Анализ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин. Методическая разработка по литературе (7 класс) на тему: М.Е. Салтыков-Щедрин - наш современник (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

24.10.2014 5024 640 Альтергот Светлана Ивановна

Целевая установка: Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть, какова основная идея сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один Мужик двух Генералов прокормил»
Тестирование на знание текста:
1. Чем по дороге в Петербург Мужик двух Генералов кормил?
А) киселем
Б) селедками
В) вяленой воблой
Г) булками
2. Какую газету читают на острове два Генерала?
А) «Уединенный пошехонец»
Б) «Московский телеграф»
В) «Московские ведомости»
Г) «Московские новости»
3. Как Генералы отблагодарили Мужика за верную службу?
А) дали вольную
Б) взяли в Петербург в лакеи
В) выслали рюмку водки да пятак серебра
Г) назначили пожизненную пенсию
4. Как пытался заглушить голод один из Генералов?
А) сосал палец
Б) ел землю
В) откусил у другого Генерала орден
Г) жевал перчатку
5. Какой была штатская профессия одного из Генералов?
А) учитель танцев
Б) учитель каллиграфии
В) учитель словесности

Беседа:
1. Как определяет жанр этого произведения Салтыков-Щедрин? Как называется это произведение?
2. Какие признаки сказки имеет это произведение?
3. В чем необычность этой сказки? Что явно не вписывается в жанр сказки? («Московские ведомости», «регистратура», «Большая Подьячая»)
4. Вам хорошо известно сказочное устойчивое выражение «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Где оно обычно находится в сказке?
В «Сказке о мертвой царевне..» А.С.Пушкина читаем:
И никто с начала мира,
Не видал такого пира.
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
В сказках не имеется в виду ни еда, ни застолье – это лишь концовка, которая имеет смысл, что добро победило, зло наказано. А у Салтыкова-Щедрина как?
Художественное рисование.
5.Как вы представляете себе главных героев – Генералов?
6.Дайте характеристику Генералам. Какие они? Какие качества характера в них доминируют?
Заполняется схема:
Генералы
Глупость
Невежество
Никчемность
Пустота
7.Что говорит Салтыков-Щедрин о регистратуре, в которой служили Генералы? Почему ее упразднили? (В никому не нужной регистратуре служили ненужные люди. Всю жизнь они провели над составлением никому ненужных бумаг)
Дописываем в схему:

Цели:
1.Способствовать пониманию идейного содержания «Повести о том, как один Мужик двух генералов прокормил», усвоению едкого щедринского сарказма;
2. Помочь увидеть авторскую позицию, осмыслить иносказательность сказки, почувствовать глубину сатирических образов.
3. Содействовать обогащению словарного запаса учащихся образными средствами языка.
5. Воспитывать непримиримость ко злу, насилию, тупости.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки»

Цель:

    Обучающая: определить тему и идею сказки, сопоставить образы генералов и мужика, изображенные в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Развивающая: развивать умение анализировать литературное произведение, сравнивать литературные персонажи.

    Воспитывающая: воспитывать потребность ценить труд людей.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний

Прогнозируемый результат: учащиеся знают тему и идею сказки, сравнили образы генералов и мужика

Ход урока

I .Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Работа над развитием памяти

1) Викторина «Кто лучше знает сказку?»

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?

2. В чём мужик варил суп?

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

6. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

7. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

8. Из чего мужик сделал силки для птиц?

9. Как генералы вернулись домой?

10. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

11. Чем генералы наградили мужика?

III . Новая тема.

Работа над развитием памяти, речемыслительной деятельности

1) Словарная работа

Невежество – отсутствие знаний, некультурность.

2) Вступительное слово

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор затронул очень серьезную проблему: почему одни люди живут за счет других? Почему люди безропотно подчиняются другим? Что делать, чтобы подобного не было? В «Повести…» автор обвиняет общество, в котором такое возможно. Чтобы избежать цензуры, он пишет повесть в виде сказки.

