительно-ласкательными формами, но с помощью встречавшихся суффиксов оценки сам образует их. По аналогии со словамияблоня, вишня он образует «грушня». Услышав названиягрибовподберезовик, подосиновик, онспрашивает: «Акакназываетсягрибподелкой?»
Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.
Из сказанного вытекает вывод о роли р е ч е в о й (я з ы к о в о й) с р е д ы в овладении речью и языком и, следовательно, в развитии речи. Но это не единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:
– п о т р е б н о с т ь к о н т а к т а с близким человеком, сначала эмоционального
Тип речи — это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности.
В соответствии с этими целями лингвисты выделяют три типа речи : описание, повествование, рассуждение.
Повествование — функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности.
- Какова последовательность действий (событий)?
- Что происходило сначала и что происходило потом?
Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).
Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- экспозиция (не всегда есть),
- завязка,
- развитие действия,
- кульминация,
- развязка.
Экспозиция:
Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.
Завязка:
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
Развитие действия:
Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты.
Кульминация:
Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня.
Развязка:
Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М.Ю.Лермонтов).
Описание — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
- Каков предмет описания?
- Как он выглядит?
- Какие признаки для него характерны?
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).
Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- общее впечатление (или общий признак),
- признаки предмета, человека, явления или животного.
Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).
В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:
Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).
Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
- Почему?
- В чем причина данного явления?
- Что из этого следует?
- Каковы следствия данного явления?
- Что оно значит?
На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.
Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:
- тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
- обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
- вывод, заключение (могут отсутствовать в тексте).
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
Примечания:
- Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. Например, в отрывке из повести К. Паустовского «Золотая роза» последовательно сменяют друг друга все типы речи — повествование, описание и рассуждение.:
Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.
Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.
На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.
Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.
- В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
Источники:
- Раздел «Типы речи» в учебнике Е.И. Литневской «Русский язык»
Дополнительно о тексте и типах речи на сайте licey.net:
-
- Упражнения к теме « Основные правила построения текста
-
- Упражнения к теме « Функционально-смысловые типы текстов
- Текст-описание и его виды
- Упражнения к теме « Текст-описание и его виды
-
- Упражнения к теме « Текст-повествование и его виды