Синонимы: определение и примеры. §8. синонимы

Стилистически нейтральный синоним - это что такое? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в материалах данной статьи.

Общие сведения о синонимах в русском языке

Прежде чем рассказать о том, что такое стилистически нейтральный синоним, следует выяснить, для чего вообще необходимы такие слова.

Термин «синоним» пришел в русский язык из греческого, synonymos в переводе означает «одноименный». То есть это слова, которые заметно различаются по звучанию, однако тождественны или близки по своему значению. Следует также отметить, что большинство синонимов принадлежат к одной и той же части речи, хотя и нередко отличаются стилистической окраской.

Приведем пример: муж - супруг, смотреть - глядеть, счастливый - радостный, здесь — тут, красивый - прекрасный, родина - отчизна и прочие.

Для чего необходимы синонимы?

О том, как заменить слово стилистически нейтральным синонимом, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется рассказать, для чего вообще они необходимы в устной и письменной речи.

Как известно, русский язык широк, разнообразен и красив. Именно поэтому во время написания какого-либо текста рекомендуется избегать повторов, используя для этого слова-заменители, то Таким образом, их основной функцией служит повышение выразительности письма и речи, а также избежание их однообразия.

При использовании синонимов их не следует путать с номинальными определениями. Ведь последние представляют собой полную тождественность.

Классификация синонимов

Абсолютно каждый синоним имеет свою особенность и определенный оттенок значения, который заметно отличает его от других аналогичных частей речи. Приведем пример: багряный — багровый, красный — алый и прочие.

Следует особо отметить, что, несмотря на то что синонимы всегда указывают на одно и то же понятие и имеют совершенно одинаковое лексическое значение, они все же различаются между собой экспрессивной окрашенностью, закрепленностью за определенным стилем и частотой употребления. Более того, существуют и такие синонимы, которые одновременно отличаются друг от друга и экспрессивной окрашенностью, и лексическим значением.

В русском языке синонимы классифицируют по:

  • Социальной оценке какого-либо предмета. Например, синонимы «зарплата» и «жалованье» отражают в себе совершенно разное отношение к вознаграждению, получаемому за труд.
  • Обозначаемым предметам. Например, синонимы «лицедей», «скоморох», «артист», «комедиант» и «актер» отражают разное отношение к профессии актера и разные периоды в развитии театра.
  • Применимости в определенном стиле речи. Так, синонимы «лошадь», «кобыла» и «конь» не всегда можно использовать в одном и том же тексте. Приведем пример: «Скачет очень гордый конь» - «Скачет очень гордая кобыла (лошадь)». Как видите, подстановка другого, близкого по значению, слова придает фразе комичный оттенок. Чтобы предотвратить такие случаи, лучше использовать стилистически нейтральный синоним. О том, что это такое, мы расскажем чуть ниже.
  • Этимологическому значению. Как правило, оно придает одному из синонимов особую окраску. Например, черты «бесстрашный» и «смелый» связывают общее понятие «отсутствие страха» (в первом случае), а также «храбрость», «решимость» и «дерзание» (во втором). В связи с этим данные слова могут применяться в контексте в качестве противоположных по значению, то есть как антонимы.
  • Отсутствию или наличию переносных значений.

Стилистически нейтральный синоним

Теперь вам известно о том, что такое синонимы, для чего они необходимы в тексте. Как было сказано выше, такие слова классифицируются по применимости в определенном стиле речи. То есть даже очень близкие по своему значению слова не всегда можно использовать в одном и том же тексте. Именно поэтому в русском языке имеется такое понятие, как стилистически нейтральный синоним. Под названным термином понимают слова, которые употребляются абсолютно во всех стилях без исключения. Более того, они могут быть использованы не только в письменной форме, но и в устной речи.

Для того чтобы представленное определение стало вам более понятно, приведем конкретный пример. Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово «мордашка»? Как известно, у него довольно много различных заменителей (например, «личико», «мордочка», «лик», «рожица» и прочие). Однако в качестве нейтрального, которое может подходить для любого стиля, выступает только одно - «лицо».

Стилистически нейтральные слова в тексте

Стилистически нейтральный синоним - это слово, никак не прикрепленное к определенному стилю книжному, просторечному), на фоне которого оно полностью лишено какой-либо стилистической окраски.

