«Птица и птенцы». Тренинг формирования правил поведения в классе для младших школьников. Игры-тренинги для самореализации младших школьников

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи тренинга:

1) Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2) Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

3) Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

4) Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

5) Развитие творческого потенциала учащихся.

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.

Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж, пение) адаптированные для учащихся 1-4х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1,5-2 часов. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.

Оборудование:

  1. Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
  2. Презентация.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Листы формата А3.
  5. Фломастеры, маркеры, карандаши
  6. Ножницы, клей.
  7. Цветной картон или бумага.
  8. Журналы с яркими картинками для коллажа
  9. Фонограммы песен о дружбе.
  10. Плеер с наушниками, шарфы.
  11. Жетоны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи тренинга:

  1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
  2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
  3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
  4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;
  5. Развитие творческого потенциала учащихся.

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.

Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж, пение) адаптированные для учащихся 1-4х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1,5-2 часов. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.

Оборудование:

  1. Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
  2. Презентация.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Листы формата А3.
  5. Фломастеры, маркеры, карандаши
  6. Ножницы, клей.
  7. Цветной картон или бумага.
  8. Журналы с яркими картинками для коллажа
  9. Фонограммы песен о дружбе.
  10. Плеер с наушниками, шарфы.
  11. Жетоны

Сопроводительный текст к игровому тренингу «ДРУЖБА»

СЛАЙД

Песня «Настоящий друг» (исп. участники)

СЛАЙД

  1. Что такое дружба?

СЛАЙД

  1. У слова Дружба есть много однокоренных слов, например, слово ДРУГ, и первое

задание каждой команде найти как можно больше таких слов в течение 3х минут.

Просмотр слайда.

СЛАЙД

  1. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - кто сможет назвать такие слова?

(приятель, товарищ)

СЛАЙД

  1. Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья и что для этого необходимо?

Друг - это тот, кто… (продолжите это предложение и постарайтесь составить ещё 2-3 предложения)

(ответы команд, подсчёт баллов)

Просмотр слайда.

СЛАЙД

  1. С каким человеком вы хотели бы подружиться? Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг, какими качествами должен обладать?

« Друг должен быть… (прилагательные, продолжите это предложение и постарайтесь определить как можно больше качеств настоящего друга)

(ответы команд, подсчёт баллов)

Просмотр слайда.

СЛАЙД

  1. Чтобы стать хорошим другом, необходимо…

ИГРА «Птичьи стаи»

Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

СЛАЙД

  1. Но друзьями могут быть не только люди, но и братья наши меньшие. Давайте посмотрим на них.

СЛАЙД

  1. А сейчас я прошу выйти сюда ребят, которые расскажут нам замечательное стихотворение о дружбе. «Давайте будем дружить друг с другом…»

СЛАЙД

  1. Вы конечно знаете, что у русского народа есть много разных мудрых пословиц, среди которых есть пословицы о дружбе. Давайте вспомним их, я буду читать начало пословицы, а тот, кто знает продолжение, отвечает обязательно подняв руку.

(читаю пословицы)

(ответы команд, подсчёт баллов)

СЛАЙД

  1. Игра - конкурс «Угадай мелодию»

Сегодня все песни нашего конкурса посвящены дружбе.

За правильный ответ команда получает жетон-нотку.

СЛАЙД

  1. Наверное, в вашей жизни были моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном, потому что рядом были друзья. Бывают в жизни проблемные ситуации, когда другу необходима помощь.

Каждой команде будет дана та или иная ситуация, из которой надо найти выход, найти решение, так, чтобы не потерять ни себя в глазах друга, ни друга. На обсуждение командам даётся по 3 минуты.

(ответы команд, подсчёт баллов)

Просмотр слайда.

СЛАЙД

  1. А теперь вас ждёт творческое задание, каждой команде предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба». У вас есть журналы, листы ватмана, ножницы и клей, используя все эти материалы, вы можете выполнить совместную творческую работу, которая будет называться «Дружба». А жюри в это время подсчитает количество набранных командами баллов.

Подведение итогов, награждение всех участников.

Мы с вами очень дружно трудились, и поэтому я думаю, что сегодня нет побеждённых. Сегодня победила ДРУЖБА!

Раздаточный материал :

Дополнительные варианты игр и упражнений.

Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.

Диалог стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья»

Игра «Пойми меня»

Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй – ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.

