Конспект ООД по развитию образной речи старших дошкольников на примере рассматривания картины В. Васнецова «Царевна-лягушка. Описание картины В. Васнецова «Царевна-лягушка Описание картины В.М. Васнецова – Царевна лягушка художника Васнецова

Урок развития речи по русской литературе в 5

классе

Описание картины В.М.Васнецова

«Царевна-лягушка»



Учитель: Турабаева Надия Рахматулловна

СШ №16 города Актау.

Урок развития речи по русской литературе в 5 классе.

Описание картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

Цель: а)сопоставление литературы и живописи как видов искусства, раскрытие отличия литературы от живописи

б)знакомство с В.М.Васнецовым и его картиной «Царевна-лягушка

в)обучение описания картины

Ход урока:

Что раскрывает основное содержание картины?

Ответ: Основное содержание картин раскрывает, когда и где происходят события, как изображены персонажи, каковы их лица, поза, жесты, одежда.

Как художник передает её содержание?

Ответ: Он изображает только одно мгновение, один момент, самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И, глядя на картину, мы можем догадаться, что было до момента, изображенного художником, что будет после него.

Что ещё важно для раскрытия картины?

Ответ: Важна композиция картины: как расположены фигуры и предметы на полотне, кто прежде всего привлекает наше внимание, какую роль играет пейзаж.

2.Чтение картин В.М.Васнецова

Краткие биографические сведения о художнике.(заранее подготовленный ученик) Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в одно из заброшенных сёл Вятской губернии.

Сказка, песня, былина и красочное народное искусство были самыми яркими впечатлениями детства. Талант будущего художника раскрылся рано. Первые его рисунки-76 рисунков-иллюстраций к русским пословицам.

Учился Васнецов в Петербургской Академии художеств. На своих холстах он изображал сцены из народной жизни и сказочно-былинные сюжеты, передавал дух народных сказок.

В 1885 году Васнецов с семьёй переехал в Киев, где проработал свыше 10 лет. Умер художник в 1926 году.

Наиболее известны картины художника: «Богатыри», «Алёнушка», « Витязь на распутье» и другие.

Работа над картиной «Царевна-лягушка»

Рассмотрите внимательно картину и скажите, какой момент сказки изображён художником на картине?

Ответ: На картине художник изобразил тот момент, когда Василиса прекрасная приехав на пир, танцует

Кто находится на переднем плане, как изображена Василиса?

Ответ: На переднем плане изображена Василиса. Она в красивом голубом платье с широкими рукавами. Лицо у неё доброе, красивое, улыбающееся. Глаза сияют от радости. Она похожа на лебедушку, которая вот-вот взлетит в небо. Движения рук красивые, плавные. Она просто восхитительна.

Кто ещё нарисован на картине?

Ответ: Музыканты, которые не спускают глаз с Василисы, им не сидится на месте, они притоптывают, готовы пуститься в пляс вместе с Василисой.

Где происходят события, изображенные на картине Васнецова?

Ответ: События происходят в царских палатах, куда царь пригласил своих сыновей вместе с жёнами на пир.

Каково общее впечатление от картины? Что общего в ней с одноименной народной сказкой?

Ответ: Впечатление от картины великолепное. В картине очень много тёплых тонов, которые уносят нас в пленительный мир сказки: краски полотна подчёркивают очарование Василисы премудрой, воплощающей добро и красоту.

3.Составление и запись плана сочинения.

Примерный план:

1)Художник Васнецов и его картина.

2)Что изображено на картине?

3)Как Василиса попала на пир?

4)Как она танцует?

5)Каково впечатление от картины?

Сбор материала на картине.

Ребята, на что вы должны обратить особое внимание при собирании

материалов?

Ответ: Картина написана по мотивам народной сказки, поэтому следует использовать языковые средства и слова, характер и ум устного народного творчества.

1.Сюжет картины навеян русской народной сказкой.

2.Композиция картины (как расположены фигуры и предметы на полотне)

3.Колорий картины- яркий: зелёные, синие, золотистые тона подчёркивают добро, царящее в сказочном мире.

Найдите и выпишите из сказки сравнения, относящиеся к Василисе.

Ответ: Вышла из кареты Василиса Премудрая - сама как солнце ясное светится; обернулась красной девицей, русская красавица с длинной косой и большими голубыми глазами, обернулась белой лебедью.

Как она танцует?

Ответ: Она лёгкая, воздушная, танцует, словно белая лебедь плывёт.

Движения плавные, красивые. Руки как два лебединых крыла.

Каково впечатление от картины?

Ответ: Очень хорошее впечатление, на сердце становится радостно, кажется, что сам находишься в пленительном мире сказки. Василиса Премудрая как небесный ангел, очень красивый и добрый.

5.Что общего в сказке «Царевна-лягушка» и в картине Васнецова?

Ответ: И картина, и сказка создают хорошее настроение. Художник сумел передать на полотне красоту и доброту Василисы Премудрой. Чувствуется, что он покорён героиней, она дорога ему, потому что на полотне выглядит как живая.

6. Домашнее задание: написать сочинение по картине.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находиться в Доме-музее В. М. Васнецова, Москва.

Царевна-Лягушка - персонаж русских народных сказок. По обычному сюжету сказки - Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери.

Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда - нет. Царевна-лягушка обычно в сказках умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених - Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант: не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

"Царевна-Несмеяна"

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема - простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество - для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

"Царевна-лягушка"

Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

"Ковёр-самолёт"

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост . В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело - птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости .

А вот Сирин , тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг - истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью » (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали .

  • #1
  • #2

    люблю васнецова

  • #3

    Я ВЕРНУСЬ ЕЩЕ НА ВАШ САЙТ, ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

  • #4

    очень интерестно

  • #5

    Уважаемая Инесса Николаевна, огромное спасибо за Ваши труды, за помощь в подготовке уроков.