Приведем примеры:

  • Слово «бродить» представляет собой нейтральный аналог по сравнению с книжным «блуждать» и просторечным «шляться», «шататься».
  • «Будущий» - это нейтральный синоним по сопоставлению с книжным «грядущий».
  • Слово «взгляд» — по сравнению с «взор».
  • Слово «глаза» — по сравнению с «очи».

Стилистическая принадлежность

Как известно, в русском языке имеется несколько стилей:

  • разговорный;
  • художественный (книжный);
  • публицистический;
  • официально-деловой;
  • научный.

У каждого из перечисленных стилей имеются свои особенности, которые применяются как в письменной, так и в устной речи. Но для того чтобы разнообразить художественный, официально-деловой или какой-либо другой текст, при его написании или произношении следует обязательно использовать слова-заменители. Разумеется, в научной или публицистической статье не рекомендуется использовать, например, такое слово, как «ляпнет». Стилистически нейтральным синонимом его требуется обязательно заменить, если нет возможности подобрать другое, более подходящее понятие, которое бы соответствовало отдельно взятому тексту. Этому же правилу необходимо следовать и в иных случаях, когда какое-либо слово не совсем подходит для определенного письма или статьи.

Итак, рассмотрим конкретную ситуацию, где необходимо устранить слово «ляпнет». Стилистически нейтральным синонимом данного выражения послужит «скажет». Кстати, при подборе слов-заменителей следует обязательно обращать свое внимание на значение исходного в том или ином контексте. К примеру, слово «ляпнет» имеет несколько значений:

  • «говорить», «сказать», «высказываться»;
  • «запачкать что-либо».

Если для первого случая мы подобрали подходящий нейтрально-стилистический синоним ("скажет"), то во втором это сделать так же несложно. К примеру, если в тексте речь шла о том, что кто-то «ляпнет кляксу на бумагу», то данное выражение можно заменить следующим: «капнет каплю на бумагу».

Примеры стилистической принадлежности

Для того чтобы закрепить знания о том, что такое нейтрально стилистический синоним, следует больше времени уделить практическим занятиям. В нашем случае мы приведем несколько примеров, где в том или ином тексте следует подобрать слова-заменители.

Художественный стиль

Чем заменить слово «импонировали»? Стилистически нейтральным синонимом данного выражения могут вполне послужить следующие: «симпатизировали», «вызывали уважение», «нравились». Приведем еще несколько примеров:

  • «аннулировать», «упразднить» - «отменить»;
  • «прогресс» - «улучшение»;
  • «недруг» - «враг»;
  • «фрагмент» - «отрывок»;
  • «почивать» - «спать».

Разговорный стиль

Приведем еще несколько примеров:

  • "дрыхнуть" - "спать";
  • "неразбериха" - "суета";
  • "форсить" - "важничать";
  • "кляча" - "лошадь";
  • "жрать" - "есть", "кушать";
  • "клянчить" - "выпрашивать";
  • "обдирать" - "обкрадывать";
  • "реветь" - "плакать".

Научный стиль

Отличается от остальных не только тем, что имеет логическую последовательность изложения, но и тем, что содержит в себе огромное количество специфических терминов, то есть словосочетаний или слов, которые обозначают понятия специальной деятельности или какой-либо области знания. В связи с этим во время создания такого текста или подготовки устной речи очень часто возникает необходимость использования нейтральных синонимов. Следует особо отметить, что подобрать нужные слова-заменители в научной статье не всегда легко. Ведь каждый термин имеет свое особенное значение, которое довольно сложно выразить как-то иначе. Хотя нередко встречаются понятия, имеющие множество нейтральных синонимов. Рассмотрим некоторые из них:


Если в научной статье какой-либо узконаправленный термин никак не заменяется нейтральным стилистическим синонимом, то лучше использовать его в том виде, в котором он представлен. Пренебрегая этим советом, можно заметно исказить смысл текста, который в конечном итоге легко введет в заблуждение читателя, а также поспособствует дальнейшим ошибкам в какой-либо практической деятельности.