Цель:

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Задача:

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

Обсуждение:

Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи” . Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход” . Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами” . Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации»

Элементы несогласия, даже насилия (критика, споры, гнев, обиды) в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своей обиды, не выругаться - практически невозможно. Но и в таком состоянии следует помнить о достоинстве и неприкосновенности личности, а, следовательно, о запрете на ругательства. Следует помнить, что в жизни случаются ситуации, когда чьи-то взгляды, мнения, жизненные позиции не совпадают. Тогда следует попробовать поставить себя на место другого, не забывать про юмор и шутку, но не подтрунивать, и не злоупотреблять иронией (Ф. Ницше сравнивал ироничного человека с собакой, которая кусает и одновременно машет хвостом), то есть вести себя, как культурный человек.

А как быть, если собеседник агрессивный? Для такого случая существуют эффективные способы взаимодействия. Агрессивному собеседнику следует дать выговориться, при этом следует поддерживать постоянный контакт глаз, не прерывать его, не давать советов, подводить итог тому, что услышали, делать рефлексивные замечания, показывая, что вы понимаете его состояние. Если агрессивный собеседник почувствует, что к его потребностям относятся с уважением и не отвечают агрессией на агрессию, то станет менее воинственным и вспыльчивым.

Психологический комментарий. Материал беседы подчеркивает, что в эмоционально напряженной ситуации культурный человек не сквернословит. Практические советы по взаимодействию с агрессивным собеседником развивают психологическое воображение участников и содействуют развитию умения моделировать похожие ситуации.

Упражнение «Общение с агрессивным собеседником»

Участники делятся на пары. Один — агрессивный собеседник, который предъявляет претензии, обвиняет своего партнера, оскорбляет: «Ты всегда опаздываешь. Никогда на тебя нельзя положиться. Несобранный, болван». Второй должен разговаривать с ним так, чтобы не перейти границы дозволенного и нейтрализовать агрессивного собеседника. Ему запрещается объяснять, оправдываться или обвинять. Задача второго участника - ответить так, чтобы выяснить причину агрессивной позиции другого человека.

Психологический комментарий. Упражнение учит проявлять эмоциональную стойкость, не поддаваться на провокации другого, развивает умение использовать активное слушание и взаимодействие.

Упражнение «Контраст» (средство эмоциональной саморегуляции)

Психолог. Сядьте удобно, сожмите правую руку в кулак (максимально сильно). Держите сжатую руку около 12 секунд. Расслабьтесь, и с закрытыми глазами прислушайтесь к ощущению снятого напряжения (это может быть тепло, жар, пульсация, набухание подобное). То же повторите левой рукой, затем чередуйте напряжение и расслабление двумя руками одновременно. (Руки должны дрожать от напряжения. Пауза — 10 секунд.) Как средство саморегуляции можно использовать другие похожие упражнения.

Психологический комментарий. Дети учатся быстро снимать напряжение, раздражение, снижать агрессивность, мобилизоваться в ситуации растерянности, сильного волнения.

Беседа «Сквернословлю, потому что это «круто»!»

Анализ анкет выявил, что немало детей сквернословит, «потому что считает, что это «круто», потому что, мол, «крутой» — означает «сильный». Мы попытались объяснить, что это не так, используя такую схему

А. «Крутой = самоуверенное поведение + много агрессии».

Б. «Сильная личность = уверенное, взвешенное, адекватное поведение + много поддержки и доброты».

Итак, «крутой» проявляет физическую и вербальную агрессию, для него это, как правило, самоцель. А на самом деле сильный использует свою силу для утверждения добра и справедливости.

Детям были предложены сравнительные характеристики «крутой» и «сильной» личности.

1. Сильная личность - это человек, который умеет овладеть собой, а не другими; умеет принимать решения сам, а не делает это за других; сильная зрелая личность сначала собирает факты, а потом принимает решение, и поэтому является открытой для общения.

2. «Крутые» часто сталкиваются с сопротивлением и агрессией в отношении себя, потому что люди не хотят, чтобы их кто-то контролировал; незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет под него факт, и поэтому часто является подозрительной.

3. Сильную личность любят, а «крутого» — боятся.

4. Во время спора сильная личность не ограничивает права других, а «крутой» отстаивает позицию «Я прав, ты — нет», которая зачастую сопровождается оскорбительными словами. Чтобы стать сильной личностью, нужно научиться избегать негативных оценочных суждений — «придурок», «идиот» и тому подобное. Эти слова вызывают «злые» мысли, вызывают раздражение и гнев.

Такое состояние провоцирует грубую брань. «Злые» слова, независимо от того, произносятся ли они вслух или молча, имеют такие особенности:

Драматизируют ситуацию — она становится «ужасной» и «катастрофической»;

С помощью этих слов вы утверждаете, что «ничего нельзя исправить» и не ищете выхода из ситуации;

В этих словах непременно вспоминается то, что кто-то перед вами в чем-то провинился; мысль фиксируется на требованиях, которые выдвигаются к другим, — «ты должен», «я требую», «никто не имеет права».

