Буддийский храм солнца в карнаке. Храм бога Амона в Карнаке: описание, история и интересные факты

После смерти царя Соломона фараон Шешонк устроил поход в Палестину, и, воспользовавшись расколом в стране и слабостью царя Ровоама, от которого отделилась половина страны, захватил весь регион.

Были взяты многие города и пленные, а на воротах написаны, можно сказать, результаты инвентаризации захваченного. Тут написаны имена городов и пленников. Надписи не очень хорошо сохранились, но даже в таком состоянии, они бесценны для археологов, фактически, это полный список древних городов Палестины.

Так Египет опять взял полный контроль над палестинскими землями.

Странно, но в этих списках нет Иерусалима, хотя иудейская столица точно была взята, царская сокровищница досталась египтянам.

Эти ворота очень важны, царь Ровоам упоминается только в Библии, и больше никаких упоминаний о нем не найдено, царь Соломон упоминается не только в Библии, но и в некоторых других источниках, которые не являются документальными. Само существование этих правителей могло бы быть поставлено под сомнение, но именно эти записи дают подтверждение “с египетской стороны” тому, что история, описанная в Библии, действительно происходила.

На другой стороне внешнего двора находятся вторые ворота, которые сохранились уже гораздо хуже. Когда-то они были главными воротами в храмовый комплекс, а аллея сфинксов, которую мы видели перед первыми воротами, располагалась здесь, она была перенесена.


Именно за первыми воротами и находится колонный зал. Это сооружение когда-то было полноценным зданием с крышей, которая разрушилась со временем, сейчас остались только колонны.

Всего тут 134 колонны, которые формируют 16 рядов. Самый крупные колонны имеют обхват 10 метров, если вы поедите вдвоем, то не сможете их обхватить, придется кооперироваться с другими туристами, чтобы решить эту задачу.

Высота самых больших колонн составляет 24 метра, это чуть ниже хорошо знакомой нам 9-этажки, которых много российских городах.

Первый вопрос, который невольно задаешь себе, когда видишь эти колонны, “как же древние египтяне построили это?”. Камни, которые находятся на вершине колонн, весят по 70-80 тонн.

Есть несколько предположений, для постройки этого зала создавали специальные помосты из древесины, или, есть еще версия, что во время постройки место строительства просто засыпали грунтом, а потом срыли этот грунт, обнажив готовую постройку.

Автор этой статьи выбрал бы вторую технологию, она кажется более логичной и правдоподобной. Вы, наверное, заметили, что на колоннах есть надписи. Сам зал был построен фараоном Сети I, но это не сразу удалось определить, долгое время были разные версии о том, кто из правителей Египта является настоящим строителем.

При Сети I зал был построен, но декорация и нанесение надписей не было закончено. Надписи наносили следующие фараоны Рамзес II, и другие. Именно Рамзесу II многие раньше приписывали строительство, помня о его долгом правлении и величии. Некоторые потомки не считали преступным стесать надписи предшественников, и заменить своими. Также надписи пострадали в последующие эпохи, когда наследие древнего Египта подверглось уничтожению. Обратите внимание, надписи наверху, где их было трудно достать, остались невредимы.

В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бе-ни-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Выдающийся образец храмовых построек этого периода - органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри, в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке.

В древности они были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.

1. Храм Амон-Ра в Карнаке.

Н
ебольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

С
егодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (
баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».

К
олонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари. С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Х
рам Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Местонахождение древнего храма бога Амона, а также чтившихся вместе с ним богини Мут и богов Монту и Хонсу в Фивах (египетское название храма - Ипет-сут, «(Самое) избранное из (всех) мест»). Храм Ипет-сут, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении 2 тыс. лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнак был административным центром и главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» - солнечному богу Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц богине Мут и их сыну - лунному богу Хонсу. Святилище на территории Карнака могло возникнуть еще около 28 в. до н. э., самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (например, так называемый Белый храм Сенусерта I; 20 в. до н. э.).

Карнак. Статуя в храмовом комплексе.

В начале Нового царства (c 16 в. до н. э.) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. В 16 в. до н. э. по приказу царя Тутмоса I выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при совершении ритуальных действий.

Карнак. Обелиск Хатшепсут. Карнакский комплекс.

Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I - знаменитая фараон-женщина Хатшепсут. Перестройкой и расширением Карнака лично руководили зодчие Хапусенеб и Сененмут - «начальники всех работ» царицы, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты 2 обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.

Преемник царицы фараон Тутмос III Ахменну построенный в Карнаке большой юбилейный храм - «Блистательный памятниками». Судя по одной из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62 своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака» - перечень всех царей-предков Тутмоса III. Оригинал находится в парижском Лувре. На барельефах фараон изображен во время охоты и атлетических соревнований.

Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» - одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Хотя сохранилась только небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные изображения растений и животных, которых Тутмос привез в Египет из Сирии в дар Амону.

Карнак. Колонны храма Амона (середина 16 в. до н.э).