Официально-деловой стиль

Данный стиль очень часто используют во время речевого общения на официальных приемах. Следует также отметить, что такая сфера охватывает юриспруденцию, международные отношения, экономику, сферу рекламы, военную отрасль, правительственную деятельность, общение в официальных учреждениях и так далее.

Для того чтобы грамотно поставить свою речь во время публичного выступления в какой-либо организации, крайне важно использовать правильные нейтральные стилистические синонимы, дабы избежать тавтологии.

Рассмотрим несколько примеров того, как можно заменить термины и понятия, которые активно применяются в официально-деловом стиле:

  • "администрация" - "начальство";
  • "контракт" - "договор", "документ", "бумага";
  • "кредит" - "заем";
  • "аванс" - "предоплата";
  • "дипломат" - "политик", "портфель";
  • "экземпляр" - "копия" и прочие.

Публицистический стиль

Данный вид стиля используется в следующих жанрах: очерк, статья, репортажи, интервью, фельетон, ораторская речь, памфлет и другие. Для него характерно наличие логичности, эмоциональности, призывности, оценочности, а также общественно-политической лексики. Помимо всего прочего, в публицистическом стиле довольно широко применяются фразеологизмы, нейтральные понятия, торжественная и высокая лексика, безглагольные фразы, эмоционально окрашенные слова, риторические вопросы, короткие предложения, рубленая проза, повторы, восклицания и так далее.

Следует особо отметить, что такие языковые и речевые особенности используются в совершенно разных тематиках, а именно в политике, экономике, образовании, здравоохранении, криминалистики, военных темах.

Подобрать нейтральные синонимы для понятий, которые активно применяются в публицистическом стиле, довольно легко. Ведь лексика в нем имеет ярко выраженную экспрессивную и эмоциональную окраску. Помимо этого, она нередко включает в себя просторечные, жаргонные и разговорные элементы. Более того, в данном стиле довольно часто применяются и такие термины, которые характерны для официально-делового или научного стиля. Хотя в публицистике подобная лексика носит особую функцию, заключающуюся в том, чтобы создать картину событий, а затем передать впечатления от него читателю или зрителю.

Итак, приведем несколько примеров того, как можно подобрать нейтральные синонимы к словам, которые особенно часто используются в публицистическом стиле:

  • "невероятнейшее мероприятие" - "интересное событие";
  • "гражданин" - "житель";
  • "государство" - "страна";
  • "небывалой силы гроза" - "очень сильная гроза";
  • "стихийное бедствие" - "катастрофа";
  • "назрела проблема" - "появилась проблема" и прочие.

Как было сказано выше, для характерны эмоционально окрашенные выражения, которые так или иначе произведут впечатление на зрителя, читателя или слушателя. К примеру, для большего эффекта и воздействия на человека слово «страшно» (стилистически нейтральный синоним) нередко заменяется журналистами такими нагнетающими высказываниями, как «жутко», «неведомо», «тревожно», «боязно». За счет использования этих слов корреспонденты могут привлечь внимание большего количества зрителей, нежели банальными, безэмоциональными и нейтральными аналогами, которые были представлены выше.

Подведем итоги

Как вы могли заметить, нет ничего сложного в том, чтобы подобрать для специфического слова нейтральный стилистический синоним. Следует также отметить, что благодаря таким выражениям вы сможете легко составлять грамотные тексты и свою устную речь, которые будет приятно читать или слушать.

Выразительность речи усиливает употребление синонимов -- слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Синонимы (греч. synonymos "одноименный") - слова, различные по звучанию, оформлению, но близкие или тождественные по значению. Не владея синонимическим богатством родного языка, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной. Бедность словаря часто приводит к повторению одних и тех же слов, тавтологии, к употреблению слов без учета оттенков их значения. К. Чуковский, рассуждая о переводах, задавал вопросы, и сам отвечал на них: «Почему всегда пишут о человеке -- худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой -- и мало ли какие еще». Синонимы позволяют разнообразить речь, избежать употребления одних и тех же слов. Авторы умело ими пользуются, не механически замещая повторяющееся слово, а учитывая смысловые и экспрессивные оттенки.