  • #6

    все круто!)))

  • #7

    Очень хорошо

  • #8
  • #9

    очень здоровский текст

  • #10

    Спасибо! Этот сайт очень помог!

  • #11

    Спасибо огромное

  • #12

    спасибо очень помогло сделать проект

  • #13

    Инесса Николаевна,добрый человек! огромное спасибо за помощь учителям! Да,вознаградит Вас Бог!

  • #14

    Спасибо за информацию я очень благодарна!Инесса Николаевна вы знаете толк в искусстве.

  • #15

    Очень помогло

  • #16

    мне понравился этот сайт

  • #17

    Уважаемая Инесса Николаевна, мне уроки готовить не надо:),но читать сайт очень интересно, спасибо Вам за заботу о детях.

Звучит музыка «Камаринская» И.П. Чайковского

Дети, как вы думаете, куда приглашает нас эта музыка?

Какие инструменты вы услышали в этой музыке?

Это инструменты современные или они использовались человеком давным – давно?

Эта музыка приглашает нас в стародавние времена, в тридевятые царства, в тридесятые государства. Догадались куда?

Совершенно верно. Давайте присядем на стульчики и посмотрим, в какой сказке мы с вами очутились.

Дети присаживаются на стульчики

  1. Рассматривание картины

Посмотрите на картину В.М. Васнецова и скажите, кто изображен на картине?

Это героиня какой сказки?

Как догадались?

Кто же здесь на картине главный и как художник это показал?

Виктор Михайлович изобразил царевну спиной к нам, и мы не видим ее лица. Как вы думаете, она красивая?

Опишите царевну

  1. Игровое упражнение «Опиши царевну»

О ее красоте можно догадаться, посмотрев на лица музыкантов, которые играют для Василисы Премудрой. Они смотрят на девушку с восхищением и улыбкой. Посмотрите, их ноги так и танцуют, а головы наклоняются в такт музыке.

В руках у музыкантов старинные музыкальные инструменты. Вы их узнали?

А еще здесь такие инструменты как виола, домра, рожок – целый оркестр!

  1. Игровой прием «Войди в картину»

А вы хотите попасть на пир к царю? Тогда предлагаю перешагнуть рамку картины и:

Походить, оглядеться. Что почувствовали?

Дотроньтесь рукой до какого-нибудь предмета. Что ощутили?

Вдохните запах. Чем пахнет?

Попробуйте что-нибудь с царского стола. Вкусно?

Прислушайтесь. Что услышали?

А хотите попробовать вместе с музыкантами, сидя потанцевать, только ножками.

  1. Динамическая пауза

Замечательные танцы у нас получились. А сейчас давайте посмотрим, что нарисовано вокруг Василисы Премудрой и музыкантов. Что мы видим?

Как вы думаете, какое время года изобразил художник?

Почему это лето?

Виктор Михайлович Васнецов для написания картины использовал, в основном, какие цвета и оттенки?

Отсюда ощущение радости, веселья и праздника.

А кто хочет подобрать палитру красок для этой картины?

  1. Игровое упражнение «Подбери палитру»

Молодец. Когда художник рисует картину, он может изобразить только один момент, один сюжет из сказки, но мы всегда вспоминаем, что было до этого и что будет потом. Кто хочет рассказать о том, что было до праздника и танца царевны на пиру?

А что будет после?

  1. Пересказ фрагментов сказки

Правильно. В картине Виктора Михайловича тоже спрятана сказка: русские декоративные узоры росписей царской палаты, старинные одежды музыкантов и их инструменты, русское платье с длинными рукавами цветом напоминающее кожу лягушки.

Вам понравилась эта картина? Вот как удивительно и интересно придумал художник, как необычно он выстроил сюжет для изображения. Я почувствовала себя в гостях на царском пиру. А вы? А хотите сплясать вместе с Василисой Премудрой?

  1. Пляска «Барыня», дети под музыку придумывают движения
  2. Рефлексия

Понравилось вам в гостях у сказки «Царевна - лягушка»?

А хотите нарисовать венец для Василисы Премудрой? Тогда попрощаемся с нашими гостями и приступим к изобразительной деятельности

Виктор Михайлович Васнецов брал вдохновение из народного творчества. С помощью него он пытался понять дух русского народа и исследовать его, передать всю его красоту и самобытность. Воплощением проявления этого стремления стала картина «Царевна-лягушка».

Перед зрителем на переднем плане предстает девушка, одетая в зелёное платье с длинными рукавами с белой сорочкой под ним. Цвет её одеяния подчеркивает природу, а белизна сорочки дивно гармонирует с изображёнными на заднем плане лебедями.

По легенде, в этот момент Василиса Премудрая находится на царском пиру. Вокруг неё на лавках изображены завороженные танцем гусляры. Махнув левой рукой, Василиса создала озёра, махнув правой – плывущих по нему лебедей.

Как только зритель вспоминает точный текст этого предания, его глазу сразу предстают детали заднего фона, на котором видны синеющее озеро, небольшие фигуры белоснежных лебедей, а вдали, перед пшеничным полем и деревенскими домиками, синеет лес.

Такие детали создают впечатление действия, разворачивающегося в полномерном пространстве. Заметно, как летящие птицы гармонируют с облаками, как будто из них и появились. Сама царевна готовится свершить ещё одно чудо. Многие художники пытались воплотить данный сюжет в своём творчестве, большинство из которых изображало героиню в тот момент, когда из её рукавов вылетали птицы. Однако только Васнецову удалось, без подобного обозначения действия, настолько живо и ярко его передать.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Царевна-лягушка», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.


Вверх