3) Вопросно-ответная беседа

Почему генералы оказались на необитаемом острове? (Генералы «оба были легкомысленны», т.е. несерьезны, и за это неожиданно для себя наказаны.)

Что вы можете сказать о «биографии» генералов? (У генералов нет семьи, нет близких.) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились и воспитывались и даже состарились, следовательно, ничего не понимали, - говорит о них сатирик. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Как крестьян выпускали на «волю»? (Значительно обобрав их)

Как генералов выпустили на «волю»? (Обеспечили солидной пенсией)

Что символизирует необитаемый остров? (Символ перемен, символ новой жизни. Не случайно там оказались не только генералы, но и мужик.)

Почему генералы взволнованы? (Лишились привычного комфорта)

Что происходит с генералами?

4) Вывод: генералы начинают понимать суть вещей. Но у них нет сноровки, нет упорства, нет привычки трудиться, хотя они не раз слыхали библейскую заповедь – в поте лица добывать свой хлеб. Но они привыкли к мысли, что хлеб для них должен добывать кто-то другой.

5) Работа с текстом.

Чтение со слов «Сказано – сделано.» на с. 271 до слов «Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками»

6) Вопросно-ответная беседа

Что генералы нашли на острове? (газету «Московские ведомости»)

Подумайте, почему Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов?

7) Работа с текстом

Чтение эпизода, как генералы нашли мужика, как он выглядит: «Под деревом, брюхом кверху и положив голову под кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы» на с. 274

8) Вопросно-ответная беседа

Каково было состояние мужика на необитаемом острове? (Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов)

Как отреагировали на это генералы? (Даже отдых воспринимается как вина, и негодованию их нет предела.)

Что предпринимает мужик, чтобы прокормить генералов? («1. Полез на дерево и нарвал генералам … самых спелых яблоков, а себе взял одно – кислое.» 2. «…покопался в земле – и добыл оттуда картофелю» 3. «извлек огонь» 4. «из собственных волос сделал силок и поймал рябчика»

5. «… развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу частичку?»

Почему мужик при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

ΙΥ. Закрепление новой темы

1) Вопросно-ответная беседа

Как служит мужик генералам? («…стал в пригоршне суп варить», свил веревку, а генералы привязали его к дереву, чтобы спокойно спать.

Как мужик распорядился своей свободой? (он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело служит генералам»

Что требуют от мужика генералы? (Чтобы доставил домой на улицу Подьяческую)

Почему мужик стал даже гордиться тем, что его трудами не гнушаются генералы? (Мужик полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он рад, что сумел угодить генералам)

2) Работа с текстом. Чтение эпизода как они добрались до Петербурга.

3) Вопросно-ответная беседа

Помогли ли генералы мужику? (Ни разу не помогли ни словом, ни делом, и даже не забывали ругать мужика за его тунеядство.)

Что ожидало генералов в Петербурге? («Поехали в казначейство, и столько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Как отблагодарили мужика генералы? («Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Почему генералы и мужик по-своему несчастливы?

Ребята, а цените ли вы труд тех, кто вокруг вас: родителей, учителей, одноклассников?

Цените ли вы себя? Знаете ли вы свои достоинства?

Учащиеся записывают, а потом зачитывают свои достоинства.

4) Вывод.

Знать свои достоинства – значит знать дорогу в будущее. Человек может преуспеть там, где он силен. Следовательно, ему надо заниматься тем делом, которое по душе. Нужно знать свои сильные стороны и развивать их.

V. Подведение итогов, комментирование оценок

VΙ. Домашнее задание.

Выразительное чтение отрывка на стр. 276


Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1869 году написал сказку под названием «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она вошла в его сборник сказок и впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки»

Хотя она и называется повестью, но, тем не менее, является сказкой, ведь в «Повести» присутствуют различные сказочные мотивы. Например, начинается она словами: «Жили да были…», что свойственно для русских сказок.