Иногда используют несколько синонимов подряд, как бы нанизывая их, благодаря чему достигается усиление признака, действия, например:

И понял я, что клятвы не нарушу,

А захочу нарушить -- не смогу,

Что я вовеки не сбрешу , не струшу ,

Не сдрейфлю , не совру и не солгу .

(Б. Слуцкий)

Уста и губы -- суть их не одна,

И очи -- вовсе не гляделки !

Одним доступна глубина,

Другим -- глубокие тарелки !

(А. Марков)

Сталкивая в одном контексте синонимы, поэт А. Марков дает образную характеристику их стилистическому различию.

Группа слов, близких по значению, объединенных синонимическими отношениями, составляют синонимический ряд . По количеству компонентов синонимические ряды включают от двух до нескольких десятков слов: доброта -- добродушие -- благодушие -- добросердечность -- мягкосердечность. Одно из слов в каждом ряду является опорным, стержневым и называется доминантой . Оно стилистически нейтрально, более употребительно, более полно выражает понятие, общее для слов синонимического ряда. Например, в синонимическом ряду красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, пурпуровый, огненный, огневой, рубиновый, коралловый, кумачовый, кровавый, пламенный, карминный, червонный доминантой является слово красный . В словарях синонимов доминантой начинаются синонимические ряды. Не все слова вступают в синонимические отношения. Не имеют синонимов термины, имена собственные, многие наименования предметов быта: морфология, синтаксис, алгебра, Минск, вилка. К синонимам не относятся родовые и видовые понятия: одежда и юбка, жилище и изба, птица и соловей, дерево и липа.

При изучении синонимов необходимо учитывать многозначность слов. Своими разными значениями они включаются в разные синонимические ряды. Например, прилагательное тяжелый со значением "имеющий вес" объединяет синонимы тяжеловесный, увесистый, полновесный, многопудовый, стопудовый ; со значением "трудный для усвоения" составляет синонимический ряд тяжкий, сложный, недоступный; со значением "время " является членом синонимического ряда мрачное, черное, злое, смутное, лихое; со значением "жизнь" - несладкая, ужасная, трагическая, собачья. Синонимов с полностью совпадающими значениями в языке, по существу, нет. Обычно синонимы отличаются друг от друга семантическими (смысловыми) или стилистическими оттенками, в связи с чем среди них принято выделять семантические и стилистические синонимы.

Семантические (идеографические, понятийные) синонимы обозначают одно и то же понятие, явление действительности и различаются оттенками значения. Например, слова друг, приятель, товарищ обозначают общее понятие близости друг к другу. Но слово друг -- это тот, который связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (старый друг, любезный друг) . Слово приятель -- близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях (старинный мой приятель) : Приятелей много, да друга нет. Друзья познаются в беде.

Стилистические синонимы , обозначая одно и то же явление действительности, отличаются друг от друга эмоциональной окрашенностью, стилистической принадлежностью, то есть они указывают на различное отношение говорящего к одному и тому же предмету, лицу, явлению. Например: лицо, физиономия, рожа, морда, мурло, харя, рыло, ряшка, мордашка, мордочка. Существительное лицо является нейтральным в стилистическом плане. Слова физиономия, рожа, морда, рыло, харя , являются просторечными, грубыми, им свойственна эмоциональная оценка неодобрения.

Семантико-стилистические синонимы объединяют в себе свойства семантических и стилистических групп. Они различаются и оттенками значений, и стилистической принадлежностью, и эмоциональной окрашенностью. Например, слова говорить и тараторить являются семантическими синонимами, так как второе характеризует степень проявления действия (тараторить -- говорить быстро), и стилистическими (говорить -- стилистически нейтральное, тараторить -- разговорное).

Абсолютные, или полные, синонимы -- слова, тождественные по значению и стилистической окраске: языкознание -- языковедение -- лингвистика; правописание -- орфография ; Чаще всего они используются в научной терминологии, где возможно их параллельное сосуществование. Такие синонимы взаимозаменяемы, объясняются посредством друг друга. От собственно языковых, общеупотребительных, узуальных (лат. usus "обычный"), синонимов, которые фиксируются в синонимических словарях, нужно отличать контекстуальные, индивидуально-авторские, окказиональные (лат. occasionalis "случайные"), которые вступают между собой в синонимические отношения временно, только в данном контексте,. вне контекста они не будут синонимами.