В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет (Сохмет), ее супругу «прекрасноликому» Птаху (Пта) и их «лотосоподобному» сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском. В руках богини - скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. От когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства, остались лишь заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с рельефами. На юге Карнака на берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, и сегодня высятся десятки разбитых гранитных статуй Сехмет. Более 700 статуй этой грозной богини были воздвигнуты вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, чтобы дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония. Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут - лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного Священного озера, расположенного на территории комплекса Амона, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея, воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца. В Священном озере жрецы четыре раза в день совершали ритуальные омовения. С площадки над озером открывается великолепный вид на Карнак.

В 1 тыс. до н. э. в Карнаке возводятся небольшие святилища Осириса. В 13 в. до н.э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе 19 династии и его сыне - Рамсесе II Великом, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал (конец 14 - начало 13 вв. до н. э.), 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. м и отделаны листами золота. От золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн. Сотни тысяч иероглифов, прославляющие царские деяния, покрывают эти колонны.

Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В 4 в. до н. э., во времена правления XXX династии, Карнак переживал последний период своего расцвета. Была расширена древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом. От нее аллея овноголовых сфинксов ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса II Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев. Последний правитель, строивший на его территории - римский император Домициан (81-96 гг. н. э.). С Луксором Карнак соединяет аллея сфинксов (время Аменхотепа III; начало 14 в. до н. э.).


Египет. Карнак. Аллея сфинксов. Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. 15-13 вв. до н.э.

Карнак знаменит тем, что здесь находится самый большой храм Египта и самый большой в мире религиозный комплекс! Трудно себе представить, но он непрерывно отстраивался в течение двух тысячелетий… Перейдем к описанию карнакского храма и комплекса

Из поколения в поколение, от фараона к фараону отстраивалось это египетское чудо в северной части города Фивы, на восточном берегу Нила. Уже начиная с XIX династии Карнакские храмы считались национальной святыней. Все периоды египетской истории оставили здесь следы, каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.


Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства. Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм, посвящённый богу Амону Ра. Внутри комплекса имеются и другие храмы, но храм Амона является самым крупным по размерам и протяженности. 10 пилонов стоят в Карнакском храме, 6 из них вдоль главного входа в храм, с запада на восток. Вид через следующие друг за другом ворота пилонов открывает перед нами захватывающее дух зрелище: огромные залы и внутренние дворы в глубине храма, где на расстоянии в 260 метров находятся святилища.


Некоторые из древнейших храмов Карнака были разобраны в период правления царей последующих эпох. Полученный при этом камень использовали в качестве строительного материала. Так, небольшой храм Сесостриса I из белого известняка был целиком извлечен, блок за блоком, из огромного пилона Аменхотепа III (1455–1419 до н.э.). Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо.

По сторонам двух дорог стоят сфинксы с бараньими головами, и посетитель через передний пилон может пройти к сохранившемуся до сих пор главному храму с могучими стенами, толщина которых пятнадцать метров. Стоит миновать порог храма - оказываешься в беспорядочном хаосе зданий, опор, обелисков, а также надписей и барельефов. Далее находится большой двор, обнесённый колоннадой, открытой в сторону малых храмов.

Миновав второй пилон, можно оказаться в Большом колонном зале, площадью которого более 6000 квадратных километров, что равно общей вместимости собора Святого Петра в Риме и кафедрального собора Святого Павла в Лондоне или Собору Парижской Богоматери ! Капители колонн выполнены в форме цветков и бутонов папируса.

Храмовый потолок поддерживается целым лесом колонн - их общее число составляет 134, и все они, равно как стены и потолок, украшены религиозными сценами. Это сделано для того, чтобы свет мог проникать через окна с любой стороны. Каждая колонна в высоту достигает 23 метров, что соответствует восьмиэтажному зданию. Для того, чтобы обхватить любую из колонн - потребуется как минимум 6 человек, взявшихся за руки.


Этот зал был построен Сетом и Рамзесом II, фараонами периода Исхода, о которых идет речь в Ветхом Завете. Несмотря на огромные размеры, зал не производит угнетающего впечатления на окружающих, даже наоборот - он вызывает чувство уважения и ощущение праздничности. Человек в этом зале ощущает себя муравьём, но ему здесь комфортно и удобно.


Бесспорно, архитекторы и строители карнакского храма намеревались внушить верующим чувство благоговейного трепета перед богами. Но наряду с этим, они хотели привнести в зал чувство гармонии - существенную часть египетского мировоззрения, где каждому уготовано его место.


Наружные стены зала, которые можно было разглядеть через громады строений, покрыты картинами с изображением победоносных походов царей, а также их трофеев. Эти барельефы, наряду с хрониками фараонов, обнаруженными в других местах храма - древнейший исторический источник знаний. Именно отсюда мы черпаем значительную часть информации о Египте и соседних странах. Посреди зала высится величайший обелиск мира - 39-метровый гранитный монолит красного цвета в виде устремленной вверх иглы. У него был брат-близнец, стоявший рядом, но он не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг. Эти памятники построены одной из самых колоритных цариц в истории Египта - Хатшепсут , правившей приблизительно в 1500 году до н.э. Когда египтяне сооружали статую бога или богини, фараона или знатного человека, они старались добиться как можно большего сходства с оригиналом и, таким образом, увековечить изображаемого монарха. На фото - храм Хатшепсут


Фараон всегда изображался выше других, чтобы подчеркнуть его значимость. Понятно, что фараоны не могли находиться в нескольких местах одновременно. Считалось, что жрецы, служившие в храмах Карнака , были их представителями. Их миссию символизировала статуя, действовавшая в качестве посредника между богом и человеком. Со временем жрецы стали большой силой и сосредоточили в своих руках огромные богатства.