И далее часто встречаются разные «сказочные» выражения, вроде «по щучьему велению» или «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И в самом повествовании встречаются события, которые не могли произойти в реальной жизни.

Однако это и не совсем сказка. Ведь герои сказок обыкновенно вымышленные персонажи, вроде Ивана Царевича или Василисы Прекрасной, а здесь герои – вполне реальные генералы и мужик. И сами генералы живут в Санкт-Петербурге, а не в вымышленном тридевятом царстве, и на необитаемом острове, на котором они оказались, находится газета «Московские ведомости».

Попав на необитаемый остров, генералы оказываются в совершенно беспомощном положении, несмотря на то, что там было много различной еды: плодов, рыб птиц.

Ведь генералы сами ничего не умели, и полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». В лице этих двух генералов Салтыков-Щедрин показывает, каким было большинство богачей того времени: ленивыми, беспомощными и глупыми. Ведь даже в газете «Московские ведомости», которая была главной газетой того времени и в которой писали о самых важных событиях, ни о чём кроме еды, не пишется.

Пробыв на острове некоторое время, генералы решают найти мужика, сказав, что «мужик везде есть, стоит только поискать его!». И действительно, в скором времени они его находят. А он, хоть и был намного сильнее обоих генералов, сразу же начинает им служить им и даже сам себе вьёт верёвку. Ведь и в жизни крестьяне за многие века притеснений настолько привыкли рабски служить своим господам, что уже и не понимали, что можно жить как-то иначе. А генералы, несмотря на все старания мужика, даже не поблагодарили его и называли «тунеядцем». И по возвращении единственной наградой мужику были «рюмка водки да пятак серебра», хотя оба генерала и были богаты.

Это отличная повесть, которая хотя и предназначена для прочтения детьми, но всё же в ней поднимаются серьёзные, недетские темы.

Обновлено: 2017-06-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

На вопрос какая главная мысль произведения салтыкова - щедрина - повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил? заданный автором Диана Богоявленская лучший ответ это М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, - народ. Нет народа - государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у читателя ничего, кроме чувства презрения.
Самодовольные, «сытые, белые, веселые» , они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь! » - так рассуждают генералы из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» .
Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! » Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь» , «стал даже суп в пригоршне варить» .
Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение мужика.
Источник: Литература

Ответ от Двутавровый [новичек]












Ответ от сложносочиненный [новичек]
1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
2. - Господи! до что ж это такое! где мы! - воскликнули оба не своим голосом.
3.-Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток. а я пойду на запад... ; может быть, что-нибудь и найдём.
4.Пошёл один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там так и кишит, так и кишит.
5. - Кто бы мог подумать, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?
6.Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.
7.Генералы поникли головой. Всё, на что бы они ни обратили взоры, - все свидетельствовало об еде.
8.- .мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
9. - Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! сейчас марш работать! .
10.Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
11.К вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг.
12....мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить


Ответ от российский [новичек]
о том что генералы бездельники и все


Ответ от Ѝдуард Алексеенко [эксперт]
Их несколько:
1.Генералы без мыла везде пролезут
2.Генералам наглости не занимать
3.Генералы жируют за счёт народа
4.Если ты не генерал, то это хреново.
..Эх, как хорошо быть генералом...


Ответ от Anna Simonyan [новичек]
Спасибо большое


Ответ от Алена Кузнецова [новичек]
1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
2. - Господи! до что ж это такое! где мы! - воскликнули оба не своим голосом.
3.-Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток. а я пойду на запад... ; может быть, что-нибудь и найдём.
4.Пошёл один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там так и кишит, так и кишит.
5. - Кто бы мог подумать, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?
6.Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.
7.Генералы поникли головой. Всё, на что бы они ни обратили взоры, - все свидетельствовало об еде.
8.- .мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
9. - Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! сейчас марш работать! .
10.Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
11.К вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг.
12....мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить



Вверх