При помощи синонимов можно выразить самые тонкие оттенки мысли, разнообразить и индивидуализировать речь, можно передать эмоциональное отношение к описываемому, избежать повторов, а это делает речь более образной, действенной и выразительной. Синонимы -- основа такой стилистической фигуры, как градация (лат. gradatio «постепенное повышение» от gradus «ступень, степень») -- расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.

Музыки бесполезные звуки ,

Лишние звуки ,

Неприменяемые тоны ,

Болью не вызванные стоны . (Б. Слуцкий)

Здесь у Слуцкого синонимы - эпитеты, передающие характеристику звуков, служат стилистическими приемами уточнения ненужности, бесполезности.

И я пойду, пойду опять,

Пойду бродить в густых лесах,

Степной дорогою блуждать .

(Я. Полонский)

Восток белел… Ладья катилась,

Ветрило весело звучало !

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало

План.

1. Понятие о синонимах. Типы синонимов (семантические, стилистические и семантико-стилистические; абсолютные, языковые и речевые (контекстуальные)).

2. Синонимический ряд.

3. Сочетаемость слов-синонимов с другими словами. Синонимы и многозначность.

4. Пути возникновения синонимов. Морфологические разряды синонимов.

5. Стилистическая роль синонимов. Функции синонимов.

1. Понятие о синонимах .

Разнозвучащие слова одной части речи , обозначающие одно и то же явление объективной действительности, но различающиеся оттенками значения, стилистической окраской или тем и другим одновременно, называются синонимами (греч. synonymos - одноименный).

Например, слова круглый, обрывистый, отвесный называют один и тот же признак, но с различными оттенками в значении: крутой - резко снижающийся; обрывистый - крутой и неровный; отвесный - очень крутой. Cлова лоб и чело обозначают один и тот же предмет - верхнюю часть лица, но различаются в стилистическом отношении: лоб - слово общеупотребительное, стилистически нейтральное, a чело - архаизм , употребляющийся в поэтическом стиле.

Слова возражать, протестовать, перечить обозначают одно и тоже действие, но различаются оттенками значения и стилистическим употреблением: Bозражать употребляется во всех стилях речи в значении: выражать несогласие с кем-, чем-либо, слово протестовать - книжное, имеет значении: выражать резкое несогласие с чем-нибудь; перечить употребляется в разговорной речи в значении: говорить наперекор.

Типы синонимов . Смысловые и стилистические различия позволяют выделить следующие типы синонимов: семантические, стилистические и семантико-стилистические.

Семантические синонимы - это слова, различающиеся оттeнкaми значения.

Оттeнки могут обозначать:

a) степень проявления признака : подъем, воодушевление; увлечение, страсть; приятель, дрyг; быстрый, молниеносный; горячий, жaркий; быстрo, стремительно; бежать, нестись; сердиться, злиться;

б) объем охватываемых явлений - расширение или сужение значения: договоp, соглашение; взрослый, совершеннолетний; педагогический (труд), учительский (труд); готовить, вapить; догнать, нагнать (в приведeнных парах синонимов первые слова ширe по значению, чем вторые);

в) проникновения в литературный язык диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, просторечных слов: жниво, стерня; рулевое колесо, штурвал, баранка; вop, жулик, мазурик; восстанавливать, настраивать, науськивать ;

г) развития новых значений слова: подозрительный, сомнительный, темный - ср.: темный, сумрачный, неосвещенный ; местонахождение, расположение, география (полезных ископаемых).

Морфологические разряды синонимов .

Синонимы распространены среди слов всех частей речи . Ими могут быть имена существительные: гнев, ярость; усердие, прилежание; склон, откос; волк, бирюк; прилагательные: добрый, добросердечный, человечный, отзывчивый, гуманный; наречия: дословно, буквально; вскользь, слегка, мимоходом; часто, нередко; холодно, студено; глаголы: определять, находить, распознавать, диагностировать, устанавливать, мерить, измерять, фиксировать; местоимения: всякий, каждый; некто, кто-то; что-либо, что-нибудь; сей, этот; служебные части речи: так как, потому что; чем, нежели; как, ровно; и, да; чтобы, дабы.