Чтобы побороть «плохие» слова, нужно уметь переключаться на «волну умеренности». Примером здесь может быть такая позиция: «Зрелый человек мир видит реалистично. Стоит помнить о том, что люди не могут быть безупречными и имеют право на ошибки, что никто (даже родители) не пришел в этот мир для того, чтобы удовлетворять мои требования и ожидания».

Чтобы уметь побороть свой гнев и предупредить употребление сквернословия, мы создали схему:

Вспомните и запишите в черновике ситуацию, провоцирующую сквернословие;

Опишите ситуацию объективно, как бы ее зафиксировала видеокамера;

Определите цель употребления ругательств (установление контроля над другими; избегание кого-то или чего-либо; месть; победа в споре; защиту своих прав);

Запишите свои «злые» слова;

Предложите альтернативу в виде «умеренных» мыслей;

Попробуйте почувствовать, какие новые чувства появились у вас теперь.

Для того, чтобы не пользоваться в затруднительных ситуациях ненормативной лексикой, человек должен уметь: уверенно попросить, твердо и уверенно требовать, адекватно отвечать на справедливую и несправедливую критику, не позволять манипулировать собой, твердо отказать.

Психологический комментарий. Беседа позволяет снять знак равенства между понятиями «крутой» и «сильный», раскрывает особенности «плохих» слов, а предложенная схема - развивает воображение и умение моделировать определенные ситуации.

Упражнение «Отойди, ты мешаешь»

Проводя коррекционные занятия, мы уделили внимание сквернословию в межличностном общении разных возрастных категорий, ведь именно в таких ситуациях звучит больше неприличных слов.

Прежде всего, наши усилия были направлены на то, чтобы люди начали замечать собственное сквернословие. Для этого им было рекомендовано несколько упражнений. Мы предлагали нейтральную фразу-просьбу (например: «Отойди. Ты мешаешь») и просили произнести ее в различных вариантах:

Оскорбительный тон с грубыми словами;

Презрительный тон с обидными словами;

Злым тоном, с насмешкой;

Сказать так, чтобы человек не обиделся.

Эти фразы можно было дополнять другими словами, чтобы достичь поставленной задачи. Во время обсуждения практически в каждой группе педагоги замечали, что участник тренинга мужского пола эту фразу минимизируют до единого слова «Отвали», которое звучит грубо, свысока и пренебрежительно. А самыми примитивными просьбами участниц тренинга были высказывания, произнесенные крикливо, со злостью, как приказ. При обсуждении упражнения целесообразно ограничиваться несколькими типичными негативными примерами, основное внимание направить на то, что существует множество способов произнести эту фразу в приемлемой форме.

Психологический комментарий. Участники тренинга отрабатывают умение адекватной коммуникации, социальной перцепции. Упражнение способствует минимизации неадекватных эмоциональных реакций.

Игра-соревнование «Кто быстрее скажет комплимент»

Выбирают 2-3 пары участников. Каждый из пар становится друг напротив друга на расстоянии примерно 5-7 м и поочередно говорит другому комплимент. Повторяться нельзя. Одно слово - 1 шаг. Побеждает та пара участников, которая быстрее других встретится друг с другом. В результате игры оказалось, что люди не очень умеют «дарить» друг другу комплименты. Последние шаги давались очень трудно. Особенно беспомощными были те, которые использовали в качестве комплиментов однообразные, простые фразы: «котик», «зайчик», «лапуся», «солнышко», «умница», «красавчик», «золотце». Игра оживилась, когда мы несколько изменили задачи. Участникам было предложено говорить о себе обидные слова. Скорость, с которой они «подоспели» друг к другу, вызвала в группе смех.

Психологический комментарий. Игра наглядно иллюстрирует всем, то, насколько хорошо они умеют обижать друг друга и не умеют говорить приятных слов.

Групповые дискуссии

Участникам предложили для обсуждения следующие высказывания:

- «Из привычки так или иначе сквернословить вытекает привычка к совершению дурных поступков». (Аристотель.)

- «Человек, заговори, чтобы я тебя увидел». (Сократ.)

- «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани». (Поговорка.)

- «Язык - это действия, происходящие между людьми». (Гегель.)

- «Сквернословие - повседневная кутерьма. Вы принимаете в нем участие?»

Психологический комментарий. Такой способ организации занятия развивает умение слушать и взаимодействовать с другими, приучает к анализу мыслей, размышлению вслух. Активное участие в дискуссии стимулирует формирование негативного отношения к сквернословию из-за того, что такая позиция не навязывается сверху, ее производят во время разговора сами участники.