За следующими после Большого колонного зала воротами, у святилища, где, по верованиям древних египтян, причаливали три лодки: бога Амона, его супруги Мут и их сына, бога Луны Хонса, был возведён в их честь храм, в былые времена окружённый садами. Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с Луксорским храмом. Иногда его называли "южным гаремом" Амона. На празднике "опет", который в годы XX династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов.

У южной стороны храма лежит Священное озеро, плавающие в нём гуси тоже считались священными.


Когда Эхнатон взошёл на трон, культ Амона на некоторое время ослаб. Новый правитель предпочёл Атона и повелел разрушить рельефы и саркофаги с изображением Амона. Но уже его преемник Тутанхамон приказал восстановить старый храм.



В те времена, в период Нового Царства, когда правила XVIII династия, стовратные Фивы переживали свой расцвет. На украшение резиденции фараоны щедро тратили свои несметные богатства. Но к 663 году до нашей эры неудержимый взлёт Египта сменился глубоким упадком: когда армии ассирийского царя Ашшурбанимала сожгли Фивы – трон мира, от былой роскоши остались только величественные руины храмов.


Гигантский скарабей (по-нашему жук-навозник;)), считавшийся в Древнем Египте священным


В древности территория карнакского храма по всему периметру была окружена толстыми высокими стенами из сырцового кирпича, в которых на определенном расстоянии друг от друга располагались огромные каменные ворота. К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и были связаны с древним городом Фивы и расположенной поблизости группой храмов монументальной аллеей сфинксов с бараньими головами.



Карта храмового комплекса


Карнакский храм (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта - объединяет серию построек, больше похожих на отдельный город, чем на храм. Размеры храма - 1,5 км на 700 м. Это второе по популярности место в Египте после пирамид. Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая - царице Мут, являющейся женой Амона-Ра, а третья - сыну царицы Мут и бога Амона-Ра - Хонусу, - который считался лунным божеством.

Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.

Карнакский храм, считающийся одним из самых могущественных сооружений в Египте на протяжении многих веков, до сих пор сохраняет свое величие.

Абзац истории

Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 в. до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий. Карнак состоит из 33 храмов и залов. По сути, это музей под открытым небом. У входа в Карнакский храм располагается аллея бараноголовых сфинксов.

Не удивляйтесь такому количеству баранов, всё дело в том, что баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храм.

Что посмотреть

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощный пилон, вы окажетесь на территории храма Рамсеса, справа от которого обнаружите ещё один ряд бараноголовых сфинксов, и под каждым - маленькая статуя фараона. У входа в храм возвышается статуя самого Рамсеса, а по левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Когда-то над колоннами была крыша, но после упадка храма и землетрясения 27 года до нашей эры крыша обвалилась, и теперь колонны подпирают лишь небо. Центральные 12 колонн имеют высоту 23 м. Остальные чуть пониже. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.

Вообще, полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт: то вдруг в проходе откроется вид на обелиск, то вновь возникнут уже знакомые головы фараонов, то сфинксы.

Прогуливаясь дальше по лабиринтам Карнакского храма, вы увидите пилоны, по которым можно определить границы расширения храма в былые времена, двор Аменхотепа III в виде одинокого обелиска, который расположен возле третьего и четвертого пилона. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян - огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера, или пруда омовения. Если верить легенде, нужно несколько раз обойти эту скульптуру, и тогда в жизни тебе всегда будет сопутствовать удача.

Размер священного озера - 120×77 м, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси - священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

Практическая информация

На автобусах из Каира (85 EGP, 11 часов в пути, 2 отправления в день), Хургады (30 EGP, 5 часов), Дахаба (110 EGP, 16 часов), Шарм-эль-Шейха (100 EGP, 15 часов). Но это не самый комфортный вид транспорта, который курсирует до Луксора. Из Каира можно также доехать на ночном поезде, стоимость проезда в одну сторону в купе на одного 75 USD, на двоих - около 100 USD, завтрак включен.

В течение сезона в Луксор прибывает целая армада круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее. Стоимость круизов начинается примерно с 50 USD за ночь (тип питания - фул борд).

Наконец, самый быстрый способ добраться до Карнакского храма - на самолетах. Регулярные рейсы совершаются из Каира (от 700 EGP, в пути 1 час и 5 минут) и Шарм-эль-Шейха (3 раза в неделю, от 500 EGP, в пути 1 час и 5 минут).

Попасть в Луксор ближе всего из Хургады , заказав туристическую экскурсию.

Поездка на такси обойдется вам раза в два-три дороже автобусного тура - за нее запросят от 100 USD.



Вверх