Следует отметить, что в синонимические отношения вступают далеко не все слова. Синонимов не имеют а) большинство слов, обозначающих совершенно конкретные предметы, признаки и действия: вода, волосы, гусь, кость, лист, лёд, книга, нога, окно, овца, песок, стекло, стул, тетрадь, белый, розовый, лежать, сидеть, таять и под.; б) собственные имена: Кирилл, Одесса, Карпаты, Дунай и др.; в) слова-термины (как правило): атом, аффикс, анальгин, бенуар, фагот и др.

5. Стилистическая роль синонимов .

Синонимы широко используются в нашей речи как стилистическое средство. С их помощью можно передать тончайшие оттенки смысла и таким образом более точно выразить свои мысли, а также разнообразить свою речь, избежать повторения одинаковых слов.

Синонимика языка , умело использованная писателями и публицистами, - средство живого и красочного отображения жизни, создания комических ситуаций, образной речи, например: У нас порой бывает дисциплина, выражаясь беспризорным языком, «занудная», скучная, дисциплина разглагольствования, понукания, надоедания болтовнёй. Вопрос о том, как сделать дисциплину приятной, увлекательной, задевающей за живое, является вопросом просто педагогической техники (Мак.).

Синонимы возникают в языке постоянно. Это обусловлено рядом причин. Одной из основных является стремление человека найти в уже известных предметах, явлениях окружающего мира какие-то новые черты и оттенки, то есть углубить и расширить существующие понятия окружающей действительности. Новый дополнительный признак понятия называется новым словом, сходным или тождественным по значению с уже имеющимися наименованиями. Например, с давних пор в языке существуют синонимы мир, вселенная с общим значением «совокупность всего, что существует, всех форм материи». Затем вошло в литературный язык слово мироздание, семантика которого отражает «системность, стройность всего существующего». В XIX веке появляется еще один синоним -- космос, семантически сходный с уже существовавшими в языке словами. В специальной литературе последних десятилетий с этим же значением употребляется слово макрокосм (как противопоставление слову микрокосм).

Иногда тождественные, а также близкие по значению слова появляются в силу того, что в различных стилях речи или в разных экспрессивно-стилистических группах один и тот же предмет называется по-разному. Например, так называемые межстилевые (стилистически нейтральные) наугад, бесплатный, вешать, карточный и многие другие имеют синонимы в разговорной речи: наобум, даровой, вздергивать, картежный и так далее. Для снижения стиля некоторые из них в разговорно-бытовой речи заменяются синонимами просторечного происхождения.

Синонимы возникают и в том случае, когда предмету или явлению действительности по сравнению с общеизвестным значением дается иная эмоциональная оценка (торжественное, традиционно-поэтическое): лекарство -- снадобье (шутливое, разговорное).

В синонимические отношения в определенных условиях могут выступать не только общеупотребительные слова литературного языка, но и ограниченные по своему употреблению лексические единицы: диалектные (или шире -- областные вообще, то есть территориально четко не закрепленные), профессиональные и так далее. Например, общеупотребительному вести (водить) синонимичны не только общеупотребительные литературные править, сидеть за рулем, но и ограниченное профессиональным употреблением крутить баранку. В одном синонимическом ряду могут находиться общеупотребительные всегда, а также когда угодно, в любое время, в любой момент и ограниченное по сфере распространения, областное завсегда; общеупотребительным -- тревога, беспокойство, волнение синонимично ограниченное в стилевом отношении разговорное переполох и территориально ограниченные, то есть диалектные сполохи, всполох и так далее.

Открытое использование синонимов - прием, при котором они соседствуют в тексте, выполняя различные функции. Так, синонимы могут уточнять то или иное понятие: «...Она вышла замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека». Нередко синонимы употребляются для разъяснения слов: «Я употреблю его [слово обыденный] в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный».

Автор может сопоставлять синонимы, обращая внимание на отличия в оттенках их значений: «Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю,- я верую теперь, да - верую, верую». Возможно даже противопоставление синонимов, имеющих значительные отличия в смысловой структуре или в стилистической окраске: «Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся!».