Упражнение «Да»-диалог, «нет»-диалог»

Ведущий выбирает двух участников, которые должны вести диалог. Один из них произносит любую фразу, а другой сразу выражает свое согласие с тем, что сказано. Главной задачей было со всем соглашаться, отражая мысли партнера. Другие двое участников демонстрируют ситуацию «нет»-диалог». Задача участников - не соглашаться с мнением партнера, возражать ему вежливо, но настойчиво. Аналитики следят за тем, чтобы участники игры не выходили за рамки заданного режима: в первом случае не стали отрицать, во втором — не проявлять поддержки.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность убедиться в том, что и в ситуации согласия, и в ситуации несогласия можно обойтись без сквернословия.

Упражнение «Слова, которыми я оскорбляю и какими оскорбляют меня»

Для того, чтобы стимулировать рефлексию своего речевого поведения, участники выполняли такое задание: лист делили пополам, слева писали те слова, которыми их оскорбляют, а справа - те, которыми они оскорбляют других. Анализ ответов выявил, что слов, которыми обижают их, вспоминаются гораздо больше, и эти слова разнообразнее. А тех слов, которыми обижаешь сам, помнится гораздо меньше, вспомнить их было «трудно», они были типичными.

Психологический комментарий. Упражнение позволяет каждому участнику игры понять тот факт, что брань, которую употребляют другие, не всегда осознается, не запоминается, проходит мимо внимания. С другой стороны, если ты — адресат, то и незначительные замечания, оскорбления лучше запоминаются.

Ролевая игра «Суд над сквернословием»

Предусматриваются следующие роли:

Судья;

Прокурор;

Защитник (адвокат);

Подсудимый (сквернослов);

Свидетели обвинения;

Свидетели защиты;

Присяжные (остальные участники группы).

В игровой форме происходит обвинение на конкретных жизненных ситуациях такого явления как сквернословие. Во время судебного заседания следует осуществить разоблачения сквернослова прокурором, осуществить защиту адвокатом, обозначить определенное отношение свидетелей. Роли «сквернословие», «адвоката» и «свидетелей защиты» следует распределить между учениками, которые считают, что сквернословие имеет право на существование. Остальные ролей - для участников, которые думают иначе. Далее роли можно менять. Условиями проведения игры является соблюдение определенных норм и правил поведения: корректность обращений друг к другу, логичность и аргументированность, требование уважать достоинство «оппонента».

Психологический комментарий. Такая форма занятия позволяет сопоставить противоположные позиции, тактично опровергнуть «положительные» характеристики «сквернословия», силой аргументов самих участников убедить тех, кто еще остался сторонником «сквернословия».

Предполагаем, что те участники, которые согласно своих ролей обвиняли «сквернословие», такую же активную позицию будут проявлять и в дальнейшем.

Упражнение «Совет»

Психолог. Представьте себе, что вы обратились к мудрецу за советом: «Как мне справиться со сквернословием?» Какой совет он вам даст?

Обсуждение ответов детей позволило сформулировать следующие советы:

Совершенствоваться в родном языке, расширять свой активный и пассивный словарный запас;

Воспитывать в себе гуманные черты — доброту, милосердие, уважение к старшим;

Стремление к достойной жизни несовместимо с недостойными мыслями и словами;

Воспитывать себя сильной личностью, которая умеет управлять своими эмоциями и уважает чувства других;

Уметь объективно оценивать ситуацию, нейтрализовать свой гнев;

В трудных ситуациях научиться использовать «Я-сообщения»;

Помнить о том, что брань - грех;

Для того, чтобы постепенно отвыкать от привычки сквернословить, нужно сужать круг лиц, при которых могли выражаться вслух (сначала не сквернословить при пожилых людях, далее - при детях, затем — при родителях, учителях, одноклассниках, сверстниках, вообще не ругаться).

Психологический комментарий. Упражнение имеет проективное значение и требует активного участия каждого участника, оно помогает каждому осознать, какие он имеет средства для борьбы со сквернословием и на какие средства рассчитывают другие.

Составление «Памятки запретов»

Суть запретов, касающихся культуры общения, в том, чтобы предупредить неуважение к собеседнику, к его взглядам, помочь людям избежать конфронтации, достичь согласия.

Запреты на тон слова

Оскорбительный;

Крикливый;

Злой

Запреты на выражения и высказывания

Грубые;

Пренебрежительные;

Презрительные;

С угрозами и запугиванием;

С искажением мысли собеседника;

С насмешкой;

Такие, что провоцируют резкую реакцию.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.



Вверх