Обращение к синонимам помогает писателям избежать повторов. При этом синонимы не только разнообразят речь, но и вносят тонкие смысловые и стилистические оттенки в оформление высказывания.

Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (или ослабляет) значение предыдущего: «У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение»; «У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба».

Благодаря устойчивым системным связям каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими членами синонимического ряда. При этом экспрессивно окрашенные слова как бы "проецируются" на свои стилистически нейтральные синонимы. Поэтому особое впечатление производит на читателя использование лексики "предельного значения"; у Ф. М. Достоевского: «В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора»; «Вдруг в бешенстве она схватила его за волосы и потащила в комнату»; «Плюнул и убежал в остервенении на самого себя».

Выбор синонимов писателями обусловлен и особенностями их индивидуального стиля. Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.

Если анализ семантической структуры слова наглядно показывает степень самостоятельности значения слова и ее пределы, то есть характеризует системные отношения на уровне одного слова, то синонимия является одним из ярких и убедительных доказательств системных отношений в лексике в сфере группы близких по значению слов.

К лексическим синонимам относятся близкие или тождественные по значению слова, по-разному называющие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга либо оттенками значения, либо стилистической окраской, либо одновременно обоими признаками: быстрота-- стремительность; верный -- неизменный, преданный; иссякнуть -- истощиться, исчерпаться.

Поскольку лексическая синонимия -- явление семантическое, постольку наиболее существенным ее признаком будет близость или тождество значения. Именно этот признак позволяет современным исследователям говорить о так называемой нейтрализации значений слов-синонимов, то есть о стирании семантических различий между ними в определенной контекстуальной позиции и, следовательно, о возможности почти полной их взаимозаменимости: Кругом царило молчание и Кругом царила тишина, где различие в значении слов тишина (отсутствие звуков) и молчание (отсутствие произносимых звуков) стираются, происходит семантическая нейтрализация и синонимы оказываются позиционно взаимозаменимыми.

Однако и понятийная соотнесенность, то есть сходство или близость ассоциативных связей, обозначаемых словами явлений, предметов, качеств, признаков, действий, также является основанием для сближения смыслов. Если такая соотнесенность нарушается, нельзя говорить о лексической синонимии. Например, для называния того, что разграничивает различные области деятельности, человеческих отношений, представлений, эмоций и так далее в современном языке используют синонимы граница, грань, предал, рубеж, черта, линия, межа. Но даже при сравнительно незначительном изменении смысловых ассоциаций не все указанные выше слова будут одинаково синонимичны. Так, если словом граница обозначить «последнюю, крайнюю степень чего-либо допустимого», то синонимом к нему будет, наряду со словами предел, грань, еще и новое слово -- мера.

В синонимические отношения вступают далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные, названия жителей, многие конкретные наименования предметов быта. Как правило, не должны иметь синонимов термины, хотя практика создания и функционирования современных терминов дает примеры синонимии и в этой области. Более того, так называемая абсолютная синонимия (полное совпадение значений) наблюдается преимущественно именно в современных терминологиях (лингвистика, языкознание).

Центральными звеньями лексико-семантической парадигматики языка являются синонимические ряды.

Д.Э. Розенталь приводит определение синонимов, данное Д.И. Фонвизиным: “синонимом в полном смысле следует считать такое слово, которое определилось по отношению к своему эквиваленту (к другому слову с тождественным или предельно близким значением) и может быть противопоставлено ему по какой-либо линии: по тонкому оттенку в значении, по выражаемой экспрессии, по эмоциональной окраске, по стилистической принадлежности, по сочетаемости…” И.Б. Голуб считает, что важнейшим условием синонимичности слов является их семантическая близость и в особых случаях - тождество. В зависимости от степени близости синонимичность слов может проявляться в большей или меньшей мере. Например, синонимичность слов спешить - торопиться выражена яснее, чем, скажем, слов смеяться - хохотать - заливаться - закатываться - покатываться - хихикать - фыркать - прыскать, имеющих значительные смысловые и стилистические отличия. Наиболее выраженный характер получает синонимия при смысловом тождестве слов (ср.: здесь - тут, языкознание - лингвистика).

Различаются синонимы семантические, стилистические, семантико-стилистические. Семантические синонимы отличаются оттенками значений (молодость - юность). Стилистические синонимы при одинаковом значении отличаются стилистической окраской. Среди них выделяют: синонимы, относящиеся к разным функциональным стилям (межст. жить - официально-деловой проживать); синонимы, принадлежащие к одному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки (разговорный толковый - с положительной окраской, башковитый, головастый - с оттенком грубовато-фамильярным). Семантико-стилистические синонимы отличаются как по смыслу, так и по своей стилистической окраске (бродить, блуждать, шататься, шляться).

Часто одной нейтральной доминанте соответствует два стилистических ряда: с повышением и с понижением стиля.

Источником синонимов “возвышенной” окраски является книжная лексика, часто старославянизмы, слова иноязычного происхождения. В основе сниженного стилистического ряда лежат жаргонизмы, профессионализмы, разговорно-просторечные и диалектные слова.

Выделяют две функции синонимов: идеографическую и стилистическую. Идеографические синонимы различаются оттенками значения, стилистические - сферой употребления (принадлежностью к разным стилям речи) и экспрессивной окраской (экспрессивными оттенками на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда).

Д.Э. Розенталь приводит позиции, в которых по-разному выражается стилистическая функция синонимов:

  • 1) с точки зрения употребления в том или ином стиле языка (общеупотребит. (нейтр.) растратить - книжн. расточить - разг. растранжирить);
  • 2) с точки зрения принадлежности к определенной группе лексики, находящейся за пределами литературного языка (беседовать - диал. гуторить; лицо - прост. рожа);
  • 3) с точки зрения отношения к современному языку (актер - устар. лицедей; вместе - устар. вкупе);
  • 4) с точки зрения экспрессивно-эмоцинальной (воспитанник бурсы - презрит. бурсак; наказание - высок. возмездие).

Синонимы выполняют в речи функцию уточнения (Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. - С.-Щ); разъяснения (Началась анархия, то есть безначалие. - С.-Щ.); сопоставления (Врача пригласить, а фельдшера позвать. - И.); противопоставления (Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. - К.); замещения - с целью избежания повторения слов (живет - обитает; начал - заговорил - продолжал - подхватил). Исследователями выделяется также экспрессивно-стилистическая функция, которая связана с реализацией категории оценки (Старая хозяйка… говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то” - М.Г.).

Для усиления эмоциональности, экспрессивности речи используется прием нанизывания синонимов и градации (Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный. - Тих.).

Антонимы - это слова, противоположные по значению (добрый - злой, сидеть - стоять, жизнь - смерть). По структуре различаются разнокоренные и однокоренные антонимы (хорошо - плохо, красивый - некрасивый). Антонимы активно используются как средство выразительности в художественной речи.

Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы.

Стилистический прием антитезы был широко распространен еще в устном народном творчестве (ученье - свет, а неученье - тьма).

Что касается художественных произведений, антитеза чаще встречается в поэтических текстах (Да здравствует солнце! Да скроется тьма! - А. Пушкин. И ненавидим мы, и любим мы случайно… - М. Лермонтов). Писатели используют антитезу при построении заголовка произведения (“Война и мир”, “Живые и мертвые”, “Толстый и тонкий”). Публицисты также активно используют прием антитезы в заголовках статей.

Оксюморон также основан на антонимии. В основе оксюморона лежит создание нового понятия в результате объединения противоположных (контрастных) по семантике слов (начало конца, плохой хороший человек). Чаще контрастные слова объединяются как определяемое и определяющее (Люблю я пышное природы увяданье. - А. Пушкин; Пришла пора всезнающих невежд. - В. Высоцкий).

В художественной речи используется прием комической антитезы (Жил на свете частник бедный. Это был довольно богатый человек. - И. Ильф, Е. Петров); каламбуры (Где начало того конца, которым оканчивается начало? - К.П.); антифразис - употребление слова в противоположном значении (Отколе, умная, бредешь ты, голова. - И. Крылов).

Резкий сатирический эффект создает антонимическая замена одного из компонентов в устойчивых словосочетаниях: “Бюро злостных услуг”, “Долг платежом черен” (заглавия фельетонов).



Вверх